Урок русского языка в 5 классе "Повторение изученного о глаголе"
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

Васильева Нина Феликсовна

***

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

cредняя общеобразовательная школа № 255

Адмиралтейского района Санкт-Петербурга

Урок по русскому языку в 5 классе

Тема урока:

 "Повторение изученного о глаголе"

Автор урока:

учитель русского языка и литературы Васильева Н.Ф.

2013 г.


Цели и задачи урока:

  1. Проверить знания, умения и навыки учащихся по теме “Глагол”;
  2. Развитие речи учащихся, логического мышления, коммуникативных возможностей учащихся.
  3. Воспитание интереса к изучению русского языка, через использование занимательного материала.
  4. Формирование навыков самостоятельной работы, самопроверки и самооценки учебного труда.
  5. Воспитывать дисциплинированность учащихся (не выкрикивать, до конца внимательно выслушивать ответы товарищей), умение работать в группе.

Ход урока

I. Организационный момент

- Здравствуйте ребята. Садитесь, откройте тетради, запишите сегодняшнее число, “Классная работа”.

II. Сообщение темы и целей урока.

– Ребята тема нашего сегодняшнего урока - одна из частей речи. Попробуйте угадать, о какой части речи мы сегодня будем говорить:

                                               Интересная часть речи
                                              В русском языке живет.
                                              Кто что делает расскажет:
                                              Чертит, пишет иль поет,
                                              Вышивает или пашет,
                                              Или забивает гол,
                                              Варит, жарит, моет, чистит –
                                              Все расскажет нам (глагол).

 – А то вы можете рассказать об этой части речи?

– Я вижу, что вы многое знаете о глаголе. А вот насколько хорошо вы знаете эту часть речи? Чтобы вы смогли проверить свои знания, я приготовила вам задания. Проверим себя? В итоге урока мы заполним таблицу – паспорт глагола, которая поможет вам в учебе.

III. Задания

1. Грамматический признак

– Посмотрите на предложения, узнаете ли вы глагол? Запишите предложения, найдите в них слово, которое является глаголом:

Снежное покрывало покрывало поле.

Со стекла стекла вода.

– Объясните, по какому признаку выбирали глаголы?

(Глагол отвечает на вопросы что делать? что сделать? и обозначает действие предмета).

– Вы назвали первые признаки глагола, теперь мы можем начать заполнять паспорт. Запишите на какие вопрос отвечает глагол, что он обозначает как часть речи. Приведите примеры.

2. Роль в предложении

– Вернемся к предложениям и сделаем синтаксический разбор.

(два ученика делают синтаксический разбор предложений у доски)

– Ребята, скажите, а каким членом предложения чаще всего бывает глагол?

(Сказуемым)

– Верно, во всех предложениях, в которых мы делали синтаксический разбор, глагол являлся сказуемым. Запишите это в паспорте глагола, а так же запишите свой собственный пример предложения, в котором глагол играл бы роль сказуемого.

(Несколько учащихся зачитывают примеры записанных предложений)

3. “НЕ с глаголами”

- Чтобы определить следующую особенность в написании этой части речи, послушайте сказку о глаголе:

«Гордую и упрямую частицу НЕ полюбил благородный Глагол. Трудной и печальной была эта любовь. Он говорил: “Люблю!”, а она ему: “Не люблю!”. Он признавался “Верю!”, а она ему : “Не верю!”.

Частица НЕ никогда не подходила к глаголу близко и писалась всегда отдельно. Однако глагол был постоянен в своих чувствах. И вот однажды НЕ и говорит ему; “Я отвечу тебе взаимностью, если покажешь, что жить без меня не можешь”.

Вздохнул печально глагол и отправился скитаться по словарям и учебникам. Когда же он вернулся к своей гордой любимой, она вскочила с криком: “Негодую”, “Ненавижу”. И вдруг замерла от неожиданности: на этот раз глагол остался рядом! Так глагол доказал, что в некоторых случаях без частицы НЕ жить не может.»

– Скажите какое грамматическое правило положено в основу этой сказки?

(Глаголы с НЕ пишутся раздельно, кроме тех случаев, когда без НЕ не употребляются).

– Внесем эти сведения в паспорт, а в качестве примеров запишите в два столбика предложенные глаголы:

(не)бывает, (не)домогать, (не)признается, (не)годовать, (не)долюбливать, (не)дописать, (не)достал, ( не)домогать, (не)взлюбил, (не)хочу.

4. Мягкий знак после шипящих на конце глаголов

– Глаголы с частицей НЕ мы очень часто встречаем в метких, кратких изречениях, заключающие в себе народную мудрость. Как по другому мы называем такие изречения?   (Пословицы).

– Давайте вспомним пословицы, в которых глагол употреблялся бы с частицей НЕ:

Кашу маслом не испортишь.

Не смажешь колеса – быстро не поедешь.

Не помучишься – не научишься.

- Объясните смысл пословиц. Давайте запишем несколько пословиц. Каким правилом пользовались при написании?

(Глаголы с частицей НЕ пишутся раздельно, кроме тех случаев, когда без НЕ не употребляются).

5. Ь после шипящих в конце глаголов

– Посмотрите внимательно на записанные пословицы, какое еще правило помогло правильно записать глаголы?

(После шипящих на конце глагола пишется мягкий знак, который сохраняется перед  -те  и  -ся).

– Запишите глаголы, соблюдая данное правило

береч., стереч., калач., отмоеш.ся, стрич,. несёш.ся, реж.те..

– Все ли слова записали? Если нет, то почему?

(“Лишнее” слово – калач, так как это – существительное).

– Заполните нужную графу в паспорте и запишите несколько примеров на данное правило.

6. Инфинитив, правописание -тся, -ться, в глаголах

- Сколько мудрых советов для всей нашей жизни мы можем найти в пословицах! А вот еще один совет, который нам дал герой Вениамина Каверина в романе “Два капитана” и который стал крылатым выражением, девизом для многих поколений: “Бороться и искать, найти и не сдаваться”. А что такое девиз? Попробуйте определить его лексическое значение. Как это можно сделать?

(Посмотреть в словаре. Девиз - руководящая идея поведения, деятельности).

- Давайте запишем этот девиз. Посмотрите на глаголы в этом девизе. В какой форме они стоят?

(В неопределенной форме).

– Как по другому называют неопределенную форму глагола?

(Инфинитив).

 – Чем отличается инфинитив или неопределенная форма глагола от других глаголов?

- Послушайте историю, случившуюся с инфинитивом:

«Как - то раз сказал инфинитив другим глаголам:

- Эх, вы, разве так надо спрягаться? Я бы вам показал, да жаль нет у меня времени!

- Время мы тебе найдем, - сказали другие глаголы. – Тебе какое, настоящее или прошедшее?

- Лучше будущее, - говорит инфинитив, чтобы немного оттянуть время. – Да не забудьте про вспомогательный глагол!

Дали ему и будущее время и Вспомогательный глагол.

Да только смотрят: спрягается только Вспомогательный глагол – только окончания мелькают, а инфинитив и буквой не пошевелит.

Зачем ему шевелить, зачем самому спрягаться? Он – Инфинитив, у него нет времени.»

 – Ребята, какой можем сделать вывод, чем инфинитив отличается от других глаголов?

(У инфинитива нет лица, числа, времени).

 – Вернемся к девизу. Скажите, каким правилом вы пользовались, когда записывали инфинитивы бороться и сдаваться в этом девизе?

(Если глагол отвечает на вопросы что делает? что сделает? (в вопросе нет Ь), то пишется -тся, если глагол отвечает на вопросы что делать?, что сделать? (в вопросе есть Ь), на до писать –ться).

– Давайте запишем полученные выводы в паспорт, а в качестве примеров запишите инфинитивы из стихотворения:

На доброе слово
Не надо скупиться.
Сказать это слово –
Что дать напиться.
Со словом обидным
Нельзя торопиться, чтоб завтра
Себя самого не стыдиться.

IV. Подведение итогов

– Итак, давайте подведем итог, что мы знаем о глаголе?

– Ну что же, ребята, вы хорошо поработали и доказали, что вы близко знакомы с глаголом. Однако у этой части речи еще много сюрпризов для вас, еще много граф в паспорте глагола остались незаполненными, поэтому на следующем уроке мы продолжим работать с этой частью речи. А

V. Домашнее задание

Составить сочинение – рассуждение о глаголе.

-А закончить урок я хочу словами поэта:

Спросят меня: что похоже на море?
Русский язык, - не замедлю с ответом.
Он, словно море, согреет землю,
Свежесть подарит засушливым летом,
Воды его, разливаясь без края,
Блещут немеркнущим солнечным светом,
К людям хорошим в дальние страны,
Катятся волны с горячим приветом.
Русский язык! Словно горы и воздух,
Словно огни городов и селений.
Русский язык! В нем как в море бездонном,
Черпаю силы для смелых решений.
Он вдохновляет на труд беззаветный,
Ради грядущих прекрасных свершений!

(М.Геттуев)

ГЛАГОЛ

Приметы глагола

Примеры

1

На какие вопросы отвечает

2

Что обозначает глагол как часть речи

3

Каким членом предложения обычно бывает

4

Глаголы с НЕ пишутся

5

Ь после шипящих на конце глаголов

6

Неопределенная форма

7

Вид глагола

8

Время глагола

9

Спряжение глагола


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Эта удивительная часть речи - глагол"

"Эта удивительная часть речи - глагол" Урок обобщения и систематизации знаний в 6 классе...

Урок русского языка в 4классе "Грамматические свойства глагола"

Урок русского языка в 4-м классе            Тема урока: Грамматические свойства глаголаЦель данного урока заключается в обнаружении общего ...

Урок русского языка в 6 классе "Безличные глаголы"

Данный урок проведён был в мае 2012 г и соответствует программе и учебникам под редакцией Шанского. Урок сочетает в себе традиционные учебные формы и разнообразный игровой материал, подходящий для уче...

Урок русского языка в 6 классе.Наклонения глагола.Изъявительное наклонение.

Урок русского языка с использованием технологии морфемного анализа....

Урок русского языка в 5 классе "Спряжение глагола"

Основным приёмом организации деятельности учащихся является создание проблемной ситуации, игра, самооценивание, просмотр теоретического материала через файловую презентацию, выполнение тренирово...

Приложение к уроку русского языка 6 класс тема "Наклонение глагола. Изъявительное наклонение глагола"

Приложение к уроку русского языка 6 класс тема "Наклонение глагола. Изъявительное наклонение глагола"...

Презентация к уроку русского языка 6 класс тема"Наклонение глагола. Изъявительное наклонение глагола"

Презентация к уроку русского языка 6 класс тема "Наклонение глагола. Изъявительное наклонение глагола". УмК Бабайцевой...