Городской конкурс по русскому языку «ТУРНИР ГРАМОТЕЕВ»
материал по русскому языку (6 класс)

Шилина Ольга Васильевна

можно использовать для проведения внеклассных мероприятий

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gorodskoy_konkurs_po_russkomu_yazyku.doc271.5 КБ

Предварительный просмотр:

Городской конкурс по русскому языку

«ТУРНИР ГРАМОТЕЕВ»

Цель конкурса: расширить  словарный   запас и  кругозор обучающихся, углубить знания учащихся о богатстве, выразительности, образности русского языка;

Задачи конкурса:

1.Расширить знания учащихся о русском языке, формировать культуру речевого общения, способствовать повышению грамотности учащихся;

2. В игровой форме повторить знания по следующим разделам русского языка: «Лексика», «Фразеология»,  «Морфология», «Орфография»;

3. Развивать познавательный интерес, потребность в расширении кругозора и углублении знаний по русскому языку;

4.Формирование связей ученических коллективов школ города, организация  взаимного общения, развитие потребности учащихся в повышении своего интеллектуального уровня.

5.Воспитывать бережное  отношение к слову, гордость за свой родной язык, потребность его сохранять.

Слайд 1

«Как будто целый мир тебе знаком,

Когда владеешь русским языком.

Вот почему всем близок чистый, ясный,

Народа русского язык прекрасный». 

                                                И. Гришашвили

Слайд 2

     

Я люблю свой родной язык!

Он понятен для всех,

Он певуч,

Он, как русский народ, многолик,

Как держава наша, могуч.

Он язык луны и планет,

Наших спутников и ракет,

На совете за круглым столом

Разговаривайте на нем:

Недвусмысленный и прямой,

Он подобен правде самой.

А. Яшин                 

Ведущий: Добрый день, дорогие ребята! Коллеги! Я рада приветствовать всех на   турнире   Грамотеев по русскому языку.

Мой юный друг!

Сегодня ты пришёл вот в этот зал,

Чтоб посидеть, подумать, отдохнуть,

Умом своим, конечно же, блеснуть.

Русский язык один из древнейших и красивейших  языков мира. По последнему свидетельству языковедов стали забываться его красоты. За рубежом России проживают около тридцати миллионов человек, для которых русский язык является родным. Кроме того, сто восемьдесят миллионов человек его изучают. Таким образом, русский язык является языком глобального общения.  

Слайд 3

    К.Г.Паустовский писал: «Наш язык - наш меч, наш свет, наша любовь, наша гордость».

Глубоко прав и И.С.Тургенев, сказавший,  что такой великий язык мог быть дан только великому народу.

( Звучит в записи стихотворение в прозе И.Тургенева «Русский язык»).

И сейчас давайте поприветствуем участников нашего турнира  -  учащихся 6-х классов.

Перечисляю команды:

МБОУ «СОШ № 1»,   МБОУ «СОШ № 5»,  МБОУ «СОШ № 29» , МБОУ «СОШ № 30» ,  МБОУ «СОШ № 31»,   МБОУ «СОШ № 32» ,  МБОУ «СОШ № 36» , МБОУ «СОШ № 37»,   МБОУ «СОШ № 42» ,  МБОУ «СОШ № 43» , МБОУ «Лицей №3.

За каждое правильно выполненное  задание, ребята, вы можете  получаить от 1-5 баллов, на столе у вас лежат карточки с цифрами, с вами за столом будет сидеть эксперт, который будет подымать карточку с цифрой, полученных баллов, а жюри будут вносить эти баллы в протоколы.

Очень скоро Турнир сейчас начнется - работа и для жюри  найдётся.  (Представление  членов жюри).

Председатель жюри: 

Качкова Лариса Владимировна-учитель рус. языка и литературы СОШ № 31

Члены жюри:

Зимина Светлана Владимировна- учитель рус. языка и литературы СОШ № 36

Клявза Анжела Викторовна –учитель русского языка и литературы СОШ № 30

Антропова Ирина Анатольевна – учитель английского языка СОШ № 31.

Ни пуха  ни пера. Начинаем наш турнир.

Слайд 4

Конкурс № 1 «Домашнее задание»  - выступление в стихах или прозе о красоте и величии русского языка   Время    выступления- до 1 минуты. Приветствуются собственные сочинения.

Начинаем по порядку, а жюри оценивает ваше чтение.  Выставляет баллы в протокол.          

Спасибо большое за чтение.

Наш русский язык красив и певуч, в чем мы сейчас и убедились.

А теперь немного разомнемся.

Слайд 5

2 конкурс «Разминка». Командам по очереди я буду задавать вопрос, а вы отвечаете, если нет ответа, то ответ дает команда, которая вперед подняла руку. А жюри выставляет баллы.

1.Оно имеется у каждого слова. ( лексическое значение)

2. Как называются слова с противоположным значением? (антонимы)

3. Какое название имеют устойчивые сочетания слов? ( фразеологизмы)

4. Слова, разные по написанию, но близкие по лексическому значению (синонимы)

5. Назовите антоним слову здесь (там)

6. Слова, вышедшие из употребления ( устаревшие)

7. К какой группе слов относятся слова весело и радостно? (синонимы)

8. Замените фразеологизм « бить баклуши» одним словом. (бездельничать)

9. Фамилия известного автора-составителя словаря «Живого великорусского языка» (В.И. Даль)

10. Вид работы по русскому языку, в котором ученик имеет возможность изложить своё мнение( сочинение)

11. Как называются слова, пришедшие в русский язык из других языков?(заимствованные)

12. Какой тип речи напоминает геометрическую фигуру? (рассуждение)

13. Слова, одинаковые по звучанию, но разные по лексическому значению?(омонимы)

14. Что такое русский язык? ( наука)

15.Как в современном русском языке звучит древнерусское слово « град»?(город)

16. Какое слово принадлежит только тебе, а употребляется чаще другими, чем   тобой?(имя)

17. Слова, употребляемые жителями одной местности?(диалектизмы)

18. Слова, относящиеся к той или иной профессии ?(профессионализмы)

 19. Продолжите фразеологизм: голоден как …(волк)  

  20. Как называются слова с несколькими лексическими значениями? (многозначные)

21. Назовите 2-3 глагола, корень которых состоит из одной буквы.(Шла, согнуть, обуть)

22.Какое  личное местоимение следует добавить к другому личному местоимению, чтобы получить много крупных плодов ? (Ты к вы = тыквы)

23.Как перечислить 5 дней недели, не называя при этом ни числа, ни названия дня?      (Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра)

24. Название славянской азбуки, созданной учёными-монахами Кириллом и Мефодием. (Кириллица)

25.Что обозначает имя существительное? (предмет)                                                            

26.С помощью чего человек выражает свои мысли? (слов)

27. Сколько гласных звуков  в алфавите?     (10)

28.Кто был создателем первого славянского алфавита? (Кирилл и Мефодий)

29. Какая буква самая молодая в русском алфавите? Известен её создатель, у неё есть «день рождения» и  в 1997 году ей исполнилось 200лет.  (Карамзин. Ё).                                                            

30.Как называются в языке слова – близнецы одинаковые по форме, но не имеющие ничего общего по смыслу?      (омонимы)                                                        

31.С тех пор как люди изобрели письмо, они старались усовершенствовать  его в 2 направлениях: научиться писать, во-первых, красивее и, во-вторых, быстрее. Как называется искусство красивого письма? (Каллиграфия)

32.Как называются слова, пришедшие в русский язык из других языков? (Заимствованные)

33.Каких звуков в русском языке больше? (согласных)                                                    

34. Сколько букв в русском алфавите?   (33)

35.Что такое русский язык?         (наука)

36.Сколько склонений в русском языке?   (3)

37.Можно ли у существительных неряха, соня, грязнуля, умница, определить род? (общий)

38.Какой падеж существительного никогда не употребляется с предлогами?  (именительный)

39.Как большой дом можно сделать маленьким? (добавить суффикс –ИК)                                                            

40.Какую часть слова можно найти в земле? (корень)                                                                  

41.Что означает слово «фиаско»? (неуспех, неудача, провал)

42.Какая буква всегда стоит под ударением?   (Ё)    

43.Раздел науки о языке, в котором изучаются части речи? (морфология)                                                            

Молодцы, первые баллы уже заработали, продолжаем дальше.

Для всего, что существует в природе, - воды, воздуха, неба, облаков, солнца, дождей, лесов, болот, рек и озер, лугов и полей, цветов и трав – в русском языке есть великое множество хороших слов и названий.                                                                                                                                                                   К.Г.Паустовский

Вот мы настроились на работу, приготовились и начинаем.

Слайд № 6 

Конкурс № 3 «Фразеологизмы в рисунках»

Ребята, на столах у вас лежат чистые листы, с собой вы принесли карандаши и фломастеры, ваша задача, сейчас посовещаться, что вы будете рисовать и один представитель начнет выполнять эту работу, а с  остальными мы продолжаем игру. Отправляем художников выполнять задание, а сами переходим к следующему конкурсу. (5 баллов)     

Слайд № 7

Сделать юмористический рисунок к данному фразеологизму.

1.Бежать сломя голову.

2.Одна нога здесь, другая там.

3.Совать нос не в своё дело.

4.Душа уходит в пятки.

5.Взять себя в руки.

6.Язык заплетается

7.Бежать со всех ног.

8.Мозолить глаза.

9.Строить кому-нибудь глазки.

10.Ветер в голове гуляет.

11.Как курица лапой

12.Шиворот-навыворот

Слайд № 8

Конкурс № 4 «Занимательная лексика». Этот конкурс состоит из нескольких заданий:

Слайд № 9

1 задание: Реши кроссворд. (5 баллов)

Image

Слайд № 10

Ответы: 1. Нейтральная, 2. Лексика, 3. Фразеологизм, 4. Книжная, 5. Синонимы, 6. Термины, 7.Омонимы, 8. Неологизмы, 9. Антонимы, 10. Диалектизмы.

(Максимальное количество баллов – 5. За каждый ответ – 0,5 балл)

Слайд № 11

2 задание:  Отгадай ребус (каждая команда получили свои ребусы), дайте свой ответ. (5 баллов)     

Слайд № 12    

 Ребус № 1

Слайд № 13

 Ребус 2

Слайд № 14

 Ребус 3

Слайд № 15

Ребус 4

Слайд № 16

Ребус 5

Слайд № 17

Ответы:

  1. Грамматика
  2. Лексика
  3. Существительное
  4. Словосочетание
  5. Склонение

Молодцы.

Слайд № 18

Конкурс № 5 «Минное поле»

Уважаемые грамотеи! Прочитайте письмо Коли и исправьте в нём ошибки.

                                            Дорогой Петя!

                  Мне удалось притворить планы в жизнь, и я сейчас прибываю в деревне у бабушки. Она пошла разрядить морковь на грядке. Мама ушла поласкать бельё. Мне надоело седеть дома. Скоро пойду на лук. Там будит военная игра, надо обижать всех ребят. Кот спрятан у меня. Приду домой вечером, когда глаза начнут слепаться. Мама отварит мне дверь, оставит ужин на объеденной скатерти и приготовит пастель. Умаляю, напиши мне ответ про свой отдых.

                                                                                                               Твой брат Коля.

Максимальное количество баллов – 5. (Если все ошибки (их 14) исправлены. За каждую неисправленную ошибку отнимается 1 балл)

Проверка

Слайд № 19

Слайд № 20

Конкурс № 6 «Ох, уж эти части речи»

Определите части речи одинаковых слов. Как называется такое явление в языке?

1. Медведь в бору, не зная правил, машиной персональной правил.

2. Плавленый сыр- воздух сыр

3. Простой трактора произошел по простой причине.

4. Три волхва принесли дары родившемуся Иисусу в Назарет.  - Не три глаза грязными  руками.

5. Как лечить ушиб локтя в домашних условиях? -   Отец  ушиб локоть во время работы на садовом участке и сразу не обратил внимания.

Слайд № 21

Ответы:

  1. Имя существительное  - глагол
  2. Имя существительное  - краткое прилагательное
  3. Имя  существительное  - имя  прилагательное
  4. Имя числительное – глагол
  5. Имя существительное - глагол

5 баллов + 1 дополнительный за явление-омонимия.

Слайд № 22

Конкурс № 7   Задания к разделу «Книги, которые знают всё» (по словарям)

Ведущий:

Усердней с каждым днем гляжу в словарь.
В его столбцах мерцают искры чувства.
В подвалы слов не раз сойдет искусство,
Держа в руке свой потайной фонарь.

На всех словах - события печать.
Они дались недаром человеку.
Читаю: "Век. От века. Вековать.
Век доживать. Бог сыну не дал веку.

Век заедать, век заживать чужой..."
В словах звучит укор, и гнев, и совесть.
Нет, не словарь лежит передо мной,
А древняя рассыпанная повесть.         (С.Я. Маршак)

Слайд № 23

1 задание: определить, о каких словарях идет речь в стихотворении. ( У каждой группы на столе распечатано стихотворение)

                                Первый толкует слов значенья.                  

                                Второй – этимологию, происхождение.        

                                А в третьем хранятся синонимы.                  

                                С четвертым подберем антонимы.                  

                                А фразеологизмы где спрятаны?

                                Конечно, в словаре другом.                              

                                А этот словарь собирает друзей

                                Со всех концов мира, из разных земель.

                                Тот, кто его часто читает,

                                Немало слов иностранных знает.                      

Слайд № 24

Ответ для проверяющих: толковый словарь, этимологический словарь, словарь синонимов, словарь антонимов, фразеологический словарь, словарь иностранных слов.

За  все названные словари – 5 баллов, если названо меньше, на один балл меньше.

Слайд № 25

2 задание: «Выпавшие странички». Определить по словарной статье, из каких словарей выпали эти страницы. ( У каждой группы своя «выпавшая страничка»)

1 страничка

НЕВЕЖА; хам, бурбон  (разг.); хамло,  охламон, обормот, пентюх  (прост.); мужик, мужлан, деревня, деревенщина (устар., разг.); облом, вахлак, сиволап (устар. прост.)

Ответ: словарь синонимов

2 страничка (2 шт.)

ПРОТЕЖЕ (тэ), нескл., м. ж. (фр. protégé) . Лицо, пользующееся чьим-л. покровительством, помощью в служебных и др. делах. Тут моя протеже, Ростова молодая, пригласите ее. (Л.Н.Толстой). Протежировать.

Ответ: словарь иностранных слов

3 страничка

ТОЛОКОННЫЙ ЛОБ (мн.ч. не употр.). Устар. Прост. Презр. Глупый, бестолковый человек. Жил-был поп, толоконный лоб. Пушкин. Сказка о попе и о работнике его Балде.

Ответ: словарь фразеологизмов

4 страничка

ЛАКОНИЗМ, сущ. м.р., только ед.ч., Р.п. лакон-изм-а.

о Предельная краткость, сжатость (речи, изложения). Большим достоинством двух последних опер Рахманинова является л а к о н и з м форм. Астафьев. // лакон-ическ-ий и лакон-ичн-ый, прилаг. Л а к о н и ч е с к а я записка. Речь  его л а к о н и ч н а. 

Ответ: толковый словарь

5 страничка

КИСЕЛЬ. Общеслав. Образовано от кысати (квас) с помощью суф. —ель (ср. аналогичное по структуре колыбель). См. кислый, киснуть.

Ответ: этимологический словарь

6 страничка (2шт.)

АЛЬТРУИЗМ— ЭГОИЗМ

    Готовность бескорыстно действовать на пользу другим, не считаясь со своими личными интересами. — Себялюбие, пренебрежение интересами других людей или общества ради своих личных интересов.

   Слово альтруизм для того, чтобы в противоположность эгоизму обозначить способность жить для других. Д.И. Писарев. Исторические идеи О.Конта. Испокон веков идет борьба светлого с черным,  добра со злом, радости с завистью, любви с ненавистью, эгоизма с альтруизмом. Ю.В.Бондарев. Человек несет в себе мир.   Альтруист — эгоист.

Ответ: словарь антонимов

7 страничка

Газопров`од, -а ! неправ. газопр`овод

Ответ: орфоэпический словарь (словарь ударений и произношений)

8 страничка

истор/ изм

истор/ик

истор/ичн/ость

истор/ичн/ый

истор/и/я   (греч.  historia- рассказ о прошлом)

Ответ:  словарь строения слов

9 страничка

капитан, -а

капкан, -а

капуста, -ы

капюшон, –а

карбюратор, а

карнавал, -а

картофель, -я

касса, -ы

Ответ: орфографический словарь

10 страничка

         зайч-ик (черед. ц – ч)

        зай- к

                     за[j-у] шк

• заяц →   за[j] –иньк

                     зайч-ишк

                     зайч-онок

                     зайч-их

                     зайч-атин

                     заяч-ий → по-заяч [j] –и  [ по-заячьи]

Ответ: словообразовательный словарь

11 страничка

ПРОТЕЖЕ (тэ), нескл., м. ж. (фр. protégé) . Лицо, пользующееся чьим-л. покровительством, помощью в служебных и др. делах. Тут моя протеже, Ростова молодая, пригласите ее. (Л.Н.Толстой).

Протежировать

Ответ: словарь иностранных слов

12страничка

АЛЬТРУИЗМ— ЭГОИЗМ

    Готовность бескорыстно действовать на пользу другим, не считаясь со своими личными интересами. — Себялюбие, пренебрежение интересами других людей или общества ради своих личных интересов.

   Слово альтруизм для того, чтобы в противоположность эгоизму обозначить способность жить для других. Д.И. Писарев. Исторические идеи О.Конта. Испокон веков идет борьба светлого с черным,  добра со злом, радости с завистью, любви с ненавистью, эгоизма с альтруизмом. Ю.В.Бондарев. Человек несет в себе мир.

  Альтруист — эгоист.                                          Ответ: словарь антонимов

Слайд № 26

Ведущий:  Ну, что же, все задания выполнены.  Сейчас жюри подведет итоги и объявит результаты.

Слайд №27

А на прощанье расшифруйте  наше пожеланье!

 

Любите наш прекрасный русский язык!

Богатства русского языка неизмеримы. Они просто ошеломляют.  Для всего, что существует в мире, в нашем языке есть точные слова и выражения. Подобно тому, как русское слово неотделимо от понятия, которое оно передаёт, так и русский язык неотделим от духовной сущности русского народа и от его истории. Среди великолепных качеств нашего языка есть одно совершенно удивительное и малозаметное. Оно состоит в том, что по своему звучанию он настолько разнообразен, что заключает в себе звучания почти всех языков мира.  Любите наш русский язык!

Слово предоставляется  жюри.

  (Итоги турнира, вручение грамот победителям)

Мы поздравляем команду- победительницу и  всех игроков, которые приняли сегодня активное участие. Молодцы, ребята!

Ведущий:

Язык наш прекрасный –

Богатый и звучный,

То мощный и страстный,

То нежно-певучий.

В нем есть и усмешка,

И меткость и ласка.

Написаны им        

И рассказы, и сказки

Страницы волшебных,

Волнующих книг!

Люби и храни

Наш великий язык!

                           

До новых встреч, дорогие ребята!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на городском МО учителей русского языка и литературы по теме "УМК под редакцией С.И. Львовой и В.В.Львова и новая форма аттестации по русскому языку в 9 классах. "

Это выступление на городском МО учителей русского языка и литературы посвящено сравнительному анализу заданий, содержащихся в КИМах ГИА (9 класс) и частично КИМах ЕГЭ (11 класс) , и упражнений из учеб...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Турнир знатоков русского языка".

Сценарий внеклассного мероприятия по русскому языку для 5-6 классов. Интересные задания по морфемике, морфологии, синтаксису, пунктуации, культуре речи, фразеологии....

Городской конкурс по русскому языку и литературе, посвященный 200-летнему юбилею со дня рождения М.Ю.Лермонтова.

Сценарий по городу занял 1 место. Выступление студентов было очень достойное. 3 место по городу. Группа участников работала с энтузиазмом. Первая встреча Печорина и Веры... Несколько лет они не в...

Урок русского языка «Богатство языка» в 9 классе в рамках городского фестиваля «Дни русского языка»

Урок с использованием материала, связанного с этимологией слов. Задания на умения определять изобразительные средства языка....

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку «Кладезь грамотеев»

Рабочая программа по внеурочной деятельности дл 6 класса расчитана на 34 ч. Предлагаемая программа соответствует ФГОС и способствует более  разностороннему раскрытию индивидуальных спос...

Квест по русскому языку "Для грамотеев"

Можно использовать в работе на уроках русского языка или во внеурочное время...

Внеурочное занятие по русскому языку «Турнир грамотеев»

Цели:  проверить знания учащихся по русскому языку в игровой форме;Задачи:- формировать положительную мотивацию к изучению предмета;- воспитывать  любовь  к родному языку;- развивать ре...