Программа элективного курса «Всемогущий и занимательный синтаксис»
рабочая программа по русскому языку (10 класс) по теме

Мусорина Марина Владимировна

 

Программа элективного курса «Всемогущий и занимательный синтаксис» предназначена для учащихся 10-11 классов профильного обучения. Рассчитана на 17 часов. Данная рабочая программа составлена на основе программы Н.М.Божко (Русский язык. Всемогущий и занимательный синтаксис. Удивительное рядом… и др.: сборник элективных курсов /авт. – сост. Н.М.Божко. – Волгоград: Учитель, 2007.)

Она построена в основном на углубленном изучении главных членов предложения. Программа включает в себя:

• теоретический материал;

• вопросы и задания практического характера;

• вопросы и задания занимательного характера.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektivnyy_kurs._10kl._musorina.doc109.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Пояснительная записка

Программа элективного курса «Всемогущий и занимательный синтаксис» предназначена для учащихся 10-11 классов профильного обучения. Рассчитана на 17 часов. Данная рабочая программа составлена на основе программы Н.М.Божко (Русский язык. Всемогущий и занимательный синтаксис. Удивительное рядом… и др.: сборник элективных курсов /авт. – сост. Н.М.Божко. – Волгоград: Учитель, 2007.)

Она построена в основном на углубленном изучении главных членов предложения. Программа включает в себя:

• теоретический материал;

• вопросы и задания практического характера;

• вопросы и задания занимательного характера.

Современное общество ставит перед школой цель - формирование и развитие умений и навыков обучающихся, что призвано помочь их успешной социализации.

Цель – способствовать углубленному изучению синтаксиса и на его основе росту речевой культуры школьника.

Программа направлена на достижение следующих задач:

при изучении главных членов предложения – выработать умения быстро ориентироваться в тексте, выделять синтаксические конструкции, сравнивать синтаксико-стилистические явления; подготовить учащихся к редактированию и составлению связных текстов; уяснить свойства частей речи субстантивироваться (выступать в роли существительного);

при изучении второстепенных членов предложения – усвоить синтаксические отношения между словами, развивать навыки сознательного употребления слов и словосочетаний в речи; восстанавливать авторские тексты, конструировать, редактировать, вставлять, сопоставлять;

при изучении односоставных предложений – определять структурно-семантические различия односоставных и двусоставных предложений; выявлять оттенки сходных конструкций при синонимической замене, выяснять причины использования того или иного типа предложений в отрывках разной стилевой направленности, устранять стилистические ошибки, самостоятельно употреблять разные виды односоставных предложений;

при изучении однородных членов предложения – усиливать выразительность высказываний эмоционально-экспрессивного характера, располагать однородные члены в порядке градации, повторять союзы для выделения каждого однородного члена, употреблять однородные члены попарно;

 при изучении обращений – использовать разновидности обращений, связанные с созданием особых семантических оттенков;

при изучении вводных конструкций – употреблять вводные слова и предложения в случаях, когда одно и то же слово может быть то членом предложения, то вводным;

при изучении обособленных членов предложения – выявлять особую выразительность обособленных второстепенных членов предложения, их стилистическую роль, сопоставлять синонимичные конструкции;

при изучении сложных предложений – акцентировать внимание учащихся на том, как замена влияет на смысл высказывания и эмоциональную окраску речи; учить не только строить синонимические конструкции, но и соотносить их с содержанием высказывания и стилем речи, отбирать и мотивировать выбор, уяснять целесообразность использования каждой из них для выражения данного содержания.

В результате изучения программы учащийся должен уметь:

- самостоятельно подбирать и правильно использовать лингвистический материал;

- обогащать свою речь , учиться языку у мастеров культуры;

- находить различия между предметной. понятийной и синонимической близостью предложений (помнить, что они не означают тождества);

- владеть навыками стилистической правки текста;

- самостоятельно конструировать ту или иную синтаксико-стилистическую структуру предложения и использовать её в собственной речи;

Использовать синонимические варианты выражения одной и той же мысли.

Знать понятия: интонация; логическое ударение; грамматическое ударение; основные единицы языка – словосочетание, предложение, текст; структура предложения. основные виды подчинения: согласование, управление, примыкание; простое предложение; главные члены предложения, второстепенные члены предложения; обособленные второстепенные члены предложения; уточняющие члены предложения, сложное предложение;

Уметь:

- владеть устной и письменной речью;

- конструировать простые и сложные предложения;

- выполнять синтаксический разбор предложения;

- находить грамматические условия обособления;

- правильно расставлять знаки препинания при обособленных членах;

- владеть навыками стилистической правки текста;

- выявлять стилистические функции грамматических конструкций;

- определять принадлежность текста к тому или иному функциональному стилю;

- строить связанное высказывание в определенном стиле и жанре по заданной теме;

- находить и исправлять речевые (стилистические) ошибки на письме и в устной речи.

Формы проведения занятий

В целях обеспечения наибольшей активности учащихся и продуктивности курса основную часть занятий предполагается проводить в формате семинаров-практикумов с использованием активных методов и коммуникативных приемов обучения.

На  занятиях  используются:

- коммуникативные приемы работы с текстовым материалом;

- парная и групповая работа, обеспечивающая постоянное речевое взаимодействие учащихся;

- взаимоконтроль и самоконтроль посредством использования оценочных листов, памяток;

- активные методы обучения с использованием совместных проектов, игр, различных видов наглядности и т.д.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ

п/п

Раздел/ тема

Кол-во часов

Формы и методы обучения

1.

О словах и их сочетаниях.

1.1.

Введение. Всемогущий синтаксис.

1

Беседа. Практическая работа. Составление предложений. Работа со словарём.

1.2.

Интонация, логическое ударение, паузы, порядок слов

1

Беседа. Игра «Что? Где? Когда?» Нахождение алгоритма «восстановления строки».

1.3.

Слова. Сочетания слов. Словосочетания.

1

Сообщения учащихся. Создание проектов по темам. Индивидуальная работа. Составление рассказа.

2.

Основные виды подчинения.

2.1.

 Согласование. Прямой порядок слов при согласовании.

1

Индивидуальные сообщения Графическое обозначение связи. Практическая работа. 

2.1.

Управление.

1

Беседа с привлечением сообщений учащихся. Графическое обозначение связи. Практическая работа(Нахождение алгоритма «расшифровки записи»)

2.3.

Примыкание.

1

Беседа. Сообщения учащихся. Формулирование принципа группировки словосочетаний

3.

Простое предложение.

3.1.

Типы предложений. Грамматическая основа предложения. Согласование сказуемого с подлежащим.

1

Беседа. Составление таблицы.

Практическая работа. Составление вопросов и заданий к теме.

3.2.

Нераспространенные и распространенные предложения. Главные члены предложения.

1

Сообщения учащихся. Работа с картинками. Конструирование самого короткого и самого длинного предложения. Работа с текстами художественной литературы.

3.3.

Второстепенные члены предложения

1

Семинар. Работа в группах по заданной программе.

3.4.

Односоставные предложения. Синонимия односоставных предложений

1

 Практикум. Сообщения учащихся с использованием специально подобранного материала.

3.5.

Неполные предложения. Коммуникативная целесообразность использования неполных предложений

1

Наблюдение текста художественной литературы с последующими выводами

3.6.

Однородные члены предложения и их добрососедские отношения

1

Практикум. Беседа. Наблюдение поэтического текста. Работа в группах.

3.7.

Обособление второстепенных членов предложения. Уточняющие члены предложения.

1

Практикум. Беседа. Работа в группах. Наблюдение поэтического текста. Работа со словарем.

3.8.

Слова, не являющиеся членами предложения (вводные слова, предложения и обращения)

1

Практикум.

4.

Сложные предложения

4.1.

Виды сложных предложений. Своеобразие их семантики, структуры и функций. Синонимия предложений разных видов. Своеобразие их семантики, структуры и функций. Синонимия предложений разных видов.

1

Составление таблицы «Виды сложных предложений». Редактирование стилистических текстов

5.

Пунктуация.(2)

5.1.

Немного о пунктуации. Трудные случаи пунктуации

1

Семинар.

5.2.

Все о предложении… (или почти все). Итоговое занятие.

1.

Защита группового проекта

(с компьютерной презентацией)

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Раздел 1. О словах и их сочетаниях.

1.1. Введение. Всемогущий синтаксис.

1.2. Интонация, логическое ударение, паузы, порядок слов.

Роль интонации, логического ударения, паузы и порядка слов в предложении. Какие вопросительные предложения нельзя превратить в повествовательные. Условия этого преобразования. Влияние логического ударения на порядок слов. Смысловое значение паузы.

Ключевые слова и выражения: варианты ответов в зависимости от логического ударения. Двусмысленность предложения. От интонации меняется смысл предложения.

1.3. Слова. Сочетания слов. Словосочетания.

Различие слова и словосочетания на слух. Условия превращения слов в словосочетания. Условия для слияния слов в одно слово. Порядок слов в словосочетании(прямой, постоянный). Лексическое значение словосочетаний. Грамматическое значение словосочетания. Объединение слов в словосочетание. От чего зависит лексическая сочетаемость слов.

Раздел 2. Основные виды подчинения. О словах и их сочетаниях.

2.1. Прямой порядок слов при согласовании.

Прямой порядок слов при согласовании. Названия-термины. Названия- нетермены. Определительные отношения.

2.2. Управление.

Двойное управление. Объектные и обстоятельственные отношения. Средства связи при управлении. Определительные отношения при управлении.

2.3. Примыкание.

Роль порядка слов в примыкании. Одинаковые синтаксические отношения. Сближение примыкания и управления.

Ключевые слова и выражения: грамматическое значение. Богатые возможности главных слов. Разнообразие главных и зависимых слов в примыкании. Составная часть словосочетания. Единый компонент.

Раздел 3. Простое предложение.

3.1. Типы предложений. Грамматическая основа предложения. Согласование сказуемого с подлежащим. 

Односоставные, двусоставные, полные, неполные, определённо-личные, неопределённо-личные, обобщённо-личные, безличные предложения. инфинитивные, назывные предложения. Разновидности назывных предложений. Синонимия односоставных предложений. Коммуникативная целезообразность  использования неполных предложений.

Ключевые слова и выражения: структура предложения. Разграничение предложений с однородными членами и сложносочинённых предложений.

3.2. Нераспространенные и распространенные предложения. Главные члены предложения.

Какой из главных членов важнее. Предмет речи в предложении. Предикативные отношения. Роль подлежащего и сказуемого.

Ключевые слова и выражения: предмет речи. Формы выражения мыслей. Удобные формы. Трёхсловные сказуемые. Тесное содружество.

3.3. Второстепенные члены предложения.

Значение второстепенных членов предложения. Определительные отношения. Определения особого рода (приложения).

Ключевые слова и выражения: второстепенные члены предложения вовсе не второстепенны по своему значению. Нейтральный» термин (главный член предложения).

3.4. Односоставные предложения. Синонимия односоставных предложений.

         3.5. Неполные предложения. Коммуникативная целесообразность использования неполных предложений.

3.6. Однородные члены предложения и их добрососедские отношения.

3.7.Обособление второстепенных членов предложения. Уточняющие члены предложения.

Обособление. Отличие обособленных членов от необособленных. Ряд условий, которые способствуют смысловому выделению второстепенных членов. Случаи обязательного обособления. Советы по обособлению. Экспрессивная роль обособлений в текстах различного стиля. Значения обособленных обстоятельств.

Назначение уточняющих членов предложения. Особенности уточняющих членов предложения.

Ключевые   слова   и   выражения: особая интонация, конкретная информация.

 смысловое подчеркивание второстепенных членов. Строгие закономерности обособления. Частные условия обособления обстоятельств.

3.8. Слова, не являющиеся членами предложения (вводные слова, предложения и обращения). Вводные конструкции (слова, словосочетания, предложения).

Обращение. Функции обращений. Анализ обращений.

Ключевые   слова   и   выражения: своеобразные синтаксические отношения в предложении. Социальная значимость обращений. Звательная форма.

Раздел 4. Сложное  предложение.

4.1.Виды сложных предложений.

 4.2. Своеобразие их семантики, структуры и функций. Синонимия предложений разных видов.

Виды сложных предложений. Своеобразие их семантики, структуры и функций. Синонимия предложений разных видов.

Ключевые   слова   и   выражения: смысловая емкость. Синтаксические синонимы. Параллельные синтаксические конструкции.

Раздел 5. Пунктуация.

5.1. Немного о пунктуации. Трудные случаи пунктуации.

Группы знаков препинания по их функции. Многофункциональность запятой, тире, двоеточия. Особые случаи постановки многоточия. Знаки препинания в особых речевых ситуациях.

Ключевые   слова   и   выражения: многофункциональность. Особые речевые ситуации.

5.2. Все о предложении… (или почти все). Итоговое занятие.

Литература

Для   учителя

 1. Арсирий А. Т. Материалы по занимательной грамматике русского языка: в 2 ч. – Ч. 2. – М., 1967.

2. Блинов Г. И. Изучение связи слов на уроках русского языка. – М., 1963.

3. Грамматико-стилистические упражнения при изучении синтаксиса / сост. В. А. Мызина. – М.: Просвещение, 1976.

4. Дейкина А. Д., Пахнова Т. М. Русский язык в старших классах: практический курс. – М.: Вербум, 2001.

5. Розенталь Д. Э. Практическая стилистика русского языка. – М.: АСТ-ЛТД, 1998.

6. Учебный словарь сочетаемости слов русского языка / под ред. П. Н. Денисова, В. В. Морковкина. – М., 1978.

7. Формановская  Н. И. Вы сказали: «Здравствуйте!» – М., 1982.

Для   учащихся

1.Арсирий  А. Т. Материалы по занимательной грамматике русского языка: в 2 ч. – Ч. 2. – М., 1967.

2. Дерягин В. Я. Беседы о русской стилистике. – М.: Знание, 1978.

3.Кодухов В. И. Рассказы о синонимах. – М.: Просвещение, 1984.

4. Одинцов В. В. Лингвистические парадоксы. – М.: Просвещение, 1976.

5. Постникова И. И., Зинченко, Т. Н. и др. Это непростое простое предложение. – М.: Просвещение, 1985.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа учебного курса « Серьёзный и занимательный синтаксис» для 8 класса

Программа   учебного курса « Серьёзный  и занимательный синтаксис» для 8 класса  - новая модель современного школьного курса, которая построена в основном на углубленном изучении с...

Программа предпрофильного курса «Всемогущий и занимательный синтаксис», рассчитанная на 17 часов, составлена с учетом требований Государственного стандарта общего образования по русскому языку на основе Примерной программы основного общего образования по

Программа предпрофильного курса «Всемогущий и занимательный синтаксис», рассчитанная на 17 часов, составлена с учетом требований Государственного стандарта общего образования по русскому языку н...

Рабочая учебная программа элективного курса по русскому языку .«Синтаксис. Простое предложение» 8 класс

Элективный курс «Синтаксис. Простое предложение.» составлен на основе авторской программы по русскому языку для 5 – 11 классов (базовый уровень): Разумовская М. М., В. И. КапиносС.И.Львов, Н. Н. Серге...

Программа элективного учебного предмета «СТИЛИСТИКА. Стилистический синтаксис»

Особенностью данной программы является её ориентация на интенсивное речевое развитие учащихся. Усиленное внимание к речевому аспекту в изучении русского языка определяет и структура данной программы: ...

Программа элективного курса "Всемогущий синтаксис"

  Программа элективного курса по русскому языку «Всемогущий синтаксис»  составлена на основе программы Н.Б. Божко г. Волгоград: Учитель,2007 и  рассчитана на 34 часа ...