Мастер-класс " Владей словом, как поэт"( конспект, презентация)
методическая разработка по русскому языку по теме

Форманюк Елена Иванона

ЦЕЛИ:  Мы с вами будем говорить о свойствах  СЛОВА.

             

             При этом повторим изобразительно- выразительные средства языка.

 

             А с воспитательной точки зрения убедимся, что любовь к литературе  

              исходит через знание особенностей языка. 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер-класс «Владей словом, как поэт» Выполнила: Форманюк Елена Ивановна (учитель русского языка и литературы, МБОУ Черноборская сош)

Слайд 2

19 октября 1811года открылся Царскосельский Лицей

Слайд 5

Здесь он встретил лучших своих друзей: Дельвига, Пущина, Кюхельбекера.

Слайд 7

Слово

Слайд 9

- Лексическое значение - - Слово

Слайд 10

И.И. Пущину. Мой первый друг, мой друг бесценный! И я судьбу благословил, Когда мой двор уединенный, Печальным снегом занесенный, Твой колокольчик огласил. Молю святое провиденье: Да голос мой душе твоей Дарует тоже утешенье, Да озарит он заточенье Лучом лицейских ясных дней!

Слайд 13

Лицейской жизни, милый брат, Делю с тобой последние мгновенья, Промчались годы заточенья; Недолго, мирные друзья, Нам видеть кров уединенья И царскосельские поля

Слайд 14

- Лексическое значение - Образность - Грамматическое значение Слово

Слайд 15

И.И. Пущину. Мой первый дру.., мой друг бе..це(н;нн)ый! И я судьбу благосл..вил, Когда мой двор уедине(н;нн)ый, Печальным снегом занесенный, Твой колокольчик огл..сил. Молю святое провиденье: Да голос мой душе твоей Дару..т тоже утешенье, Да озарит он заточенье Лучом лицейских ясных дней!

Слайд 16

- Лексическое значение - Образность - Грамматическое значение Слово

Слайд 17

Когда потеряют значенья слова и предметы, На землю для их обновленья приходя поэты… Новелла Матвеева

Слайд 18

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Мастер – класс по русской словесности «Владей словом, как поэт»

Форманюк Елена Ивановна, учитель русского языка и литературы,

МБОУ Черноборская сош

Здравствуйте!

   Мы с вами будем говорить о свойствах СЛОВА.  Любовь к литературе исходит через знание особенностей языка, поэтому обратим внимание на  изобразительно- выразительные средства языка.

 О чём же пойдёт речь ?- спросите вы меня. Об этом чуть позже, а занятие начнём со словарной работы.

 слайд №1 Словарная работа.

Лицей: 1. Привилегированное мужское среднее или высшее учебное заведение в дореволюционной России. 2. Среднее учебное заведение. Лицеист - воспитанник лицея.

  Я ПРЕДЛАГАЮ ВАМ НЕБОЛЬШОЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ЭКСКУРС.

 Лицеем или Ликеем в Древней Греции называлась роща при храме Апполона, где Аристотель обучал своих учеников. Обучение шло во время прогулок по роще. Императору Александру 1 хотелось видеть что- то подобное в саду своей летней резиденции – Царского Села. Было издано постановление, согласно которому 19 октября 1811 года открылся Царскосельский Лицей. Аллеи старых лип, берёзовые рощи, озёра, фонтаны, стройные дворцы и причудливые беседки, мраморные статуи – всё это пробуждало в воспитанниках вдохновение.

 слайд № 2

  Первый курс воспитанников Лицея назывался «пушкинским». Здесь будущий поэт учился языкам, точным наукам, философии и даже стихосложению.

слайд № 3

 Здесь он встретил лучших своих: Дельвига, Пущина, Кюхельбекера.

 слайд № 4

  Здесь в лицее, во время экзамена Державин восхитился юным Пушкиным, читавшим своё стихотворение «Воспоминания в Царском Селе».

 Но вот , я думаю, вы догадались, что предметом нашего разговора будет поэзия А.С. Пушкина, а в центре, конечно, будет  СЛОВО.

 слайд № 5

  Тема занятия: «Владей словом, как поэт».

 слайд № 5

 Начнём с лексического значения:  1. Что такое СЛОВО? 2.Что мы определяем у слова, когда работаем со словарём? Ответ: Его лексическое значение 

Верно, у каждого слова есть одно или несколько лексических значений

   слайд № 6

 Стихотворение Пущину.

 Обратимся к стихотворению А.С. Пушкина, посвящённому его лицейскому другу Ивану Пущину.

 Мой первый друг, мой друг бесценный!

 И я судьбу благословил,

 Когда мой двор уединённый,

Печальным снегом занесённый,

 Твой колокольчик огласил.

 Молю святое провиденье:

Да голос мой душе твоей

Дарует тоже утешенье,

 Да озарит он заточенье

Лучом лицейских ясных дней

Определите лексическое значение слов по толковому словарю:

 бесценный, благословил ,огласил, провиденье.

Какое значение в данном контексте – благословил?

ОТВЕТ Бесценный – очень ценный, неоценимый; Благословил – перекрестил, напутствовал, благодарил.

 Какое значение в данном контексте?

 Огласить – прочесть вслух; наполнить громкими звуками; Провиденье – Бог, высшее существо, а также его действия

Удивительно, как одно стихотворение помогает обогатить наш лексикон. Когда мы знаем , что обозначает слово, то можем представить себе картину, созданную художником слова.

Что вы представляете, когда читаете строки:

Когда мой двор уединённый,

 Печальным снегом занесённый,

 Твой колокольчик огласил.

Нарисуйте словесные картины.

 слайд № 7

Какие слова на ваш взгляд, говорят об одиночестве поэта, находящегося в ссылке в Михайловском?

 Скажите, а слово «печальный» поэт употребил в прямом или переносном значении?

 Ответ: Чтобы усилить ощущение одиночества, поэт использует изобразительное средство, как эпитет – печальный

. Какие художественно – изобразительные средства использует Пушкин?

ОТВЕТ: С помощью эпитетов :первый(главный, значимый , бесценный Пушкин выражает своё отношение к друзьям Метафоры- «твой колокольчик огласил».

  слайд № 8,9

Я прочитаю отрывок из стихотворения «Разлука», вы постарайтесь услышать, какие ещё изобразительно- художественные средства использует поэт, когда говорит о своих лицейских друзьях.

 Лицейской жизни, милый брат

 Делю с тобой последние мгновенья,

 Промчались годы заточенья; Недолго, мирные друзья,

 Нам видеть кров уединенья

И царскосельские поля

. Эпитеты: милый, мирные

. Метафору:-

 Поэт Валентин Берестов написал о Пушкине такие строки: «Его поэзия вся звенит от слов «друг», «брат», «товарищ», «дружба», «дружество». Согласитесь, меткое наблюдение

 И так, говоря о лексическом значении, мы  увидели ещё одно свойство слова: способность создавать образы.

 ПРОДОЛЖИМ НАШУ СХЕМУ :

 Вы со мной, наверное, согласитесь, что больше всего эпитетов и метафор мы найдём в стихах о природе.

Стихотворения А.С. Пушкина не были бы столь совершенными, изящными, если бы сам поэт не владел грамматическими нормами.

 А теперь давайте выполним задания по грамматике.

Вариант 1

 И.И. Пущину

Мой первый дру.., мой друг бе..це(н;нн)ый!

 И я судьбу благосл..вил,

 Когда мой двор уединё(н;нн)ый,

 Печальным снегом занесённый

Твой колокольчик огл..сил.

 Молю святое провиденье:

Да голос мой душе твоей

 Дару..т тоже утешенье,

 Да озарит он заточенье

 Лучом лицейских ясных дней!

- ЗАДАНИЯ:

 1.Давайте объясним орфограммы в слова

 2.Определим спряжение глаголов.

3.Назовём способы подчинительной связи.

 4.Назовите виды предложений по эмоциональной окраске? (Восклицательные—первое и последнее)

5.Укажите порядок слов в предложениях первой строчки

: Ответ. в первом до запятой—прямой прядок, т. к. определение стоит перед определяемым словом. во втором---ИНВЕРСИЯ , т. к. определение стоит после определяемого слова.

 6.Объясним постановку двоеточия в предложении:

 Молю святое провиденье: да голос мой душе твоей дарует то же утешенье.

Ответ: во второй части указано отношение причины.

 Вариант 2

 1.Объясним орфограммы в выделенных словах.

2.Назовите существительные (отвечают на вопрос – кто?; что?) и глаголы (отвечают на вопрос – что сделал? что делаю? что делает? что сделает?)

3.У существительных назовите род (мужской-он; женский- она; средний-оно); число (множественное, единственное)-

ВЫВОД:  Мы увидели, что слово имеет 3 свойства. НАЗОВИТЕ ИХ. И убедились в том, что « каждое слово необъятно, как поэт»!!!!

 Закончить наше занятие я хочу словами поэтессы Новеллы Матвеевой, которые, на мой взгляд, тесно связаны с темой сегодняшнего разговора:

« Когда потеряют значенья слова и предметы,

 На землю для их обновленья приходят поэты….»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс "Энциклопедия одного слова"

Во время занятия ребята учатся работать в группе, со словарями, высказывать свою точку зрения....

Мастер-класс "Этимологический анализ слов при подготовке учащихся к олимпиаде по русскому языку"

Данный материал поможет учителю и учащимся использовать некоторые сведения по этимологии при подготовке к решению олимпиадных заданий по русскому языку. Материал рассчитан на школьников разного возрас...

Республиканский конкурс «Мастер-класс» учителей родного языка и литературы""Конспект мастер-класса Валиуллина З.Н

Республиканский конкурс «Мастер-класс» учителей родного языка и литературы""Конспект мастер-класса Валиуллина З.Н...

Мастер- класс "Погружение в слово"

важно в современном мире владеть ИЯ. ИЯ нужен нам если не в профессии, то просто для того, чтобы чувствовать себя образованным человеком. При этом очень важно любить, ценить и уважать свой родной язык...

Мастер-класс "Речетворческое осмысление слова"

Мастер-класс "Речетворческое осмысление слова"...

Мастер-класс "История одного слова"

Мастер-класс урока в 6 классе "История одного слова" (Бином фантазии)...