Роль технологии критического мышления в формировании мировоззрения школьников на уроках русского языка и литературы
статья по теме

Амбросова Юлия Борисовна

Что же такое технология критического мышления, и как с ней работать? Попрробую ответить на эти и другие вопросы в данной статье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_ambrosova_yu.b.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

 «Чему же я хочу научить своих учеников?»

Согласитесь, что этот вопрос мы задаём себе постоянно: идя на урок, во время урока, занимаясь с ребятами во внеурочное время, общаясь с ними на различные темы. Любое наше действие направлено на формирование мировоззрения ребёнка, на воспитание человека, не боящегося самостоятельно мыслить.

Одна из главных задач на сегодняшний день – формировать мировоззрение учащихся.

А я как учитель словесности стараюсь воспитать самостоятельно мыслящего человека средствами самого предмета

Методом проб и ошибок, в результате постоянного педагогического поиска я пришла к выводу, что одной из эффективных технологий, позволяющих мне реализовать поставленные задачи, является на сегодняшний день технология «Развитие критического мышления». 

Эта технология инновационна, хотя методы и приёмы, используемые в ней, проверены временем.

Что же такое технология «Развитие критического мышления»?

Критическое мышление – это:

  • проявление детской любознательности;
  • выработка собственной точки зрения по определённому вопросу;
  • способность отстоять точку зрения собственными логическими доводами;
  • использование исследовательских методов.

А вот перед нами знакомая картина: мы предлагаем ребёнку сложить домик из кубиков. Но мы так увлеклись процессом, что в какой-то момент совершенно забыли о самом обучаемом, начав строить без него, по-своему!  

А ведь критическое мышление – это:

  • содействие
  • сотворчество
  • сотрудничество

Перепробовав множество методов, сегодня в своей педагогической практике я чаще всего использую 4 метода:

  1. «Чтение с остановками»
  2. «Вопросительные слова»
  3. «Радуга вопросов»
  4. «Древо предсказаний»

Метод №1

«Чтение с остановками»

Он интересен и для меня и для ребят тем, что пробуждает интерес к чтению как к процессу. На таких уроках мы учимся читать с перерывами для дискуссии, пометок, вопросов. В 5-ом классе на уроках литературы по устному народному творчеству, при работе со сказкой «Как крестьянин двух сеньоров надул», заранее выделяю в тексте 2-3 остановки, во время которых задаю вопросы:

  • что заставило героя поступить именно так?
  • Как дальше будут развиваться события?
  • Какие чувства вызвал этот отрывок текста?

Метод №2

«Вопросительные слова»

Критическое мышление, а, следовательно, и мировоззрение формируется не только при обсуждении учащимися проблемы, но и при правильном подборе вопросов, позволяющих наметить путь решения обсуждаемой проблемы.

Ребята предлагают свой набор вопросительных слов. А в процессе обсуждения из «стены вопросов» выделяются только те , с помощью которых мы ведём работу с орфограммой. Данная работа очень эффективна.

Если этот метод эффективен для ребят 5-6 класса, то при работе с ребятами старшего возраста  рационально использовать метод «Радуга вопросов».

Метод №3

«Радуга вопросов»

Хороший вопрос, грамотно сформулированный допускает много вариантов ответов, что и приводит к диалогу.

«Жить – значит иметь вопросы, а решать их – значит расти интеллектуально!» - писал известный психолог Дж. Гилфорд.

Итак, вот как выглядит радуга вопросов:

  • Простые вопросы. Отвечая на них, мы получаем информацию (зачёты, терминологические диктанты).
  • Уточняющие вопросы. Уточняют информацию и обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что...?», «Если я правильно понял, то...?», «Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о...?». В качестве пародии на уточняющий вопрос можно привести всем известный пример (поднятые брови, широко раскрытые глаза): «Ты действительно думаешь, что...?».
  • Объясняющие вопросы. Объясняют информацию и обычно начинаются со слова «Почему?».
  • Творческие вопросы. Когда в вопросе есть частица «бы», а в его формулировке есть элементы условности, предположения, фантазии прогноза. «Что бы изменилось в мире, если бы героё рассказа поступил бы по-другому?», «Как вы думаете, как будет развиваться сюжет фильма после рекламы?»
  • Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. «Почему что-то хорошо, а что-то плохо?», «Чем один поступок отличается от другого?» и т.д.
  • Практические вопросы.  Вопросы, направленные на установление взаимосвязи между теорией и практикой. «Как бы вы поступили на месте героя рассказа?».(эссе или сочинение)

В дальнейшем такая работа входит в систему занятий. Например, для 5 класса разработаны уроки по темам:

  • «Сложноподчинённые предложения, или для чего нужны вопросительные слова»
  • «Односоставные предложения, или когда основу предложения найти сложно»
  • «Откуда такие сведения, или вводные слова, указывающие источник информации»

Э. Кинг сказала: «Умеющие мыслить умеют задавать вопросы».

Метод №4

«Древо предсказаний»

.

Технология:

  1. Класс делится на группы.
  2. Предлагаются вопросы для обсуждения в группе.
  3. Задача группы – прийти к единому решению и убедительно отстоять свою точку зрения.

Очень ценной является ситуация, когда дети в своём ответе ставят проблему, а это уже повод для дискуссии. Мои ученики должны понять, что не бывает однозначного ответа, однозначного пути решения, а это всё работает на формирование мировоззрения.

Одновременно этот метод позволяет мне решать следующие воспитательные задачи:

  • терпимость к различным точкам зрения;
  • умение слушать других;
  • ответственность за собственную точку зрения.

Наблюдения порождают раздумья, которые приводят к выводам, а те в свою очередь к новым раздумьям и новым выводам! А мои наблюдения и раздумья привели меня к следующим выводам:

Вывод первый: не будь занудой. Уроки не должны быть однообразны, т.к. схематичность, шаблонность порождает апатию.
      
Вывод второй: будь в движении. Насыщение урока информацией расширяет диапазон деятельности не только учителя, но и ученика. Формула: "Я учу, а ты учишься" - не выдерживает и рушится.
      
Вывод третий: говоря, слушай. Ученик на уроке должен быть не менее, а, лучше - более активен, чем учитель. Он хочет и имеет право говорить, читать, спорить, задавать вопросы.

Такая позиция улучшает качество образования, повышает коммуникативный потенциал личности, способствует воспитанию мировоззрения учащихся.

Пусть учащийся узнает не потому,

что учитель ему сказал,

а потому, что сам понял,

 пусть он не выучивает науку,

а выдумывает её…

Ж.-Ж. Руссо


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование приемов технологии Развития критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы

Использование приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо любым учителем-предметником. Технология универсальная и очень интересная. Защищалась по ней на 1 категорию....

Приемы Технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы

В материале кратко описаны некоторые приемы ТРКМЧП. Выступление сопровождается презентацией, представлющей примеры использования приемов данной технологии на уроках....

Работа с текстом с использованием элементов технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» на уроках русского языка и литературы

Актуальность выбранной темы мы видим в том, что технология «Чтение и письмо для развития критического мышления»  позволяет педагогу, используя универсальную модель обучения и систему эффективных ...

«Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы в 5 классе»

В педагогике XXI века в центре стоит личность ученика, развитие которой и является целью образования. Современный педагогический процесс ориентирован на индивидуальный подход к каждому ученику, педаго...

Обобщение опыта работы.Возможности технологии развития критического мышления в активизации речевой деятельности на уроках русского языка и литературы

На современном этапе очень много причин для того, чтобы перейти на обучение по новым технологиям. Вот некоторые из них:желание развития творческого мышления,потребность в развитии письменной и у...

«Технология критического мышления через чтение и письмо» на уроках русского языка и литературы в условиях ФГОС ООО» (обобщение опыта).

Обобщение опыта работы с технологией РКМЧП на уроках русского языка и литературы в 5 и 6 классах в условиях введения ФГОС ООО.Активное применение приемов и методов  данной технологии , фрагменты ...