Технологическая карта урока "Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-" (6 класс, по программе Разумовской)
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Иванова Ирина Павловна

    Данный урок проводился в этом учебном году. Это урок объяснения нового материала с применением работы над опорным конспектом и деятельностью учащихся по маршрутным листам. Урок соответствует требованиям реализации ФГОС, поэтому конспект урока представлен в форме технологической карты.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 6 «Б» классе по теме: "Правописание приставок -пре- и -при

Цель: освоение способа действия при выборе гласных е – и в приставках. 

Задачи урока: 

 Образовательные: 

  1. Выявить условия выбора гласных е – и в приставках.
  2. Формировать навык написания приставок пре-/ при-.
  3. Развить умение формулировать определение понятий.
  4. Обогащать словарный запас учащихся.
  5. Совершенствовать орфографические и умения.

 Развивающие: 

  1. Осуществление системно-деятельностного подхода.
  2.  Развитие внимания.
  3. Формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):

развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

развивать умение применять новые знания;

развитие творческих, речевых способностей учащихся;

формирование логических умений;

развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт.

Воспитательные: 

  1. Воспитание интереса и уважения к родному языку;
  2. Воспитание ценностного отношения к слову;
  3. Развитие коммуникативных УУД: создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества.

Планируемые результаты: 

Личностные: 

  1. Уважительное отношение к родному языку.
  2. Стремление к речевому самосовершенствованию.
  3. Способность к самооценке на основе критерия успешности.

Метапредметные: 
1. Способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме.

2. Взаимодействие с окружающими людьми в процессе совместного выполнения задачи, участия в обсуждении. 

Предметные: 
1. Развитие творческой самостоятельности.

2.Владение разными видами речевой деятельности.

3. Способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме. 

4. Способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Универсальные учебные действия

1.Оргмомент.

Цель  этапа: проверить готовность к уроку, создать положительный эмоциональный настрой обучающихся.

Читает стихотворение

Я рада видеть каждого из вас!

И пусть зима морозом в окна дышит,

Нам будет здесь уютно, ведь наш класс

Друг друга любит, чувствует и слышит.

Проверяют свою готовность к уроку, настраиваются на урок.  Слушают, пожимают друг другу руки и улыбаются

Коммуникативные:

- умение слушать

Личностные:

- ценностно-нравственная ориентация (настройка наработу, установление доброжелательных отношений в

коллективе, контакта с классом).

2. Словарная работа.

Цель этапа: повторение правописания словарных слов и определение темы урока.

- Запишите словарные слова столбиком:

Диктует словарные слова:

Поддаваться

Репертуар

Изображение

Соломенный

Телефон

Акварель

Великолепие

Карикатура

Интересный

Проверьте диктант друг у друга, оцените.

- Почему столь необычным способом мы записали словарь? Это не случайно. Попробуйте в этой записи расшифровать тему нашего урока.

Записывают словарные слова столбиком.

Взаимопроверка

Определяют и записывают тему урока: «Приставки…»

Познавательные:

- общеучебные :

самостоятельное выделение и формулирование познавательной темы;

- логические:

анализ объектов с целью определения темы урока;

3. Актуализация знаний.

Цель этапа: подготовка мышления обучающихся к  осознанию нового способа действия.

Организует повторение:

 Но прежде чем  мы запишем тему  полностью, вспомним, на какие группы делятся все приставки в русском языке, опираясь на ОК, записанный в 5 классе? (ОК имеется и на маршрутных листах)

- Правописание каких приставок мы уже изучили?

- Расскажите об условиях их выбора.

Готовит к восприятию нового материала:

- Мне только что пришла СМСка:Пр…бываем в Самару на поезде, пр…ходящем ровно в 10.00 на пр…городный вокзал. Если не возникнут непр…двиденные  обстоятельства, в 12.30 будем в вашей школе и сможем пр…ступить к работе.

С пламенным пр…ветом пр…ставки Пре и При

 -  Попробуем прочитать её. А для этого нам надо правильно вставить буквы. Что для этого необходимо знать?

(В какой части слова они пропущены  и условия выбора). Знаем ли мы условия выбора этих приставок? (Нет).

- Допишем тему урока. Как она будет звучать?  (Приставки пре- и при-).

- А какие цели мы можем поставить перед собой на этом уроке ?

Отвечают на вопросы, рассказывают об условиях выбора букв-з, -с на конце приставок.

Формулируют тему и цель урока.

Познавательные:

- общеучебные:

структурирование знаний;

умение адекватно, осознанно  строить высказывание

- логические:

анализ объектов с целью выделения признаков;

умение представлять связимежду составляющими предмета изучения (синтез)

обобщение наблюдений;

Регулятивные:

оценка –выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению

целеполагание

Коммуникативные:

умение слушать и вступать в диалог;

умение полно и точно выражать свои мысли;

 умение аргументировать свое мнение, приводить доказательства.

3. Изучение нового материала.

Цель этапа: знакомство с условиями выбора  приставок пре-, при-.

Организует самостоятельную  работу обучающихся в парах.

- У вас на столах лежат маршрутные листы. В течение 8-10 мин. вы идёте  по ним. В случае затруднения просите помощи учителя.

Работают самостоятельно в парах по маршрутным листам 1, 2 (см. Приложение)

Заполняют таблицу.

Передают знания друг другу.

Оцените работу друг друга (на полях карандашом).

Познавательные:

- общеучебные:

поиск и выделение необходимой информации;

смысловое чтение, определение основной и второстепенной информации;

умение применять информацию  для решения практических задач.

структурирование знаний;

умение адекватно, осознанно  строить устное  высказывание.

Регулятивные:

планирование своей деятельности;

волевая саморегуляция–мобилизация сил к преодолению трудностей;

коррекция;

контроль.

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества;

разрешение конфликтов;

управление поведением партнёра;

умение полно и точно выражать свои мысли, владение монологической и диалогической речью;

умение аргументировать свои высказывания и приводить соответствующие доводы

Личностные:

ценностно-нравственная ориентация (настрой  на

работу, установление доброжелательных отношений в

паре).

4. Физпауза.                     Цель этапа: снятие  физического и эмоционального напряжения.

После физпаузы настраивает на следующий этап урока.

Перед  следующим этапом урока пожелаем себе успехов и скажем: "Я буду внимателен! Буду думать, думать, думать! Буду сосредоточенно размышлять! Буду догадлив, старателен!"

Физкультминутка «Приставочки».

(Учитель называет слова с приставками пре- или при-, учащиеся мимикой, жестами, движениями повторяют сказанные слова)

А теперь всем нужно встать, присмотреться, приосаниться,

руки медленно поднять, пригнуть пальчики, распрямить их, руки вниз приопустить и так стоять.

А теперь присесть, привстать, принагнуться, снова приосаниться да призадуматься: «А ведь преинтересный урок у нас получается!»

Можно снова присесть на стул и прислушаться к новому заданию.

Регулятивные:

саморегуляция;

Коммуникативные:

управление поведением партнёра

Личностные:

ценностно-нравственная ориентация (настрой  на               работу, установление доброжелательных отношений в

классе).

5. Закрепление.                Цель этапа: закрепление условий выбора приставок пре-, при-.

Организует деятельность по закреплению и применению новых знаний.

1) -Расскажите об условиях выбора приставок пре- и  при-.

2) -Давайте проверим, правильно  ли вы заполнили таблицу? (1 – на интерактивной доске)

Оцените свою работу

3)- Теперь мы можем прочесть присланную нам телеграмму. Вставьте пропущенные буквы, объясните.

4) «Пустое место».

Задание: Запишите слова с приставкой пре-, место слов  с приставкой при- оставьте пустым. Примеры пронумеруйте.

Оценка

5) «Собери текст»

У вас на столах есть рассыпанные  предложения. Попытайтесь из них «Собрать тексту»

1.Мелкая листва облетела с пр…брежных лозин.

2.Музыка в траве пр…тихла.

3.Вы любите осеннюю пр…роду?

 4.Я всегда радуюсь  пр…ближению осени, поэтому меня не пугают

 пр…огромные тучи,  дождь и грязь.

5.Я фотографирую его, а он продолжает пр…спокойно сидеть.

6.Он словно пр…задумался.

7. Вот и сегодня пр…красно в осеннем лесу!

8.На ветке березы пр…таился дятел.

(Ответ: 3, 4, 7, 6, 2, 1, 8, 5)

6) Запишите по порядку буквы, которые вы вставите на месте пропуска.

(Ответ: И  И  Е  Е  И  И  И  И  Е)

Строят монологическое высказывание по теме.

С помощью интерактивной доски проверяют заполнение таблицы.

Оценивают свою работу.

Вставляют буквы и объясняют условия выбора приставок пре-, при-.

Работают группой (задание 4)

Работают группой, в паре или индивидуально (задание5)

Познавательные:

- общеучебные:

умение применять информацию  для решения практических задач;

умение адекватно, осознанно  строить устное  высказывание;

выбор наиболее эффективных способов решения поставленной задачи;

умение строить доказательства;

рефлексия способов и условий действия

- логические:

анализ объектов с целью выделения признаков и их классификация;

умение представлять связи между составляющими предмета изучения (синтез)

Регулятивные:

контроль в форме сличения способа действия с эталоном с целью обнаружения отклонения от эталона

коррекция;

оценка – выделение и осознание обучающимися того,  что уже усвоено и что ещё подлежит  усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

волевая саморегуляция – мобилизация сил к преодолению препятствий.

Коммуникативные:

сотрудничество в поиске информации;

умение полно и точно выражать свои мысли, владение монологической и диалогической речью;

умение аргументировать свои высказывания и приводить соответствующие доводы

Личностные:

самоопределение;

развитие познавательного интереса, ситуации само-             контроля, создание ситуации успеха;

развитие творческого мышления.

6. Домашнее задание.

Даёт комментарий к выполнению задания.

Записывают домашнее задание:

§ 31;

На выбор:

  1. Сочинить сказку, используя как можно больше слов с изученной орфограммой.
  2. Напишите заметку «Посадка деревьев» по опорным словам (8-9 предложений): пришкольный, привезли, прекратили, прибежали, принесли, приступили, предовольные.
  3. Упр.

Познавательные:

выбор наиболее эффективных способов решения поставленной задачи в зависимости от условий

Регулятивные:

прогнозирование;

оценка – выделение и осознание обучающимися того,  что уже усвоено и что ещё подлежит  усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

Личностные:

самооценка на основе успешности

7. Итоги. Вывод. Отметки. Рефлексия.

Цель этапа: осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и  всего класса.

Организует рефлексию.

Наш урок подошел к концу. Давайте подведем итоги.

Выполнили мы поставленные цели? Молодцы!

Что дал вам сегодняшний урок? Поделитесь своими впечатлениями. А для этого прошу вас продолжить фразу: «Сегодня на уроке…»

Ребята, можно и мне закончить эту фразу. Сегодня на уроке я была довольна вашей работой, вашими ответами.

Осталось поставить оценки.

Сложите оценки,  полученные  за урок, и поделите  сумму на количество оценок. Средний балл поставьте в тетрадь.

Регулятивные:

оценка – выделение и осознание обучающимися того,  что уже усвоено и что ещё подлежит  усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

оценка процесса и результата деятельности.

Личностные:

самооценка на основе успешности;

адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта "Правописание приставок на -з/-с"

технологическая карта урока в 5 классе по теме "Правописание приставок на -з/-с"...

Конспект урока в виде технологической карты "Виды и Жанры изобразительного искусства" 5 класс. по программе Кузина. урок закрепления пройденного материала, обобщающий.

Конспект урока в виде технологической карты "Виды и Жанры изобразительного искусства" 5 класс. по программе Кузина. урок закрепления пройденного материала, обобщающий. К В уроке используется песня Гла...

Технологическая карта к уроку изобразительного искусства в 7 классе по программе Б.М. Неменского «Интерьер, который мы создаем»

Подробная Технологическая карта к уроку изобразительного искусства в 7 классе по программе Б.М. Неменского  «Интерьер, который мы создаем» согласно ФГОС....

Технологическая карта "Правописание приставок пре- и при-"

Технологическая карта "Правописание приставок пре- и при-"...