Урок "Письмо как эпистолярный жанр"
презентация к уроку по русскому языку (6 класс) по теме


Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pismo_kak_epistolyarnyy_zhanr.pptx753.85 КБ
Файл pismo_kak_epistolyarnyy_zhanr.docx21.65 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Письмо, как эпистолярный жанр Урок в 6 классе. ФГОС.

Слайд 2

«Пишите друг другу письма, ведь они помогают жить, делая нас добрее» А.П. Чехов

Слайд 3

Эпистола (лат. Epistola – письмо) литературное произведение в форме письма, в котором излагаются размышления и суждения автора по поводу определенного предмета. Эпистолярный. О литературных произведениях: в форме письма, переписки. Эпистолярный жанр. Эпистолярный стиль.

Слайд 4

письма Деловые (служебные) Убедительность, строгая последовательность, лаконизм, информативность Деловая переписка близка официально-деловому стилю наличием особого запаса официальной, канцелярской лексики и фразеологии. личные Эмоциональность, непринужденность, передача собственных впечатлений, большой охват событий и сведений из жизни автора письма или адресата Сложное тонкое переплетение устной разговорной и книжно-письменной речи

Слайд 5

Мои папа и мама! Я живу хорошо. Просто замечательно. У меня есть свой дом. Он теплый. В нем одна комната и кухня. А недавно мы клад нашли и корову купили. И трактор — тр-тр Митю. Трактор хороший, только он бензин не любит, а любит суп. Мама и папа, я без вас очень скучаю. Особенно по вечерам. Но я вам не скажу, где я живу. А то вы меня заберете, а Матроскин и Шарик пропадут. А еще у нас печка есть теплая. Я так люблю на ней отдыхать. Здоровье-то у меня не очень: то лапы ломит, то хвост отваливается. Потому что, дорогие мои папа и мама, жизнь у меня была сложная, полная лишений и выгоняний . Но сейчас все по-другому. И колбаса у меня есть, и молоко парное стоит в мисочке на полу. Пей — не хочу. Мне мышей даже видеть не хочется. Я их просто так ловлю, для развлечения… Или на удочку, или пылесосом из норок вытаскиваю и в поле уношу. А днем я люблю на крышу вскарабкаться. И там глаза вытаращу, усы расправлю и загораю как ненормальный. На солнышке облизываюсь и сохну. А на днях я линять начал. Старая шерсть с меня сыплется — хоть в дом не заходи. Зато новая растет — чистая, шелковистая! Просто каракуль. Да еще охрип я немножечко. Прохожих много, на всех лаять приходится. Час полаешь, два полаешь, а потом у меня не лай, а свист какой-то получается и бульканье.

Слайд 6

Дорогие папа и мама, вы меня теперь просто не узнаете. Хвост у меня крючком, уши торчком, нос холодный и лохматость повысилась. Мне теперь можно даже зимой на снегу спать. Я теперь сам в магазин хожу. И все продавцы меня знают. Кости мне бесплатно дают… Так что вы за меня не переживайте. Я такой здоровый стал, прямо — ух! Если я на выставку попаду, мне все медали обеспечены. За красоту и сообразительность. До свиданья. Ваш сын — дядя Шарик.

Слайд 7

План написания письма Приветствие или обращение – имя того, кому предназначено письмо. Основная часть (деловая или сугубо личная информация; просьбы, предложения, пожелания; приветы родным и знакомым, изложение информации, интересующей адресата). 4. Заключение – выражение уважения, любви, преданности, формулы прощания . Дата и место написания письма.

Слайд 8

Письмо с фронта Дорогая Лидочка! Здравствуй! Случайно узнала твой адрес и вот пишу. Как ты живешь? Как настроение? Я живу хорошо, настроение отличное. Очень хочется узнать что-нибудь о наших ребятах. Не пишет ли тебе кто-нибудь? Если пишет, то напиши мне, что и о ком ты знаешь. Жизнь понемножку входит в свою колею. Снова мы с Машей снайперы-наблюдатели при командире роты. Рота наша считается лучшей в батальоне. Идти вместе в бой, вместе бить подлых гадов-фашистов – это самое лучшее, что можем мы желать. И где бы мы ни были, мы будем стремиться к одному – к победе. А раз так, то наши пути должны встретиться… Ну, пока, моя любимая подруга, всего самого, самого лучшего. Целую и обнимаю крепко-крепко тебя и Катю. Вы мои хорошие, любимые, родные! Будьте здоровы и верьте до конца в нашу замечательную победу над паршивым Гитлером и его поганой армией. Наташа. 12 декабря 1941 г.

Слайд 9

Практическая деятельность Задание группе №1 Выберите слова и выражения, которые вы могли бы использовать в письме к другу для приветствия Задание группе №2. Выберите слова и выражения, которые вы могли бы использовать в письме к другу для основной части . Задание для группы №3 . Выберите слова и выражения, которые вы могли бы использовать в письме к другу для заключительной части.



Предварительный просмотр:

Тема урока. ПИСЬМО

Цель деятельности учителя

Совершенствовать умение выделять обращения в тексте; развивать умение использовать различные типы речи

Тип урока

Урок развития речи

Планируемые образовательные результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать понятие «письмо», виды писем (деловые, дружеские, поздравительные, письма в газету); стили речи; уметь определять, к какому стилю речи относится текст; использовать обращения в письме.

Метапредметпые (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты.

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию

Методы и формы обучения

Наблюдение над языком; создание проблемных ситуаций; индивидуальная, групповая, фронтальная

Образовательные ресурсы

http://www.diaghilev.perm.ru/poste_perm/p41aa1.html

http://ppt4web.ru/literatura/kak-napisat-pismo-osobennosti-ehpistoljarnogo-zhanra.html

http://mudreishy.ru/sitaty-i-aforizmy/tag/pisma

http://www.uroki.net

http://www.zavuch.info

Оборудование

Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор

Наглядно-демонстрационный материал

Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем или группой подготовленных обучающихся

Основные понятия

Письмо, эпистолярный жанр

Организационная структура (сценарий) урока

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Осуществляемая деятельность

учащихся

Формы

организации взаимодействия

Формируемые умения (универсальные учебные действия)

Промежуточный контроль

1

2

3

4

5

6

7

1.Мотивация учебной деятельности, объявление темы и цели урока.

Беседа.

1.Знакомство с понятием термина эпистолярный жанр – письмо (Слайд 1, 2). Ученики делаю запись в тетрадь.

2. Вступительное слово учителя.

– Практически каждый из живущих ныне на Земле людей владеет в той или иной степени эпистолярным жанром, так как он позволяет общаться на расстоянии с родственниками и друзьями. (Слайд 3).
– Что такое эпистолярный жанр?
(Эпистолярный жанр в широком понимании – это жанр письма. Само название этого жанра происходит от греческого слова epistole, что значит “письмо”.)

- Какие виды письма вы знаете?  (Слайд 4)
– Но в век электронной почты и мобильной связи этот жанр становится неактуальным. С этим трудно спорить, но скажите, вы любите получать письма от родных и близких?
– Чтобы написать письмо, мы специально выбираем время, концентрируем мысль на человеке, кому адресовано послание, излагаем на бумаге свои философские мысли, фиксируем какие-то события. По прошествии времени, перечитывая письмо, вспоминаем прошедшие события и заново переживаем чувства, связанные с ними.
– А чего не хватает коротким электронным сообщениям или мобильным звонкам?
(Теплоты, душевности.)
– А теперь ответьте, в чем смысл эпиграфа?

 

Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнера высказывания

Индивидуальная, групповая, фронтальная

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи

Устные ответы

Физкультминутка

Потрудились – отдохнем.

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать,

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

Выполняют элементарные физические упражнения

Фронтальная

Личностные: понимают необходимость сохранения и укрепления здоровья, важность предупреждения утомляемости и перегрузки

2. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Анализ образной системы текста

1.Чтение отрывка из произведения Эдуарда Успенского «Дядя Федор». (Слайд 5, 6)

Беседа по вопросам:

- Перечислите основные компоненты письма. (Обращение к адресату, подпись автора письма, дата)

Ученики делают запись в тетрадь (Слайд 7)

2. Чтение письма с фронта. (Слайд 8)

- Соответствует это письмо нашему плану?

- Назовите тему этого письма.

- Какова его идея?

Отвечают на вопросы, выполняют задания

Индивидуальная, групповая

Познавательные: Извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания

Устные ответы

3. Творческая практическая деятельность

Подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления

1. Работа по группам (Слайд 9)

2. Написание коллективного письма ветерану.

Чтение и обсуждение содержания писем, проверка текстов сочинений

Работают над письмом. Формулируют собственные мысли

Читают свои работы и слушают сочинения одноклассников, отвечают на вопросы

Фронтальная, индивидуальная, групповая

Регулятивные: действуют по плану и оценивают работу.

Коммуникативные: строят монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач

Письменная работа

4. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока)

Заключительная беседа по вопросам

- Что нового узнали на уроке?

- Какие трудности у вас появились а процессе работы?

- Как вы их преодолевали?

- Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас?

- Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных на вашем столе карточек и покажите мне. Урок понравился -  карточку с зеленым флажком, нет – с красным флажком

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке.

Индивидуальная

Познавательные: приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность.

Регулятивные: оценивают свою работу.

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания

Оценивание работы учащихся на уроке. Листы обратной связи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Письмо.Сочинение эпистолярного жанра. Урок развития речи

Разработка урока развития речи. Одной из основных задач этого урока является воспитание у учащихся интереса к письму как средству передачи информации, документу эпохи, благодаря которому осуществляетс...

Его величество эпистолярный жанр (урок письма)

В папке имеется конспект урока, рабочая тетрадь ученика с заданичми и памятками, две презентации, ксожалению, нет места для звуковых и видеофайлов. Во второй презентации был темный фон, поэтому т...

сочинение эпистолярного жанра "Вообрази себя деревом,растущим в лесу"

Сочинение на экологическую тему.Автор пишет письмо от имени дерева, это крик о помощи......

Урок на тему «Разговорный стиль речи. Особенности письма как эпистолярного жанра (частное письмо)»

На  уроке  учащиеся знакомятся   с особенностями эпистолярного жанра....

Урок письма. (Эпистолярный жанр. 5 класс).

Урок для 5 класса. На уроке учащиеся узнают историю письма, конверта, почтового ящика. Ребята познакомятся с правилами написания писем, видами писем. научатся правильно оформлять конверт....

урок-письмо« Этот интересный эпистолярный жанр письма» по русскому языку

Цели урока:обучения: познакомить учащихся с особенностями эпистолярного жанра, правилами написания письма;развития: развивать  интерес учащихся к эпистолярному жанру, привитие культуры пись...

Эпистолярный жанр в русской литературе.

Данный материал знакомит учащихся 7-11 классов с произведениями в письмах в русской литературе....