Лингвистическое сочинение
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс) на тему

Мордань Наталья Юрьевна

В материале представлены образцы сочинений на лингвистическую тему (раздел "Пунктуация")

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ling_soch_punktuatsiya.docx15.91 КБ

Предварительный просмотр:

Лингвистическое сочинение

Зачем нужна пунктуация?

Каждый ученик знаком со знаками препинания: точкой, запятой, тире, двоеточием и даже многоточием. Роль пунктуации в предложении и тексте очень значительная, так как все эти знаки служат для выражения различной интонации и выделения смысловых оттенков.

Давайте представим себе, что знаки препинания отменили. Что же тогда получится? Вспомним сказку С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев». Там принцесса в приказе сомневалась, где поставить запятую в предложении «Казнить нельзя помиловать». Роль запятой была роковая.

Если бы в предложенном нам тексте не было бы тире (предложения №5 – №10), то мы  не поняли бы, что перед нами диалог. Кроме того, в тексте множество восклицательных знаков (предложения №4, №8, №12). Автор передает чувство восхищения поступками героев рассказа.

Таким образом, пунктуация очень важна и нужна, потому что человек для точного выражения своих мыслей и разнообразных чувств обязательно использует знаки препинания.

Какова роль знаков препинания в тексте?

Очень часто на вопрос о роли пунктуации как системы знаков препинания в русском языке люди отвечают по-разному.   Многие считают, что без правил пунктуации можно обойтись. Я же считаю, что роль знаков препинания в речевой практике чрезвычайно важна.

В соответствии с коммуникативными задачами и пунктуационными нормами они выполняют две основные функции: смысловую и интонационную, облегчая понимание письменного текста и помогая выразить темп, ритмику и мелодику речи.  

Рассмотрим, например, предложение №5: «……..». Здесь восклицательный знак интонационно разделяет это предложение и последующее, а также указывает на эмоциональную напряженность предложения №5.  

Знаки препинания несут и смысловую нагрузку. Попробуем представить, что из предложения №7 исчезнут все знаки препинания. Тогда  оно превратится в простой набор слов, лишенных смысла.

Значит, без пунктуации в языке не обойтись, так как знаки препинания помогают нам выражать свои мысли ясно и точно.

Запятые

        Выражая свои мысли в письменном виде, мы стремимся к тому, чтобы нас правильно поняли. И знаки препинания помогают в этом. Без них мы ничего не сумели бы ни выразить, ни понять.

Без запятых на письме не обойтись, так как они не только расставляют эмоционально-интонационные акценты, но и помогают верно передать смысл предложения.

        К примеру, в предложении №1 запятые помогают воспринимать и понимать информацию. Они разделяют однородные члены предложения, благодаря этому нам ясна смысловая связь между словами.

        А в предложении №15 запятые помогают соблюдать правильную интонацию при чтении. Они выделяют обращение, а в устной речи мы используем звательную интонацию.

        Итак, без запятых мы не сумели бы точно, ясно и понятно выразить свои мысли.

Двоеточие

Пунктуация – это система правил постановки знаков препинания. Верно расставленные знаки препинания помогают прочесть и понять текст. Все они, в том числе и двоеточие, выполняют две функции: смысловую и интонационную.

             Так,  в предложении №8 двоеточие интонационно разделяет два простых предложения в составе сложного бессоюзного, в устной речи в конце сложного предложения мы используем интонацию разъяснения предыдущей части высказывания.  

Двоеточие несёт и смысловую нагрузку. Если в предложении №4 вместо двоеточия поставить запятую, тогда обобщающее слово встанет в один ряд с однородными членами и потеряет обобщающий смысл.

             Следовательно, двоеточие – очень важный пунктуационный знак препинания, без которого смысл высказывания был бы не ясен.

Восклицательный знак

        Пунктуация – важный раздел языкознания, который изучает правила постановки знаков препинания. Восклицательный знак, как и другие знаки препинания, выполняет важные функции: интонационную и смысловую.

        Во-первых, с помощью восклицательного знака мы выражаем различные эмоциональные оттенки: удивление, восторг, растерянность… Это можно заметить в предложении №3: «…!» Здесь восклицательный знак показывает, как сильно обрадовался герой.

        Во-вторых, восклицательный знак помогает понять смысл высказывания. Если в предложении №6 знак завершения заменить на вопросительный знак, то смысл предложения изменится с утвердительного на вопросительный.

        Таким образом, мы видим, что восклицательный знак обеспечивает пишущего эффективными возможностями для передачи различных смысловых и эмоциональных оттенков.

Тире

            Можно ли представить письменную речь без тире? Так ли нужны нам эти непонятные палочки? А может быть, вполне возможно обойтись без них, облегчить свою жизнь, не заучивая множество правил? Я считаю, что роль тире в речевой практике очень важна.

        Тире, как и другие знаки препинания, помогает понять структуру предложения, а значит, смысл написанного. Вот предложения №9 - №15, в которых тире используется для оформления диалога, нам ясно, кто из героев произносит определённые реплики.

        Кроме того, тире выполняет  и интонационную функцию.  Например, в предложении №14 с помощью тире указывается на то, что в высказывании есть пропуск слова. Когда мы будем произносить это предложение, то обязательно сделаем паузу на месте тире.

        Итак, тире – это не просто палочка, а очень важный знак препинания, без которого сложно обойтись.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока в 9 классе "Подготовка к лингвистическому сочинению «Зачем нужна пунктуация?»"

Одним из заданий Государственной итоговой аттестации в 9 классе является сочинение на лингвистическую тему. Этот вид работы позволяет проверить не только знание основных правил и терминов лингви...

Лингвистическое сочинение

ГИА претерпел в этом году некоторые изменения: исключено из часть С2 сочинение на нравственно-этическую тему. Дети лишены права выбора и должны готовиться к написанию лингвистического сочинения. Как и...

Лингвистические сочинения по русскому языку (ГИА, часть С2)

ГИА претерпел в этом году некоторые изменения: исключено из часть С2 сочинение на нравственно-этическую тему. Дети лишены права выбора и должны готовиться к написанию лингвистического сочинения. Как и...

Лингвистическое сочинение ОГЭ – 2015

Данная презентация была представлена на педагогическом совете в МБОУ СОШ№8 с.Левокумка Минераловодского района Ставропольского края по теме "Лингвистическое сочинение ОГЭ – 2015"....

Подготовка к ОГЕ, лингвистическое сочинение

Подготовка к ОГЕ, лингвистическое сочинение, как писать?...

Подготовка к лингвистическому сочинению. 15.1

Подготовка к лингвистическому сочинению. 15.1...

Презентация к уроку "Подготовка к лингвистическому сочинению"

Презентация к уроку "Подготовка к лингвистическому сочинению"...