"Эти интересные имена прилагательные."
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Рузанова Наталия Валерьевна

Конспекты уроков, презентации, тесты, проверочные работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ

 урока русского языка в 6 «Д» классе

МОУ гимназии №77 г.о.Тольятти

учителя русского языка и литературы

Рузановой Наталии Валерьевны

Тема урока:

Тип урока

Урок-путешествие «Эти интересные  имёна прилагательные»

          Обобщение знаний.

Цели  урока:

  • Систематизировать изученное о различии качественных, относительных и  притяжательных прилагательных; формировать умения находить прилагательные сравнительной и превосходной степени, определять их синтаксическую роль.

  • закрепить изученное о грамматических значениях, изобразительно-выразительных возможностях имени прилагательного;
  • развивать внимание, память, воспитывать чувство товарищества.

Оборудование урока:

  •  презентация, интерактивная доска
  • текст песни «Пропала собака»

Ход урока:

I. Организационный момент.

Сообщение  темы и цели  урока.

II. Основная часть. «Путешествие»

1. Слово учителя.

- Сегодня наш класс отправляется в путешествие на паровозике из Ромашково. Приобретайте скорее билеты! А билетами вам будут служить правильные ответы на вопросы  по изученной теме.

Дети разбиваются на четверки-купе  и отвечают на вопросы:

2. Разминка.

- Отгадайте народные загадки:

1) Круглый, снаружи зеленый, красный внутри и на вкус сладкий.

2) Маленький, круглый, за хвост не поднять.

3) Доброе, хорошее, светлое, теплое, на весь мир глядит, на себя не велит.

4) Какой певец родился дважды: сперва гладким, потом мягким?

3. Упражнение в определении значения прилагательных. 

- Какое значение имеет прилагательное красный во всех случаях? (слайд 1)

Красное солнце,

Красная ягода,

Красная книга

- Объясните значения одинаковых по написанию, но разных по произношению прилагательных в следующих выражениях: (слайд 2)

Парное молоко и парное копыто.

Призывная комиссия и призывная речь.

Складная кровать и складная речь.

4. Орфографическая диктовка.   Прямое и переносное значение прилагательных.

- Установите, где прилагательные употребляются в прямом, а где в переносном смысле:

Тёплая одежда — Тёплая встреча. Ясная погода — Ясная улыбка. Сочное яблоко — Сочное слово. Пустой карман — Пустой разговор. Кислая ягода — Кислая мина на лице. Горячая пища — Горячая голова. Грязное ведро — Грязное дело.

- Проверьте. (Самопроверка, слайд 3, интерактивная доска)

5. Повторение способов образования прилагательных и степеней сравнения

- Какое существительное мужского рода нужно присоединить к словам  ВЕКО, ВОЙСКО, ДЕЛО, ЗЕРНО, ПОЛЕ, ТЕПЛО, чтобы они стали прилагательными? (слайд 4 на интерактивной доске)  (ВОЙ)

Консультанты вручают билеты правильно ответившим. Эти ребята занимают отдельный ряд. Но прибрести билет можно и во время следования паровозика, и на станциях: для этого нужно хорошее знание материала. Получившие дополнительные билеты «подсаживаются» в паровозик.

- Итак, путешествие начинается. Паровозик отправляется в путь с песней «Пропала собака» (у детей на партах лежат тексты):

Висит на заборе,

Колышется ветром   (2 раза)

Бумажный листок:

Пропала собака        (3 раза)

По кличке «Дружок».

Щенок белоснежный,

Лишь рыжие пятна   (2 раза)

И кисточкой хвост.

Он очень занятный,  (2 раза)

Совсем ещё глупый

Доверчивый пёс.

                 А дождь-забияка

Листочек закапал.

И буквы и строчки

Заплакали вдруг:

Найдите собаку,        (2 раза)

Вернись поскорее,

Мой маленький друг.

Пропев или проговорив слова, учащиеся получают задания:

1) выписать выделенные прилагательные;

2) образовать от них сравнительную простую и превосходную степени сравнения;

3) разобрать по составу слова  рыжайший, занятнее.

- Как образуются степени сравнения прилагательных? При помощи каких суффиксов?

- От всех ли прилагательных можно образовать сравнительную степень? Почему?

Паровозик прибывает на станцию «Литературная»

- Сейчас, ребята, мы с вами увидим сценку из комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль».

Один из героев комедии, Правдин спрашивает дворянского недоросля Митрофанушку, что тот  знает по грамматике...

Митрофан. Много. Существительна да прилагательна...

Правдин. Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?

Митрофан. Дверь, котора дверь? Правдин. Котора дверь? Вот эта. Митрофан. Эта? Прилагательна.

Правдин. Почему же?

Митрофан. Потому, что она приложена к своему месту. Вон в чулане шеста неделя дверь стоит не навешена: так та покамест существительна.

Стародум. Так поэтому у тебя слово дурак прилагательное, потому что оно прилагается к глупому человеку.

Митрофан. И ведомо.

- Правильно ли ответил Митрофан Простаков? Что же такое прилагательное? Дайте точное определение этой части речи. Встречались ли вам существительные, которые бы «прилагались» к другим существительным и обозначали их признаки?

Мы от души смеёмся над дворянским сынком Митрофанушкой, лентяем и невеждой, который учился много лет и всё-таки не сумел толком уяснить себе разницу между существительным и прилагательным. В наше время даже второклассник справился бы с этой задачей и определил точно, что дверь обозначает название предмета, то есть является существительным (хотя сам термин «существительное» во втором классе не употребляется).

Динамическая пауза.

6. Повторение  перехода  прилагательных в существительные.

- Дело, однако, обстоит весьма просто, пока речь идёт о таких словах, как дверь, стол, школа, чистота и др. Но вот нам попалась на глаза фраза: Больной встал с постели. Тут необходимо серьёзно подумать, прежде чем дать ответ на вопрос, является ли слово больной существительным или это прилагательное.

Дело в том, что в русском языке непрерывно совершается процесс перехода прилагательных в существительные. Некоторые прилагательные окончательно перешли в существительные, например: дневальный, лесничий, запятая, кладовая, прачечная, приданое, портной (раньше — портной мастер, т.е. мастер, шьющий порты, штаны; от портного образовалось и существительное женского рода портниха). Другие прилагательные (таких пока имеется значительно больше) выступают и как существительные, и как прилагательные, например: новая столовая, столовая ложка.

- А теперь попробуйте установить в примерах, которые я вам дам, какие прилагательные перешли в существительные целиком и утратили свои первоначальные признаки:

«Встречный» подходит, — сказал дежурный по станции.

На тротуаре много прохожих.

На обед подали жаркое.

Слепой палкой нащупывал дорогу

Стану я слушаться всякого встречного-поперечного!

В посёлке открыли новую чайную.

Дверь эта вела в прихожую.

В гостиной стоял рояль.

Чужих у нас не любят.

Я прогуливался по набережной.

Смелый дерётся с врагами

Жизни своей не щадя. (А. Сурков).

Ребята ответили на вопросы. Паровозик прибывает на станцию «Дружба». Идёт дополнительная продажа билетов, получить которые можно, успешно выполнив следующие задания (карточки с заданиями ребята выбирают сами):

7. Упражнение в определение разряда прилагательных, согласовании с существительными,

1. Зачеркните лишнее прилагательное и объясните почему.

• молодой, старый, простой, орлиный;

• сестрин, беличий, мамин, строгий;

гусиный, волчий, заячий, медвежий;

• оловянный, сегодняшний, деревянный, стеклянный.

2. Согласуйте данные слова друг с другом, укажите, в чём они согласуются?

быстрый (метро, кенгуру, пламя);

красивый (знамя, ТЮЗ, шимпанзе);

вечерний (время, такси, прогулка).

3. Присмотритесь к выделенным словам и определите в каких случаях эти формы, одинаковые по звучанию, являются прилагательными, а где существительными и наречиями.

        • Он отправился к знакомому больному. Он отправился к больному знакомому.

        • Платье было широко. Разлилась Волга широко.

        • Он сильнее меня. С каждым разом кузнец ударял всё сильнее.

4. К каким частям речи относятся одинаково звучащие слова в следующих выражениях:

• Весенняя посевная и посевная кампания.

          • Передовая бригада и передовая «Правды».

• Гвардии рядовой и рядовой случай.

Частное лицо и частное от деления двух чисел.

Безработные горняки и протестующие безработные.

Животное царство и выносливое животное?

- А сейчас наш паровозик вновь уносит нас вдаль.

- Давайте полюбуемся пейзажем, который перед нами. (слайд 5, «Золотая осень» И. И. Левитана на интерактивной доске).

Пока мы рассматриваем вместе с учениками пейзаж и беседуем, дежурные собирают карточки с выполненным заданием.

8. Обобщение изученного об имени прилагательном. 

а) - Прочитайте текст.

Шли однажды по дороге слепой, глухой и немой. Сошлись голый с босым. За одного умного  двух глупых дают, да их не берут. Сытый голодного не разумеет. (слайд 6, интерактивная доска)

- В значении какой части речи выступают прилагательные в приводимом тексте?

- Если их взять вне текста, к относительным   или качественным мы их отнесём?

- Можно ли образовать от них степени сравнения?

б). - Какое прилагательное среднего рода при перестановке ударения переходит в свою сравнительную степень? (синее)

    в). - Выясните, в каких из представленных сложных прилагательных вторая часть не может употребляться  как самостоятельное слово (слайд 7 на интерактивной доске):

 Малокультурный — малосольный

 легкопроходимый — легкокрылый

 криволинейный — кривоносый

 ежеминутный — ежечасный

 металлорежущий — зуборезный

 мореплавательный — мореходный

 своевольный — своенравный

 многоопытный — многозначный.

- Наш паровозик приближается к станции «Природа», где нас ждут другие интересные вещи, связанные с прилагательными. (слайд 8, интерактивная доска)

Звёзды меркнут и гаснут.

В огне облака.

Белый пар по лугам расстилается.

По зеркальной воде, по кустам ивняка

От зари алый свет разливается.

Как вы думаете, к какой группе относятся прилагательные белый и алый! Образуйте от них, если возможно, степени сравнения.

После выполнения задания, путешествие считается оконченным.

III.  Итог урока.

Награждение самых активных пассажиров. Выставление оценок.

Домашнее задание.  Учащимся группы А – подготовить карточку с заданиями по теме «Имя прилагательное» для своих одноклассников. Учащимся группы Б - ответить на контрольные вопросы в учебнике.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка по теме "Разряды прилагательных по значению. Качественные имена прилагательные"

Данный урок составлен для изучения качественных прилагате Урок  составлен для изучения качественных прилагательных....

Урок по теме "Полные и краткие имена прилагательные"

Урок русского языка в 5 классе по программе С.И.Львовой, В.В.Львова...

Урок "Полные и краткие имена прилагательные". Урок с элементами здоровьесбережения

цели урока. Слайд - Различать полные и краткие прилагательные; определять роль кратких прилагательных в предложении. Уметь: -Правильно употреблять прилагательные в речи; -указывать морфологические...

Конспект урока русского языка в 5 классе на тему: «Как изменяются имена существительные, имена прилагательные и глаголы».

Тема: «Как изменяются имена существительные, имена прилагательные и глаголы».Класс: 5Цели урока: Образовательные: - Учить определять морфологические признаки имён существительных, имё...

Комплект лекций по дисциплине «Английский язык» (разделы: «Имена существительные», «Имена прилагательные. Наречия») для студентов 1 курса,2017

Комплект лекций содержит материал для изучения имени существительного, образования множественного числа, употребления артиклей, образования степеней сравнения прилагательных и наречий; а также упражне...

Конспект урока по теме "Разряды имен прилагательных. Качественные имена прилагательные"

Данный материал содержит конспект урока, презентацию и маршрутный лист. Урок построен по ФГОС, урок объяснения нового материала с элеметами педагогической технологии - критическое мышление...

Конспект урока в 5 классе по русскому языку на тему: «Как изменяются имена существительные, имена прилагательные и глаголы» (по программе М.М. Разумовской)

Урок в 5 классе по русскому языку на тему: "Как изменяются имена, имена прилагательные и глаголы" (по программе М.М. Разумовской)...