Рабочая программа по русскому языку 9 класс
рабочая программа по русскому языку (9 класс) на тему

Волокитина  Елена  Мавлитовна

Материал включает в себя календарно-тематическое планирование, пояснительную записку, содержание курса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_yazyk_9_klass.doc285.5 КБ

Предварительный просмотр:

Раздел I. Пояснительная записка.

Статус документа

Настоящая программа по русскому языку для 9 класса создана на основе следующих нормативно – правовых документов:

  1. Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Минобразования России от 05. 03. 2004г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
  2. Базисным учебным планом общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утверждённым Приказом Минобразования РФ от 09.03.2004, №1312.
  3. Примерной   программой   основного   общего   образования   по   русскому   языку   для общеобразовательных учреждений с русским языком обучения, созданной на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта.
  4. Авторской программы для 5-9 кл.: Баранова М.Т. Ладыженской Т.А., Шанского Н.М. «Русский язык». 5-9 кл. – М., «Просвещение», 2010.
  5. Федеральным перечнем учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской      Федерации      к      использованию       в       образовательном       процессе общеобразовательных учреждений на 2014-2015 учебный год.
  6. Учебника «Русский язык»: учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений /Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская, А. Д. Дейкина и др. – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2010.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.

   Рабочая программа по русскому языку для 9 классов составлена на основе  авторской программы для 5-9 кл.: Баранова М.Т. Ладыженской Т.А., Шанского Н.М. «Русский язык». 5-9 кл. – М., «Просвещение», 2010.

Программа реализована в учебнике  Русский язык: учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений /Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская, А. Д. Дейкина и др. – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2010.

Авторы данного УМК ставят целью формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетентности учащихся, учебники построены с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. Материал дается с учетом возрастных особенностей учащихся. Программа предусматривает прочное усвоение материала, для чего значительное место отводится повторению.

Структура документа

Рабочая  программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий шесть  разделов: пояснительную записку, учебно-тематический план и содержание тем учебного курса, требования к уровню подготовки учащихся; систему оценивания знаний, перечень учебно-методического обеспечения, календарно-тематический  план учителя.

Содержание курса русского языка представлено в программе в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной, лингвистической (языковедческой), языковой и культуроведческой компетенций.

Общая характеристика учебного предмета

Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в IX классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Курс русского языка для IX класса  направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая  программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.

Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.

Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она, как уже отмечено, состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем – дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.

Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.

Цели обучения

Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

  • воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
  • совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
  • освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
  • формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании календарно-тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:

• приобретение знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании;

• овладение умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, основными нормами русского литературного языка;

формирование способностей к анализу и оценке языковых явлений и фактов; умение пользоваться различными лингвистическими словарями; совершенствование умений и навыков письменной речи;

• освоение компетенций – коммуникативной, языковедческой и культуроведческой.

Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

Место предмета «Русский язык» в базисном учебном плане.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка в IX классе – 70 часов, т.е. 2 часа в неделю.

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

Результаты обучения

Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки выпускников основной школы, которые содержат следующие компоненты: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – перечень конкретных умений и навыков по русскому языку, основных видов речевой деятельности; выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни.

Раздел II. Содержание тем учебного курса.

Международное значение русского языка (1 ч)

Повторение пройденного в 5 - 8 классах (4 ч + 2 ч)

Анализ текста, его стиля, средств связи его частей.

Сложное предложение. Культура речи

Сложные предложения (1 ч)

Союзные сложные предложения.  (6 ч)

Сложносочиненные предложения (5 ч + 2 ч)

I. Сложносочиненное предложение и его особенности. Сложносочиненные предложения с союзами (соединительными, противительными, разделительными). Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения.

Синтаксические синонимы сложносочиненных предложений, их текстообразующая роль.

Авторское употребление знаков препинания.

II. Умение интонационно правильно произносить сложносочиненные предложения.

III. Рецензия на литературное произведение, спектакль, кинофильм.

Сложноподчиненные предложения (18 ч + 5 ч)

I. Сложноподчиненное предложение и его особенности. Главное и придаточные предложения. Союзы и союзные слова как средство связи придаточного предложения с главным. Указательные слова в главном предложении. Место придаточного предложения по отношению к главному. Разделительные знаки препинания между главным и придаточным предложениями. Виды придаточных предложений.

Типичные речевые сферы применения сложноподчиненных предложений.

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными; знаки препинания в них.

Синтаксические синонимы сложноподчиненных предложений, их текстообразующая роль.

II. Умение использовать в речи сложноподчиненные предложения и простые с обособленными второстепенными членами как синтаксические синонимы.

III. Академическое красноречие и его виды, строение и языковые особенности. Сообщение на лингвистическую тему.

Деловые документы (автобиография, заявление).

Бессоюзные сложные предложения (6 ч + 2 ч)

I. Бессоюзное сложное предложение и его особенности. Смысловые взаимоотношения между частями бессоюзного сложного предложения. Раздели тельные знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

Синтаксические синонимы бессоюзных сложных предложений, их текстообразующая роль.

II. Умение передавать с помощью интонации раз- личные смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения. Умение пользоваться синонимическими союзными и бессоюзными сложными предложениями.

III. Реферат небольшой статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему.

Сложные предложения с различными видами связи (7 ч + 2 ч)

I. Различные виды сложных предложений с союзной и бес союзной связью; разделительные знаки препинания в них. Сочетание знаков препинания.

II. Умение правильно употреблять в речи сложные предложения с различными видами связи.

III. Конспект статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему.

Общие сведения о языке (4 ч)

Роль языка в жизни общества. Язык как развивающееся явление. Языковые контакты русского языка.

Русский язык - первоэлемент великой русской литературы. Русский литературный язык и его стили. Богатство, красота, выразительность русского языка.

Русский язык как национальный язык русского народа, государственный язык РФ и язык межнационального общения. Место русского языка среди языков мира. Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык среди славянских языков. Роль старославянского языка в развитии русского языка. Значение письменности; русская письменность. Наука о русском языке и ее разделы. видные ученые-русисты, исследовавшие русский язык.

Систематизация изученного по фонетике, лексике, грамматике и правописанию, культуре речи (5 ч + 2 ч)

Систематизация сведений о признаках текста, теме и основной мысли связного высказывания, средствах связи частей текста, о повествовании, описании, рассуждении; о стилях речи.

Сочинение публицистического характера на общественные, морально-этические и историко-литературные темы.

Доклад или реферат на историко-литературную тему (по одному источнику).

Тезисы статьи (главы книги) на лингвистическую тему.

Конспект и тезисный план литературно-критической статьи.

Методы и формы обучения: элементы диалоговой, игровой, проблемной технологий; элементы развивающего обучения; диалог, беседа, проблемные задания, наблюдение, рассказ, выполнение творческих работ, упражнения, практикумы, работа с текстом, работа с иллюстративным материалом, анализ языкового материала, разного рода конструирование, работа с алгоритмами, работа с таблицей, тренинг, проверочные, контрольные работы, работа с учебником, фронтальный опрос, грамматические разборы, работа с опорным материалом, работа со справочной литературой, разнообразные диктанты (словарный, схематический, лексический, распределительный, выборочный, объяснительный, цифровой…), сочинение (по картине, по данному сюжету, миниатюра…), изложение (сжатое, подробное, выборочное), тест.

В планировании учебного материала используются следующие типы уроков:

  • урок изучения и первичного закрепления знаний ;
  • урок закрепления новых знаний и выработки умений;
  • урок обобщения и систематизации знаний;
  • урок проверки, оценки и контроля знаний;
  • урок коррекции знаний;
  • комбинированный урок;
  • урок применения знаний;
  • урок развития речи.

Педагогические технологии, средства обучения (в том числе электронные), используемые в работе для достижения требуемых результатов обучения:

  • традиционное обучение;
  • активное обучение (сотрудничество, элементы контекстного подхода, индивидуализация обучения);
  • интерактивные подходы (творческие задания, работа в малых группах);
  • уровневая дифференциация;
  • проблемное обучение;
  • информационно-коммуникационные технологии;
  • здоровьесберегающие технологии;
  • коллективный способ обучения (работа в парах постоянного и сменного состава).

Формы контроля достижений учащихся:

  • контрольный диктант;
  • словарный диктант;
  • терминологический диктант;
  • другие виды диктантов;
  • проверочная работа с перфокартой;
  • тестовые задания;
  • работа с раздаточным материалом.

    Виды  контроля:

  • самоконтроль;
  • взаимоконтроль;
  • контроль учителя.

 Система оценивания конечных результатов обучения:   рейтинговая система оценки знаний (балловая).

Раздел III. Требования к уровню подготовки выпускников за курс

основной школы по русскому языку

В результате изучения русского языка в основной школе ученик должен

По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами, находить и исправлять орфографические ошибки, производить орфографический разбор слов. Правильно писать изученные в V-IX кл. слова с непроверяемыми орфограммами.

По пунктуации. Обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в соответствии с изученными в V-IX  кл. пунктуационными правилами; находить и исправлять пунктуационные ошибки.

По связной речи. Определять стиль и тип текста, создавать тексты разных стилей и типов речи. Писать подробное изложение прослушанного текста

 Писать сочинение публицистического характера. Создавать собственный оригинальный текст публицистического стиля на основе сопоставления предложенных текстов, производить текстоведческий анализ. Определять проблему, поднятую автором текста, выражать (устно и письменно) собственное отношение к проблеме.

Писать заявление, автобиографию.

Совершенствовать содержание и языковое оформление сочинения и изложения, находить и исправлять языковые ошибки в своём тексте.  

В результате изучения русского языка ученики должны

знать:

• роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;

• смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;

• основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;

• особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;

• признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);

• основные единицы языка, их признаки;

• основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;

уметь:

• различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;

• определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;

• опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;

• объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;

аудирование и чтение

• адекватно понимать информацию письменного и устного сообщения (цель, тему основную и дополнительную, явную и скрытую информацию);

• читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);

• извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;

говорение и письмо

• воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);

• создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотация, реферат, выступление, письмо, расписка, заявление);

• осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;

• владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);

• свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

• соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

• соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;

• соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;

• осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

владеть компетенциями: коммуникативной, языковедческой, культуроведческой;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

• для осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;

• развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;

• удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых социально-культурных ситуациях общения;

• увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

• использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.

Раздел VII. Система оценивания.

Нормы оценки знаний, умений и навыков, обучающихся 9 класса по русскому языку.

  1. Оценка орфографической и пунктуационной грамотности.

Диктант – одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности. С его помощью проверяются по орфографии:
         а) усвоение слов с проверяемыми и непроверяемыми орфограммами;
         б) умение правильно писать слова с изученными орфограммами;

по пунктуации:
          умение расставлять знаки препинания в соответствии с изученными пунктуационными правилами.

Для контрольного тестового диктанта, проверяющего орфографические и пунктуационные умения в соответствии с изученными правилами, используется текст, доступный по содержанию учащимся данного класса и отвечающий нормам современного русского литературного языка.

Объем диктанта в 9 классе - 150 – 170 слов. При подсчете слов в тексте контрольного диктанта учитываются как самостоятельные, так и служебные слова.

Для контрольных диктантов следует подбирать такие тексты, в которых изучаемые в данной теме орфограммы и пунктуационные правила были бы представлены не менее чем 2 -3 случаями. Из изученных ранее орфограмм и пунктограмм включаются основные: они должны быть представлены 1-3 случаями. В целом количество проверяемых орфограмм и пунктограмм не должно превышать в 9 классе 24 различных орфограмм и 15 пунктограмм.
        В тексты контрольных диктантов могут включаться только те вновь изученные орфограммы, которые в достаточной мере закреплялись (не менее чем на двух – трех уроках).
        В диктантах должно быть в 9 классе не более 10 различных слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями, правописанию которых ученики специально обучались.

До конца первой четверти сохраняется объем текста, рекомендованный для предыдущего класса.

При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:

  1. в переносе слов;
  2. на правила, которые не включены в школьную программу;
  3. на еще не изученные правила;
  4. в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;
  5. в передаче авторской пунктуации.

Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «рапотает» (вместо работает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля).

При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, т.е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну. К негрубым относятся ошибки:

  1. в исключениях из правил;
  2. в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;
  3. в случаях слитного и раздельного написания приставок, в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;
  4. в случаях раздельного и слитного написания не с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;
  5. в написании ы и и после приставок;
  6. в случаях трудного различия не и ни  (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не…; не кто иной, как; ничто иное не…; не что иное, как и др.);
  7. в собственных именах нерусского происхождения;
  8. в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;
  9. в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.

Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.

Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильно написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.

Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильно написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода – воды, рот – ротик, грустный – грустить, резкий – резок).

Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная.

Примечание. Если в одном непроверяемом слове допущены 2 и более ошибки, то все они считаются за одну ошибку.

При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного написания на верное) оценка снижается на один балл. Отличная оценка не выставляется при наличии 3 и более исправлений.

При проверке контрольного текстового диктанта необходимо руководствоваться следующими нормативами.

Отметка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней 1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.

Отметка «4» выставляется при наличии в диктанте 2 орфографических и 3 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. Отметка «4» может выставляться при 3 орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.

Отметка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных ошибки при отсутствии орфографических ошибок. Отметка «3» может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, если среди  тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.

Отметка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 9 орфографических и 10 пунктуационных ошибок, или 7 орфографических и 12 пунктуационных ошибок, или 5 орфографических и 15 пунктуационных ошибок, 10 орфографических и 9 пунктуационных ошибок.

При некоторой вариативности количества ошибок, учитываемых при выставлении оценки за диктант, следует принимать во внимание предел, превышение которого не позволяет выставлять данную отметку. Таким пределом являются отметки «4»  две грубые орфографические ошибки, для отметки «3» - четыре грубые орфографические ошибки, для отметки «2» - девять грубых орфографических ошибок.

Диктант оценивается одной отметкой.

В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются две отметки за каждый вид работы.

При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим.

Отметка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.

Отметка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее ¾ заданий.

Отметка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.

Отметка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.

Примечание. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.

Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. В 9 классе он может состоять из 30-35 слов.

При оценке контрольного словарного диктанта выставляются отметки:

«5» - если нет ошибок;

«4» - 1-2 ошибки;

«3» - 3-4 ошибки;

«2» - 5-7 ошибок.

  1. Оценка сочинений и изложений.

Сочинения и изложения – основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.

Сочинения и изложения в 9 классе проводятся в соответствии с требованиями раздела программы «Развитие навыков связной речи».

Примерный объем текста для подробного изложения в 9 классе – 350 – 450 слов.

Рекомендуется следующий примерный объем классных сочинений в 9 классе – 3,0 – 4,0 страницы.

К указанному объему сочинений учитель должен относиться как к примерному, так как объем ученического сочинения зависит от многих обстоятельств, в частности от стиля и жанра сочинения, характера темы и замысла, темпа письма учащихся, их общего развития.

С помощью сочинений и изложений проверяются:

а) умение раскрыть тему;

б) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;

в) соблюдение языковых норм и правил правописания.

Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе отметки считаются отметками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая отметка (за содержание и речь) считается отметкой по литературе.

 Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:

  • соответствие работы ученика теме и основной мысли;
  • полнота раскрытия темы;
  • правильность фактического материала;
  • последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:

  • разнообразие словаря и грамматического строя речи;
  • стилевое единство и выразительность речи;
  • число речевых недочетов.

Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических.

Отметка

Основные критерии отметки

Содержание и речь

Грамотность

«5»

  1. Содержание работы полностью соответствует теме.
  2. Фактические ошибки отсутствуют.
  3.  Содержание излагается последовательно.
  4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.
  5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочетов.

Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.

«4»

  1. Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).
  2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.
  3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.
  4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.
  5. Стиль работы отличает единством и достаточной выразительностью.

В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.

Допускаются: 2-3 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1-2 орфографических и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.

«3»

  1. В работе допущены существенные отклонения от темы.
  2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.
  3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.
  4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.
  5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Допускаются: 4-6 орфографических и 4 пунктуационные ошибки, или 3-4 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок, а также 4 грамматические ошибки.

«2»

  1. Работа не соответствует теме.
  2. Допущено много фактических неточностей.
  3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.
  4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.
  5. Нарушено стилевое единство текста.

В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.

Допускаются: 9 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 8 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 7 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.

Примечание. 1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую отметку за сочинение на один балл.

2. Если объем сочинения в полтора-два раза больше указанного в настоящих «Нормах…», то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2-3-2, 2-2-3; «3» ставится при соотношениях: 6-4-4, 4-6-4, 4-4-6. При выставлении отметки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.

3. Первая отметка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.

4. На оценку сочинения и изложения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях, приведенных в разделе «Оценка диктантов».

  1. Оценка обучающих работ.

Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.

При оценке обучающих работ учитываются:

  1. степень самостоятельности учащегося;
  2. этап обучения;
  3. объем работы;
  4. четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.

Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, отметки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из отметок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объем диктантов для данного класса, для отметки «4» допустимо и 2 исправления ошибок.

Первая и вторая работа, как классная, так и домашняя, при закреплении определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться.

Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.

  1. Оценка устных ответов учащихся.

Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умения применять определения, правила в конкретных случаях.

При оценке ученика надо руководствоваться следующими критериями: 1) полнота и правильность ответа; 2) степень осознанности, понимания изученного; 3) степень оформления ответа.

Отметка «5» ставится, если ученик полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Отметка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Отметка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Отметка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Учебно-тематический план.

Содержание

Кол-во часов

Кол-во контрольных

работ

Развитие речи

Международное значение русского языка

1

Повторение пройденного в 5 - 8 классах

6

1

2

Сложное предложение. Культура речи. Сложные предложения

1

Союзные сложные предложения.  

6

1

Сложносочиненные предложения

7

1

2

Сложноподчиненные предложения

23

2

5

Бессоюзные сложные предложения

8

2

1

Сложные предложения с различными видами связи

9

1

1

Общие сведения о языке

4

Систематизация изученного по фонетике, лексике, грамматике и правописанию, культуре речи

5

2

ИТОГО

70

9

12

Распределение часов по четвертям

Четверть

Кол-во часов

Кол-во часов и

причины

опережения или

отставания

по

программе

по

КТП

факт

1

18

18

2

14

14

3

20

20

4

18

18

Итого

70

70

Календарно-тематическое планирование.

№ п/п

Тема урока.

Тип урока

Кол-во

часов

Виды и формы контроля и деятельности

Планируемый результат

и уровень освоения

Дата

План/факт

Домашнее задание

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЯЗЫКЕ  

1

Международное значение русского языка.

1

Беседа, лекция учителя, комплексный анализ текста

Знать о месте русского языка в системе мировых языков,

основные средства художественной изобразительности, находить их в тексте.
Продуктивный  

02.09

Пар.1 упр.2

ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5 – 8 КЛАССАХ

2

Р.Р. Устная и письменная речь. Монолог и диалог.Фонетика.

1

Беседа, комплексный анализ текста, редактирование

Знать виды речи, особенности видов речи, взаимосвязь видов речи

Уметь осуществлять различие видов речи, грамотно использовать определённый вид речи на практике

04.09

Пар.2 составить диалог

3

Р.Р. Стили языка.

1

Лекция, беседа, комплексный анализ текста

Знать функциональные разновидности языка, особенности каждого стиля языка, стилистические средства, сферу применения и задачи речи; типы речи и признаки каждого типа речи

Уметь различать стили языка, определять стилистическую принадлежность текстов, строить устные и письменные высказывания в соответствии с определённым стилем; определять типологическую принадлежность текста

09.09

Составить таблицу пар3-4

4

Простое предложение и его грамматическая основа.

1

Синтаксический разбор, конструирование по данным схемам

Тренинг

Знать опознавательные  признаки словосочетания и предложения, средства синтаксической связи в словосочетаниях, главные и второстепенные члены предложения, односоставные предложения, однородные и обособленные члены предложения, обращения и вводные слова.

Уметь правильно расставлять знаки препинания, производить пунктуационный разбор предложения, анализировать языковые единицы с точки зрения точности и уместности употребления

в речи.

11.09

Пар5-6 тест.упр.

5

Предложения с обособленными членами

1

Синтаксический разбор, конструирование по данным схемам, словарный диктант

Знать опознавательные  признаки обособленных членов предложения, способы их выражения, расстановку знаков препинания в предложениях с обособленными членами

Уметь правильно расставлять знаки препинания, производить пунктуационный разбор предложения с обособленными членами

16.09

Пар.5-6 тест.упр

6

Обращение, вводные слова и вставные конструкции.

1

Синтаксический разбор

Знать опознавательные  признаки обращений, вводных слов и вставных конструкций, расстановку знаков препинания в предложениях с обращениями, вводными словами  и вставными конструкциями

Уметь правильно расставлять знаки препинания, производить пунктуационный разбор предложения с предложениях с обращениями, вводными словами  и вставными конструкциями

18.09

Пар.5-6 подг.к к.работе.

7

Контрольный диктант по теме «Повторение в начале года».

1

Диктант с дополнительными заданиями

Знать грамматические особенности простых и сложных предложений, предложений с обособленными членами, обращениями  и вводными словами

Уметь производить все виды разборов, правильно расставлять знаки препинания

23.09

СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

8

Анализ диктанта. Работа над ошибками. Понятие о сложном предложении.

1

Орфографический, пунктуационный, синтаксический разбор, конструирование по данным схемам

Знать грамматические особенности простых и сложных предложений, предложений с обособленными членами, обращениями  и вводными словами

Уметь производить все виды разборов, правильно расставлять знаки препинания

25.09

9

Р.Р. Сочинение в форме дневниковой записи  по картине Т.Назаренко «Церковь Вознесения на улице Неждановой».

1

Работа

с книгой, проблемные задания.

Наблюдения, ведение записей, составление плана

Знать особенности и основные черты  жанра дневниковой записи

Уметь создавать текст

в жанре дневниковой записи, редактировать собственный текст

30.09

Закончить сочинение

10

Союзные и бессоюзные сложные предложения.

1

Проблемные задания

Знать признаки сложных предложений.

Уметь различать основные виды сложных предложений, объяснять постановку знаков препинания в них.

02.10

Пар.7 таблица

11

Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения. Интонация сложного предложения

1

Практикумы, тренинги

Задания в формате ГИА

Знать признаки сложных предложений.

Уметь различать основные виды сложных предложений, объяснять постановку знаков препинания в них.

07.10

Тест.упр.

Сложносочинённое предложение

12

Понятие о сложносочинённом предложении. Смысловые отношения в сложносочинённых предложениях.

1

Анализ предложений, составление обобщающей таблицы

Знать основные группы ССП по значению и союзам.

Уметь объяснять постановку знаков препинания, находить в тексте ССП и производить их пунктуационный разбор

09.10

Пар.8 упр.64,65

13-14

Сложносочинённые предложения с союзами (сочинительными, противительными, разделительными)

2

Анализ предложений Пунктуационный разбор

Знать основные группы ССП по значению и союзам.

Уметь объяснять постановку знаков препинания, находить в тексте ССП и производить их пунктуационный разбор

Уметь вычленять из текста ССП, производить их пунктуационный и синтаксический разбор, правильно строить и употреблять в речи.

14.10

16.10

Пар.8 упр.69

15

Контрольный диктант за I четверть.

1

Диктант с дополнительными заданиями

Контроль

Уметь производить все виды разборов, правильно расставлять знаки препинания

Овладеть орфографическими и пунктуационными навыками

Уметь осуществлять самоконтроль, самоанализ языковых явлений

21.10

16-17

Р.Р. Контрольное сочинение публицистического характера по картине В.Г. Цыплакова «Мороз и солнце»

2

Работа

с книгой, проблемные задания

Наблюдения, ведение записей, составление плана

Знать особенности и основные черты  публицистического стиля

Уметь создавать текст публицистического стиля

редактировать собственный текст

23.10

28.10

Составить план

18

Разделительные знаки препинания между частями сложносочинённого предложения.

1

Анализ предложений, пунктуационный разбор

Проблемные задания.

Компьютерная программа “Фраза”

Знать признаки ССП.

Уметь производить лингвистический анализ текста с точки зрения синтаксиса ССП.
Уметь вычленять из текста ССП, производить их пунктуационный и синтаксический разбор, правильно строить и употреблять в речи.

30.10

19

Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочинённого предложения.

1

Практикумы, тренинги

Анализ предложений, пунктуационный разбор

Проблемные задания.

Компьютерная программа “Фраза”

Знать признаки ССП.

Уметь различать основные виды ССП, объяснять постановку знаков препинания в них.
Уметь вычленять из текста ССП, производить их пунктуационный и синтаксический разбор, правильно строить и употреблять в речи.

11.11

Тестовые упр.

20

Повторение изученного по теме «Сложносочинённое предложение». Проверочное тестирование по теме.

1

Тренинги

Тестирование работа на карточках, графический диктант

Знать признаки ССП.

Уметь различать основные виды ССП, объяснять постановку знаков препинания в них.
Уметь вычленять из текста ССП, производить их пунктуационный и синтаксический разбор, правильно строить и употреблять в речи.

13.11

Сложноподчинённое предложение

21

Понятие о сложноподчиненном предложении.

1

Работа с книгой, проблемные задания

В/ф “Синтаксис и пунктуация”

Презентация

Знать отличительные признаки СПП, средства связи главного предложения с придаточным.

Уметь правильно ставить знаки препинания и составлять схемы СПП.

18.11

Пар.9 упр.78

 22

Практикум. Место придаточного предложения по отношению к главному. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении

1

Работа с книгой, проблемные задания

В/ф “Синтаксис и пунктуация”

Презентация

Знать отличительные признаки СПП, средства связи главного предложения с придаточным.

Уметь правильно ставить знаки препинания и составлять схемы СПП.

20.11

Пар.9 тест.упр.

23

Практикум. Союзы и союзные слова в сложноподчинённом предложении.

1

Работа с книгой, проблемные задания

В/ф “Синтаксис и пунктуация”

Презентация

Знать отличительные признаки союзов и союзных слов в СПП.

Уметь производить пунктуационный и синтаксический разборы СПП, правильно использовать их в речи.

20.11

Тест.упр.

24

Р.Р. Сочинение – отзыв (по картине И. Тихого «Аисты»)

1

Работа с книгой, проблемные задания

Знать основные элементы отзыва

Уметь создавать текст-отзыв

Уметь редактировать написанное.

25.11

завершить

25

Роль указательных слов в сложноподчинённом предложении

1

Работа с книгой, проблемные задания

Уметь видеть в предложении указательные слова и определять в соответствии  с этим вид придаточного, находить слово, к которому относится придаточное предложение,  и задавать от него вопрос.

27.11

Пар.9 упр.87

26-27

Р.Р. Контрольное лингвистическое изложение с  элементами сочинения-рассуждения в жанре научной статьи.  

2

Работа с книгой, проблемные задания

Знать основные элементы и структуру текста-рассуждения

Уметь составлять план, определять тип  и стиль речи текста, подробно его излагать, отвечать на вопрос задания (элемент сочинения),  самостоятельно редактировать и творчески перерабатывать собственный текст.

02.12

04.12

28-29

Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными.

2

Работа с книгой, проблемные задания

Презентация

Знать виды придаточных предложений, отличительные особенности СПП с придаточными определительными.

Уметь объяснить постановку знаков препинания в СПП с придаточными определительными, вычленять их из текста и правильно употреблять в речи

09.12

11.12

Пар.10 упр.98,101

30-31

Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными

2

Работа с книгой, проблемные задания

Презентация

Знать особенности и структуру СПП с придаточными изъяснительными.

Уметь производить пунктуационный разбор, использовать в речи

Уметь создавать мини-рассуждения с использованием

в них СПП с придаточными изъяснительными.

16.12

18.12

Пар.11 тест.задания, упр.114

32

Контрольная работа по итогам 1 полугодия.

1

Контроль

Овладеть орфографическими и пунктуационными навыками на уровне ОС

Уметь осуществлять самоконтроль, самоанализ

23.12

33

Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными.  Сложноподчинённые предложения с придаточными времени и места

1

Работа с книгой, проблемные задания

Презентация

Знать особенности и структуру СПП с придаточными обстоятельственными.

Уметь производить пунктуационный разбор, использовать в речи

Уметь создавать мини-рассуждения с использованием

в них СПП с придаточными времени и места.

25.12

Пар.12 таблица

34

Сложноподчинённые предложения с придаточными времени и места

1

Работа с книгой, проблемные задания

Презентация

Работа на карточках, анализ предложений, составление схем

Знать особенности и структуру СПП с придаточными обстоятельственными.

Уметь производить пунктуационный разбор, использовать в речи

Уметь создавать мини-рассуждения с использованием в них СПП с придаточными времени и места.

13.01

Стр.63-65

Упр.138, 144

35-36

Сложноподчинённые предложения с придаточными причины, условия, уступки, цели, следствия 

2

Работа на карточках, анализ предложений, составление схем

Работа с книгой, проблемные задания

Презентация

Знать особенности и структуру СПП с придаточными обстоятельственными.

Уметь производить пунктуационный разбор, использовать в речи

Уметь создавать мини-рассуждения с использованием в них СПП с придаточными причины, условия, уступки, цели, следствия

15.01

20.01

Стр.70-72,77

Упр.156,166

37-38

Сложноподчинённые предложения с придаточными образа действия, меры, степени и сравнения

2

Работа на карточках, анализ предложений, составление схем

Работа с книгой, проблемные задания

Презентация

Знать особенности и структуру СПП с придаточными обстоятельственными.

Уметь производить пунктуационный разбор, использовать в речи

Уметь создавать мини-рассуждения с использованием в них СПП с придаточными образа действия, меры, степени и сравнения

22.01

27.01

Стр.60,74

Упр.174,130

Подобрать раб. материалы к сочинению

39

Р.Р.Контрольное сочинение по данному началу (на основе картины В.П. Фельдмана «Родина»  или сочинение – рассуждение о природе родного края, о Родине)

1

Проблемные задания; работа на компьютере

Работа с книгой

Знать основные элементы и структуру текста-рассуждения

Уметь составлять план,  самостоятельно редактировать и творчески перерабатывать собственный текст.

29.01

40

Практикум.  Сложноподчиненные предложения с придаточными присоединительными. Систематизация и обобщение изученного по теме «Сложноподчинённое предложение»

1

Организация совместной учебной деятельности. Проблемные задания.

Лист взаимоконтроля, контрольные карточки.

Знать отличительные признаки СПП, виды придаточных предложений, виды подчинения.

Уметь производить пунктуационный и синтаксический разбор, лингвистический анализ текста, в том числе с т. з. синтаксиса СПП, владеть основными синтаксическими нормами современного русского языка

03.02

Пар.13 упр.189

41-42

Практикум.  Сложноподчинённые предложения с нескольким придаточными; знаки препинания при них. Сообщение о происхождении псевдонима.

2

Работа

с книгой, проблемные задания.

Опорные схемы

Сообщение

Уметь различать СПП с однородным, параллельным и последовательным подчинением, составлять схемы, производить синтаксический разбор

Уметь создавать мини-тексты описательного характера с употреблением в них СПП с несколькими придаточными.

05.02

10.02

Пар. 14

Упр.200,207

43

Практикум.  Синтаксический и пункционный разбор сложноподчинённого предложения.

1

Работа

с книгой, проблемные задания

В/ф “Синтаксис и пунктуация”

Презентация

Знать признаки СПП.

Уметь различать основные виды СПП, объяснять постановку знаков препинания в них.
Уметь вычленять из текста СПП, производить их пунктуационный и синтаксический разбор, правильно строить и употреблять в речи.

12.02

Выполнить разборы

 44

 Р.Р. Деловые бумаги. Реферат.

1

Работа

с книгой, проблемные задания

Работа с образцами рефератов

Знать основные элементы и структуру составления и оформления деловых бумаг.

Знать основные элементы и структуру реферата, особенности реферата

Уметь составлять план,  самостоятельно редактировать и творчески перерабатывать собственный текст.

17.02

завершить

45

 Контрольное тестирование по теме «Сложноподчиненное предложение.Виды придаточных предложений»

1

Тренинги

Тестирование в формате ГИА;

 работа на карточках, графический диктант

Знать признаки СПП.

Уметь различать основные виды СПП, объяснять постановку знаков препинания в них.
Уметь вычленять из текста СПП, производить их пунктуационный и синтаксический разбор, правильно строить и употреблять в речи.

19.02

Бессоюзное сложное предложение

46

Понятие о бессоюзном сложном предложении. Интонация в БСП

1

Проблемные задания.

В/ф “Синтаксис и пунктуация”

Знать основные признаки БСП, правила постановки запятой и точки с запятой, выразительные возможности БСП.

Уметь соблюдать в практике письма основные правила пунктуации, нормы построения БСП, употребления в речи

24.02

Стр.94 упр.215

47

БСП со значением перечисления. Запятая и точка с  запятой в БСП.

1

Проблемные задания.

В/ф “Синтаксис и пунктуация”

Знать основные признаки БСП, правила постановки запятой и точки с запятой, выразительные возможности БСП.

Уметь соблюдать в практике письма основные правила пунктуации, нормы построения БСП, употребления в речи

26.02

Пар.15 упр.219 Подбор рабочих материалов к изложению

48

Р.Р. Изложение с элементами сочинения на морально-нравственную тему.

1

Работа

с книгой, проблемные задания

Уметь составлять план, определять тип  и стиль речи текста, подробно его излагать, отвечать на вопрос задания (элемент сочинения).

03.03

49

БСП со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в БСП.

1

Проблемные задания

Знать правила постановки двоеточия, выразительные возможности БСП.

Уметь соблюдать в практике письма основные правила пунктуации, нормы построения БСП, употребления в речи.

05.03

Пар.16 упр.228

50

БСП со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Тире в БСП.

1

Проблемные задания

Знать правила постановки тире, выразительные возможности БСП.

Уметь соблюдать в практике письма основные правила пунктуации, нормы построения БСП, употребления в речи.

10.03

Пар.17 упр.234

51

Практикум. Синтаксический и пунктуационный разбор БСП. Повторение изученного по теме  «Бессоюзное сложное предложение».

1

Проблемные задания

Тренинги

Уметь соблюдать нормы постановки запятой, точки

с запятой, двоеточия и тире в БСП.

Уметь осуществлять самоконтроль, самоанализ, самооценку выполненной работы

12.03

Стр.108 вопросы,тестовые упр.

52

Контрольное тестирование по теме: «Бессоюзное сложное предложение».

1

Текущий контроль.

Овладеть орфографическими и пунктуационными навыками на уровне ОС

Уметь производить самоанализ ошибок, осуществлять самостоятельную работу по их исправлению

17.03

53

Анализ контрольного тестироваия и работа над ошибками.

Тренинги

Знать основные признаки БСП, правила постановки запятой и точки с запятой, выразительные возможности БСП.

Уметь соблюдать в практике письма основные правила пунктуации, нормы построения БСП, употребления в речи

19.03

Сложные предложения с различными видами связи

54-55

Употребление союзной (сочинительной и подчинительной) и бессоюзной связи в сложных предложениях.

2

Проблемные задания

Тренинги

Знать основные группы сложных предложений, их отличительные признаки, особенности предложений

с разными видами связей.

Уметь соблюдать в практике письма основные правила пунктуации, нормы построения СП, употребления в речи, производить пунктуационный и синтаксический разбор.

02.04

07.04

Пар.18 упр.248,250

56

Знаки препинания в сложных предложениях с различными  видами связи. Авторские знаки препинания.

1

Проблемные задания

Знать отличительные особенности сложных предложений с разными видами связей.

Уметь правильно ставить знаки препинания в данных предложениях.

Уметь анализировать трудные случаи языковых явлений

09.04

Пар.18-19 упр.259

57

Синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения с различными  видами связи.

1

Проблемные задания

Знать отличительные особенности сложных предложений с разными видами связей.

Уметь правильно ставить знаки препинания в данных предложениях, производить синтаксический разбор, правильно строить данные предложения и употреблять в речи.

14.04

Тест.упр.

58

Контрольное   изложение с элементами сочинения в формате ГИА

1

Проблемные задания

Работа с книгой

Уметь составлять план, определять тип  и стиль речи текста, подробно его излагать, отвечать на вопрос задания (элемент сочинения).

Уметь самостоятельно редактировать и творчески перерабатывать собственный текст.

16.04

59

Повторение изученного материала по теме: «Сложные предложения с различными видами связи».

1

Тренинги

Работа с карточками

Знать основные группы сложных предложений, их отличительные признаки, особенности предложений

с разными видами связей.

Уметь соблюдать в практике письма основные правила пунктуации, нормы построения СП, употребления в речи, производить пунктуационный и синтаксический разбор.

21.04

Тест.упр.

60

Контрольное тестирование по теме: «Сложное предложение. Виды сложных предложений»

1

Тренинги

Тестирование в формате ГИА;

 работа на карточках, графический диктант

Знать основные группы сложных предложений, их отличительные признаки, особенности предложений

с разными видами связей.

Уметь соблюдать в практике письма основные правила пунктуации, нормы построения СП, употребления в речи, производить пунктуационный и синтаксический разбор

23.04

ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО В V – IX КЛАССАХ

61

Общие сведения о языке. Роль языка в жизни общества. Язык как исторически развивающееся явление.

1

Работа со словарями;

Проблемные задания

Знать основные функции языка в обществе, особенности развития языка, его нормы, основные лингвистические словари.

Уметь составлять конспект текста о роли языка в жизни человека и  общества, использовать в речи нормированный язык, видеть изменения в языке на уровне лексики, морфологии, орфоэпии.

Уметь отбирать нужный по теме материал, используя дополнительные источники информации, делать сообщения.

28.04

Конспект пар.20, инд.сообщение о ученых лингвистах.

62-63

Русский литературный язык и его стили.

2

Комплексный анализ текста

Задания в формате ГИА

Знать основные признаки языка худож. литературы, разновидности стилей.

Уметь анализировать художеств. текст, употреблять лексику характерную для различных стилей  

30.04

05.05

Пар.21 конспект, анализ текста

64

Систематизация изученного по фонетике, графике, орфографии.

1

Работа с карточками

Индивидуальные задания

Знать звуки речи, соотношение звука и буквы, связь фонетики с графикой и орфографией, основные орфоэпические нормы.

Уметь применять знания

по фонетике в практике правописания и говорения.

07.05

Стр.132 упр.287

65

Систематизация изученного по лексикологии (лексике),  фразеологии, орфографии.

1

Задания в формате ГИА

Знать лексические нормы

Уметь определять принадлежность слова, заменять и употреблять формы в речи.

12.05

Стр.140 упр.306

66

Систематизация изученного по морфемике, словообразовании, орфографии.

Знать виды морфем, чередование звуков в морфемах, основные способы образования слов.

Уметь применять знания по морфемике и словообразованию в практике правописания

14.05

Стр.147 упр.320

67

Морфология. Орфография.

Практикум. Комплексный анализ текста.

1

Задания в формате ГИА

Знать грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль существительного, прилагательного, числительного, основные морфологические нормы русского литературного языка.

Уметь применять знания

по морфологии в практике правописания.

19.05

Стр.151 упр.339-340

68-69

Итоговый контрольная работа за курс основной школы

1

Контроль

Задания в формате ГИА

Овладеть орфографическими и пунктуационными навыками на уровне ОС.

Овладеть навыками работы с заданиями в формате ГИА. Осуществлять речевой самоконтроль, оценивать выполненную письменную работу с т. з. ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты

21.05

26.05

70

Синтаксис. Орфография. Пунктуация.

1

Прохождение материала быстрым темпом

Работа с карточками

Индивидуальные задания

Знать опознавательные  признаки простого предложения, главные и второстепенные члены предложения,  односоставные предложения, однородные и обособленные члены

предложения, обращения

и вводные слова.

Уметь правильно расставлять знаки препинания, производить пунктуационный разбор предложения, анализировать языковые единицы с точки зрения точности и уместности употребления

в речи

28.05

Тест.упр.

Раздел V. Перечень учебно-методического обеспечения.

1. Программно-методические материалы. Русский язык. 5-9 кл./сост. Л.М.Рыбченкова. – М.: Дрофа, 2009.

2. Тематическое планирование. Русский язык и литература (компакт-диск) – изд-во

«Учитель», 2007. www/uchitel-izd.ru

3. Печатные пособия.

Таблицы и раздаточный материал по русскому языку для 7 – 9 класса.

4. Мультимедийные пособия.

  • Тестирующая программа для школьников и абитуриентов.  Кирилл и Мефодий
  • Уроки русского языка Кирилла и Мефодия. 9 класс.  
  • Обучение сочинениям. Развитие речи. 5 – 11 классы. (компакт-диск) – изд-во «Учитель», 2007. www/uchitel-izd.ru
  • Русский язык. 8 – 9 класс (карточки). (Компакт-диск) – изд-во «Учитель», 2007. www/uchitel-izd.ru
  • Фраза. Программа – тренажёр по русскому языку для 1 – 9 классов.

5. Русский язык. 7 – 9 классы. Индивидуальный контроль знаний: карточки-задания / сост. С.П.Попова. – Волгоград: Учитель, 2007.

6. Дидактический материал по русскому языку (разрезные карточки для индивидуальной работы) . 9 класс / сост. Л.Н.Ситникова.  – Волгоград: Учитель, 2007.

7. Малюшкин А.Б. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку: 9 класс. – М.:  ТЦ «Сфера», 2010.

8. Малюшкин А.Б., Айрапетова С.Г. Диктанты по русскому языку с дополнительными заданиями. 9 класс. – М.: ТЦ «Сфера», 2010.

9. Иванова С.Ю. Готовимся к ГИА по русскому языку в 9 классе. – Самара: ОФОРТ, 2010.

10. Егораева Г.Т. ГИА. 9 класс. Типовые тестовые задания. – М.: Экзамен, 2010.

Учебники:

1. Русский язык: 9 кл./ Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А. и др. – М.: Просвещение, 2010.

Дополнительная литература:

1. Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку в 9 классе. – М.: Просвещение, 2009.

2. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 9 классе. Поурочные разработки. –

М.: Просвещение, 2002.

3. Тростенцова Л.А., Запорожец А.И. Русский язык. 9 класс. Поурочные разработки. – М.: Просвещение, 2011 г.

4. Тростенцова Л.А. Обучение русскому языку в 9 классе.  – М.: Просвещение, 2010 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида

Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е (  естественнонаучный профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...

Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка

Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....

Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.

класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской.  и К.Т.П....

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.

Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....