Урок 5 класс ФГОС "ИМена существительные,которые имеют форму только единственного числа"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Травина Наталья Олеговна

Урок разработан в соответствии с ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 5_klass_fgos.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:        Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа* (с презентацией).

Тип урока. Урок открытия новых знаний.

Цели как деятельность учеников.

М/п: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, иллюстрация), перерабатывать и преобразовывать информацию из одного вида в другой (в иллюстрацию, схему), владеть разными видами аудирования (выборочного, детального).

6ЛР: опознавать имена существительные, имеющие формы только единственного числа, определять их тематическую принадлежность, различать имена существительные, имеющие и не имеющие соотносительных форм числа (единственного или множественного).

3ЛР: находить в тексте имена существительные, имеющие форму только множественного числа, только единственного числа, а также обе формы числа, правильно употреблять их в речи.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

I. Оргмомент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

II. Проверка домашней работы.

Прослушивание вопросных планов, составленных учениками по заданию в упр. 399.

Устные рассказы на лингвистическую тему «Что я знаю о числе имён существительных».

Коммуникативные УУД

1. Строить связное монологическое высказывание в учебно-научном стиле.

2. Соблюдать нормы построения речи (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.)

III.  Языковая разминка.

Запись предложения по памяти:

Ложился на поля туман, гусей крикливых караван тянулся к югу, приближалась довольно скучная пора… (А.С. Пушкин)

Проверка с помощью компьютера.

– Обозначьте орфограммы в корне. Сколько видов орфограмм вы обнаружили?

– Графически объясните постановку знаков препинания. Дайте характеристику предложения.

– Выпишите словосочетания из второй части предложения.

– Произведите морфологический разбор слова гусей.

ТОУУ

Познавательные УУД

1. Владеть приёмами отбора и систематизации материала.

2. Анализировать, сравнивать, группировать.

IV. Словарная работа, подводящая к основному вопросу урока. Формулировка цели урока.

1. – Запишите к данным словам однокоренные существительные:

активный, безвкусный, вообразить, горизонтальный, исполинский, компьютерный, образный, пассивный, профессиональный, рассчитать.

–  Обозначьте орфограммы. Какие это орфограммы?

– Найдите среди записанных слов: а) антонимы, б) однокоренные существительные (образ, воображение).

– Попробуйте образовать от записанных слов форму множественного числа. Что вы заметили?

2. Работа по учебнику после рубрики «Определяем проблему урока»

(с. 41). Материал для наблюдений можно представить с помощью презентации (см. prezent_rus_5kl_ur96).

Ученики наблюдают над группой слов­названий продуктов (веществ), не имеющих форм множественного числа, формулируют цель урока, сравнивают с формулировкой в учебнике.

Регулятивные УУД

1. Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать вопрос (проблему) урока.

V. Открытие новых знаний.

1. Упр. 400 – наблюдение над однокоренными словами, имеющими и не имеющими соотносительных форм множественного числа.

Ученики сравнивают слова в колонках, делают выводы, сравнивают свои выводы с текстом в рамке.

2. Чтение текста в рамке.

– Назовите ключевое сочетание. Замените другим, синонимичным ему (не имеющим множественного числа).

– Какие тематические группы слов вы можете назвать? (Совокупность, отвлечённые понятия, вещества – продукты.)

– Дополните определение примерами.

– Составьте схему-опору по теме урока. Сравните с образцом. (См. материал предметного диска – схему-опору «Имена существительные, имеющие только форму ед.ч.» к п. 45.)

Регулятивные УУД

1. Искать пути решения проблемы.

2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные УУД

1. Преобразовывать информацию (текст в схему).

2. Владеть приёмами отбора и систематизации материала.

VI. Развитие учебно­языковых и речевых умений.

Упр. 401 – развивается умение подбирать существительные только единственного числа.

Учитель даёт подсказку: слово должно называть либо совокупность чего­либо, либо отвлечённое понятие, либо вещество (продукт).

Образец выполнения (коллективно): детвора (совокупность, множество) и детство (отвлечённое понятие).

Упр. 402 – развивается умение отличать имена существительные, имеющие и не имеющие соотносительных форм числа.

Выполняется самостоятельно. Взаимопроверка.

Упр. 403 – развивается умение находить в тексте и группировать имена существительные, имеющие и не имеющие соотносительных форм числа.

Выполняется в группах по заданиям.

Выступления от групп по результатам работы. Коллективное обсуждение смысла стихотворения (о вечной красоте природы, герой размышляет о прожитой жизни, лес для него – мир его детства...).

Коллективное составление обобщающей таблицы «Число имён существительных». (См. материал предметного диска – обобщающую таблицу «Число имён существительных» к п. 45.)

– Заполните таблицу.

Число

Значение

Пример

Гиперссылка.

– Проверьте себя.

Число

Значение

Пример

Ед.ч. –  мн.ч.

один предмет – много предметов

друг – друзья, лес – леса

Только мн.ч.

1) составные («парные») предметы

2) вещества (продукты)

3) явления природы

4) события

5) отрезки времени

6) игры

очки, клещи

духи, рожки

заморозки, сумерки

крестины, проводы

сутки, будни

шашки, прятки

Только ед.ч.

1) вещества (продукты)

2) совокупность

3) отвлечённые понятия

золото, мясо

молодежь, старьё

отвага, баловство

Познавательные УУД

1. Выделять главное, свёртывать информацию до ключевых понятий.

2. Анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать.

3. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст, схема, таблица).

Коммуникативные УУД

1. Свободно излагать свои мысли.

2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

3. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

4. Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль.

VII. Итог урока.

– Изобразите графически тему урока, её основное содержание.

– Запишите ключевые слова темы «Число имён существительных» (карандашом вписывают слова в учебник).

– С какими трудностями столкнулись? С чем это связано?

– Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок в дальнейшем?

– Оцените свою работу на уроке (по желанию, т.к. изучался новый материал).

– По каким критериям будете оценивать себя?

Регулятивные УУД

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

ТОУУ

VIII. Домашнее задание.

Упр. 405.

Травина Наталья Олеговна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе на тему "Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа"

В технологической карте урока представлен подробный план работы учителя и учащихся по данной теме. Указаны формируемые универсальные учебные действия на каждом этапе урока....

Технологическая карта урока русского языка по ФГОС в 5 классе по теме: «Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа».

В материале представлена технологическая карта урока с учетом требований ФГОС по теме: "Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа"....

Технологическая карта урока русского языка "Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа" (5 класс)

В данной технологической карте прописаны цели урока, планируемые результаты, этапы урока, деятельность учителя и учеников, формируемые УУД, дидактический материал....

Методическая разработка "Презентация к уроку на тему "Имена существительные,которые имеют форму только единственного числа""

Методическая разработка "Презентация к уроку на тему "Имена существительные,которые имеют форму только единственного числа""...