Вводные слова и предложения и знаки препинания при них
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему

Кахужева Нафисет Султановна

                   Цель:

 

1.     дать понятие о вводных словах и предложениях;

2.     формировать умения:

·        употреблять в речи вводные слова и предложения с целью добавочных сведений;

·        пояснения тех или иных обстоятельств, расширения описания и т.д.;

·         употреблять в речи вводные слова с учетом речевой ситуации;

·        Правильно расставлять знаки препинания при вводных словах и предложениях;

·        Соблюдать интонацию при чтении таких предложений

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_v_8_klasse_po_teme.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок  в   8  классе  по теме:

                     

Вводные слова и предложения и знаки препинания при них

   

                   Цель:

  1. дать понятие о вводных словах и предложениях;
  2. формировать умения:
  • употреблять в речи вводные слова и предложения с целью добавочных сведений;
  • пояснения тех или иных обстоятельств, расширения описания и т.д.;
  •  употреблять в речи вводные слова с учетом речевой ситуации;
  • Правильно расставлять знаки препинания при вводных словах и предложениях;
  • Соблюдать интонацию при чтении таких предложений

                    Оборудование:

  • таблица;
  • карточки с текстами для групповой работы;
  • электронный репетитор-тренажер

                             Ход урока:

                  I.Орфографическая работа

        По моему проекту, сделать по-моему, поступить не по-товарищески, по зимнему пути, идти еле-еле, нежданно-негаданно, давным-давно, точь-в-точь, светло-зеленый, белокаменный, свежезамороженный, среднеевропейский, близлежащий, юго-западный.

                  II. Проверка домашнего задания (упр. 271)

         Идет подготовка к сочинению-рассуждению публицистического характера о пользе чтения.

          Учащиеся находят вводные слова и указывают их значение.

        - С помощью  какого слова связан 2-й абзац с 1-м?  (вводное слово)

                  III. Работа по теме урока

  1. Анализ примеров по таблице (устно)
  2. Знакомство со значениями вводных слов

            (работа с книгой, стр. 126-127)

  1. Отработка умения определять, с какой целью вводятся в предложение вводные слова и предложения, что вносят они в речь; предлагается поменять местами вводные слова и предложения, указать знаки препинания при них.

               Дождь пойдет.

(Дети включают вводные слова «к счастью», «конечно»,

«по-моему», «к сожалению», «наверное» и наблюдают за тем, как изменяется смысл предложения. Отрабатывается интонация)

            IV. Тренировочные упражнения

                         1.Анализ стихотворения А.Кушнера «Вводные слова»

                                                       (проецируется на экране)

                                      Возьмите вводные слова

                                      От них кружится голова,

                                      Они мешают суть сберечь

                                      И замедляют нашу речь,

                                      И все ж удобны потому,

                                      Что выдают легко другим,

                                      Как   мы относимся к тому,

                                      О чем, смущаясь, говорим.

                                      Мне   скажут «К счастью»

                                      И потом

                                      Пусть что угодно говорят,

                                      Я слушаю с открытым ртом

                                      И радуюсь всему подряд.

                                      Меня, как всех, не раз, не два

                                      Спасали вводные слова,

                                      И чаще прочих среди них

                                      Слова «во-первых», «во-вторых»,

                                      Они, начав издалека,

                                       Давали повод не спеша

                                       Собраться с мыслями, пока

                                       Не знаю, где была душа.  

       - О какой роли вводных слов говорит поэт? Во всем ли вы согласны с ним?

2.Объяснительный диктант (запись текста, объяснение роли вводных слов, постановки знаков препинания)

      Друзья мои, читайте книги! Книги – наши учителя и помощники. Они, безусловно, играли и продолжают играть главнейшую роль в развитии нашей цивилизации. Во-первых, книги рассказывают о том, что человечество совершило, передумало, чего достигло в далеком прошлом; во-вторых, объясняют настоящее и, наконец, увлекают в мир будущего. Хорошие книги, бесспорно, развивают ум, помогают  вырабатывать характер, формируют вкус. Польза от общения с книгами и в том, что они, без сомнения, повышают грамотность, прививают вкус к хорошему слову и, конечно, любовь к языку.

Задания к тексту:

 

 - К какому стилю речи относится текст? Докажите.

               

               - Почему для данного стиля речи (публицистического) характерно употребление вводных слов?

                  3.Замена вводных слов предложениями

     Пожар в лесу, по словам очевидцев, страшное зрелище (как говорят очевидцы). Дождь, казалось, не только не утихает, но еще больше усиливается (как мне кажется). Ничто: ни холод, ни снег, ни ветер – не остановит их в пути (я уверен).

                   V. Развитие устной речи (групповая работа)

            Четыре группы получают тексты о пользе книг, чтения с вводными словами. Они объясняют постановку знаков препинания, пересказывают

                    VI. Словарная работа

              Библиофил, а, м. (от греч. bjbljon – книга и phjlos – друг). Любитель и знаток книг, собиратель книжных редкостей.

              Родственные слова – библия, библиотека, библиография и т. д.

                    VII. Тестовые задания  (проецируются на экране; репетитор-тренажер, раздел «Вводные слова и предложения»)

                    Тест №1. Вставить пропущенные знаки препинания (закрепление нового материала)

                 а/ Ведь я, как вам известно, из рядовых.

                 б/Вот у меня, я думаю, получше глаза.

                  в/Душа моя, я помню, с детских лет чудесного искала.

                  г/Он меня, вы знаете, очень уважает.

                         VIII. Обобщение.  Подведение итогов

       Вводные слова и предложения выполняют в речи важную роль: с их помощью можно  ярко, точно, образно выразить свое отношение к тому, что сообщается.

                     

                   

                 

               

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них"

Данная презентация использовалась на уроке открытия новых знаний в 8 классе...

Урок русского языка в 8 классе на тему: «Выделительные знаки препинания при вводных единицах языка: вводных словах и предложениях, обращении и междометиях. Одиночные и парные знаки препинания"

Урок построен по технологии критического мышления. Форма урока - работа с информационным текстом. Тип урока повторительно – обобщающий...

Тест по теме «Знаки препинания при вводных словах и предложениях»

Тест по теме «Знаки препинания при вводных словах и предложениях» для учащихся 7-8 классов поможет учителю быстро проверить знания учащихся по этой теме....

Урок русского языка в 8 классе "ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ВВОДНЫХ СЛОВАХ И ПРЕДЛОЖЕНИЯХ"

Данный материал включает в себя обновлённый план урока по указанной теме и презентацию к нему....

Знаки препинания в предложениях с вводными словами и предложениями

Предложенная презентация напоминает о необходимости отличать вводные слова и сочетания от слов и сочетаний, не являющихся таковыми, и в зависимости от этого правильно ставить знаки препинания. В матер...

Технологическая карта урока русского языка. Тема: Вводные слова и их употребление. Знаки препинания при них.

Технологическая карта составлена в соответствии с требованиями ФГОС. На протяжении всего урока идёт закрепление постановки знаков препинания и отработка в определении значений вводных слов.  Авто...

Презентация к уроку русского языка в 5 классе. Тема: "Обобщающее слово перед однородными членами. Знаки препинания в предложениях с обобщающим словом"

Презентация к уроку русского языка в 5 классе. Тема: "Обобщающее слово перед однородными членами. Знаки препинания в предложениях с обобщающим словом"...