Программа по русскому языку. Курс «Теория и практика сочинений»
учебно-методическое пособие по русскому языку на тему

Лазарева Валентина Алексеевна

      В школьной практике обучения русскому языку  и развитию речи   вопросы обучения написанию сочинений разных жанров рассматриваются не в такой степени глубоко и основательно, чтобы ученики могли без проблем справиться с выполнением части «С» при сдаче государственного экзамена по русскому языку в форме тестирования.

   Занятия спецкурса предоставят школьникам возможность приобрести необходимую языковую и риторическую эрудицию. На занятиях спецкурса ученики знакомятся с правилами построения  текстов разных типов речи, стилевой принадлежности, им будет предоставлена возможность создания творческих работ в качестве интерпретатора чужого текста и создателя собственного текста. На занятиях учащиеся работают над выработкой четкости письменного оформления мысли, подбора аргументов, применения изобразительно – выразительных средств.

   Задания, выполняемые на занятиях спецкурса, позволят выпускникам под руководством учителя подготовиться к выполнению самой сложной части итоговой аттестации по русскому языку – текстовых заданий уровня С.

    Программа спецкурса « Теория и практика сочинений разных жанров»  способствует развитию интереса к литературному творчеству, а у некоторых учащихся – развитию их литературно – творческих способностей.

    Программа спецкурса рассчитана на 34 часа, то есть один час в неделю.

 

Цель спецкурса:

  • подготовить выпускников к сдаче государственного экзамена по русскому языку  в форме тестирования;
  • формировать речевую и коммуникативную компетентности обучающихся.

 

 

Задачи спецкурса:

  • помочь обучающимся подготовиться к сдаче  экзамена по русскому языку по одному из главных аспектов – речеведению,
  • помочь приобрести необходимую языковую и риторическую эрудицию.

 

Требования к уровню обученности учащихся:

  • ученики должны уметь давать характеристику текста как продукта речевой деятельности: определять замысел текста, его тему, основную мысль, идею текста, структурно – композиционную организацию текста;
  • ученики должны грамотно определять тип и стиль речи;
  • ученики должгы уметь составить самостоятельное связное высказывание: отзыв, рецензию, эссе;
  • ученики должны уметь правильно и точно употреблять выразительные и изобразительные средства языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc93.5 КБ

Предварительный просмотр:

Статья. doc

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3»

Г. Балаково Саратовской области

Программа по русскому

              языку

Курс «Теория и практика

               сочинений»

                 Программа разработана учителем русского

                                       языка и литературы высшей      

                                       квалификационной категории,

                                       заслуженным учителем РФ

                                       Лазаревой Валентиной Алексеевной

                                       Идентификатор автора 209-294-492

                               

                               

                                      2015 год

 Пояснительная записка

      В школьной практике обучения русскому языку  и развитию речи   вопросы обучения написанию сочинений разных жанров рассматриваются не в такой степени глубоко и основательно, чтобы ученики могли без проблем справиться с выполнением части «С» при сдаче государственного экзамена по русскому языку в форме тестирования.

   Занятия спецкурса предоставят школьникам возможность приобрести необходимую языковую и риторическую эрудицию. На занятиях спецкурса ученики знакомятся с правилами построения  текстов разных типов речи, стилевой принадлежности, им будет предоставлена возможность создания творческих работ в качестве интерпретатора чужого текста и создателя собственного текста. На занятиях учащиеся работают над выработкой четкости письменного оформления мысли, подбора аргументов, применения изобразительно – выразительных средств.

   Задания, выполняемые на занятиях спецкурса, позволят выпускникам под руководством учителя подготовиться к выполнению самой сложной части итоговой аттестации по русскому языку – текстовых заданий уровня С.

    Программа спецкурса « Теория и практика сочинений разных жанров»  способствует развитию интереса к литературному творчеству, а у некоторых учащихся – развитию их литературно – творческих способностей.

    Программа спецкурса рассчитана на 34 часа, то есть один час в неделю.

Цель спецкурса:

  • подготовить выпускников к сдаче государственного экзамена по русскому языку  в форме тестирования;
  • формировать речевую и коммуникативную компетентности обучающихся.

Задачи спецкурса:

  • помочь обучающимся подготовиться к сдаче  экзамена по русскому языку по одному из главных аспектов – речеведению,
  • помочь приобрести необходимую языковую и риторическую эрудицию.

Требования к уровню обученности учащихся:

  • ученики должны уметь давать характеристику текста как продукта речевой деятельности: определять замысел текста, его тему, основную мысль, идею текста, структурно – композиционную организацию текста;
  • ученики должны грамотно определять тип и стиль речи;
  • ученики должгы уметь составить самостоятельное связное высказывание: отзыв, рецензию, эссе;
  • ученики должны уметь правильно и точно употреблять выразительные и изобразительные средства языка

Учебная программа

Введение ( 1 ч)

Знакомство с программой спецкурса « Теория и практика сочинений разных жанров», его целями и задачами.

Текст и его признаки ( 1 ч)

Текст как продукт речевой деятельности: смысловая завершенность и смысловая цельность.

Виды информации в тексте ( 1 ч)

Тема текста, основная мысль текста. Понятие замысла, его соотношение с названием произведения. Заголовок как смысловое и эмоциональное единство.

Языковые средства выразительности ( 3 ч)

Инверсия, синтаксический параллелизм, ряды однородных членов предложения, парцелляция, градация, оксюморон, риторический вопрос, оценочная лексика, книжные и просторечные слова, аллитерация, ассонанс, сравнительные обороты, синонимы, антонимы, анафора, эпифора.

Стили речи ( 10 ч)

Определение функционального стиля речи. Художественный, научный, разговорный стили речи. Композиция текстов различных стилей речи. Простой и сложный план. Варианты вступлений и заключений. Комплексный анализ текстов различных стилей речи. Редактирование готовых текстов различных стилей речи.

Смысловые типы речи ( 7ч)

Повествование, описание, рассуждение. Комплексный анализ текстов. Изобразительно – выразительные средства в текстах. Работа с основной мыслью текста. Приемы логического разворачивания текста. Составление вывода : формулировка проблемы или идеи текста.

Жанры текстов ( сочинений), консультации по трудным вопросам (10ч)

Условия хорошей письменной речи. Портретный очерк. Рецензия, правила составления рецензии. Написание рецензии на предлагаемый текст. Эссе. Правила написания эссе. Написание эссе на предлагаемую тему. Жанр путешествия. Публицистический стиль. Интервью, репортаж.

 

Календарно – тематическое планирование

№ занятия

Содержание работы

Дата проведения

Использование ИКТ

1

Введение. Знакомство с программой « Теория и практика сочинений разных жанров»

4. 09

2

Текст и его признаки

11..09

Диск        «ЕГЭ,11 кл.»

Виды информации в тексте

3

Тема текста, основная мысль, понятие замысла, микротемы, эпиграф

18. 09

Диск «Развитие речи, 8кл.»

4        

Цитата, способы цитирования

25. 09

5

Средства связи частей текста

2 .10

Изобразительно—выразительные средства языка

6

Аллегория, эпитет, сравнение, метафора, перифраза

9 .10

«Шедевры русской живописи», М.Врубель

7

Параллелизм, парцелляция, анафора, эпифора, риторический вопрос и обращение

16. 10

8

Градация, оксюморон, аллитерация, ассонанс, эллипсис

23. 10

9

Тропы речи: олицетворение, метафора, метонимия, синекдоха

6 .11

«Шедевры русской живописи», И.Левитан

10

Тропы речи: гипербола, литота, ирония…

13. 11

Фонохрестоматия по литературе 9 кл. Н. Гоголь. «Мёртвые души».

11

Контекстуальные синонимы и антонимы

20. 11

Стили речи

12

Понятие стиля. Соотнесение сферы общения, стиля языка и коммуникативных качеств речи

27. 11

13

Официально—деловой стиль. Современные требования к оформлению деловых бумаг

4 .11

14

Научный стиль. Лингвистические особенности научной речи

11. 11

15

Публицистический стиль. Лексические особенности. Эмоциональные средства выразительности

18. 11

16

Художественный стиль. Стилистика художественной литературы

25. 11

Фонохрестоматия по литературе 9кл. А.Пушкин. «Повести Белкина»

17

Разговорный стиль речи

   

15. 01

18

Композиция текстов различных стилей речи

21. 01

Диск «ЕГЭ 11кл»

19

Простой и сложный план. Варианты вступлений и заключений

29. 01

Диск «Репетитор, Рус. Яз.»

20

Комплексный анализ текстов различных стилей

5. 02

Диск «Рус. яз. 7—11кл»

21

Редактирование готовых текстов различных стилей речи

12. 02

Смысловые типы речи

22

Повествование, произведения повествовательного типа

19. 02

23

Описание, его композиция

26. 02

Диск «Фонтаны Петербурга»

24

Рассуждение, его композиция

5. 03

25

Тема и проблема текста, идея текста

12. 03

26

Комплексный анализ текстов различных стилей речи

19. 03

Диск «ЕГЭ11кл.»

27

Практическое занятие: приёмы логического развёртывания текста

2. 04

Жанры текстов

28

Правила хорошей письменной речи

9. 04

29

Портретный очерк. Правила, предъявляемые к очерку

16. 04

Презентация учителя «Небольшое литературное произведение»

30

Сравнительная характеристика. Сравнение (сопоставление или противопоставление) людей, предметов, явлений при условии общего основания

23. 04

31

Эссе

30. 04

Диск «ГИА 9 кл.»

32

Рецензия

7. 05

33

Интервью, репортаж

14. 05

34

Жанр путешествия

21. 05

Подведение итогов работы

Список используемой литературы

  1. Д.И. Архипов, Т.А. Долинина, А.П. Чудинов. Русский язык. ЕГЭ. Курс подготовки к написанию сочинения. М., « Айрис Пресс», 2006.
  2. Р.К.Буженкова, Н.А.Буженкова. Русский язык и культура речи. М., «Вербум», 2004
  3. И.Б.Голуб, Л.В.Давыдова. Сочинения и изложения без репетитора. М., «Владос», 2006
  4. А.И.Горшков. Русская словесность. М., «Просвещение», 1997
  5. Н.В.Козловская, Ю.Н.Сивакова. Русский язык: анализ текста С.-Птб, «Сага», 2005
  6. Е.В. Любичева. Русский язык: на пути к экзамену. М., ««Эксмо», 2007.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса "Теория и практика сочинений разных жанров"

Программа элективного курса «Теория и практика сочинений разных жанров». 34 часа. Пояснительная записка.   Элективный курс «Теория и практика сочинений разных жанров» предложена д...

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ НА ОСНОВЕ ПРОЧИТАННОГО ТЕКСТА»

          Элективный курс «Теория и практика сочинения – рассуждения на основе прочитанного текста»  предназначен для учащихся 9 класса и рассчитан на 22 час...

Элективный курс "Теория и практика сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста".

Материал  содержит  планирование  элективного  курса  для  учащихся  9  класса....

Программа элективного курса «Теория и практика сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста»

Доминирующей идеей курса «Теория и практика сочинения – рассуждения на основе прочитанного текста» является формирование у учащихся высокой коммуникативной, языковой, лингвистической, эстетической и н...

Программа факультативного курса "Теория и практика сочинений разных жанров"

Актуальность данного факультативного курса заключается прежде всего в том,что полученные знания способствуют формированию умения грамотно выражатьсвои мысли и создавать собственные высказывания с учет...

Программа учебного курса "Теория и практика сочинений разных жанров"

Программа учебного курса "Теория и практика сочинений разных жанров". 8 класс...