Урок млитературы в 5 классе: Изобразительно-выразительные средства языка стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино».
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Урок по закреплению знаний и представлений учащихся об изобразительно-выразительных средствах языка;

Форма урока: урок-исследование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл borodino.docx22.77 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Изобразительно-выразительные средства языка стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино».

Да, были люди в наше время,

Не то, что нынешнее племя:

Богатыри – не вы!

Цели и задачи урока:

•        закрепить знания и представления учащихся об изобразительно-выразительных средствах языка;

•        развивать способность анализировать читаемые произведения литературы, умение четко формулировать ответы на поставленные вопросы, их аргументировать;

•        воспитывать чувство любви и уважения к подвигам предков, к прошлому своей страны.

Форма урока: урок-исследование

Оборудование: компьютер, проектор, презентация к уроку, таблички «Изобразительно-выразительные средства языка».

Методы обучения:анализ, исследование.

Формы работы: групповая, фронтальная

УМК:  учебник «Литература. 5 класс» под редакцией В. Я. Коровиной.

Ход урока.

  1. Огр.момент

Здравствуйте, ребята. Для начала давайте улыбнемся друг другу, нашим гостям и пожелаем всем хорошего настроения и творческих успехов.

  1. Целеполагание (Мотивация).

- Прослушайте, пожалуйста,  стихотворение. (Фонотека «Литература, 5 кл»)

- Скажите, вам знакомо это произведение?

- Что Вы знаете уже о нем? (произведение о событиях Отечественной войны 1812 г., построено в форме диалога)

- Встретились ли Вам слова, значение, которых Вам было не знакомо? Какие это слова? Давайте, проверим, как вы уяснили их значение. (Турнир знатоков)

- Какова основная мысль данного произведения, идея?  (Показать самоотверженный патриотизм русского народа, его беспредельную любовь к Родине и готовность ее защищать не на жизнь, а на смерть)

- Скажите, что помогает автору любого произведения выразить свою мысль?

- А какие изобразительно-выразительные средства языка использует Михаил Юрьевич Лермонтов в своем стихотворение?

- Можем ли мы ответить на этот вопрос?

-Давайте вместе определим тему урока.

- Итак, тема нашего урока «Изобразительно-выразительные средства языка стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино»»

- Кто может сформулировать цель нашего урока?

- Продолжите фразу «На уроке мы должны ..» (повторить изобразительно-выразительные средства языка; узнать, какие изобразительно-выразительные средства языка использует Лермонтов в стихотворении «Бородино», какую роль они выполняют; закрепить умение анализировать текст)

  1. Актуализация знаний.

Ребята, мы попробуем сегодня провести небольшое исследование. Каждое исследование доказывает какую-нибудь гипотезу. Давайте вместе сформулируем гипотезу нашего исследования.

Гипотеза: изобразительно-выразительные средства языка в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Бородино» помогают автору выразить основную мысль: показать самоотверженный патриотизм русского народа, его беспредельную любовь к Родине и готовность ее защищать не на жизнь, а на смерть

 Что нам поможет доказать нашу гипотезу? ( текст произведения, его анализ)

А фиксировать результаты своего исследования мы будем в таблице, которая лежит перед вами.

Работать мы будем в группах, распределите обязанности:

ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ

Беседа об изобразительно-выразительных средствах стихотворения:

1)Вспомните, какие изобразительно-выразительные средства вы уже знаете?

Эпитеты, метафора, сравнение (на доске прикрепляются таблички с названием данных изобразительно-выразительных средств языка)

2)Назовите те изобразительно-выразительные средства, которые использовал автор в стихотворении. (работа по карточкам в группах, заполняют только первые три строчки) На розовых карточках написаны определения, на оранжевых – роль в тексте, выберите нужные, поставьте на места, найдите примеры из текста. 1 группе – отрывок, который начинается словами «», 2 – отрывок, который начинается словами «». Время вашей работы ограничено, я буду следить за ним.

Изобразительно-выразительное средство

Определение

Пример из текста

Роль в тексте

Эпитет

Художественное определение,

ярко и образно рисующее

наиболее существенный признак

предмета или явления.

делают текст ярче и выразительнее

Метафора

Слово или выражения

употребляемое в переносном

значение, в основе которого

лежит неназванное сравнение

предмета с каким – либо другим

предметом на основе признака,

общего для обоих

сопоставляемых членов.

делают текст ярче и выразительнее, образно показывают

грандиозность сражения,

ужасающее количество жертв

Сравнение

характеристика одного предмета

(качества лица) дается через

открытое сопоставление его с

другими предметом (веществом,

лицом), осуществляемое по их

сходству

Помогают увидеть несметные

полчища врага, передают

динамичность боя, показывают

грандиозность сражения, тяжесть

его

Звукопись

Повторение в тексте

одинаковых

звуков.

всё шумно вдруг зашевелилось, сверкнул за строем строй, вот затрещали барабаны.

создают звуковые

ощущения

Синекдоха

значение с одного предмета или

явления переносится на другое по

признаку количественного

отношения между ними.

И слышно было до

рассвета, как ликовал

француз…

Поэты используют изобразительно – выразительное средство

синекдоху для того чтобы, передать быструю смену действия, ярко

выразить то или иное событие при чтении.

После самостоятельной работы, ребята читают выразительно отрывок, затем говорят, какие средства они там проследили и какова их роль. Затем на доске прикрепляем напротив карточек с определением  карточки с их ролью в тексте.

Вывод: использование в стихотворении метафор, эпитетов, сравнений помогает ярче, образнее передать картину боя.

3)        А в этом произведении есть такие средства как звукопись, синекдоха. Найдите их определения и занесите в таблицу: (см. таблицу) Давайте попробуем их найти в тексте стихотворения.

- какова их роль в тексте? (заполняем до конца таблицу, и запись на доске)

  1. Подведение итогов урока.

Итак, ребята, наше исследование подошло к концу. Смогли ли мы с Вами подтвердить свою гипотезу? (давайте зачитаем записи из последнего столбика, посмотрим на нашу доску)

5. Рефлексия.

1.На уроке я работал    


2.Своей работой на уроке я


3.Урок для меня показался


4.За урок я


5.Мое настроение


6.Материал урока мне был

активно / пассивно

доволен / не доволен


коротким / длинным


не устал / устал


стало лучше / стало хуже

понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
легким / трудным

Заключительное слово учителя: нас и сегодня волнует стихотворение Лермонтова, и события в нем описанные. Война не может восхищать, потому что это кровь, ужас, смерть, но подвиг русских солдат, не пощадивших жизни ради спасения Отечества будет жить вечно и этот подвиг

«недаром помнит» и будет помнить «вся Россия».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по литературе в 5 классе на тему: "М.Ю. Лермонтов "Бородино". Изобразительно-выразительные средства языка стихотворения".

Сочетание «Модели работы читателя с текстом» (методика Г.Граник) и социоигровых приёмов обучения (методика Букатова и Ершовой) даёт учащимся 5 класса возможность приступить к овладению анализом поэтич...

Разработка урока в 11 классе «Изобразительно-выразительные средства русского языка ( Подготовка к ЕГЭ. Задание 24)".

На уроке повторяются основные виды изобразительно-выразительных средств языка на основе анализа текста. Учащиеся готовятся к выполнению экзаменационного задания № 24 на основе комплексного анализа тек...

Урок литературы в 5 классе «Образ защитника Родины в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Бородино»

Урок комплексного применения предметных умений включает технологическую карту и сценарий занятия....

Технологическая карта открытого урока литературы в 5 классе по теме «Изобразительно-выразительные средства языка стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино».

Технологическая карта открытого урока литературы в 5 классе по теме «Изобразительно-выразительные средства языка стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино». Анализ поэтического про...

Тема урока: Анализ средств художественной выразительности в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино».

Цели урока: выявление  художественной  идеи стихотворения М.Ю.Лермонтова "Бородино",проявляющейся в изображении поведения,душевного состояния,отношения к происходящему мужественных...