Методическая разработка урока по теме "Наречие"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Вводный урок по теме Наречие. Знакомство со смысловыми группами наречий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_urok_narechie.docx35.76 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «СОШ №33» Г.ДЗЕРЖИНСК НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Разработка урока русского языка             в 7 классе

Наречие как часть речи

Учитель русского языка Кузнецова Татьяна Ивановна

2015


Тип урока : усвоение новых знаний и закрепление их с применением технологии  разноуровневого  обучения

Цель :

дать понятие о наречии как части речи и показать общее значение, морфологические признаки и синтаксическую  роль наречий.

Задачи.

Образовательные: формирование умения находить и использовать наречия в тексте;

синтаксический разбор простого предложения; разбор наречий по составу.

Развивающие: развивать творческие способности,  устную и письменную речь учащихся; расширять их словарный запас  за счёт употребления в речи наречий.

Воспитательные: воспитывать интерес к изучаемому предмету, формировать целеустремлённость, трудолюбие, аккуратность.

Планируемые  результаты.

Предметные: учащиеся научатся распознавать наречия, правильно задавать вопросы к данной части речи, определять синтаксическую роль в предложении, разбирать их по составу.

Метапредметные: ученик  учится слушать учителя, одноклассников, пользуется учебником и другими источниками информации, умеет наблюдать, анализировать, обобщать языковой материал, регулировать свою деятельность.

Личностные: ученик получит возможность научиться вести коммуникативную деятельность, устанавливать связь между целью своей деятельности и её мотивом.

1. Оргмомент.

2.Проверка домашнего задания

3.Объяснение нового материала.

Ввод в тему.

4. Закрепление нового материала.

.Подвижная пауза (после выполнения самостоятельной работы).

5.Лексическая разминка.

6. Развитие речи. Написать сочинение -рассуждение (миниатюру )на тему «Почему я люблю зимний лес?»

7. Рефлексия.

8. Домашнее задание.

 -Здравствуйте, ребята, садитесь.

Я рада  видеть каждого из вас,

И пусть зима прохладой в окна дышит,

Нам здесь уютно, ведь наш класс

Друг друга понимает. Чувствует и слышит.

 -Откройте тетради, запишите число. Классная работа. Оставьте строчку для темы урока.

 - Что было задано на дом?

 -Прочитайте, пожалуйста, стихотворение наизусть и объясните  написание слов с пропусками.

-Какие слова привлекли внимание поэта?

-На какой особенности этих слов акцентирует внимание автор?

-На какие вопросы отвечают слова «высоко», «кругом» и другие?

 -Какая же это часть речи? Догадались?

-И какая же цель нашего урока?

-Правильно, ребята. Запишите тему урока : «Наречие как часть речи»

 - С наречием мы встречались и раньше, но мы никогда  ещё подробно эту часть речи не изучали. Эта часть речи в силу морфологических и словообразовательных особенностей является, пожалуй, одной из самых сложных.

-Ребята, обратите внимание на эпиграф к уроку. Прочитайте его.

 - А ещё очень любил употреблять наречия

 А.С. Пушкин. Он говорил, что они «живописуют» нашу речь. Давайте «украсим « текст, написанный на доске наречиями.

-Какой вывод можно сделать по результатам нашей работы с текстом?

- Задачи нашего урока таковы:

 научиться определять морфологические признаки наречия, синтаксическую роль наречий в предложении, обогатить свой словарный запас наречиями.

-Работаем с предложениями,

 написанными на доске .Каждое предложение надо разобрать синтаксически.

-Чем выражено обстоятельство? (наречием)

 (Разбор на доске производит тот ученик, который справился с заданием раньше всех.)

 - К какому слову оно относится? Задайте правильно вопрос. Рассуждайте логически .Что же обозначает здесь наречие?

-Разберём 2 предложение. Найдите наречие, правильно задайте к нему вопрос. Что оно будет обозначать?

-Разберём 3 предложение.

- Нас интересует наречие «очень».

 

-Обратимся к схеме  на слайде № 1(Признак, который обозначает наречие.) Хором прочитаем

его.

 - Приведите по 3 примера на каждый тип

наречия.

 

- А сейчас работаем с учебником: стр. 94. Осознанно прочитайте правило про себя, а затем перескажите  по памяти.

- Выполним упражнение №196 письменно , найдите наречия. Правильно задайте вопрос к ним. Подчеркните их как части речи. Проверьте друг у друга.

 

(Игровой элемент урока)

Неожиданный стук …

- Ребята, к нам гость!

-Спасибо, господин НАРЕЧИЕ.

Ребята, о каких важных особенностях данной части речи мы узнали из рассказа г. НАРЕЧИЯ?

-Докажите это, разберите названные наречия по составу.

- А чем являются в предложении?

- Господин НАРЕЧИЕ, вы ещё что-то хотите сказать?

Учитель открывает конверт, читает.

 -Ребята, да здесь три вида  групповых заданий  (для лингвистов, исследователей и волшебников).

Учитель раздаёт карточки с заданиями.

(Во время работы учитель по мере необходимости подходит к ученикам и оказывает помощь).

-Быстро  встаньте, поднимите руки вверх, плавно опустите их вниз, повернитесь вправо, повернитесь влево, низко присядьте, тихо сядьте за парту.

-Сколько раз в тексте физкультминутки встретилось  наречие?(8 раз)

Коллективная проверка самостоятельной работы под руководством учителя.

Во время проверки заданий 1 группы  учитель рассказывает историю происхождения фразеологизма «На всю Ивановскую».

-В Московском Кремле, у колокольни Ивана Великого,  была в старину площадь, называвшаяся Ивановской. Здесь постоянно толпился народ, обменивались слухами и новостями, вступали в торговые сделки. Тут же ( (ведь ни газет, ни радио, ни интернета тогда не было) «площадные подьячие» и глашатаи громким голосом, на всю Ивановскую, оглашали приказы и указы.  Так и закрепилось в языке это выражение «Во всю Ивановскую», то есть очень громко. Фразеологизм – устойчивый оборот речи.

 - Ребята, как , по какому плану нужно писать сочинение- рассуждение?

 - Напишите работу, обязательно используйте наречия (не менее 5, например, такие: тихо, бесшумно, еле-еле, кругом , вдалеке…)

Дополнительные задания для групп.

Лингвисты могут употребить в своей работе   предложения  с причастными оборотами, исследователи  - с деепричастными оборотами, волшебники могут осложнить предложения однородными  членами.

-К самостоятельным или служебным частям речи относится наречие?

-Что наречие обозначает? На какие вопросы отвечает?

-Каким членом предложения обычно бывает наречие?

- Чем наречие отличается от других частей речи?

Сегодня на уроке мы говорили, что одна из особенностей наречия – образность. Наречия помогают выразить чувства точнее, выразительнее. Подберите наречия к пожеланиям, которые пусть будут адресованы всем нам :

-Не болеть …

- Выглядеть…

-Улыбаться …

 -Готовиться к урокам …

 -Жить …

-Учить правила …

 -Оцените свою работу на уроке.

-Упр. №197 . Дополнительное задание: найти

5-6 пословиц с наречиями.

Список используемой литературы

1. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. – М., 1985, С. 138-139.

2. Баранов М.Т., Костяева Т.А., Прудникова А.В. Русский язык: Справочные материалы. – М., 1989.

3. Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой. – М., 1976.

4. Фразеологический словарь русского языка / Под ред. А.И. Молоткова. – М., 1987.

5. Краткий этимологический словарь русского языка. – Шанский Н.М., Иванов В.В., Шанская Т.В.

.

Учащиеся  встают, приветствуют учителя,

Один ученик отвечает, а остальные ребята проверяют свою домашнюю работу.

-На прошлом уроке был задан стихотворный текст, который надо было выучить наизусть, а на месте пропусков необходимо было вставить пропущенные орфограммы.

Наш язык и скромен,  и богат.

В каждом слове скрыт чудесный клад.

Слово «высоко» произнеси –

И представишь сразу неба синь.

Ты скажи : «Кругом белым-бело» -

И увидишь зимнее село,

С белых крыш свисает белый снег,

Не видать под белым снегом рек.

Вспомнится наречие «светло» -

И увидишь: солнышко взошло.

Если скажешь слово ты «темно»,

Сразу вечер поглядит в окно,

Если скажешь «ароматно» ты,

Сразу вспомнишь ландыши цветы,

Ну, а если скажешь ты «красиво»,

Пред тобой сразу вся страна.

Слова «увидишь»,  «вспомнишь» относятся ко 2 спряжению, поэтому имеют окончание –ишь

-Глагол «скажешь»  1 спряжения, у него окончание –ешь. Не с глаголом «видать» пишется раздельно. В слове «вспомнится»   -тся  пишется без ь. т. К. это 3 лицо глагола.

« С крыш» ь не пишется, т. к. это родительный падеж существительного.

 

 

-Слова «высоко», «кругом», «белым-бело», «светло», «темно», «ароматно», «красиво».

 

-Данные слова обладают образностью.

-Эти слова отвечают на вопрос «как?»

-Это наречие.

 - Изучение наречий.

Ученики записывают тему урока.

-«Русский язык необыкновенно богат наречиями, которые делают нашу речь точной, образной, выразительной»

 М. Горький.

(Учащиеся записывают текст в тетрадях, по цепочке отвечают, какое наречие вставили.)

Текст на доске.

Тихо-тихо в лесу. Вот (…) ступают по рыхлому снегу чьи-то лапы. (…) вместе с ветром доносится голодный вой волков. (…) молчит лес. Хлопья снега падают(…). (…) и (…) от опушки стоят сосны в хлопьях снега.

(слова для справок: по-кошачьи, откуда-то, справа, по-зимнему, редко-редко, справа, слева). Вывод: текст с наречиями получился интереснее, красочнее.

-Действительно, наречия «украшают» текст.

Один ученик отвечает у доски, а остальные ребята работают в тетрадях.

  1. Дочь рано проснулась, умылась, оделась, причесалась.

Проснулась (когда?) рано. Таким образом, глагол обозначает действие, а наречие  - его признак, в предложении слово «рано» будет обстоятельством.

На столе лежит хлеб, на блюдечке -  яйцо

всмятку.

Слово «всмятку» - наречие, т. к. оно само по себе отвечает на вопрос «как?».  Но в данном предложении при разборе мы задаём вопрос иначе: яйцо (какое?) всмятку. Наречие  «всмятку» обозначает признак предмета.

Она очень быстро позавтракала и побежала в школу.

 -Наречие «очень»  относится к наречию «быстро» , получается, что оно здесь обозначает признак признака.

Ученики читают хором, что обозначает наречие.

Приводят примеры: «говорил правильно»,

«написал аккуратно», « читал увлечённо» (наречия обозначают признак действия);

«дом напротив», «яйцо всмятку», «езда верхом» (наречия обозначают признак предмета); «очень хорошо», «весьма успешный», «совсем пожилой» (наречия обозначают признак признака).

Ученики работают с учебником:  читают правило, а затем осознанно пересказывают его.

Выполняют упражнение № 196, производят взаимопроверку.

Ученик в роли НАРЕЧИЯ: «Давайте познакомимся! Я – самостоятельная часть речи – Наречие. Я ещё совсем молод, но происхожу из древнего знатного рода.          Обратите внимание на величавый корень – -речь- .Он был известен ещё в древнерусском языке. Этот корень имел глагол со значением «говорить» .От него произошли такие слова, как «изречение», «речистый», «наречие» (говор), нарекать и другие.

    Если буквально перевести моё имя на современный язык, получится «наглаголие». А в латыни я называюсь «приглаголие», так как я почти всегда живу и работаю с глаголом. Если прилагательное неразлучно с существительным, то Я КАК МОГУ ПОМОГАЮ ГЛАГОЛУ: примыкая к нему, поясняю, уточняю его, придаю ему чёткость.

Хочу обратить внимание на мою главную особенность – НЕИЗМЕНЯЕМОСТЬ. Я всегда уверен в том, что говорю, и никогда ни перед кем не склоняюсь, не изменяю своего окончания, Да у меня его и нет, даже нулевого. В предложении я чаще всего бываю ОБСТОЯТЕЛЬСТВОМ, но могу быть и ОПРЕДЕЛЕНИЕМ.

-Наречие чаще всего употребляется рядом с глаголом, например: быстро бежать, хорошо выполнить, вкусно готовить.

Наречие не изменяется, не имеет окончания.

Учащиеся выполняют разбор названных наречий по составу, заостряют внимание на том, что у наречия нет никакого окончания

 -Наречие чаще всего является в предложении обстоятельством, но может быть и определением.

 - Да, я принёс в конверте интересные задания для ребят. ( Отдаёт конверт учителю).

Дифференцированная самостоятельная работа.

Лингвисты (самая сильная группа учащихся) получили задание подобрать к фразеологизмам синонимы-наречия. Составить 3 предложения с данными фразеологизмами, а 5 -7 наречий разобрать по составу.

Карточка №1.

Идти черепашьим шагом –

Как по маслу –

Кот наплакал –

Встать чуть свет –

Рукой подать –

Яблоку упасть негде –

Положа руку на сердце –

У чёрта на куличках –

Рукой подать –

Как в аптеке –

Чёрным по белому  -

Битый час –

Бок о бок –

На вес золота –

Душа в душу

  На всю Ивановскую –

 

Исследователи (средняя группа учащихся) находят в учебнике упражнение №199 и выписывают наречия вместе с тем словом, к которому они относятся.

Волшебники (третья группа учащихся, занимающихся слабо) составляют предложения с наречиями (настежь, сначала, справа, аккуратно, хорошо, ,издавна, вверх, поровну)  , т. е. занимаются развитием речи.

Учащиеся выполняют физкультминутку.

 Кто-то  из 1 группы, из 2, из 3читает то, что сделано, все ребята слушают,

Кто-то из учеников отвечает:

«Рассуждение строится по такому плану: тезис, доказательства, вывод. Каждый абзац надо писать с красной строки.»

Учащиеся выполняют задание, работы сдают на проверку.

Учащиеся отвечают на вопросы .

Учащиеся хором отвечают: «никогда, отлично, приветливо, всегда, счастливо, всегда»

Несколько оценок с комментированием послушать.

Учащиеся записывают д\з

Коммуникативные УУД.

Умение строить продуктивное взаимодействие, настрой на сотрудничество.

Познавательные УУД: умение осуществлять смысловое чтение художественного текста, умение сознательно строить речевое высказывание в устной форме; умение наблюдать за языковым материалом; умение работать с орфограммой, умение строить логическую цепь рассуждений.

Личностные УУД: воспитание любви к родному языку, воспитание любви к родине.

Регулятивные УУД: умение контролировать свою деятельность, умение вносить дополнения и изменения в свою работу.

Коммуникативные УУД: воспитание умения слушать и вступать в диалог, воспитание инициативного сотрудничества в коллективном обсуждении проблемы.

Познавательные УУД:

 умение самостоятельно  выделять и формулировать познавательную цель (целеполагание); умение осуществлять поиск необходимой информации при работе с разными источниками; умение наблюдать за языковым материалом; умение сравнивать, анализировать, обобщать.

Личностные УУД: умение усваиваемый материал применять на практике.

 Развивающие УУД:  умение осознанно воспринимать научную информацию, умение структурировать знания, умение   действовать по алгоритму при исследовании частей речи.

Регулятивные УУД: умение 

выполнять контроль и коррекцию.

Познавательные УУД: умение выделять необходимую учебную информацию из любого источника,

умение сознательно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; умение наблюдать за языковым материалом, проводить на основе услышанного логическую цепь рассуждений.

Познавательные УУД: умение применить полученные знания на практике, продолжить развивать письменную  и устную речь.

Применение здоровьесберегающей технологии.

 

Познавательные УУД:умение слушать и воспринимать дополнительную информацию с целью развития кругозора.

Регулятивные УУД: умение определять последовательность работы, умение прогнозировать, воспитание саморегуляции как способности к преодолению препятствий.

Познавательные УУД :

умение сознательно и произвольно строить речевое высказывание в письменной форме, умение наблюдать за языковым материалом.

Коммуникативные УУД:

умение слушать  и адекватно воспринимать информацию по заданию, данному учителем.

Личностные УУД: умение изученный материал применять на практике

Регулятивные УУД: умение выполнять планирование, контроль и коррекцию, умение давать оценку своей деятельности, а также деятельности своих одноклассников.

Коммуникативные УУД: воспитывать умение слушать и вступать в диалог

Познавательные УУД: умение систематизировать знания .

Личностные УУД: умение устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом.

1 мин.

4мин.

6мин.

2 мин.

4 мин.

3 мин.

4 мин.

3 мин.

3мин.

1мин.

10 мин.

3 мин.

1 мин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме «Разработка проектов в системе программирования Visual Basic»

Данный урока проводился в группе первокурсников техникума.Тип урока: комбинированный, использовался контроль знаний, закрепление практических навыков. На уроке использовались разноуровневые задания.Це...

методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"

Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено  как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи.  Происходит...

Методическая разработка урока по теме "Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности"

Тема «Высшая нервная деятельность.  Поведение. Психика.».Урок «Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности».Цель урока:  освоение  учащимися знания о вк...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...

Методическая разработка урока "В зоопарке" методическая разработка по английскому языку (5 класс)

Данный урок основан на учебнике Spotlight 5. Тема урока: В зоопарке . УМК: «Английский в фокусе» (Spotlight- 5) Ю.Е. Ваулина, Дж.Дули, О.Е. Подоляко, В.Эванс. Тип урока: урок актуализ...