Конспект урока, выполненного в технологии развития критического мышления 6 класс
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

«Похвальное слово существительному» (роль имени существительного в речи)

Тип урока: изучение нового материала

Цель: дать представление о  роли имени существительного в русском языке.

Задачи:

  1. Расширение представления учащихся о номинативной, коммуникативной и эмоционально-выразительной роли существительных в речи;
  2. Формирование и развитие связной речи учащихся, выразительного чтения;
  3. Развитие внимания, воображения, творческого начала личности ребёнка;
  4. Формирование интереса к изучению русского языка через расширение знаний о роли существительного в речи;
  5. Активизации познавательной деятельности учащихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx40.71 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока, выполненного в технологии развития критического мышления одаренных детей

6 класс

Тема урока: «Похвальное слово существительному» (роль имени существительного в речи)

Тип урока: изучение нового материала

Цель: дать представление о  роли имени существительного в русском языке.

Задачи:

  1. Расширение представления учащихся о номинативной, коммуникативной и эмоционально-выразительной роли существительных в речи;
  2. Формирование и развитие связной речи учащихся, выразительного чтения;
  3. Развитие внимания, воображения, творческого начала личности ребёнка;
  4. Формирование интереса к изучению русского языка через расширение знаний о роли существительного в речи;
  5. Активизации познавательной деятельности учащихся

                                                         Ход урока

Вводная  часть урока:

I. Орг. момент

- Для ребят звенит звонок,

Начинается урок.

Время даром не теряйте,

На вопросы отвечайте,

Дружно тему обсуждайте.

Не пройдёт ваш даром труд,

Знанья пользу принесут.

- Все готовы получать новые знания, повторять пройденное, быть активными на уроке?

II. Актуализация опорных знаний.

-  А сейчас  мы станем исследователями.  Кто  из вас знает, кто такой исследователь? А где можно найти точный ответ на этот вопрос? (В толковом словаре)  Давайте обратимся к словарю С.И. Ожегова:

« Исследователь – тот, кто занимается научными исследованиями. Исследовать – подвергать научному изучению».

- А как вы думаете, что мы будем сегодня исследовать? (Ответы детей)

Групповая работа.  Прием " Таблица ЗХУ".

- Заполните таблицу (каждая группа на столе имеет карточки, необходимые для работы)

З - что мы знаем   про имя существительное?

Х – что хотим узнать?

 Работа  в группах, проверка выполнения задания.

З - что мы знаем   про имя существительное?

Х – что хотим узнать?

Часть речи.

Обозначает предмет.

Отвечает на вопросы – кто? что?

Склоняется.

Зачем используется в речи?

III. Стадия вызова . Сообщение темы и целей урока.

На доске появляется тема урока: «Роль имени существительного».

- Как вы думаете, какую роль в русском языке выполняют имена существительные?

Прием  «Дерево предсказаний»

 Учитель просит учащихся озвучить идеи и предположения. Все версии учитель записывает на доску, задавая при этом вопрос: все ли согласны с этими идеями?    

                     

IV. Стадия осмысления.

Основная часть урока:

V. Работа по проблеме урока. 

Наблюдения  над  ролью существительных  в речи.

Прием " Толстые и тонкие вопросы". (Ученикам в группах предлагается составить по одному толстому и тонкому вопросу, записывая в таблицу продолжение предложенных вопросов).

Толстые  ?

Тонкие  ?

С какой целью…

Почему вы считаете, что…

Предположите, что будет, если …

Зачем…

Можно ли …

Группы озвучивают свои вопросы

 Задание 1.  Работа в группах: 1 стихотворение для 1 группы, 2 – для 2.

1. Опять дожди, опять туманы,

И листопад, и голый лес,

И потемневшие поляны,

И низкий серый свод небес

                       (С. Аксаков)

2.Мороз и солнце; день чудесный!

                                             (  А.С. Пушкин)

- Какие картины вы представляете в своём воображении, прочитав эти строки?

               Физкультминутка для глаз.

 Задание 2.  Работа в группах.

 Вы знаете, что существительные могут употребляться как в прямом, так и переносном значении, поэтому в речи,  особенно в художественной, возможно создание метафор и сравнений.

- Что такое метафора, сравнение?

Перед вами тексты:

А) Ветер всхлипывал, словно дитя, за углом потемневшего дома. (Н. Рубцов)

Б) Догорают дни у просек

На рябиновых кострах.

По дорогам ходит осень

В красно-жёлтых сапогах.

Старушонкой в серой шали

По утрам встаёт заря.

По утрам встаёт заря.

Шустрый ветер бойко шарит

По амбарам сентября. (Н. Лухтин)

- Найти сравнение и метафоры.

- Какую функцию в данных текстах выполняют эти изобразительно-выразительные средства?

Задание 3.

Делают речь образной и выразительной, помогают избегать повторов слова  –синонимы.

-Что такое синонимы?

-Составьте синонимичный ряд к словам:

1 группа - мужество (смелость, храбрость, отвага, бесстрашие,)

2 группа - милосердие (сочувствие, доброта)

- Есть приём, о котором мы ещё не говорили, он называется градацией.

Градация – стилистическое средство, позволяющее воссоздать события, действия, мысли, чувства по возрастающей или убывающей значимости.

Например, «как ему до сих пор не пришло в голову, что это обман зрения, галлюцинация, мираж?»

- Расположите данные существительные в порядке возрастания, применив градацию.

А). Хохот, усмешка, смех, хихиканье (усмешка, хихиканье, смех, хохот)

Б). Гигант, колосс, великан (великан, гигант, колосс)

Задание 4.    

 Сказка.   Игра "Мозаика"  

 

   -Прочитайте текст. Что вы представляете себе, слушая текст.

 -  Нравится ли вам такой текст? Почему? Чего, на ваш взгляд, не хватает в тексте?   Дополните сказку подходящими по смыслу существительными.

Подведение итогов урока.

  - Может ли человек обойтись в речи без имен существительных?

  - Какую роль они выполняют в речи?

  Обращается внимание на дерево предсказаний.    

- Какие из наших предсказаний  оправдались? В чем мы ошиблись?

Вывод: мы сегодня говорили о существительном, вспомнили, что это самая частотная часть речи. Именем существительным являются наши имена, при помощи существительных мы можем нарисовать самые разные словесные картины, употребление сравнений, метафор, синонимов делают нашу речь образной и выразительной. Существительное действительно есть за что хвалить.

Заключительная часть урока:

V. Стадия рефлексии.

- Давайте вернемся к таблице, которую мы заполняли в начале урока и заполним последнюю колонку.

Групповая работа. Заполнение таблицы"ЗХУ"

З - что мы знаем   про имя существительное?

 Х – что хотим узнать?

  У – что мы узнали

Заслушиваются ответы детей.

 - А теперь попробуйте все, что узнали на уроке, записать в виде синквейна, постарайтесь отобразить в нём полученные на уроке знания.

- Зачитайте свои синквейны. 

(Имена существительные

яркие    разнообразные

описывают  украшают     уточняют

Без них речь  наша пуста!

Богатство)

VI.Домашнее задание.

Написать сочинение «Похвальное слово существительному»

Схема


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока с использованием технологии развития критического мышления по теме "Связь слов в словосочетании"

Тип урока: усвоение новых знаний.Использованная технология: развитие критического мышления через чтение и письмоИспользованные приёмы:-«Мозговой штурм»-таблица «Знаю-хочу знать-узнал»-объеди...

Конспект урока с использованием технологии "Развитие критического мышления..." по рассказу И.А. Бунина "Красавица"

В уроке используются стратегии технологии "Развитие критического мышления..."...

Конспект урока с применением технологии развития критического мышления

Конспект урока с применениемтехнологии развития критического мышления...

План – конспект урока по применению технологии развития критического мышления на примере урока русского языка в 7 классе « Причастие как часть речи» в условиях реализации ФГОС.

Тип урока:  усвоение  и    новых   знаний в условиях реализации ФГОС.Форма урока: урокМетод: комбинированныйМодель обучения: базовая.Реализуемая программа: сос...

Технологическая карта урока внеклассного чтения по литературе, выполненного в технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) ( класс-комплект 8-9). Тема урока: Нравственные уроки Г.Х. Андерсена (по сказке «Чайник»).

Технологическая карта урока внеклассного чтения по литературе, выполненного в технологииразвития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП)( класс-комплект 8-9)Цель урока: Знакомство учащихся...

Конспект урока математики по технологии развития критического мышления.

Конспект урока по теме "Формула площади прямоугольника " для 5 класса разработан по технологии развития критического мышления....