Технологическая карта урока русского языка в 5 классе на тему "Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Кастерина Татьяна Ивановна

В технологической карте урока представлен подробный план работы учителя и учащихся по данной теме. Указаны формируемые универсальные учебные действия на каждом этапе урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnolog._karta_uroka_v_5_klasse.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

МКВСОУ Кулеватовская ВСОШ при ИК-4

Учитель русского языка и литературы Кастерина Татьяна Ивановна.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА В 5 КЛАССЕ НА ТЕМУ: «ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ, КОТОРЫЕ ИМЕЮТ ФОРМУ ТОЛЬКО ЕДИНСТВЕННОГО ЧИСЛА»

Предмет: русский язык

Класс: 5

Тема урока: «Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа»

Тип урока: урок изучения нового знания

Используемый УМК: Т.А.Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А.Тростенцова. Русский язык. М., «Просвещение», 2011

Цель:  cформировать представление об именах существительных, имеющих форму только единственного числа;   умение находить их и соотносить с определенной лексической группой; совершенствовать речь учащихся, научив их правильно употреблять такие существительные в своей речи.

Планируемые результаты обучения: 

 Личностные – учащиеся развивают познавательный интерес к изучаемой теме, умение слушать мнение товарищей;

Предметные – учащиеся знакомятся с существительными только единственного числа

Метапредметные – учащиеся осваивают основы исследовательской деятельности, учатся находить существительные единственного числа, создавать собственные предложения с использованием данных существительных.

УУД

Личностные - смыслообразование (каков смысл изучения данной темы), воспитывать положительное отношение к учению.

Регулятивные -целеполагание, прогнозирование, контроль, оценка, развитие приемов умственной деятельности, внимания, памяти, творческой активности.

Познавательные - поиск  и выделение необходимой информации, структурирование  знаний, смысловое чтение, умение  осознанно строить  речевое высказывание, выявить особенности употребления таких существительных в собственной  речи.

Коммуникативные -  уметь слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем.

Техники и технологии: здоровьесберегающие, ИКТ, проблемное чтение, исследовательские методы обучения, групповая работа.

Ресурс: презентация, учебник  под ред.М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Л.А.Тростенцовой; пособие Е.В.Пересветовой «Диктанты по русскому языку». 5 класс, «Экзамен», М, 2010.

Этап урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Орг. момент

(Эмоциональный

настрой)

Личностные (самоопределение)

 -Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку, организация внимания.

- Откройте рабочие тетради, запишите дату, классная работа.

-Приветствие учителя, проверка готовности рабочих мест к уроку, эмоционально настраиваются на работу.

Записывают.

2. Актуализация знаний --- создание проблемной ситуации

Познавательные (выражают свои знания о существительном)

Коммуникативные

(планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками)

На слайде записан отрывок из стихотворения М.Лермонтова «Пленный рыцарь»

Молча сижу под окошком темницы;

Нет на устах моих грешной молитвы,

Синее небо отсюда мне видно:

Нету ни песни во славу любезной:

В небе играют все вольные птицы;

Помню я только старинные битвы,

Глядя на них, мне и больно и стыдно.

Меч мой тяжелый да панцирь железный.

- Прочитайте его и определите, какая часть речи встретилась чаще других. 

- Выпишите все имена существительные из текста, ставя каждое из них в форму единственного и множественного числа.

Какой сделаем вывод?

Читают текст, отвечают на вопрос.

Записывают существительные в 2 столбика (сталкиваются с трудностями в образовании формы множественного числа от существительных небо, слава )

Среди имен существительных есть такие, которые имеют форму только единственного числа

3. Подведение к теме урока.

Целеполагание.

Регулятивные (формулируют цель, выполняют требования поставленной задачи)

-Попробуйте сформулировать тему нашего урока.    Как она прозвучит?

Запишите её в тетрадь.

-Какая сегодня перед вами будет цель ?

 

Формулируют тему и цель урока.

Тема: « Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа»

Цель: научимся правильно употреблять  их в своей речи, отличать от существительных, имеющих обе формы.

4. Этап усвоения новых знаний

Познавательные

( осуществляют поиск необходимой информации), коммуникативные (создание благоприятной атмосферы заинтересованности)

-Давайте обратимся к учебнику стр.61, 62. Прочитайте словарные слова, соблюдая правильное произношение (молодёжь, каучук, фарфор, цемент, щавель, свёкла, силос, хлопок, ширь, даль)

- Запишите их в тетрадь.

- Значения всех ли слов вам известны? Где вы можете узнать о лексическом значении неизвестного для вас слова?

-  Найдите в толковом словаре значение непонятных для вас слов.

- Составьте 3 предложения с существительными, имеющими форму только единственного числа.

- Словесная оценка работ учащихся

Учащиеся знакомятся со  словарными словами, записывают их в тетрадь.

 Отвечают на вопросы (толковый словарь, Интернет-ресурс)

Работа с толковым словарем.

Каучук- упругое вещество из млечного сока некоторых южных растений, употреб. как сырьё для выработки резины.

Силос- 1)сочный корм для скота, 2) сооружение для хранения кормов.

-Учащиеся записывают получившиеся предложения в тетрадь, зачитывают их.

5. Физминутка

(мимическая разминка)

6. Этап применения новых знаний

Познавательные (умение выбирать нужное на основе своих знаний)

Личностные (вырабатывают уверенность в собственных силах)

коммуникативные (строят речевые высказывания)

Работа по группам. На слайде записаны слова:

Молоко, лист, крестьянство, мысль, дно, желтизна, Крым, листва, шило, тоска.

Задание:

1 группа – выписать существ., имеющие форму ед. и мн. числа.

2 группа – выписать существ. , имеющие только форму ед. числа.

- Словесная оценка работ учащихся

Учащиеся работают в  группах, зачитывают выписанные слова.

7. Этап контроля и самоконтроля

познавательные (умение находить нужную информацию)

регулятивные (умение решать проблемы)

личностные (способность самооценки своих действий)

Проверяем теоретические знания и практические умения. На слайде записаны  «Верные и неверные утверждения»

- Верны ли мои утверждения? ( Если верно- палец вверх, если нет – вниз)

- Существительное- это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет.

-Существительные бывают только единственного или только множественного числа.

- Существительное синева имеет значение признака, но обозначает его как предмет.

-Иногда единственное число существительного может употребляться в значении множественного.

Отвечают на поставленные вопросы

8. Этап подведения итогов

коммуникативные

(умеют делать выводы и кратко их формулировать)

познавательные (осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме)

 

-Давайте подведем итог нашего урока. О какой части речи сегодня мы говорили? Для чего необходимы частицы?

-Отвечают на вопросы.

9. Этап рефлексии

коммуникативные

(используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений)

Работа с лестницей успеха.

Это я буду применять

Это я узнал сейчас

Это я знаю давно

-Заполняют лестницу своего успеха.

10. Этап информации о домашнем задании

- Выучить словарные слова.

- составить диктант из 15 существительных, имеющих форму только единственного числа.

- Учащиеся записывают задание на дом .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка по ФГОС в 5 классе по теме: «Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа».

В материале представлена технологическая карта урока с учетом требований ФГОС по теме: "Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа"....

Технологическая карта урока русского языка "Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа" (5 класс)

В данной технологической карте прописаны цели урока, планируемые результаты, этапы урока, деятельность учителя и учеников, формируемые УУД, дидактический материал....

Презентация на тему: «Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа».5 класс.

Цели презентации: познакомиться с существительными, которые имеют форму только единственного числа; находить эти существительные; употреблять указанные существительные; включить в систему знаний новый...