Конспект урока «ИНФОРМАТИВНОСТЬ СЛОВАРЕЙ»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Масалова Ирина Юрьевна

Урок русского языка в 5 классе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Масалова Ирина Юрьевна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

гимназия имени А.С. Пушкина г. Нижнего Новгорода

«ИНФОРМАТИВНОСТЬ СЛОВАРЕЙ»

(УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ)

Цели: расширить знания школьников о словарях русского языка, совершенствовать навыки работы со справочной литературой; развивать речь учащихся и формировать умение пользоваться словарями разных типов; воспитывать любовь к слову, интерес к изучению русского языка.

Ход урока.

1. Оргмомент. Объявление темы, целей урока. (Слайд № 1) Деление класса на группы. Звучит детская песенка «Чему учат в школе».

2. Вступительное слово учителя.

Несомненно, в школе учат многому. Даже маленьким детям известно, что люди черпают знания из книг, ведь, «книга – источник знаний», как сказал М. Горький. А вы уже не маленькие дети, и вам известно, что существуют особые книги, в которых знания сконцентрированы, собраны из многих других источников. Эти книги – словари. Вы уже знакомы с некоторыми из них. Сегодня мы продолжим знакомство со словарями русского языка, узнаем, какую информацию можно получить из словарей разных типов, поработаем с ними практически.

Очень красиво о словарях сказал французский писатель Анатоль Франс: «Словарь – это вся вселенная в алфавитном порядке! Если хорошенько подумать, словарь – это книга книг. Он включает в себя все другие книги, нужно лишь извлечь их из него».

Эти слова станут эпиграфом нашего урока. (Слайд № 2)

3. Сообщение учащегося.

Словари и справочники всегда помогали людям расширять свои знания, повышать языковую культуру. Однако, для того чтобы получить помощь от словарей, еще не достаточно знать о том, какие словари существуют, нужно уметь ими правильно пользоваться. Каждый словарь имеет определенное назначение.

Все словари подразделяются на два основных типа: лингвистические (языковые) и энциклопедические. Они преследуют разные цели и задачи.

Особенностью энциклопедий и энциклопедических словарей является то, что в них объясняются не слова, а реалии (предметы и лица, явления и понятия), обозначаемые теми или иными словами.

В лингвистических словарях собираются и объясняются сами слова и фразеологизмы, толкуется их лексическое и грамматическое значение, их употребительность в речи.

4. Групповые выступления учащихся.

Итак, наша главная цель – подружиться со словарями и сделать их своими помощниками. Весь класс разделен на четыре группы - семейки. Каждая семейка подготовила сообщение о каком-либо словаре и практическое задание другим группам для работы со своим словарем.

В течение всего урока, по мере выступления команд, мы будем заполнять таблицу «Информативность словарей». ( Карточки-таблицы выдаются каждому учащемуся или руководителям семеек.)

4.1. Сообщение первой семейки: «Орфографический словарь»

Было время, когда школьники не имели такого словаря. Составление орфографического словаря для начальной и средней школы началось лишь в 30-е годы ХХ века профессором А.М. Пешковским. Затем работу над этим словарем продолжил Д.Н. Ушаков, выдающийся лингвист, диалектолог, лексикограф. Вышедший впервые в 1934 году «Орфографический словарь» переиздавался более 40 раз. Он предназначался для школьников, однако стал настольной книгой учителей, редакторов, писателей и всех тех, кто имел дело со словом.

Из предисловия вы узнаете о том, как пользоваться словарем, какую помощь он может вам оказать. Словарь назван орфографическим, но в нем имеются сведения не только о написании слов и их вариантов, но и практические сведения о значении некоторых слов, их произношении, а также указываются трудные случаи образования грамматических форм. Орфографические словари дисциплинируют всех в едином и правильном написании слов. Помните об этом и обращайтесь во всех затруднительных случаях к вашему другу – орфографическому словарю.

А теперь мы предлагаем вам поработать редакторами. (Карточка с текстом для редактирования выдается одной из семеек)

Представьте, что во время летних каникул вы получили от своего друга такое письмо: «Сдраствуй друг. Ришил тибе написать письмо. Ты знаишь што я уехал к бабушки. Атдыхаю у ние надачи. Пагода фее время стаит очинь харошая. Сдесь есь рика. Ана ниширокая. Я свабодно даплываю да ие сиридины. Фсе ребята щитают миня знаминитым плафцом. Как ты праводишь каникулы? Мая бабушка приглашает тибя кнам надачу. Ты спраси у своих радителей можит тебя атпустят камне. Абязательно приижай. Пиридавай привет тваим папи и мами. Каньчаю писать. Твой друк.» (Слайд № 3)

Основное задание: исправьте в тексте ошибки, используя орфографический словарь. Дополнительное задание (повышенной сложности): определите, какие правила орфографии и пунктуации не выучил этот грамотей.

Две оставшиеся команды участвуют в орфографической эстафете, они получают другие карточки с заданиями. Каждый член семейки вписывает пропущенные буквы в одно слово и передает карточку следующему. Подсказывать запрещается, но можно пользоваться словарем.

Карточка для эстафеты: к...р...мель, форт...п...ано, в...нт...ляция, б...гаж, б...нзин, д...льфин, г...рд...роб, гл...д...олус, в...н...грет, р...п...тиция, т...мп...ратура, в...т...ран, э...к...латор, д...р...ктор, м...трёшка.

(Наблюдатели-ведущие учитывают скорость выполнения и дисциплину. Затем проверяют карточки и сообщают, кто победил в эстафете. Показывают правильный вариант. (Слайд № 4) После этого проверяется задание первой группы – письмо. (Слайд № 5) Исправленный текст выводится на экран.)

Ведущие помогают заполнить сведения о своем словаре.

4.2. Сообщение второй  семейки: «Толковый словарь»

Впервые определение толковому словарю дал Владимир Иванович Даль. Более 50 лет он составлял “Толковый словарь живого великорусского языка”, в который вошло около 200 тыс. слов и 30 тыс. пословиц и поговорок.

В нашей стране выпущено множество толковых словарей. Сейчас самым большим толковым словарём является 20-томный “Словарь современного русского литературного языка”, в нём более 120 тысяч слов. Есть и “Школьный толковый словарь русского языка” М.С. Лапатухина, который включает около семи тысяч слов.

Вы можете подумать, что объяснять значение многих слов не обязательно, ведь, они и так понятны. Это ошибочное мнение. Возьмем, например, слово стол. Как объяснить его значение? Конечно, прежде всего, стол – это разновидность мебели. Но есть еще и другие значения. Загляните в словарь, и тогда вы без труда выполните наше задание.

Задание группам: объяснить значение слова в каждом предложении.

Карточка для первой семейки:

1. Стол поставишь, стул придвинешь, посидишь… (Род мебели)

2. Почти все девушки жили на одной квартире, имели общий стол. (Вместе питались, совместное питание)

3. Анна Ивановна работает в адресном столе. (Бюро, учреждение)

4. В санатории нам определили пятый стол. (Диету)

Карточка для второй семейки:

1. Сельское предприятие продало государству сто голов. (Животных)

2. Вдали показалась голова колонны. (Начало)

3. Он в неравном бою сложил голову свою. (Жизнь)

4. От бессонницы у него разболелась голова. (Часть тела)

Задание для третьей семейки: определите слово по его значению.

1. Сосуд особого устройства, предохраняющий помещённый в него продукт от остывания или нагревания. (Термос)

2. Устройство, которое обеспечивает дыхание человека под водой. (Акваланг)

3. Начальный момент спортивного состязания по преодолению какого-либо расстояния на скорость. (Старт)

4. Свободное от учёбы и занятий время (Досуг)

Итог: проверка заданий в группах (Слайды № 6 – 8), отметки в таблице. (Ведущие помогают заполнить сведения о своем словаре.)

4.3. Сообщение третьей семейки: «Фразеологический словарь»

Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, которые мы не придумываем каждый раз, а воспроизводим по памяти. Наиболее популярными и известными фразеологическими словарями являются сборники Н.С. Ашукина и М.Г. Ашукиной «Крылатые слова», С.В. Максимова «Крылатые слова», «Фразеологический словарь русского языка» под ред. А.И. Молоткова. «Школьный фразеологический словарь русского языка», составленный Власом Платоновичем и Анатолием Власовичем Жуковыми.

В нашем словаре даны толкования значений фразеологизмов, приведены различные формы их употребления, их синонимы, антонимы, происхождение фразеологизмов. Он интересен для людей любых профессий.

А сейчас просим выполнить наши задания.

Задание I – разминка для всех. (Слайд № 9) Используя фразеологизмы, ответьте на вопрос: как говорят …

- о кротком, безобидном человеке? (Мухи не обидит);

- о человеке, испытывающем чувство большой неловкости, стыда? (Готов сквозь землю провалиться);

- о человеке, который пришел не вовремя, некстати? (Нелегкая принесла);

- о том, кто хуже, насравненно ниже другого в любом отношении? (В подметки не годится)

Задание II - главы семеек выбирают у ведущего карточки: 1-текст, 2-синонимы, 3-антонимы.

Наше задание первой группе: определите, сколько фразеологизмов в данном тексте и что они означают? За справками обращайтесь к фразеологическому словарю. Карточка с текстом: Спору нет – горячая голова! Но уж если мы с ним сошлись на свою голову, то теперь отвечаем за его поведение головой. Я ещё не знаю, что мы должны сделать в первую голову, т.к. у меня голова идёт кругом, но думаю, что голову вешать не стоит. Ручаюсь головой, что все вместе мы всегда сумеем намылить ему голову! (А. Шибаев).

Дополнительное задание: прочитайте текст, заменив фразеологизмы их толкованием. Сделайте вывод об использовании фразеологизмов в речи.

Задание второй группе: подберите синонимические фразеологизмы к словосочетаниям. Карточка: Во всю прыть, с гулькин нос, усердно трудиться, очень плохо, говорить вздор, совсем близко. (Для справок: засучив рукава, рукой подать, нести околесицу, из рук вон, кот наплакал, раз-два и обчелся, по пальцам пересчитать можно, сломя голову, со всех ног, раз-два и готово.)

Задание третьей группе: подберите антонимические фразеологизмы к словосочетаниям. Карточка: Во всю прыть, с гулькин нос, усердно трудиться, очень плохо, говорить вздор, совсем близко. (Для справок: спустя рукава, за тридевять земель, как по маслу, как из рога изобилия, нога за ногу спотыкается)

Итог: проверка выполненных заданий (Слайды № 10 – 12), отметки в таблице. (Ведущие помогают заполнить сведения о своем словаре.)

4.4. Сообщение четвертой семейки: «Словарь синонимов» и «Словарь антонимов»

Мы хотим рассказать вам ещё о двух словарях. В них находятся слова-друзья и слова-враги. Это «Школьный словарь антонимов русского языка» М.Р. Львова, содержащий свыше 500 пар антонимов, и «Краткий словарь синонимов русского языка» В.Н. Клюевой, содержащий около 3000 слов, которые помещены в синонимические гнезда. В словаре антонимов слова располагаются парами, а в словаре синонимов – синонимическими рядами. В начале каждого ряда находится доминанта – главное слово, а за ним располагаются остальные синонимы. Если вы будете пользоваться этими словарями, то ваша речь будет образной, грамотной, яркой и выразительной.

А теперь наше задание. Русский язык чрезвычайно богат. Леонид Леонов в романе «Русский лес» употребил около 150 глаголов, обозначающих речь: говорить, сказать, сообщить, изложить, промолвить, подтвердить, повторить и др. (Слайд № 13)

Задание для первой группы: К слову «победить» в словаре дано 14 синонимов. А сколько назовёте вы? Запишите.

Задание для второй группы: Подберите синонимы для характеристики старательного ученика и недобросовестного ученика. Запишите их.

Задание для третьей группы: Найдите в загадках синонимы и антонимы. Выпишите их, прокомментируйте. (Карточка с загадками)

1.  Простое слово промежуток,

В театре несколько минуток,

Пока начнётся новый акт,

Мы называем все… .

На время что-то прекратив,

Мы объявляем… .

В борьбе, в труде устали слишком –

Дают уставшим… .

После урока непременно

Нужна ребятам… .

2.  Я антоним к слову зной,

Я в реке, в тени густой

И в бутылке лимонада,

А зовут меня… .

За справками обращайтесь к словарям синонимов и антонимов.

Итог: проверка выполненных заданий (Слайды № 14 – 16), отметки в таблице. (Ведущие помогают заполнить сведения о своем словаре.)

5. Подведение итогов урока.

Сегодня мы узнали много нового о некоторых словарях. Научившись пользоваться словарями, вы полюбите их, как настоящих друзей. Французский писатель А. Франс, к которому мы сегодня уже обращались, выразил свою любовь к словарям следующими словами: «Я люблю их не только за большую пользу, приносимую ими, но и за всё то, что есть в них прекрасного и величественного… Здесь мысли, радости, труды и горести наших предков и наши собственные. Подумайте, что все собранные вместе слова – дело плоти, крови и души родины и человечества». (Слайд № 17)

Обращайтесь к словарям и справочникам постоянно. Помощь, которую они окажут вам при изучении русского языка и литературы, истории и географии, физики, алгебры и других предметов, вы, несомненно, оцените, а школьная дружба со словарями сохранится у вас на всю жизнь.

6.Домашнее задание. (Слайд № 18) Заполните таблицу «Мои домашние словари»:

Автор

Название словаря

Количество томов

Количество слов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ УРОКА В ГОСТЯХ У СЛОВАРЕЙ

В гостях у словарей Цель урока.1. Учить детей пользоваться разными словарями как помощниками в углублении знаний по предмету.2.  Развивать у учащихся интерес к предмету, что в значител...

конспект урока по теме "Словари русского языка"

методический комплекс включает в себя конспект, презентацию и оценочный лист занятия по теме "Словари русского языка"...

Конспект урока "Этимологические словари"

Цель урока: познакомить школьников со спецификой этимологического словаря, научить пользоваться данными этимологии при объяснении современных лингвистических фактов....

Конспект урока «В гостях у словарей»

Урок-обобщение по теме «Лексика»...

Конспект урока "Типы словарей"

Конспект урока для 6 класса, цель которого- познакомить школьников с типами словарей русского языка....