Открытый урок по русскому языку в 9 классе по теме "Закрепление и обобщение изученного о сложносочиненном предложении"
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему

Терентьева Ольга Николаевна

Данный урок был представлен на педагогическом марафоне учителей г. Красногорска Московской области. Он включает в себя разные виды работ на закрепление материала по сложносочиненному предложению, а также комплексное повторение тем, изученных в младших классах, работу по подготовке к ГИА по русскому языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛИЦЕЙ № 4

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

В 9 «В» КЛАССЕ

На тему: «Закрепление и обобщение изученного о сложносочиненном предложении»

учителя                                                Терентьевой Ольги Николаевны

подготовила____________                                            Терентьева О. Н.

Директор МОУ

«Лицей № 4»: _____________                               Панина Людмила Сергеевна

Красногорск, 2007

Цель урока: 

1) закрепление понятия о сложносочиненном предложении;

2) обобщение сформированных умений:

-         отличать ССП и давать им характеристику;

-    ставить знаки препинания в ССП;

3) формирование умения самоанализа и самоконтроля.

Оборудование: учебник русского языка для 9 класса М.М. Разумовской под редакцией П.А. Леканта, тетради для классных работ, цветные мелки, ручки, дополнительные тетради по русскому языку Г.А. Богдановой;

 методическая литература:

«Уроки русского языка в 9 классе» М.М. Разумовской, «Знаки препинания в предложениях с союзом И» Г.А. Богдановой, «Русский язык 9 класс. Проверочные и контрольные тесты» Н.М. Божко; «Итоговые тесты по русскому языку 9 класс» О.Ю. Антонова, Н.А. Абрамова, И.Л. Наумова; «Сборник диктантов по русскому языку 5-9 классы» Г.А. Богданова.

План урока.

  1. Организационный момент. 30 сек.
  2. Проверка домашнего задания. 10 мин.
  3. Проверка индивидуального задания повышенной трудности. 5 мин.
  4. Сообщение темы, цели урока. 30 сек.
  5. Творческое задание. 3 мин.
  6. Синтаксический тест-пятиминутка. 5 мин.

Индивидуальная работа с перфокартой для слабых учеников.

  1. Объяснительный диктант. 6 мин.
  2. Тест «Проверь соседа». 7 мин.
  3. Проверочный тест на оценку. 5 мин.
  4. Итог урока. 2 мин.
  5. Домашнее задание. 30 сек.
  6. Организационный момент. 30 сек.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Проверить готовность учащихся к уроку и наличие необходимого учебно-методического материала.

  1. Проверка домашнего задания.

На дом было задано упражнение 43 по рабочей тетради по русскому языку Г.А. Богдановой. К доске вызываются трое учеников для выполнения дополнительных заданий к упражнению:

- первый ученик выписывает все эпитеты из первого абзаца текста и придумывает предложения, в которых слово ОЧЕВИДНО являлось бы членом предложения и вводным словом (плакучая ива, капризный дождь, пригорюнившаяся весна; Это было очевидно. Очевидно, пойдет дождь);

- второй ученик выписывает из текста упражнения выделенные слова для морфемого разбора и слова, содержащие 6 морфем (призадумавшись, разглаживают; преобразившаяся, преодолевающие, прикосновение);

- третий ученик выписывает из текста предлог в течение и придумывает предложения, в которых это слово являлось бы производным предлогом и существительным с предлогом; находит в тексте слово с суффиксом лив и записывает свои слова с этим суффиксом (В течении реки обнаружились пороги. В течение долгого времени он не ходил в школу. Причудливые, горделивый, заботливый, болтливый, пугливый, гневливый).

        В это время с классом идет устная проверка.

- Прочитайте со знаками ССП этого текста и объясните их постановку?

- Прочитайте простые предложения из этого упражнения?

- Какие еще предложения по структуре встретились вам в этом тексте? (БСП и предложения с разными видами связи)

- Что соединяет противительный союз а во втором предложении третьего абзаца? (присоединяет предыдущее предложение)

- Над какими видами орфограмм вы работали, выполняя домашнее задание?

- Какие орфограммы вызвали затруднение?

  1. Проверка индивидуального задания повышенной трудности.

Ученику было поручено заранее подготовить лингвистическое сочинение на тему «Сложносочиненное предложение». После прочтения сочинения учащиеся задают вопросы или дополняют ответ ученика.

  1. Сообщение темы и цели урока учителем.

Запись числа и темы в тетради для классных работ.

  1. Творческое задание.

На доске заранее написаны предложения:

1. От сильных дождей дороги были размыты. Сельскохозяйственные работы не прекращались.

2. Обильными струями прольется дождь. Снова выглянет из-за туч приветливое солнце.

3. Дует небольшой северный ветер. Мелкими хлопьями падает снег, укрывает окрестные луга.

- Из данных предложений постройте ССП, выражающие значения противопоставления, чередования явлений, одновременности действий.

VI.         Синтаксический тест-пятиминутка.

На доске записано предложение.

Птицы бе…звучно м…хали крыльями (1) время от времени (2) горта…о перекликаясь (3) и голос их (4) пр…тяжный и п…чальный (5) казалось (6) заполнял собой все небо (7) и всю землю (8) прон…кая в самые глухие лесные чащ…бы (9) и в самые бездо…ые глубины озер.

1) 2, 3, 5, 6, 7

2) 3, 5, 6, 7, 8, 9

3) 1, 3, 4, 5, 6, 8

4) 1, 3, 5, 8, 9

- На месте каких цифр должны стоять знаки препинания? Выберите правильный вариант ответа.

- Кто пойдет к доске и объяснит свой выбор, а также вставит пропущенные орфограммы?

Во время этой работы слабым ученикам раздаются карточки-перфокарты. См. приложение.

  1. Объяснительный диктант.

Уже давно взошло солнце, но ветер не утихал и волок по небу стаи низких облаков. День был серый, бесприютный. Шумели со свистом голые лесные вершины, и скрипела со стоном надломленная неподалеку береза. У оврага одиноко каркала мокрая ворона, усевшись на сучке старого дуба, и пугала людей.

VIII. Тест «Проверь соседа».

А1. Какое из следующих утверждений неверно?

  1. Сложные предложения делятся на союзные и бессоюзные.
  2. Простые предложения могут соединяться в ССП при помощи интонации.
  3. Части ССП могут связывать союзы: не только… но и; же; зато; оттого.
  4. Между частями ССП запятая не ставится, если у них есть общий компонент.

А2. Выпишите номера ССП.

  1. Я совсем растерялся, не понимая происходящего, и бессмысленно смотрел в сторону уходящего человека.
  2. Улыбка у нее была слабая, еле заметная, и строгое выражение глаз изменилось.
  3. Заря прощается с землею, ложится пар на дне долин, смотрю на лес, покрытый мглою, и на огни его вершин.
  4. И грезит пруд, и дремлет тополь сонный, вдоль туч скользя вершиной заостренной.

А3. Выпишите номера ССП, между частями которых запятая не ставится?

  1. То слишком морозит, то моросит дождь.
  2. Падал снег, и на душе было тоскливо.
  3. Тишина и несмелое тявканье собаки.
  4. Теперь на этом месте была открыта горным ветрам площадка да сохранилась часть стены в две трети человеческого роста.

После выполнения теста учащиеся меняются тетрадями с соседом и проверяют друг друга. Учитель объявляет правильные ответы, а ребята ставят оценки.

IX.         Проверочный тест на оценку.

В дополнительной тетради по русскому языку Г.А. Богдановой учащиеся работают с небольшими тестами по вариантам, после чего сдают их учителю на проверку.

X.         Подведение итогов урока.

Вопросно-ответная форма беседы.

-  Какие предложения называются сложносочиненными?

  • Как соотносятся друг с другом части сложносочиненных предложений?
  • С помощью каких союзов связываются независимые части сложносочиненного предложения?
  • Какие виды отношений могут возникать внутри ССП?
  • Какие знаки препинания ставятся между частями ССП?
  • В каких случаях между частями ССП знаки препинания не ставятся?

После учитель оценивает работу учащихся на уроке.

  1. Домашнее задание.

Подобрать из текстов художественной литературы 7 сложносочиненных предложений с разными союзами и с разными отношениями; подготовиться к контрольному диктанту.

XII.         Организационный момент.

Подготовить учащихся к окончанию урока. Проверить запись домашнего задания в дневник.

Приложение.

Карточка 14.

Поставьте, где надо знаки препинания. Определите, из скольких частей состоит сложносочиненное предложение. Выпишите союзы.

  1. Я был на Родине своей. Леса раскачивали просинь (?) и меж березовых ветвей светлым-светла стояла осень.
  2. Горят метелки молочая (?) и ярко-желтый зверобой (?) разлуку тихую вещая (?) других цветов не замечая (?) как бы прощается с тобой.
  3. Внезапно туман исчезает (?) и появляется солнце.
  4. Шиповник заалел (?) зажег костры (?) зазывно каждый куст в лесу пылает (?) и вот уже туман свои холсты над небольшою речкой расстилает.

Карточка 21.

Поставьте, где надо, знаки препинания. В предложении укажите, что соединяет в нем союз и. Определите, какое это предложение.

  1. Из бочки с дождевой водой сейчас никто не брал воду (?) и вода в ней была застоявшаяся (?) теплая (?) зеленая.
  2. На дне поселилась лягушка (?) и по поверхности шныряли какие-то водяные существа.
  3. Лягушка вылезла из бочки только вечером (?) и сидела около крыльца.
  4. Осень заворожила стройные березки (?) и зеленый наряд их превратила в золотой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Характеристика человека как вид текста. Урок развития речи.Разработка открытого урока по русскому языку.8 класс

Конспект урока развития речи составлен по учебнику Л.А.Тростеновой,Т.А.Ладыженской "Русский язык" 8 класс, М. "Просвещение",2011. Урок проводится после изучения главных и второстепенных членов предлож...

Открытый урок по русскому языку 5 класс

Открытый урок по русскому языку в 5 классе в коррекционной школе 8 вида. Тип урока формирование  знаний и умений. Урок с призентацией....

Открытый урок по русскому языку 6 класс

Открытый урок по русскому языку 6 класс...

Открытый урок по русскому языку 5 класс

Тема урока: Простые и сложные предложения 9закрепление) 5 класс.Данный материал поможет отработать навыки определения видов предложения, умения ставить знаки препинания,а также работать над развитием ...