разработка урока русского языка на тему: Возвратное местоимение СЕБЯ.
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Голдабина Жанна Анатольевна

Разработка урока русского языка на тему "Возвратное местоимение СЕБЯ" для 6  класса предназначена для отработки умения отличать личные местоимения от возвратного.  Работа представлена с использованием игровых элементов, предназначена для закрепления изучения разряда личных местоимений или в качестве новой темы знакомства с  возвратным местоимением СЕБЯ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon местоимение СЕБЯ для 6 класса58.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 20 СТАНИЦЫ КРАСНООКТЯБРЬСКОЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТИХОРЕЦКИЙ РАЙОН

Методическое объединение учителей русского языка и литературы.

Русский язык и литература.

Разработка урока русского языка

на тему "Возвратное местоимение СЕБЯ" для 6  класса.

                                                        Работу выполнил Голдабина  Ж.А.,

                                                        учитель русского языка.

                                                        почтовый адрес: 352105,

                                                        Краснодарский край,                                                                        

                                                        Тихорецкий район,

                                                        ст.Краснооктябрьская,

                                                       ул.Первомайская,63.

                                                       e-mai: goldabina71@mail.ru,

                                                       телефон:89189477959.

                                                       Проверил: Зарудняя И.С.

                                                       руководитель ШМО,

                                                       учителей филологического цикла.

2015 год

                   Разработка урока русского языка на тему "Возвратное местоимение СЕБЯ" для 6  класса предназначена для отработки умения отличать личные местоимения от возвратного.  Работа представлена с использованием игровых элементов, предназначена для закрепления изучения разряда личных местоимений или в качестве новой темы знакомства с  возвратным местоимением СЕБЯ.

Цели урока: закрепить  нахождение  местоимений в тексте, различать разряды для правильного написания, грамотно употреблять в речи.

Задачи:   развивать орфографическую зоркость учащихся;

                развивать творческие способности детей;

               воспитывать уважение к слову.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: учебник, разноуровневые карточки, иллюстрации из журнала «Мурзилка», сказка, костюмы разрядов местоимений – личных и возвратного, дидактический раздаточный материал.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята. Проверьте вашу готовность к уроку.

    2. Проверка домашнего задания.

Работа в парах.  Карточки разноуровневые.

Карточка № 1.

  1. Просклоняйте личное местоимение – ОН.
  2. Сделайте полный синтаксический разбор предложения: В знойный полдень густая шерсть верблюда нагревается до восьмидесяти градусов.                                                                                                                                                                                              

Карточка № 2.

  1. Просклоняйте личное местоимение – ОНА.
  2. Сделайте полный синтаксический разбор предложения: На большой высоте росли высокие березы, клены и неприхотливая арча.    

     Карточка № 3.

  1. Просклоняйте личное местоимение – ОНИ.
  2. Сделайте полный синтаксический разбор предложения: На макушке сухого дерева пустил весеннюю торжественную трель лесной барабанщик дятел.          

Остальные работают со мной. По одному выходят к доске и из загадок выписывают местоимения. Определяют лицо и падеж.

  1. Познакомишься со мной и увидишь шар земной: покажу тебе все страны и моря, и океаны.  (Глобус) Дополнительный вопрос отвечающему: Какие слова в русском языке называются местоимениями? Какими членами предложения они могут быть?
  2. Все его любят, а поглядят на него, так каждый морщится. (Солнце) Дополнительный вопрос отвечающему: Как  изменяются местоимения? Назови личные местоимения 1 лица.
  3. Ты за ней, она от тебя, ты от нее, она за тобой.(Тень) Дополнительный вопрос отвечающему: Сколько лиц встречается у  местоимения? Назови личные местоимения 3  лица.
  4. Кафтан на мне зеленый, а сердце как кумач, на вкус, я как сахар, а сам похож на мяч. (Арбуз) Дополнительный вопрос отвечающему: Назови разряды   местоимений? Перечисли личные местоимения 2  лица.

Собрать карточки с ответами. Объявить  оценки отвечающим.

  1. Постановка проблемного вопроса:

-   Сегодня у нас  на уроке присутствует необычный гость. Сейчас он перед нами выступит, а мы попробуем узнать его. Договорились? Слушайте внимательно.

- Здравствуйте, ребята.  Я – удивительное местоимение. В вашем учебнике нашлось место для меня. Выбрало я там работу по себе. Сижу у себя на строчке в обнимку с правилом.  Вы про себя это правило прочитаете и хорошенько его запомните. А если у вас не получится его выучить, то я долго не смогу прийти в себя от горя. Встречаются ребята, которые неправильно меня пишут и тогда я само на себя не похоже. А иногда я скрытничаю и хитрю: прямо себе на уме. Иногда я сержусь и могу выйти из себя. А вдруг не вернусь обратно? Вам ведь трудно будет без меня. Так что не огорчайте меня, не выводите из себя, пишите грамотно меня, чтобы я было само на себя похоже. С дружеским приветом от себя!

- Итак, ребята кто же пришел к нам в гости сегодня?

- А как вы думаете, почему именно оно?

- Значит, какая тема нашего урока?

- Правильно. Запишите тему урока в тетрадь.

- Скажите, ребята, а чему мы будем учиться сегодня на уроке?

- Давайте в конце урока это проверим.

- А теперь давайте скажем «спасибо» нашему гостю, так как сегодня не только наш класс знакомиться с новым разрядом, но и другие ребята. Поэтому возвратное местоимение СЕБЯ очень торопиться и не хочет опоздать к ним на урок. До свидания, возвратное местоимение СЕБЯ!

4.  Физминутка для глаз.

5. - А мы, ребята, с вами сейчас познакомимся с правилом, которое любезно нам оставило – СЕБЯ.

Возвратное местоимение СЕБЯ указывает на то, что совершающий действие направляет его на себя самого. Оно не имеет рода, числа и именительного падежа.

  1.  РАБОТА С УЧЕБНИКОМ. ВОПРОСЫ:

Почему это местоимение особенное?

Как оно изменяется по падежам?

Склонение местоимения СЕБЯ запишите к себе в тетрадь.

Найдите в учебнике упражнение………

Что вам надо сделать в этом упражнении?

  1. Рефлексия.
  2. Итог урока.

  С каким местоимением познакомились сегодня на уроке? Почему его называют особенным? С какими еще местоимениями работали?

  1. Домашнее задание: выучить правило. По сюжетным картинкам из раздаточного материала составить диалог с использованием изученных местоимений.

Список литературы:

  1. Учебник  для 6 класса под редакцией М.М.Разумовской. издательство «Просвещение». Москва,1997г.
  2. Уроки русского языка в 6 классе Г.А.Богданова, издательство «Просвещение». Москва,1999г.
  3. Дидактический материал для 6 класса Л.А.Жердева, издательство «Новосибирск»,1998г.
  4. Веселые уроки. Рабочая тетрадь для учащихся 6 класса В.Круковер, издательство «Феникс». Ростов-на-Дону,1997г.
  5. Журнал «Мурзилка», № 2, 1996г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка по теме "Личные местоимения"

Тема урока "Личные местоимения"  Учитель: Агафонова Вера Васильевна. Статья отнесена к разделу "Коррекционная педагогика"Цель урока: Обобщить знания детей по теме: "Местоимение". Совершенствовать...

Технологическая карта урока русского языка по теме: "Неопределенные местоимения".

Данный урок русского языка относится к комбинированному уроку, который построен в системно-деятельностном подходе. Этот урок построен по учебному комплексу В.В.Бабайцевой....

Урок русского языка по теме "Отрицательные местоимения"

Урок русского языка в технологии развития критического мышления...

Конспект урока русского языка по теме "Отрицательные местоимения"

Конспект урока русского языка с разноуровневыми заданиями...

Методическая разработка урока русского языка с презентацией "Возвратное местоимение себя"

Данный урок был разработан и проведён в 6 класе для детей с ЗПР. Цель урока: повторить ранее изученное о местоимении, познакомить с особенностями склонения местоимения себя, научить употреблять местои...

Конспект урока русского языка на тему "Возвратное местоимение".

Конспект урока русского языка на тему "Возвратное местоимение себя". Учебник Л.М. Рыбченковой, 6 класс. К конспекту прилагается презентация....