Урок русского языка в 5 классе по теме: «Письмо»
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

Красникова Анна Игорьевна

Урок русского языка в 5 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_pisma.odt28.28 КБ

Предварительный просмотр:


МОУ «ООШ №17 п. Михайловка Советского района»    

                                  Урок русского языка в 5 классе  

                                              по теме: «Письмо»        

Подготовила: А. И. Красникова

2015 год

Урок письма

Цели:

  1. обучающие:

-       познакомить с понятием « эпистолярный жанр»; правилами написания письма;

-         приобретение навыков правильного написания личного письма.

развивающие:

  •     -         обогащение словарного запаса учащихся;

    -         развитие умения создавать самостоятельное письменное высказывание;

  •     -         развитие орфографической зоркости;

    -         развитие коммуникативного навыка;

    -        формирование культуры речи учащихся.

  1. воспитательные:

    -         воспитание аккуратности;

-        формирование нравственных основ человеческой личности;

  •    -      ознакомление с нравственно-этическими правилами, нормами общения человека с помощью письма;

 -   воспитывать уважительное отношение к традициям и ценностям человечества.

Ход урока

   1. Организационный момент.

   2. Вступительное слово учителя.

   В жизни часто возникает необходимость обратиться к кому-либо, чтобы рассказать о чём-то, поделиться радостью или, наоборот, посетовать. С этой целью люди писали друг другу письма, а сегодня у каждого есть мобильная связь. Однако порой не знаешь: радоваться этому или сожалеть? Сожалеть о том, что приходится всё чаще слышать фразу: «Письма писать я не умею, лучше я тебе позвоню». Но ведь, как говорил академик Д. С. Лихачёв: «Мне писем не заменит телефон: ни городской, ни междугородний». И готовясь к этому уроку, мне удалось найти стихотворение (к сожалению, имя автора указано не было), которое очень точно передаёт содержание того, о чём мы будем сегодня говорить.

  •       Сегодня жизнь уходит в Интернет -  

      Друзья в Сети и строчки диалога,

      Но нет души, лишь монитора свет

      Мерцает у кого-то слишком много.

  А помните, как раньше ждали мы

  Письмо от тех друзей, что обещали

  Прислать все впечатленья от зимы

  И фото, как в снежки они играли.

  А после мы писали им в ответ,

  О том, что происходит в жизни с нами:

  Что новый есть теперь велосипед,

       И как на нём гоняли с пацанами...  

 Мы становимся свидетелями того, как искусство эпистолярного жанра, т.е. искусство написания письма, начинает уходить в прошлое. А ведь письмо имеет богатую и древнюю историю.

   3. Сообщение заранее подготовленного ученика:

   История почтового письма насчитывает не только столетия, но, тысячелетия. Происхождение письма было вызвано необходимостью обмениваться информацией. Первые письма отправлялись только в военных целях и были широко распространены в Ассирии, Персии, Египте. Тогда использовались пешие или конные гонцы, которых сейчас назвали бы курьерами. Да, современным представителям этой профессии есть чему поучиться, так как, например, в Древней Греции они за час пробегали 55 стадий, что примерно составляет 10км, а за один рейс – 400-500 стадий. Но, самой прославленной и организованной была история письма Древнего Рима. Юлий Цезарь создал государственную почту, и, перевозки писем стали упорядоченными: имелись крупные и мелкие почтовые станции, где возницы могли передохнуть и переночевать, поменять лошадей и т. д.

   Но, на этом история развития письма приостановилась. В Европе правители ленились организовать свою систему связи, а предпочитали, как и в древности, пользоваться курьерами. Возможно, все так бы и осталось, если бы не монахи, которые в те далекие времена были носителями культуры и знаний. Церковь поддерживала регулярную переписку между своими членами, и у нее была своя монастырская почта, работающая при помощи странствующих монахов. Но, слава богу, цивилизация двигалась вперед, появилась необходимость в переписке, и в истории возникли новые виды писем. Прежде всего, это купеческие письма. Большие торговые дома содержали своих курьеров и даже организовали перевозку посылок и писем. Кроме этого, появилась городская почта, когда письма горожан забирали в определенные дни и за небольшую плату в установленные сроки доставляли по назначению. И лишь в 16-17 веках Во Франции, Швеции, Англии возникли настоящие почтовые учреждения. Они были как государственными, так и частными, а прибытие почтового дилижанса было целым событием. Постепенно письма стали доступным и любимым средством связи. (В 19 веке, после появления железных дорог и паровозов увеличилась скорость перевозки писем и возможность общения между самыми отдаленными странами. Сейчас история почтового письма отсчитывает последние дни. Многие перешли на электронные письма, появились мобильные телефоны и смс сообщения, а на почту люди все чаще заходят не за конвертами, а для оплаты коммунальных услуг, телефона и т. д. Тем не менее, хочется надеяться, что история почтового письма все же не закончится. Ведь электронное письмо не сохранишь на годы, да и Деду Морозу не отправишь. История возникновения письма насчитывает столетия, но хочется надеяться, что и люди 21 века не забудут то ощущение радости и счастья, которые появляются, когда держишь в руках конверт с письмом.

  1.    4. Объяснение нового материала.

   Письмо, как литературный жанр, произошло от греческого слова «epistole» и имеет два значения: 1) изданные письма частного характера. Письмо – это форма личного общения на бумаге. Переписка – это письменная форма общения; 2) эпистолярная литература, в переводе с греческого «послание», «переписка». Зародилась она в античные времена в большой семье великих философов и литераторов: Эпикура, Сенеки и Цицерона. А ведь совсем недавно эпистолярный жанр был очень популярен. Общеизвестны письма Л.Н. Толстого и А.П. Чехова. Они вошли в сокровищницу человеческого духа и подвига в познании себя и окружающего мира. Целые романы в стихах и  стихотворные послания в эпистолярном жанре мы можем найти и у А. С. Пушкина, и у Ф. М. Достоевского.

   Чем же отличается письмо от другой литературы? Во – первых, письмо всегда предполагает того, кому оно адресовано; во – вторых, необходимым условием для такого вида общения между людьми является искренность, непринуждённость; в – третьих, для письма характерны устоявшиеся этикетные формы приветствия и прощания, берущие своё начало из глубины веков. «Пишут не пером, а умом», - гласит народная мудрость.

   Итак, давайте запишем в тетрадях:

   эпистолярный – написанный в форме письма, переписки;

  •    этикет – установленный порядок в поведении, формах обращения;

   адресат – тот, кому адресовано письмо;

   адресант – тот, кто отправляет письмо.

   

  • А любите ли вы получать письма?
  • А любите ли вы писать письма?
  • Задумывались ли вы над тем, с чем же, вероятнее всего, связано нежелание написать письмо? Смею предположить, что с неумением его правильно написать. Академик Д.С. Лихачёв в письмах к молодёжи писал:

«А уметь хорошо писать нужно не только писателю или учёному. Даже хорошо, свободно и с известной долей юмора написанное письмо другу характеризует вас не меньше, чем ваша устная речь. Через письмо дайте почувствовать себя, своё расположение духа, свою раскованность в обращении к симпатичному вам человеку. Но как научиться писать? Надо писать, писать дневники, письма…»
  Конечно же, существуют
 правила искусства написания писем:

  1. Письмо пишут только на хорошей бумаге (писать письмо на листах, вырванных из тетради, - признак дурного тона).
  2. Частное письмо лучше писать от руки, деловые письма обычно печатаются.
  3. Письма с поздравлением, соболезнованием, приглашением также обычно пишут от руки (если письмо напечатано, нужно написать хотя бы несколько слов от руки).
  4. Письмо необходимо начать со слов приветствия и обращения (при этом следует учитывать, в каких отношениях находятся адресант и адресат)
  5. Письмо следует продолжить упоминанием о ранее полученном от адресата письме.
  6. Письмо не должно начинаться с изложения собственных новостей (следует спросить сначала о делах адресата).
  7. Письмо необходимо строить логически: вступление, основная часть, заключение.
  8. Письмо может содержать сведения о своих близких и друзьях, о том, как проводится свободное (рабочее) время.
  9. Письмо следует писать разборчиво; извинитесь, если почерк не совсем разборчив.
  10. Письмо должно быть написано грамотно (если вы сомневаетесь в написании того или иного слова – обратитесь к орфографическому словарю).
  11. Письмо уместно закончить обращением к адресату с вопросами о его жизни (не будет лишним пожелание увидеться в ближайшее время).
  12. Письмо не должно содержать различного рода вставок между строк (или надписей на полях); если вам необходимо добавить важную информацию, напишите P. S. (post scriptum — после написанного), а затем – нужную информацию и инициалы своего имени.
  13. Письмо должно заканчиваться подписью адресанта.
  14. Письмо перед отправлением следует перечитать.
  15. Конверт следует правильно надписать. Не забудьте указать индекс!

   Давайте рассмотрим структуру письма.

   

 Обращение.

  • Дорогие мама и папа!
  • Любимая бабушка!
  • Привет, Даша!
  • Здравствуйте, мои дорогие!
  • Уважаемый Андрей Петрович!

Начальная фраза о состоянии переписки.

  • Получил ваше письмо.
  • Давно не получала писем.
  • Очень захотелось вам написать.

Основное содержание письма.

Расскажу о нашей жизни. У нас всё хорошо. В семье никто не болеет. Все работают. Коля, Таня, Ира и Владик учатся на «хорошо» и «отлично». У нас в «Огоньке» весело и мне очень нравится!

Вопросы адресату:

  • Как ваше здоровье?
  • Какие новости?
  • Как живёте?

Просьбы. Приветы.

  • Я прошу вас прислать мне интересную книгу о животных.
  • Передайте привет моим бабушке и дедушке, друзьям...

Прощание.

  • До свидания!
  • До скорой встречи!
  • Обнимаю вас.

Концовка (подпись, дата).

  • Целую.
  • Скучаю.
  • Жду приезда.
  • Ваш сын …
  • Ваш внук ...
  • Твой верный друг ...

   22 ноября 2014г.

   

    Запишем в тетради возможный план для вашего письма.

  1.Приветствие и обращение.

2.Вступление – вопросы, выражающие интерес к жизни адресата, добрые слова в его адрес, пожелания.

3.Основная часть – изложение информации.

4.Заключение – выражение чувств, прощание.

  5. Подпись (дата может быть поставлена в конце письма или в правом верхнем углу).

  Но написание письма – это творческий процесс. Он не задан какими-то жесткими правилами, тем не менее соблюдение правил написания письма поможет вам успешнее и эффективнее вести переписку всегда помните о том, что невежливо не отвечать на полученное письмо. Сделать это необходимо не позднее, чем через 3-5 дней после получения, и обязательно в вежливой форме.

   Вложив в конверт все чувства и слова,

   Которые всегда так много значат,

   Все взрослые и даже детвора

   Писали письма, ну а как иначе?

   И ждали одинаково их все -

   Заглядывая часто в тёмный ящик,

   Смотрели — может, всё-таки на дне

   Лежит конверт тот, что-нибудь таящий.

   А в самом деле, кто из нас сегодня ассоциирует слово «письмо» не с электронным ящиком, а с бумажным конвертом? Наверное, мало кто. Но уверена в том, что каждому человеку приятно получить конверт с запечатанным в нем письмом от родных или друзей, радостно держать в руках бумажный листок, который, кажется, еще хранит тепло близкого человека, узнать знакомый почерк.

   «Подумав немного, он умакнул перо и написал адрес: На деревню дедушке. Потом почесался, подумал и прибавил: Константину Макарычу».  

  •  - Вспомнили, кто из литературных героев таким образом пытался отправить письмо?

 - Как вы думаете, нашло ли оно своего адресата?

 - А знаете ли вы историю появления конверта?

   5. Сообщение заранее подготовленного ученика:

   Какие действия необходимо произвести для отправки письма? Ответ на этот вопрос может дать любой ребенок детсадовского возраста. Нужно взять письмо, положить его в конверт и запечатать, а затем, наклеив марку, опустить на почте в специальный ящик. Пройдет какое-то время, и послание уже будет в руках у адресата. Минимум усилий и простота всех операций. Но, естественно, к этому пришли далеко не сразу. Оказывается, бумажный конверт был придуман сравнительно недавно – в 1820 году. Заслуга в этом принадлежит английскому торговцу бумагой – Брюеру.

   Что касается более раннего периода в истории человечества, то существовало множество вариантов упаковки писем. Например, когда в древнем Новгороде не было бумаги, письма писали на бересте, а точнее – на специальных свертках. Их скручивали таким образом, чтобы текст получался снаружи. Скорее всего, это делалось для того, чтобы написанное не стиралось. Что же касается адреса, то его обозначали на так называемом ярлычке, который также был берестяным и привязывался к свитку веревочкой. Ключевым недостатком такого письма было то, что текст мог прочесть посыльный или другие посторонние лица. Поэтому, спустя какое-то время, свертки стали скатывать по-другому – текстом внутрь.

  Как только появилась бумага, письма стали писать на ней. Исписанный листок складывали так, чтобы текст не было видно, и на чистой стороне указывали адрес. Вскоре получил распространение некий прототип конверта. Если быть точнее, то здесь конверт и письмо представляли собой одно целое, получатель его распечатывал и на внутренней стороне мог видеть текст. Чтобы никто другой, кроме адресата, не узнал о содержимом, письмо запечатывалось при помощи сургуча. Кстати, спустя и сотни лет, это вещество продолжают использовать для упаковки почтовой корреспонденции. Когда такая печать взламывается, адресат при получении конверта это замечает, а значит, делает выводы, что кто-то посторонний его открывал, либо пытался открыть.

   В 1820 году англичанин Брюер нашел оптимальное решение для упаковки писем. Он сделал первый бумажный конверт и выставил его на продажу. Изобретение стало весьма успешным, продажи конвертов с каждым днем увеличивались. Между прочим, само слово «конверт» английского происхождения («convert») и в переводе на русский означает «оборачивать».       Кстати, великий учёный Владимир Даль, составитель известного словаря, назвал конверт «сорочкой для письма», и, надо сказать, данное сравнение оказалось весьма удачным.

   Спустя двадцать пять лет после изобретения конверта, их стали изготавливать не вручную, а на специальной машинке. Техника заметно ускорила производство этих изделий из бумаги.

   В России конверты появились позже, чем в Европе, – лишь через 35 лет. Но зато они были по достоинству оценены представителями знати, любившими писать письма друг другу.

  Сегодня, благодаря данному изобретению, которое можно назвать таким же важным в истории человечества, как появление колеса или лампочки, у людей имеется возможность отправлять письма и не сомневаться в конфиденциальности информации. Сейчас разновидностей конвертов великое множество. Они могут различаться не только по размеру, но и по оттенкам, а также оформляться в любом стиле.

  Кстати, что касается цвета конвертов, то часто за этим скрывается особый скрытый смысл. Так, в Китае деньги дарят в красном конверте, а долги отдают в желтом.

От кого ________________________

Откуда _________________________

________________________________

Индекс места отправления

                                                                                     Кому ________________________    

                                                                                     _____________________________

                                                                                    Куда _________________________

                                                                                    ______________________________

 

   Существуют правила заполнения конверта.

1.       Писать адрес разборчивым красивым почерком, аккуратно и грамотно.  

  1. Название стран, городов, посёлков, деревень и других населённых пунктов пишутся в именительном падеже.
  2. Фамилия, имя, отчество адресата в дательном падеже, а адресанта в именительном падеже.  
  3. В нижней левой части конверта пишется цифровой индекс предприятия места назначения, состоящий из 6 цифр. Образец написания цифр дан на обратной стороне конверта.

  Что напишете вы? Послание, которое кто-то долгие годы будет хранить и перечитывать? Или ваш адресат запутается в пустой болтовне и грязных безграмотных каракулях и раздраженно бросит ваше письмо в мусорную корзину? Все зависит от вас.

   И всегда помните: ни в коем случае не вскрывайте и не читайте чужие письма. «Похитить тайну письма, распечатать его – низко и недостойно честного человека. Но также поступит тот, кто, найдя чужое письмо открытым, воспользуется случаем прочесть его».

   

   6. Физкультминутка.

   О письме мы много знаем, и его мы изучаем.

   Раз, два, три, четыре, пять – будем письма мы писать.

   Руки вверх мы поднимаем, головою покачаем,

   И присядем мы пять раз, и подпрыгнем восемь раз.

   Глубоко теперь вздохнем и работать вновь начнем.

   7. Работа в группах:

    Задание для 1 группы: попробуйте определить, кому адресовано начало и конец писем: Соедините стрелками обращения и прощание к адресанту и самого адресанта:

Дорогой мой котёнок!

Привет от старых штиблет!

Уважаемая Нина Петровна!

Товарищ Иванов!

Единственная моя подруга!

Любимая моя мамочка!

Здравствуйте, мои дорогие!

Здорово, дружище – гигант!

Здравствуйте, уважаемый Владимир Владимирович!

Привет, Ленка – пенка!

Родные (семья)

Незнакомый человек

Друг (подруга)

Президент

Маленький братик (сестрёнка)

Учитель

Лёлик, пока!

До свидания, уважаемый …

Ну, пока! Пиши!

С нетерпением жду от тебя вестей

С уважением…

Примите мои наилучшие пожелания…

Обнимаю вас всех.

Очень скучаю,

До встречи!

С уважением Антон Борисович

Обратите внимание на пунктуацию при обращении!

    Задание для 2 группы: заполните конверт, адресуя письмо своему однокласснику.

    Задание для 3 группы: напишите синквейн на тему письмо.

  Задание для 4 группы: вам предлагаются письма из знакомых вам книг. Составьте схему письма, то есть разделите его на части, выделив структурные составляющие письма, обратить внимание на стиль пишущего и ответьте на вопрос: как письмо характеризует адресанта?

   И. Пивоварова «Тройка с минусом, или происшествие в пятом «А».

                                                   Здравствуйте, Аня!

Пишет Вам Борис Дубов, ученик шестого класса 628-й школы. Извините,

пожалуйста, что я Вам пишу письмо, хотя мы с Вами совсем не знакомы. … Аня, две недели тому назад я впервые увидел Вашу фотографию в журнале…. Мне очень она понравилась. …Вы очень хороший человек! У Вас лицо такое серьёзное и такое умное!

   Я теперь часто про вас думаю. … как бы хорошо было с Вами подружиться! Но только я думаю, что вы не захотите со мной дружить. У Вас, наверное, и так много друзей. Но если захотите, то я буду очень рад

   Желаю вам всего хорошего.

   Уважающий Вас БорисДубов.

  1. Рефлексия.

- Что интересного вы узнали на уроке и о чем бы хотели рассказать дома?

  • - Как могут доставляться письма?

- Какие особенности имеет письмо?

- Что можете сказать о своей работе на уроке?

- Как оцениваете себя за урок?

- Где могут пригодиться эти знания и умения?

      - И закончить наш урок, мне хотелось бы строчками из стихотворения, которое уже звучало в начале урока.

   Сегодня жизнь уходит в Интернет,

   Но почта продолжает греть нам души,

   Придёт по ней тот ласковый привет,

   Желанный, долгожданный, самый лучший!

  1. Подведение итогов урока и выставление оценок.
  2. Домашнее задание: напишите письмо своим близким, которых вы давно не видели. Не забудьте все правила написания писем. А утром, по дороге в школу, бросьте его в почтовый ящик.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 5 классе "Письмо - одно из средств коммуникативного общения"

В процессе урока ребята знакомятся со структурой письма, правилами эпистолярного этикета....

Урок русского языка в 5 классе "Письмо - одно из средств коммуникативного общения"

Данный урок знакомит ребят со структурой письма, правилами эпистолярного этикета....

Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Письмо"

Презентация предназначена для проведения урока развития речи в 5 классе по теме "Письмо"...

Методическая разработка урока русского языка в 6 классе "Письмо ветерану Великой Отечественной войны"

Аннотация и пояснения к уроку: Преподавание ведётся по программе под редакцией Т.А. Ладыженской. УМК: Русский   язык. 6 класс: учебник  для общеобразовательных учреждений / под ред. Т.А...

Развитие критического мышления на уроках русского языка через чтение и письмо.Подготовка к ОГЭ.

Данный материал может использоваться на уроке русского языка в 9 классе при подготовке Основного Государственного Экзамена.Работа с текстом....

Конспект урока русского языка в 5 классе "Письмо как одна из разновидностей текста" с презентацией

Конспект урока русского языка в 5 классе на тему "Письмо" с презентацией...