Организация дифференцированного обучения на уроках русского языка
статья по русскому языку на тему

Погребицкая Екатерина Михайловна

Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Из опыта работы26.8 КБ

Предварительный просмотр:

Е.М.Погребицкая, учитель русского языка и литературы высшей категории, директор МАОУ «СОШ № 25» г.Перми,

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 25» г.Перми

ОРГАНИЗАЦИЯ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ

НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Одной из наиболее актуальных проблем современного образования является успешное развитие ребенка, которое возможно при условии психологического комфорта на уроке. Достичь этого можно и путем дифференциации в процессе обучения. Однако конкретные средства и методы практического решения этой проблемы разработаны недостаточно. Сущность проблемы, на мой взгляд, заключается в том, что дети приходят в школу с разным уровнем подготовки. Интуитивно каждый учитель старается построить свой урок с учетом этого, но в результате часто «соскальзывает» на некий усредненный подход, ориентируясь на «среднего» ученика, оставляя вне эффективного обучения многих детей в классе.

Проблема и заключается, во-первых, в том, чтобы выявить реальный уровень умений и навыков учащегося или группы учащихся, а во-вторых, построить дифференцированное или даже индивидуализированное обучение на базе полученной информации.

Проблема, с которой сталкивается учитель, в том, что нет четко выявленных путей определения базовых компетенций, нет конкретных наработок, определяющих конкретные методы и формы дифференциации.

Цель моего исследования заключается в том, чтобы разработать систему, которая позволила бы дифференцировать процесс обучения русскому языку с учетом разного уровня сформированности компетенций учащихся.

В процессе своей работы я выполняю следующие задачи:

  1. Создание теста для выявления реальных ключевых компетенций учащегося или группы учащихся.
  2. Создание диагностических карт.
  3. Поиск приемов, методов дифференцированного обучения и их обоснование.
  4. Разработка дидактических материалов, позволяющих вести дифференцированную работу.

Предметом моего исследования, таким образом, является:

  1. Поиск приемов и методов дифференцированного обучения.
  2. Способы выявления реальных умений и навыков.
  3. Разработка дидактических материалов.

Первый этап моей работы заключался в том, чтобы разработать тесты по изучению компетенций учащихся и провести по данным тестам обследование класса. По итогам  была составлена сводная диагностическая карта:

Ф.И.

уч-ся

Орфография

Пунктуация

Речь

пре-/

при-

-лаг-/

-лож-

…….

ПП

СП

……..

тема

план

……

1.Д….

+

+

-

+

-

-

+

-

-

2.Н…

+

+

+

+

+

+

+

-

+

В течение следующих уроков работа с классом строилась с опорой на эту таблицу. Вот тогда и появилась идея дифференциации заданий на уроках, так как с большей частью приходилось отрабатывать не только новые темы, но вспоминать и заново «проходить» те, в ходе которых были выявлены недоработки.

Таким образом, на уроках стали использоваться элементы дифференцированного обучения. И здесь пришлось столкнуться с тем, что, оказывается, не все учебники рассчитаны на такое обучение, в них в основном даются репродуктивные задания. Конечно, в новых учебниках появились задания и творческие, и повышенной сложности, но не хватает качественного дополнительного материала для осуществления дифференцированного подхода к процессу обучения на уроке. Это заставляет задуматься  о следующем: дифференциации  на базе существующих учебников недостаточно, нужно создавать на основе существующих учебников дополнительный  дидактический материал, надо искать новые приемы работы и постараться построить все уроки как систему дифференцированного обучения, а не как возможность «разового» использования приемов дифференциации. С того момента, когда были определены эти задачи, прошло несколько лет работы в поиске. За это время удалось выявить реальный уровень базовых компетенций учащихся (и каждого в отдельности) и, основываясь на этом, построить дифференцированное и даже индивидуализированное обучение на базе полученной информации.

Система дифференциации проходит через все типы уроков, при этом важным отличием уроков становится ориентация на результат, что является приоритетом в стандартах второго поколения. Надо заметить, что результат будет тогда, когда учащимся не просто усвоены определенные правила русского языка, а тогда, когда ученик способен применить эти правила в практической деятельности. Следовательно, потребовались и другие формы проверочных и контрольных работ. Наибольшую сложность, разумеется, представляли уроки, связанные с открытием нового знания и уроки контроля, так как надо было учесть уровень знаний каждого ученика, его возможности и способности, а также наличие дидактического материала, соответствующего требованиям этой системы.

В подготовке к урокам использовалась таблица разноуровневого обучения (по В.В.Гузееву) и исходя из этого предлагались задания по следующим уровням:

1 уровень – репродуктивный, минимальный; ребенок выполняет задание по заданному образцу на изучаемое правило;

2 уровень – общий; ребенок выполняет задание, используя 2-3 правила (одно по изучаемой теме и 1-2 на повторение);

3 уровень – продвинутый, творческий; ребенок выполняет творческое задание с использованием изучаемого правила.

Чтобы выявить, на каком реальном уровне находится ученик, каждому ребенку предлагались индивидуальные задания по трем уровням, при этом необходимо стремиться к тому, что в идеальном варианте каждый ребенок должен выполнить все три уровня. Эта работа помогает не только учителю, но и самим детям определить уровень знаний на данном этапе. Учащимся известно, что каждый уровень соответствует своей оценке, но и внутри каждого уровня учитель может создать «внутреннюю» систему оценок, соответствующую индивидуальным способностям ученика.

Эта тема сейчас особенно актуальна, о чем свидетельствует и появление возможностей предоставления ученикам индивидуальных учебных планов, что позволяет смоделировать индивидуальную траекторию обучения по предмету. Нельзя забывать, что кроме абсолютной успешности есть и относительная успешность. Зная об этом и имея свободу выбора, ребенок чувствует себя на уроке психологически комфортно, а это, в свою очередь, является необходимым элементом успешного обучения.

Работая по уровням, ребенок, в зависимости от вида задания, может выбирать разные уровни. Результативность этой работы проявляется в том, что в начале года 3-ий уровень выбирали, например, в 7 «А» классе, только четыре  человека, сейчас его выбирают постоянно девять  человек, периодически – до 15  человек (в классе обучается в этом учебном году 28 человек). Это при том, что сложность уровней меняется, иногда дети сами предлагают усложнить задания выбранного уровня.

Примеры разноуровневых заданий могут быть следующими:

  1. Словарная работа (домашнее задание):

1 уровень – найти в словаре 2-3  фразеологизма на изучаемое правило;

2 уровень – найти примеры 2-3 фразеологизмов на изучаемое правило, объяснить их значение; составить с каждым предложение;

3 уровень –  найти фразеологизм на изучаемое правило,  составить текст, используя фразеологизм в качестве основной мысли.

  1. Словарная диктовка

1 уровень – записать слова под диктовку;

2 уровень – записать слова под диктовку, одновременно составляя с ними словосочетания;

3 уровень – выданы слова с пропущенными буквами на карточке; составить текст, используя их (или предложения) по определенной теме (по выбору).

  1. Работа с текстом (текст записан на доске, например, по теме «Правописание НЕ с причастиями»):

1 уровень – выписать примеры на изучаемое правило, раскрывая скобки;

2 уровень – списать весь текст, раскрывая скобки («Не с разными частями речи») и объяснить орфограммы;

3 уровень – продолжить текст, используя правило «Не с разными частями речи».

  1. Контрольная работа (дополнительное задание после диктанта):

1 уровень – выписать примеры слов на правило «Не с разными частями речи»;

2 уровень – выписать все слова на правило «Не с разными частями речи»  и объяснить их написание;

3 уровень – продолжить текст, используя правило «Не с разными частями речи».

Все разноуровневые задания выполняются в течение одинакового времени.  Перед изучением темы в тетради каждого ученика появляется таблица, которая заполняется в течение всех уроков по данной теме. Оценки выставляются за каждое задание.

Типы заданий

1  уровень

2 уровень

3 уровень

Итоговая оценка

1.Словарная работа

++55

5

2.Словарный диктант

++44

4

3.Теория

+5

5

4.Контрольная работа

+3

3

5…..

Таким образом, можно отметить, что дифференцированное обучение помогает овладению компетенциями каждым учеником на максимально возможном именно для этого ребенка уровне, следовательно, учащиеся будут вооружены способами действия, значит, можно говорить о максимальной адаптации детей к жизни.

Приложение

Тема: «Частицы в тексте» (7 класс)

1 уровень

  1. Подчеркните в тексте все частицы.
  2. Озаглавьте текст.

Он жил и дрожал. Теперь смерть у него на носу., а он все дрожит., сам не зная из-за чего. В норе у него повернуться негде. Ни солнечный луч туда не заглянет, ни теплом не пахнет. И он лежит в сырой мгле, незрячий, никому не нужный.

Мимо его норы шмыгают другие рыбы, и ни одна не интересуется им. Ни одной на мысль не придет: дай-ка спрошу я у премудрого пескаря, как он умудрился, нигде не бывая и ни с кем никогда не разговаривая, сто с лишним лет прожить, а ни одна щука его не заглотила нечаянно. Плывут себе мимо и не знают, что вот в этой норе не глупый недоумок сидит, а премудрый пескарь свой жизненный процесс завершает.

2 уровень

   1.Вставьте подходящие по смыслу частицы.

       2.Озаглавьте текст.

Дороги! Как много написано о них и как много еще … написано! … найдется писатель, герой которого … разу в жизни  …совершил хотя … одного путешествия!? Едва … отыщешь такого в мировой литературе.

И все … у каждого человека свое представление о дороге. Идет … малыш в первый класс, едет  ... юноша в университет, отправляется … солдат на службу, рабочий на завод, крестьянин в поле – все проходят своей дорогой. Иногда она может наскучить (один и тот .. – путь, одни и те .. впечатления, одна и та … цель впереди – словом, каждый день одно и то …), и тогда ее захочется изменить. А переменить дорогу – это зачастую переменить жизнь.

Дорога … раз совершает повороты. Свернуть с привычного курса страшновато, но все … увлекательно.  И человек подчас говорит себе: « Поеду … я путешествовать! Поменяю … я работу! Что … случилось, откроются новые горизонты, новые перспективы. А то  сижу на одном месте – так … ничего интересного и … увижу!

  1. уровень

1.Спишите текст, раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы.

2. Продолжите текст, используя частицы.

3.Подчеркните частицы.

4.Озаглавьте текст.

На те(р,рр)а(с,сс)е старой усадьбы сидел заяц. Я (не) поверил своим глазам, а заяц как(н..) в чем (н..) бывало сидел на той самой ступеньке, где я сам любил вечером пр..сесть.

Таинстве..ый заяц все сидел на те(р,рр)а(с,сс)е и то (же) как буд(?)то о чем (то) мечтал. Вскоре заяц заметил движение моей руки и …..

Список литературы:

  1. Гузеев В.В. Педагогическая техника в контексте образовательной технологии. – М.: «Народное образование», 2001.
  2. Советова Е.В. Школа нового поколения. – Ростов-на-Дону: ООО «Феникс»/ 2012.
  3.  Осмоловская И.М. Организация дифференцированного обучения в современной общеобразовательной школе. - М.: «Институт практической психологи», НПО "МОДЭК”, 1998.
  4.  Хуторской А.В. Метапредметный подход в обучении. –М.: Изд. «Эйдос», 2012.
  5. Чарный Б.М. Наедине со всеми. – Пермь: Изд. «Звезда», 1996.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференцированное обучение на уроках русского языка.

Урок по теме:"Сложное предложение. Виды связи между частями СП". Разработан на основе УДО. Использование этой технологии позволяет существенно повысить положительную мотивацию учения у детей, сделать ...

Особенности дифференцированного обучения на уроках русского языка в вечерней школе

В вечерней школе наряду с уроками существует  специфическая форма организации учебной работы – индивидуальные консультации,  в процессе которых осуществляется  ...

Дифференцированное обучение на уроках русского языка в средней школе

Методическая разработка содержит теоретические и практические рекомендации по организации дифференцированного обучения русскому языку на уроках в среднем звене....

Технология дифференцированного обучения на уроках русского языка и литературы.

Дифференцированный подход к обучению играет большую роль в освоении знаний учащимися на уроках русского языка. Нет двух школьников, обладающих одинаковым набором способностей и  умений.  Как...

мастер-класс по теме: "Дифференцированное обучение на уроках русского языка или "обучение по одиночке"

Качество знаний учащихся при традиционной системе обучения давно вызывает всеобщую тревогу. Сохранение традиционного урока, традиционной классно-урочной системы приводит к формализму в оценке деятельн...

Дифференцированное обучение на уроках русского языка

Возможность диференциации на уроках....