Урок – заседание редакционного совета газеты «Все на защиту русского языка!» в 6 классе.
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Кудрявцева Ольга Вячеславовна

 

Тип: урок повторения, закрепления, обобщения.

Вид: на игровой основе.

Цели:

  1. закрепить знания учащихся, полученные на уроках русского языка;

  2. развивать интерес к русскому языку как национальному языку;

развивать правильную речь, логическое мышление;

расширять кругозор учащихся;

  1. воспитывать любовь и уважение к родному языку;

воспитывать интерес к предмету «Русский язык».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vse_na_zashchitu_russkogo_yazyka.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

Номинация: «Педагогическая мастерская».

Урок – заседание редакционного совета газеты

 

 «Все на защиту русского языка!»

 

в 6 классе.

Выполнил:

учитель русского языка

МКОУ « Средняя общеобразовательная

 школа №3»  г.  Дзержинска

Кудрявцева О. В.

 

Урок – заседание редакционного совета газеты

«Русское слово»

 «Все на защиту русского языка!»

Тип: урок повторения, закрепления, обобщения.

Вид: на игровой основе.

Цели:  

  1. закрепить знания учащихся, полученные на уроках русского языка;
  2. развивать интерес к русскому языку как национальному языку;    

     развивать правильную речь, логическое мышление;

     расширять кругозор учащихся;

  1. воспитывать любовь и  уважение к родному языку;

     воспитывать интерес к предмету «Русский язык».

Задачи: 

  1. расширение знаний учащихся в области лексики, грамматики, орфографии;
  2. развитие связной речи, словарного  запаса  учащихся; содействие  развитию мыслительной деятельности, активизация познавательной деятельности учащихся, развитие творческой активности;  
  3. воспитание  любви к русскому слову, развитие навыка  работы в группе.

 Оборудование:

  1. таблички: «Главный редактор», «Отдел информации», «Отдел рекламы»;
  2. плакат с девизом: «Если не мы, то кто? Если не сейчас, то когда?»;
  3. дидактический раздаточный материал;
  4. макет газеты.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  1. Проверка готовности учащихся к уроку.
  2. Эмоциональный настрой.

–Здравствуйте, ребята. Я приветствую  всех тех, кому небезразлична судьба нашего родного русского языка.  Президент России Дмитрий Медведев учредил День русского языка, который будет отмечаться ежегодно 6 июня, в день рождения великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина, основоположника современного русского литературного языка.  

Дорогие ребята, я хочу обратить ваше внимание на волшебное слово «здравствуйте», которое только что произнесла.

Как вы считаете, почему оно волшебное?   Этим словом с незапамятных времен русские люди желали друг другу здоровья. Видите, какой глубокий смысл может быть заложен в таком простом, на первый взгляд, слове, которое многие из нас, к сожалению,    забывают говорить. Что может быть приятнее, когда тебе желают здоровья, говоря с улыбкой нежное, доброе, сердечное «здравствуйте»! После такого пожелания на душе становится теплее и радостнее.  

      А теперь представьте себе, что мы перестанем говорить такие слова и вскоре даже забудем их, потому что будем использовать в своей речи сокращения, жаргонные слова, ненормативную лексику.   Представьте, что вы забудете язык, на котором говорят ваши бабушки и дедушки, не сможете читать свои любимые книжки.

Чтобы сохранить наш великий русский язык, наши традиции и обычаи, нашу литературу, нашу страну, потребуется много сил.   Поэтому я прошу вашей помощи в защите русского языка.

 Сегодня на заседании редакционного совета газеты «Русское слово»    обсудим, что значит «беречь»  язык? От кого или от чего  его нужно "беречь"? Чем бы мы  могли помочь в этом благородном деле.

Итак, все на защиту русского языка! Девиз нашего заседания: «Если не мы, то кто? Если не сейчас, то когда?»

 Наше заседание  пройдёт в форме соревнования  сотрудников      «Отдела информации» и «Отдела рекламы». Вам предстоит продемонстрировать  свои умения, знания, смекалку и эрудицию в области грамматики русского языка. Желаю вам удачи!
Каждое задание оценивается  жюри по трехбалльной системе.
   

Уважаемые коллеги, прошу вас настроиться на работу! Я, как главный редактор нашей газеты, напоминаю правила работы.

Правила общения

  1. С уважением относиться друг к другу.
  2. Любое мнение заслушивать внимательно.
  3. Пока один говорит, все слушают.
  4. О своём желании высказаться сообщаем с помощью поднятой руки.

II. Основная часть. Итак, переходим к основной части. Сотрудники каждого отдела выбирают своего руководителя (капитана команды).

1. Проверка домашнего задания. Конкурс «Поэтический».  

 В чем же сила и ценность русского языка для нас с вами? В чем его богатство?

Ответ простой. В его гибкости и многогранности, в музыке и глубоком смысле слов и словосочетаний,   каждое из которых несет частичку души говорящего.

 Для сегодняшнего  заседания вы должны были выбрать одно из стихотворений о русском языке,  подготовить его  выразительное чтение   и объяснить свой выбор (передать  основную мысль стихотворения своими словами).

Учащиеся  читают стихотворения о русском языке и  высказывают  свои мнения о значении русского языка.

«РУССКОЕ СЛОВО» Максим Танк.

Ты жизнь и надежду несёшь миллионам,

Несёшь негасимое пламя восхода,

Несёшь непреложную правду народам,

Могучее русское слово.

Народы страны с тобой породнились,

Ты песней крылатой взлетело над светом,

 И всюду тебя принимают с приветом,

Великое русское слово!

 «РУССКИЙ ЯЗЫК»  А.Яшин  

Я люблю свой родной язык!

Он понятен для всех,

Он певуч,

Он, как русский народ, многолик,

Как держава наша, могуч.

Он язык луны и планет,

Наших спутников и ракет.

На совете за круглым столом

Разговаривайте на нем:

Недвусмысленный и прямой,

Он подобен правде самой

2. Конкурс «Грамота – второй язык»

 Учитель: Какие  у языка есть враги,  и какие  ему грозят   опасности?

В народе издавна говорят: “Грамота – второй язык”.  Глубокая мудрость, ясный ум и тонкая наблюдательность русского  народа заключены в этой меткой пословице. Простые люди тянулись к знаниям, прекрасно понимая, что “без грамоты, как без свечки в потемках” и что “ученье – свет, а неученье тьма”. Проверим знание орфографии русского языка и грамотность сотрудников нашей газеты.

Конкурс-соревнование. Задание: учащиеся работают в тетради, записывая    словосочетания, которые диктует главный редактор.  При этом представители обеих команд по очереди выходят к доске и одновременно записывают   словосочетания.  Результаты записи сравниваются и оцениваются.    

  1. Хорошая речь
  2. Прекрасный русский язык
  3. Средство общения
  4. Устное и письменное общение
  5. Государственный язык
  6. Художественный стиль
  7. Речевой этикет
  8. Живое слово
  9. Родной язык

     10.Знать грамматику

3. Конкурс «Корректурная проба».

Проверим,  насколько вы внимательны и умеете ли слаженно работать.

Русский язык   всегда был предметом гордости русских писателей, любивших свой народ и свою родину.

 "Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нашими предшественниками!" - призывал в одной из своих статей замечательный знаток и мастер языка Иван Сергеевич Тургенев.

Задание: зачёркивая буквы Г, Д, Ж, Ф, вы получите предложение-высказывание известного писателя о русском языке.  Запишите получившееся высказывание в тетрадь, объясните его смысл  развёрнутым ответом. Выскажите своё мнение.

И

Г

Д

С

Т

Ж

И

Ф

Н

Г

Н

Д

А

Ж

Я

Л

Ю

Д

Б

О

В

Ь

К

С

Ж

В

О

Е

Ф

Й

С

Д

Т

Р

А

Г

Н

Ф

Е

Н

Е

М

Д

Ы

С

Л

Ж

И

М

Г

Ф

А

Б

Д

Е

З

Л

Ю

Ж

Б

Г

В

И

Д

К

Ф

С

В

Ж

О

Е

Д

М

У

Ф

Я

З

Ы

К

У

Ответ: Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. (Паустовский К. Г.)

4.  Конкурс    «Для чего служит язык?»

Большинство людей не задумываются о том, что такое язык, откуда он, и какова его функция.  В современных условиях русский язык приобретает всё большее международное значение. Его изучают многие люди в разных странах мира. Русский язык, несомненно, — это язык богатейшей художественной литературы, мировое значение которой исключительно велико. Итак, для чего же служит русский язык?

         Этот конкурс состоит из двух частей. Вы получите конверт, в котором находятся карточки со словами в начальной форме. По моей команде вы должны будете составить  три предложения-функции русского языка, и записать в их тетрадь, устно объяснить их смысл.   Как только вы будете готовы, поднимаете руки.    Побеждает та команда, которая справится быстрее и выполнит задание правильно.

  1. Язык – это средство человеческого общения.
  2. Русский язык – это государственный язык Российской Федерации.
  3. Русский язык – это средство межнационального общения за рубежом.

5. Конкурс «Знаешь ли ты историю языка?»

Учитель: Откуда взялся русский язык, и почему он такой сложный?

      Вы знаете, что русский принадлежит к восточнославянским языкам славянской ветви индоевропейского древа языков. Образовался он в XIV веке с распадом древнерусского на русский, украинский и белорусский. Славянские языки по-прежнему хранят многие индоевропейские древности, как в грамматике, так и в лексике.  Это древнее наследие и делает русский  таким сложным, но и таким симпатичным!  Русский язык развивается. Из обихода   исчезают слова  «благодарю», «ведать», «отведать», «радеть», «честь» и многие другие, взамен появляются другие.

Задание:  Соотнесите архаизмы с их современными синонимами. Запишите в тетрадь.

Ответы
1 – C, 2 – D, 3 – A, 4 – B, 5 – F, 6 – I, 7 – E, 8 – G, 9 – H.

6. Конкурс «Интересные вопросы»

Язык -  это величайшая загадка. Чем больше книг читаешь о русском языке,  чем больше его изучаешь, тем больше тайн  открывается, но по-прежнему остаётся много вопросов, ведь все-таки язык - удивительное творение. Вопросы задаёт главный редактор поочерёдно каждой команде. (Вариант: команды заранее готовят  вопросы и задают их соперникам).

  1. Половина буквы

     Какое слово означает половину буквы русского алфавита? Полка

  1. Огнестрельное оружие

      Назовите слово, состоящее из математической константы и века. Пистолет

  1. Слова из 100 согласных

     Как вы думаете, есть ли в русском языке слова, состоящие из ста согласных?  

  1. Столикий охранник

      Назовите охранника, у которого есть 100 лиц.

  1. Приведите русский фразеологизм, синонимичный французскому: «Хорошему коту - хорошую крысу».
  2. Какая русская пословица следующим образом переведена на иностранный язык: «Недостаток ума компенсируй ходьбой»?
  3. Из нее можно выйти сухим . Ее носят решетом .В нее можно кануть. Ее  набирают в рот, не желая говорить. В нее прячут концы нечестные люди .
  4. Этот головной убор опасен для здоровья человека, нечистого на руку. Назовите его
  5. Ее заваривают, затевая неприятное, хлопотное дело, а потом расхлебывают, распутывая это дело; ее «просит» дырявая обувь.
  6. Она очень маленькая, но с её помощью можно прервать жизнь одного сказочного героя. Глупый человек может искать её в стоге сена, а тот, кто волнуется, будет на них сидеть. Новая одежда только что с неё. Что это за предмет?
  7. Оно бывает пятым у телеги вопреки всякому здравому смыслу. И что самое удивительное, некоторые любят вставлять в него палки. На нём можно даже жить, а можно в нём вертеться, но особенно его почему – то любят белки. Что это?
  8. Молодожёны очень хорошо его знают, потому что он рядом с ними целый месяц. А когда его целая бочка, то находятся вредители, готовые испортить его, добавив в него ложку дёгтя. Его обожал один представитель млекопитающих, любящий прикидываться тучкой. Что это такое?
  9. Имя апостола Петра в переводе с древнееврейского обозначает именно это. Он бывает краеугольным, а бывает точкой преткновения. Плохой человек носит его за пазухой. В споре коса может на него найти. Что это такое?
  10. Какие слова оканчиваются на "зо"?
  11. Слово, оканчивающееся на "со"

Физкультурная минутка. 

Упражнения на снятие эмоционального напряжения.

А теперь немного отдохнём. Несколько раз глубоко вдохните. Широко улыбнитесь своему соседу справа, а теперь соседу слева. Наморщите лоб – удивитесь, нахмурьте брови – рассердитесь, наморщите нос – вам что-то не нравится, расслабьте мышцы лица, лицо спокойное. Поднимите и опустите плечи: вдох-выдох, вдох-выдох.

7. Конкурс капитанов  « Лингвистическая дуэль»

  1.      Русский язык очень богат фразеологизмами.

 Проверим знание устойчивых сочетаний.  Руководителям отделов   необходимо  отредактировать  текст,  используя,  где  это  уместно,  фразеологизмы.  На  выполнение  даётся  2  минуты.

Текст:   Петя  плохо  работал. Дома  он  ничего  не  делал.  За  уроки  брался  неохотно.  Получив  плохие  оценки,  Петя  печально  шёл  домой.  Надо  было  усердно  приниматься  за  работу.

  1. Пока наши капитаны выполняют задание, мы не будем сидеть без дела. Конкурс  «Восстанови  фразеологизм»    
  1. Запретный  плод….    (сладок)
  2. Волк  в  овечьей…   (шкуре)
  3. Нужен  как  собаке…   (пятая  нога)
  4. ….   скребут  на  душе   (кошки)
  5. Как  с  …   вода   (гуся)
  6. Прожужжать  ….  (все  уши)
  7. Вертится   как  …  (белка  в  колесе)
  8. По  горячим  …   (следам)
  9. Обвести  …   (вокруг  пальца)
  10. Зарубить   …   ( на  носу)
  1. Команды выполняют задание в тетрадях. Затем поочерёдно зачитывают восстановленный фразеологизм и объясняют его значение.

8. Конкурс «Загадки про синонимы».

К.Г.Паустовский писал: «Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык». В русском языке, согласно статистике, более полумиллиона слов, однако в обычной жизни обычный человек пользуется от силы 2000-4000. Так что можно со всей ответственностью утверждать, что мы  лишь  частично используем богатство родного языка.

Лексическое богатство  русского языка составляют синонимы. Для чего синонимы используются в речи? (они помогают более точно  выразить мысли, избежать повторения, делают нашу речь выразительной, яркой).

Проверим, хорошо ли вы знаете синонимы родного языка.

Задание для всех:

В языке родном, богатом                                                                                                                                                                                                                                                                                              

 Много сходных слов, ребята.

 Как врача назвать иначе?

 Я желаю вам удачи.

(Доктор, лекарь, эскулап.)

                                 

 

 Надеюсь, вы, друзья, готовы

Отель зазвать мне русским словом?

(Гостиница.)

Задания для команд. Отвечают по очереди и называют  синонимы-рифмы:

«Отдел информации»

«Отдел рекламы»

Волшебник – маг,

Знамя  – ... (флаг).

Шум  – грохот,

Смех  – ... (хохот).

Отчий  – родной,

Жара  – ... (зной).

Внезапно  – вдруг,

Товарищ  – ... (друг).

Хвала  – одобрение,

Удача  -   (везение).

Силач  – атлет,

Тайна  – ... (секрет).

Идти  – шагать,

Плясать  – ... (танцевать).

Верный  – надёжный,

Трудный  – ... (сложный).

9.Конкурс «Как это по-русски?»

Прислушиваясь к речи одноклассников, знакомых, друзей  можно обнаружить много иностранных слов, которые они произносят на русский манер и не всегда могут выразить то же самое словами родного языка. Одной из опасностей для русского языка становится неоправданно частое употребление  иностранных слов: "презент", "бойфренд", "мейкап", "постер", "уикэнд", "геймер".  Это же неверно, что в России становятся больше иностранных слов, нежели наших, русских.  

Задание: заменить заимствованные слова исконно русскими

  1. Презентация  - представление
  2. Шоу –    зрелище  
  3. Консенсус –   согласие  
  4. Коммуникабельный – общительный.
  5. Позитивный –  положительный.
  6. Менталитет –  мировосприятие
  7. Интегрировать – объединять
  8. Имидж – облик
  9. Санкция – разрешение, указание
  10. Эксклюзивный - исключительный;
  11. Прайс-лист – прейскурант.

10.  Конкурс «Исправь ошибку, дай совет!»

А теперь условия очередного конкурса. Вам необходимо исправить ошибки некоторых школьников, допущенные в сочинениях и изложениях.
 Каждая команда вытягивает  6 билетов  (предложений).  Нужно прочитать предложения, найти и исправить ошибки, записать в тетрадь.

  1. Я нашёл котёнка и он стал моим пернатым другом.
  2. Нина не пришла в школу и её грызла совесть.
  3. Иванушка рос не по дням, а по ночам.
  4. Вадим орал вполголоса.
  5. Герасим поставил на пол блюдечко, и стал тыкать в него мордочкой.
  6. Герасим налил Муме щей.
  7. Шел полк французов и кутузов.
  8. Глухонемой Герасим не любил сплетен и говорил только правду.
  9. С Михаилом Юрьевичем Лермонтовым я познакомилась в детском саду.
  10. Герасим ел за четверых, а работал один.
  11. Герасим бросил Татьяну и связался с Муму.
  12. Родители Ильи Муромца были простыми колхозниками.

  1. Заключительная часть. Подведение итогов.

Учите русский

годы кряду,

С душой,

с усердием,

с умом!

Вас ждет великая награда,

И та награда - в нем самом.

В  ходе сегодняшнего заседания мы убедились, насколько  важно знать свой язык, его историю,  бережно пользоваться словом, чтобы наша жизнь стала ярче и интереснее.

      Русский язык - это наше национальное достояние. Наша задача - передать эту драгоценность последующим поколениям в чистоте, её красоте и богатстве.

         Молодцы! Вы настоящие ценители, хранители, защитники, пропагандисты русского языка.  От нас с вами зависит будущее нашей страны, каким оно будет: великим или достойным сожаления?

Больше читайте, пополняйте свой словарный запас, не употребляйте слова-паразиты, не засоряйте язык.

 Домашнее задание. Для следующего номера газеты подготовить:

  1. Сотрудникам  «Отдела информации» написать   краткое сочинение на тему «Мой вклад в поддержку русского языка».
  2. Сотрудникам «Отдела рекламы» создать рекламу русского языка

Использованная литература:

  1. Внеклассная работа по русскому языку /  Авт.-сост. Баскакова В. П., Городкова И. Н.  – Волгоград: Издательство «Корифей», 2009.
  2. Галкина Г. В., Полонецкая Л. З. Занимательные задачи по русскому языку, Ростов-на-Дону, 2009.
  3. Мастер-класс учителя русского языка, 5-6 класс. / Авт.-сост. Павликовская Н. И. – М.: Издательство «Глобус», 2009.
  4. Шустина И. В. Русский язык на «пятёрку». Олимпиадные задания, вопросы, тесты, Ярославль, 2010.
  5.  Шибалова Л. В. Контрольные и проверочные работы по русскому языку.   М., 2011.

Ребята приготовили сценку “Прочь с дороги” Посмотрите её, пожалуйста, и запишите все ошибки, допущенные Юлей и Мишей.

(Комната. В ней стол, стулья. Девочка читает книгу. Мать шьет).

Юля. Мама, сколько времени? Ой, я покушаю и побегу в школу.

Мать. Что за спешка?

Юля. Да наш класс сегодня убирает… Как это… стадион.

Мать. Обед стоит на плите.

Юля. Суп? Хорошо, а мясо я разрежу: себе возьму меньшую половину, а тебе оставлю большую половину. (Режет мясо, ест).

Миша (вбегая). Юля! Что ты так долго?

Юля. Сейчас. Только попью. (Быстро встает). Мама, у нас есть холодный кипяток? (Наливает из графина воду и пьет). Что мне одеть? Я одену свитер. Хорошо?

Мать. Возьми пальто.

Миша. Пальто не стоит. Его можно испортить. Возьми лучше…как это… халат.

Мать. Действительно, возьми халат.

Юля. (надевает халат). Хорошо. Я возьму халат.

(Миша и Юля уходят).

Мать. Не могу понять, почему и Юля, и Миша да и другие ребята не следят за своей речью. Кажется, и книги читают, и в школе по русскому языку хорошие отметки получают, а говорить по-русски не умеют.

Вывод: В разговоре Юли и Миши мы видим и ошибки из-за незнания грамматики (время вместо времени), и непонимание смысла слова (“большая и меньшая половина”, “холодный кипяток”), и слова-сорняки (“как это”), которыми мы заполняем паузы, когда мы не можем найти нужного слова.

Так скажем же все хором: “Прочь с дороги все, что портит нашу речь!”


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемно-эвристический урок по теме "Средства связи предложений в тексте". Русский язык. 5 класс.

Урок с использованием проблемной технологии к учебнику "Русский язык .5 класс" под редакцией Е.А.Быстровой...

Внеклассное мероприятие по русскому языку - деловая игра "Заседание редакционного совета газеты "Русский язык в школе"

Это внеклассное мероприятие по русскому языку проводилось в рамках Недели русского языка и литературы в нашей школе для учащихся 6-11 классов. Мероприятие интересно тем, что все участники этой деловой...

Методическая разработка проведения урока написания письма по теме: "Россия - родина моя..." Русский язык, 6 класс.

Данное учебное занятие направлено на обучение учащихся 6 класса  навыкам письма на основе изучения достопримечательностей  родного края. Способствует возрождению эпистолярного жанра, в...

урок по теме "Гласные в приставках пре- при-", русский язык, 6 класс

Урок знакомства с правописанием гласных в приставках ПРИ- и ПРЕ- с опорой на значение этих приставок и с письменным образцом объяснения данной орфограммы, с презентацией, технологической картой....

Разработка открытого урока на тему: "Три склонения имен существительных" по русскому языку 5 класс ФГОС

Данный урок разработан в соответствии с ФГОС. Так как, курс 5 класса - это повторение, то тема для них не новая, поэтому я использовала комбинированный тип урока. Сценарий урока был разработан в соотв...

План-конспект урока и презентация по теме: «Понятие о наречии» (русский язык, 7 класс).

Данный урок проводится по методическому комплексу М.М. Разумовской....

Открытый урок по теме "Виды придаточных в сложноподчиненном предложении", русский язык, 9 класс

Цели урока:Обучающая: обобщение и систематизация материала по теме "Сложноподчиненное предложение".Развивающая: совершенствование навыков определения видов придаточных предложений и способов...