ЕГЭ по русскому языку. Подготовка к написанию сочинения
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс) на тему

Татьяна Николаевна Тернова

Работа представляет собой рекомендации по написанию сочинения на ЕГЭ по русскому языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rekomendatsii_sochinenie.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

ЕГЭ по русскому языку

Подготовка к написанию сочинения

Вторая часть экзаменационной работы по русскому языку в 11 классе (задание 25) – это сочинение. Оно предназначено для проверки не только уровня языковой грамотности, но и общей культуры. Итоговые баллы на экзамене зависят во многом  от того, как выпускник выполнит это задание. Написание сочинения даёт возможность даже слабым учащимся получить достаточно высокий балл. Задача преподавателя – научить писать сочинение-рассуждение, внушить мысль, что справиться с ним  не так уж трудно.

С чего начинается работа над второй частью? Конечно, с ознакомления с требованиями, которые будут предъявляться к сочинению:

-насколько глубоко и полно понят смысл текста;

-способен ли выпускник зрело судить о проблемах, затронутых в тексте;

-может ли он ясно и убедительно изложить свою позицию;

-умеет ли излагать свои мысли грамотно, не нарушая норм русского языка.

Также необходимо познакомить школьников с критериями проверки.

Обязательно даю учащимся план-шаблон, который они должны использовать при написании тренировочных сочинений. Это помогает создать стройный по композиции текст.

Вот примерный план:

1.Тема (о чём текст).

2. Проблема (какой вопрос пытается решить автор).

3. Комментарий (разъяснение поднятой проблемы).

4. Позиция автора.

5.Моё мнение.

6. Аргументы (оба литературных).

7. Вывод, заключение.

Предостерегаю от типичных ошибок, которые могут совершить учащиеся: избегать пересказа текста, тем более его переписывания, не начинать с фразы: «В этом тексте говорится…», не отходить от проблемы и не писать только о своём, не опираясь на предложенный текст.

Потом работаем над каждой частью плана. Объясняю, каким должно быть вступление, основная часть и заключение.

Вступление я рекомендую начинать с определения темы текста. Она может быть сформулирована в виде вопроса или нескольких вопросов. Можно во вступлении обозначить круг проблем, затронутых автором, или отразить взгляды ученика на основные вопросы, рассматриваемые автором. Хорошо пишущие учащиеся могут начать с лирического размышления, связанного с темой текста. Обычно я беру один текст и на его примере показываю разные варианты  вступлений. Даю и распечатанные примерные вступления. «Об этом рассуждает автор в своём тексте», «Ответы на эти вопросы пытается найти автор», «Именно об этом размышляет автор» - чаще всего такими фразами заканчиваем вступление, которое может состоять из 2-3 предложений. Только вместо слова «автор» пишем фамилию писателя или публициста. Затем переходим к краткому пересказу текста (в 1 предложении). С этого начинается основная часть сочинения. После  формулируем проблему, то есть кратко и точно излагаем суть сложного или спорного вопроса, поднимаемого в тексте. Если учащийся научится правильно определять основные проблемы, то это один из главных показателей верного понимания исходного текста. Чтобы добиться такого понимания, нужно провести кропотливую работу над текстом. И я приучаю к этому учеников уже с пятого класса.

Отвечая на вопрос, о  чём пишет автор, определяем тему. Определяя проблему, отвечаем на вопрос, что больше всего волнует писателя. Делаем это многократно, работая с любыми текстами.

После определения и записи проблемы начинаем её комментировать. Комментарий к проблеме – это разъяснительные или пояснительные замечания, рассуждения, показывающие, в чём состоит данная проблема, между какими явлениями наблюдаются противоречия или конфликт, в чём они заключаются или каким образом выражаются.

Не нужно комментировать все проблемы, достаточно определить главную и работать с ней. А как её определить? Объясняю, что только основная проблема вызывает самые глубокие авторские размышления.  А какие проблемы чаще всего рассматриваются в текстах ЕГЭ? Обычно нравственные, экологические, социальные, психологические, философские. Не забываем об актуальности! (Проблема, которую поднимает автор, очень актуальна; в своём тексте автор затрагивает злободневную ( серьёзную, животрепещущую, острую проблему; проблема, о которой говорится в тексте, по-настоящему волнует современного человека.) Теперь необходимо своими словами пояснить суть проблемы, написать, о чём говорит автор и над чем он задумывается. Для многих учащихся это едва ли не самая трудная часть сочинения, поэтому стараюсь и здесь снабдить их некоторыми клишированными фразами: «Сущность проблемы заключается в том…», «В жизни каждого человека случаются вещи, о которых говорит автор текста…», «Пытаясь решить проблему, автор останавливается на …», «Автор ссылается на…». Комментарий проблемы обязательно должен быть связан с предложенным текстом, но не следует в этой части давать его пересказ, а также цитировать большой фрагмент. Рекомендую учащимся быть осторожными с цитатами: использовать не больше двух, желательно небольших, лучше, если это будут фрагменты предложений. Как оформляются цитаты – это тема отдельного урока.

Цитаты могут быть уместны в следующей части сочинения – определении позиции автора. На этом этапе нужно научить чёткому формулированию позиции автора по характеризуемой проблеме, которая может быть выражена как прямо, так и в подтексте. Тут тоже пригодятся клишированные фразы: «Автор считает, что…», «По мнению автора…», «Позиция автора ясна», «Авторскую позицию нельзя не увидеть в …».

После этого учащиеся должны обозначить своё отношение к рассматриваемой проблеме, т.е. определить свою позицию и обосновать её. Можно согласиться или не согласиться с мнением автора, но в любом случае нужно аргументировать свою точку зрения. Спорить с авторами текстов ученикам с их небогатым жизненным опытом довольно сложно и опасно. Сомнительно, что они смогут доказать свою правоту, поэтому рекомендую соглашаться или облекать своё частичное несогласие в мягкую форму: «Не во всём можно согласиться с автором…», «В целом я согласен с автором, однако…»

Лучше, конечно, писать так: «Я полностью разделяю взгляды автора, потому что…», «Я согласен с мнением писателя по поводу…». Но мало просто изложить свою точку зрения, её нужно доказать, подтвердить примерами, основанными на читательском опыте. Жизненные примеры я не приветствую. Вводить аргументы можно при помощи таких фраз: «Доказательством этой мысли может служить тот факт…», «Для доказательства своей позиции я хочу привести следующие аргументы. Во-первых… Во-вторых…», «Вспоминается эпизод из произведения…» Приводить примеры из художественной литературы нужно правильно, без искажений, по возможности кратко, в обобщённом виде. Необходимо передать сведения, которые станут убедительными аргументами в пользу собственной точки зрения.  Напоминаю, что излагать свою точку зрения нужно этически корректно. Можно, конечно, привести один аргумент, основанный на жизненном опыте, но объясняю, что гораздо выше будет оценена работа, если оба аргумента почерпнуты из литературы. Но это для наших учащихся трудно, потому что читают они мало, а если и знают произведение, не всегда могут подобрать нужное доказательство. Помогаю им накапливать необходимые аргументы по определённым темам и проблемам. Всем учащимся раздаю список с перечнем основных тем, и мы вместе с ними к каждой теме подбираем произведения, которые можно использовать в качестве аргументов. Например, по теме «Дружба» - «Три мушкетёра» А.Дюма, «Девятный Спас» А.Брусникина, «В дурном обществе» В.Г.Короленко, «Тихое утро» Ю.Казакова. Записывая названия произведений, конечно, вспоминаем основное содержание и наиболее яркие эпизоды, называем героев.

И подходим к последнему этапу – заключению, которым учащиеся должны завершать свою работу. Концовка сочинения может быть тоже разной: можно сделать вывод, обобщение, можно развернуть мысль, выраженную во вступлении, можно подытожить всё сказанное в сочинении. Примеры заключений тоже привожу.

Когда все этапы отработаны, мы пишем первое пробное сочинение по небольшому тексту. Читаем, обсуждаем недостатки и достоинства работы, обязательно зачитываю и свой вариант. Сочинение на любую тему, которую даю учащимся, пишу и сама. Свои работы даю ученикам для образца, прописывая сбоку все элементы схемы: тема, проблема, комментарий, позиция автора, своё мнение, аргументы, заключение. Они говорят, это помогает чётче представить, что от них требуется на экзамене. Надеюсь, что мои наработки помогут  в работе и учителям,  и учащимся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в 9 классе»

Конспект урока русского языка «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в 9 классе» ...

Конспект урока русского языка "Подготовка к написанию сочинения-рассуждения (ОГЭ 15.3)

Подробный конспект урока с дополнительными материалами и презентацией. Тема сочинения: "Что такое материнская любовь?"...

Урок русского языка в 11 классе. Развитие речи. "Готовимся к ЕГЭ по русскому языку. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по тексту. Задание №27 ЕГЭ"

Тема урока: Готовимся к ЕГЭ по русскому языку. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по тексту. Задание №27 ЕГЭ. Цели урока:   подготовить учащихся к написанию сочинения-рас...

ЕГЭ по русскому языку: подготовка к написанию сочинения-рассуждения

Статья содержит рекомендации по подготовке к написанию сочинения-рассуждения на ЕГЭ по русскому яхыку...

Технологическая карта урока по русскому языку: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)»

Технологическая карта урока по русскому языку: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)»...

Презентация к уроку по русскому языку: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)»

Презентация к уроку по русскому языку: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)»...