Творческое задание и система задач в рамках отдельного модуля как средство формирования метапредметного умения анализа.
методическая разработка по русскому языку (10 класс) по теме

Позднякова Наталья Викторовна

Содержание данной статьи показывает, как можно уроки подготовки к ЕГЭ по русскому языку использовать для освения таких метапредметных умений, как целеполагание, планирование, проектирование.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ И СИСТЕМА ЗАДАЧ В РАМКАХ ОТДЕЛЬНОГО МОДУЛЯ   КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ  УМЕНИЙ АНАЛИЗА И СИСТЕМНОГО АНАЛИЗА

(НА ПРИМЕРЕ ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» 10-11 КЛАССЫ)

Н. В. Позднякова, учитель русского языка и литературы

МАОУ «Гимназия № 42», г. Кемерово

        В Федеральном образовательном  государственном стандарте для средней (полной) школы по русскому языку так определены основные метапредметные результаты: «…владение разными способами организации интеллектуальной деятельности и представление её результатов в различных формах: приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умениями определять цели предстоящей работы (в том числе в совместной деятельности), проводить самостоятельный поиск информации, анализировать и отбирать её; способностью предъявлять результаты деятельности (самостоятельной, групповой) в виде рефератов, проектов; оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме» [URL: / httр: //standart.edu.ru].

        Ключевым умением, определяющим получение  данного метапредметного результата, является  анализ как «понятийное, делающее возможным образование понятий, разложение единства на множество, целого  - на его части, сложного – на его компоненты» [Краткая философская энциклопедия. М. Издательская группа «Прогресс», 1994, с.19]  и системный анализ как «научный метод познания, представляющий собой последовательность действий по установлению структурных связей между переменными или элементами исследуемой системы». Анализ лежит в основе любого исследования. А системный анализ  - это методология решения проблем. Он включает в себя и анализ как одну из системных процедур наряду с такими процедурами, как синтез, индукция и дедукция. Кроме анализа, процедуры которого можно представить следующим порядком действий:

  1. описание объекта исследования как целостности;
  2. определение критериев разделения объекта на части;
  3. выделение частей объекта в соответствии с критериями;
  4. определение критерия исследования части объекта;
  5. исследование каждой части или одной выделенной  в соответствии с определённым критерием;
  6. возвращение к целому объекту с целью его описания посредством приобретённых в результате исследования его частей знаний,

синтеза, индукции и дедукции, к числу системных методов и процедур относят

  • абстрагирование и конкретизацию;
  • формализацию и конкретизацию;
  • композицию и декомпозицию;
  • макетирование;
  • ранжирование;
  • алгоритмизацию;
  • моделирование и эксперимент;
  • экспертное оценивание и тестирование.

Процедура принятия решений в рамках системного анализа представлена следующим порядком действий:

  1. создание и формулировка проблемной ситуации;
  2. определение целей;
  3. определение критериев достижения целей;
  4. построение моделей для обоснования решений;
  5. поиск оптимального (допустимого) варианта решений;
  6. согласование решения;
  7. подготовка решения к реализации;
  8. управление ходом реализации решения;
  9. проверка эффективности решения.

     В основе используемой  нами технологии преподавания русского языка в старшей школе лежим методика гуманитарного образования, или, по-другому, технология задачного типа учения-обучения, которая  «устроена» системно и  «удерживает» процедуры системного анализа, и внутри отдельных процедур предполагается использовать  процессы анализа и системного анализа, следовательно, создаются  «двойные» условия для формирования умений анализа и системного анализа у учащихся.

        Материал русского языка в 10 и 11 классах объединён нами в один модуль с одним творческим заданием, в рамках которого выделены разделы с частью единого  творческого задания, со своей  системой учебных и познавательных задач.

        Творческое задание – это задание, которое даётся учащимся на часть или раздел учебного предмета. Его формулировка содержит указание на материал, который должны использовать в работе учащиеся, на основное предметное понятие  (или совокупность предметных понятий), которое должно стать средством исследования и средством описания результатов исследования  учебного материала, средством создания текста. Творческое задание призвано реализовать следующие цели:

1) создать нечто целое, что «удержит» весь объём учебного материала, соответствующего данной части или данному разделу учебного предмета;

2) усилить осознанность освоения учебного материала учащимися, придать материалу практическую значимость;

3) мотивировать учащихся на изучение того или иного раздела или части учебного предмета.

        Творческое задание «удерживает»  познавательную и учебную задачи.         Познавательная задача направлена на освоение учащимися конкретных предметных знаний и умений, которые приобретаются в результате анализа (исследования)  предметного материала.

        Учебная задача подразумевает разработку способов исследования и оформления результатов исследования предметного материала – построение теоретических понятий в виде моделей и схем.

        В основе последовательности  заданий и задач, которые поначалу предлагаются для решения  учащимся 10-11 классов на уроках русского языка учителем, а потом формулируются в процессе деятельности самими учащимися, лежат процедуры системного анализа. Существо предлагаемых задач на подавляющем большинстве этапов определяется операциями анализа.

        В качестве примера рассмотрим систему заданий и задач в рамках первого раздела предмета «Русский язык» в десятом классе «Общие сведения о языке». На него отведено 8 уроков. Из них 3 урока – входной контроль в форме работы на ЕГЭ, 1 урок – анализ контрольной работы. На построение понятия «сочинение-рецензия» - 1 урок. 2 урока отведено написанию сочинения-рецензии по образцу ЕГЭ. И 1 урок – анализ и работа над ошибками в содержании и языке сочинений.

        

Процедура системного анализа  1 

Создание проблемной ситуации. Формулирование проблем

        На первом уроке русского языка в 10 классе учитель раздаёт учащимся распечатанную демоверсию работы по русскому языку на Едином государственном экзамене. Учащиеся читают инструкцию, знакомятся с заданиями, критериями оценки сочинения-рецензии по предложенному в демоверсии тексту.  Учитель знакомит их с правилами перевода баллов в отметку (см. Приложение), отвечает на вопросы учащихся, связанные с порядком проведения экзамена, порядком работы над тестовыми заданиями, поясняет, если требуется, суть формулировок отдельных заданий.

        Затем предлагает учащимся задание №1: выполнить работу демоверсии ЕГЭ в течение времени, которое отводится на экзамене, реализуя следующие цели:

а)  знакомство со структурой экзаменационной работы;

б) знакомство с типами заданий;

в) представление о материале, используемом в заданиях;

г) контроль и оценка состояния знаний и умений по различным разделам лингвистики на начало учебного года.

        В результате работы над этим заданием учащиеся выполняют первую операцию анализа:         описание объекта исследования как целостности.

        По окончании отведённого времени  учитель проверяет работы учащихся в соответствии с критериями оценки  и оформляет результаты проверки  так, чтобы каждый учащийся самостоятельно мог разобраться в произведённом оценивании его работы.

        На последующих уроках учащиеся работают с проверенными текстами:

1) индивидуально анализируют свои результаты, соотносят отметку с критериями оценивания, задают вопросы, связанные не только с проверкой работы, но и по поводу правильного решения тех или иных заданий теста, по сочинению-рецензии;

2) в группах, созданных по желанию самих учащихся (учитывается и желание работать индивидуально), учитель организует анализ не только результатов, но и самой работы, её структуры и содержания, предлагая следующие задания.

Задание №2: определить набор заданий, которые не вызвали затруднений при выполнении и не имеют ошибок в решении. По результатам обсуждения заполнить таблицу:

Часть,

номер

задания

Знания, необходимые

для его

выполнения

Умения, необходимые

 для

его выполнения

Таких заданий в начале учебного года без предварительного повторения материала обычно очень немного или нет вообще.

Задание №3: определить набор заданий, которые  вызвали затруднения при выполнении и  в их решении были допущены ошибки. По результатам обсуждения заполнить таблицу:

Часть,

номер

задания

Знания, необходимые

 для его

выполнения

Умения, необходимые

для

его выполнения

        В основе этой группы заданий лежат  операции анализа: 1) определение критериев разделения объекта на части;  2)  выделение частей объекта в соответствии с критериями; 3)         определение критерия исследования части объекта; 4) исследование каждой части или одной выделенной  в соответствии с определённым критерием.

Обсуждение начинает группа, закончившая работу первой. Остальные группы добавляют свои проблемные задания, уточняют формулировки в колонках о знаниях и умения. Таблица получается достаточно объёмной. Она  представляет  точки  незнания или недостаточного знания учащихся и  умения, которые не приобретены или недостаточно сформированы у них. Так формируется подробное представление о проблемах учащихся в связи с подготовкой к ЕГЭ по русскому языку.

Процедуры системного анализа  2-4  

Определение целей. Определение критериев достижения целей. Построение моделей для обоснования решений

Задание №4: используя различные учебные пособия, ресурсы Интернета, восстановить структуру науки о языке, соотнести части и задания работы на ЕГЭ с разделами лингвистики. По результатам обсуждения в группе заполнить таблицу:

Раздел

лингвистики

Часть, номера заданий, основывающихся на знаниях и умениях соответствующего раздела лингвистики

 

И в  основе этого задания лежит вторая и третья операции анализа: 1) определение критериев разделения объекта на части и 2)  выделение частей объекта в соответствии с критериями. Кроме этих операций, отчасти выполняется и операция: возвращение к целому объекту с целью его описания посредством приобретённых в результате исследования его частей знаний.

Итоговая таблица после работы в группах и общего обсуждения выглядит примерно таким образом:

Раздел

лингвистики

Часть, номера заданий, основывающихся на знаниях и умениях соответствующего раздела лингвистики

1. Фонетика. Графика. Орфоэпия. Орфография. Культура речи.

Часть 1, задания № 4, 8; часть 2

2. Морфемика. Словообразование. Орфография. Культура речи.

Часть 1, задания № 9, 10; часть 2

3. Лексикология и фразеология. Культура речи.

Часть 1, задания № 3, 5, 22; часть 2

4. Морфология и орфография. Культура речи.

Часть 1, задания № 6, 7, 11, 12, 13, 14; часть 2

5. Синтаксис и пунктуация. Культура речи.

Часть 1, задания № 7, 15, 16, 17. 18, часть 2

6. Текст. Стили речи. Культура речи.

Часть 1, задания № 1, 2, 20, 21, 23, часть 2 (№25)

Таблица  показывает, что работа на ЕГЭ контролирует знания и умения, касающиеся всех областей (разделов) лингвистики, осваиваемых за 11 лет изучения предмета «Русский язык». К такому выводу приходят учащиеся, выполняя  в группах задание №5: определить предмет контроля, цель контроля ЕГЭ по русскому языку.

В основе этого задания лежит операция анализа 6: возвращение к целому объекту с целью его описания посредством приобретённых в результате исследования его частей знаний.

Процедуры системного анализа 5-7

Поиск оптимального (допустимого) варианта решений.

Согласование решений. Подготовка решения к реализации

Задание №6: просмотреть все имеющиеся пособия, учебники по русскому языку, пособия для подготовки к ЕГЭ. Определить достоинства и недостатки. Результаты работы оформить в виде таблицы:

Наименование пособия

Достоинства

Недостатки

В основе задания - операции анализа

1. описание объекта исследования как целостности;

2. определение критериев разделения объекта на части;

3. выделение частей объекта в соответствии с критериями.

Выполняя задание, учащиеся приходят к выводу, что во всех пособиях достаточно подробно и полно излагается теоретический материал в текстовой форме. Но текст в большинстве пособий недостаточно структурирован, это придётся делать самим, производя его анализ, чтобы лучше усвоить его содержание. В нескольких пособиях материал представлен в табличной форме, но это касается в основном сведений по орфографии и пунктуации. Табличная форма способствует запоминанию правила, но не формирует  умения его применять и контролировать написанное. Материал пособий никак не соотнесён с работой на  ЕГЭ, поэтому при подготовке нужно будет в поисках нужного  материала  обращаться к нескольким источникам. Таким образом, возникает необходимость создать своё пособие непосредственно для подготовки к ЕГЭ. В итоге после тщательного обсуждения в группах и в общем обсуждении учащиеся формулируют творческое задание: разработать и оформить методическое пособие для подготовки к ЕГЭ, которое будет содержать строго соответствующий заданиям ЕГЭ теоретический материал в виде структурированных определений и характеристик, алгоритмов применения теоретического материала к конкретным заданиям, порядков действий при выполнении заданий и контроле их выполнения.

        Задание №7: разработать макет пособия. Представить результаты работы в виде перечня разделов.

(Операция анализа 6: возвращение к целому объекту с целью его описания посредством приобретённых в результате исследования его частей знаний).

После групповой проработки задания и совместного обсуждения результатов утверждается примерно следующая структура пособия:

1) демоверсии работ ЕГЭ;

2) критерии оценки тестовых заданий и сочинения-рецензии;

3) материалы к тестовым задания по

- фонетике, графике, орфоэпии, орфографии, культуре речи (часть 1, задания № 4, 8; часть 2)

- морфемике, словообразованию, орфографии, культуре речи (часть 1, задания № 9, 10; часть 2);

- лексикологии, фразеологии, культуре речи (часть 1, задания № 3, 5, 22; часть 2);

- морфологии и орфографии, культуре речи (часть 1, задания № 6, 7, 11, 12, 13, 14; часть 2);

- синтаксису и пунктуации, культуре речи (часть 1, задания № 7, 15, 16, 17. 18, часть 2);

- тексту и стилистике, культуре речи  (часть 1, задания № 1, 2, 20, 21, 23, часть 2 (№25));

4) рекомендации к написанию сочинения-рецензии.

        Задание №7: спланировать работу над пособием, оформить результаты в виде этапов работы.

(Операция анализа 6: возвращение к целому объекту с целью его описания посредством приобретённых в результате исследования его частей знаний).

        Учащиеся выделяют основные этапы работы, которые соответствуют иерархии разделов лингвистики, добавляют этап работы над сочинением-рецензией, планируют промежуточные контрольные работы в виде ЕГЭ, примерно распределяют учебное время, отведённое на русский язык, в  10 и 11 классах. По сути, они выделяют модули (блоки) изучения предмета «Русский язык» в 10-11 классах. Вся проделанная ранее работа – содержание первого модуля из календарно-тематического плана учителя: «Общие сведения о языке», на который отведено 8 уроков. Помимо решения практических заданий, цель которых – освоение структуры и содержания работы на ЕГЭ, определение пробелов в знаниях и умениях, планирование работы по их устранению,   учащиеся систематизируют знания о языке, о лингвистике  как науке о языке: выделяют разделы лингвистики, восстанавливают принципиальные моменты содержания каждого раздела, систему языковых единиц, соотносят теоретические сведения с практикой: не зря в названии каждого раздела есть указание на связь с орфографией и пунктуацией, культурой речи.

Процедура системного анализа  8

Управление ходом реализации решения

        Планируя работу по русскому языку, целью которой становится подготовка к ЕГЭ, столкнувшись с трудностью выполнения части 2 на входном контроле, учащиеся выделяют приоритетную задачу – построить понятие «сочинение-рецензия». Это учебная задача, без решения которой получить максимальные 23 балла за часть 2 практически невозможно.

        Работая над  учебной задачей, учащиеся решают целый ряд познавательных задач: восстанавливают понятие «сочинение», которое строилось на уроках русского языка и литературы в 5-9 классах (см. Приложение: презентация «Самое главное о сочинении», пособие, разработанное  учащимися и педагогом в процессе совместной работы в 6-7 классах), работают с определениями рецензии как жанра сочинения, обращаясь к словарям, справочникам, материалам Интернета, изучают критерии оценивания сочинения-рецензии, пояснения к части 2 демоверсии.

        Работают учащиеся в группах. Работа групп организуется учителем с помощью следующей системы последовательно выполняемых заданий.

Задание №1: используя все возможные справочные материалы, максимально полно ответить на вопрос: что такое рецензия как жанр сочинения? Ответ представить в виде определения.

(Содержание задания определяет операция анализа 1: описание объекта исследования как целостности).

Задание №2: используя критерии оценивания последней демоверсии ЕГЭ, сформулировать требования к содержанию и форме сочинения-рецензии на ЕГЭ. Результаты представить в таблице:

Требования к содержанию

Требования к форме

(Содержание задания определяет операции анализа: определение критериев разделения объекта на части; выделение частей объекта в соответствии с критериями).

Задание №3: разработать порядок работы над рецензией, опираясь на порядок работы над сочинением. Представить результат в виде пронумерованного перечня  этапов.

(Содержание задания определяет операция анализа №6: возвращение к целому объекту с целью его описания посредством приобретённых в результате исследования его частей знаний).

Задание №4: выделить ключевые слова, наименования понятий, содержащиеся в перечне этапов.

(Содержание задания определяет операции анализа: определение критериев разделения объекта на части; выделение частей объекта в соответствии с критериями).

Задание №5: построить понятие «тема», «проблема». Результат представить в виде определения и алгоритма работы.

Задание №6: исходя из проблем, проявившихся в рецензии на входном контроле, доработать содержание рекомендаций, оформить и подготовиться к защите.

(Содержание задания определяет операция анализа: возвращение к целому объекту с целью его описания посредством приобретённых в результате исследования его частей знаний).        

        Последнее задание выполняется или в группе,  или индивидуально. В зависимости от выбора учащихся представляет рекомендации или группа, или работавший самостоятельно учащийся.

Следует добавить, что каждое задание, предлагаемое учащимся,  набирается учителем на отдельной странице интерактивной доски, каждая группа работает, представляя свои результаты, постоянно  маркером одного цвета. Так лучше виден вклад каждой группы в общее содержание  и легче обосновать отметку, которую  получает группа  по итогам  работы  на уроке. Примерные рекомендации как результат построения понятия «сочинение-рецензия» см. в Приложении: компьютерная презентация «Методические рекомендации для написания сочинения на ЕГЭ».

Процедура системного анализа  9

Проверка эффективности решения

        После защиты рекомендаций, их доработки учащиеся получают задание №7:  опираясь на разработанные рекомендации, выполнить задание 25 демоверсии ЕГЭ 2015 года. 

(Операция анализа 1: описание объекта исследования как целостности).

Предварительно учащиеся знакомятся с правилами перевода баллов в отметку (см. Приложение).

        Работа проверяется учителем, по каждому критерию выносится полученный учащимся  балл. Затем все баллы суммируются, это является основанием для оценки отдельно содержания и грамотности.

        После этого учитель тщательно анализирует работы по критериям содержания. Выявленные пробелы лежат в основе формирования групп на уроке  анализа сочинений и работы над ошибками (Например, в одну группу войдут учащиеся, которые не сформулировали проблему. В другую – те, что подменили темой проблему. В третью – кто не сформулировал собственный тезис по обозначенной проблеме. В отдельную группу объединяются учащиеся, выполнившие работу без ошибок в содержании. Помимо выполнения общих заданий, им вменяется в обязанности установить причины обсуждаемых ошибок в содержании рецензий  и указать пути их устранения).

         Вот как выглядит один из вариантов задания №8: прочитать фрагмент рецензии (предлагается реальный фрагмент с той или иной ошибкой в содержании), оценить его по критерию, например К1, или К4 и т.п., опираясь на исходный текст, обосновать своё решение.

Для группы №…: установить причины ошибки, предложить рекомендации для устранения подобных недочётов в будущих работах (более подробное задание представлено в Приложении). 

(Содержание задания определяет операции анализа: определение критериев разделения объекта на части; выделение частей объекта в соответствии с критериями; исследование каждой части или одной выделенной  в соответствии с определённым критерием; возвращение к целому объекту с целью его описания посредством приобретённых в результате исследования его частей знаний).

        Чаще всего группа учащихся,  работающая в режиме «методистов», обращается к разработанным рекомендациям, имеющимся у них на планшетах, на интерактивной доске) и ещё раз выделяет то место, тот этап, который не учли учащиеся,  допустившие ошибки. Но иногда, особенно на начальном этапе применения рекомендаций, они обозначают слабые места в рекомендациях. Эти места на последующих уроках дорабатываются, совершенствуются. Так,  представленные в Приложении  рекомендации поначалу не содержали особенностей выявления проблемы в текстах художественного стиля, не было клише для оформления текста рецензии в соответствии с теми или иными критериями. В 11 классе у отдельных ребят возникла необходимость в выделении наиболее часто встречающихся в текстах проблем и создании перечня изученных произведений литературы, из которых можно приводить аргументы в защиту собственного тезиса.

        По существу работы над каждым модулем, организуемым творческим заданием, - это решение учебной задачи на анализ и системный анализ. Чтобы проявить суть анализа и системного анализа, учащимся предлагаются задания  рефлексивного типа, например: описать ход работы над методическими рекомендациями в виде пронумерованного порядка действий  и описать способ работы на каждом этапе. Так появляется методическая рекомендация по системному анализу и анализу, которую можно использовать для организации самостоятельной работы наиболее подготовленных учащихся в пределах следующего модуля.

        Представленная технология работы по русскому языку в 10-11 классе применяется нами   в МАОУ «Гимназия №42» с 2011-2012 учебного года. Вот как выглядит динамика результатов ЕГЭ по русскому языку на протяжении трёх лет апробации в сравнении с двумя годами, когда подобная технология работы  не использовалась.

РЕЗУЛЬТАТЫ ЕГЭ ДО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ

Учебный год

Средний балл

Количество учащихся, получивших от 82 до 99 баллов

Количество учащихся, получивших

100 баллов

2009-2010

68,2

1

-

2010-2011

72,3

4

-

РЕЗУЛЬТАТЫ ЕГЭ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ТЕХНОЛОГИИ

Учебный год, количество учащихся

Средний балл

Количество учащихся, получивших от 82 до 99 баллов

Количество учащихся, получивших

100 баллов

2011-201

 (17 учащихся)

75,6

7 (5 учащихся – выше 90 баллов;

 1 – 98 баллов)

-

2012-2013

(11 учащихся)

81,7

5 (3 учащихся выше 90 баллов)

1

2013-2014

(20 учащихся)

80,6

10 (5 учащихся – выше 90 баллов, 2 – 98 баллов)

1

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Давыдов В. В. «Теория развивающего обучения». М., 1996.

2. Лозинг  В. Р. «Основы гуманитарного образования». Кемерово, 2008.

3. Щедровицкий Г. П. К анализу процессов решения задач. Доклад АПН РСФСР. 1960, №5.

4. Щедровицкий Г. П. Проблемы методологии системного исследования. М., 1964.

5. Щедровицкий Г. П. Два понятия системы. М., 1974.

6. Щедровицкий Г. П. Схема меследеятельности – системно-структурное строение, смысл и содержание // Системное исследование. Методологические проблемы. Ежегодник. 1986. М., 1987.

7. Краткая философская энциклопедия. М. Издательская группа «Прогресс», 1994.

8. / httр: //standart.edu.ru



Предварительный просмотр:

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ СОЧИНЕНИЯ-РЕЦЕНЗИИ (Часть 2 (№25))

СОДЕРЖАНИЕ

Максимальное количество баллов за содержание – 13.

13-12 баллов (до 91%) – «5»;

11-10 баллов (до 71%) – «4»;

9-7 баллов (до 51%) – «3»;

6-4 балла (до 31%) – «2»;

3-1% (до 11%) – «1»;

ГРАМОТНОСТЬ

Максимальное количество баллов – 10.

10-9 баллов (до 91%) – «5»;

8-7 баллов (до 71%) – «4»;

6-5 баллов (до 51%) – «3»;

4-3 балла (до 31%) – «2»;

2-1 балл (до 11%) – «1»;


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

САМОЕ ГЛАВНОЕ О СОЧИНЕНИИ РЕКОМЕНДАЦИИ УЧАЩИМСЯ

Слайд 2

ТРЕБОВАНИЯ К СОЧИНЕНИЮ Сочинение должно соответствовать теме, которая раскрывается на высоком содержательном уровне. Содержательным является сочинение, в котором тема глубоко раскрыта и все мысли организованы общей идеей.

Слайд 3

ТРЕБОВАНИЯ К СОЧИНЕНИЮ Тема должна быть понята правильно и раскрыта достаточно полно. Полно и глубоко раскрыть тему – это значит отобрать наиболее важные факты, проанализировать их, высказать в связи с этим такие мысли, которые бы позволили понять суть вопроса.

Слайд 4

ТРЕБОВАНИЯ К СОЧИНЕНИЮ Все положения автора (тезисы) должны быть хорошо аргументированы (доказаны) фактами – цитатами из художественного произведения, из критической литературы

Слайд 5

ТРЕБОВАНИЯ К СОЧИНЕНИЮ Сочинение должно быть самостоятельным: следует проявить умение самостоятельно и глубоко анализировать художественный текст; нужно научиться опираться на критическую литературу, а не переписывать её слепо, выдавая чужие мысли за свои.

Слайд 6

ТРЕБОВАНИЯ К СОЧИНЕНИЮ Сочинение должно состоять из трёх частей: вступления; основной части (содержания); заключения. Все части должны быть связаны между собой.

Слайд 7

ТРЕБОВАНИЯ К СОЧИНЕНИЮ Язык сочинения должен быть грамотным, с соблюдением орфографических, пунктуационных, речевых норм.

Слайд 8

ТРЕБОВАНИЯ К СОЧИНЕНИЮ Сочинение должно иметь внешне привлекательный вид: должно быть написано чётким почерком; не иметь помарок; не иметь большого количества исправлений.

Слайд 9

ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД СОЧИНЕНИЕМ 1. ВЫБОР ТЕМЫ СОЧИНЕНИЯ. Задайте себе несколько вопросов: Знаю ли я материал? Интересна ли мне тема? Понимаю ли я смысл темы? Есть ли у меня опыт в написании сочинений на подобном материале? Успею ли я уложиться в срок? Не велик ли объём выбранной темы?

Слайд 10

ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД СОЧИНЕНИЕМ 2. Анализ выбранной темы, определение главной мысли (идеи) сочинения. ПОМНИТЕ! Умение сформулировать главную мысль своей работы и логично, последовательно её доказать – залог успешного сочинения.

Слайд 11

ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД СОЧИНЕНИЕМ 3. Подбор иллюстративного материала и его осмысление. 4. Составление плана. 5. Написание черновика.

Слайд 12

ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД СОЧИНЕНИЕМ 6. Редактирование черновика. Проверьте следующее: совпадает ли текст с планом; соблюдена ли соразмерность составных частей; удалось ли доказать свои основные идеи; соблюдено ли единство стиля.

Слайд 13

ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД СОЧИНЕНИЕМ 7. Проверка сочинения с точки зрения грамотности. Обратите внимание на речь: правильное употребление слов, нанизывание падежей, близкое употребление однокоренных слов, точность словоупотребления. Отметьте слова, к которым следует подобрать синонимы. Отметьте слова, значение которых следует уточнить по толковому словарю.

Слайд 14

ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД СОЧИНЕНИЕМ 7. Проверка сочинения с точки зрения грамотности. Прочитайте сочинение повторно, обращая внимание на орфографию и пунктуацию. В случае необходимости сделайте в черновике орфографический и пунктуационный разбор трудных мест. Отметьте слова, которые следует проверить по орфографическому словарю. В третий раз перечитайте сочинение от конца к началу.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Работа над ошибками в содержании сочинения-рецензии по образцу ЕГЭ Требования к групповой работе

Слайд 2

Порядок работы в группе

Слайд 3

1. Организовать работу Выбрать организатора обсуждения. Назначить фиксирующего важные и нужные версии обсуждения и их авторов. Определить выступающего и форму выступления, если это не оговорено в задании.

Слайд 4

2. Прочитать задание и проанализировать его по вопросам Что является предметом обсуждения? Что будет представлять собой результат? Каков способ достижения результата? Какой материал следует использовать? Какие знания и умения понадобятся в работе? Каков будет порядок действий?

Слайд 5

3. Приступить к выполнению задания Построить работу в соответствии с выработанным ранее порядком действий. По окончании работы соотнести полученный результат с идеальным, появившимся в ходе анализа задания. Внести необходимые коррективы в результат. Продумать форму выступления.

Слайд 6

Требования к выступлению К содержанию Тезис, представляющий краткое содержание результата. Аргументы, доказывающие правильность результата, и комментарии к ним. Вывод, содержащий указание ключевых моментов в представленном результате. К форме Ясность мысли, немногословность, грамотность речи. Доступность, наглядность текста выступления в виде заготовленного заранее или записываемого на доске алгоритма, тезисного плана, ключевых слов или схемы, модели.

Слайд 7

Требования к работе во время обсуждения результатов выполнения задания Выслушать выступление группы до конца. Задать появившиеся по ходу выступления вопросы, проясняющие содержание выступления, если возникло непонимание. При необходимости, если это возможно, помочь выступающему с помощью специального вопроса или краткого тезиса решить возникшие у группы и указанные выступающим трудности при выполнении задания. Второй и последующим группам обязательно конструктивно, целесообразно включать в своё выступление отношение к содержанию высказываний предыдущих групп.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовка к ЕГЭ Рекомендации к сочинению-рецензии

Слайд 2

Понятие «сочинение-рецензия»: определение РЕЦЕНЗИЯ (от лат. recensio – рассмотрение) – отзыв, разбор и оценка художественного, научного или публицистического произведения.

Слайд 3

Понятие «сочинение-рецензия»: требования к содержанию должна быть сформулирована одна из проблем , поднимаемая в исходном тексте; проблема должна быть прокомментирована ; должна быть определена и предъявлена позиция автора исходного текста; должен быть сформулирован собственный тезис по проблеме , обсуждаемой автором исходного текста; собственный тезис должен бать аргументирован (2 аргумента: 1 – из художественной, научной или публицистической литературы; 2- из личного опыта или с опорой на имеющиеся знания); должны быть соблюдены этические нормы ; должна быть соблюдена фактологическая точность в фоновом материале.

Слайд 4

Понятие «сочинение-рецензия»: требования к форме Сочинение должно иметь смысловую цельность; речевую связность; последовательность изложения; правильное выделение абзацев; точность выражения мысли; разнообразие грамматического строя речи. Автор должен следовать нормам а) орфографическим; б) пунктуационным; в) грамматическим; г) речевым.

Слайд 5

Понятие «сочинение-рецензия»: порядок работы Прочитать исходный текст. Определить тему, проблему. Выделить позицию автора по данной проблеме. Сформулировать собственный тезис, касающийся поднимаемой автором проблемы и его точки зрения на решение проблемы. Подобрать аргументы или из художественной, или из публицистической, или из научной литературы, из личного опыта, включая собственные знания по проблеме. Написать текст-рассуждение имеющий вступление, сформулированный тезис, доказательства и выводы. Отредактировать, следуя требованиям к содержанию и нормам речи. Проверить текст, следуя орфографическим, пунктуационным и грамматическим нормам. Переписать отредактированный и проверенный текст.

Слайд 6

Примерный план сочинения-рецензии Вступление : проблема, отражённая в тексте; собственные комментарии к обсуждаемой проблеме; позиция автора по поднятой проблеме и своё отношение к проблеме и точке зрения автора.

Слайд 7

Примерный план сочинения-рецензии 2. Основная часть : собственное мнение (тезис) по проблеме, включая отношение к точке зрения автора исходного текста; аргументы в защиту собственной точки зрения на проблему и пути её решения.

Слайд 8

Примерный план сочинения-рецензии 3. Заключение : предположение о последствиях, если проблема будет или не будет решена; призыв, обращение к предполагаемым читателям сочинения и т.п.

Слайд 9

К1. Формулировка проблем исходного текста (1 балл) Тема – предмет, то, что описывается, о чём повествуется в тексте. Проблема – сложный вопрос, задача, требующие размышления, исследования, решения.

Слайд 10

Для определения темы и проблемы нужно Внимательно прочитать текст. Задать к тексту вопросы: а) о чём говорится в тексте? что является предметом описания, повествования, рассуждения? – так определяется ТЕМА ; б) для чего поднимается данная тема? на какой вопрос отвечает автор, поднимая данную тему? – так определяется ПРОБЛЕМА .

Слайд 11

Для определения темы и проблемы нужно 3. Проверить правильность определения темы или проблемы можно поиском ключевых слов : они должны соответствовать формулировке темы и проблемы; анализом авторского тезиса (находится с помощью ответа на вопросы: что сообщается в тексте? каково содержание, идея текста?) по вопросу: на какой вопрос отвечает автор?

Слайд 12

Тема, проблема может быть социальная общественно-политическая идеологическая морально-этическая философская психологическая нравственная эстетическая экологическая

Слайд 13

К2 Комментарий к сформулированной проблеме (2 балла) Комментируя проблему, поразмышлять над некоторыми вопросами из списка: Кому адресован текст? Какова степень актуальности текста? Как автор подходит к решению этой проблемы? К какой категории относится проблема: нравственная, этическая, социальная, экологическая, общественно-политическая, философская, психологическая? Насколько освещена эта проблема в литературе? Кто из авторов касался ее? Как автор подошел к своей задаче? Как автор рассказывает о ситуации, на чем заостряет внимание?

Слайд 14

Значимость проблемы можно подчеркнуть с помощью слов: общественно-значимая, животрепещущая, жизненная, насущная, первоочередная, острая, важная, серьёзная, спорная, глубокая, злободневная, актуальная, главная, сложная, принципиальная, наболевшая, основная ,неразрешимая, назревшая

Слайд 15

Проблема может заставить читателя: глубоко задуматься рассуждать вместе с автором лучше понять себя и окружающих лучше понять трагизм происходящего серьёзно размышлять критичнее относиться к… по-иному посмотреть на… поделиться мыслями о…

Слайд 16

В комментарии не должно быть: пересказа исходного текста или его части; рассуждений по поводу всех проблем текста; комментариев о действиях героев текста; повторов слова «проблема».

Слайд 17

К3 Отражение позиции автора исходного текста (1 балл) Чтобы определить позицию автора исходного текста, нужно найти в тексте ответ на вопросы: а) что сообщается по данной теме? б) как отвечает автор на поставленный вопрос? в) какое решение обозначенной проблемы предлагает? выделить в тексте ключевые слова, выражения, соответствующие определённой вами авторской позиции .

Слайд 18

Клише для описания позиции автора Автор считает, что… Автор утверждает, что… Автор убеждён, что…, и подобная уверенность имеет свои основания. Автору важно убедить читателя в том, что… Бесспорно мнение автора о том, что… Автор подводит читателя к мысли о том, что… Автор стремится донести до читателя мысль о том, что… Решая проблему, автор приходит к выводу: … … – в этих словах, по – моему, отражена основная проблема текста. … – это высказывание точно отражает мысль автора. Позиция автора очевидна:…

Слайд 19

К4 Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме (3 балла) Чтобы получить максимальный балл, нужно продумать свою позицию и чётко сформулировать тезис; привести 2 аргумента; сделать вывод. Каждый аргумент следует начинать с нового абзаца! Аргументы должны быть точными. Аргументы должны быть развёрнутыми и убедительными. Аргументы должны доказывать вашу точку зрения.

Слайд 20

Клише для выражения собственной позиции Нельзя не согласить с автором в том, что… С автором можно поспорить … Автор прав в том, что… Однако его мысль о … вызывает сомнение С автором трудно (не) согласиться Позиция автора близка (понятна ) мне Я (не) разделяю точку зрения автора Я разделяю негодование (неприятие, восторг) автора и думаю… Мне приходит на ум история, услышанная (прочитанная, которая произошла со мной) Мое мнение подтверждает и такой факт…

Слайд 21

Клише для введения аргументов Обратимся к (факту, воспоминаниям кого-либо, научным данным…) Достаточно привести такой пример… Это можно доказать следующим образом.. Подтверждением сказанному может служит следующий факт… Приведу ещё один пример, доказывающий мою точку зрения. В этом легко убедиться, обратившись к… С помощью вводных слов и словосочетаний: Например,… Допустим… По свидетельству кого-либо,… Предположим… Во-первых, …, во-вторых…

Слайд 22

К5 Смысловая цельность и последовательность изложения (1 балл) Начать сочинение можно: 1) с кратких сведений об авторе, о его творчестве, если это имеет отношение к тексту. Например: К. Г. Паустовский (М. М. Пришвин) - один из удивительных мастеров художественного слова, его произведения воспитывают в нас трепетное отношение к природе, умение видеть прекрасное в окружающем мире. Вот и прочитанный мною текст переносит меня в… или Но в данном тексте автор выступает в неожиданной для меня роли философа и размышляет о «зеркальной» связи человека и природы.

Слайд 23

Начать сочинение можно 2) с длинного ряда однородных членов предложения с обобщающим словом (в качестве однородных членов чаще всего используются отвлеченные существительные, обозначающие понятия, связанные с темой текста). Например: Вера, надежда, любовь (верность, преданность, дружба, взаимопомощь, милосердие и т.д.) - без этих нравственных категорий невозможно представить себе духовную жизнь человека. Известный современный публицист в своей статье делится с читателями размышлениями о том, что...

Слайд 24

Начать сочинение можно 3) с двух - трех риторических вопросов, подводящих к теме или главной мысли текста (в вопросах уместно использовать слова-антонимы). Например: Как в наш век противоречий и социальных потрясений не разучиться отличать истинное от ложного? Как понять, что благотворно влияет на душу, а что развращает, губит ее? Как отличить культуру от «псевдокультуры»? Над этими сложными философскими проблемами размышляет в своей статье…

Слайд 25

Начать сочинение можно 4) со своих размышлений по поднятой автором проблеме. Например: Я не раз задумывался о том, что самые важные жизненные понятия очень трудно бывает объяснить словами. Любовь, вера, счастье - без этих нравственных категорий невозможно прожить, а дать «определение» им не так уж просто. В данном тексте автор предлагает поразмышлять о роли...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность как средство формирования метапредметных умений на уроках математики.

Проект – это метод, который дополняет в образовательном процессе классно-урочную деятельность и позволяет работать над получением учащимися личностных и метапредметных результатов. Помогает педагогу э...

Проектная деятельность как средство формирования метапредметных умений и навыков на уроках биологии

В статье собраны результаты деятельности по формированию метапредметных умений в рамках проектной деятельности...

Проектная деятельность как средство формирования метапредметных умений и навыков.

Основу «Технологии» составляет самостоятельная проектная деятельность обучающихся. Руководство, которой для учителя технологии дело, в общем – то не новое. Учитель технологии на своих уроках во ...

Проектная деятельность как средство формирования метапредметных умений и навыков на уроках физики

Сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться, ч...

Проектная деятельность как средство формирования метапредметных умений и навыков.

Практический опыт применения метапредметной технологии в реализации проектной деятельности по географии....

«РАБОТА НАД СЖАТЫМ ИЗЛОЖЕНИЕМ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ»

Новые образовательные стандарты призваны реализовать развивающий потенциал общего среднего образования. Это значит, школа должна готовить своих учеников к жизни: сегодня важно не столько дать ребенку ...

Проектные задачи как средство формирования метапредметных умений обучающихся на уроках математики

Проектные задачи как средство формирования метапредметных умений обучающихся на уроках математики...