Исследовательская работа по русскому языку "Жаргоны в речи школьников ФГКОУ СОШ № 162: мусор или необходимость?"
творческая работа учащихся по русскому языку (8 класс) по теме

Калюжина Юлия Юрьевна

Данная исследовательская работа раскрывает суть понятия "жаргон", его виды, особенности употребления. Во второй части исследования ученица выясняет, используют ли жаргоны в своей речи школьники, почему используют и т.д., затем делает вывод: мусор это или необходимость для современной молодежи. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon itogovaya_tanya.doc114.5 КБ
Office presentation icon tanya_2.ppt592 КБ

Предварительный просмотр:

Федеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №162»

ЖАРГОНЫ В РЕЧИ УЧАЩИХСЯ ФГКОУ СОШ №162:

«МУСОР» ИЛИ НЕОБХОДИМОСТЬ

                                                       Выполнила:

                                                         ученица 8 класса

                                                                                               Чаринцева Татьяна Дмитриевна

                                                                                    Научный руководитель:

                                                                         Калюжина  Юлия Юрьевна                 

                                                               учитель русского языка

                                                 

Хабаровск-47

2012

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………3-4

Глава 1. Жаргон школьников как языковое явление…………….....

  1. История развития жаргона. Жаргон, арго и сленг…………..
  2. Виды жаргонов…………………………………………………
  3. Жаргон школьников как явление……………………………..

 Глава 2. Жаргон в речи учащихся ФГКОУ СОШ №162……………

2.1     Результаты опроса и анализ анкет……………………………..

Вывод…………………………………………………………………………

Список использованной литературы………………………………………

Введение

Актуальность исследования. В наше время существование жаргона как языкового явления не оставляет сомнений. Многие педагоги и родители жалуются на то, что школьники часто употребляют в своей речи жаргонизмы, а это, в свою очередь, засоряет язык молодежи, приводит к обеднению культуры речи будущих поколений нашего общества.

        Между тем жаргон школьников как явление продолжает успешно возникать, обновляться и стабильно присутствовать в языковой субкультуре молодёжи. Данное наблюдение позволило нам предположить, что успешное существование и развитие жаргона имеет в подростковой среде объективные причины.

        Между сторонниками и противниками школьного жаргона на протяжении уже многих лет в обществе и в научной среде идёт активная (часто непримиримая) дискуссия. Этот факт делает данную проблему актуальной не только с языковедческой, но и с социально-педагогической точек зрения. Всё это послужило логическим толчком для организации нашего исследования. Актуальными сегодня являются слова великого классика нашей литературы А.И. Куприна: «Язык – это история народа. Язык – это путь цивилизации и культуры. Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью».

        Цель исследования: выяснить роль жаргонов в речи учащихся ФГКОУ «СОШ № 162», с какой целью употребляют школьники жаргонизмы, определить, по мнению школьников, жаргоны — необходимость или «мусор», и  выработать стратегии по преодолению засорения речи школьников жаргонизмами.

Задачи исследования:

1. Изучить необходимую литературу по теме, определить, что

такое «жаргон», его виды.

2. Провести анкетирование учащихся ФГКОУ «СОШ № 162»

с целью выяснения роли жаргонов в речи.

         3.  Проанализировать ответы учащихся, определить: жаргоны -

это необходимость или «мусор» в речи школьников.

Объект исследования: жаргон как языковое явление.

Предмет исследования: жаргон в речи учащихся ФГКОУ «СОШ

№ 162».

Методы исследования:

  • Изучение литературы по теме.
  • Анкетирование.
  • Анализ анкет.

Теоретическая значимость: материалы исследования могут пригодиться учителям русского языка на уроках развития речи в качестве примера того, как говорить не нужно.

Практическая значимость: материалы приложений могут использоваться при проведении уроков развития речи, классных часов и различных мероприятий по культуре речи.

Этапы проведения:

  1. Вводный: изучение литературы по теме (апрель-май 2011 г.)
  2. Основной: изучение жаргонов в речи учащихся ФГКОУ «СОШ

№ 162» (сентябрь-декабрь 2011г.).

  1. Заключительный: написание работы (январь-февраль 2012г.).

Структура работы: работа состоит из введения, теоретической главы, опытно-экспериментальной главы, заключения, списка литературы.

Часть 1

Жаргон школьников как языковое явление

  1. История развития жаргона. Жаргон, арго и сленг.

Речь - это специфическая форма отражения действительности. Она следует за изменениями, происходящими в нашей жизни, связанными со сменой культурных ориентиров, ценностей, установок. Жаргон - особая форма языка. Общение относится к числу важнейших сфер жизнедеятельности. От того, как будет складываться общение, зависит формирование личности. Поскольку жаргон выступает как инструмент идентификации и самоидентификации, он является средством социумного объединения и выполняет интегративную функцию. Но вместе с тем остро стоит проблема ''иссушающего" влияния молодежного жаргона на устную речь. По мнению ученого-лингвиста Л.И.Скворцова, «засорение языковой среды подобно загазованности воздуха, нарастанию токсичности, когда они становятся опасными для жизни человека» (4, с.52).

Интерес к исследованиям жаргона возник так же рано, как и сам жаргон.

  1. История жаргона насчитывает далеко не десятки лет, и даже не столетия, а тысячелетия. Изучение древнерусских памятников заставило ученых прийти к выводу, что и в те далекие времена, когда русский язык только зарождался, уже существовал жаргон. Это были и словечки - междусобойчики, понимаемые только в определенных группах (жаргон кузнецов, например), и меткие выражения, живущие ныне в виде поговорок и пословиц. Интересные примеры можно отыскать в "Житие протопопа Аввакума". Язык этого произведения вообще можно считать уникальным примером живого разговорного языка Древней Руси.
  2. Работы по анализу "просторечья" проводились также в 19 веке. Впервые попытка описать и классифицировать жаргонную лексику была представлена в словаре Микуцкого. Знаменитый словарь Даля  дает много данных на эту тему. В нем представлены следующие типы жаргонизмов: язык офеней (бродячие торговцы-коробейники) как язык "профессиональной группы", байковый язык (язык городских карманников) как нечто среднее между языком профессиональной группы и воровским арго, и совершенно непонятный для непосвященных язык деклассированных представителей общества (воры, нищие и т. п.).
  3. После революции начали появляться новые работы, посвященные в основном "новому пролетарскому языку". В 1918 году был открыт Институт живого слова, занимавшийся проблемами социальной диалектологии. Здесь можно назвать такие работы, как статью Г. Виноградова "Детский блатной язык (Argot)" (1926), отчет С. Я Капорского "Воровской жаргон среди школьников: По материалам обследования ярославских школ" (1927), словарь "Из лексикона ростовских беспризорников и босяков" (1929). Но к середине 30-х годов эта тема была объявлена "недостойной внимания" и интерес потихоньку утих. Более-менее был описан жаргон воров и уголовников, но исследования велись не лингвистами, а юридическими работниками, и зачастую практического толка для "не-юристов" в них было мало.
  4. Перестройка изменила существующее положение дел. Это был настоящий бум - в год появлялось несколько десятков работ, посвященных жаргону, в том числе и молодежному. К 2000-му году волна интереса к исследованию жаргона опять схлынула. Однако нельзя сказать, что интерес к молодежному жаргону утих окончательно - как печатные, так и электронные издания периодически возвращаются к этой теме. Существует несколько электронных словарей молодежного жаргона, активно пополняемых самими читателями.
  5. Даже в те далекие времена главным "производителем и поставщиком" жаргона была молодежь. Во все времена молодым важно было иметь "свой язык", непонятный для непосвященных. Язык служил идентификатором - свой или чужой? Можно доверять или следует поостеречься? Кроме того, когда ребенок подрастал и активно включался в жизнь социума, он начинал активно усваивать профессиональный жаргон, в зависимости от дела, которым занимался.
  6. Ответ на вопрос о том, что же такое жаргон в русском языке далеко неоднозначен. «Универсальная энциклопедия Кирилла и Мефодия» дает толкование: «жаргон - (франц. jargon), социальная разновидность речи, отличающаяся от общенародного языка специфической лексикой и фразеологией». Толковый словарь русского языка дает следующее определение этому понятию: "Жаргон - речь какой-нибудь социальной или иной объединённой общими интересами группы, содержащая много слов и выражений, отличных от общего языка, в том числе искусственных, иногда условных". Таким образом, определений термину «жаргон» в разных источниках очень много.
  7. Термины «жаргон» и «арго» пришли в русскую лингвистику из французского языка, а «сленг» - из английского. Во французской лингвистике встречаются диаметрально противоположные толкования терминов «жаргон» и «арго». Малый словарь Робер дает общеупотребительное значение термина арго «язык криминала» и лингвистическое - «нетехническая лексика, используемая некой социальной группой». Этимологически арго - сообщество злоумышленников.
  8. Жаргон в Робере объясняется как «неправильный, искаженный» или искусственно изобретенный язык, понятный только членам конкретной группировки. Однако составители словаря из библиотеки Ларусс считают, что именно термин арго (а не жаргон) обозначает «совокупность слов и выражений, используемых людьми одной социальной и профессиональной группы с целью выделиться на фоне других социальных объединений». Термин сленг в Ларуссе отсутствует, а в Робере  поясняется как «английское арго».

Сленг - вариант разговорной речи (экспрессивно окрашенные элементы этой речи), не совпадающие с нормой литературного языка (Советский энциклопедический словарь, под ред. С.М. Ковалева).

Арго - это закрытая лексическая подсистема специальных номинаций, обслуживающих узкие социально-групповые интересы.  Далеко не всегда содержание арготизма может быть понятно непосвящённому. В некоторых случаях герметичность, закрытость семантики слова является самоцелью и проявляется в специальной функции арго - конспиративной, когда носители арго используют специальные номинации для скрытия групповых тайн от окружающих: конкурентов, грабителей, властей. Самый яркий пример такого арго, тайного, условного подъязыка в прошлом, - язык офеней, бродячих торговцев мелким товаром.

Искусственный и тайный характер имеют (или имели в прошлом)  некоторые арготизмы в речи деклассированных элементов: названия воровских «профессий», отдельных криминальных акций, специальных приспособлений и т.д., ср.; фармазонщик - мошенник, сбывающий фальшивые драгоценности, дербанить - делить краденное, зекс - сигнал опасности. Тревоги, рвотка - воровской инструмент для взлома сейфов.

Таким образом, мы придерживаемся мнения В.В.Химика о том, что жаргоны, арго, сленг взаимопронимаемы, но тем не менее существует определенная градация этих языковых единиц: арго         жаргон            сленг (интержаргон).

                           

      1.2    Виды жаргонов

По мере изменений, происходящих в языке, изменялся и жаргон. Появлялись новые профессии, новые предметы обихода, по-разному проводили люди досуг, соответственно по-разному объединялись в группы. Сейчас, наверное, и невозможно перечислить все существующие виды жаргона: начиная от групп, традиционно находящихся "вне общества" (воровской жаргон, жаргон наркоманов, уголовников и т. д.), и заканчивая "сливками общества" (жаргон музыкантов, писателей, политиков и т. п.).  Изучив необходимую литературу, мы пришли к выводу, что можно выделить следующие виды жаргонов:

  • Профессиональный

        Профессиональный жаргон связан с профессиями людей, которые его употребляют. Существуют такие разновидности:

  • жаргон музыкантов:

Абсолютник — музыкант с абсолютным слухом;

Котлы — альтовые барабаны и томы;

Костыль — тромбон;

  • жаргон компьютерщиков:

В последнее время произошло увлечение молодёжи компьютерными играми. Это послужило мощным источником новых слов, используемых школьниками. В жаргон школьников очень много слов пришло из компьютерного жаргона. Эти слова служат для общения людей одной профессии – программистов или людей, использующих компьютер для своих целей.

Первой причиной столь быстрого появления новых слов в компьютерном жаргоне являются, конечно же, стремительное развитее компьютерных технологий. Отсутствие в русском языке достаточно стандартизированной терминологии в этой области, значительного числа фирменных и рекламных терминов повлекло за собой тенденцию к появлению такого числа компьютерного жаргона.

Многие из существующих профессиональных терминов достаточно громоздки и неудобны в ежедневном использовании. Возникает мощная тенденция к сохранению, упрощению слов. Например: винда - наименование операционной системы Windows; юзать – использовать; залить – расположить, петушок – название оружия в компьютерных играх, зига – узкий проход в форме зигзага в компьютерных играх, мать, материнка, мамка – материнская плата; мозги – оперативная память; геймер (Gamer) – игроман, человек, который не может жить без компьютерных игр, следит за всеми новинками и всегда в курсе игрового мира; вирь – вирус.

  • Жаргон зеков (арго)

Уголовный жаргон стали изучать еще в царской России (так, В. Трахтенберг, составивший "Жаргонъ тюрьмы", г. Санкт-Петербург, 1908 год, сам был первостатейным мошенником и продал правительству Франции рудники в Марроко, которых никто и в глаза не видел). Ряд статей и монографий увидел свет в первые годы Советской власти. Позже исследовать феню считалось дурным тоном, и она печаталась лишь в справочниках Министерства внутренних дел сугубо для служебного пользования. В 1982 году во Франкфурте-на-Майне издательство "Посев" выпустило "Словарь Арго ГУЛАГа" под редакцией Б. Бен-Якова. Тогда же появилось и нью-йоркское издание "Словаря блатного жаргона в СССР". Спустя год, в Нью-Йорке В. Козловский выпустил "Собрание русских воровских словарей" в четырех томах. В начале 90-х "блатную музыку" начали печатать и в России"."Воровская речь должна изобличать в воре "своего", доказывать его полную принадлежность воровскому миру наряду с другими признаками, которыми вор всячески старается выделиться в окружающей его среде, подчеркнуть свое воровское достоинство: манера носить кепку, надвигая ее на глаза, модная в воровской среде одежда, походка, жестикуляция, наконец, татуировка, от которой не отказываются воры, даже несмотря на явный вред, который она им приносит, выдавая их агентам уголовного розыска. Не понять какого-либо воровского выражения или употребить его неправильно - позорно...".

  • Молодёжный

Важнейшими процессами переходного возраста являются расширение жизненного мира личности, круга ее общения, групповой принадлежности и типа людей, на которых она ориентируется. Современные технологии раздвигают рамки общения. Например, появление интернета позволило современной молодежи «зависать» в чатах (от английского слова chat - болтовня) и тем самым значительно расширить свой круг общения. И поскольку основная масса, общающаяся таким образом, - молодежь, то ничего удивительного нет, что происходит усвоение соответствующий нормы речи. И так как поведение подростка определяется, прежде всего, промежуточностью его положения, то переходя из детского мира во взрослый, подросток не принадлежит полностью ни к тому, ни к другому, тем самым ища поддержки у сверстников и строя стену отчуждения от взрослого. Специфичность его социальной ситуации и жизненного мира проявляется и в психике, для которой типичны внутренние противоречия, неопределенность уровня притязаний, повышенная застенчивость и одновременно агрессивность, склонность принимать крайние позиции и точки зрения. Эта напряженность и конфликтность тем больше, чем резче различия между миром детства и миром взрослости и чем важнее разделяющие их грани. Поэтому степень «подростковости поведения» никогда не бывает одинаковой. Она принимает разные формы: протестом в частности служит язык подростка. А стихия, питающая этот молодежный язык, - это все новое, нетрадиционное или отвергаемое: речь музыкальных фанатов, музыкальное телевидение, в частности MTV, речь наркоманов, компьютерный жаргон и городское просторечие, английский язык и воровское арго. Каждая из этих составляющих имеет свою сферу, свой предмет и в то же время представляет широкое поле для заимствования (не грузи меня - из жаргона компьютерщиков; тащусь, торчу от Децла - из жаргона наркоманов). Заимствованные из литературного языка элементы переосмысляются в игровом, ироническом ключе: мне это абсолютно параллельно, сугубо фиолетово, по барабану.

Причиной употребления в молодежной речи жаргонизмов является потребность молодых людей в самовыражении и встречном понимании. Несмотря на утвердившиеся представления о старшеклассниках как о людях, полностью обращенных в будущее, можно найти немало свидетельств их поглощенности настоящим. Даже самоопределение, хотя и направлено всеми своими целями, ожиданиями, надеждами в будущее, осуществляется все же, как самоопределение в настоящем - в практике живой реальности и по поводу текущих событий. С этих позиций следует оценивать и значение общения - деятельности, занимающей огромное место в жизни подростков, старшеклассников и студентов и представляющей для них самостоятельную ценность.

Неформальное общение подчинено таким мотивам, как поиск наиболее благоприятных психологических условий для общения, ожидание сочувствия и сопереживания, жажда искренности и единство во взглядах, потребность самоутвердиться. В свете всего вышеперечисленного общение с товарищами становится большой ценностью для подростка. Оно нередко становится настолько притягательным и важным, что учение отодвигается на второй план, возможность общения с отцом и матерью выглядит уже не такой привлекательной. Полноценное общение в молодежной среде невозможно без владения ее языком.

Молодежный же язык подразумевает использование жаргонных слов, бранных оборотов речи как своего рода междометий или просто способов связи предложений, не выражающие отрицательных эмоций. Тем не менее, грубая агрессивность подобной формы речи, даже лишенная оскорбительной направленности, малопривлекательна и вряд ли может служить свидетельством вкуса и красноречия.

  • Школьный.

Таким образом, существует много разных жаргонов, у которых свои задачи, своя группа лиц, употребляющих их. В своей работе мы используем такую классификацию жаргонов.

                             1.3   Жаргон школьников как явление

В подростковом возрасте, обычно после 11 лет (Кон, 1989: 34) на фоне растущего негативизма, стремления к освобождению от детской независимости развивается и укрепляется тенденция к отчуждению от «взрослого» общества и его норм, в том числе языковых, лексических. Начинает формироваться социализированное антагонистическое сознание — «быть не как все», что поначалу означает всего лишь - «быть не как взрослые». Это естественное биосоциальное устремление подростков и юношества, подсознательная подготовка к самостоятельной жизни, и язык — формирующаяся или быстро осваиваемая подсистема жаргонов — оказывается частью такой подготовки, своеобразным способом самоутверждения юных во «взрослом» мире.

Противоположная тенденция означает естественное стремление подростков к корпоративности, стадности: «быть подобным своим», то есть внешним видом (прической, одеждой, аксессуарами), стилем поведения, и особенно поведения речевого, походить на своих, себе подобных.

С позиции науки этологии обе эти тенденции расцениваются как действие естественных и общих биосоциальных процессов: инстинкта «выделяющего поведения» и инстинкта «расселения». Первый инстинкт, свойственный всем высокоорганизованным существам в молодом возрасте, диктует: «выделись чем-нибудь, веди себя так, чтобы на тебя обратили внимание, запомнили, узнавали» (1, с.83). Инстинкт «расселения», напротив, ведет к интеграции: молодые особи сплачиваются в группы, в которых чувствуют себя увереннее, где реализуют свои потребности в игровом поведении и в отдыхе от напряженных иерархических отношений «большого» мира (1, с. 76-80).

Аналогично рассматриваются две эти тенденции с позиции социальной психологии. И.С.Кон (3) пишет, что «психология общения в подростковом и юношеском возрасте строится на основе противоречивого переплетения двух потребностей: обособления (приватизации) и аффилиации, то есть потребности в принадлежности, включенности в какую-то группу или общность, которая превращается у многих ребят в непобедимое стадное чувство» (3, с.129-130). Вполне закономерно, что эти тенденции находят свое выражение в языке, в употреблении жаргонизмов. Более того, естественный человеческий язык оказывается ведущим элементом реализации поведения молодых людей: освобождение от контроля старших выражается в попытках отторжения языковых норм и в тяготении к групповому подъязыку, социально-возрастному жаргону. Так создается, тиражируется и сохраняется специфическая лексика подростков, а именно подростковые жаргоны больших и малых групп, объединенных общими интересами, территорией, образом жизни. Это, например, уличный жаргон, школьная жаргонная лексика. Элементы одного из таких частных подростковых жаргонов, бурсацкого лексикона 19 столетия, ярко представлены в «Очерках бурсы» Н.Г.Помяловского (например, лупетки - глаза, озубки — огрызки хлеба, стибрить, сбондить, сляпсить, спереть — украсть и т.д.).

Школьный жаргон можно квалифицировать как корпоративный молодёжный жаргон. По мнению Л.И.Скворцова,  «жаргон школьников входит в образование более общего порядка – студенческий жаргон» (5, с.49). В нём выделяется лексическая группа, которая является ''ядром'' школьного жаргона - входящие в нее единицы реализуются в речи большинства школьников без каких-либо (например, территориальных) ограничений. Так, например, названия учебных предметов (матеша, физ-ра, лит-ра, русиш, инглиш, эстиш, био, инфо), названия оценок (двояк - 2, тройбан, трендель - 3, пятак - 5), названия видов учебной деятельности (контроша, домашка, лабораторка, провузы, госы) и т.д.

В речи школьников имеются такие жаргонизмы, как училка (учительница), классуха (классный руководитель). Употребление этих слов не имеет функции оценки называемых людей (училка - это не ''плохая учительница'', а просто ''учительница''). Оно наглядно демонстрирует намерение говорящего снизить общественный статус этих людей в глазах слушающего и в собственных и тем самым, как правило, повысить собственный статус (хотя бы на момент речи).

        Отдельного рассмотрения заслуживает такая специфическая часть школьного жаргона, как жаргонные наименования учителей и других школьных работников по их конкретным признакам. Данная группа достаточно обширна. Как правило, такие лексемы носят ярко выраженный «локальный» характер и реализуются в речи учеников именно той школы, где были выработаны. Они экспрессивны, фамильярны, реализуются лишь при внутригрупповом общении школьников.

При производстве данных единиц широко используется метафоризация на основе различных признаков. Конечно, учитывается то, какой предмет преподаёт учитель, например: «Пушкин - это наше всё» (учитель литературы), файл (учитель информатики). Принимаются во внимание детали внешности, например: одуванчик (растрёпанные волосы), черкан (лысый), таракан (усатый), кемэл (пухлые губы), двухэтажка (высокая прическа), рюмочка (стройная фигура), а также внешнее сходство с героями книг, кинофильмов, мультфильмов, телепередач, например: Бонифаций, Колобок, кот Леопольд, Клювдия. Прозвища даются на основе темперамента, манеры поведения, например,генералиссимус (её все слушаются), привычек, особенностей поведения, например, карась (любит рыбалку), хохмачка (часто говорит: «Я расскажу вам хохму»), ниндзя (ходит тихо, неслышно). Происходит морфонологическая деформация личных имен, сокращения, сложение основ, аббревиация: Эсэс (Светлана Степановна), Сандра (Александра), Джордж (Георг), Васильич (Владимир Васильевич), Викеша (Валентина Викентьевна), Гриня (Григорий Иванович), Лампа, Лампочка (Людмила Евлампиевна), MTV (Модина Таисия Васильевна). Порой в прозвище сочетаются и особенности имени, и черты характера, например: Металл Иваныч (Михаил Иванович, довольно сильный по характеру). Часто учащиеся таким образом выражают своё отношение к учителю - отрицательное (Нинка Палка) или положительное (Аркаша, Оленька). Образование подобных единиц (выработка жаргонных наименований конкретных людей) является специфической чертой школьного жаргона.

        В речи школьников можно выделитьслова, относящиеся к сфере быта. Их, в свою очередь, можно разделить на несколько групп:

  • называющие части тела: виза, дыня, карточка – лицо; пакши, культяпки, клешни, грабли – руки; котелок, кочан, кабина, глобус, чайник – голова; лыжи, шасси, лапти, тормоза – ноги. Для данных слов характерна наибольшая традиционность. В. С. Елистратов объясняет это явление так: «Части тела, его отправления и т.п. в арго приобретают различные смеховые наименования, т.е. тело именуются через вещи мира, и тогда всё арго представляется неким бесконечным, бессменным, тупым метафоризированием. Но смысл, на ваш взгляд, как раз обратный: мир становится большим человеческим телом, тело становится той смеховой призмой, через которую интерпретируется мир» (2, с.121);
  • называющие одежду, обувь и аксессуары: джопсы, джины- джинсы; шкура, косуха, бомбер – куртка; потники – носки; бандана – платок, завязываемый на голове или колене; фенечки – украшения на руку; копыта – женская обувь с расклешённым каблуком.

К сфере досуга можно отнести такие слова, как видак, мафон, диска, дискач, кореша, туса, шухерить, замочить, махаться. Для слов этой группы характерно заимствование из других жаргонов, в частности жаргона музыкантов и неформальных групп.

- называющие различную бытовую технику: комп – компьютер; инет – интернет; скинуть – скопировать файлы на диск, флэш-карту; залить – разместить; юзать – использовать. Это неологизмы в жаргоне школьников.

- отдельно следует остановиться на жаргонизмах, называющих деньги: бабки, бабосы, лаве лавешки – деньги; косарь, штука, кусок – тысяча; зелень, капуста, - доллары.

Теперь рассмотрим некоторые аспекты словообразования.

Пополнение лексики школьников происходит в основном за счёт имён существительных (из 145 слов – 90 имена существительные, 31 глаголами, 3 прилагательными).

Традиционное для русской речи суффиксальное образование слов имеет место и в школьном лексиконе. Например: стукач, дискач образованы с помощью суффикса -ач; видак -ак; физичка-истеричка -ичк; домашка, столовка, училка -а.

Существительные могут быть образованы от глаголов бессуффиксным способом: отпад, облом, прикид.

Зафиксированы существительные, образованные от существительных же, усечением первоначальной основы, причём усечённое слово приобретает резко-негативную оценку: шпора, джинсы, реп, пит, диря и т.д.

Интересны такие слова, как лохидзе, клипйшн.

Возможно, что лохидзе образовано сложением двух основ: лох, дзе. Это объясняется тем, что слово «лох» несёт на себе негативную оценку, а «дзе» является довольно распространённым окончанием среди кавказских фамилий.

Что же касается слова клипейшн, то для его образования употреблён достаточно продуктивный суйчас в русском языке суффикс –эйшн (пришедший из английского языка: сейшн, коммуникейшн).

Встречаются имена прилагательные и наречия, образованные от аббревиатур и сложносоставные: стопудово, стопудовый.

Очень редко образуются новые глаголы: угарать, стибаться, юзать.

Итак, наиболее продуктивным для школьного жаргона является суффиксальный способ образования.

Несколько слов необходимо сказать о фразеологизмах, которые широко используются в школьном жаргоне. Большинство из них доброжелательно-шутливый характер и связаны с учебным процессом: выпасть в осадок, крыша едет, революция в желудке, делать в лом, сдать влёгкую и т.д.

        С помощью фразеологизмов речь школьников становится более выразительной и колоритной.

        Таким образом, употребление школьниками жаргонов объясняется с разных точек зрения. Основные причины — желание выделиться, быть не как взрослые, или объединение в неформальные группы, где много таких, как ты. Кроме того, школьные жаргоны делятся на несколько сфер: названия школьных предметов, учителей, сферу досуга и прочие. Среди способов словообразования жаргонизмов самым популярным является суффиксальный. Большое влияние на речь школьников оказывают жаргоны-фразеологизмы.  

2. Жаргон в речи учащихся ФГКОУ «СОШ № 162»

  1. Результаты опроса и анализ анкет

        В анкетировании приняли участие учащиеся 5-7 классов в количестве 32 человек, 63 % от общего числа; учащиеся 8-11 классов в количестве 36 человек, что составляет 77 % от общего числа.

        В результате обработки анкет было выяснено следующее:

  1. На вопрос: «В каких ситуациях вы употребляете жаргоны?» было установлено, что 14 учащихся 5-7 классов употребляет жаргоны в школе, а 18 – когда злятся. Среди учащихся 8-11 классов 20 человек  употребляет жаргоны в школе, а 16 - на улице. Таким образом, выясняется, что ребята среднего звена не употребляют жаргонизмы в общественных местах, в отличие от старшеклассников. Это позволяет предположить, что учащиеся 8-11 классов употребляют жаргоны с целью обособления в определенные молодежные группы. Кроме того, чтобы узнавать «своих» среди других.
  2. На вопрос: «Употребляете ли вы жаргонизмы?» было установлено, что 25 учащихся 5-7 классов употребляют жаргоны, а 7 - не употребляют.  

        Среди учащихся 8-11 классов 27 учащихся употребляют жаргоны, а 9                    не употребляют. Это говорит о том, что большинство учащихся 5-11 классов употребляют жаргонизмы в своей речи.

  1. На вопрос: «Понимаете ли вы жаргоны окружающих вас людей?» было установлено, что 8 учащихся ответили «нет», а 24 - «да». Среди учащихся 8-11 классов 22 ответили «да», а 14 - «нет». Это значит, что большинство учащихся старается выделиться из толпы сверстников, употребляя жаргонизмы, стать «своим» среди «чужих».
  2. На вопрос: «В каком настроении вы употребляете жаргонизмы?» было установлено, что 14 учащихся 5-7 классов употребляют жаргоны в хорошем настроении, 7 - в плохом, а 12 - в любом. Среди учащихся 8-11 классов 7 ответили - в плохом, 7 - в хорошем, 22 - в любом. Таким образом, выяснилось, что употребление жаргонизмов в зависимости от настроения не свойственно нашим школьникам, они употребляют жаргонизмы всегда, в любом настроении.
  3. На вопрос: «Кто одобряет употребление вами жаргонов?» было установлено, что 16 учащихся 5-7 классов думают, что учителя и сверстники, а остальные 16 думают, что одноклассники. Среди учащихся 8-11 классов 22 думают, что посторонние люди, сверстники и одноклассники, а 12 думаю, что родители и учителя. Таким образом, выяснилось, что употребление жаргонизмов одобряют многие люди, в том числе и учителя, но возможно это была чья-то шутка или просто учителя не делают этим ученикам замечаний.
  4. На вопрос: «Как вы думаете, обогащает ли жаргон русский язык?» было установлено, что 12 учащихся 5-7 классов думают, что обогащает, 20 думают, что скорее да, чем нет; среди старшеклассников  выяснилось, что большинство (36 человек) считает, что жаргонизмы обедняют нашу речь. Таким образом, выяснилось, большинство ребят считают, что жаргонизмы всё таки обедняют нашу речь, а не обогащают её.

7. На вопрос: «О чём говорит наличие жаргона в речи?» было установлено, что 8 учащихся 5-7 классов считают, что жаргон-это принадлежность к молодёжной субкультуре, жаргон-это желание выделиться из толпы, а 24 из них думаю, что жаргон говорит о недостаточной образованности человека. 6 учащихся 8-11 классов считаю, что жаргон говорит о принадлежности к молодёжной субкультуре, и что это желание выделиться из толпы, 12 учащихся думают, что жаргон говорит о речевой небрежности, а 18 считают, что жаргон говорит о недостаточной образованности человека. Таким образом, выяснилось, что большинство учащихся ФГКОУ СОШ № 162 считают, что жаргон говорит о недостаточной образованности человека.

8. На вопрос: «Как вы думаете есть ли у жаргонов будущее?» было установлено, что 32 учащихся 5-7 классов считают, что жаргон изменится, но сохранится как язык молодёжи. Учащиеся 8-11 классов думают так же, жаргон изменится, но сохранится как язык молодёжи. Таким образом, выяснилось, что учащиеся ФГКОУ СОШ № 162 считают, что жаргон изменится, но сохранится как язык молодёжи.

        Таким образом, по итогам анкетирования можно сделать вывод, что учащиеся ФГКОУ «СОШ № 162» употребляют в своей речи жаргоны и не считают их «мусором», хотя понимают, что жаргонизмы обедняют речь. Тем не менее, школьники считают, что со временем большинство из них, возможно,  перестанут употреблять жаргоны, что это явление проходящее.

Заключение

«Причина появления школьного жаргона – желание подростков проявить своего рода самостоятельность, выделиться на фоне сверстников, заявить о себе, показать принадлежность к какой-либо группе: группе рока, фанатам спорта и т.д. Жаргон – очень прилипчивая манера речи. Школьники будто бы говорят так для её оживления, словесной игры, потому он так и привлекателен» (7, с.91).

Мы считаем, что необходимо бороться с грубыми словами в школьном жаргоне как с проявлением насилия на речевом уровне. Жаргон школьников – дурная привычка, от которой очень трудно избавиться.

Только поняв, что жаргон есть речь низкая, грубая, вульгарная, можно оценить высокую поэтику литературной речи.

Подводя итоги работы, можно сделать следующие выводы:

  1. Мы придерживаемся мнения В.В.Химика о том, что жаргоны, арго, сленг взаимопронимаемы, но тем не менее существует определенная градация этих языковых единиц: арго   -      жаргон       -     сленг (интержаргон).
  2. Существует много разных жаргонов, у которых свои задачи, своя группа лиц, употребляющих их. В своей работе мы используем такую классификацию жаргонов: профессиональный, арго, молодежный, школьный.
  3. Таким образом, употребление школьниками жаргонов объясняется с разных точек зрения. Основные причины — желание выделиться, быть не как взрослые, или объединение в неформальные группы, где много таких, как ты. Кроме того, школьные жаргоны делятся на несколько сфер: названия школьных предметов, учителей, сферу досуга и прочие. Среди способов словообразования жаргонизмов самым популярным является суффиксальный. Большое влияние на речь школьников оказывают жаргоны-фразеологизмы.  
  4. По итогам анкетирования можно сделать вывод, что учащиеся ФГКОУ «СОШ № 162» употребляют в своей речи жаргоны и не считают их «мусором», хотя понимают, что жаргонизмы обедняют речь. Тем не менее, школьники считают, что со временем большинство из них, возможно,  перестанут употреблять жаргоны, что это явление проходящее.
  5. Подводя итоги вышесказанному, можно сделать вывод: более 50% учащихся ФГКОУ «СОШ № 162» считают, что жаргоны — это необходимость, около 30% - что это мусор». Таким образом, наша гипотеза не подтвердилась: школьники считают жаргон своим языком, частью языковой картины мира. Вследствие этого необходимо проводить работу по культуре речи среди учащихся ФГКОУ «СОШ № 162».  «Каждый, кто гордится своим языком, кто по-настоящему любит его, - призывает известный лингвист Л.И.Скворцов, - должен активно бороться с жаргонизмами, тактично поправлять друзей, товарищей, не боясь и поспорить. Как в природе существуют предельные уровни радиации, загазованности атмосферы, загрязнения водной среды, выше которых могут начаться необратимые процессы, так и в языке есть пределы его искажения» (6, с.49). Мы присоединяемся  к мнению ученого и считаем, что  ученики должны заниматься самовоспитанием и избавляться от жаргонных выражений и слов.

Список использованной литературы

  1. Дольник, 1994.
  2. Елистратов В. С. «Словарь московского арго»/ М: «Русские словари», 1944.
  3. Кон, И.С. Психология/М.: 1989.
  4. Скворцов, Л.И. «Экология слова, или поговорим о культуре речи»/ М., 1968.
  5. Скворцов Л. И. «Об оценках языка молодёжи (жаргон и языковая политика)» //Вопросы культуры речи, вып. 5, М., 1964.
  6. Химик, В.В. Поэтика низкого, или Просторечие как культурный феномен /Химик, В.В. - Спб.: Филогический факультет СпбГУ. 2000. - 272 с.
  7. Шапошников В. «Русская речь», 1990-х. «Современная Россия в языковом отображении/ М: Малп, 1998, с. 91.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Употребляете ли вы жаргонизмы?

Слайд 2

В каких ситуациях вы употребляете жаргонизмы?

Слайд 3

Понимаете ли вы жаргоны окружающих вас людей?

Слайд 4

В каком настроении вы употребляете жаргонизмы?

Слайд 5

Кто одобряет употребление вами жаргонов?

Слайд 6

Как вы думаете, обогащает ли жаргон русский язык?

Слайд 7

О чём говорит наличие жаргона в речи?

Слайд 8

Как вы думаете, есть ли у жаргонов будущее?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа по русскому языку по теме: «Развитие речи учащихся на уроках русского языка» ( Обобщение собственного опыта).

Развитие речи учащихся является важнейшей задачей обучения русскому языку. Над данной проблемой я работаю в течение многих лет. За это время накоплен дидактический материал, подготовлены методические ...

Исследовательская работа по русскому языку: "Анализ глаголов речи в рассказах А.П. Чехова"

Исследовательская работа по русскому языку: "Анализ глаголов речи в рассказах А.П. Чехова"...

Исследовательская работа по русскому языку "Употребление слов-паразитов в речи школьников"

Одной из важнейших проблем современного общества является проблема культуры речи.  Ни для кого не секрет, что в последнее время наша речь претерпела огромные изменения. И, к сожалению, не в лучшу...

Исследовательская работа по русскому языку Глагол- самая живая часть речи.

Исследовательская работа по русскому языку   Глагол- самая живая часть речи....

Исследовательская работа по русскому языку "Глаголы речи в русском языке"

Исследовательская работа по русскому языку.Практическая значимость: можно испоьзовать в 6,9,10 кл...