Мастер-класс "История одного слова"
занимательные факты по русскому языку (6 класс) на тему

Савельева Елена Максимовна

Мастер-класс урока в 6 классе "История одного слова" (Бином фантазии)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass.docx29.89 КБ

Предварительный просмотр:

МАСТЕР-КЛАСС

Тема: «Истории одного слова»

6 класс

Процесс познания человеком  окружающей действительности тесно связан с постоянным сопоставлением самого себя и предметов внешнего мира с уже познанным. Как в картине художника или в рисунке, кроме мысли, передается настроение, так и в любом языковом образе, и, прежде всего, в сравнении, всегда передаются чувства, настроение, экспрессивная оценка предмета мысли, которые соотносятся с экспрессией всего высказывания. Вот почему игра   «Бином фантазии»,  в основе которой находится сопоставление, сравнение предметов по схожести и подобию, не только передает идею похожести сопоставимых предметов, явлений, признаков, но и  - прямо или косвенно – дает ценностные характеристики обозначаемому.        

Цель: Создание условий для проявления познавательной активности учеников, воспитания и развития индивидуальных особенностей школьников.

Освоение новой технологии (интегративного подхода) позволяют учителю конкретизировать цели занятия:

Обучающая: актуализировать знания и формировать представление о предмете изучения.

Развивающая: формировать навыки монологической и диалогической речи, развивать образное и  логическое мышление, фантазию через прием «Бином фантазии»,  побуждать к самостоятельности и художественному творчеству;  

Воспитательная: воспитывать бережное отношение к языку,  любовь к  чтению  и  творчеству.

Задача:  Обучить внимательному, вдумчивому, творческому отношению к слову через организацию процесса диалога на уровне «учитель – ученик» и «ученик – ученик».

В основе организации деятельности участников мастер-класса лежат диалоговые и полилоговые методы, сотрудничество, сотворчество всех субъектов  (работа в парах, группе, обсуждение  достигнутых результатов, подведение итогов деятельности, формирование учащимися самостоятельных выводов и индивидуальной творческой работы), изложение теоретического материала сочетается с формированием навыков практического применения.

Мастер-класс  позволяет использовать диалогические формы общения и технические средства обучения в развитии речи учащихся, что обеспечивает зрелищность и доступность  изложения материала, создает иной уровень речевого поведения, важнейшую роль в котором играет ученик, создает благоприятный психологический климат и атмосферу сотрудничества:

- создание эмоциональной атмосферы творчества на уроке для проявления эвристических и креативных способностей детей;  

 - заинтересованность учащихся в создании  интегративного поля для развития устной и письменной речь,  формирования умения использовать знания в новой ситуации;  

- пополнение опыта коллективно-творческой деятельности («Биномы фантазии», монологи и  диалоги).  

Формы организации работы: фронтальная работа с классом, коллективно – творческая деятельность (работа в парах, группе) как ведущий метод, индивидуальная работа помогают ученикам высказать свое мнение, которое обязательно будет замечено всеми и правильно  оценено. Проблемные вопросы, эвристическая беседа ставят перед учащимися новые задачи, которые им необходимо решить через сотрудничество, сотворчество, самостоятельную практическую деятельность в ходе занятия.

Эмоциональный центр мастер-класса –  творческая  работа по составлению текстов («Бином фантазии», монолог, диалог) направлена на воодушевление учащихся и развивает у них веру в свои силы. Вместе с учителем ученики должны прийти к выводу,  что фантазия просто необходима в современном обществе, потому что помогает человеку радоваться, любить, выражать грамотно свое отношение к тому, что не оставляет его равнодушным.Материально-техническое обеспечение занятия: мультимедийная презентация, компьютер, проектор, экран.

Ход занятия

Слайд 1

Учитель: (Читает стихотворение  «Яблонька» Н. Забила) 

Расти, расти, яблонька,

Подрастай!

Цвети, цвети, яблонька!

Расцветай!

Золотое солнышко,

Жарче грей! Вырастайте, яблоки,

Поскорей!

 Росла, росла яблонька,

Подросла.

 Цвела, цвела яблонька,

Отцвела.

Отряхнула яблонька

Свой наряд,

 И поспели яблоки

Для ребят. 

Дорогие  друзья,  рада представить вам тему нашего импровизированного урока: 

«Истории одного слова».  

Угадали ли вы о каком слове пойдет сегодня речь?

 

Ответ: яблонька, яблоки.    

Учитель: Составьте ряд однокоренных слов и словарную статью к слову яблоня (по вариантам или  по выбору учащихся). Укажите, какой стиль речи был вами использован.

Слайд 2

Учитель:   Прочитайте   в лицах диалог, определите основную мысль текста.

                                 

Ответ: Он о том, за что люди говорят «спасибо» друг другу, зачем они живут на Земле.

Слайд 3

Учитель: Послушайте, что сказал один старец.

 Как вы понимаете его слова?

Учащиеся высказывают свои предположения, учитель делает вывод о значимости слова в речи устной и письменной. (Девочки в кокошниках дарят  яблоки всем присутствующим).

Учитель: Эти яблочки передал нам в подарок мудрец. Как вы думаете, для чего?

Учащиеся высказывают разные  предположения.

Слайд 4

Учитель:   Охарактеризовать один и тот же предмет можно при помощи определений:     логические (научные) и риторические.

Ученики вместе с учителем уточняют правила определений.

Приходят к выводу, что «изобрести речь», т.е. сделать свое маленькое открытие - сказать образно, красиво, эмоционально -  им поможет риторическое определение.   

Слайд 5

Учитель: Давайте подержим яблочко на ладони, приглядимся к нему внимательно. Поможет нам в этом таблица.

Учитель: Какие ассоциации у вас возникают, когда вы держите яблоко на ладони.  Поделитесь своими ощущениями, озвучьте свои мысли.

Ответы:

Мое восприятие: вижу на дереве румяное, холодное, блестящее, ощущаю медовый вкус, волшебный аромат, знаю, что у него сочная мякоть, бывают сладкие и кислые, вижу червивое яблоко…

Яблоко и я: Вспоминаю деревню, рекламу, партию, песни, шарлотку. Думаю, с кем поделиться?

Слайд 6

Учитель: А теперь представьте, как  яблоко поворачивается к вам и улыбается своим задорным бочком. О чем может оно рассказать или спросить у  вас, подумайте немного и ответьте на него  в виде монолога или диалога. Не забудьте, что  вам предстоит составить  текст.

Учитель: Сначала  вспомните, пожалуйста, что такое текст? 

Ответ: Текст – это несколько предложений или абзацев, связанных в целое темой и основной мыслью. Предложения между собой соединены по смыслу и грамматически.

Ответы: Оно живое, и совсем не понарошку!

Улыбающаяся рожица с чудесным листиком-шляпкой.

Удивленно хмыкает, бормочет что-то невнятное…

Учитель: Итак, перед вами живое яблоко!  

Выберите героя своей истории. Придумайте на выбор монолог или диалог с яблоками.

Через несколько минут учащиеся озвучивают свои тексты.

Например,

- Яблоко сочное, яблочко красное, но изнутри оказалось опасное.

- Там червоточина? Ну, значит, сладкое!

- А вот и  нет, ведь оно без лица, значит, не живое,     загубленный фрукт, ведь там червячки очень долго живут. (Петухова Катя, 6 класс).

Слайд 7

Учитель: Итальянский детский писатель Джанни Родари утверждал, что «в действительность можно войти с главного входа, а можно влезть в нее – и это куда забавнее – через форточку». Объясните смысл этого выражения.

( Учащиеся говорят о том, что писатель учит идти необычным путем, искать что-то новое и интересное в жизни.)

Учитель: Что вы знаете об этом писателе? Какие произведения Джанни Родари вы читали?

Предполагаемые ответы:

1) Джанни Родари умел раскрыть в привычном и малом явлении сложность и значительность мира. «Филастрокке» - так называется забавный стишок, считалка, форма которого близка итальянскому детскому фольклору.

 2)В его книгах переплетаются фантазия и юмор. Мы читали такие произведения, как «Приключения Чиполлино», «Сказки по телефону», «Путешествие голубой стрелы», «Джельсольмино в стране лжецов», «Чем пахнут ремесла?» и др.

Учитель: Чтобы разбудить фантазию, писатель советовал взять два существительных, не связанных по смыслу, и попробовать их соединить, найдя отдаленные точки соприкосновения. Так может родиться интересное сравнение – «Бином фантазии», по выражению Джанни Родари.

Слайд 8

Учитель: Давайте 1) возьмем два далеких по смыслу существительных, разбудим фантазию, попробуем их «сплести в один узор», 2) обнаружить точки соприкосновения, 3) через одно выразить другое. В речи появятся интересные выражения.

Учитель:  Учимся    составлять «Биномы фантазии», помня, что в основе  «Бинома» используется прием сравнения.

Учитель: А что вы знаете о сравнении?

Предполагаемые ответы:

1) Сравнение – изображение одного предмета с помощью сопоставления его с другим.

2) Сравнение – это художественный прием изобразительности и выразительности нашей речи.

3) Метафора – скрытое сравнение.

Слайд 9

Учитель: Посмотрите, какие биномы придумывал Джанни Родари.

Учитель: Так как героем нашего разговора стало яблоко, то я решила  составить  свой «Бином фантазии», сопоставив два слова:  яблоко – шкаф. Что же объединяет эти два совершенно разных предмета?

Ответы: яблоко блестит, как лакированный шкаф; они могут быть одного цвета, потому что есть красное дерево; сгнить могут как яблоко, так и шкаф; можно спрятаться как в яблоке, так и в шкафу…

Слайд 10

Учитель: Что общего может быть у исследуемого нами яблока и предложенного в «Бином фантазии» изображения?

Примерные сопоставления учеников:

Человек – яблоко: зрелые, есть морщины, родимые пятна, косточки, розовые щечки, надо мыть в целях гигиены, могут быть красными, глазное яблоко у человека, хвостик и борода, продолжатель жизни на Земле…

Корова – яблоко: пятнистые, приносят здоровье (витамины), объекты живой природы (рождаются и умирают), одомашненные и окультуренные (сорт и порода), продукты питания (сок и молоко), есть хвостики, кости, влажный нос коровы и мякоть яблока, жертвуют собой ради других…

Земля – яблоко: одинаковой формы, ядро, сок и вода как живительная влага, большая составляющая целого, жизненная сила (витамины, кислород), полушария и половинки, пещеры и ходы, есть черви, красота обоих…

Слайд 11

Учитель: Существует несколько историй употребления слова «яблоко» в нашей речи. Попробуйте озвучить известную фразу, зашифрованную в рисунке.

Ученик отвечает: Яблоко от яблони недалеко падает.

Учитель: Эту пословицу употребляют тогда, когда хотят сказать о человеке, который унаследовал плохое, неблаговидное поведение от отца или матери.

Слайд 12

Учитель:  Это известный сюжет из Библии. Вы, наверное, помните, что предмет, который держат в руках Адам и Ева, стал причиной ссоры между людьми и Богом.  Какое изречение подходит к этой иллюстрации?  

Ответ ученика: – Яблоко раздора     

Учитель: Это то, что порождает ссору, раздор.   Вспомните древнегреческий  миф о брошенном богиней раздора золотом яблоке, которое было присуждено Парисом Афродите как прекраснейшей из всех и стало причиной ссоры ее с другими богинями.

Слайд 13

Учитель: Сейчас перед вами тоже известный предмет. Помидор. Но в нем так же кроется маленькая тайна, потому что итальянцы называют помидор Как по вашему мнению?

Ответ ученика:   «Яблоко любви». 

Учитель: Может быть, именно поэтому помидор является самым любимым компонентом итальянской кухни.  

Слайд 14

Учитель: Следующий сюжет напоминает известный закон физики. Однажды Исаак Ньютон отдыхал под яблоневым деревом в саду. Ему на голову неожиданно упало яблоко. Так появился Закон… Какой?  

Ответ ученика: Закон Всемирного тяготения. 

Учитель: Этот закон легко проверить прямо сейчас (берет яблоко и перекидывает его из одной руки в другую).

Слайд 15

Учитель: Любителям сочной мякоти яблок  сразу стало понятно, почему история этого предмета, к сожалению, уже закончена, а у нас впереди еще много интересных и даже вкусных историй.  Может, вы тоже вспомнили еще не названные выражения, которые довольно часто мы можем  услышать в речи, употребляя такое  всем известное слово «яблоко»?

Ответы: «Адамово яблоко» - кадык; Глазное яблоко – шарообразное тело глаза.

«Яблоку негде упасть» - очень тесно;

О масти лошадей с темными круглыми пятнами на шерсти говорят: «Кони в яблоках»; В русских народных сказках мы встречаем   уменьшительно-ласкательную форму слова «яблочко»  с образным определением  «наливное», при помощи  него мы можем путешествовать во времени, приговаривая: «Катись, катись, яблочко»…

Учитель: И это еще не все истории об удивительном и очень знакомом нам предмете, столь любимом и полезном.  Попробуйте составить свою историю знакомства со словом и, как в сказке, оживить  любой предмет.  

Путь творчества прекрасно бесконечен,

В нем место есть для каждого из нас. Желаю вам удачи и говорю: «До встречи! Спасибо за урок. Вы показали высший класс!

 

Результаты: такие встречи (мастер-классы) необходимы, потому что находят живой отклик у  детей и взрослых, развивают опыт сочинительства, позволяют сделать диалог между учениками и учителем  успешным. Безусловно, этому способствует атмосфера сотрудничества. Ученики видят, что учителю тоже интересно знать ответы на вопросы, поэтому все высказывания должны быть  конкретными, искренними. Учащиеся  с удовольствием оказывают психологическую поддержку учителю, быстро улавливают суть вопроса, понимая взгляды и жесты наставника, стараются выполнить предложенные задания, с интересом включаются в игру «Бином фантазии».

Этап рефлексии показывает, что  мастер-класс достиг своей  цели, так как у  присутствующих возникло желание фантазировать, воспользоваться приемом составления «Бинома фантазии» в жизни. Приобретенный на занятии навык обязательно сохранится у каждого из побывавших на  мастер-классе, где было каждым ребенком совершено новое открытие и все получили приятный сюрприз в виде яблока. Оценивая свою работу на уроке, из трех предложенных учителем квадратов разного цвета: 1) красный – я доволен;

2) зеленый – можно лучше, 3) желтый – я не работал – учащиеся сделали свой выбор в пользу первого. Учитель, подводя итоги работы  проведения мастер-класса, сделала акцент на том, что среди присутствующих много художников, чувствующих красоту слова.

 Интересным было и  творческое дифференцированное  задание по  составлению самостоятельных текстов  на предложенную тему, где каждый ребенок смог проявить свою индивидуальность. При определении результатов  совместной деятельности  участникам встречи было чем гордиться, ведь каждый оказался успешен, каждого оценили по достоинству.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-исследовательский проект "Энциклопедия одного слова" (проектная деятельность учащихся 5 класса НОУ ОЛ "Довузовский комплекс ТвГУ")

Это совместный исследовательский проект учащихся 5-ых классов, занявший 3 место в 11 научно-практической конференции учащихся "Будущее - за нами!" В ходе работы пятиклассники проанализировали особенн...

Мастер класс "Энциклопедия одного слова"

Во время занятия ребята учатся работать в группе, со словарями, высказывать свою точку зрения....

Внеклассное занятие по русскому языку в 10 классе "Исследование одного слова"

Данное внеклассное занятие расчитано на исследование одного слова старшеклассниками, в результате которого появляется общий продукт - текст, а также мини-проекты учащихся. Формы и методы организации д...

презентация к внеклассному занятию по русскому языку "Исследование одного слова"

Данная работа - дополнительный материал к урокам развития речи, а также может быть использована  при обучении написанию сочинений в страрших классах...

ПРОЕКТ. Портрет одного слова. Слово "КОНЬ"

Портрет одного слова. Слово "КОНЬ"...

Урок одного слова Энциклопедия одного слова

  Урок "Энциклопедия одного слова. Наедине с небом" - это урок - исследование, на котором обучающиеся изучают природу данного слова с точки зрения употребления, грамматического с...

Урок одного слова Энциклопедия одного слова

Способствовать обогащению словарного запаса обучающихся; развивать навыки исследовательской работы;НА ОСНОВЕ НАБЛЮДЕНИЯ, ИССЛЕДОВАНИЯ ПОДВЕСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ПОНИМАНИЮ ПОСТАВЛЕННОЙ ПРОБЛЕМЫ; РАЗВИ...