Факультатив «Русский язык в современном обществе» 8 класс
рабочая программа по русскому языку (8 класс) на тему

Федоренко Ольга Анатольевна

  Данный курс содействует формированию толерантной, открытой для общения личности, способной к сотрудничеству, к межкультурному взаимодействию, владеющей важнейшим инструментом достижения социального о личного успеха в жизни – навыками успешной коммуникации.  Курс  расширяет и углубляет программный материал, развивает самостоятельность, творческую инициативу ученика, тренирует его ум, пробуждает интерес к предмету, формирует навыки общественного поведения и полезной деятельности.  Основная цель данного элективного  курса – дать основные сведения по грамматике, фонетике, орфографии и пунктуации, имеющие познавательное и практическое значение. Данная программа включает в себя материал, необходимый и достаточный для достижения целей среднего образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fakultativ_8kl._po_rus._yaz._2014.docx37.47 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 Данная рабочая программа элективного курса по русскому языку «Русский язык в современном обществе» разработана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта, с учетом Федеральных государственных требований БУП – 2004; учебного плана образовательного учреждения. Примерной программы основного общего образования по русскому языку ( базовый уровень ) для 8 класса, рекомендованной письмом Министерства образования и науки РФ от 07.07.2005 № 03-1263, а также с использованием авторской программы  Дроздовой О. Е. «Уроки языкознания для школьников 5-8 класс».

  Программа курса рассчитана на 35 часов (1 час в неделю).

  Данный курс содействует формированию толерантной, открытой для общения личности, способной к сотрудничеству, к межкультурному взаимодействию, владеющей важнейшим инструментом достижения социального о личного успеха в жизни – навыками успешной коммуникации.  Курс  расширяет и углубляет программный материал, развивает самостоятельность, творческую инициативу ученика, тренирует его ум, пробуждает интерес к предмету, формирует навыки общественного поведения и полезной деятельности.  Основная цель данного элективного  курса – дать основные сведения по грамматике, фонетике, орфографии и пунктуации, имеющие познавательное и практическое значение. Данная программа включает в себя материал, необходимый и достаточный для достижения целей среднего образования. Общему и языковому развитию учащихся способствуют следующие цели  программы:

   - формирование духовного мира ребенка, его ценностных ориентаций, мировоззренческих представлений через слово, посредством расширения активного  и пассивного словаря ребенка;

    -развитие таких психических новообразований, как мышление, память, внимание, способность к рефлексии, самооценке посредством овладения, с одной стороны, абстрактной системой языка, с другой стороны, путем запоминания конкретного языкового материала ( слов текста), анализа текстов нравственной тематики или размышлений над аналогичными темами сочинений;

   -расширение общеобразовательного кругозора учащихся за счет усвоения лингвистических знаний, а также в результате чтения;

   -становление общеучебных умений и навыков (работа с книгой, конспектирование, пользование справочной литературой, в частности разноаспектными словарями);

   -совершенствование навыков и умений в письменной и устной продуктивной и рецептивной речевой деятельности (чтении, слушании, письме, говорении), овладении культурой речевого поведения, в частности речевым этикетом.

     Задачи обучения родному языку состоят в том, чтобы обеспечить:

  -формирование языковой компетенции, включающей в себя знания о системе языка и умения пользоваться ими для достижения орфографической, пунктуационной, речевой грамотности;

  -формирование коммуникативной компетенции, предполагающей овладение различными видами речевой деятельности, культурой речевого поведения.

    Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса.

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРЕДМЕТУ

Учащиеся должны знать:

- основные сведения о языке, изученные в 5 - 7 классе;

- изученные языковедческие понятия, разделы языкознания;

- основные единицы языка, их признаки;

- смысл понятий: речь устная и письменная, монолог и диалог, сфера и ситуация речевого общения;

- признаки текста;

- основные признаки и особенности жанров изученных стилей речи;

- функционально – смысловые типы речи, их признаки;

- основные нормы литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные), изученные в 5 - 7 классе; нормы речевого этикета.

Учащиеся должны уметь:

- различать разговорную речь и язык художественной литературы;

- определять тему, основную мысль текста, функционально – смысловой тип речи, анализировать структуру и языковые особенности текста;

- опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;

аудирование и чтение

- адекватно воспринимать информацию устного и письменного сообщения;

- владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);

- извлекать информацию из различных источников; пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;

говорение и письмо

- воспроизводить текст с заданной степенью свернутости;

- создавать текст заданного стиля и типа речи;

- свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста; адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

- соблюдать в практике речевого общения основные нормы русского литературного языка;

- соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;

- соблюдать нормы русского речевого этикета;

- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить и исправлять грамматические и речевые ошибки и недочеты; совершенствовать и редактировать собственные тексты.

Учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, значения родного языка в жизни человека и общества;

- развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку;

- удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально - культурных ситуациях общения;

- увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке;

- получения знаний по другим учебным предметам.

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Дата

Тема урока

Кол-во

Час.

Тип

урока

Элементы

содержания

Измерители

Вид контроля

Роль и место русского языка в мире и обществе (3ч.)

1

2.09

Русский язык – один из развитых языков мира.

1

Урок-беседа

Показать роль и место  русского  языка среди других языков мира

Самостоятельная работа с журналами

2

9.09

Функции русского языка в современном обществе.

1

Урок-семинар

Знакомство с функциями русского языка, дать представление о языке как о важной составляющей  каждого человека

Отчет групп по заданной теме.

3

16.09

Русский язык в жизни современного человека.

1

Урок-лекция

Показать учащимся значение русского языка в жизни современного человека

Написание диктанта

Культура речи. Основные аспекты культуры речи. Языковая норма (17ч.)

4

23.09

Культура речи. Основные аспекты культуры речи.

1

Урок-практикум

Учащиеся должны понимать, что в современном обществе важно владеть культурой речи, уметь грамотно выразить свои мысли

Беседа по вопросам

5

30.09

Нормативный  аспект культуры речи и его основные особенности

1

Урок-беседа

Актуализация знаний о языковой норме языка; формирование навыков использования нормативной речи

Развернутый ответ на вопрос «Для чего нужно правильно говорить?»

6

7.10

Коммуникативные качества речи: точность, понятность, чистота, богатство.

1

Урок-практикум

Представление о коммуникативных качествах речи, углубить знания о системе языка и речи

В статьях в газетах, журналах отметить случаи нарушения положительных качеств словесного выражения.

7

14.10

Слово и сфера его употребления.

1

Урок-семинар

 Значение слова как элемента лексической системы

Сбор интересных задач

со словами.

8

21.10

Этико-социальные аспекты  культуры речи.

2

Урок-беседа

Этико-социальные аспекты  культуры речи. Формулы в зависимости от условий речевого общения

Сообщение ученика на тему «откуда произошло слово Этикет и что оно обозначает?». Подбор речевых ситуаций

9

28.10

Культура монологической речи.

2

Урок-лекция

Композиционные особенности монологической речи; отметить использование в данной речи риторических фигур и приёмов, аргументации

Запись системы доводов для доказательства тезиса: «Образованный человек – полезный человек»

10

11.11

Внешний облик -друг или враг (Как создать о себе хорошее впечатление?)

1

Урок-практикум

Знакомство с основными приемами, позволяющими человеку создать о себе приятное впечатление во время деловой беседы, разъяснение, из каких составляющих складывается понятие «приятный cобеседник».

Демонстрация различных видов бесед в заданных ситуациях

11

18.11

«Здравствуйте!», «Прощайте!» Современные  русские формулы.

1

Урок-практикум

 Роль формул приветствия  и прощания в речевом этикете. Исследовать современные русские формулы

Анализ услышанных речевых обращений.

12

25.11

Словарный запас человека: резервы развития.

1

Урок-практикум

Показать значимость богатого словарного запаса в создании привлекательного речевого портрета человека.

Чтение наизусть стихотворения или отрывка прозы.

13

2.12

Как умея говорить научиться разговаривать

1

Урок-практикум

Оценка состояния коммуникативной культуры учащихся с целью развития и формирования коммуникативных способностей

Тест. Беседа. Работа с карточками

14

9.12

Виды речи. Приветственная речь.

1

Урок-лекция

Знакомство с классификацией видов речи, научить учащихся строить собственное монологическое высказывание,

Конкурс ораторов.

15

16.12

Виды речи. Информационная речь.

1

Урок-

лекция

Дать представление о признаках информациной речи, формировать умение строить собственное речевое высказывание.

Конкурс ораторов.

16

23.12

Виды речи. Агитационная речь.

2

Урок-лекция

Дать представление об агитационной речи; формировать умение строить собственное монологическое высказывание, отбирать языковые средства

Подбор примеров агитационных речей.

17

13.01

14 правил,  помогающих убедить

1

Урок-игра

Знакомство с совокупностью правил убеждения и рассмотрение, как они работают в различных ситуациях

Тест

18

20.01

Язык жестов и поз.

Урок –игра

 Понятие о невербальных средствах общения и их роли в нашей жизни. Показать, как с их помощью точнее передать содержание высказывания

Анализ заданной ситуации.

19

27.01

Упражнения для снятия аудиторного шока сценического страха

Урок-практикум

Знакомство с упражнениями, снимающими аудиторный страх

Выступление в классе.

20

3.02

Упражнения для снятия аудиторного шока сценического страха

Урок-практикум

Знакомство с особенностями публичного выступления показать , как сделать выступление успешным

Защита своих текстов (письменных или устных) или пересказ статьи классу

Русский язык в жизни современного человека (15ч.)

21

10.02

Язык деловых бумаг.

Урок-экскурсия

Знакомство с требованиями к написанию деловых бумаг: заявления, докладной записки, объяснительной записки; отработка навыков составления деловых бумаг

Написание деловой бумаги.

22

17.02

Презентация как вид деловой коммуникации

Урок-практикум

Знакомство с особенностями презентации как вида деловой коммуникации,  показ, как сделать презентацию успешной        

Презентация своей  шариковой ручки.

23

24.02

Деловое письмо: создаем себе репутацию.

Урок-практикум

Знакомство с основными правилами, необходимыми при ведении деловой переписки

Написание делового письма

24

3.03

Русский язык в мире рекламы.

Урок-практикум

 Представление о законах рекламных текстов, составление текстов рекламного характера, знакомство с требованиями к составлению резюме

Резюме в кадровое агентство  на работу во время летних каникул.

25

10.03

Язык SMS: быть или не быть?

Урок-практикум

Знакомство учащихся с историей создания языка SMS и его отличительными признаками; помочь формирование правильного отношение к данному языковому явлению;

Написание SMS-поздравление  с…

26

17.03

Пишем электронные письма.

Урок-практикум

Знакомство учащихся с основными правилами электронной переписки; выявление различий обычных и электронных писем

Написание письма

27

31.03

Что может рассказать визитная карточка о ее владельце?

Урок-беседа

Знакомство учащихся с требованиями к оформлению визитных карточек.

Создание визитки.

28

7.04

Русский язык в телефонном общении.

Урок-практикум

Знакомство с правилами ведения телефонного делового разговора

Анализ конкретного телефонного звонка

29

14.04

Искусство говорить и составлять поздравления.

Урок-практикум

Знакомство учащихся с основными законами жанра тостов как древнейшего жанра ораторского искусства,  алгоритм составления тостов и поздравлений

Составление текст поздравительной открытки.

30

21.04

Искусство комплимента

Урок-практикум

Знакомство с одним из приемов расположения к себе собеседника, умение говорить комплименты

Комплимент своей маме.

31

28.04

Умение общаться

Урок-практикум

Обучение упражнениям, с помощью которых ученики могут легко общаться с другими людьми

Выбор картинки или картин и озвучивание ее.

32

5.05

Техника речи

Урок-практикум

Обучение упражнениям, направленным на преодоление недостатков речи

Чтение наизусть детского стихотворения

33

12.05

«Хороший»,  « дурной» и истинный вкус

Урок-беседа

Исследование речи окружающих в социуме

Сочинение-размышление.

34

19.05

Защита проектов

Урок-презентация

Развитие умения осуществлять защиту проектов

Презентация проектов.

35

26.05

Защита проектов

Урок-презентация

Развитие умения осуществлять защиту проектов

Презентация проектов.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

  1. Александрович Н.Ф. Занимательная грамматика, Минск, 1963.
  2. Бельчикова Ю.А. Терминология в русском языке, М., 1980.
  3. Будагов Р.А. Введение в науку о языке, М., «Просвещение», 1999.
  4. Виноградов В.В. Очерки по истории русского литературного языка, М., 1996.
  5. Гвоздев А.Н. Очерки по стилистике русского языка, М., 1994.
  6. Жуков Д.М. Загадочные письмена, М., 1962.
  7. Ефимов А.И. История русского литературного языка, 1993.
  8. Казанский Б.В. В мире слов, 1979.
  9. Прудников А.В. На уроке и после урока. М., 1998.
  10. Русские писатели о языке. Хрестоматия под ред. А.М. Докусова, М., 1959.
  11. Русские писатели о языке. Под ред. Б.В.Томашевского и И.Д.Левина, М.,2005.
  12. Селищев А.М. Происхождение русских фамилий, личных имен и прозвищ. М., 1987.
  13. Сергеев И.П. Тайна географических названий. М., 1989.
  14. Успенский Л.В. Биография слов. М., 1999.Шанский Н.М. Лексикология современного русского языка. М.

Электронные издания

1.CD  «Большая Советская энциклопедия»

2. CD «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия» (Мультимедийная энциклопедия)

3. CD репетитор – тренажер. Русский язык. Основной курс

4. CD «Энциклопедия русского языка»

5.1С Репетитор. Русский язык

6.1С Репетитор. Тесты по пунктуации

Ресурсное обеспечение

1.http://www.school.edu.ru/ - Российский образовательный портал

2.http://www.mediaterra.ru/ruslang/ - теория и практика русской орфографии и пунктуации

3Новый словарь русского языка  http:// www.rubricon.ru/nsr_1.asp

4 .Русский филологический портал http:// www.philology.ru/default/htm

Литература для учителя:

  1. Баева, О. А. Ораторское искусство и деловое общение: учеб. пособие [Текст] / М.: Новое знание, 2003.
  2. Вагапова, Д. X. Риторика в интеллектуальных играх и тренингах. - М.: Цитадель, 2001
  3. Введенская, Л. А. Русский язык и культура речи [Текст] / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова, Е. Ю. Кашаева. - Ростов-н/Д.: Феникс, 2006.
  4. Власенков, А. И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стиль речи: учебник для 10—11 кл. общеобразоват. учреждений [Текст] / А. И. Власенков. - М.: Просвещение, 2001.
  5. Власов, Л. В. Деловое общение [Текст] / Л. В. Власов, В. К. Сементовская. — Л.: Лениздат, 1980.
  6. Влодавская, Е. А. Русский язык. Единый государственный экзамен [Текст] / - М.: Экзамен, 2005.
  7. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Основы проектной Гольдин, В. Дейкина А. Д., Пахнова Т. М. Русский язык в старших классах: практический курс. - М., 2001.
  8. Гольдин, В. Е. Речь и этикет [Текст] / В. Е. Гольдин. - М., 1983.
  9. Горшков, А. И. Русская словесность [Текст] / А. И. Горшков. - М: Дрофа, 2002
  10. Дейкина А. Д., Пахнова Т. М. Русский язык в старших классах: практический курс. - М., 2001.
  11. Каменская Р. А. Опыт использования активных форм обучения преподавания дисциплины. Культурология.— Волгоград, 2004.

         Литература для учащихся:

  1. Ахременкова Л. А. Тренинг по пунктуации (с ответами). — М.: Творческий центр, 2001.
  2. Власенков, А. И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стиль речи [Текст]: учебник для 10-11 кл. общ. учреждений /. - М.: Просвещение, 2001.
  3. Влодавская, Е. А. Русский язык [Текст]: единый государственный экзамен / Е. А. Влодавская. - М.: Экзамен, 2005.
  4. Горшков, А. И. Русская словесность [Текст] / А. И. Горшков. - М: Дрофа, 2002.
  5. Григорян Д. Т. Язык мой — друг мой. —  М.:«Просвещение»,1976.
  6. Иконникова С. Диалоги о культуре. — М., 1977.4.        

Согласовано                                                                                 Согласовано

Протокол заседания                                                          Заместитель директора по УВР

методического совета                                                      ___________________Л.К.Карасева

МБОУ СОШ№9 г. Азова                                                  «_____» _______________2014г.

От___________2014 №

______________Л.К.Карасева

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ВСЕХ ТЕМ (БЛОК-МОДУЛИ)

п/п

НАИМЕНОВАНИЕ РАЗДЕЛА, ТЕМЫ

Кол-во

часов

1

Роль и место русского языка в мире и обществе.

3

2

Культура речи. Основные аспекты культуры речи. Языковые нормы..

17

3

Русский язык в жизни современного человека.

15

УЧЕТ О КОНТРОЛЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

  • контрольное списывание;
  • сжатие исходного текста;
  • редактирование текста;
  • составление текста по образцу;
  • составление обрамлений к рассказу;
  • восстановление частей текста;
  • составление устных и письменных высказываний на лингвистическую тему;
  • анализ текста художественного и публицистического стилей;
  • конспектирование, тезисирование;
  • работа с научной и публицистической литературой;
  • составление схем, таблиц алгоритмов.

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ.

Роль и место русского языка в мире и обществе (3ч.)

Русский язык - один из развитых языков мира. Функции русского языка в современном обществе. Русский язык в жизни современного человека.

Культура речи. Основные аспекты культуры речи. Языковая норма (17ч.)

Культура речи. Основные аспекты культуры речи: нормативный, коммуникативный, эстетический. Языковая норма. Нормативный аспект культуры речи и его основные особенности. Критерии языковой нормы. Основные виды языковых норм: орфоэпические, лексические, грамматические.
Коммуникативные качества речи: точность, понятность, чистота, богатство.
Слово и сфера его употребления. Этико-социальные аспекты культуры речи.
Культура монологической речи. Внешний облик – друг или враг. Как создать о себе хорошее впечатление? «Здравствуйте!», «Прощайте!». Современные русские формулы.
Словарный запас человека: резервы развития. Как умея говорить, научиться разговаривать.
Виды речи: приветственная речь, информационная речь, агитационная речь.

Русский язык в жизни современного человека (15ч.)

Язык деловых бумаг. От приказного языка эпохи Петра 1 к официально-деловому стилю современной России. Презентация как вид деловой коммуникации. Деловое письмо: создаем себе репутацию. Жанры деловых писем. Русский язык в мире рекламы: резюме, информационно-рекламное письмо, рекламный текст. Язык СМС: быть или не быть? Пишем электронное письмо.
Что может рассказать визитная карточка о ее владельце? Русский язык в телефонном общении.
Искусство говорить и составлять поздравления. Искусство комплимента. Общение. Техника речи.
«Хороший», «дурной» и истинный вкус (разные виды речи).

Г.АЗОВ

 МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №9 г. АЗОВА

                                                                                                                  «Утверждаю»

                                                                               Директор МБОУ СОШ№9 г. Азова

                                                          Приказ от                №

                                                                       _______________Е.В.Карасев

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса «Русский язык в современном обществе»
по русскому языку

Уровень общего образования (класс)

Основное общее, 8 класс

Количество часов 35

Учитель Федоренко Ольга Анатольевна

Программа разработана на основе авторской программы  Дроздовой О. Е. «Уроки языкознания для школьников 5-8 класс» (издательство «Дрофа», 2010 год).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-практическая конференция для учащихся 8-10 классов "Русский язык в современном обществе"

"Русский язык в современном обществе" – тема научно-практической конференции. Самые разные вопросы о современной речи поднимают в своих сообщениях выступающие: это и угрозы для нашего языка в самой Ро...

Факультатив по русскому языку для учащихся 7 класса

Факультатив "Секреты орфографии" включает пояснительную записку к курсу и календарно-тематическое планирование на 34 часа...

Факультатив по русскому языку для учащихся 8 класса

Факультатив "Слово и текст" включает в себя пояснительную записку и тематическое планирование. рассчитанное на 34 часа...

Факультатив по русскому языку "Секреты успеха" 9 класс

Факультатив по русскому языку "Секреты успеха" 9 класс...

Русский литературный язык в современном обществе.

Борьба за чистоту русского языка – одна из важнейших проблем, которая решается и на государственном уровне, поэтому и в материалах ЕГЭ много вопросов, связанных с культурой речи. Но понимать про...

Русский язык в современном обществе, программа дополнительного образования

Русский язык в современном обществе, программа дополнительного образования...

Русский язык в современном обществе

quot;Русский язык в современном обществе". (Презентация-коллаж сопровождает все выступления)Самые разные злободневные вопросы о современной речи поднимут сегодня выступающие: это и угрозы д...