Урок развития речи. Рукотворное чудо.(описание декоративной игрушки. 6 класс)
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Урок развития речи в 6 классе. Описание декоративной игрушки. Форма урока - творческая мастерская.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rukotvornoe_chudo.docx27.82 КБ

Предварительный просмотр:

Урок развития речи. Рукотворное чудо. (описание декоративной игрушки. 6-й класс)

Учитель : Жильцова Надежда Александровна

Цели урока:

  • развивать устную и письменную речь учащихся;
  • учить художественному видению окружающего мира;
  • создать целостное представление о роли игрушки в жизни русского народа;
  • воспитывать умение видеть прекрасное рядом, чувствовать красоту слова.

Оборудование: матрёшки, дымковские , филимоновские ,богородские игрушки, рисунки ребят.  Презентация.

ХОД УРОКА

1. Вступление

Учитель. Дорогие ребята! Сегодня у нас необычный урок, а урок творческая мастерская. Мы будем работать в группах, помогая друг другу, дополняя друг друга.

На уроке мы научимся описывать  декоративную игрушку.  Вы сегодня будете и писателями, и художниками. Как писатели, вы должны записать свои впечатления, найти нужное слово. А это непросто. Как художники, вы должны увидеть в обыкновенном предмете что-то особенное, свойственное только ему. Для этого нужна фантазия.

 Выставка игрушек

Ребята, посмотрите, сколько интересных игрушек у нас на выставке! Красавица матрёшка! Конь- огонь! Искусно сделан мастером, кажется: топнет копытом и умчится в степь. Вот и задаёшься вопросом: «Сколько лет игрушке? Откуда к нам пришло это диво-дивное?» 
Игрушка пришла к нам из глубокой древности и первоначально имела глубокое значение: женская фигура олицетворяла плодородие, конь считался слугой солнца, птицы предвещали весну и лето. Древние люди верили, что в игрушки вселяются духи, и просили у них плодородия, хорошего урожая, дождя или солнца. Позже игрушки стали делать для забав и утехи, для украшения. Игрушки так же, как сказки и песни передавали ребёнку понятия о добре и зле, о счастье и красоте,. Издавна развивалось это рукотворное мастерство.

– Как вы понимаете, что означает слово рукотворный? (Сделанный руками, образовано от слов руки и творить)

– Запишите однокоренные слова к слову творить. (Творец, творчество, творческий)

Учитель. В 1909 году в Москве впервые состоялась кустарная выставка декоративной игрушки. (По словарю Ожегова уточняется значение слова кустарный). На выставке были собраны разнообразные игрушки: и деревянные, и глиняные, и тряпичные, и соломенные. Со временем таких выставок становилось всё больше и больше. Возрастал к ним и интерес. У нас сегодня также своеобразная выставка игрушек, работы учащихся. Предлагаю вам посетить нашу выставку, а экскурсоводами будут ребята. А вы, слушая их, записывайте самое интересное. Это будет ваш материал к сочинению.

1-й ученик. В игрушки играли и крестьянские дети, и дети царей. Наша хата- утехами богата: свистульки – петушки, лошадки, расчёски – гребешки. Интересными были расписные барышни, волчки, кораблики, свистульки. В народе считалось, если дети небрежно обращаются с игрушкой - быть беде, верили, что игрушки охраняют жизнь тех, кто играет в них. Игрушки делали из того, что было под рукой: глина, лоскутки, солома, дерево. На протяжении долгих лет игрушка не претерпела резких изменений. И в то же время в каждой местности, в каждом промысле  складывались свои традиции, приёмы росписи, исполнения.

Учитель. Почему современная игрушка мало отличается от древней? Сейчас послушаем рассказ о дымковской игрушке.

2-й ученик. Вот перед вами дымковская игрушка. Дымково – слобода Вятки, где зародился и расцвёл игрушечный промысел. Рассказывают, что давным-давно, в глубокой древности, под Вяткой  была страшная битва, в ней сразились два войска. С тех пор по погибшим каждую весну справляли тризну. Прошло время, это печальное событие забылось, а на этом месте стали устраивать весенние гулянья, праздник Свистуньи. На празднике свистели в глиняные свистульки, кидались расписными глиняными шариками. Спрос на эти изделия был огромный. Потом стали делать и другие глиняные игрушки: барышень, собак, козликов, кошек. В слободе Дымково были отличные глины и песок. Летом крестьяне заготавливали глину, а зимой, отдохнув от осенних работ, замачивали её в глубоких деревянных корытах и долгими зимними вечерами лепили свистульки. Игрушки сажали в печь , раскаляли докрасна и оставляли там же остывать. Затем покрывали белилами и наносили радужный узор. Художники использовали в росписи до десяти различных цветов: оранжевый, зелёный, красный, золотой, малиновый… Эти игрушки возили на ярмарку и продавали, чтобы заработать себе на жизнь. Обратите внимание на дымковскую барышню – ярко расписанная фигурка отражает быт и моду 19 века. Такие наряды носили барыни в прошлом.

Учитель. В чём особенность дымковской игрушки? 
Следующий помощник познакомит нас с историей филимоновской игрушки.

3-й ученик. Перед вами глиняная игрушка, зародившаяся в тульской области, в деревне Филимоново. Почти все филимоновские игрушки – это свистульки. И «барыне», и «кавалеру» полагается держать в руках  птичку-свистульку. Животные тоже имеют вместо хвоста свисток. Деревня Филимоново стала славится своими глиняными игрушками недавно, около ста лет назад. В росписи использовали 4 цвета: белое всегда сочеталось с малиновым или ярко – красным, зелёным, лимонно-жёлтым. Игрушку сначала покрывали жёлтой краской, и по ней выполнялся радужный узор. Животные  птицы всегда раскрашивались по определённой схеме: поперёк туловища и по шее рисовались, чередуясь, разноцветные узоры – полоски, ёлочки. Все фигурки игрушек имеют вытянутую форму, что отличает их от игрушек других промыслов. Особенно интересны фигурки барышень, одетых в яркий наряд: малиновые кофты, зелёные шляпки, пёстрые юбки. Филимоновские игрушки служили украшением и не были предназначены для игры.

Учитель. Что интересного вам запомнилось? Какие записи вы сделали?

(Можно прочитать стихотворение)

.Чудо-звери, чудо-птицы

Скачут, прыгают, поют.

Рядом барышни неспешно,

Словно с ярмарки идут.

   Здесь от ярких красок тесно,

   Здесь фантазии полет.

   Мастер с глиною колдует,

   В руки он комок берет.

Разминает, греет, лепит

И из-под волшебных рук

Птица-модница возникла ,

Рядом с ней запел петух.

   И пространству стало тесно,

   В этой ауре добра,

   Ведь игрушка- это детство,

   Радость, свет и красота.

Учитель:   А какие еще существительные ассоциируются  у вас со словом игрушка?

Запишите.(кукла, мячик ,друг…)

Учитель:  Дети во все времена любили играть. А для игр всегда нужны были игрушки.

Когда вы готовились  к сегодняшнему уроку, что еще захотелось вам рассказать о народной игрушке?

(Дети рассказывают ,какие раньше были игрушки, из чего их делали ,что самой  старой кукле на свете2000 тысячи лет ,археологи нашли ее в одной из римских гробниц. Эта кукла принадлежала девочке , происходившей  из знатного рода.)

Учитель: Да , игрушки делали сами, и  любой подручный материал годился для этого. Но хотелось, чтобы игрушки были еще и красивыми. Так появились мастера-игрушечники.

Человек всегда стремился  украсить свой быт, повседневную жизнь. Так родилось на Руси  декоративно- прикладное искусство.( декоро- от латинского украшаю, прикладное- имеющее практическое значение , применяемое в жизни)Расписная посуда, украшенные ткани ,мебель, одежда -вот что такое декоративно-прикладное искусство.

Долгими зимними вечерами трудились деревенские мастера –вырезали, лепили ,расписывали ,а весной-то и везли  свои диковинные товары  на ярмарку .

(поют частушки)

Велика наша Россия.

И талантлив наш народ.

О Руси родной , умельцах

На весь мир молва идет.

   Золотая хохлома

   Ей не налюбуются.

   И в Париже, в Нью-Йорке

   Хохлома красуется.

Любовались гости чудом,

Громко восхищалися.

Городецкой красотой

Сраженные осталися.

     В Гжели делают посуду

     Сколько радости для глаз,

    Подрастают мастерицы

     Может быть и среди нас.

Я куплю себе свистушку,

Буду трели выводить.

Мастерство из славной Дымки

Никогда нам не забыть.

    Наша русская матрешка

    Не стареет много лет.

    В красоте  таланта русском

    Весь скрывается секрет.

Ты играй, играй гармошка,

Ты, подруга, подпевай,

Мастерство Руси великой

Во весь голос прославляй.

Учитель:  Да, из детской забавы матрешка превратилась в предмет искусства. Давайте именно ее попробуем описать.

 На каждом столе  у вас стоит матрешка.

Работа  в группах.

1 группа.

  1. Прочитайте выразительно загадку о матрешке, соблюдая паузы ,интонацию, логическое ударение.Спишите.

Восемь кукол деревянных,

Круглолицых и румяных,

В разноцветных сарафанах,

На столе у нас живут.

Отгадайте, как зовут?

2.Какой предмет спрятался в загадке?

3.Какие слова помогли вам разгадать загадку?

4.Разобрать  по составу слова: деревянных, румяных, круглолицых, разноцветных , сарафанах.

2 группа

3. Работа с текстом.

(На партах перед ребятами два текста: отрывок из произведения Паустовского и статья из словаря С. И. Ожегова)

Деревенский мастер наградил матрёшек чисто русской красотой – соболиными бровями и рдеющим, как угли, румянцем. Их синие глаза он прикрыл такими длинными ресницами, что от одного их взмаха должны были вдребезги разбиваться мужские сердца» (К. Г. Паустовский)

Матрёшка – полая  внутри, деревянная, ярко разрисованная кукла в виде полуовальной фигуры, в которую вставляются другие такие же куклы меньшего размера (словарь С.И. Ожегова)

  1. Какой тип речи используется в этих текстах?
  2. Что характерно для описания?
  3. Чем отличаются предложенные описания?
  4. Как вы определили стили этих текстов?
  5. Какие языковые особенности художественного стиля вы нашли?
  6. В каком стиле вы будете писать свою работу?

3 группа.

Задание.

На всех крупных выставках, ярмарках, фестивалях, проводимых в разных уголках мира, побывали забавные  веселые матрешки ,очаровывая зрителей своим неповторимым  обликом. Художник  одевает матрешку в яркий сарафан, в белый фартучек с орнаментом, повязывает на голову платок с цветочной каймой.

Выпишите слова : ярмарка ,сарафан ,орнамент , кайма.

Определите их лексическое значение по словарю.

Почему, описывая матрешку, вы можете использовать эти слова?

4 группа.

Вставьте вместо точек  подходящие по смыслу прилагательные.Озаглавьте ткст.

Матрешка- это…кукла, похожая на ваньку-встаньку..Изображает она… крестьянскую девушку .Внутрь матрешки вкладывают несколько… матрешек, располагая их по росту.

Матрешка в шали …цвета стоит на нашем столе. .Она густо покрыта лаком и блестит, как… В ней скрыто еще пять матрешек в …шалях. Щечки  у матрешки … .Волосы … Ее сарафан расписан…

Деревенский мастер наградил матрешек…..красотой,…бровями и …… Их ….глаза  он прикрыл….ресницами.

Выступление ребят в группах. Смотрим презентацию.

Учитель: Для того, чтобы ярко, выразительно описать предмет в художественном стиле, необходимо собрать богатый словесный материал. Этим мы сегодня и занимались

.А теперь составим план  описания игрушки.

  1. История  игрушки.(когда появилась, где ее делают.)
  2. Описание игрушки : а) из чего сделана?

б) как выглядит? (как одета, раскрашена).

  1. Для чего предназначена?(для забавы, для украшения).
  2. .Почему мне понравилась эта игрушка?

По этому плану вы можете описать любую декоративную игрушку.

(Выполняют работу)

Три-четыре ученика представляют свои работы

Словесное описание игрушки (на основе записей)

Представляют игрушки-раскраски.

Учитель. Хороши игрушки! Куколки, петушки. А знаете, из чего они сделаны?

Из таланта и терпенья!
Из народного уменья! 
Не плотники-сапожники, 
А мастера художники
Игрушки создавали,
Лепили, рисовали.
Яркие, нарядные.
Игрушкам очень рады мы.

Итак, наш урок подходит к концу. Мы с вами замечательно трудились.

Домашнее задание. 1.Описать игрушку. Аккуратно оформить.

Рефлексия.

 Какие чувства вы испытали, работая на уроке.

Когда вы затруднялись?

Что вам понравилось?

Россия богата талантами. Хотелось бы, чтобы народное творчество не иссякало ,передавалось из поколения в поколение, а мы хранили и приумножали эту красоту.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«В прекрасном и яростном мире…» /Урок развития речи и творческой фантазии в 6 классе/

Едва ли есть необходимость убеждать в том, что в наш равнодушный, прагматичный век в общении мы нуждаемся ничуть не меньше, хотя и утратили способность слушать и понимать (или не умели?!), радоваться ...

Урок развития речи по русскому языку в 7 классе "Глаза - зеркало души"

Форма урока – творческая лаборатория. С учащимися выясняется, что лаборатория – это место, помещение для опытов, экспериментов, которые должны подтвердить какую-то наглядную идею, закон....

Урок развития речи в 8 и 9-х классах (в рамках подготовки к ГИА).

Цели: 1) обобщение и систематизация знаний учащихся о синтаксических единицах речи: тексте, предложении, словосочетании;2) формирование навыка по определению основной мысли текста, его стиля и т...

Урок развития речи по теме: «Портрет». 7-й класс (Учебно-методический комплект М.Т.Баранова).

Урок - ознакомление.Главная задача:1.      Дать старт к серии уроков по описанию внешности человека. («Описание человека по фотографии», - упр. 129, «Портрет литер...

Разработки уроков развития речи по русскому языку для 5 класса

Уроки развития речи разработаны по программе Ладыжинской для 5 класса....

Урок развития речи. Сочинение-описание" Моя любимая игрушка".

Данный урок призван подготовить детей к описанию предмета в художественном стиле: выбирать яркие детали, использовать использовать эпитеты, сравнения, слова в переносном значе...