Рабочая программа по русскому языку 10 класс
рабочая программа по русскому языку (10 класс) на тему

Пирожкова Марина Анатольевна

 

                  Настоящая примерная программа по русскому языку для 10 класса разработана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования. А также «Программы к учебнику «Русский язык. 10-11 классы» (авторы Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин, М. А. Мищерина)» по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений» / Н. Г. Гольцова // М.: ООО «ТИД «Русское слово РС», 2013,  планирования Методической лаборатории русского языка и литературы Московского Института Открытого Образования (на основе учебника Н.Г. Гольцовой, И.В. Шамшина «Русский язык. 10-11 классы»/ составитель Н. А. Нефёдова, Е. Л. Алешникова), обеспечивающего целевую подготовку школьников к ЕГЭ. Программа конкретизирует, детализирует и раскрывает содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения разделов и тем учебного предмета. Определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом для базового уровня.

                 Планирование предназначено для изучения русского языка в старших классах на базовом уровне и составлено из расчёта 2 часа в неделю. Всего на изучение русского языка в 10 классе отводится 70 часов.   

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №111»

СОГЛАСОВАНО

Педагогическим советом  

МАОУ  «СОШ №111»

Протокол  №1

от  «29»августа2014 г.

        

УТВЕРЖДАЮ

Директор  МАОУ  «СОШ № 111» г.Пермь

___________Т.А.Новикова

 «___» _________2014 г.

Рабочая программа

учебного курса

 «Русский язык »

в   10      классе

на 2014-2015 учебный год

Разработано:

Пирожкова Марина Анатольевна,

учитель высшей категории

Пермь , 2014

Пояснительная записка.

                  Настоящая примерная программа по русскому языку для 10 класса разработана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования. А также «Программы к учебнику «Русский язык. 10-11 классы» (авторы Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин, М. А. Мищерина)» по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений» / Н. Г. Гольцова // М.: ООО «ТИД «Русское слово РС», 2013,  планирования Методической лаборатории русского языка и литературы Московского Института Открытого Образования (на основе учебника Н.Г. Гольцовой, И.В. Шамшина «Русский язык. 10-11 классы»/ составитель Н. А. Нефёдова, Е. Л. Алешникова), обеспечивающего целевую подготовку школьников к ЕГЭ. Программа конкретизирует, детализирует и раскрывает содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения разделов и тем учебного предмета. Определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом для базового уровня.

                 Планирование предназначено для изучения русского языка в старших классах на базовом уровне и составлено из расчёта 2 часа в неделю. Всего на изучение русского языка в 10 классе отводится 70 часов.    

                 При изучении программы используется методический комплекс:

1. Гольцова Н.Г., Шамшина И.В. Русский язык: 10-11 классы: Учебник для  общеобразовательных учреждений. - – М.:  «Русское слово», 2013

2. Н.Г. Гольцова, М.А. Мищерина Русский язык. 10-11 классы: Книга для учителя. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008

Рабочая программа предназначена для изучения русского языка на базовом уровне. Перераспределение часов проведено по причине того, что в соответствии с учебным планом школы на изучение русского языка выделено 2 часа в неделю вместо одного часа, предусмотренного программой Н.Г. Гольцовой. На изучение предмета в 10 классе отводится 70 часов в связи с 35 недельной сеткой  (2 часа в неделю).

Дополнительное учебное время отводится на повторение, обобщение и систематизацию знаний по русскому языку, повышение орфографической и пунктуационной грамотности, культуры речи. Особое внимание уделяется трудным вопросам орфографии, морфологии «малых частей речи», трудным вопросам синтаксиса, синтаксической синонимии, заданиям, направленным на предупреждение грамматических ошибок в речи учащихся.

          В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.

Данная программа обеспечивает в преподавании единство процессов познания окружающего мира через родной язык, осмысления основных его закономерностей, усвоения основ лингвистики и разных видов языкового анализа, развития абстрактного мышления, памяти, воображения, коммуникативных умений, а также навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования, речевого самосовершенствования.

Программа реализует деятельностно-системный подход в обучении русскому языку, что предполагает синтез процесса совершенствования речевой деятельности учащихся и формирования системы лингвистических знаний и ведущих умений и навыков, на основе чего происходит развитие врожденного языкового чутья и речемыслительных способностей школьников.

                Необходимо также отметить, что программа учитывает новые условия итоговой аттестации (подготовка к ЕГЭ) и поэтому большое место отводится занятиям по подготовке к ЕГЭ. Отличительной особенностью данной программы также является то, что она акцентирует внимание на наиболее характерных ошибках, а также на особенно сложных случаях орфографии и пунктуации.

Последовательный подход к языковым явлениям с точки зрения их триединой сущности помогает по-новому решать очень важную методическую проблему, которая заключается в реализации внутрипредметных связей, то есть в стремлении рассматривать каждое изучаемое явление не изолированно, а во всем многообразии его связей с другими языковыми явлениями. Деятельностно - системный подход в обучении, направленность на трехсторонний анализ языкового факта (с точки зрения его смысловой наполняемости, формы выражения и функционального назначения) пронизывают весь курс обучения родному языку в целом, что отражается даже в необычном предъявлении материала в программе

Свободное и умелое использование средств языка в речевом общении требует от человека не только хорошего знания системы родного языка и владения правилами употребления в речи языковых единиц, но и соблюдения правил речевого поведения. Вот почему в программе большое внимание уделяется развитию  навыков использования в речи элементов русского речевого этикета.

Коммуникативная направленность курса подразумевает более глубокое внимание к проблеме формирования навыков выразительной речи, воспитания любви к русскому языку, интереса к его изучению. Решению этой задачи, в частности, способствуют систематическая и целенаправленная демонстрация эстетической функции родного языка, знакомство с его изобразительными возможностями, наблюдение за функционированием различных языковых средств в лучших образцах художественной литературы. Многоаспектная языковая работа с литературными текстами позволяет не только совершенствовать важнейшие речевые умения, но и формировать элементарные навыки лингвистического анализа и осмысленного выразительного чтения художественного произведения. Таким образом, уроки русского языка становятся, по сути дела, уроками русской словесности, на которых постигаются истоки выразительности и красоты русской речи и формируется представление о многофункциональности языкового явления как грамматического, коммуникативного и эстетического феномена, развивается языковое чутье, способность оценивать эстетическую сторону художественного высказывания.

Нужно отметить, что систематическое обращение к учебным лингвистическим словарям, предусмотренное программой, дает возможность не только укрепить разнообразные языковые и речевые умения учащихся (орфоэпические, орфографические, словообразовательные, лексические, грамматические), но и сформировать важнейшие навыки работы со справочной литературой, способность извлекать нужную информацию, предъявленную в словаре специфическим способом.

Программа реализует идею дифференцированного подхода к обучению. Выражается это прежде всего в выделении дополнительного материала, расширяющего основное содержание программы и являющегося необязательным для усвоения всеми учащимися. Необходимость дифференциации вводимых лингвистических сведений продиктована неподготовленностью большинства школьников к восприятию лингвистической теории: они испытывают значительные трудности в понимании лингвистических текстов, поскольку опыт общения на научные темы у них практически отсутствует.

Программа составлена с учетом принципа преемственности между основными ступенями обучения: начальной, основной и полной средней школой.  Содержание курса русского языка в полной средней школе (базовый уровень) максимально приближено к потребностям выпускника, отражает жизненные ориентиры старшеклассников и связано с формированием общей культуры, с задачами социализации личности.

Большое значение придается развитию и совершенствованию навыков самоконтроля, потребности старшеклассников обращаться к разным видам лингвистических словарей и к справочным пособиям для определения языковой нормы, связанной с употреблением в речи того или иного языкового явления.

Таким образом, в процессе изучения русского языка в старших классах совершенствуются основные общеучебные умения: коммуникативные, интеллектуальные, информационные,  организационные. Следовательно, создаются необходимые условия реализации в процессе обучения межпредметных связей с другими школьными дисциплинами на основе формирования и развития всех видов речевой деятельности.

Основные идеи программы и ее содержание реализуются не только в учебнике, организующем процесс обучения, но и в других компонентах учебно-методического комплекса, адресованных учащимся: в справочниках и учебных словарях, в разнообразных учебных пособиях, с помощью которых поддерживается и развивается интерес к изучению родного языка.

Курс русского языка в 10 классе направлен на достижение следующих целей:

  • формирование представления о русском языке как духовной, нравственной культурной ценности народа;
  • дальнейшее развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; осознанному выбору профессии;
  • освоение знаний о русском языке как многофункциональной системе, языковой норме и ее разновидностях;
  • овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
  • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике, повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности;

                   Формы организации учебной деятельности: различные виды разбора,  списывания с заданиями, конструирование слов по заданным моделям и без них, творческие работы, наблюдение над языковым явлением с заданием, самостоятельная работа, сочинение;

групповые, индивидуально-групповые, фронтальные,  классные и внеклассные;

Предметное содержание учебного процесса: меж предметный .

Ведущий вид деятельности: практико-ориентированный

                  Формы контроля знаний: тестовые работы, самостоятельные работы, задания дифференцированного характера, практические работы.

Характеристика особенностей 10А  класса.

         Программа составлена для учащихся 10 а класса (базовый уровень). В  группе обучается 10 человек: 4 ученика с высокой учебной мотивацией, достаточно хорошо сформированными навыками самостоятельной работы,  у них развиты коммуникативные умения и навыки, обеспечивающие свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования. Они  умеют  создавать тексты различных стилей и жанров,  свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста.  4 учащихся имеют низкую учебную мотивацию, для них характерны  отсутствие потребности  к приобретению новых знаний, низкий темп  обучения. Они испытывают затруднения при  создании текстов различных стилей и жанров.  

                 В связи с тем, что учащиеся сдают экзамен по русскому языку, где необходим навык написания  сочинения – рассуждения морально – этические темы, комплексного анализа текста, орфографические и пунктуационные навыки, учащиеся занимаются 2 часа в неделю. Тематическое планирование составлено в соответствии с требованиями к подготовке и сдаче ЕГЭ. Тематическое планирование поможет решить задачу сформировать такой уровень знаний, который позволит обеспечить  готовность  учащихся к сдаче ЕГЭ.

Раздел 1. Содержание  учебного курса по русскому языку  для 10 класса.

 

Содержание программы

Речь и речевое общение

1. Речь и речевое общение. Речевая ситуация. Речь устная и письменная. Речь диалогическая и монологическая. Монолог и его виды. Диалог и его виды.

2. Осознание основных особенностей устной и письменной речи; анализ образцов устной и письменной речи. Различение диалогической и монологической речи. Владение различными видами монолога и диалога. Понимание коммуникативных целей и мотивов говорящего в разных ситуациях общения. Владение нормами речевого поведения в типичных ситуациях формального и неформального межличностного общения.

Речевая деятельность

1. Виды речевой деятельности: чтение, аудирование (слушание), говорение, письмо.

Культура чтения, аудирования, говорения и письма.

2. Овладение основными видами речевой деятельности. Адекватное понимание основной и дополнительной информации текста, воспринимаемого зрительно или на слух. Передача содержания прочитанного или прослушанного текста в сжатом или развёрнутом виде в соответствии с ситуацией речевого общения. Овладение практическими умениями просмотрового, ознакомительного, изучающего чтения, приёмами работы с учебной книгой и другими информационными источниками. Овладение различными видами аудирования. Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное).

Создание устных и письменных монологических, а также устных диалогических высказываний разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения. Отбор и систематизация материала на определённую тему; поиск, анализ и преобразование информации, извлечённой из различных источников.

Текст

1. Понятие текста, основные признаки текста (членимость, смысловая цельность, связность). Тема, основная мысль текста. Микротема текста.

Средства связи предложений и частей текста. Абзац как средство композиционно-стилистического членения текста.

Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение. Структура текста. План и тезисы как виды информационной переработки текста.

2. Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, структуры, принадлежности к функционально-смысловому типу речи. Деление текста на смысловые части и составление плана. Определение средств и способов связи предложений в тексте. Анализ языковых особенностей текста. Выбор языковых средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуации и условий общения. Создание текстов различного типа, стиля, жанра. Соблюдение норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.). Оценивание и редактирование устного и письменного речевого высказывания. Составление плана текста, тезисов.

Функциональные разновидности языка

1. Функциональные разновидности языка: разговорный язык; функциональные стили: научный, публицистический, официально-деловой; язык художественной литературы.

Основные жанры научного (отзыв, выступление, доклад), публицистического (выступление, интервью), официально-делового (расписка, доверенность, заявление) стилей, разговорной речи (рассказ, беседа).

2. Установление принадлежности текста к определённой функциональной разновидности языка. Создание письменных высказываний разных стилей, жанров и типов речи: тезисы, отзыв, письмо, расписка, доверенность, заявление, повествование, описание, рассуждение. Выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом.

Общие сведения о языке

1. Русский язык - национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. Русский язык в современном мире.

Русский язык в кругу других славянских языков. Роль старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка.

Русский язык как развивающееся явление. Формы функционирования современного русского языка: литературный язык, диалекты, просторечие, профессиональные разновидности, жаргон.

Русский язык — язык русской художественной литературы. Основные изобразительные средства русского языка.

Лингвистика как наука о языке.

Основные разделы лингвистики.

Выдающиеся отечественные лингвисты.

2. Осознание важности коммуникативных умений в жизни человека, понимание роли русского языка в жизни общества и государства, в современном мире.

Понимание различий между литературным языком и диалектами, просторечием, профессиональными разновидностями языка, жаргоном.

Осознание красоты, богатства, выразительности русского языка. Наблюдение за использованием изобразительных средств языка в художественных текстах.

Фонетика и орфоэпия

1. Фонетика как раздел лингвистики.

Звук как единица языка. Система гласных звуков. Система согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Элементы фонетической транскрипции. Слог. Ударение.

Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные правила нормативного произношения и ударения.

Орфоэпический словарь.

2. Совершенствование навыков различения ударных и безударных гласных, звонких и глухих, твёрдых и мягких согласных. Объяснение с помощью элементов транскрипции особенностей произношения и написания слов. Проведение фонетического разбора слов.

Нормативное произношение слов. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпической правильности.

Применение фонетико-орфоэпических знаний и умений в собственной речевой практике.

Использование орфоэпического словаря для овладения произносительной культурой.

Графика

1. Графика как раздел лингвистики. Соотношение звука и буквы. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных. Способы обозначения [j’].

2. Совершенствование навыков сопоставления звукового и буквенного состава слова. Использование знания алфавита при поиске информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, SMS-сообщениях.

Морфемика и словообразование

1. Морфемика как раздел лингвистики. Морфема как минимальная значимая единица языка.

Словообразующие и формообразующие морфемы. Окончание как формообразующая морфема.

Приставка, суффикс как словообразующие морфемы.

Корень. Однокоренные слова. Чередование гласных и согласных в корнях слов. Варианты морфем.

Возможность исторических изменений в структуре слова. Понятие об этимологии. Этимологический словарь.

Словообразование как раздел лингвистики. Исходная (производящая) основа и словообразующая морфема.

Основные способы образования слов: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный; сложение и его виды; переход слова из одной части речи в другую; сращение сочетания слов в слово. Словообразовательная пара, словообразовательная цепочка. Словообразовательное гнездо слов.

Словообразовательный и морфемный словари.

Основные выразительные средства словообразования.

2. Осмысление морфемы как значимой единицы языка. Осознание роли морфем в процессах формо- и словообразования.

Определение основных способов словообразования, построение словообразовательных цепочек слов.

Применение знаний и умений по морфемике и словообразованию в практике правописания.

Использование словообразовательного, морфемного и этимологического словарей при решении разнообразных учебных задач.

Лексикология и фразеология

1. Лексикология как раздел лингвистики. Слово как единица языка. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова. Переносное значение слов как основа тропов.

Тематические группы слов. Толковые словари русского языка.

Синонимы. Антонимы. Омонимы. Словари синонимов и антонимов русского языка.

Лексика русского языка с точки зрения её происхождения: исконно русские и заимствованные слова. Словари иностранных слов.

Лексика русского языка с точки зрения её активного и пассивного запаса. Архаизмы, историзмы, неологизмы.

Лексика русского языка с точки зрения сферы её употребления. Общеупотребительные слова. Диалектные слова. Термины и профессионализмы. Жаргонная лексика.

Стилистические пласты лексики.

Фразеология как раздел лингвистики. Фразеологизмы. Пословицы, поговорки, афоризмы, крылатые слова. Фразеологические словари.

Разные виды лексических словарей и их роль в овладении словарным богатством родного языка.

2. Дифференциация лексики по типам лексического значения с точки зрения её активного и пассивного запаса, происхождения, сферы употребления, экспрессивной окраски и стилистической принадлежности.

Употребление лексических средств в соответствии со значением и ситуацией общения. Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.

Проведение лексического разбора слов.

Извлечение необходимой информации из лексических словарей различных типов (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и использование её в различных видах деятельности.

Морфология

1. Морфология как раздел грамматики.

Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Система частей речи в русском языке.

Самостоятельные (знаменательные) части речи. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические свойства имени существительного, имени прилагательного, имени числительного, местоимения, глагола, наречия. Место причастия, деепричастия, слов категории состояния в системе частей речи.

Служебные части речи, их разряды по значению, структуре и синтаксическому употреблению.

Междометия и звукоподражательные слова.

Омонимия слов разных частей речи.

Словари грамматических трудностей.

2. Распознавание частей речи по грамматическому значению, морфологическим признакам и синтаксической роли. Проведение морфологического разбора слов разных частей речи. Нормативное употребление форм слов различных частей речи. Применение морфологических знаний и умений в практике правописания.

Использование словарей грамматических трудностей в речевой практике.

Правописание: орфография и пунктуация

1. Орфография как система правил правописания. Понятие орфограммы.

Правописание гласных и согласных в составе морфем. Правописание ъ и ь.

Слитные, дефисные и раздельные написания.

Употребление прописной и строчной буквы.  Перенос слов.   Орфографические словари и справочники.

Язык и культура

1. Взаимосвязь языка и культуры, истории народа. Русский речевой этикет.

2. Выявление единиц языка с национально-культурным компонентом значения, объяснение их значений с помощью лингвистических словарей (толковых, этимологических и др.). Уместное использование правил русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни

Раздел 2. Практические занятия.

дата

№ урока

Темы.

Развитие речи

форма

Кол-во часов

15.09

4

Изобразительно-выразительные средства

Практическая работа

1

14.10

13

Орфоэпия.

Практическая работа

1

11.11

19

Публицистический стиль речи

сочинение

1

02.12

25

Текст как речевое произведение.

сочинение

1

23.12

31

Смысловая и композиционная целостность текста

сочинение

1

26.01

38

Проблема текста

сочинение

1

09.02

4

Особенности рассуждения как тип речи

сочинение

1

30.03

54

Средства связи в тексте

сочинение

1

11.05

67

Контрольное сочинение

сочинение

2

Итого:

10 часов

Раздел 3. Учебно-методическое обеспечение

       Учебно-программные материалы:

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской  Федерации».-Москва:Проспект,2013
  2. Учебник основной: Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык. 10-11 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений. – 3-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово-- РС», 2012. – 464с.
  3. Рабочая программа: Мищерина М.А., Гольцова Н.Г.  Русский язык. 10-11 классы. Профильный уровень. Базовый уровень: Поурочное планирование. – 3-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2010. -96с.

  Учебно-практические материалы:

  1. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В.,Мищерина М.А. Русский язык.10-11 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений.- 6-е изд. –М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2009
  2.  Л.Р. Дускаева, Протопопова О.В. На пути к речевому мастерству: Учебное пособие.- Пермь, 2000
  3. Егораева Г.Т. ЕГЭ 2014. Русский язык. Комментарий к основной проблеме. Аргументация. Универсальные материалы с методическими рекомендациями, решениями и ответами /Г.Т.Егораева.-7-е изд. –М.: Издательство «Экзамен»,2014
  4. Егораева Г.Т. ЕГЭ .Практикум по русскому языку. Работа над комментарием к сформулированной проблеме текста и аргументацией собственного мнения: подготовка к выполнению части  3(С)/Г.Т. Егораева.-М.: Издательство «Экзамен»,2012
  5. Егораева Г.Т. ЕГЭ 2000 заданий с ответами по русскому языку. Все задания части В / Г.Т. Егораева.-М.: Издательство «Экзамен»,2014
  6. ЕГЭ-2015.Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 30 вариантов/под. ред. И.П. Цыбулько.- М.: Издательство «Национальное образование»,2015

Учебно-справочные материалы:

1) Русский язык: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы / Т.М. Воителева, К.А. Войлочкова, Н.А. Герасимова и др. – 2 –е издание - М.: Дрофа, 1999

2) Ожегов С.И., Шведова Н.Ю, Толковый словарь русского языка /Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова – М.: Азбуковник, 1998

3) Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка: Пособие для учащихся.- 2-е изд., перераб.-М.: Просвещение, 1991

Раздел 4. Требования к уровню подготовки учащихся 10 классов.

В результате изучения курса русского языка ученик должен

 знать:

  1. Взаимосвязь языка и истории, культуры русского и других народов;
  2. Смысл понятий: речевая ситуация и её компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
  3. Основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
  4. Орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

Учащиеся должны уметь:

  • . Использовать основные приёмы информационной переработки устного и письменного текста
  • Осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения коммуникативных задач;
  • Анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
  • Проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
  • Использовать основные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи;
  • Извлекать необходимую информацию из различных источников;
  • Применять на практике речевого общения основные нормы литературного русского языка.
  • Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни
  • Осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
  • Развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности;
  • Увеличения словарного запаса; расширения кругозора; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
  • Совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
  • Самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.

юРаздел 5. Планирование контроля и оценки знаний учащихся.

дата

Тема

Вид работы

Количество часов

09.09

Изобразительно-выразительные средства русского языка

Проверочная работа

07.10

Лексика.

Проверочная работа

1

10.11

Морфемика и словообразование.

Проверочная работа

1

29.12

Орфография.

Контрольный тест

1

12.01

Имя существительное

Проверочный диктант

1

17.02

Причастие

Проверочный тест

1

17.03

Морфология.

Контрольный тест

1

06.04

Правописание наречий

Проверочный тест

1

28.04

Частицы

Проверочный диктант

1

12.05

 Контрольное сочинение – рассуждение

сочинение

1

19.05

Орфография и пунктуация. Контрольный тест.

Контрольный тест.

1

 Раздел 6. Критерии оценки письменных и устных ответов учащихся

Нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся 10 класса по русскому языку.

Оценка орфографической и пунктуационной грамотности.

Диктант – одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности. С его помощью проверяются по орфографии:

 а) усвоение слов с проверяемыми и непроверяемыми орфограммами;

 б) умение правильно писать слова с изученными орфограммами;

по пунктуации:

 умение расставлять знаки препинания в соответствии с изученными пунктуационными правилами.

 Для контрольного тестового диктанта, проверяющего орфографические и пунктуационные умения в соответствии с изученными правилами, используется текст, доступный по содержанию учащимся данного класса и отвечающий нормам современного русского литературного языка.

 Объем диктанта в 10 классе - 180 – 190 слов. При подсчете слов в тексте контрольного диктанта учитываются как самостоятельные, так и служебные слова.

 Для контрольных диктантов следует подбирать такие тексты, в которых изучаемые в данной теме орфограммы и пунктуационные правила были бы представлены не менее чем 2 -3 случаями. Из изученных ранее орфограмм и пунктограмм включаются основные: они должны быть представлены 1-3 случаями. В целом количество проверяемых орфограмм и пунктограмм не должно превышать в 10 классе 24 различных орфограммы и 15 пунктограмм.

 В тексты контрольных диктантов могут включаться только те вновь изученные орфограммы, которые в достаточной мере закреплялись (не менее чем на двух – трех уроках).

 В диктантах должно быть в 10 классе не более 10 различных слов с непроверяемыми и трудно проверяемыми написаниями, правописанию которых ученики специально обучались.

 До конца первой четверти сохраняется объем текста, рекомендованный для предыдущего класса.

 При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:

  • в переносе слов;
  • на правила, которые не включены в школьную программу;
  •  на еще не изученные правила;
  • в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;
  •  в передаче авторской пунктуации.

           Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «рапотает» (вместо работает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля).      

      При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, т.е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну. К негрубым относятся ошибки:

  • в исключениях из правил;
  •  в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;
  •  в случаях слитного и раздельного написания приставок, в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами
  •  в случаях раздельного и слитного написания не с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;
  •  в написании ы и и после приставок;
  •  в случаях трудного различия не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не…; не кто иной, как; ничто иное не…; не что иное, как и др.);
  •  в собственных именах нерусского происхождения;
  •  в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;
  •  в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.

             Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.

 Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильно написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.

 Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильно написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода – воды, рот – ротик, грустный – грустить, резкий – резок).

 Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная.

 Примечание. Если в одном непроверяемом слове допущены 2 и более ошибки, то все они считаются за одну ошибку.

 При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного написания на верное) оценка снижается на один балл. Отличная оценка не выставляется при наличии 3 и более исправлений.

 При проверке контрольного текстового диктанта необходимо руководствоваться следующими нормативами.

  • Отметка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней 1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.
  • Отметка «4» выставляется при наличии в диктанте 2 орфографических и 3 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. Отметка «4» может выставляться при 3 орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.
  • Отметка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных ошибки при отсутствии орфографических ошибок. Отметка «3» может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.
  • Отметка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 9 орфографических и 10 пунктуационных ошибок, или 7 орфографических и 12 пунктуационных ошибок, или 5 орфографических и 15 пунктуационных ошибок, 10 орфографических и 9 пунктуационных ошибок.

                При некоторой вариативности количества ошибок, учитываемых при выставлении оценки за диктант, следует принимать во внимание предел, превышение которого не позволяет выставлять данную отметку. Таким пределом являются отметки «4» две грубые орфографические ошибки, для отметки «3» - четыре грубые орфографические ошибки, для отметки «2» - девять грубых орфографических ошибок.

 Диктант оценивается одной отметкой.

 В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются две отметки за каждый вид работы.

 При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим.

  • Отметка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.
  • Отметка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее ¾ заданий.
  • Отметка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.
  • Отметка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.

 Примечание. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.

 Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и трудно проверяемыми орфограммами. В 9 классе он может состоять из 30-35 слов.

 При оценке контрольного словарного диктанта выставляются отметки:

«5» - если нет ошибок;         «4» - 1-2 ошибки;          «3» - 3-4 ошибки;                      «2» - 5-7 ошибок.

Оценка сочинений и изложений.

Сочинения и изложения – основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.

Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе отметки считаются отметками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая отметка (за содержание и речь) считается отметкой по литературе.

 Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:

соответствие работы ученика теме и основной мысли;

  • полнота раскрытия темы;
  • правильность фактического материала;
  • последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:

  • разнообразие словаря и грамматического строя речи;
  • стилевое единство и выразительность речи;
  • число речевых недочетов.

Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических.

Отметка        

Основные критерии отметки:

  • Содержание и речь
  • Грамотность

«5»        

  • Содержание работы полностью соответствует теме.
  • Фактические ошибки отсутствуют.
  • Содержание излагается последовательно.
  • Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.
  • Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочетов.        

Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.

«4»        

  • Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).
  • Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.
  • Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.
  • Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.
  • Стиль работы отличает единством и достаточной выразительностью.

В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.        

Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.

 «3»        

  • В работе допущены существенные отклонения от темы.
  • Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.
  • Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.
  • Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.
  • Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.
  • В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.        
  • Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок, а также 4 грамматические ошибки.

«2»        

  • Работа не соответствует теме.
  • Допущено много фактических неточностей.
  • Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.
  • Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.
  • Нарушено стилевое единство текста.

В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.        

Допускаются: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.

Примечание. 1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую отметку за сочинение на один балл.

 2. Если объем сочинения в полтора-два раза больше указанного в настоящих «Нормах…», то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2-3-2, 2-2-3; «3» ставится при соотношениях: 6-4-4, 4-6-4, 4-4-6. При выставлении отметки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание

 3. Первая отметка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно

 4. На оценку сочинения и изложения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях, приведенных в разделе «Оценка диктантов».

 Оценка обучающих работ.

 Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.

 При оценке обучающих работ учитываются:

степень самостоятельности учащегося;

этап обучения;

объем работы;

четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.

 Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, отметки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из отметок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объем диктантов для данного класса, для отметки «4» допустимо и 2 исправления ошибок.

 Первая и вторая работа, как классная, так и домашняя, при закреплении определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться.

 Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.

Оценка устных ответов учащихся.  Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умения применять определения, правила в конкретных случаях.

 При оценке ученика надо руководствоваться следующими критериями: 1) полнота и правильность ответа; 2) степень осознанности, понимания изученного; 3) степень оформления ответа.

Отметка «5» ставится, если ученик полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

 Отметка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

 Отметка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Отметка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.        

Раздел 7. Календарно-тематическое планирование .

Дата планируемая

Дата фактическая

№ урока

Тема  урока

Содержание урока

Вид контроля, измерители

Оборудование для демонстраций, лабораторных, практических работ

Домашнее задание

02.09

02.09

1.

Слово о русском языке.

Предметные знания: знать понятие “мировой язык; иметь представление о русском языке как родном и русском языке как государственном, понятие о функциях русского языка как государственного, его функциях в школьном изучении

Планируемый результат:

Уметь толковать слова и обороты из текста, комментировать орфограммы и пунктограммы.  

Уметь извлекать необходимую информацию из источников, умение развернуто обосновывать суждения, давать определения

тест

Консультативный материал учебника

§ 3-7 упр.5, заполнить таблицу "Изобразительно-выразительные средства"

Раздел 1. Лексика. Фразеология. Лексикография 10 ч.

08.09

08.09

2.

Слово и его значение. Однозначность и многозначность.

Предметные знания: знать способы толкования слов, группировку слов по тематическому признаку

Предметные знания: знать способы толкования слов, группировку слов по тематическому признаку

Планируемый результат: Уметь видеть в тексте и использовать данную лексику в собственной речи.

опорный конспект

монологическое высказывание на лингвистическую тему

Справочный материал в форме ИКТ

§ 3-7 упр.8,11

09.09

09.09

3.

Изобразительно-выразительные средства русского языка

Предметные знания: Знать выразительные средства русского языка.

Планируемый результат: уметь подбирать тексты, иллюстрирующие стилистические, изобразительно-выразительные свойства языка, производить их художественно-стилистический анализ.

Проверочная работа

Раздаточный материал

§ 4 заполнить таблицу "Лексические группы",

15.09

15.09

4

Р/Р. Изобразительно-выразительные средства русского языка Лингвистический анализ  текста.

Предметные знания: знать выразительные средства русского языка.

Планируемый результат: уметь находить ИВС в тексте, использовать их в письменной и устной речи

Практическая работа.

Раздаточный материал

П.5 упр.19 тест 407

16.09

16.09

5

Лексические группы слов.

Омонимы, паронимы и их употребление.

Предметные знания: знать разнообразие лексического состава языка, понимать его системное устройство, взаимосвязь единиц.

Планируемый результат: уметь оперировать терминами при лексическом анализе слова; различать многозначные слова и омонимы

Устный ответ

Раздаточный материал

§4,5 решить тест406,

22.09

22.09

6

Синонимы, антонимы и их употребление.

Предметные знания: знать лексическое и грамматическое значение слова, контекстуальные синонимы и антонимы, русская лексика с точки зрения ее происхождения, изобразительные возможности синонимов, антонимов, паронимов, омонимов.

Планируемый результат: уметь видеть в тексте и использовать изобразительные возможности лексики в речи.

Тест

Работа со словарями.

Презентация

Работа со словарями

§ 6 решить практическую работу № 2 (1,2)

23.09

23.09

7

Происхождение лексики современного русского языка

Предметные знания: знать русскую лексику с точки зрения сферы ее употребления, межстилевую лексику, лексику товарно-рыночных отношений, способы толкования слов, группировку слов по тематическому признаку

Планируемый результат: уметь видеть в тексте и использовать данную лексику в собственной речи. 

Устный ответ

презентация

§ 4-8 решить тест415

29.09

29.09

8

Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление.

Предметные знания: знать о фразеологизме в его узком и широком значениях, о происхождении фразеологизмов, стилистической окраске, нормативном употреблении.

Планируемый результат:        уметь правильно употреблять в речи фразеологизмы в соответствии со значением и стилистическими свойствами, совершенствуя орфографические и пунктуационные навыки.

работа с текстом

комментированное письмо

самостоятельная работа с самопроверкой

Презентация

Раздаточный материал

§11 упр.45,47

решить тест

30.09

30.09

9

Лексические нормы  современного русского языка

Предметные знания: знать лексические нормы русского языка.

Планируемый результат: уметь применять в практике речевого общения основные  лексические  нормы

 тест

Раздаточный материал

§ 1-12, закончить таблицу в тетради упр.52,53

6.10

06.10

10

Р/Р. Лексикография.

Предметные знания: знать основные лексические группы и нормы.

Планируемый результат: уметь проводить лексический анализ текста

Лексический анализ текста на основе работы со словарями.

Работа со словарями.

решить тест 254

7.10

07.10

11.

«Лексика» Проверочная работа

Предметные знания: знать особенности лексического анализа прочитанного текста

Планируемый результат: уметь владеть орфографическими, пунктуационными, лексико-грамматическими навыками.

Проверочная работа

Раздаточный материал

ИКТ

решить тест 413

Фонетика. Графика. Орфоэпия 2 ч.

13.10

13.10

12.

Фонетика. Графика.

Предметные знания: знать классификацию фонетических единиц русского языка,

чередование звуков.

Планируемый результат: уметь проводить фонетический разбор

работа с текстом

комментированное письмо

объяснительное письмо

Справочный материал

решить тест 1112

14.10

14.10

13.

Орфоэпия. Орфоэпические нормы русского языка.

Предметные знания: знать основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке, выразительные средства русской фонетики.

Планируемый результат: уметь использовать в собственной речи.

Уметь видеть произносительные недочеты и индивидуальные нарушения орфоэпической нормы и исправлять их.

Практическая работа

Справочный материал по стилям речи (схема) ИКТ

П.15 упр.65-67

Морфемика. Словообразование 6 ч.

20.10

20.10

14.

Корневые и аффиксальные морфемы.

Предметные знания: знать понятия морфемы, морфемики, многозначности морфем, морфемной синонимии и антонимии.

планируемый результат: уметь выполнять проблемные задания по теме, самостоятельно организуя собственную деятельность

Проверка упражнений обобщающего характера

-использование компьютерных презентаций

П.16 упр.79,80

21.10

21.10

15

Орфография. Пунктуация. Контрольный тест

Предметные знания: знать изученный материал.      Планируемый результат: уметь  применять теоретические знания на практике.

Тренировочные упражнения

Решить тест

03.11

10.11

16.

Словообразовательные модели. Формообразование.

 Предметные знания: знать основные способы словообразования.

 Планируемый результат: уметь производить словообразовательный анализ, совершенствуя орфографические навыки.

Тесты

Работа по карточкам

ЕГЭ. Русский язык: типовые экзаменационные варианты:36 вариантов\под. Ред. И.П.Цыбулько

П.16-17 вопросы на стр.58

Упр.76

04.11

11.11

17

Морфемика и словообразование. Проверочная работа

Предметные знания: знать способы словообразования.

Планируемый результат: уметь находить слова, образованные разными способами, определять способ словообразования, производить морфемный и словообразовательный разбор.

Проверочная работа

ЕГЭ. Русский язык: типовые экзаменационные варианты:36 вариантов\под. Ред. И.П.Цыбулько

П.15-17, решить тест

10.11

11.11

17.11

18.11

18

19

РР Сочинение на публицистическую тему. Структура сочинения-рассуждения. Аргументация.

Предметные знания: знать типы речи и стили языка

Планируемый результат: уметь определять тип предложенного для анализа текста,  аргументировать свое мнение, создавать высказывание

сочинение

Подобрать аргументы по выявленной проблеме

Написать сочинение

Морфология. Орфография 30 ч.

17.11

24.11

20

Морфология и орфография

Предметные знания: знать основные принципы русской орфографии: фонетический, морфемный, морфологический разбор; части речи

Планируемый результат: уметь опознавать, анализировать, сопоставлять , классифицировать языковые явления

Тренировочные упражнения

-использование компьютерных презентаций

- раздаточный материал

(тесты)

П.18- 19 упр.95

18.11

24.11

25.11

25.11

01.12

02.12

21

22

23

Правописание безударных и чередующихся гласных в корне слова.

Предметные знания: знать чередование  гласных в корнях.

Планируемый результат: уметь  применять  нормы правописания безударных и чередующихся гласных

тест

ЕГЭ. Русский язык: типовые экзаменационные варианты:36 вариантов\под. ред. И.П. Цыбулько

П.19-20 упр.95,93(у)

97(выписать слова)тест

П.19-20 упр.103-104

П.19-20 упр.106-107

01.12

08.12

24

Употребление гласных после шипящих и Ц.

Предметные знания: знать понятия морфемы, морфемики, многозначности морфем.

 Планируемый результат: уметь применять правило на практике.

Словарный диктант.

Раздаточный материал

П.21

Упр.108,112

02.12

09.12

25

Р/Р. Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста

Предметные знания : знать основные признаки текста, типы речи.

Планируемый результат: уметь анализировать текст, определять его типовую принадлежность, создавать тексты различных типов речи.

сочинение

ЕГЭ. Русский язык: типовые экзаменационные варианты:36 вариантов\под. Ред. И.П. Цыбулько

сочинение

08.12

15.12

26

Правописание звонких, глухих и двойных согласных.

Предметные знания: знать понятия морфемы, морфемики, многозначности морфем.

Планируемый результат: уметь выполнять проблемные задания по теме, самостоятельно организуя собственную деятельность

Словарный диктант.

- электронный репетитор «Решу ЕГЭ»

( система обучающих тестов)

П.23-24  упр. 119-120

09.12

16.12

27

Правописание двойных согласных

Предметные знания: знать  правописание слов с двойными согласными.

Планируемый результат: уметь писать слова с двойными согласными

Словарный диктант

Раздаточный материал

(тесты)

П. 25 упр.130-131

15.12

22.12

28

Правописание приставок..

Предметные знания: знать группы приставок, правила написания. Планируемый результат: уметь писать слова с разными типами приставок

Словарный диктант

Раздаточный материал

(тесты)

П.26-27 упр.142

16.12

23.12

29

Гласные Ы-И после приставок.

Предметные знания: знать правило написания слов.

Планируемый результат: уметь   применять теоретические знания на практике.

работа с текстом,

комментированное письмо,

ЕГЭ. Русский язык: типовые экзаменационные варианты:36 вариантов\под. Ред. И.П. Цыбулько

П.28 решить тест

22.12

29.12

30

Правописание Ъ и Ь

Предметные знания: знать правило написания слов.

Планируемый результат: уметь  применять теоретические знания на практике.

работа с текстом,

объяснительное письмо

П.29 упр.156-157

23.12

30.12

31

Орфография. Контрольная работа

Предметные знания: знать изученный материал.      Планируемый результат: уметь  применять теоретические знания на практике.

Контрольный тест

Раздаточный материал

П.32 упр.165

29.12

12.01

33

Ч а с т и    р е ч и. Систематизация знаний о частях речи.

Предметные знания: знать классификацию частей речи.

Планируемый результат: уметь  проводить морфологический разбор

Проверка упражнений обобщающего характера

П.32 – 33 упр. 173-174

30.12

13.01

32

Р/Р. Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста

Предметные знания: знать основные признаки текста, типы речи Планируемый результат: уметь  анализировать текст, определять его типовую принадлежность,  создавать тексты различных типов речи.

сочинение

ЕГЭ. Русский язык: типовые экзаменационные варианты:36 вариантов\под. Ред. И.П.Цыбулько

Написать сочинение в-7

12.01

19.01

34

Имя существительное и как часть речи

Предметные знания: знать морфологические признаки существительного.

Планируемый результат: уметь  правильно писать сложные существительные

Проверочный диктант

-использование компьютерных презентаций

П.32-34 упр.184,190

13.01

20.01

35

Правописание падежных окончаний имен существительных. Морфологические нормы.

Предметные знания: знать правила написания падежных окончаний имен существительных Планируемый результат: уметь  падежных окончаний имен существительных

тесты

ЕГЭ. Русский язык: типовые экзаменационные варианты:36 вариантов\под. Ред. И.П.Цыбулько

П.35 упр.195

19.01

26.01

36

Имя прилагательное как часть речи

Предметные знания: знать морфологические признаки прилагательного.

Планируемый результат: уметь  правильно писать сложные прилагательные, образовывать степени сравнения.

работа с текстом,

комментированное письмо,

-использование компьютерных презентаций

П.36 упр.201-202

20.01

27.01

37

Правописание падежных окончаний и суффиксов имен прилагательных.

Морфологические нормы.

Предметные знания: знать особенности употребления гласных в суффиксах имён прилагательных, морфологические нормы употребления прилагательных

Планируемый результат: уметь применять полученные знания на практике, выполнять тестовые задания

работа с текстом,

комментированное письмо,

ЕГЭ. Русский язык: типовые экзаменационные варианты:36 вариантов\под. Ред. И.П.Цыбулько

П.37-38 упр.207,212

 26.01

02.02

38

Развитие речи. 

Проблема текста. Сочинение-рассуждение

Предметные знания: знать структуру сочинения-рассуждения. Способы формулирования проблемы.

Планируемый результат:

уметь создавать сочинение-рассуждение.

сочинение

ЕГЭ. Русский язык: типовые экзаменационные варианты:36 вариантов\под. Ред. И.П.Цыбулько

Написать сочинение

27.01

16.02

39

Имя числительное как часть речи. Склонение имен числительных. Морфологические нормы.

Предметные знания: знать алгоритм разбора имени числительного, особенности склонения числительного, морфологические нормы употребления числительных Планируемый результат:

уметь применять полученные знания на практике, выполнять тестовые задания

Практическая работа

Раздаточный материал (тесты и практические работы)

П.41-44 повторить теорию

Упр.228

02.02

03.02

09.02

10.02

40

41

Местоимение как часть речи.

Правописание местоимений.

Предметные знания: знать  алгоритм разбора местоимения, особенности склонения , морфологические нормы употребления местоимений. Планируемый результат:

уметь применять полученные знания на практике.

тест

-использование компьютерных презентаций

45-46п. выучить теорию . упр.238

09.02

42

Р/Р. Особенности рассуждения как типа речи. Типологический анализ текста - рассуждения.

Предметные знания: знать основные признаки текста, типы речи.                              Планируемый результат:

уметь анализировать текст, определять его типовую принадлежность, создавать тексты различных типов речи

сочинение

ЕГЭ. Русский язык: типовые экзаменационные варианты:36 вариантов\под. ред. И.П.Цыбулько

Написать сочинение

10.02

16.02

43

44

Глагол как часть речи.

Правописание личных окончаний глагола.

Предметные знания: знать морфологические признаки. Правила написания окончаний глагола. Планируемый результат:

уметь применять полученные знания на практике, выполнять тестовые задания

Тренировочные упражнения

П.47-48 упр.258

17.02

23.02

45

46

Морфологический разбор причастий. Образование причастий. Морфологические нормы. Синтаксические нормы

Предметные знания: знать формальные признаки причастия, особенности образования причастий, морфологические и синтаксические нормы употребления причастий.

Планируемый результат: уметь опознавать причастия с опорой на формальные признаки причастий. различать однокоренные прилагательные и причастия.

Проверочный тест

ЕГЭ. Русский язык: типовые экзаменационные варианты:36 вариантов\под. ред. И.П.Цыбулько

Решить тест

П.49-51 упр.262.261

24.02

02.03

47

48

Правописание суффиксов причастий и отглагольных прилагательных.

Предметные знания: знать грамматические признаки причастия и прилагательного, нормы согласования причастий с определяемыми словами и уметь применять их.

Планируемый результат: уметь определять условия выбора гласных в окончаниях причастий и прилагательных.

тест

ЕГЭ. Русский язык: типовые экзаменационные варианты:36 вариантов\под. ред. И.П.Цыбулько

П.51 упр.267.269.

270

03.03

10.03

49

50

Образование деепричастий. Морфологический разбор деепричастий. Правописание деепричастий.

Предметные знания: знать понятие о деепричастии, лексические и грамматические признаки деепричастия.

Планируемый результат: уметь находить деепричастия в тексте, заменять одно из однородных сказуемых деепричастием, разграничивать основное и добавочное действие.

Упражнения на самопроверку

Тренировочные упражнения

Раздаточный материал (тесты и практические работы)

П.52 упр.275

Решить тест

16.03

52

Обособленные обстоятельства. Синтаксические нормы употребления деепричастий

Предметные знания: знать правописание деепричастий, постановку знаков препинания при обособленных обстоятельствах, выраженных деепричастным оборотом, синтаксические нормы употребления деепричастий.

Планируемый результат: уметь находить деепричастные обороты, определять их границы, применять пунктуационные правила при деепричастных оборотах, использовать конструкции с деепричастиями и деепричастными оборотами в речевой практике.

Практическая работа

Раздаточный материал

П.52 упр.276

17.03

53

Морфология. Контрольный тест

Предметные знания: владеть орфографическими, пунктуационными, лексико-грамматическими навыками.

Планируемый результат: уметь отражать в письменной форме результаты своей деятельности

Контрольный тест

ЕГЭ. Русский язык: типовые экзаменационные варианты:36 вариантов\под. ред. И.П.Цыбулько

Решить тест

30.03

54

Р/Р. Средства связи предложений в тексте

Содержательно-композиционный анализ текста.

Предметные знания: знать о смысловой и грамматической цельности текста, его строении, морфологические средства связи частей и предложений в тексте.

Планируемые результаты: уметь использовать союзы в качестве скрепы в тексте,  все изученные средства связи (лексический повтор, местоимение, синонимы и др.).

сочинение

ЕГЭ. Русский язык: типовые экзаменационные варианты:36 вариантов\под. ред. И.П.Цыбулько

сочинение

31.03

06.04

55

56

Наречие и слова категории состояния.

Морфологический разбор наречий. Морфологические нормы. Правописание наречий

Предметные знания: знать особенности образования наречий, алгоритм морфологического  разбора наречий, морфологические признаки наречий и слов категории состояния Планируемый результат: уметь  применять полученные знания на практике, выполнять тестовые задания

Словарный диктант

Проверочный тест

П.53-54 упр.277

П.53-54 упр.287-288

07.04

13.04

57

58

Служебные части речи.

Предлог как служебная часть речи.

Предметные знания: знать отличия служебных и самостоятельных частей речи.                                 Планируемый результат: уметь  различать предлоги и приставки, уметь узнавать служебные части речи и определять их значения.

Тренировочные упражнения

-использование компьютерных презентаций

П.56-57 упр.301

14.04

20.04

59

60

Правописание предлогов

Предметные знания: знать условия слитного и раздельного написания производных предлогов. Планируемый результат: уметь разграничивать производные предлоги и омонимичные части речи, правильно писать производные предлоги  

Словарный диктант

ЕГЭ. Русский язык: типовые экзаменационные варианты:36 вариантов\под. ред. И.П.Цыбулько

П.57 решить тест

21.04

27.04

61

62

Союз  как служебная часть речи.

Правописание союзов.

Предметные знания: знать  о признаках союза как служебной части речи, его роли в предложении, разряды (группы) сочинительных и подчинительных союзов, правила употребления в предложениях.

Планируемый результат: уметь  находить союзы среди других частей речи, правильно ставить знаки препинания при них.  Уметь конструировать сложноподчиненные и сложноподчиненные предложения; составлять предложения по заданным схемам.

тест

ЕГЭ. Русский язык: типовые экзаменационные варианты:36 вариантов\под. ред. И.П.Цыбулько

П.58-59 упр.306

Решить тест

28.04

04.05

63

64

Частицы.

Правописание частиц.

Предметные знания: знать семантику частиц, их функции в языке и речи,  отличие частиц от самостоятельных частей речи, совпадающих по звучанию с частицами

Планируемый результат: уметь   отличать частицу от самостоятельных частей речи, совпадающих по звучанию с частицами, от других  неизменяемых частей речи (союзов и наречий).

Проверочный диктант

-использование компьютерных презентаций

П.60-61 упр.308

Решить тест

05.05

65

Частицы НЕ и НИ. Их значение и употребление.

Предметные знания: знать  понятие об основных значениях не и ни, приёмы различения не и ни. Планируемый результат: уметь  различать частицы не и ни, строить фразеологические обороты с ни

Тесты

Пунктуационный анализ текстов

Раздаточный материал (тесты и практические работы)

П.62 -63

Упр.314-315

П.62-63 упр.316-318

11.05

66

РР Стиль речи, тип речи, тема, идея, позиция автора(анализ текста)

Предметные знания: знать основные признаки стилей речи, особенности литературно-художественной речи.

Планируемый результат: уметь создавать тексты разного стиля.

сочинение

ЕГЭ. Русский язык: типовые экзаменационные варианты:36 вариантов

Написать сочинение

12.05

67

Развитие речи. Контрольное сочинение – рассуждение .

Предметные знания: знать структуру сочинения – рассуждения, критерии.

Планируемый результат: уметь  аргументировать свое мнение, создавать высказывание.

сочинение

ЕГЭ. Русский язык: типовые экзаменационные варианты:36 вариантов

Написать сочинение

18.05

68

Рр Сочинение-рассуждение. Работа над ошибками.

Планируемый результат: уметь анализировать ошибки, допущенные  в сочинении;  исправлять речевые, грамматические ошибки.

Тренировочные упражнения

Упр.321

19.05

69

Орфография и пунктуация. Контрольный тест.

Предметные знания: знать изученный материал

 Планируемый результат: уметь писать текст под диктовку и выполнять грамматическое задание к нему

тест

ЕГЭ. Русский язык: типовые экзаменационные варианты:36 вариантов\под. ред. И.П.Цыбулько

Не задано

25.05

70

Орфография и пунктуация. Работа над ошибками контрольного теста

Предметные знания: знать изученный материал

Планируемый результат: уметь выполнять работу над ошибками, допущенными в контрольном диктанте и грамматическом задании к нему.

Работа над ошибками

- электронный репетитор «Решу ЕГЭ»

( система обучающих тестов)

Не задано


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида

Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е (  естественнонаучный профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...

Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка

Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....

Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.

класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской.  и К.Т.П....

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.

Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....