Методическая разработка урока русского языка "Краткие прилагательные"
методическая разработка по русскому языку (5 класс)
Урок объяснения нового материала для учащихся 5 класса. Используемые на уроках формы и методы работы способствуют развитию творческих способностей, формируют навыки самостоятельной деятельности и самооценки учащихся; вопросы и задания учащимся подобраны так, что ученик учится «добывать» знания самостоятельно, оценивать себя и свою работу, выбирать уровень сложности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 104 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор Артеменко Светлана Иосифовна, учитель русского языка и литературы
Образовательное учреждение – Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 5» г. Инты Республики Коми.
Предмет «Русский язык».
Класс 5 (5-9).
Тема «Краткие прилагательные».
Тип урока: изучение нового материала.
Вид урока: урок объяснения нового материала.
Цель: ознакомление с правилами написания кратких прилагательных, формирование умений и навыков написания кратких прилагательных.
Задачи.
- Образовательные:
- помочь учащимся различать краткие и полные формы прилагательных, образовывать краткие формы прилагательных; грамотно писать краткие формы прилагательных.
- создать условия для формирования понятия о грамматических особенностях кратких
прилагательных, о нормах их образования и употребления.
- Развивающие:
- создать условия для развития устной монологической речи, умения сравнивать, делать выводы и обобщения.
- создать условия для развития коммуникативной компетенции.
- Воспитательные:
- воспитание бережного, внимательного отношения к русскому языку.
Учебно-методическое обеспечение: учебник «Русский язык, 5 класс», Т.А. Ладыженская и др. – М.: Просвещение, 2013;
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор с экраном, интерактивная доска.
Программное обеспечение: MS Power Point.
Ход урока.
- Организационный момент.
– Здравствуйте, ребята! Мы с вами рады видеть друг друга и готовы к совместной творческой работе. Возьмитесь за руки, почувствуйте теплоту ваших рук, доброту ваших сердец. Улыбнитесь друг другу. Пусть у каждого из вас будет хорошее настроение. Надеюсь, что и к концу урока ваше настроение останется хорошим или даже улучшится, ведь вы узнаете сегодня что-то новое, получите новые знания.
- Садитесь, ребята. Для того чтобы начать работу, распределите роли в группе. (Координатор, учитель, консультант, секретарь, ученик, ученик). Прикрепите бэйджики. Напоминаю, что готовность групп к ответу вы будете сигнализировать специальной двухцветной карточкой. Синий цвет – группа готова отвечать, красный цвет – нужна помощь.
- Откройте, пожалуйста, тетради, запишите число, классная работа.
II. Формирование положительной мотивации.
- Ребята, какие части речи вы без труда умеете различать? (Существительное, прилагательное, глагол, наречие и т. д.)
– На доске и у вас на карточке № 1 даны слова. Используя сокращения, запишите, к каким частям речи относятся эти слова.
Веселая
Повеселел
Веселье
Весело (прыгал)
Весела
- .. группа, сообщите о результатах работы. Зачитываете слово и часть речи, к которой
оно относится. Все остальные группы внимательно слушают и проверяют свои записи
по каждому слову.
Зачитывают: Наша группа считает, что слово веселая относится к имени прилагательному.
Записываю ответы на доске. И так по каждому слову. Пока не дойдем до слова весела.
- Слово весела – наречие. У всех групп та же информация? У кого по-другому?
( У нашей группы слово весела – краткое прилагательное)
Записываю два ответа на доске.
Веселая прил.
Повеселел глаг.
Веселье сущ.
Весело (прыгал) нар.
Весела нар. ? крат. прил.
- Спорный вопрос: какая все же часть речи? Попробуем выяснить все вместе, к какой части речи принадлежит слово весела.
1. Если неправильно определят.
Весела – наречие. Как вы определили? По какому признаку? По вопросу? Задайте вопрос.
Какова? Это вопрос наречия? Нет. Значит, это слово не принадлежит к наречию
- Если правильно определят.
Весела – краткое прилагательное. Как вы определили? По какому признаку? По вопросу какова? Тогда возникает вопрос: краткое прилагательное – это самостоятельная часть
речи? У вас есть прилагательное – веселая. Это две части речи? Нет, в русском языке только одна часть речи – имя прилагательное. В чем разница? Это разные слова с разным лексическим значением или формы одного и того же слова? (Формы).
- Как мы можем их назвать? (Краткие и …. ).
- Посмотрите на слова веселая и весела. Чем они отличаются по структуре?
(Окончаниями, в слове веселая окончание состоит из двух букв, а в слове весела – из одной).
- Окончания в слове веселая называют полными, а в слове весела – краткими. Поэтому
формы прилагательного называют полными и краткими.
- Да, действительно, ребята, многие прилагательные (но не все) могут употребляться и
в полной, и в краткой форме, поэтому грамматика русского языка различает прилагательные полные и краткие.
- О какой форме прилагательного и что вы знаете? (О полной).
- Расскажите правило.
- А о краткой форме прилагательного много знаете? (Мало).
- Хотите узнать больше? (Да).
- О чем будем говорить сегодня на уроке? (О кратких прилагательных).
- Сформулируйте тему урока. (Краткие прилагательные).
? |
Переворачивается карточка
Краткие прилагательные |
- Запишите тему в тетрадь.
III. Постановка и решение учебных задач.
- Какие учебные задачи вы перед собой поставите на сегодняшнем уроке?
(Я хочу научиться на уроке:
а) образовывать краткие прилагательные; Кто ставит перед собой такую же задачу?
б) правильно писать краткие прилагательные;
в) правильно произносить краткие прилагательные;
г) определять грамматические признаки кратких прилагательных;
д) употреблять краткие прилагательные в речи)
- Могут ли названные вами задачи быть общими для всех? (Да).
Задачи вывешиваются на доску.
(Сегодня на уроке мы научимся:
а) образовывать краткие прилагательные;
б) правильно писать краткие прилагательные;
в) правильно произносить краткие прилагательные;
г) определять грамматические признаки кратких прилагательных;
д) употреблять краткие прилагательные в речи).
- - Каким путем будете решать все эти задачи? Проводить исследование или прочитаете вывод в учебнике? (Мы выбираем исследование).
- Какую задачу будете решать сначала? (Как образуются краткие прилагательные).
- У кого-то уже есть догадки? Поделитесь с нами. (Наверное, образуются от полных)
- Кто еще так думает? Хорошо. Действительно, краткие прилагательные образуются от полных прилагательных.
2. - Какую задачу будете решать сначала? (Как образуются краткие прилагательные).
- У кого-то уже есть догадки? Нет. Посмотрите, пожалуйста, на слова веселая и весела.
Мы уже выяснили, что это не разные слова, а формы одного и того же слова. Что
происходит со словом веселая? Убегает одна буква окончания, а слово-то остается.
Какой сделаете вывод? (Краткие прилагательные образуются от полных).
- Есть необходимость закрепить это знание? (Да).
- Возьмите карточку № 2. Внимательно прочитайте задание и выполняйте его в тетрадях.
При этом каждый участник группы комментирует образование кратких форм 1-го
прилагательного. Учитель в группе следит за правильностью ответов. Если возникнут вопросы, не забывайте сигнализировать.
Образуйте, если возможно, от полных прилагательных краткие прилагательные. Расставьте в словах ударение, прочтите их в соответствии с расставленным ударением. Сделайте вывод, все ли прилагательные могут иметь две формы – полную и краткую. Образец: дорогой – дорог, дорога, дорого, дороги. Молодой- Мягкий- Живой- Бледный- Осенний- |
- Какой вывод вы можете сделать из проделанной работы? (Не все прилагательные могут иметь две формы).
- Почему? (Нам не удалось образовать краткие формы от прилагательного осенний)
- Какая группа сделала другой вывод? Все согласны с выводом .. группы.
- Посмотрите на слова, которые вы образовали. Что интересного вы заметили?
- В словах мягок, бледен появляются беглые гласные. Кстати, это лучший способ проверки сомнительного согласного.
2. Ударение на окончании в кратких прилагательных ж. р., а в остальных словах – на
основе).
- Да, ребята, вы верно заметили. Краткие прилагательные в русском языке в основном
сохраняют то ударение, что и в полной форме (удивителен, удивительна, удивительно, удивительны). Однако многие краткие прилагательные имеют ударение на основе в форме мужского рода, среднего рода и множественного числа и на окончании в
форме женского рода, в чем вы сейчас и убедились.
- Какие задачи решали? (Учились образовывать краткие формы прилагательных и
правильно их произносить).
- Давайте отметим эти задачи знаком « + » как решенные.
- Какую задачу, на ваш взгляд наиболее важную, следует решать дальше?
(Научиться определять грамматические признаки краткой формы прилагательного).
- Тогда продолжите ваши исследования. Послушайте задание и определитесь какая группа будет исследовать, как изменяется краткая форма прилагательного по родам? ( ..)
- Какая группа будет исследовать, как изменяется краткая форма прилагательного по падежам? ( ..)
- Какая группа будет исследовать, как изменяется краткая форма прилагательного по числам и выяснять, на какие вопросы отвечают краткие формы прилагательных. ( ..)
- Какая группа будет выяснять синтаксическую роль кратких форм прилагательных. ( ..)
Карточка № 3.
Измените краткую форму прилагательного по родам. Окончания выделите. М. р. День ясен Ж. р. Ночь ясн.. Ср.р. Утро ясн.. Сделайте вывод: краткая форма прилагательного ____________________по родам. |
Измените краткую форму прилагательного по падежам. Окончания выделите. И. п. День ( ) ясен Р. п. Дня ( ) ясн.. Д. п. Дню ( ) ясн.. Т. п. Днем ( ) ясн.. Сделайте вывод: краткая форма прилагательного __________________по падежам. |
Измените краткую форму прилагательного по числам. Окончания выделите. Выясните, на какие вопросы отвечает краткая форма прилагательного. Ед. ч. День ясен Небосвод ( .. ) ясен. Мн. ч. Дни ясн.. Ночь ( .. ) ясна. Утро ( .. ) ясно. Дни ( .. ) ясны. Сделайте вывод: краткая форма прилагательного __________________по числам. Отвечает на вопросы ____________________________________________ |
Выясните синтаксическую роль краткой формы прилагательного. Дни ранней осени ясны. Небосвод ясен. Ночь ясна. Утро ясно.
Сделайте вывод: краткая форма прилагательного в предложении является__________________. |
- Группы отчитайтесь. К каким выводам вы пришли? Все внимательно слушают, чтобы сделать общий вывод.
( 1 группа. Наша группа пришла к выводу, что краткая форма прилагательного изменяется по родам;
2 группа. Наша группа пришла к выводу, что краткая форма прилагательного не
изменяется по падежам;
3 группа. Наша группа пришла к выводу, что краткая форма прилагательного изменяется по числам и отвечает на вопросы каков? какова? каково? каковы?;
4 группа. Наша группа пришла к выводу, что краткая форма прилагательного в
предложении является сказуемым).
- Кто готов сделать общий вывод по краткой форме прилагательного? Пожалуйста.
(Итак, краткие прилагательные отвечают на вопросы каков? какова? каково? каковы?; изменяются по числам, по родам в ед. ч., но не изменяются по падежам. В предложении являются сказуемым).
- Каким образом мы можем проверить правдивость вашего вывода? (Прочитать в учебнике).
- Открываем учебник на стр. 223, читаем. Правильный вы сделали вывод? (Да).
- Можете себя похвалить.
- Какие задачи вы сейчас решали? ( Узнали, какие морфологические признаки имеет или как изменяется краткая форма прилагательного; какую выполняет синтаксическую роль; на какие вопросы отвечает).
- Отметим решенные задачи.
- А для чего вы изучаете краткие прилагательные? Зачем они нужны? (Изучаем, чтобы уметь отличать от других частей речи, правильно употреблять их в речи, развивать
свою речь, делать ее красивой).
- Такая задача поставлена вами сегодня на уроке? (Да).
IV. Рефлексия.
- Надо ее решать. Эту задачу мы можем решить, используя разноуровневые задания.
Задание I уровня на зеленой карточке, II уровня на желтой карточке. III уровня на розовой карточке.
I уровень. Замените полные прилагательные в тексте краткими. 1. Сегодня ребенок (спокойный). 2. Он (злой) на меня. 3. Она (больная) гриппом. 4. Наша страна (богатая) нефтью. |
II уровень. Запишите краткую форму прилагательного (м. р., ед.ч.) вместе с подходящими по смыслу существительными. 1. Румяный (от чего?) - 2. Нужный (кому?) - 3. Похожий (на кого?) - 4. Способный (на что?) - |
III уровень. Вставьте в предложения свои краткие прилагательные. Воздух …… и чист. Сквозь облака пробивается луч солнца. Он ослепителен и …. . Детям мороз не страшен, они …… и бодры. |
- Каждая группа выберите себе то задание, с которым, как вам кажется, вы правитесь хорошо.
Просигнализируйте, задание какого уровня выбрала группа. Выполняйте в тетрадях.
- По окончании оцените работу каждого участника группы на уроке по таблице.
Таблицы сдайте.
Ф. И. ученика | Роль | Сам ученик оценивает | Группа оценивает |
|
|
|
|
- Какую задачу вы сейчас решали? (Учились правильно употреблять краткие
прилагательные в речи).
- Давайте подведем итоги сегодняшней работы. Ответьте, пожалуйста на вопрос: что нового узнали? Чему учились? ( Узнали, как образуются краткие прилагательные, их
грамматические признаки, речевую роль; учились образовывать краткие прилагательные, правильно их произносить)
- Все ли поставленные задачи вы решили? (Нет, не все).
- Продолжая такие же исследования на следующем уроке, вы решите остальные задачи. А есть ли необходимость закрепить знания, полученные сегодня, на последующих уроках или все хорошо поняли новый материал? (Надо закреплять. Все понятно).
- Хорошо. Кому сегодня все было понятно на уроке возьмите на парте красный плод.
- Кому была понятна большая часть урока возьмите желтый плод.
- А кому все было непонятно возьмите зеленый плод.
- Прикрепите свои плоды к «древу знаний» на доску.
- Посмотрите, пожалуйста, ребята, сколько спелых и созревающих плодов появилось на
«древе знаний» за сегодняшний урок. Это ваши хорошие знания. А зеленых плодов
совсем мало. Но и они со временем поспеют и станут красными, а ваши знания крепкими.
(А зеленых совсем нет, потому что вы сегодня хорошо потрудились)
- Есть повод для радости? (Да).
- Давайте все вместе порадуемся за себя. Какие вы молодцы!
V. Домашнее задание.
- Выберите для себя одно из заданий и запишите его в дневник:
1. п. 104, упр. 593;
2. Выписать из сказки Пушкина «Сказка о мертвой царевне…» предложения с краткими прилагательными.
- Спасибо. Урок окончен. До свидания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока русского языка по теме "Разряды прилагательных по значению. Качественные имена прилагательные"
Данный урок составлен для изучения качественных прилагате Урок составлен для изучения качественных прилагательных....
![](/sites/default/files/pictures/2020/08/23/picture-52985-1598202652.jpg)
Методическая разработка урока русского языка в 6 классе по теме "Правописание -Н-и -НН- в суффиксах прилагательных"
Данный урок построен на основе учебника русского языка для 6 класса под редакцией м.М. Разумовской. Учебное занятие построено в форме путешествия в город Грамотеев. Методическая разработка...
Методическая разработка урока русского языка по теме "Лингвистическая экспедиция в страну Имён прилагательных"
В уроке представлен материал, который может быть использован для повторения знаний о прилагательном....
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/22/picture-555185-1419280686.jpg)
Методическая разработка урока русского языка по теме «Написание н-нн в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Н в отглагольных прилагательных»
· ПРЕЗЕНТАЦИЯ к уроку закрепления знаний по теме «Написание н-нн в суффиксах страдательных причастий прошедшего вр...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/24/picture-571783-1422092746.jpg)
Методическая разработка урока русского языка в 7 классе на тему "Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных"
Методическая разработка урока русского языка в 7 классе...
![](/sites/default/files/pictures/2022/08/18/picture-846574-1660820718.jpg)
Методическая разработка урока русского языка на тему "Разряды имен прилагательных"
Урок разработан с использованием приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо...
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/08/picture-32683-1486529572.jpg)
Методическая разработка урока русского языка в 7 классе "Одна идве буквы н в суффиксах причастий и прилагательных"
Предлагается методическая разработка открытого урока с презентацией для 7 класса по теме "Одна и две буквы н в суффиксах причасттий и прилагательных"...