Разработка урока русского языка "Сложносочиненные предложения"
план-конспект занятия по русскому языку (10 класс) на тему

Гаянова Эльмира Наримановна

План-конспект урока русского языка. тема, цели,задачи, формируемые компетенции. Ход урока с комментариями учителя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_r.yazyka_word.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Сложносочиненное предложение. Отношения между частями                          сложносочиненного предложения.

Цели: 1. Систематизировать и углубить знания учащихся о сложносочиненном предложении.

           2. Совершенствовать навыки постановки запятой в сложносочиненном предложении.

Задачи:1. Формировать навыки индивидуальной и коллективной работы

             2. Развивать творческие способности и исследовательские навыки

             3.Воспитывать чувства патриотизма, интерес к профессии земледельца.

Формируемые компетенции:

  1. ОК 5. Использование информационно-коммуникационных  технологий
  2. ОК 6. Работа в команде, общение со сверстниками

Оборудование: компьютер, проектор, выставка хлеба.

Группа: 1 курс по специальности «Механизация с/х»

Ход урока.

Хлеб-это жизнь, и он вечен. (Р.Гамзатов)     (1 слайд)

I.Организационный момент. Добрый день, дорогие учащиеся. Сегодня у нас необычный урок, потому что он посвящен вашей будущей профессии - профессии хлебороба. Обратите внимание на выставку хлеба, представленную перед вами.  Хлеб-это результат тяжелого и почетного труда хлеборобов.                                                    Тема урока   « Сложносочиненные предложения. Отношения между частями сложносочиненного предложения». (2 слайд)

Давайте вместе поставим цели урока. (3 слайд)

II. Основная часть.

  1. Актуализация опорных знаний.

-Чем сложные предложения отличаются от простых предложений?

- Какие виды сложных предложений вы знаете?

- Дома вы должны были найти в тексте обучающегося 4 курса Гарифуллина Рузиля сложные предложения.   (4 слайд)

Запахи, знакомые с детства… Прочно закрепляются  они в уголках  памяти, и нет силы, способной оторвать их от ощущения детства. Запах весеннего  утра, легкой свежести и пара,  поднимающегося  над свежевспаханной землей… Папа брал  меня на поле лет с четырех. Мама жалела, просила, чтобы он не будил меня. Отец смеялся здоровым смехом сильного человека и говорил: « Он же мужчина! Пусть не просто булочки жует, а видит, каким трудом они достаются.»

У меня не было сомнений, какую профессию выбрать. Тот запах весеннего утра, легкого холода и пара, поднимающегося над землей, прочно был связан в моем сердце с идеалом крепкой семьи, дома, мира, где  царят покой и уважение. Будущее свое хочу связать с землей. Как человек, выросший на селе, очень трезво оцениваю свои возможности и перспективы. Да, работа в сельском хозяйстве не из легких. Но я не хочу, чтобы она ассоциировалась с пылью, грязью и болезнями. Развитие сельского хозяйства  сегодня  одна  из важнейших задач, стоящих перед российской экономикой. Для того, чтобы занять прочные позиции на рынке и успешно конкурировать с иностранными сельхозпроизводителями, я думаю, отечественные хозяйства должны работать, используя современные ресурсно- и энергосберегающие технологии, а так же технику, максимально удовлетворяющую требованиям сегодняшнего дня. Механизация сельского хозяйства началась  давно, но во многих хозяйствах используются дедовские способы обработки почвы и уборки урожая. Я сам читаю специальную литературу, ищу материалы по интернету и прихожу к выводу – у села есть будущее. Оно в руках у людей, которым небезразлично, каким оно будет, село, лет через 10-20. Поэтому я мечтаю, чтобы современная техника прежде всего попадала в профессиональные училища и колледжи, чтобы у нас была реальная возможность их изучить, научиться ими управлять.

В последнее время мы с друзьями заинтересовались новым поколением высокопроизводительных зерноуборочных комбайнов Ростсельмаш- ACROS. С преподавателями рассмотрели  устройство и техническое обслуживание машин. Я с десяти лет работаю помощником комбайнера, поэтому эти машины меня очень заинтересовали. У них максимальная производительность, широкая жатка и, что немаловажно, в кабину не попадает пыль, есть кондиционер. Конечно, такие машины смогут вывести нас на мировую арену по производству зерна. Тем более, что в последние годы сельские жители ощущают на себе поддержку государства. Но все же, я думаю, на первом месте стоит человек. Только его сила, желания, старания  могут по-настоящему развить деревню.  Я вижу, как в последние годы растет и ширится наше село. Радует то, что молодые люди не бегут из деревни. Хотелось бы, чтобы и у нас были  спорт- комплексы, бассейны, фитнес – залы. Я считаю, что  современный человек, работающий на земле, должен быть интеллектуально грамотным,  развитым физически, духовно богатым.

Запахи, знакомые с детства… Когда  сажусь  за обеденный стол, я с особым трепетом смотрю, как мама режет хлеб, и испытываю гордость от того, что я  тоже причастен к его созданию. Пройдет время…  Я обязательно поведу своего сына на поле, чтобы он почувствовал запах весеннего утра, легкой свежести и пара, поднимающегося над свежевспаханной  землей. Услышать зов родной земли…Как много вмещают в себя эти слова. Именно этот зов  никогда не дает свернуть с прямого пути, встать на дорогу безнравственности и порока.

      - Хорошо. Вы правильно выделили сложные предложения.  В каком стиле написан текст? Понравилось ли вам содержание?

     

  1. Ознакомление с новым материалом.

- Прочитайте эпиграф к нашему уроку. Объясните значение высказывания.

- Перед вами сложносочиненное предложение. Простые предложения, входящие в состав с/с предложения автономны, т.е не зависят друг от друга и отделяются друг от друга запятой (5 слайд                            соед.союзы- и,да, ни-ни, тоже, также.

                                                        против. союзы-а,но, да, однако, зато, же.

                                                        разделит.союзы- то-то, или, либо,не то-не то)

  Запятая не ставится перед соединительными и разделительными союзами, если соединяемые предложения имеют общий второстепенный член или общее придаточное предложение.

- Правильно ли поставлена запятая в нашем эпиграфе? Обоснуйте ответ.

-Напишите текст под диктовку. Определить тему. Найдите с/с предложения и поставьте  знаки препинания в них.

Высоко ценили хлеб на Руси и народ говорил о нем бережно, почитал его живым существом. Хлеб- кормилец  и хлеб- батюшка. Испокон веков относился народ с уважением к труду пекарей и они пользовались особым вниманием и уважением. Их никто не называл      уменьшительными именами а часто добавляли фамилию или прозвище. ( Комментарии)

  1. Закрепление.

 а)  Письменная самостоятельная работа. Объяснить знаки препинания перед союзом  И, составить схемы.

 В древние времена люди впервые испекли пшеничный каравай и нарекли его хлебом.

 Ворота широко распахнулись и во двор вошел булочник.

 Утром был свежий хлеб и все радовались ему.  

Солнце жаркое село и хлеборобы сели отдыхать на стане. (Взаимопроверка)

б) Самостоятельная работа с элементами проблемного  обучения.

Работа по тексту. (6 слайд)

- Определите проблему текста.

- Какую роль играют сложносочиненные предложения для передачи авторской позиции?

- Определите смысловые отношения между частями в сложносочиненном предложении.

-Определите типы союзов. Объясните постановку знаков препинания.

Хлеб занимает в питании первое место и ни один продукт не может сравниться с ним по способности восстанавливать силы. Половину необходимой для жизнедеятельности энергии дает хлеб. У нас в стране выпекают хлеб 800 наименований а вкус наших калачей, лепешек, батонов неповторим. Мы встречаемся с ним каждый день и без хлеба не обходится ни  скромный завтрак, ни будничный обед, ни праздничный стол. Американские пекари, побывавшие на одном из наших хлебозаводов, написали в книге посетителей: «Русский хлеб, как и русская музыка, не имеет себе равных» ( самооценка по критериям)

в) Работа над значением слов  с элементами поисково-исследовательской деятельности. (сообщение подготовленного ученика)

Происхождением слова «хлеб» мы обязаны хлебопекам Древней Греции. Греческие мастера для производства лепешек использовали специальную посуду «хлибанос». От этого слова образовалось слово «хлайб», которое стало отцом русскому «хлебу», украинскому «хлибу», эстонскому «лейбу».

Ш. Заключительная часть

- Какая была тема нашего урока?(2 слайд)

- Какие цели перед собой поставили? Смогли ли их достичь? (3 слайд)

- Оценки. Самооценка по критериям.

-  В заключение урока хочу прочитать вам стихотворение.

Время- лекарь.

И эту роль оно играет со всеми.

Но есть на свете людская боль,

Над которой не властно время.

Не цветы и венки, а кусочек хлеба

Мать старушка, много лет спустя,

Принесла на могилу сына.

 

Слово хлеб в нашем сознании всегда ассоциируется со словами  мир, достаток, семья.  Никогда не забывайте годы блокадного Ленинграда , страшные события голодных 20х годов, цените мир и хлеб насущный. Я знаю, многие из вас работали помощниками комбайнера, поэтому вам особенно близка родная земля. Вы выбрали самую гуманную профессию.  Сегодня на уроке вы тоже хорошо поработали, поэтому заслужили свой хлеб. Угощайтесь .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка в 9 классе «Сложноподчинённые предложения. (Строение, значение, использование в речи)»

Методическая разработка урока русского языка в 9 классе «Сложноподчинённые предложения. (Строение, значение, использование в речи)»...

Разработка урока русского языка в 11 классе по подготовке к ЕГЭ по теме "Сложносочинённые предложения. Знаки препинания в ССП"

Данный конспект урока поможет учащимся повторить тему " Сложносочинённые предложения. Знаки препинания в ССП" и подготовиться к ЕГЭ....

Методическая разработка урока русского языка. Тема: "Главные члены предложения"

Урок - индивидуального обучения . Проводился в 10 классе со сложным дефектом. Урок - обобщение по разделу. К уроку была приготовлена презентация. Использовалась интерактивная доска.Это активизировало ...