Методическая разработка по русскому языку в 7 классе на тему :" Систематизация и обобщение по теме : Деепричастие"
методическая разработка по русскому языку (7 класс) на тему

Шабалина Ирина Анатольевна

Разработка урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_russkogo_yazyka_v_7_klasse.docx27.05 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в 7 классе

Тема: "Деепричастие. Обобщение и систематизация изученного"


Цель урока: систематизация, обобщение и контроль знаний, умений и навыков учащихся по теме урока.

Задачи урока: 


  1. Выявить степень усвоения учебного материала и пробелы в знаниях, умениях и навыках учащихся по пройденному материалу.
     

  2. Активизировать познавательную деятельность учащихся, стимулировать и развивать мыслительные процессы.
     

  3. Способствовать созданию положительного настроя на уроке


^ Тип урока: повторительно-обобщающий.

Форма урока: грамматический турнир.

Оборудование: презентация, дидактический материал, иллюстрации, листы бумаги, клей, рисунки, карточки с диктантами, флажки
^

Организация урока


I. Организационный момент. Этап “включения” в урок.

Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть. Думаю, что вы, как всегда, будете сегодня на уроке внимательны и покажете себя только с лучшей стороны. Итак, мы начинаем.

^ II. Сообщение темы и цели урока.

Сегодня урок у нас необычный - грамматический турнир. Сегодня вам предстоит преодолевать разные препятствия, состязаться в грамотности, внимательности и активности. Вы готовы? В таком случае давайте проверим вашу готовность к грамматическому турниру.

^ III. - Первое испытание - орфографический поединок. Приготовьте своё оружие - знания и карандаши. Дома вы друг для друга составляли диктанты (с дырками) на правописание НЕ с разными частями речи. Поменяйтесь карточками и заполните пробелы.

Проверьте правильность выполнения задания, выставите оценки друг другу. Критерии оценок 0 – «5», 1-2 – «4», 3-4 – «3») НА доске У кого нет ошибок - 

^ Презентация о деепричастии (выступление учащейся)

Итак, ребята, сегодня на уроке мы вспомним всё тот, что узнали о новой части речи, а о какой, об этом нам расскажет Алёна. 

^ IY. Теоретический поединок (повторение теоретических сведений о деепричастии).

Цель: проверка степени владения учащимися терминологическими сведениями о деепричастии, развитие монологической речи детей.

1) В стихотворении А.Фета вы нашли 3 деепричастия. Докажите, что данные слова являются деепричастиями. 

Возьмите одно из данных деепричастий и добавьте к нему зависимые слова. Что у вас получилось? 

Составьте с получившимся деепричастным оборотом предложение. Прочитайте получившиеся предложения. Каким образом вы обозначили на письме деепричастный оборот? 

2) -Запишите предложение (один человек у доски): 

Рыцарь, следуя кодексу чести, всегда защищал Прекрасную Даму.

-Найдите деепричастный оборот. Аргументируйте свой ответ. 

-Перестройте предложение, изменив место деепричастного оборота.

-Сделайте вывод о месте деепричастного оборота и знаках препинания при нём.

3) - Образуйте деепричастия от глаголов, выделите суффиксы, с помощью которых вы образовали деепричастия. (Можно пользоваться своими таблицами).

делать (делая), 

блистать (блистая),

дышат (дыша); 

забежать (забежав), 

усмехнуться (усмехнувшись), 

Сформулируйте вывод о словообразовании деепричастий.

4) - От чего зависит написание гласной буквы перед суффиксом деепричастий? Приведите примеры.

Y. Игра-актуализация знаний “Волшебная таблица”. Цель: развитие концентрации внимания и моторной памяти.

-Сравните две таблицы и выпишите буквы из правой в соответствии со следованием цифр в левой. 

http://www.znanie.podelise.ru/tw_files2/urls_905/3/d-2075/2075_html_m68f7d965.png

При правильном выполнении задания должно получиться предложение с деепричастным оборотом: (Спасаясь от оводов, лось зашёл в воду). Первому

Запишите его, расставьте знаки препинания, составьте схему. (К доске приглашаются по одному человеку от каждого ряда, все остальные выполняют работу на рабочем месте. Ученик, первым выполнивший задание у доски, защищает свой ответ.) Кто быстрее? Начали!

^ YI. Развитие речи: работа с мозаичным полотном. Работа в группах.

Цель: развитие творческих способностей учащихся, проверка умений и навыков употребления деепричастий в речи.

-Ребята, у нас сегодня проходит грамматический турнир. А вот настоящий поединок вы можете увидеть прямо сейчас, если соберёте из данной мозаики иллюстрацию. Из какого произведения художественной литературы взят данный сюжет?

- Соберите фрагмент сказки и оживите её в тексте, используя деепричастия и деепричастные обороты. (Команды защищают свои тексты)

-Какова роль деепричастий в нашей речи? 

^ Вспомним ваше домашнее задание.

(Проиллюстрировать фразеологические обороты, в состав которых входят деепричастия: не покладая рук, спустя рукава, сломя голову, не солоно хлебавши, не разгибая спины, положа руку на сердце, засучив рукава, затаив дыхание). 


- От каких оборотов надо отличать деепричастие с зависимыми словами? (От фразеологических).

- Что такое фразеологический оборот? (Устойчивые сочетания слов).

- Приведите примеры предложений с такими оборотами. (Работа с иллюстрациями).

- Какова пунктуация таких оборотов? (На письме запятой не отделяются).

^ V. Актуализация знаний. 

Вам предлагается еще одно испытание - заполните “слепую” таблицу.

Цель: формирование умения структурировать, систематизировать, обобщать материал, делать самостоятельные выводы.http://www.znanie.podelise.ru/tw_files2/urls_905/3/d-2075/2075_html_m40810270.gifhttp://www.znanie.podelise.ru/tw_files2/urls_905/3/d-2075/2075_html_m40810270.gifhttp://www.znanie.podelise.ru/tw_files2/urls_905/3/d-2075/2075_html_m40810270.gifhttp://www.znanie.podelise.ru/tw_files2/urls_905/3/d-2075/2075_html_m40810270.gifhttp://www.znanie.podelise.ru/tw_files2/urls_905/3/d-2075/2075_html_m40810270.gifhttp://www.znanie.podelise.ru/tw_files2/urls_905/3/d-2075/2075_html_m40810270.gifhttp://www.znanie.podelise.ru/tw_files2/urls_905/3/d-2075/2075_html_m40810270.gifhttp://www.znanie.podelise.ru/tw_files2/urls_905/3/d-2075/2075_html_m40810270.gifhttp://www.znanie.podelise.ru/tw_files2/urls_905/3/d-2075/2075_html_m40810270.gifhttp://www.znanie.podelise.ru/tw_files2/urls_905/3/d-2075/2075_html_m40810270.gifhttp://www.znanie.podelise.ru/tw_files2/urls_905/3/d-2075/2075_html_m40810270.gifhttp://www.znanie.podelise.ru/tw_files2/urls_905/3/d-2075/2075_html_m40810270.gifhttp://www.znanie.podelise.ru/tw_files2/urls_905/3/d-2075/2075_html_m40810270.gif



ДЕЕПРИЧАСТИЕ


^ Грамматические признаки


Орфограммы


Синтаксис и пунктуация



глагол




1)


Член предложения



Обособляется




Не изменяется




Что сделав?




2)



-а- (-я-)





^ YII. Тестирование по пройденному материалу.

Цель: проверка ЗУН учащихся по теме урока, выявление пробелов.

I вариант 

Найти деепричастие: 

а) почуяв б) сожалел в) услышан г) ознакомься

Укажите деепричастие совершенного вида: 

а) беспокоясь б) закончив в) отдыхая г) продумывая

В каком случае НЕ пишется слитно: 

а) (не) доумевая б) (не) подготовлено

в) (не) освещена г) (не) почувствовал

Найти предложения, в которых допущены ошибки в постановке знаков препинания: 

а) Она стояла, слегка запрокинув голову, и щурясь от яркого света.

б) Белоснежные чайки, весело покрикивая, реяли в воздухе и гонялись одна за другой.

в) Любка проснулась чуть свет и, напевая, стала собираться в дорогу.

г) В эту минуту отворилась дверь, и в комнату, робко озираясь вошла девушка. 

В каком слове следует писать И? 

а) увид…в б) зате…вши

в) посе…в г) замет…в.


^ II вариант 

Найти деепричастие: 

а) присутствовал б) услышав в) посеян г) страстно

Укажите деепричастие совершенного вида: 

а) схватившись б) говоря в) разбирая г) переписывая

В каком слове НЕ пишется слитно: 

а) (не) здоровится б) (не) шелохнувшись

в) (не) страшась г) (не) домогать

Найти предложения, в которых допущены ошибки в постановке знаков препинания: 

а) Надвигалась гроза, и туча набирая силу, поднималась из-за леса.

б) Опустив голову, бабушка закружилась в танце.

в) Залюбовавшись птицами, я забыл о еде.

г) Собака залилась громким лаем, но, распознав знакомого человека, успокоилась.

д) Сдвинув на затылок косынку, и опираясь на швабру, девочка прибирала веранду.

В каком слове следует писать Е? 

А) услыш..в б) посе…в

В) постро…вшись г) обид…вшись.

- С заданиями вы справились успешно. Наш грамматический турнир прошёл сегодня интересно, благодаря вашему активному участию.

YIII. Домашнее задание: упр. 193 или выписать из повести Н.В Гоголя «Тарас Бульба» 

4 предложения с деепричастными оборотами или одиночными деепричастиями.

IX. Рефлексия и подведение итогов урока.

Вопросы классу:

- Какие знания вы приобрели в ходе изучения темы “Деепричастие”?

- Чему научились?

- Какие задания сегодня на уроке вызвали наибольший интерес или затруднения?

- Что особенно сегодня понравилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему: "Русский язык - национальный язык русского народа".

Приобретение учащимися знаний об особенностях национального языка, его назначении, развитии....

Методическая разработка по русскому языку (10 класс) по теме: Сочинение на ЕГЭ. Упражнения для подготовки к написанию сочинения- рассуждения по предложенному тексту.

Данный материал представляет 10 заданий к предложенному тексту. Задания помогают сформулировать проблему, прокомментировать её, выявить авторскую позицию. Кроме того, необходимо прямую речь перевести ...

Методическая разработка по русскому языку (2 класс) на тему: "Состав слова"

В данной методической разработке представлен конспект урока во втором классе на тему "Состав слова"....

Методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме "Слитное/раздельное написание НЕ с прилагательными".

Комбинированный урок (изучение нового материала с элементами повторения)....

Методическая разработка по русскому языку (8 класс) по теме "Тире между подлежащим и сказуемым".

Комбинированный урок (изучение нового материала с элементами повторения)....

Методическая разработка урока русского языка 5 класс Учитель: Шерстнева Любовь Иннокентьевна Тема: Обобщение знаний об имени существительном.

Тема:   Обобщение знаний об имени  существительном.Цель урока:Образовательная:·         обобщить и систематизировать знания детей по теме “Имя су...

Методическая разработка урока русского языка, формирующего элементы мыслительных операций "анализ" и "синтез", по теме: «Правописание не с именами прилагательными» (5 класс)

Тип урока: «открытие» нового знания (в основе системно-деятельностный подход)Цель урока: формирование у обучающихся навыков правописания не с именами прилагательными.Задачи: 1. Вспомнить п...