Презентация «открытого урока» на тему: "Написание сочинения – рассуждения"
презентация урока для интерактивной доски по русскому языку (9 класс) по теме

Презентация «открытого урока» с использованием новых образовательных технологий

Тема: «Написание сочинения – рассуждения»

9 класс

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема урока : « Написание сочинения – рассуждения»

Слайд 2

Композиция сочинения на лингвистическую тему ( С2) Тезис. Рассуждения о смысле высказывания Второй пример языкового явления и его роль Вывод Первый пример языкового явления и его роль

Слайд 3

Найдите в тексте пример 1 и пример 2, иллюстрирующие понятия, обозначенные ключевыми словами. Отметьте номера нужных предложений или подчеркните ту часть текста, которую будете цитировать. В абзаце 1 напишите вступление. Начать сочинение можно как цитатой из задания, так и собственным высказыванием, объясняющим ключевые слова цитаты. В абзаце 4 напишите заключение. Постройте логично и последовательно композицию основной части, включив в абзац 2 пример 1, а в абзац 3 пример 2. Внимательно прочитайте цитату. Выделите (подчеркните) в ней ключевые слова, связанные с лингвистикой. Алгоритм работы над сочинением

Слайд 4

П ошаговая работа с текстом при написании сочинения I . Шаг первый. Читаю высказывание « Слово дано человеку не для самоудовлетворения, а для воплощения и передачи той мысли, того чувства, той доли истины и вдохновения, которыми он обладает, другим людям ». Владимир Галактионович Короленко

Слайд 5

П ошаговая работа с текстом при написании сочинения II . Шаг второй. Выделяю ключевые слова « Слово дано человеку не для самоудовлетворения, а для воплощения и передачи той мысли , того чувства , той доли истины и вдохновения , которыми он обладает, другим людям ».

Слайд 6

День весеннего равноденствия

Слайд 7

Литературоведческие термины Слово – единица языка, служащая для называния отдельного понятия. Сравнение – слово или выражение, содержащее уподобление одного предмета другому. Риторический вопрос – вопрос (прием ораторской речи) – утверждение в форме вопроса. Метафора – оборот речи, состоящий в употреблении слов и выражений в переносном смысле на основе какой-нибудь аналогии, сходства, сравнения. Лексический повтор – повторение важного с точки зрения автора слова. Клише – это органическая единица любого языка. Клише не свойственны образность и экспрессивность. К ним относятся речевые стереотипы, стандарты, формулы, типовые конструкции, которые мы легко воспроизводим в речи в определенных (повторяющихся) ситуациях .

Слайд 8

П ошаговая работа с текстом при написании сочинения III . Шаг третий. Читаю текст О братить внимание на: многочисленные риторические вопросы (предложения 4-7, 13-14 ), лексический повтор ( убивает в предложениях 8-10, кричат и плачут в предложениях 11-12 ), метафоры и сравнения (предложение 21 )

Слайд 9

П ошаговая работа с текстом при написании сочинения IV . Шаг четвертый. Пишу вступление Речевые клише для вступления Автор пишет о… В высказывании… говорится о… Действительно… Как отмечает… Бесспорно мнение автора о том, что… Я полностью согласен с… Не могу не согласиться с… Я поддерживая мнение… Попробуем разобраться в смысле этого высказывания. Попробую доказать эту мысль примерами из текста.

Слайд 10

П ошаговая работа с текстом при написании сочинения IV . Шаг четвертый. Пишу вступление «Зачем человеку даны слово, речь?» - над этим вопросом размышляет Владимир Галактионович Короленко и приходит к выводу, что величайшая задача человеческой речи – передать окружающим мысли и чувства, поделиться вдохновением, открыть истину. В самом деле, ничто на свете не имеет такой силы, такого влияния на людей, как слово, в котором отражается человеческая душа.

Слайд 11

П ошаговая работа с текстом при написании сочинения V . Шаг пятый . Пишу основную часть Речевые клише для основной части (для аргументации) Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к предложению № … Проиллюстрировать названное языковое явление можно на примере предложения… Пример можно найти в предложении № … Рассмотрим предложение… В нем использовано такое лексическое (грамматическое) явление, как… Справедливость этого вывода можно доказать на примере предложения, в котором автор использует… Рассмотрим в качестве примера предложение №… Это подтверждает наш вывод о том, что…

Слайд 12

П ошаговая работа с текстом при написании сочинения V . Шаг пятый . Пишу основную часть Мне кажется, прекрасным подтверждением мысли писателя может служить текст Светланы Александровны Алексиевич, посвященный детям, оказавшимся в огне войны. В этом отрывке нет ничего случайного. Так, в предложениях 8-10 четыре раза повторяется слово убивает , а в предложениях 11-12 – глаголы кричат и плачут . Лексический повтор создает образ войны, приносящей только беды, горе и смерть. Нельзя не обратить внимания и на многочисленные риторические вопросы (предложения 4-7, 13-14, 17-18, 23-25). Они показывают, что в человеческом сознании не укладывается смерть ребенка, а тем более миллионов детей, принесенных в жертву войне. В вопросительных предложениях, завершающих текст, звучат тревога и надежда автора на то, что человечество не забудет страшные уроки Второй мировой войны.

Слайд 13

П ошаговая работа с текстом при написании сочинения VI . Шаг шестой. Пишу заключение Речевые клише для заключения Таким образом, итак, в заключение, как видим… Итак, можно увидеть, что… Нам удалось доказать, что… В результате рассуждения мы пришли к выводу о том, что… Эти примеры из текста стали убедительным доказательством того, что…

Слайд 14

П ошаговая работа с текстом при написании сочинения VI . Шаг шестой. Пишу заключение Итак , если вы, читая текст Светланы Алексиевич, хотя бы на минуту задумались о войне, о судьбе ребенка, о жизни и смерти, значит, ощутили на себе силу человеческого Слова, в котором бьется живое сердце, Слова, в котором отразились чувство, вдохновение и истина.

Слайд 15

Домашнее задание Блок 3 вариант 3 С2 стр. 93 брошюры С.Ю. Ивановой Напишите сочинение – рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного ученого Георгия Ратнера : «Фразеологизм как луч солнца, ярко высвечивает суть дела». Фразеологизм - устойчивое выражение или конструкция в языке


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Готовимся к ЕГЭ. Учимся писать сочинение-рассуждение

Данная презентация содержит поэтапные рекомендации по написанию части С ЕГЭ по русскому языку....

Презентация к методической разработке "Основы конструирования сочинения-рассуждения на английском языке".

Презентация, иллюстрирующая пошаговую работу по конструированию сочинения- рассуждения....

Открытый урок по теме "Написание эссе за и против"

Данный урок разработан для учащихся 11 класса для УМК  (Spotlight 11) по теме "Написание эссе за и против". К уроку прилагается презентация....

Урок-практикум Обучение написанию сочинения-рассуждения . Урок русского языка в 10 классе

Урок-практикум Обучение написанию сочинения-рассуждения  Цели:закреплять навыки вычленения  основной проблемы текста;развивать  умения комментировать проблему, определят...

Презентация к уроку.Подготовка к написанию сочинения-рассуждения 15.3 "Что такое совесть?"

Презентация содержит информацию о построении сочинения- рассуждения "Что такое совесть?, определение понятия из разных  толковых словарей, иллюстративный материал...

Конспект урока развития речи в 9 классе.(Урок мужества) ТЕМА УРОКА: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3 части 3)».

Конспект урока развития речи в 9 классе.(Урок мужества)ТЕМА УРОКА: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения  в рамках   подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполне...

Презентация дистанционного урока по теме "Написание парных согласных Б - П, В – Ф на конце слова. Закрепление." 3 класс (коррекционный ОВЗ РАС)

Цель: развивать умение распознавать орфограмму, формировать навыки проверки парных согласных на конце слова.Задачи:Предметные:формировать умение видеть орфограмму; уметь применять знания об особенност...