Русский язык в современном обществе, программа дополнительного образования
рабочая программа по русскому языку (8 класс)

Юрьева Мария Антоновна Выставка педагогических достижений

Русский язык в современном обществе, программа дополнительного образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_yazyk_v_sovremennom_obshchestve.doc146 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РАЙОННЫЙ ЦЕНТР ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ «СПЕКТР»

«УТВЕРЖДАЮ»
Директор
МБУ ДО «РЦТДиМ «Спектр»
___________Н.П.Сорокина
 приказ №  109 от 11.09.2019 г.

Протокол заседания педагогического
совета № 1 от 09.09.2019 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Русский язык в современном обществе»

Направленность: гуманитарная

Возраст: 13-17 лет

Срок реализации: 1 год (70 часов)

Автор-разработчик:

Юрьева Мария Антоновна,

педагог дополнительного образования МБУ ДО «РЦТДиМ «Спектр»

Новоаганск, 2019

  1. Пояснительная записка.

1.Основные характеристики программы:

1.1.Дополнительная общеразвивающая программа «Русский язык в современном обществе» (далее - Программа) реализуется в соответствии с социально-педагогической направленностью образования.

 По своей специфике и социальной значимости язык – явление уникальное: он является средством общения, средоточием духовной жизни народа, средством хранения, усвоения и передачи знаний. Этим определяется особый статус русского языка среди других учебных предметов.

        Русский язык как средство общения играет важную роль и в развитии личности учащихся, обеспечивает интеллектуальное развитие ребёнка. Он овладевает нормами русского литературного языка, формирует умения и навыки связного изложения мыслей в устной и письменной форме, обогащает свой словарный запас, развивает дар слова. Ученик познаёт самого себя, овладевает средствами самоанализа и самовыражения.

   1.2.Актуальность программы обусловлена требование современного общества к образованию - предоставление возможности школьнику выстраивать индивидуальные образовательные маршруты, удовлетворяющие интересы и потребности каждой личности. Общеобразовательные программы не всегда способны удовлетворить эти запросы и потребности.

В программах основной школы по русскому языку на отработку многих из этих навыков отведено минимальное количество времени, кроме того, в силу возрастных особенностей, не все школьники усваивают их в полной мере.

Данная программа (108 часов) призвана помочь учащимся успешно подготовиться к ГИА по русскому языку: повторить материал, изученный ранее, углубить имеющиеся знания, отработать навыки развития связной речи. Курс состоит из трёх частей, каждая из которых соответствует той или иной части экзаменационной работы. Программа опирается на те знания, умения и навыки, которые учащиеся получают в процессе изучения базового курса русского языка.

1.3.Отличительные особенности программы

Программа разработана на основе программы подготовки учащихся к ОГЭ, 11 классы, автор И.П. Цыбулько; М.: Просвещение, 2019.

Учебный курс имеет практическую направленность, то есть предназначается не столько для формирования определённых теоретических знаний обучающихся, сколько для развития речевых умений и навыков.

При отборе содержания и структурирования программы использованы обще-дидактические принципы, особенно принципы доступности, преемственности, перспективности, развивающей направленности, учёта индивидуальных способностей, органического сочетания обучения и воспитания, практической направленности и посильности.

При отборе содержания курса учитывались следующие принципы:

  • Принцип усиления прикладной направленности обучения.
  • Принцип систематичности и последовательности.
  • Принцип доступности. Принцип вытекает из требований учета возрастных особенностей учащихся.
  • Принцип сознательности, активности, самостоятельности и прочности усвоения. Содержание курса и способ подачи материала требует осмысленного и творческого подхода к изучаемому. Данный принцип заключается в целенаправленном активном восприятии изучаемых явлений, их осмыслении, творческой переработке и применении.
  • Принцип наглядности.
  • Принцип индивидуального подхода к учащимся.

1.4. Педагогическая целесообразность

      Особое место в Программе отводится общеучебным умениям и способам деятельности, т. е. формированию универсальных учебных действий (УУД), которыми должны овладеть учащиеся. Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер, обеспечивают целостность общекультурного личностного и познавательного развития и саморазвития ребёнка, преемственность всех ступеней образовательного процесса, лежат в основе организации и регуляции любой деятельности ученика независимо от её специально-предметного содержания.

    Овладение универсальными учебными действиями в конечном счёте ведёт к формированию способности успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения.

          Умение учиться выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования компетенции, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.

1.5.  Цель программы – показать, что русский язык – это не скучно, а интересно, красиво и нужно.  Основная цель — развитие творческого мышления, умения сочинительства, а также формирование и поддержка устойчивого интереса к предмету, интенсивное формирование деятельностных способностей, развитие речи.

1.6.  Задачи программы 

  • задать систему ориентиров в языковом/речевом   многообразии, с тем, чтобы ученик мог определять границы своей коммуникативной компетентности и ставить учебные цели;
  • систематизировать представления об основных требованиях к стилистически правильной, логичной и выразительной речи;
  • способствовать расширению речевого опыта учащихся в разных речевых сферах;
  • способствовать овладению конкретными жанрами устной и письменной коммуникации;
  • работать над повышением культуры речи.

1.7.   Возраст учащихся, которым адресована программа

Программа предназначена для учащихся 7-8 классов. Группа состоит из 15 учащихся 14-17 лет. Программа позволяет ученикам утвердиться в своих способностях, уверенно чувствовать себя на экзаменах, уметь применять знания в жизни.

  1. Формы занятий: данного курса – прежде всего практические и семинарские занятия.
  2. Методы работы предусматривают активное включение учащихся в процесс познавательной деятельности – исследовательский, эвристический, проблемный, частично-поисковый и др.
  3. Формы контроля в ходе занятий могут быть различные: тестовые задания, алгоритмы, схемы, таблицы, (т.е. всё, что поможет систематизировать и обобщить материал); сочинения, изложения.

2. Объем программы:

2.1. Объем программы

Программа рассчитана на 70 часов в год, занятия проходят 1 раз в неделю.

2.2.Срок реализации программы – 1 год, 35 недель

2.3.Режим занятий: 1 раз в неделю по 2 часа

3. Планируемые результаты

Оценка знаний, умений и навыков предполагает контроль результатов выполнения работы на каждом занятии. При этом должна преобладать оценка – суждение как следствие качественного анализа выполнения заданий учащимися как в классе, так и дома. Именно содержательность и деликатность контроля становится залогом эффективности обучения в целом, стимулом успешного контакта «учитель – ученик», взаимной заинтересованности преподавателя и учащегося.

Основа общения учеников и учителя на занятиях – диалог и коллективный поиск истины.

3.1. Планируемые результаты

В результате изучения курса учащиеся должны:

знать:

  • создавать в письменной форме высказывания по заданным параметрам;
  • познавать, анализировать, классифицировать и оценивать языковые явления и факты с точки зрения уместности, целесообразности, выразительности их использования;
  • соблюдать основные языковые нормы (лексические, орфографические, грамматические, пунктуационные, стилистические).

уметь:
• анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, систематизировать, выделять главную мысль, абстрагировать, формулировать выводы, устанавливать причинно-следственные связи, выявлять закономерности, строить умозаключения;
• слушать, владеть приёмами рационального запоминания, работать с источниками информации (чтение, конспектирование, составление тезисов, библиографический поиск, работа со справочником), представлять информацию в различных видах (вербальном, табличном, графическом, схематическом, аналитическом), преобразовывать из одного вида в другой;
• владеть монологической и диалогической речью, пересказывать прочитанный текст, составлять план текста, передавать прочитанное в сжатом или развернутом виде, составлять конспекты, тезисы, анализировать текст с точки зрения основных признаков и стилей, описывать рисунки, модели, схемы, составлять рассказ по карте, схеме, модели, задавать прямые вопросы и отвечать на них;

• работать с текстовой информацией на компьютере, осуществлять операции с файлами и каталогами.

В результате изучения курса учащиеся получат возможность:

  • улучшить результативность участия в творческих конкурсах и олимпиадах;
  • успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения;
  • подготовится к сдаче ОГЭ по русскому языку.

3.2. Способы и формы проверки результатов

Программа имеет практико–ориентированный характер, так как 80% времени отведено на освоение приемов и способов деятельности.

В процессе освоения содержания программы ее результативность предполагается проверять с помощью диагностик: психологических и педагогических тестов, наблюдения, анкетирования.

  1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

2.1.УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

  1. Введение.
  2. Основное содержание
  1. Текст
  2. Лексика
  3. Морфология. Синтаксис. Пунктуация.

        III. Работа с текстом

2.2.СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ ПРОГРАММЫ

        

        Лексический анализ текста

 Основные вопросы

1. Анализ информации исходного текста.

2. Лексическое значение слова в тексте.

3. Средства художественной изобразительности.

4. Синонимы.

5. Антонимы.

6. Омонимы.

Требования к знаниям, умениям

- знать определения средств художественной изобразительности;

- уметь определять лексическое значение слова в тексте;

- уметь подбирать синонимы к слову или словосочетанию;

- уметь находить антонимы в тексте;

- уметь различать омонимы.
Морфология и словообразование

Основные вопросы

1. Как определить морфологическую принадлежность слова.

2. Основные признаки самостоятельных и служебных частей речи.

3. Способы выделения морфем в словах различных частей речи.

Требования к знаниям и умениям

- знать отличительные признаки частей речи;

- уметь выделять морфемы в словах различных частей речи;

- уметь различать омонимичные части речи

Самостоятельная работа

Морфологический разбор слова.

Морфемный анализ слова.

Орфография

Основные вопросы

1. Орфограммы в корне слова.

2. Орфограммы в приставках.

3. Орфограммы в суффиксах.

4. Орфограммы в окончаниях.

Требования к знаниям и умениям

- уметь различать виды орфограмм;

- знать правила правописания безударных гласных в корне слова;

- знать правила правописания безударных гласных в суффиксах различных

частей речи;

- знать правила правописания безударных гласных в окончаниях слов

различных частей речи;

Самостоятельная работа

Синтаксис простого и сложного предложения

Основные вопросы

1. Словосочетание. Виды подчинительной связи в словосочетании.

2. Грамматическая основа предложения.

3. Простое осложненное предложение.

Требования к знаниям и умениям

- знать отличительные признаки видов подчинительной связи;

- уметь определять вид подчинительной связи и подбирать синонимичное

словосочетание с другим видом связи;

- знать способы выражения подлежащего и сказуемого в двусоставном

предложении;

- знать особенности построения односоставных предложений;

- знать способы выражения второстепенных членов предложения;

- уметь анализировать структуру простого осложненного предложения;

- уметь определять вид сложного предложения, границы простого

предложения в составе сложного и виды придаточного в СПП.

Самостоятельная работа

Синтаксический разбор простого и сложного предложения.

Пунктуация в простом и сложном предложении

Основные вопросы

1. Знаки препинания в простом осложненном предложении.

2. Знаки препинания в сложносочиненном предложении.

3. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении.

4. Синтаксический анализ сложного предложения с разными видами

связи.

Требования к знаниям и умениям

- знать правила постановки знаков препинания в предложениях с

однородными членами, с обособленными членами, с вводными словами;

- знать правила постановки знаков препинания в сложносочиненных

предложениях;

- знать правила постановки знаков препинания в сложноподчиненных

предложениях;

- знать правила постановки знаков препинания в бессоюзных сложных

предложениях;

-знать правила постановки знаков препинания в сложном предложении с

разными видами связи;

-уметь обосновать выбор знака в простом и сложном предложении.

Самостоятельная работа

Пунктуационный разбор простого и сложного предложения

Решение авторских тестов.

2.3.КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

2.4. Календарно-тематический план

недели

Тема

Кол-во часов

Дата

1.

1,2,

Введение. Структура экзаменационной работы в формате ГИА. Число и вид заданий. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий. Особенности заполнения бланков экзаменационной работы. Знакомство с демонстрационным вариантом ГИА 2019-2020 уч. года.

2

12.09.2019

Текст.

2.

3,4,

Определение, признаки и характеристика текста как единицы языка.

2

19.09.2019

3.

5,6

Тема, идея, проблема текста и способы их определения и формулирования.

2

26.09.2019

4.

7,8,

Композиция, логическая, грамматическая структура текста.

2

3.10.2019

5.

9,10,

Понятие о микротеме. Соотношение микротемы и абзацного строения текста. Представление об абзаце как о пунктуационном знаке.

2

10.10.2019

6.

11,12,

Главная и второстепенная информация в тексте. Ключевые слова и их роль в определении границ главной информации.

2

17.10.2019

7.

13,14,

Задание 8: грамматические ошибки. Анализ ошибок.

2

24.10.2019

Лексика

8.

15,16,

Лексика. Лексическое значение слова. Лексика русского языка с точки зрения происхождения и употребления. Синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы. Практическая работа.

2

31.10.2019

Орфография и пунктуация.

9.

17,18,

Словосочетание. Виды связи слов в словосочетании.

2

7.11.2019

10.

19,20,

Правописание корней слов. Правописание приставок.

2

14.11.2019

11.

21,22,

Предложение. Грамматическая основа предложения. Виды сказуемых. Односоставные предложения. Второстепенные члены предложения.

2

21.11.2019

12.

23,24,

Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах предложения.

2

28.11.2019

13.

25,36,

Правописание суффиксов. Правописание -Н-, -НН- в разных частях речи.

2

5.12.2019

14.

27,28

Вводные слова и предложения. Вставные конструкции. Обращения. Обособленные члены предложения.

2

12.12.2019

15.

29,30,

Простое осложнённое предложение. Виды сложных предложений. Знаки препинания в сложном предложении. Типы придаточных предложений.

2

19.12.2019

16.

31,32,

Сочинение

2

26.12.2019

17.

33,34,

Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи. Гласные после шипящих. Ь после шипящих.

2

9.01.2020

18.

35,36,

Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными. Типы соподчинения.

2

16.01.2020

19.

37,38

Сложные слова. Слитные, раздельные, дефисные написания. Частицы НЕ-НИ.

2

23.01.2020

20.

39,40,

Бессоюзные сложные предложения. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

2

30.01.2020

21.

41,42

Правописание производных предлогов. Правописание союзов. Правописание частиц.

2

6.02.2020

22.

43,44,

Способы оформления чужой речи (прямая речь, косвенная речь, диалог, цитаты).

2

13.02.2020

23.

45,46,

Сложные предложения с разными видами связи.

2

20.02.2020

24.

47,48,

Тире в предложении. Двоеточие в предложении.

2

27.02.2020

25.

49,50

Средства речевой выразительности.

2

5.03.2020

26.

51,52,

Тест. Анализ ошибок.

2

12.03.2020

27.

53,54,

Сочинение.

2

19.03.2020

Текст

28.

55,56

Понятие о сочинении-рассуждении. Тема, идея, проблема текста.

2

26.03.2020

29.

57,58,

План сочинения- рассуждения

2

2.04.2020

30.

59,60,

Содержательные блоки сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. Языковое оформление сочинения.

2

9.04.2020

31.

61,62,

Структура сочинения на лингвистическую тему.

2

16.04.2020

32.

63,64,

Критерии оценки задания. Тезис сочинения.

2

23.04.2020

33.

65,66,

Аргументы в сочинении.

2

30.04.2020

34.

67,

68,

Позиция автора. Собственная позиция. Обоснование собственного мнения.

2

07.05.2020

35.

69,70,

Заключение в сочинении. Структура сочинения- рассуждения по тексту. Критерии оценки задания. Тезис сочинения- рассуждения.

2

14.05.2020

Итого

70 часов

Литература

  1. Азбука делового общения. М., 1991
  2. Алиева М.А., Гришанович Т.В., Лобанова Л.В. и др.. Тренинг развития жизненных целей (программа психологического содействия успешной адаптации). /Под ред. Е.Г.Трошихиной. – СПБ.: Речь, 2002.
  3. Галлингер И.В. Культура речи. Нормы современного русского языка: Пособие для учащихся, словарь, методические рекомендации. М., 1994
  4. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи. М., 1993.
  5. Дереклеева Н.И. Развитие коммуникативной культуры учащихся на уроке и во внеклассной работе: Игровые упражнения.- М.: 5 за знания, 2005
  6. Казарина С.Г., Милюк А.В., Усачёва М.П. Стилистика и культура речи: Учебное пособие по русскому языку /Серия «Стань грамотным!» - Ростов н/Д:Феникс, 2004.
  7. Львова С.И., В.В.Львов В.В.  Русский язык. 5-9 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений.
  8. Львова С.И. Уроки словесности. 5-9 классы. М.: Дрофа, 1997.
  9. Никитина Е.И. Русская речь: Учеб. Пособие по развитию связной речи для 8-9 кл. общеобразоват. учреждений/Науч. ред. В.В. Бабайцева. – М.: Просвещение, 1995.
  10. Степанова Л.С. ГИА 2009: Русский язык: тематические тренировочные задания: 9 класс /Л.С. Степанова, И.Б.Маслова, А,В.Терентьева. – М.: Эксмо, 2009.
  11. Цыбулько И.П., Александров В.Н, Пучкова Л.И., Соловьёва Т.В. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Русский язык. 2019 /ФИПИ. – М.: «Интеллект-Центр», 2019.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования по русскому языку "Подготовка к ЕГЭ по русскому языку:теория и практика""

Программа  элективного курса  по  русскому  языку  предназначена  для  10-11  классов  и  ориентирована  на  развитие  речевой  ко...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «СОВРЕМЕННЫЕ ИКТ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ»

Содержание изучаемого курсаПрограмма рассчитана на 6 лет обучения 36 часа в год и разработана, на основе дополнительного курса к УМК Boost 1  и 2, Gateway B1 и B1+, Grammar time 5. Для обуч...

Научно-практическая конференция для учащихся 8-10 классов "Русский язык в современном обществе"

"Русский язык в современном обществе" – тема научно-практической конференции. Самые разные вопросы о современной речи поднимают в своих сообщениях выступающие: это и угрозы для нашего языка в самой Ро...

Факультатив «Русский язык в современном обществе» 8 класс

Данный курс содействует формированию толерантной, открытой для общения личности, способной к сотрудничеству, к межкультурному взаимодействию, владеющей важнейшим инструментом достижения социаль...

Программа дополнительного образования. Проектно-исследовательская работа по литературе «Отцы и дети: от русской литературы к современности»

Программа позволяет оказывать образовательные услуги в интересах личности ребенка, направлена на обеспечение собственного образовательного процесса, исходя из запросов социального окружения и его стат...

Три тренда современного общества в дополнительном образовании.

Существуют три тренда современного общества: время перемен, обучение, развивающее мыщление, дистанционное обучение. Как эти тренды влияют на дополнительное образование....

Русский язык в современном обществе

quot;Русский язык в современном обществе". (Презентация-коллаж сопровождает все выступления)Самые разные злободневные вопросы о современной речи поднимут сегодня выступающие: это и угрозы д...