Урок млитературы в 5 классе: Изобразительно-выразительные средства языка стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино».
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему
Урок по закреплению знаний и представлений учащихся об изобразительно-выразительных средствах языка;
Форма урока: урок-исследование
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
borodino.docx | 22.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Изобразительно-выразительные средства языка стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино».
Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри – не вы!
Цели и задачи урока:
• закрепить знания и представления учащихся об изобразительно-выразительных средствах языка;
• развивать способность анализировать читаемые произведения литературы, умение четко формулировать ответы на поставленные вопросы, их аргументировать;
• воспитывать чувство любви и уважения к подвигам предков, к прошлому своей страны.
Форма урока: урок-исследование
Оборудование: компьютер, проектор, презентация к уроку, таблички «Изобразительно-выразительные средства языка».
Методы обучения:анализ, исследование.
Формы работы: групповая, фронтальная
УМК: учебник «Литература. 5 класс» под редакцией В. Я. Коровиной.
Ход урока.
- Огр.момент
Здравствуйте, ребята. Для начала давайте улыбнемся друг другу, нашим гостям и пожелаем всем хорошего настроения и творческих успехов.
- Целеполагание (Мотивация).
- Прослушайте, пожалуйста, стихотворение. (Фонотека «Литература, 5 кл»)
- Скажите, вам знакомо это произведение?
- Что Вы знаете уже о нем? (произведение о событиях Отечественной войны 1812 г., построено в форме диалога)
- Встретились ли Вам слова, значение, которых Вам было не знакомо? Какие это слова? Давайте, проверим, как вы уяснили их значение. (Турнир знатоков)
- Какова основная мысль данного произведения, идея? (Показать самоотверженный патриотизм русского народа, его беспредельную любовь к Родине и готовность ее защищать не на жизнь, а на смерть)
- Скажите, что помогает автору любого произведения выразить свою мысль?
- А какие изобразительно-выразительные средства языка использует Михаил Юрьевич Лермонтов в своем стихотворение?
- Можем ли мы ответить на этот вопрос?
-Давайте вместе определим тему урока.
- Итак, тема нашего урока «Изобразительно-выразительные средства языка стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино»»
- Кто может сформулировать цель нашего урока?
- Продолжите фразу «На уроке мы должны ..» (повторить изобразительно-выразительные средства языка; узнать, какие изобразительно-выразительные средства языка использует Лермонтов в стихотворении «Бородино», какую роль они выполняют; закрепить умение анализировать текст)
- Актуализация знаний.
Ребята, мы попробуем сегодня провести небольшое исследование. Каждое исследование доказывает какую-нибудь гипотезу. Давайте вместе сформулируем гипотезу нашего исследования.
Гипотеза: изобразительно-выразительные средства языка в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Бородино» помогают автору выразить основную мысль: показать самоотверженный патриотизм русского народа, его беспредельную любовь к Родине и готовность ее защищать не на жизнь, а на смерть
Что нам поможет доказать нашу гипотезу? ( текст произведения, его анализ)
А фиксировать результаты своего исследования мы будем в таблице, которая лежит перед вами.
Работать мы будем в группах, распределите обязанности:
ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ
Беседа об изобразительно-выразительных средствах стихотворения:
1)Вспомните, какие изобразительно-выразительные средства вы уже знаете?
Эпитеты, метафора, сравнение (на доске прикрепляются таблички с названием данных изобразительно-выразительных средств языка)
2)Назовите те изобразительно-выразительные средства, которые использовал автор в стихотворении. (работа по карточкам в группах, заполняют только первые три строчки) На розовых карточках написаны определения, на оранжевых – роль в тексте, выберите нужные, поставьте на места, найдите примеры из текста. 1 группе – отрывок, который начинается словами «», 2 – отрывок, который начинается словами «». Время вашей работы ограничено, я буду следить за ним.
Изобразительно-выразительное средство | Определение | Пример из текста | Роль в тексте |
Эпитет | Художественное определение, ярко и образно рисующее наиболее существенный признак предмета или явления. | делают текст ярче и выразительнее | |
Метафора | Слово или выражения употребляемое в переносном значение, в основе которого лежит неназванное сравнение предмета с каким – либо другим предметом на основе признака, общего для обоих сопоставляемых членов. | делают текст ярче и выразительнее, образно показывают грандиозность сражения, ужасающее количество жертв | |
Сравнение | характеристика одного предмета (качества лица) дается через открытое сопоставление его с другими предметом (веществом, лицом), осуществляемое по их сходству | Помогают увидеть несметные полчища врага, передают динамичность боя, показывают грандиозность сражения, тяжесть его | |
Звукопись | Повторение в тексте одинаковых звуков. | всё шумно вдруг зашевелилось, сверкнул за строем строй, вот затрещали барабаны. | создают звуковые ощущения |
Синекдоха | значение с одного предмета или явления переносится на другое по признаку количественного отношения между ними. | И слышно было до рассвета, как ликовал француз… | Поэты используют изобразительно – выразительное средство синекдоху для того чтобы, передать быструю смену действия, ярко выразить то или иное событие при чтении. |
После самостоятельной работы, ребята читают выразительно отрывок, затем говорят, какие средства они там проследили и какова их роль. Затем на доске прикрепляем напротив карточек с определением карточки с их ролью в тексте.
Вывод: использование в стихотворении метафор, эпитетов, сравнений помогает ярче, образнее передать картину боя.
3) А в этом произведении есть такие средства как звукопись, синекдоха. Найдите их определения и занесите в таблицу: (см. таблицу) Давайте попробуем их найти в тексте стихотворения.
- какова их роль в тексте? (заполняем до конца таблицу, и запись на доске)
- Подведение итогов урока.
Итак, ребята, наше исследование подошло к концу. Смогли ли мы с Вами подтвердить свою гипотезу? (давайте зачитаем записи из последнего столбика, посмотрим на нашу доску)
5. Рефлексия.
1.На уроке я работал
| активно / пассивно доволен / не доволен
понятен / не понятен |
Заключительное слово учителя: нас и сегодня волнует стихотворение Лермонтова, и события в нем описанные. Война не может восхищать, потому что это кровь, ужас, смерть, но подвиг русских солдат, не пощадивших жизни ради спасения Отечества будет жить вечно и этот подвиг
«недаром помнит» и будет помнить «вся Россия».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по литературе в 5 классе на тему: "М.Ю. Лермонтов "Бородино". Изобразительно-выразительные средства языка стихотворения".
Сочетание «Модели работы читателя с текстом» (методика Г.Граник) и социоигровых приёмов обучения (методика Букатова и Ершовой) даёт учащимся 5 класса возможность приступить к овладению анализом поэтич...
Открытый урок в 10 классе"Изобразительно-выразительные возможности лексических и синтаксических средств языка."
Этот урок поможет учащимся разобраться в выразительных средствах языка....
Разработка урока в 11 классе «Изобразительно-выразительные средства русского языка ( Подготовка к ЕГЭ. Задание 24)".
На уроке повторяются основные виды изобразительно-выразительных средств языка на основе анализа текста. Учащиеся готовятся к выполнению экзаменационного задания № 24 на основе комплексного анализа тек...
Урок литературы в 5 классе «Образ защитника Родины в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Бородино»
Урок комплексного применения предметных умений включает технологическую карту и сценарий занятия....
Технологическая карта открытого урока литературы в 5 классе по теме «Изобразительно-выразительные средства языка стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино».
Технологическая карта открытого урока литературы в 5 классе по теме «Изобразительно-выразительные средства языка стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино». Анализ поэтического про...
Урок литературы в 5 классе по теме "Средства художественной выразительности в стихотворении М.Ю. Лермонтова "Бородино".
Урок в 5 классе....
Тема урока: Анализ средств художественной выразительности в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино».
Цели урока: выявление художественной идеи стихотворения М.Ю.Лермонтова "Бородино",проявляющейся в изображении поведения,душевного состояния,отношения к происходящему мужественных...