Турнир грамотеев.
план-конспект занятия по русскому языку (5 класс) на тему

Аксёнова Татьяна Владимировна

Внеклассное мероприятие по  русскому языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon _private_metod_turnir.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие по русскому языку
для учащихся 5 класса

Турнир грамотеев

Здравствуйте, ребята, уважаемые жюри. Сегодня мы проводим турнир грамотеев, который покажет кто не ленился, а усердно изучал русский язык, который поможет расширить ваши знания в области русского языка.

Русский язык – это национальный язык русского народа, один из богатейших языков мира, поэтому к языку, к слову русскому, нужно относиться очень бережно.

О красоте и богатстве русского языка высказывались многие поэты  и писатели:

«Дивишься драгоценности нашего языка, что ни звук, то и подарок.» (Н. В. Гоголь)

«Русский язык неисчерпаемо богат и всё обогащается с быстротой поражающей.»

Некоторые строчки я вам напомню:

Язык наш прекрасный –

Богатый и звучный,

То мощный и страстный,

То нежно-певучий.

В нем есть и усмешка,

И меткость и ласка.

Написаны им        

И рассказы, и сказки

Страницы волшебных,

Волнующих книг!

Люби и храни

Наш великий язык!

Итак, в турнире принимают участие четыре команды. Капитаны, представьте свои команды.

1. Команда «Грамотеи»

 

Девиз: «Грамоте учиться всегда пригодиться».

2. Команда «Везунчики»

 

Девиз: «Бороться, искать, найти и не сдаваться».

3.Команда «Алфавит».

 

 й

Девиз: «Алфавит один за всех и все за одного».

4. Команда «Умники и умницы».

 

Девиз: «И пусть острей кипит борьба сильней соревнование.  Успех решает не судьба, а только наши знания».

Разрешите вам представить неподкупное жюри:

Будет баллы строго ставить,

За ошибки вас журить.

Надо очень постараться

Веру в нас не обмануть.

Ну команды, вы готовы?

Что ж, желаю в добрый путь!

I. Итак, наш первый конкурс знатоков народной мудрости.

Пословицы недаром молвятся,

Без них прожить никак нельзя!

Они великие помощницы

И в жизни верные друзья.

Я буду зачитывать первую половину, а вы должны восстановить вторую. За каждый правильный ответ вы получаете один балл. Если знаете, то поднимаете руку.

  1. Без труда (не вынешь рыбку из пруда).
  2. Не рой яму другому (сам в неё попадешь).
  3. Как аукнется (так и откликнется).
  4. Не имей сто рублей (а имей сто друзей).
  5. Друзья (познаются в беде).
  6.  В одно ухо влетело(а в другое вылетело).
  7. Встречают по одежке (а провожают по уму).
  8. Рыба ищет (где глубже, а человек, где лучше).
  9. С миру по нитке (голому рубаха).
  10. Сколько волка ни корми ( а все равно в лес смотрит).
  11. Заставь дурака молиться, Богу молиться (он и лоб расшибёт).
  12. Не плюй в колодец (пригодиться воды напиться).
  13. Не родись красивой (а родись счастливой).
  14. Не зная бороду (не суйся в воду).

II. Следующий конкурс называется «Черный ящик».

У меня приготовлен черный ящик, в котором некие предметы, я своими объяснениями постараюсь намекнуть, что лежит в ящике. ваша задача – за время моего объяснения угадать этот предмет и принести команде 1 балл.

1 команда.

Она очень маленькая, но с ее помощью можно прервать жизнь сказочного героя, отличающегося своей чрезмерной худобой.

Глупый человек будет искать ее в стоге сена, а тот, кто очень волнуется, будет на них сидеть! Новая одежда только с ней.

(Иголка)

2 команда.

В неё можно поместить водоплавающую птицу, но все будет безрезультатно. Её можно толочь в ступе и носить в решете. Можно прятать в неё концы и водить по ней вилами. Она бывает мертвая, живая и на киселе. А если вы не хотите отвечать на мой вопрос, то её можно в рот набрать. Но в ваших же интересах на неё ответить. Чего это ?

(Вода)

3 команда.

Её нужно съесть пуд, чтобы чему-нибудь научиться. Давным-давно она была почти на все золото. Её помешать гостю прямо в яства. Если гостя уважали, то клали этого много, а если нет – то вообще не клали. Что же это за съедобный предмет?

(Соль)

4 команда.

Он может бить, а может открывать дверь. Он может быть мокрым, быть сухим. Иногда его можно потрогать, а иногда это всего лишь средство для разгадки или понимания чего-либо. Что ж находиться в этом черном ящике?

(Ключ)

Жюри подготавливает итоги. 

III. Посмотрите сценку. В этой сценке содержащей вопрос! Сценка «На необитаемом острове». (Колодкина А., Сорокина А. )

Книга «Русский язык 5-9 классы». Интеллектуальный материал. (Познавательные игры, турниры, викторины). Авторы-составители: Т. А. Курушина, В. А. Высистая. Волгоград. Учитель. 2009 г.  с 15.

Спасибо.

Ребята, на нужно спасти девочек, исправить ошибки.

Исправленный вариант: Мы, ученики Судиславской средней школы, попали на необитаемый остров и просим помощи. Нас нельзя оставить на острове.

IV.Проверка домашнего задания.

  1. Стихотворение «Слово о словах».
  2. Стихотворение Якурнова.
  3. Сказка о суффиксах и приставках.
  4. Сценка «Вежливый Петрусь».

Вопрос всем командам: Был невежлив Петрусь или нет?

V. В связи с этим такое задание – Речевые ситуации!

  1. В школе навстречу вам идёт учитель, который в вашем классе не преподает. Обязательно ли здороваться? Как вы это сделаете? Что скажете?
  2. Учитель занят, разговаривает или проверяет тетради! Вам хочется о чем-то спросить. Ваши действия и слова.
  3. Вы едете в переполненном транспорте, увидели бабушку, которая находится недалеко от вас. Ваши действия.

Хорошо, что у нас в классе есть грамотные ученики, а то эти девочки так бы и остались на необитаемом острове.

Предлагаю вашему вниманию ещё одну сценку! «На уроке»

Учитель: Расскажи, Петров, о сложном предложении.

Петров:  О сложном предложении. Ну вот, значит, сложное предложение, это, значит, так сказать, простое, которое простое, так сказать, значит, состоит из двух, значит, простых предложений, значит в одно целое по смыслу и предложению. Сложное предложение, бывает, ну как это! Ага, вспомнил, сложносочиненное предложение и сложноподчиненное предложение. Сложносочиненное предложение называется, значит, предложением, которое вот это, ну, состоит из самостоятельных предложениях соединенных сочинительными союзами, а сложноподчиненное предложение – это, значит, понимаете, ну вот, такие, в которых, простые предложения соединены, ну каких, ну, подчинительных союзах.

(Во время ответа учительница что-то подчитывает).

Учитель: Садись, Петров, 2.

Почему?

Ответ: За культуру речи – 2. Из 80 слов у мальчика употреблено нужных 50 и «сорняков» - 30. (слова «паразиты»).

 «Телефонный разговор».

 - Вам звóнит учительница Тощакова Т. В.

 - Не верю – прервал Алесей (Алексей повесил трубку).

 Через минуту звонок.

 - Вам звóнит преподавательница Тощакова Т. В.

 - Не верно!

В третий раз звонок:

 - Товарищ Брянцев, Вам звóнит  преподавательница. Ну почему Вы не верите?

Почему мне не поверили?

Ответ: Потому что правильно говорить звонúт, а не звóнит.

VI. Игра «Найди новое слово».

Пользуясь данным словом, составить новые. Кто больше? 5 минут.

Имя существительное.

За каждое вновь полученное слово – 1 балл.

Промокашка!

Ответы:

кашка

мор

карп

рок

ком

ром

мошка

шар

шапка

кок

прок

каша

мок

марш

мрам

VII. Фонетические вопросы-загадки.

Ребята, Вам надо отгадать загадки и сделать фонетический разбор отгадок.

1 команда.

  1. По волнам гуляет зонтик,

Если встретите – не троньте!

Вот так чудо, вот так диво:

Зонтик  жжется как крапива.

(Медуза)

  1. Живет она между камнями,

Голова с четырьмя ногами.

(Черепаха)

2 команда.

  1. Летом за пахарем ходит.

А под зиму с криком уходит.

(Грач)

  1. В воде живет,

Нет клюва, а клюет.

(Рыба)

3  команда.

  1. Стой, плотва и караси!

И пощады не проси:

Я хозяйка здесь, в пруду,

На охоту я иду!

(Щука)

  1. Домовитая хозяйка.

Пролетает над лужайкой.

Похлопочет над цветком –

Он поделится медком.

(Пчела)

4 команда.

  1. Весь день в воде,

А водой не насытится.

(Утка)

  1. В болоте плачет,

А из болота не идет.

(Кулик)

VIII. Конкурс капитанов.

Без подготовки правильно произнести написанные слова.

1 команда.

Чтобы, шофер, шоссе, фарфор, упростить, торты, скучный, силос, сантиметр, выздороветь, была, дала.

2 команда.

Алфавит, доска, у доски, на доску, кашне, квартал, магазин, модель, облегчить, партер, портфель, тьма.

3 команда.

Ателье, досуг, звонить, километр, конечно, музей, пустячный, столяр, тест, теннис, яичница, углубить.

 4 команда.

Что, щавель, начать, чтобы, булочная, цемент, каучук, свекла, положить, понял, расположить, свитер.

IX. «Чтение скороговорок».

Скороговорка – это быстрая речь, искусственно, ради забавы придумано.

Фраза с трудно произносимым подбором звуков, которое нужно произнести быстро, не запинаясь.  

Прошу выйти из каждой команды по одному человеку. Вот здесь, на листах, записаны скороговорки. вы читаете скороговорки про себя. А теперь посмотрите на чьем листочке стоит цифра один, тому первому надо быстро произнести вслух.

Скороговорку надо прочитать три раза и постараться сделать это без ошибок.

Скороговорки:

1 команда.

Шит колпак, да не по – колпаковски, надо колпак переколпаковывать.

2 команда.

Расскажу я про покупку, про крупу да подкупки.

3 команда.

Два дровосека, два дроворуба, два дровокола.

4 команда.

Три дровосека на трёх дровах дрова рубят.

X. Блиц-опрос.

Отгадайте слова по лексическому значению:

  1. Какое  русское слово состоит из 3-ех слогов, а указывает на 33 буквы? (Алфавит).
  2. Какое слово принадлежит только тебе, а употребляется чаще другими, чем  тобой? (Имя).
  3. В названии какого дня недели есть удвоенная согласная? (Суббота).
  4. Какой раздел науки о языке изучает его звуковую сторону? (Фонетика).
  5. Какой падеж существительного никогда не употребляется с предлогами? (Именительный).
  6. В каком слове отрицание нет слышится сто раз? (Стонет).
  7. Что общего у дня и ночи (Ь на конце слова).
  8. Что у цапли впереди, а у зайца сзади? (Буква ц).
  9. В каком слове сорок гласных? (Сорока).
  10. В каких словах по 100 согласных? (Стог, стол, стоп, сток).
  11. Какую часть слова можно найти в земле? (Имя существительное).

Вот и закончился наш турнир. Жюри прошу подвести итоги. Я хочу поблагодарить всех ребят, принявших участие в этом турнире.

Слово предоставляется жюри.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Турнир грамотеев.

Внеклассное мероприятие по русскому языку...

Турнир грамотеев (игра в «Клубе весёлых и начитанных»)

Турнир грамотеев (игра в «Клубе весёлых и начитанных», 6 класс)...

Развлечение "Турнир юных грамотеев"

quot;Турнир юных грамотеев" это сценарий логопедического развлечения с участием детей подготовительной группы и их родителей....

Внеклассное мероприятие по русскому языку 6-7 кл. «Турнир грамотеев».

Развивать орфографическую зоркость; воспитывать чувство товарищества, умение работать в команде. формировать бережное, уважительное отношение к русскому языку....

Турнир грамотеев (игра в «Клубе весёлых и начитанных», 6 класс)

Турнир грамотеев (игра в «Клубе весёлых и начитанных», 6 класс) ...

Внеурочное занятие по русскому языку «Турнир грамотеев»

Цели:  проверить знания учащихся по русскому языку в игровой форме;Задачи:- формировать положительную мотивацию к изучению предмета;- воспитывать  любовь  к родному языку;- развивать ре...

Городской конкурс по русскому языку «ТУРНИР ГРАМОТЕЕВ»

можно использовать для проведения внеклассных мероприятий...