Методика развития диалогической речи на уроках русского языка
учебно-методический материал по русскому языку на тему

Мурзакова Екатерина Владимировна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kursovaya_rabota_po_metodike.docx94.64 КБ

Предварительный просмотр:

                       

Методика развития диалогической речи на уроках русского языка

План

Введение………………………………………………………………3

Глава I. Лингвистические и психологические особенности устной речи.

§1. Аудирование и говорение как виды речевой деятельности…..4 – 6

§2. Диалогическая речь и ее особенности……………………….....7 – 11

Глава II. Методика обучения диалогической речи в 5 – 9 классах

 национальных школ.

§1. Анализ программ по русскому языку с точки зрения

исследуемой проблемы………………………………………………12 – 15

§2. Пути и приемы обучения диалогической речи

 на уроках русского языка……………………………………………16 – 22

Заключение……………………………………………………………23 – 24

Список использованной литературы………………………………..25 – 26

Приложение…………………………………………………………...27 – 30


                                                 Введение

    Важной задачей обучения русскому языку в национальной школе является формирование у учащихся навыков и умений речевой деятельности на русском языке, владение ими всеми видами речевой деятельности (аудирование и говорение, чтение и письмо), на основе которых создаются устная и письменная речь. Устная речь первична, письменная речь создается на основе устной речи. Учащиеся национальных школ в равной мере должны овладеть как устной, так и письменной речью.

 Важнейшей формой устной речи является диалогическая речь. Диалогическая речь – наиболее употребительная форма речевого общения. следовательно, учащиеся в первую очередь должны овладеть диалогической речью.

     Сказанным определяется актуальность темы курсовой работы – «Методика обучения диалогической речи на уроках русского языка».

Целью курсовой работы является разработка методики обучения диалогической речи в 5 – 9 классах национальной школы.

Для достижения указанной цели выдвигаются следующие задачи:

  1. Изучение особенностей диалогической речи.
  2. Анализ программ по русскому языку для 5 – 11 классов национальных школ с точки зрения темы курсовой работы.
  3. Разработка путей и приемов обучения диалогической речи в 5 – 9 классах национальных школ.

Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Во введении обосновывается актуальность темы курсовой работы, определяются её цель и задачи, структура работы.

В первой главе – «Лингвистические и психологические особенности устной речи»т – анализируются лингвистические и психологические особенности устной речи в целом и диалогической речи в частности.

Во второй главе – «Методика обучения диалогической речи в 5 – 9 классах национальных школ»т – анализируются программы по русскому языку в национальной школе с точки зрения исследуемой проблемы и описываются разработанные нами пути и приёмы обучения диалогической речи.

В заключении подводятся итоги курсовой работы.

В приложении содержится конспект урока русского языка, в котором раскрываются особенности реализации разработанной нами методики обучения диалогической речи.    

       Глава 1. Лингвистические и психологические особенности устной речи.

    §1. Аудирование и говорение как виды речевой деятельности.

Речевая деятельность осуществляется в двух формах – устной и письменной. Устная речь порождается на основе аудирования и говорения, а письменная речь – с помощью чтения и письма.

Рассмотрим психофизиологические особенности видов речевой деятельности участвующих в порождении устной речи. Аудирование – является пассивным видом речевой деятельности, а говорение – продуктивный вид речевой деятельности. Эти две стороны устной речи тесно связаны между собой, так как и в процессе аудирования, и при говорении участвуют органы слуха и артикуляционный аппарат. С психологической точки зрения аудирование и говорение связаны с мышлением и памятью. При сообщении какой-либо информации говорящий извлекает из своей памяти необходимые ему языковые средства и объединяет их связное целое в соответствии с ситуацией речи. Слушающий, в свою очередь, из чужой речи выделяет отдельные звенья, которые кажутся ему существенными и также комбинирует их в единое целое.

Несмотря на общие психофизиологические признаки, каждый из этих видов речевой деятельности имеет свои особенности.

Аудирование – это слушание и понимание речи на слух, которое осуществляется в момент звучания речи. Основными компонентами аудирования являются:

  1. логическое понимание звучащей речи, включающее анализ и синтез, аналогию, индукцию и дедукцию;
  2. осмысление наиболее значимых смысловых узлов, всех, несущих основную информацию;
  3. опознание на слух усвоенных ранее образцов речи – звуков, слов, словосочетаний и синтаксических конструкций;
  4. умения: узнавать слова, претерпевшие фонетические изменения в потоке речи; распознавать близкие по звучанию слова – паронимы и омонимы, воспринимать речь со зрительной опорой(текст, заголовки, рисунки) и без неё, а также речь разных лиц; предвосхищать слова и синтаксические структуры; понимать речь нормального темпа; понимать тексты разных типов.

Таким образом, аудирование хотя и считается пассивным видом речевой деятельности, связано с очень сложными мыслительными операциями.

Говорение как процесс производства речевого высказывания имеет следующие психофизиологические механизмы.

  1. Механизм воспроизведения ранее усвоенных слов, словосочетаний, фраз и т.д. извлечение из долговременной памяти языкового материала, хранящегося в виде речевых заготовок, образует исходную точку процесса производства высказывания. Оперативность этого механизма находится в прямой зависимости от объёма памяти: чем больше объём памяти, то есть чем больше хранятся в памяти говорящего речевые заготовки, тем легче и быстрее извлечёт он их в процессе производства высказывания.
  2. Механизм выбора слов, словосочетаний, структурных типов предложений, хранящихся в долговременной памяти в виде речевых заготовок. Выбор этих средств в процессе говорения обусловлен степенью «готовности» их для участия в акте высказывания: в первую очередь включаются в процесс речи те слова, которые лежат «на поверхности» долговременной памяти, т.е. лучше усвоены и не раз использовались в речевой практике; чем больше ассоциативных связей того или иного слова с другими, тем более оно «готово» к включению в речь; выбор синтаксических конструкций обычно зависит от «привычности» этих конструкций и в известной мере от ситуации речевого общения.
  3. Механизм комбинирования слов, который функционирует в органической связи с механизмом выбора. Благодаря этому механизму говорящий образует новые словосочетания и конструирует предложения ранее не встречавшиеся в его речевом опыте. От степени совершенства этого механизма зависит беглость речи, тем самым механизм комбинирования является одним из центральных механизмов речевого умения. Он основывается на знании законов сочетаемости слов в данном языке.
  4. Механизм конструирования высказывания, который всецело основывается на механизме комбинирования речевых единиц. С помощью механизма комбинирования определяется структура высказывания, устанавливаются логические связи между его частями.
  5. Механизм упреждения речевого высказывания в смысловом и структурном отношении. Упреждение в смысловом отношении означает предвидение содержания и исхода конструируемого высказывания – движения сюжета, динамики событий, конечного результата. Структурное предвосхищение проявляется на уровне построения предложений, когда упреждается следование отдельных звуков, слов и словоформ, и в определении структуры высказывания: упреждается следование предложений.

Механизм контроля, с помощью которого устанавливается, соответствует ли содержание продуцируемого высказывания цели сообщения, ситуации общения, реплике собеседника, отражает ли оно намерение говорящего, ради которого создаётся высказывание; проверяется доходчивость и действенность произносимого высказывания на слушателя, и, в случае необходимости, речь перестраивается, высказывание продуцируется заново, недостатки, неточности и ошибки в речи устраняются: привлекаются необходимые знания говорящего о предмете речи и т.д. Словом, с помощью механизма контроля регулируется речевое поведение говорящего.

Таким образом, говорение представляет собой сложный вид речевой деятельности, в порождении которого участвует множество психофизиологических механизмов.

Как было сказано выше, на основе аудирования и говорения создается устная речь. Устная речь имеет свои особенности. Ей характерны:

-  быстрота порождения, неподготовленность, большое количество междометий, обращений, частиц, вводных слов. Например:   

       – Ой! Смотри какой большой лист. Наверное кленовый.

       –   Да нет. Мне кажется, что кленовый чуть-чуть побольше.

-     использование синтаксических конструкций, представляющих собой простые предложения; частое употребление односоставных и неполных предложений. Например:

     – Как погода?

     – Прохладно.

-     использование невербальных средств общения: мимики, жестов, интонации, пауз, логических ударений и т.д. Например, такой жест, как «поднятый кверху большой палец» означает «хорошо». На вопрос «Как у тебя дела?» участник диалога может показать этот жест. Жест «кивок головой» означает согласие, утвердительный ответ. На вопрос «Пойдёшь в кино?» можно ответить кивком головы.

-     устная речь линейна, то есть невозможно вернуться для корректировки к произнесенному отрезку высказывания. Она более экономна, чем письменная речь. В то же время устная речь допускает повтор наиболее значимых слов.

       §2. Диалогическая речь и ее особенности.

Устная речь, в свою очередь, имеет две формы: диалогическую и монологическую.

Диалогическая речь является наиболее употребительной формой речевого общения. В повседневной жизни люди общаются друг с другом используя именно эту форму устной речи.  Поэтому обучение устной речи в школе целесообразно начать именно с этой её формы.

Диалог представляет собой цепь реплик, которые порождаются в процессе общения двух или нескольких лиц, поэтому в диалогической речи наиболее ярко проявляется функция речи как средства общения [16;116].

   Диалог может использоваться в разных ситуациях общения, чаще всего в общении на бытовые темы.

 Диалог имеет ярко выраженный двусторонний характер: один говорит, другой слушает, притом говорящий и слушающий часто меняются ролями, переключаясь с одного вида речевой деятельности на другой. Для участия в диалоге требуется умение говорить и понимать речь на слух. Реплики диалога требуют быстрой реакции. От быстроты реакции на реплики зависит эффективность беседы. Диалог требует автоматизированных речевых навыков.

 Диалогическая речь имеет следующие структурные языковые особенности:

  1. В силу двустороннего участия говорящих,  диалогическая речь характеризуется менее свободным построением: содержание реплик взаимозависимы и взаимообусловлены. Например :

      Хочешь есть?

      Хочу.

     А что ты хочешь?

      Суп.

  1. В обычной жизненной обстановке диалогическая речь чаще всего является неподготовленной, спонтанной, протекает без определённого плана, стихийно; в диалоге довольно часты неожиданные переходы от одного вопроса к другому, от одной темы к другой, возвраты к сказанному для объяснения, уточнения непонятного, для усиления отдельных мыслей и т.д. Например:

  – Ты ходил вчера в кино?

   Да, ходил.

   Давай вместе выполнять домашнее задание.

   Давай.

   А как фильм назывался?

   «Лесная царевна».

  1. Диалогическая речь обусловлена ситуативно, характеризуется общностью обстановки, в которой находятся собеседники, наличием предшествующего опыта говорящих о предмете речи. Например

  – Когда?

   Завтра.

В зависимости от обстановки этот диалог может содержать различную по смыслу информацию. Например:

  – Когда (контрольная по математике)?

   Завтра.

Или: -  Когда (пойдём в кино)?

          Завтра.

Или   Когда (приедут родители)?

          Завтра.

  1. В диалогической речи широко используются неязыковые, паралингвистические средства: мимика, жесты, интонации, предметы обстановки и другие – которые позволяют употреблять неполные и незаконченные предложения, указательные слова (вот, этот, он, так и др.), реагировать на реплики жестом, мимикой. Использование паралингвистических элементов делают диалогическую речь лаконичной, экономной. Например:

    Вот этот дом.

    Где?

    Да вот же. ( Жест рукой в сторону нужного дома )

  1. Диалогическая речь эмоциональна. Эмоциональность выражается, прежде всего, интонацией, обильным использованием восклицательных предложений, междометий, модальных слов, частиц, фразеологических единиц, соответствующих жестов, мимики и других средств. Например:

   – Подполз он ближе к разбитой птице, и прошипел он ей прямо в очи:

    Что, умираешь?

    Да, умираю! – ответил Сокол, вздохнув глубоко. – Я славно пожил!.. Я знаю счастье!.. Я храбро бился!..  (М. Горький).

В этом примере эмоциональность выражается обилием восклицательных предложений.

  1. По синтаксическому построению диалогическая речь характеризуется простотой синтаксических конструкций.

    Что у тебя на ужин? – спросил мальчик.

    Миска жёлтого риса с рыбой. Хочешь?

    Нет, я поем дома. Развести тебе огонь?

    Не надо. Я сам разведу попозже. А  может,  буду есть рис так,  холодный

    Можно взять сеть?

    Конечно.  (Э. Хемингуэй).

  1. Для диалогической речи характерно употребление готовых языковых штампов – речевых клише, которые принято называть речевым этикетом. Это готовые выражения, механически воспроизводимые в типичных речевых ситуациях и выполняющие контактоустанавливающую функцию, которыми участники диалога пользуются в качестве формул обращения, приветствия, благодарности, вежливости, извинения и т.д. (здравствуйте, до свидания, спасибо, скажите ,пожалуйста..., извините, простите и т.д.) Например:

    Здравствуйте. Извините за беспокойство. Вы не подскажете, который час?

    Пятнадцать минут второго.

    Спасибо.

  1. Диалогу свойственна также прерывистость речи, высокая частотность вопросительных предложений, наличие реплик с инверсией, быстрая смена интонации и др.
  2. В структурном отношении диалогическая речь состоит из нескольких частей (реплик) связанных между собой единством темы. В минимальном диалогическом высказывании выделяются две составные части: 1) исходная реплика, или реплика – стимул и 2) зависимая реплика, или реплика - реакция. Например:

   – Когда пойдём в зоопарк?

   Завтра.

В приведённом примере «Когда пойдем в зоопарк?»т – реплика-стимул. Ответ «завтра»т – реплика-реакция. В зависимых репликах чаще употребляются неполные предложения, которые будучи несамостоятельными, входят в качестве составной части – вместе с исходной репликой-стимулом – в структурное целое. Это объединение реплик в составе диалога принято называть диалогическим единством.

Таким образом, единицей диалогической речи является диалогическое единство.

По характеру реплик выделяются три основных структурно-семантических типа диалогических единств:

  1. Запрос информации и речевая реакция на вопрос, например:

Саша, где учится твой брат?

 В аграрном университете.

 Или:

– Саша, где учится твой брат?

– Старший или средний?

2) Сообщение информации и речевая реакция на реплику, например:

     – Завтра вместо алгебры будет русский язык.

      Я уже знаю.

      Или

     – Завтра вместо алгебры будет русский язык.

     – Спасибо, что предупредил. А то пошел бы не готовым.

     3) Побуждение к действию и речевая реакция на побуждение, например:

      Миша, пойдём в кино.

      Нет, не могу, я занят.

     Или:

      – Миша, пойдем в кино.

      – А на какой сеанс?  

Таким образом, реплики-реакции могут содержать различную информацию. Например, в наших примерах это: вопрос, согласие, не согласие.

Можно выделить следующие разновидности диалога:

  1. Ситуативный диалог (диалог – расспрос, диалог – сообщение, диалог – побуждение). Ситуативный диалог копирует естественные коммуникативные ситуации или подражает им.
  2. Диалог – беседа (тематическая беседа).
  3. Диалог – дискуссия.

                              Выводы

  1.  В процессе устной речи участвуют два вида речевой деятельности – аудироварие и говорение.
  2. Аудирование – слушание и понимание на слух звучащей речи. Это пассивный вид речевой деятельности. Аудирование включает в себя четыре компонента.
  3. Говорение – активный вид речевой деятельности. Говорение как процесс производства речевого высказывания представляет собой сложный вид речевой деятельности, в порождении которого участвуют множество психофизиологических механизмов.
  4. Устная речь характеризуется быстротой порождения, неподготовленностью, использованием невербальных средств общения и т.д. Устная речь линейна.
  5. Устная  речь имеет две формы:  диалогическую и монологическую.

 Диалогическая речь обладает следующими структурными и языковыми особенностями: она характеризуется менее свободным построением, неподготовленностью;  ситуативной обусловленностью;  эмоциональностью и т.д.

  1. Единицей диалогической речи является диалогическое единство. Выделяются три основных структурно-семантических типа диалогических единств 1) запрос информации и речевая реакция на вопрос; 2) сообщение информации и речевая реакция на реплику; 3) побуждение к действию и речевая реакция на побуждение.
  2. Диалог имеет следующие разновидности: ситуативный диалог, диалог– беседа, диалог – дискуссия.

Указанные особенности диалогической речи должны быть учтены при разработке методики обучения диалогической речи.

 Глава 2. Методика обучения диалогической речи в 5 – 9 классах национальных школ.

    §1. Анализ программ по русскому языку с точки зрения исследуемой проблемы.

В настоящее время обучение русскому языку в национальных школах РБ осуществляется на основе двух программ: программы по русскому языку для 5 – 11 классов национальных школ Российской Федерации [12] и республиканской программы по русскому языку для 5 – 11 классов национальных школ Республики Башкортостан [11].

В программе по русскому языку для национальных школ Российской Федерации цель обучения русскому языку сформулирована следующим образом: «научить школьников практически владеть русским языком, пользоваться русской речью в производственной и общественной деятельности как средством межнационального общения и языком учебных предметов, изучаемых в ряде национальных школ регионов РФ на русском языке»  [12; 3].

Задачи преподавания русского языка в национальной школе в данной программе определены так:

- дать определённый круг знаний о строе русского языка, его структуре, уровнях и единицах ( фонемах, морфемах, лексемах, типах словосочетаний и предложений ), сформировать навыки конструирования единиц речи ( высказываний и сложных синтаксических целых ), построения типов речи ( повествование, описание, рассуждение ) в устной и письменной форме и использования их в связной речи с учётом стилистических норм, а также целей и условий языковой коммуникации;

- выработать прочные орфоэпические, интонационные, орфографические и пунктуационные навыки, привить навыки в различных видах чтения;

- пробудить интерес к изучению русского языка, стремление овладеть им.

Обучению речевой деятельности в данной программе уделяется большое внимание. В программе указано, что: «Обучение связной речи – построению высказывания в устной или письменной форме – процесс сложный, многоаспектный, поэтому он находится в центре внимания при изучении всех программных разделов.» [ 12;4]

В программе предусмотрена специальная работа по развитию речи, которая должна проводиться систематически на протяжении изучения всего курса.

Большое внимание уделяется и обучению устной речи, в частности устной диалогической речи.

Так, в программе 5 класса запланированы такие виды работ по развитию устной диалогической речи:

- ответы на вопросы по изученному материалу, картине, диафильму с использованием грамматических форм и типов предложений;

- составление диалогов на заданную тему, например: «Работа ученической бригады», «Прошлое моего народа», «Я люблю свой родной язык».

В связи с этим у учащихся должны быть сформированы следующие умения и навыки устной диалогической речи:

- отвечать на вопросы по прочитанному или прослушанному тексту, картине, диафильму;

- вести беседу, подавая реплики – стимулы и ответные развёрнутые реплики по предъявляемой теме, тексту или ситуации.

В программе для 6 класса предусмотрено обучение развёрнутым ответам на вопросы по содержанию прочитанных текстов.

У учащихся должны быть сформированы умения и навыки принимать участие в беседе о прочитанных книгах, просмотренных теле- и кинофильмах, спектаклях, концертах, прослушанных радиопередачах.

В программе для 7 класса предусмотрен такой вид работы по развитию устной диалогической речи, как ответы – рассуждения по изученным грамматическим темам.

У учащихся должны быть сформированы следующие основные умения и навыки устной диалогической речи:

- вести диалог – беседу и диалог – расспрос с использованием реплик переспроса, сомнения, согласия, отрицания, утверждения, осуждения и одобрения;

Вести диалог – дискуссию на основе прочитанного текста или увиденного кино - , телефильма.

В 8 классе  учащиеся должны уметь давать ответы – рассуждения на вопросы по картине, диафильму, теле- и кинофильму и участвовать в диалогах – дискуссиях (задавать вопросы, аргументировано опровергать чужую точку зрения и доказывать свою).

В 9 классе учащиеся должны владеть умениями пользоваться всеми видами реплик-вопросов и реплик-ответов, развёртывать реплики, подавать реплики-стимулы, строить реплики-оценки, развёртывать убеждающие реплики и уметь аргументировать свою точку зрения в диалогах – дискуссиях.

И, наконец в 10 – 11 классах учащиеся должны научиться давать развёрнутые ответы на вопросы проблемного характера. И у них должны быть сформированы умения активно участвовать в беседах на темы, связанные с жизнью, трудом учащихся, прочитанными, изученными произведениями, просмотренными кинофильмами, спектаклями.

Рассмотрим программу по русскому языку для 5 – 11 классов национальных школ РБ.

Особенностью этой программы является то, что в ней есть специальная программа по развитию речи (обучению речевому общению). В этой программе также предусмотрена систематическая работа по обучению диалогической речи, содержание которой осложняется из класса в класс. Так, например:

- в 5 классе планируется обучение учащихся воспроизведению диалогических единств различных типов по образцу; дополнение недостающих реплик диалогов (реплик-стимулов или реплик-реакций) ;

- в 6 классе планируется обучение учащихся воспроизведению высказываний (текстов). Воспроизведению диалогов на различные темы, варьирование диалога в различных ситуациях; продолжение диалога по данному началу. Воспроизведение начала диалога по данному концу. Устное воспроизведение связного текста;

- в программе 7 класса планируется совершенствование навыков производства речевых высказываний в различных сферах общения. межличностном общение и общение с аудиторией, группой людей в качестве зрителя, участника встреч с актёрами, с писателями и т.д. Учебно-научное общение на уроках, во внеурочное время в кружках, на лекциях, на вечерах встреч с интересными людьми и т.д.

- программа 8 класса предполагает умение общаться во всех сферах жизни и деятельности.

- программа 9 класса планирует совершенствование навыков устной речи: умение участвовать в диалоге, в непринуждённой дружеской и официальной беседе, умение участвовать в дискуссии, диспуте. Умение дать и взять интервью.

- программа 10 – 11 классов предполагает обобщение и систематизацию ранее усвоенных знаний. Программа включает в себя такие разделы: «Язык и речь», «Речь. Речевая деятельность», «Стили речи».

При этом из класса в класс осложняются и коммуникативные задачи. Так в 5 классе предложены такие коммуникативные задачи и виды речевых высказываний в устной диалогической речи: диалоги этикетного характера ; диалоги – запрос информации; диалоги – обмен информацией; диалоги и беседы на темы школьной и окружающей жизни; разговор по телефону; краткие и развёрнутые ответы на вопросы по изучаемому грамматическому материалу, по прочитанному тексту, по рисункам, картине с использованием изученных слов, грамматических форм и типов предложений; вопросы обиходного характера и связанные с совместной учебной деятельностью учащихся; беседа по содержанию изучаемого языкового материала; беседа по прочитанному тексту, по картине.

В 8 классе выделяются такие коммуникативные задачи и виды речевых высказываний (текстов): участие в дискуссии по проблемам экологии, по проблемам молодёжи, общественным и нравственным проблемам; умение доказать свои мысли, аргументировать свою точку зрения; умение тактично опровергнуть мнение оппонента; умение объяснить собеседнику свою мысль, убедить его в чём-либо, воздействовать на мысли чувства, вызвать определённый эмоциональный настрой; участие в диспуте или читательской конференции по книге.

Таким образом, анализ показывает, что программы по русскому языку для 5 – 11 классов национальных школ уделяют большое внимание обучению учащихся речевому общению на русском языке и в том числе обучению устной диалогической речи.            

 

 

§2. Пути и приемы обучения диалогической речи на уроках русского языка.

Известно, что диалогическая речь является наиболее употребительной формой речевого общения. Диалогической речью учащиеся пользуются не только на уроках русского языка, но и в повседневном общении. В повседневной жизни учащиеся ведут диалог на родном языке, поэтому обучение диалогу на уроках имеет очень большое значение. Поэтому в программах по русскому языку для национальных школ уделяется большое внимание обучению устной диалогической речи.

Диалогическая речь, как и устная речь в целом, является первичной, поэтому обучение устной речи в школе целесообразно начать именно с этой ее формы.

Теоретические сведения о диалогической речи ученики впервые получают в 5 классе. Учебник по русскому языку для 5 класса национальных школ содержит такую информацию о диалогической речи: «Диалогическая речь – разговор (беседа) двух или нескольких лиц. Диалог состоит из реплик. репликой называется высказывание каждого участника разговора.» [18;69]. При изучении этой темы ученики усваивают понятия «диалог», «диалогическая речь», «реплика».

Для первичного закрепления полученных знаний выполнятся следующие виды упражнений: воспроизведение готовых диалогов, тренировка в выразительном чтении диалогов, в том числе по ролям, составление различных типов диалогов по образцу, дополнение недостающих реплик диалога. Например:

Упражнение 1. Выразительно прочитайте диалог. Назовите реплики диалога.

 – Что ты делал в прошлое воскресенье?

 – Ходил кататься на лыжах.

  Ученики читают диалог и выделяют реплику-стимул (в данном примере: «Что ты делал в прошлое воскресенье?») и реплику-реакцию («Ходил кататься на лыжах.»). выполняя подобные упражнения ученики практически усваивают структуру диалога. Обращают внимание на то, что диалог обычно состоит из вопросов и ответов.

Для усвоения навыков правильного интонирования диалогов учащиеся тренируются в выразительном чтении диалогов, в том числе по ролям.

Упражнение 2. Выразительно прочитайте диалог по ролям. воспроизведите его устно.  

 – Что ты умеешь делать?

 – Я умею читать, писать, считать, играть в шахматы.

 – А рисовать ты умеешь?

 – Нет не умею. А ты что умеешь?

 – А я еще умею играть в футбол.

 – А в хоккей умеешь играть?

 – Нет, а ты?

 – Я умею.

Учитель обращает внимание учащихся на вопросительное предложение с частицей А, которая дает возможность переводить внимание с одного предмета на другой. Например в нашем примере это фразы «А рисовать ты умеешь?», «А ты что умеешь?», «А в хоккей умеешь играть?», «А ты?»

Упражнение 3. Прочитайте диалог. Составьте диалог по данному образцу.

 – Мама, ко мне приходил кто-нибудь?

 – Твой друг приходил.

 – Он что-нибудь просил передать?

 – Просил передать, что зайдет позже.

  Ученики читают приведенный диалог и подражая ему составляют свой диалог. Например:

 – Бабушка, ко мне приходил кто-нибудь?

 – Маша приходила.

 – Что ей было нужно?

 – Не знаю, она ничего не сказала.  

Упражнение 4. Восстановите недостающие реплики диалога и выразительно прочитайте его.

 – У вас есть в библиотеке произведения Н.В. Гоголя?

 – …

 – Какое из его произведений вы посоветовали бы мне прочитать?

 – …

 – Я могу взять до следующей пятницы?

 – …

 – Спасибо.

Ученики восстанавливают диалог и выразительно читают его:

 – У вас есть в библиотеке произведения Н.В. Гоголя?

 – Да.

 – Какое из его произведений вы посоветовали бы мне прочитать?

 – Я советую «Вечера на хуторе близ Диканьки».

 – Я могу взять до следующей пятницы?

 – Конечно.

 – Спасибо.

Подобные упражнения выполняются с целью накопления в памяти учащихся готового языкового материала, необходимого для участия в диалогической речи.

Дальнейшая работа по обучению диалогической речи должна быть направлена на развитие умений участвовать в диалогах. В частности, было отмечено, что в диалогической речи широко употребляются слова речевого этикета, выполняющие контактоустанавливающую функцию. Обучение учащихся правилам употребления формул речевого этикета является одной из задач обучения диалогической речи. Поэтому в учебный процесс постепенно вводятся упражнения, в заданиях которых предусматривается использование формул речевого этикета.

Упражнение 5. Выразительно прочитайте диалог. Найдите «вежливые слова». Составьте диалог с использованием слов вежливости.

 – Извините, пожалуйста, за беспокойство. Вы не подскажете, который час?

 – 15 минут второго.

 – Спасибо.

   Ученики читают, указывают слова вежливости: «извините, пожалуйста», «спасибо», самостоятельно составляют подобные диалоги. Например:

 – Скажите, пожалуйста, какой троллейбус едет на улицу Мира?

 – Вам нужен троллейбус №1.

 – Спасибо.  

С целью привития учащимся навыков движения диалога выполняются упражнения по продолжению диалогов.

Упражнение 6. Продолжите диалог.

 – Здравствуй! Как тебя зовут?

 – Федя, а тебя?

 – А меня Саша.

 – Сколько тебе лет?

 –12. А тебе?

 – Мне тоже 12.

 – Откуда ты приехал?

 – Я приехал из Омска.

 – Надолго?

 – На месяц.

Таким образом, в процессе выполнения подобных упражнений учащиеся закрепляют изученные понятия, практическим путем усваивают  структуру и содержание реплик-стимулов и реплик-реакций и особенности диалогической речи в целом.

В дальнейшем содержание обучения диалогической речи постепенно усложняется. Ученики тренируются в употреблении различных типов диалогов. С этой целью учитель вводит в учебный процесс различные типы диалогов с учетом особенностей диалогической речи, а также с учетом рекомендаций программы. Учащиеся тренируются в составлении диалогов по прочитанной книге, по просмотренным теле- и кинофильмам, спектаклям, концертам, в составлении ответов – рассуждений по изученным грамматическим темам.

Упражнение 1. Составьте диалог на тему «В магазине».

 – Покажите мне, пожалуйста, телефон Nokia.

 – Вам какую модель: Nokia 123Е или Nokia 7889?

 – А чем они отличаются?

 – Модель Nokia7889, в отличии от модели Nokia123Е, имеет встроенную фотокамеру. Это усовершенствованная модель.

 – А на какой срок гарантия?

 – Гарантия один год.

 Упражнение 2. Составьте диалог на тему «В больнице».

 – Здравствуйте, Андрей. Как вы себя чувствуете?

 – Здравствуйте, доктор. Сегодня мне уже лучше.

 – Горло не болит, голова не кружится?

 – Нет. Когда меня выпишут?

 – Мы понаблюдаем вас еще несколько дней. Если не будет осложнений, то выпишем уже в пятницу.

Упражнение 3. Составьте диалог на тему «В театре».

 – Вам понравился спектакль?

 – Да. Особенно понравился монолог главного героя. Актер хорошо играет.

 – Ему вообще удаются подобные роли.

 – Надеюсь, после антракта игра будет не менее талантливой.

Подобные упражнения усиливают коммуникативную направленность обучения диалогической речи. При выборе речевых ситуаций следует учитывать наиболее типичные сферы устноречевого общения учащихся. Это обычно сферы: семейная, учебная, социально-культурная, общественной деятельности, –  в которых учащиеся выступают в роли члена семьи, пассажира, покупателя, зрителя, больного и т. д.

При составлении диалогов по прочитанной книге следует иметь в виду, что эту работу удобнее выполнять на текстах, содержащих диалоги, с динамически развивающимся сюжетом. Тексты, не содержащие диалоги, должны быть способны трансформироваться в диалог, должны содержать ситуации для построения диалогической речи. Например:

Упражнение 4. Составьте диалог по повести В. Крапивина «Летчик для особых поручений».

 – Зачем мы так долго летаем? – спросил Алеша.

 – Ты разве не знаешь, что в сказку надо прилетать вечером, после заката солнца? – сказал Летчик.

 – А правда, что там обитают сказочные герои?

 – Да. В день можно сорок Красных Шапочек увидеть.

Упражнение 5. Составьте диалог по данному рисунку.

Ученики по содержанию рисунка составляют диалог.

 – Ой! Что это? – спросил первый гном.

 – Где? – спросил третий гном.

 – Да вот же. Посвети сюда.

 – Это же морковь! – воскликнул третий гном.

Упражнение 6. Ответьте на вопросы по теме «Имя числительное».

  1. Какая часть речи называется именем числительным?

Ученик: Именем числительным называется часть речи, которая обозна-       чает количество предметов, число, а также порядок предметов при счете.

  1. Назовите разряды количественных имен числительных по значению.

Ученик: По значению количественные имена числительные делятся на обозначающие целые числа, дробные, собирательные.

  1. Как пишутся сложные имена числительные, оканчивающиеся на - сотый, - тысячный, - миллиардный?

Ученик: Сложные порядковые имена числительные, оканчивающиеся на - сотый, - тысячный, - миллиардный, пишутся в одно слово.

Дальнейшая работа по обучению диалогической речи связана с совершенствованием и автоматизацией навыков и умений вести диалог в естественных ситуациях и ситуациях, приближенных к естественным. например, на экскурсии в лесу учитель заводит с учениками такой диалог:

 – Ребята, а как называется это дерево?

 – Это тополь.

 – Правильно. А что вы знаете о тополе?

 – Тополь очень полезное дерево, особенно для города. Он очень быстро растет и хорошо очищает воздух, поглощая вредные вещества. Но у тополя в июне опадает пух. Пух кружится на ветру и, кажется, будто это снег идет.

Ученики участвуют в диалогах-дискуссиях, где от них требуется умение четко сформулировать свое мнение по обсуждаемому вопросу, аргументировать свою точку зрения, поставить проблемные вопросы.

В качестве учебных диалогов учитель использует обсуждение прочитанной книге, статьи или какого-то случая происходившего в жизни самих школьников.

Например, после изучения «Легенды о Данко» М. Горького учитель задает учащимся такой вопрос «Как вы думаете, ребята, есть ли в наше время люди, которые, как Данко, готовы пожертвовать собой ради других?»

Ученики высказывают свое мнение:

 – Я думаю, что сегодня таких людей уже нет. Современный человек думает только о себе и редко – о других людях.

 – А я с Машей не согласен. Я думаю, что все-таки есть люди, которые думают не только о себе, но и о других. Они готовы отдать свою жизнь ради счастья других.

   Диалоги-беседы и особенно диалоги-дискуссии сложнее ситуативных диалогов, поэтому их следует вводить в учебный процесс после того, как учащиеся приобретут определенные навыки в ведении ситуативных диалогов.

Таким образом, обучение диалогической речи требуют целенаправленной и систематической работы с учетом постепенного усложнения учебно-дидактического материала.

На начальном этапе учащиеся накапливают языковой материал, необходимый для участия в диалогической речи, знакомятся и усваивают различные виды диалогических единств и выполняют разнообразные упражнения по участию в диалогах с целью развития и совершенствования навыков диалогической речи.

 Далее работа усложняется: учитель вводит в учебный процесс различные типы диалогических единств с учетом особенностей диалогической речи, а также с учетом рекомендаций программы; ведется работа по совершенствованию и автоматизации навыков и умений вести диалог в естественных ситуациях и ситуациях, приближенных к естественным.

                          

                                     Заключение

В курсовой работе была поставлена цель – разработать методику обучения русской диалогической речи в 5 – 9 классах национальных школ.

Для достижения этой цели мы изучили лингвистические и психофизиологические особенности диалогической речи, которые освещены в I главе курсовой работы. Были сделаны следующие выводы:

  1. В процессе устной речи участвуют два вида речевой деятельности – аудироварие и говорение.
  2. Аудирование – слушание и понимание на слух звучащей речи. Это пассивный вид речевой деятельности. Аудирование включает в себя четыре компонента.
  3. Говорение – активный вид речевой деятельности. Говорение как процесс производства речевого высказывания представляет собой сложный вид речевой деятельности, в порождении которого участвуют множество психофизиологических механизмов.
  4. Устная речь характеризуется быстротой порождения, неподготовленностью, использованием невербальных средств общения и т.д. Устная речь линейна.
  5. Устная  речь имеет две формы:  диалогическую и монологическую.

 Диалогическая речь обладает следующими структурными и языковыми особенностями: она характеризуется менее свободным построением, неподготовленностью;  ситуативной обусловленностью;  эмоциональностью и т.д.

  1. Единицей диалогической речи является диалогическое единство. Выделяются три основных структурно-семантических типа диалогических единств 1) запрос информации и речевая реакция на вопрос; 2) сообщение информации и речевая реакция на реплику; 3) побуждение к действию и речевая реакция на побуждение.
  2. Диалог имеет следующие разновидности: ситуативный диалог, диалог– беседа, диалог – дискуссия.

      Во второй главе были проанализированы программы по русскому языку для национальных школ и было установлено содержание и объем обучения диалогической речи.

Анализ программы показал, что в 5 – 11 классах уделяют большое внимание обучению учащихся речевому общению на русском языке и в том числе обучению устной диалогической речи.

В разработанной нами методике обучения диалогической речи условно можно выделить 3 этапа:

На первом этапе учащиеся знакомятся с теоретическим материалом, закрепляют изученные понятия, практическим путем усваивают структуру и содержание реплик-стимулов и реплик-реакций и особенности диалогической речи в целом.

На втором этапе учитель вводит в учебный процесс различные типы диалогических единств с учетом особенностей диалогической речи, а также с учетом рекомендаций программы.

На третьем ведется работа по совершенствованию и автоматизации навыков и умений вести диалог в естественных ситуациях и ситуациях, приближенных к естественным.

Таким образом, обучение диалогической речи требует целенаправленной и систематической работы с учетом постепенного усложнения учебно-дидактического материала.    

 

                 

                                Список использованной литературы.

  1. Васильева И.Г., Иоаннесьян В.А. Русский язык. Пособие по развитию речи: Учеб. Пособие для нац. групп сред. спец. учеб. заведений. – М.: Высш. шк., 1987.
  2. Вопросы методики преподавания русского языка нерусским. Сб. статей преподавателей вузов. Выпуск седьмой. – М., 1960.
  3. Закирьянов К.З. Обучение речевой деятельности на русском языке в башкирской школе: Учеб. пособие. – Уфа, изд-е Баш. ун-та, 1986
  4. Ладыженская Т.А. Система работ по развитию связной устной речи учащихся. М., Педагогика, 1974.
  5. Методика обучения русскому языку в 5 – 11 классах школ народов тюркской группы / Под ред. Н.М. Хасанова. – Л.: ЛО Просвещение, 1990.
  6. Методика преподавания русского языка в национальной средней школе: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Под ред. Н.З. Бакеевой и З.П. Даунене. – Л.: ЛО Просвещение, 1980.
  7. Методика преподавания русского языка в 5 – 9 классах башкирской школы / Под ред. К.З. Закирьянова. – Уфа: Китап, 1996.
  8. Методика преподавания русского языка в средней школе / Под ред. Е.И. Литневской. – М.: Академический проект, 2006.
  9. Методика развития речи на уроках русского языка: Кн. для учителя / Под ред. Т.А. Ладыженской. – М.: Просвещение, 1991.
  10.  Милославский И.Г. Как научиться вычленять оценочный компонент в чужом тексте и включать его в свой (Материалы для элективного курса) // Русский язык в школе. – 2006.т –  № 2. – С. 11 – 15.
  11.  Программа по русскому языку для V – II классов национальных школ РБ
  12. Программа по русскому языку для V – II классов  национальных школ РФ
  13.  Развитие русской речи учащихся национальных школ. Сб. статей / Под ред. Е.В. Ефремовой. – М.: Просвещение, 1964.
  14.  Речевые уроки: Кн. для учителя нач. классов / Под ред. Т.А. Ладыженской. – М.: Просвещение, 1995.
  15.  Речь. Речь. Речь: Кн. для учителя / Под ред. Т.А. Ладыженской. – М.: Педагогика, 1990.
  16.  Русский язык в национальной школе. Проблемы лингводидактики / Под ред. Н.М. Шанского, Н.З. Бакеевой. – М.: Педагогика, 1997.
  17.  Русский язык как иностранный. Методика обучения русскому языку: учеб. пособие для вузов / Под ред. И.П. Лысаковой. – М.: Владос, 2004.
  18.  Русский язык: Учеб. для 5 кл. нац. шк. / Под ред. Х.Х. Сукунова, Л.А. Тростенцовой. – Спб: отд-ние изд-ва Просвещение, 1997.
  19.  Саяхова Л.Г. методика преподавания русскогоязыка в национальной школе. Учеб. пособие. – Уфа, изд-е Башк. ун-та, 1958.
  20.  Текучев А.В. методика русского языка в средней школе. – М.: Просвещение, 1980.
  21.  Теория и практика обучения русскому языку / Под ред. Р.Б. Саботкоева.
  22.  Яшина В.И. Теория и методика развития речи детей: пособие для самостоятельной работы: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2005.

                                        Приложение

План-конспект урока объяснения нового материала в 5 классе.

                          Тема урока: Диалог.

                                   

                     Цели урока:

  1. Образовательная цель: дать понятие диалога
  2. Развивающая цель: а) развить учебно-языковые умения (выделять реплики диалога)

б) развивать речевые умения, навыки (составлять диалоги)

     3. Воспитательная цель: а) воспитывать культуру общения;

     б) воспитывать культуру умственного труда на основе логических операций.

Средства обучения: учебник русского языка для 5класса.

                                 План урока.

  1. Организационный момент.
  1. Приветствие; 2) отметка отсутствующих; 3) подготовка учащихся к уроку.
  1. Изучение нового материала.
  1. Запись числа и темы урока.
  2. Упражнение 200 устно.
  3. Чтение теоретического материала §25.
  1. Закрепление нового материала.

Упражнение 201 устно.

Упражнение 203 письменно.

Упражнение 204 письменно.

 

  1. Подведение итогов урока.
  2. Задание на дом.

§25, упражнение205.

                    Ход урока

  1. Организационный момент.

Учитель: здравствуйте. Садитесь. Кто сегодня дежурный? Кто отсутствует на уроке? Достаньте учебники, откройте тетради. Подготовьте ручки, карандаши.

  1. Изучение нового материала.

Учитель: Тема нашего урока «Диалог». Запишите в тетрадях число и тему. Откройте учебник на страницу 68.

Выполняем упражнение 200. Прочитайте задание упражнения.

Ученик: Прочитайте сначала весь текст. Затем разговор между женщинами и стариком.

Учитель: Выполняем упражнение устно.

( Ученики читают текст упражнения)

Учитель: Прочитайте правило на странице 69.

Ученик: Речь может быть диалогической и монологической.

Диалогическая речь – разговор (беседа) двух или нескольких лиц. Диалог состоит из реплик. Репликой называется высказывание каждого участника разговора.

Учитель: В упражнении 200 встречается монолог?

Ученик: В упражнении 200 разговор между женщинами и стариком– диалог.

  1. Закрепление нового материала.

Учитель: Сейчас выполним упражнение 201.  Прочитайте диалог. Определите из скольких реплик он состоит.

Ученик: Мамины помощницы.

Оля и Лида гуляли во дворе. Увидела Оля, как Петя помогает своей маме развешивать белье, и говорит подруге:

– И я сегодня маме помогала.

– И я тоже, – ответила Лида. – А что ты делала?

– Со стола убирала, посуду всю вымыла, тарелки, ложки, вилки вытерла и в буфет убрала.

– А я ботинки почистила.

– Мамины? – спросила Оля.

– Нет, свои.

– Разве это помощь маме? – засмеялась Оля. – Ты же их себе чистила!

– Ну и что же? Зато у мамы сегодня будет меньше работы, – сказала Лида.

Так это или не так?

Учитель: Ответим на вопрос текста. Согласны ли вы с Лидой? Она действительно помогла маме?

Ученик: Я думаю, что это не помощь маме. Каждый должен сам  чистить свои ботинки.

Учитель: Из скольких реплик состоит данный диалог?

Ученик: Данный диалог состоит из 8 реплик.

Учитель: Упражнение 203 письменно. Прочитайте задание.

Ученик: Ответьте на вопросы так, чтобы получился диалог.

Учитель: Сначала каждый выполняет самостоятельно в тетради. Потом проверим.

Ученик: 1) В библиотеке.

– У вас есть в библиотеке произведения Антона Павловича Чехова?

 – Да.

 – Какое из его произведений вы посоветовали бы мне прочитать?

 – Я советую «Три сестры».

 – Я могу взять до следующей среды?

 – Конечно.

 – Спасибо.

  1. Телефонный разговор.

– Здравствуйте.

– Добрый день.

– Это мама Саши, Нина Андреевна?

– Да.

– Нина Андреевна, Саша дома?

– Да, он дома.

– Пригласит его, пожалуйста, к телефону.

– Сейчас позову.

– Спасибо.

– Пожалуйста.

– Саша, здравствуй.

– Здравствуй.

– Тебе нравятся песни композитора Александры Пахмутовой?

– Нравятся.

– Мне тоже. Особенно люблю песни о спорте.

– И я люблю.

– Сегодня в шестом классе проводится вечер, посвященный ее творчеству. Приглашают всех желающих. Пойдем?

– Конечно, пойдем!

– Тогда я зайду за тобой , и мы пойдем вместе.

– Хорошо. Буду ждать.

Учитель: Какие слова вежливости вы встретили при выполнении этого упражнения?

Ученик:  Спасибо, здравствуйте, добрый день, пожалуйста.

Учитель: Выполняем упражнение 204. Прочитайте задание.

Ученик: Составьте диалог, используя данные ответы. Прочитайте диалог по ролям.

Учитель: Сначала письменно составьте диалог в тетради, потом проверим.  

Ученик:   1. – Ты не мог бы мне помочь?

                   – Конечно, помогу, не беспокойся.

2.  – Приходи ко мне на день рождения.

     – Спасибо! Непременно приду!

  1. – Ты примешь участие в сегодняшней конференции?

           – К сожалению, сегодня я занят. Но в другой раз с удовольствием приму участие.

  1. Подведение итогов урока.

Учитель: Мы сегодня изучили тему «Диалог».

Какую речь называют диалогической речью?

Ученик: Диалогическая речь – разговор (беседа) двух или нескольких лиц.

Учитель: Что называется репликой диалога?

Ученик: Репликой называется высказывание каждого участника разговора.

  1. Задание на дом.

Дома прочитайте параграф 25 и выполните упражнение 205. Вам нужно составить диалог на тему «На почте».

 

 

   

   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К ДОКЛАДУ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА, ЧТЕНИЯ И РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ШКОЛЫ VIII ВИДА

Презентация является наглядным материалом для доклада "Особенности работы по развитию речи у обучающихся школы VIII вида на уроках русского языка, чтения и развития речи"...

Ролевая игра как средство развития диалогической речи на уроках английского языка

Содержание Введение.......................................................................................................... 31. Теоретические основы развития навыков диалогической речи............

Освоение учащимися с ОВЗ диалогической речи на уроках русского языка в коррекционной школе

Диалогическая речь представляет собой яркое проявление коммуникативной функции языка. Ученые-лингвисты называют диалогическую речь первичной формой языкового общения. Следует отметить, что в неко...

Развитие диалогической речи на уроках английского языка.

Диалогическая речь и монологическая речь явлются разновидностями такой речевой деятельности как говорение. И сегодня на уроках английского языка этому виду деятельности уделяется огромное внима...

Развитие диалогической речи на уроках английского языка.

Развитие диалогиеской речи на уроках английского языка. Главная задача на уроках разговаривать на англ.яз....

Развитие диалогической речи на уроке немецкого языка

В данной презентации содкржится краткий обзор исследуемой темы.Представлены основные определения,цели обучения диалогической речи на уроке немецкого языка,формы работы,характеристика психологического ...

Статья «Развитие связной речи на уроках русского языка и литературы у детей с задержкой психического развития»

В статье говорится об особых образоватльных потребностях детей с ЗПР, об особенностях работы с такими детьми...