Урок 5класс "Полные и краткие прилагательные"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Манылова Дарья Владимировна

«Полные и краткие прилагательные»

Тип урока: изучение нового материала. Корень учения горек, а плод - сладок.

     Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы продолжаем изучать имя прилагательное. Вспомним, что уже знаем об этой части речи, познакомимся с полными и краткими прилагательными.  Начнём урок с загадок о временах года:

Голубые, синие
Небо и ручьи.
В синих лужах плещутся
Стайкой воробьи. (Весна

Лес и поле в зелени,
Синяя река,
Белые, пушистые
В небе облака. (Лето)

Золотые, тихие
Рощи и сады,
Нивы урожайные,
Спелые плоды. (Осень)

Лес и поле белые,
Белые луга.
У осин заснеженных –
Ветки как рога. (Зима)

Какие слова помогли вам отгадать времена года?
Что обозначает имя прилагательное?

На какие вопросы отвечают имена прилагательные?

Как изменяются имена прилагательные?

Чем в предложении являются имена прилагательные?

Запишите число и тему урока “Полные и краткие прилагательные”. Итак, начинаем нашу работу

Посмотрите на доску, прочитайте это предложение, подумайте, какое прилагательное можно вставить на место пропуска.

Под лучами ……… солнца быстро тает снег.

  1. Почему вы выбрали именно это прилагательное? Выделите окончание.
  2.  Как проверить правописание окончания имени прилагательного?

(Окончания прилагательных проверяются вопросом).

  1. Каким членом предложения может быть имя прилагательное?

(Прилагательное может быть определением и сказуемым).

Спишите предложение с доски, выполните  его синтаксический разбор.

II. Объяснение нового материала.

Посмотрите на словосочетания:

Чистый воздух,  небо ясно, удивительная погода,  день прекрасен, цветы чудесны,  голубое небо, вода прозрачна, яркое солнце.

 На сколько групп можно разделить следующие словосочетания? Почему?

  1. Как вы думаете, почему одни прилагательные называются полными, а другие - краткими? Посмотрите внимательно на таблицу и подумайте. ( слайд 10)

(у полных прилагательных окончания состоят из двух букв, у кратких - из одной)

  1. В чём ещё разница между полными и краткими прилагательными?

(полные прилагательные отвечают на вопросы: Какой? Какая? Какое? Какие?)

(краткие прилагательные отвечают на вопросы: Каков? Какова? Каково? Каковы?)

3. Каким членом предложения являются полные прилагательные?

4. Какими членами предложения являются краткие прилагательные? 5. Как изменяются полные прилагательные? (по родам, числам, падежам)

6. Посмотрите на краткие прилагательные. Как изменяются они? (только по родам и числам)

5. Сделаем вывод, в чём различие между полными и краткими прилагательными? Воспользуйтесь алгоритмом ответа.

(Алгоритм ответа на карточке)

  1. Отвечают на вопросы ...  В предложении являются ...  Изменяются ...

 III. Закрепление изученное. (Благодаря кратким прилагательным текст стал красивее. Они описывают предметы более точно, конкретно, кратко.)

 А теперь обратимся к пословице, которую я взял в качестве эпиграфа к нашему уроку.

6.На доске: Корень учения горек, а плод - сладок. (Пословица). Найдите краткие прилагательные. Очень часто их употребляют в пословицах для большей точности.

- Как вы понимаете эти слова?(Учиться всегда трудно, но, овладев знаниями, можно многого добиться).-Запишем эту пословицу в тетради!

-Найдите в ней прилагательные.-Определите, в полной или краткой форме они употреблены?-Какими членами предложения являются? Подчеркните.

Ответы: (прилагательные горек, сладок, употреблены в краткой форме, в предложении являются сказуемыми).

2. Вставьте пропущенные буквы в окончаниях прилагательных.

Нет больш…го снега,  в колюч…м кустарнике, хорош…го дождя, к старш…му брату, в чуж…м доме,  на свеж…м воздухе,  горяч…го супа, круглолиц…го человека, небольш…й размер, общ…го дела,  ценнейш…го груза, дремуч…го леса,  меньш…й брат,  у куц…го воротника, у могуч…го дуба.

3. Образуйте краткие прилагательные.

умный
хороший
красивая
молодая
прекрасное
новое
богатые
важные

умён
хорош
красива
молода
прекрасно
ново
богаты
важны

4. Запишите краткие формы прилагательных.

Узкий - узок, узко, узка;Резкий- резок, резко, резка;

Мягкий - мягок, мягко, мягка;Бледный – бледен, бледно, бледна;

Горький – горек, горько, горька;Страшный – страшен, страшно, страшна.

5. Подберите антонимы. Что такое антонимы? Образуйте краткую форму от антонимов.Узкий – широкий – широкМягкий – твердый – тверд

Горький – сладкий – сладокБледный – яркий – ярок.

6. Распределите на 2 группы: полные и краткие прилагательные.

Красивый, недобр, высокий, низок, зол, богатый, светел, темный, колюч, горячий, краток, могуч, краткий, красив.

7.Вставьте пропущенные буквы.

Весенняя ноч…, возле дач…, снег блестящ…, лесная глуш…, ландыш пахуч…, упругий мяч…, ветер горяч…, черная туш…

Упражнение. Определите синтаксическую роль кратких прилагательных.

 

Утро было особенно прекрасно. Особенно тих и счастлив был розовый сад, медленно выходивший из голубого тумана, таявшего от солнца. Солнца луч промеж лип был жгуч и высок. Коренаст, крепок и могуч многолетний дуб.

Медвежата жили в лесу. Лес был дремуч, тропинки все заросли, не видно их. Всё вокруг было зелено. Около берлоги рос большой куст малины. До чего же он пахуч. Плоды этого куста были сладки! По утрам, когда воздух был ещё свеж и бодрящ, медвежата гуляли. Медведица была добра и позволяла своим деткам лакомиться красной сладкой ягодой. Медвежата были очень милы. Ягода была вкусна. Кроме того малина полезна для здоровья. Один из медвежат был слишком уж неуклюж. Он  то цеплялся за колючие ветки, то проваливался в ямки, то скатывался кубарем с обрыва по песку. Песок-то был сыпуч. А куст малиновый колюч.      Днём же, в жару, когда раскалённый диск солнца был очень уж жгуч, медвежья семья отлёживалась в своём убежище. Вся семья была довольна.

 

 

 

 

 

Домашнее задание.

Вставьте в данный текст подходящие по смыслу слова из справок.

                               О чём сообщили скворцы, вернувшиеся с юга.

     «Весна идёт! Весна идёт! Мы _______________весны гонцы». Зимние дни миновали, ночи ____________ стали. __________ небесная лазурь. Солнышко с неба луч _____________ разливает. Сугробы не так уж ___________  , как зимой. Воздух __________  и  _________.  __________ теплом подувает ветер с полей.

       Утро ещё __________. А всё-таки на душе _________ и __________, потому что «весна  _____ повеяла крылом».

 

Слова для справок: чиста, короткие, молодой,  влажным, небесная, лёгкою, светло и радостно, душистая, золотой, свеж и прозрачен, прохладно, грозны и горды.

2. Замените полные прилагательные краткими. О б р а з е ц:  Ловкий прыжок. –  ловок.

Хитрый зверь._____________________Узкий костюм._______________________ Громадный дуб. _____________________Низкий шалаш.______________________ Полный стакан. _____________________Острый меч. _____________________

Сбивчивый рассказ.__________________ Смешной рассказ.____________________ Мягкий хрящ. __________________________________________

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 5 классе "Полные и краткие прилагательные"

Цель: Дать представление о полной и краткой форме прилагательных, о грамматических особенности кратких прилагательных и их синтаксической роли. Научить различать полные и краткие прилагательные, о...

Урок "Полные и краткие имена прилагательные". Урок с элементами здоровьесбережения

цели урока. Слайд - Различать полные и краткие прилагательные; определять роль кратких прилагательных в предложении. Уметь: -Правильно употреблять прилагательные в речи; -указывать морфологические...

План-конспект урока "Полные и краткие прилагательные"

План-конспект урока "Полные и краткие прилагательные" с использованием ЭОР....

открытый урок по теме "Краткие прилагательные" с презентацией

Повторение правописания кратких прилагательных с основой на шипящую...

«Слова на «о»: наречие, краткое прилагательное, краткое причастие, слова категории состояния».

Цель урока: научиться различать в предложении наречия, краткие прилагательные, слова категории состояния....

Методическая разработка урока русского языка "Краткие прилагательные"

Урок объяснения нового материала для учащихся 5 класса. Используемые на уроках формы и методы работы способствуют развитию творческих способностей, формируют навыки самостоятельной деятельности и само...

Конспект урока по теме "Краткие прилагательные" 5 класс

Урок изучения нового материала по теме "Краткие прилагательные" в 5 класс. УМК Рыбченкова Л.М....