Открытый урок в 10 классе"Изобразительно-выразительные возможности лексических и синтаксических средств языка."
план-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему

Хайбулова В.А.

Этот урок поможет учащимся разобраться в выразительных средствах языка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок

Учитель: Хайбулова В.А.  11  класс

Тема урока: Изобразительно-выразительные возможности лексических  и синтаксических средств языка.

Цель урока:  Обобщить и углубить знания по теме «Особенности художественного стиля речи»

Задачи урока: 1. Уметь находить тропы и стилистические фигуры и объяснять их в текстах художественного стиля;

                          2. совершенствовать навыки анализа текста художественного стиля;

                          3. воспитать чувство любви к родному краю, уважения к родному слову.

Ход урока:

  1. Слово учителя.

Война…      Жесточе нету слова…   Оно особенно понятно и знакомо ленинградцам. Лишения, тяготы, суровость военного быта, годы изнурительной блокады…

А люди выстояли и победили, потому что дрались за жизнь на всех ее рубежах. С начала войны в блокадном Ленинграде работала, писала поэтесса Ольга Берггольц. Свою поэму «Февральский дневник» она построила как лирический разговор с ленинградцами:

           …А город был в дремучий убран иней,

               Уездные сугробы, тишина…

  1.    Ребята, какие чувства вызвала у вас картина, нарисованная О. Берггольц?

- Поэтесса сумела передать трагедию города и горожан, оказавшихся в блокадном кольце. И то объединяющее начало, которое их согревало, помогало жить.

      2.         Ребята, мы читаем стихотворение и словно видим и девушку с лицом заиндевелым, и женщину с седой полумаской на лице, слышна жалоба полозьев, слезы вымерзли и многих уже нет.

           Сколько картин здесь, а чувства, эмоции у всех одни и те же. Как вы думаете, что помогло О.Берггольц создать такую яркую, образную картину? (ответы учащихся)

-Правильно. Свои мысли, чувства поэты облекают в художественные образы с помощью эпитетов, метафор, речевого повтора, восклицательных предложений, т.е. с помощью лексических и синтаксических средств языка.

           Вы уже, наверное, поняли, что сегодня на уроке пойдет речь о художественных средствах выразительности речи.

            Тема нашего урока: «Изобразительно-выразительные возможности лексических и синтаксических средств языка».

           Запишем ее в тетрадь.

На уроке мы будем продолжать формировать навыки определения ,чтобы знать, с какой целью они используются в художественных текстах.

  1. Работа с текстами. ( работа со средствами речевой выразительности)

Итак, автор словами рисует образы, картины, мысли, поступки. И талант писателя в том, что он умеет находить такие слова, синтаксические конструкции, которые заставляют нас представить и действия персонажей, и мир их переживаний, и чувства самого автора.

Обратимся к тексту. Читаем его выразительно.

  1. Фрагмент из романа М.Шолохова «Тихий Дон»

Безумно наслаждаясь вернувшейся к ней жизнью, Аксинья испытывала огромное желание ко всему прикоснуться руками, все оглядеть. Ей хотелось потрогать почерневший от сырости смородиновый куст, прижаться щекой к ветке яблони, покрытой сизым бархатистым налетом, хотелось перешагнуть через разрушенное прясло и пойти по грязи, бездорожно, туда, где за широким логом сказочно зеленело, сливаясь с туманной далью, озимое поле.

Определите стиль – Художественный.

  1.    Какие признаки позволяют вам,  ребята, отнести этот текст к художественному стилю?

Автор ярко передает эмоциональное состояние героини. После болезни Аксинья словно родилась заново. Она безумно наслаждается жизнью, испытывает огромное желание ко всему прикоснуться: потрогать руками почерневший смородиновый куст, прижаться к ветке яблони, покрытый бархатистым налетом…

Она заново открывает для себя мир;

  1.     Она идет бездорожно. Ребята, как вы понимаете это слово?

--Бездорожно, т.е. без дороги.

      4.        Правильно, пробуждаясь к жизни, она испытывает желание идти по грязи, по плохой проезжей дороге (так нам это слово объясняет и В.И.Даль).

Она шла и через разрушенное прясло…

Что значит прясло? Ответ (словарь). Слово записать в тетрадь.

  1.      Состояние Аксиньи помогает понять языковые средства. Какие из указанных средств выразительности помогают понять ее внутреннее состояние?

-вводные слова         -гипербола

-ирония        -риторический вопрос

-эпитеты        -ряды однородных членов

-сравнения        -лексический повтор

-градация        многосоюзие

-олицетворения        бессоюзие

-метафора

6. Читаем второй текст (фрагмент из романа Гончарова). Выразительно читаем.

Отметьте 2-3 средства выразительности,  характерных  для этого текста.

-многосоюзие, бессоюзие, однородные члены, олицетворения.

Пришла  осень. Желтые листья падали с деревьев и усеяли берега; зелень полиняла; река приняла свинцовый цвет; небо было постоянно серо; дул холодный ветер с мелким дождем. Берега реки опустели;  не слышно  было ни веселых песен, ни смеху, ни звонких голосов по берегам; лодки и барки перестали сновать взад и вперед. Ни одно насекомое не прожужжит  в траве, ни одна птичка не защебечет на дереве; только галки и вороны криком наводили уныние на душу.

7. Ребята, все эти языковые средства создают определенную атмосферу. Какую?

-атмосферу осеннего уныния.

Ребята, мы сейчас работали с текстами, такими разными, непохожими друг на друга. Оба текста относятся к художественному стилю. По каким  же признакам мы отнесли их к художественному стилю?

-Называем и записываем в тетрадь.

Признаки художественного стиля – образность, эмоциональность, широкое использование изобразительно-выразительных средств ( это просторечие, диалектизмы, слова высокого поэтического стиля).Среди них- лексические и синтаксические средства выразительности (назвать их); использование средств других стилей (особенно, разговорного). Все средства подчиняются основной функции – эстетической.

Учитель. Художественный стиль создает такие образы, которые вызывают в читателях эмоциональный отклик, доставляют эстетическое наслаждение, заставляют нас сопереживать.

  1. Роль языковых средств.

И мы в этом  сейчас убедились. Теперь мы должны уточнить, зачем, с какой целью используются языковые средства в художественных текстах. Перейдем к следующему виду работы.

  1.  Перед вами фрагмент из «Сорочинской ярмарки» Н.В. Гоголя. Читаем его выразительно.

…Сквозь темно- и светло-зеленые листья небрежно раскиданных по лугу осокоров, берез и тополей засверкали огненные, одетые холодом искры, и река-красавица блистательно обнажила серебряную грудь свою, на которую роскошно падали зеленые кудри дерев. Своенравная, как она в те упоительные часы, когда верное зеркало так завидно заключает в себе ее полное гордости и ослепительного блеска чело, лилейные плечи и мраморную шею, осененную темною. Упавшею с русой головы волною, когда с презрением кидает одни украшения, чтобы заменить их другими, и капризам ее конца нет, - она почти каждый год переменяла свои окрестности, выбирая себе новый путь и окружая себя новыми, разнообразными ландшафтами…

  1. Что описывает автор? (реку)
  2. Ребята, попробуем передать содержание этого отрывка одним предложением без изобразительно-выразительных средств. Что у нас получилось?

Записываем

-Река, по берегам которой росли осокори, березы и тополя, почти каждый год меняла свое русло.

      3.  Ребята, мы сказали то же самое, что и Гоголь. Но что-то исчезло? Что?

-красота, очарование, образность.

      4. Понятно ли вам теперь, для чего автор использует эпитеты, метафоры, олицетворения. Запишите в тетрадь выводы.

-Ребята зачитывают разные варианты ответов.

-С помощью этих средств автор дает художественную  картину предмету, образно, ярко описывает его. Читатель  зримо представляет ее. ( в тетрадь).

II. Читаем  фрагмент из «Мертвых душ» Гоголя. (Читаем выразительно).

И какой же русский не любит быстрой езды?

…Кажись, неведомая сила подхватила тебя на крыло к себе, и сам летишь, и все летит:  летят версты, летят навстречу купцы на облучках своих кибиток, летит с обеих сторон лес  с темными строями елей и сосен, с топорным стуком и вороньим криком, летит вся дорога невесть куда в пропадающую даль, и что-то страшное заключено в сем быстром мельканье, где не успевает означиться пропадающий предмет, - только небо над головою, да легкие тучи, да продирающийся месяц одни  кажутся недвижны… Дымом дымится под тобою дорога, гремят мосты, все отстает и остается позади…

Во времена Гоголя принципы кинематографа еще не были изобретены. А писатель создал такую картину, что если бы оператор снимал такую сцену, то он воспользовался бы подсказкой Гоголя. Перечитаем еще раз первое предложение.

  1. Сколько картин родилось в воображении, пока мы читали его?

Считаем их и записываем. Ученики: - летят версты, - летят купцы, - летит лес, - летит вся дорога, только небо, да тучи, да месяц.

  1. Вот сколько картин только в одном предложении. С помощью чего же создается впечатление быстрого движения, стремительности полета?

-Сложная синтаксическая конструкция, включающая простые предложения с однородными членами, повтора слов.

        3.   Это второй вывод, запишем его в тетрадь.

                  IV.   Материалы ЕГЭ.

Теперь накопленные знания  используем при анализе текста  Паустовского, который включен в утвержденный Министерством образования демонстрационный вариант контрольно-измерительных материалов (КИМ) за 2006 год.

  1. Читается выразительно текст.
  2. Выполняется задание А29-А31. Рядом с текстом лежит бланк, который на экзамене надо будет правильно заполнить. Сейчас заполняем часть А.
  3. Выполнение задания В8. Читаем, комментируем. Зачитываем правильный ответ.
  1. Итоги урока.

Ребята, подведем итог сегодняшнему разговору: какова же роль изобразительно-выразительных средств языка, каковы их возможности?

Учитель: Арсенал языковых средств языка исключительно богат и разнообразен. Они улучшают нашу речь, делают ее ясной, выразительной. Но надо помнить, что они раскрывают свои богатства лишь перед теми, кто питает истинную любовь к языку, к слову. И мы сегодня с вами это доказали.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по теме: "Изобразительно-выразительные средства русского языка и их роль в тексте"

Данный материал предназначен для закрепления и систематизации знаний по теме "Изобразительно-выразительные средства русского языка" в 10-м классе....

Презентация к уроку в7 классе "Изобразительно-выразительные средства"

Презентация к уроку в7 классе "Изобразительно-выразительные средства"...

Открытый урок на тему: Изобразительно-выразительные средства языка

открытый урок на тему: Изобразительно-выразительные средства языка...

Открытый урок 5 класс. "Степени сравнения односложных прилагательных в английском языке. Слова исключения в "Облаке слов"".

Открытый урок 5 класс. "Степени сравнения односложных прилагательных в английском языке. Слова исключения  в "Облаке слов"".Видеоурок "Степени сравнения прилагательн...

Разработка урока в 11 классе «Изобразительно-выразительные средства русского языка ( Подготовка к ЕГЭ. Задание 24)".

На уроке повторяются основные виды изобразительно-выразительных средств языка на основе анализа текста. Учащиеся готовятся к выполнению экзаменационного задания № 24 на основе комплексного анализа тек...

Урок млитературы в 5 классе: Изобразительно-выразительные средства языка стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино».

Урок по закреплению знаний и представлений учащихся об изобразительно-выразительных средствах языка;Форма урока: урок-исследование...