Разработка урока по теме «Причастие как часть речи» учителя русского языка и литературы Яушевой О.В
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

 

На данном уроке учащихся знакомятся с общей характеристикой причастий, с грамматическими признаками данной части речи, формируют умения отличать причастия от  прилагательных;

развивают способности к самостоятельной аналитической деятельности через работу с текстом параграфа, раздаточным материалом;

развивают свои творческие и логические способности через составление структурно – логических схем (кластеров);

развивают умения полноценно, грамотно пользоваться ресурсами русского языка в речевой практике, обогащают синтаксический строй речи путем использования причастий

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разработка урока  учителя русского языка и литературы Яушевой О.В.

Тема урока «Причастие как часть речи».

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Цель урока:

1.Ознакомление учащихся с общей характеристикой причастий, рассмотрение грамматических признаков данной части речи.

2.Формирование умений отличать причастия от  прилагательных.

3.Развитие у учащихся  способностей к самостоятельной аналитической деятельности через работу с текстом параграфа, раздаточным материалом.

4.Развитие творческих и логических способностей через составление структурно – логических схем (кластеров).

5.Развитие у школьников умений полноценно, грамотно пользоваться ресурсами русского языка в речевой практике, обогащение синтаксического строя речи учащихся путем использования причастий.

Ход урока

1.Стадия вызова.

Цели: актуализация имеющихся знаний; пробуждение у школьников интереса к получению новой информации, постановка собственных целей обучения.

На доске записаны предложения:

  1. Перед дальним путешествием сборы бывают интересными.
  2. Я ехал по земле, везде засеянной хлебом.
  3. Сорванные травы и цветы мы сушили в книгах.

Вопрос учителя:

-Прочитав предложения, определите общие грамматические признаки выделенных слов.

Ответы учащихся:

-Все выделенные слова отвечают на  вопросы: какие? какими? какой?

-В предложениях все выделенные слова являются определениями.

-Выделенные слова изменяются по числам (интересными – интересным, дальним – дальними, засеянной – засеянными, сорванные – сорванный).

Вопрос учителя:

-Чем отличаются выделенные слова?

Ответы учащихся:

-Слова дальним, интересными  образованы от  существительных, а слова засеянной, сорванные схожи с глаголами.

-В словах засеянной, сорванные наблюдается  признак по  действию.

На доске и в тетрадях записывается тема урока – «Причастие как часть речи».

Учитель раздает школьникам графическую таблицу «Знаю –Хочу узнать – Узнал (а)» (приложение №1) и предлагает самостоятельно заполнить две первые графы по теме урока.

Учащиеся заполняют графы, обсуждают информацию в парах.

Учитель опрашивает школьников, а затем заполняет такие же графы на доске, опираясь на высказывания учеников.

ЗНАЮ

ХОЧУ УЗНАТЬ

1.Причастие – это часть речи.

2.Причастие  изучается в разделе «Морфология».

3.Причастие схоже с именем прилагательным (имеют общие вопросы, выполняют одну роль в предложении).

4.Причастие по смыслу схоже с глаголом.

1.Что именно обозначает причастие?

2.Как изменяется причастие?

3.Что объединяет причастие с глаголом, а что с именем прилагательным?

4.Какими членами предложения бывают причастия?

5.Как и от чего образуются причастия?

Учитель предлагает учащимся классифицировать столбцы «Знаю», «Хочу узнать» по категориям информации и вместе со школьниками заполняет графу «Категория информации» (роль причастия в предложении, отличие причастия от  схожих частей речи, образование причастий, грамматические признаки).

Вопрос учителя:

-Откуда у вас сведения о причастии?

Ответы учащихся:

-Прочитал в учебнике.

-Слышал раньше от учителя.

-Узнал от одноклассника и др.

Учитель предлагает заполнить графу «Источники информации», после чего сообщает школьникам, что на уроке главным источником информации

станет текст, с которым будут работать учащиеся.

2.Стадия осмысления.

Цели: поддержать активное восприятие новой информации, её осмысление; соотнести полученную информацию с собственными знаниями.

Учитель предлагает школьникам самостоятельно познакомиться с материалом параграфа №9 «Причастие как часть речи» и дополнительным материалом, который раздаётся каждому учащемуся (приложение №2).

Учащиеся знакомятся с материалом, по мере получения и осмысления новой информации заполняют третью графу таблицы – «Узнал(а)». Напротив каждого вопроса  пишут ответ, новую информацию (которую не запрашивали) записывают ниже.

3.Стадия рефлексии.

Цели: выведение знания на уровень понимания и применения; постановка учеником новых целей обучения.

По итогам работы учитель опрашивает учеников и, опираясь на их ответы, заполняет на доске третью графу.

УЗНАЛ(А)

1.Причастие обозначает признак предмета по действию.

2.Причастие изменяется по числам, падежам, родам (в единственном числе).

3.Причастия, как и глаголы, бывают совершенного и несовершенного вида, настоящего и прошедшего времени (будущего времени у причастия нет), могут быть возвратными, имеют зависимые слова.

Как и прилагательные, причастия изменяются по числам, родам, падежам, имеют полную и краткую форму, зависят от существительных, выполняют одну роль в предложении.

4.Причастия обычно бывают определениями, реже сказуемыми (в краткой форме).

5.Причастия образуются от глаголов при помощи суффиксов.

Новая информация (которую не запрашивали)

1.Начальная форма причастия – именительный падеж единственного числа мужского рода.

2.Причастия есть не только в русском языке, но и в индоевропейских и других языках.

3.В русском языке причастие употребляется преимущественно в книжной речи.

Для подведения итогов урока и закрепления изученного материала учитель предлагает школьникам составить структурно – логические схемы (кластеры) по теме «Причастие».

Учащиеся в парах работают над созданием  структурно – логических схем (кластеров), после чего несколько групп представляют свои работы.

Варианты работ школьников:

ВАРИАНТ 1

ПРИЧАСТИЕ

 От прилагательного:                                   от  глагола:

 род, число, падеж        вид, время, зависимое

                          ОСОБАЯ ФОРМА ГЛАГОЛА                      слово

ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА ПО ДЕЙСТВИЮ

ВАРИАНТ 2 

Признак по действию        Какой? Какая? Какие?

                                         Образовано от глагола

Н.ф.- И.п., ед.ч., м.р.        Непостоянные признаки:

             род, число, падеж

                                                                                           от  прилагательного

ВАРИАНТ 3

Учитель. Ребята, перед вами картина Ивана Айвазовского «Девятый вал».

Девятым валом моряки называли самую огромную и страшную волну. Девятый вал ломал мачты кораблей, рвал паруса, разбивал в щепки и переворачивал корабли, нѐс разрушения и гибель.

К данной репродукции картины предлагается текст, в котором вы должны

заменить глаголы, данные в скобках, причастием и прочитать его, не допустив ошибок.

Ученики читают текст «про себя».

Конкурс. Текст читают 2-3 ученика. Никто не может прочесть данный текст,

правильно образуя от глаголов причастия, без особой тренировки.

Учитель. В чѐм заключалась трудность для вас? Как преодолеть эти

трудности?

Ученики. Варианты ответов. Научиться правильно склонять причастие и

определять, какое окончание пишется у причастия.

Учитель. Это мы запланируем на следующие уроки.

«Девятый вал» – одна из самых знаменитых картин Ивана Айвазовского.

Всемирно известный художник изображает море после сильнейшего

ночного шторма и людей, (потерпеть) ________ кораблекрушение. На

картине изображено (подниматься) _________ над гневной пучиной солнце.

Оно открывает алые ворота в грядущий день. Только теперь можно

разглядеть всѐ, что недавно было (скрыть) ________ ночным мраком.

Высоко поднимаются яростно (реветь) ________ волны. Самая высокая из

них устремилась к горстке людей, (спасаться) __________ на обломках

мачты. Это девятый вал.

Картина поражает своей трагичностью и масштабностью. Как необъятно

величие (разбушеваться) _________ морской стихии! Как велика и

несокрушима ее сила! Грозная стихия невероятной мощи готова смести всѐ

на своем пути. Она словно подтверждает это всем своим (устрашать -

завораживать) ______ –________ видом. Ощущение грандиозности

подчѐркивается неповторимым огненным заревом, (охватить) ____________

всѐ небо и (бросать) ____________ отблески на гребни смертельных волн.

Учитель подводит итоги урока, благодарит учеников  за работу, оценивает деятельность наиболее активных учащихся.

Домашнее задание:

1.Опираясь на дополнительные вопросы графы «Хочу узнать», подобрать материал о причастии. При выполнении задания использовать дополнительную  литературу, Интернет.

2.Выполнить упражнение №56.

Приложение № 2

ПРИЧАСТИЕ

   Причастие – особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?

   Причастие имеет как грамматические признаки глагола, так и признаки прилагательного. Причастие всегда образуется от глагола.

   Некоторые ученые считают причастие самостоятельной частью речи, так как оно имеет ряд признаков, не свойственных глаголу.

   Как форма глагола, причастия обладают следующими грамматическими признаками (свойствами):

-  бывают совершенного вида (сгоревший  от глагола  сгореть),      несовершенного вида (горящий  от глагола гореть);

- настоящего времени (засыпающий) и прошедшего времени (засыпавший);

- могут быть возвратными (поднимающийся, поднимавшийся) и невозвратными (побудившая).

   Форм будущего времени причастие не имеет.

   Как и глаголы, причастия  могут иметь зависимые слова.

   Исходя из вышеуказанных признаков, мы ясно видим, почему причастия включаются в систему глагольных форм.

   Причастие имеет следующие признаки (свойства) прилагательного:

- изменяется по числам (думающий, думающие), падежам (читающий юноша, читающего юноши, читающему юноше),  в единственном числе – по родам (говорящий, говорящая, говорящее);

- зависит от существительного, согласуется с ним в падеже, роде и числе (под развевающимся флагом).

 Некоторые причастия, как и прилагательные, имеют полную и краткую форму (решённый – решён).

   Как и прилагательное, причастие в полной форме в предложении бывает определением (Успокоившиеся деревья бесшумно и покорно роняли жёлтые листья).

   Причастие в краткой форме употребляется только в качестве именной части составного сказуемого (Широкая дороженька берёзками обставлена).

   Начальная форма причастия – именительный падеж единственного числа мужского рода.

Общие и отличительные признаки причастий и прилагательных

ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

ПРИЧАСТИЕ

Общие признаки

1.Обозначают признак предмета.

2. Зависят от существительных.

3. Изменяются по родам, числам,  падежам.

4. Имеют полную и краткую форму.

5. В полной форме, как правило, являются определениями;  в краткой форме  -сказуемыми.

Отличительные признаки

1.Обозначает признак предмета по цвету, форме, свойству и т.д.

1.Обозначает признак предмета по действию.

2.Имеют свойственные суффиксы:      -н-, -ин-, -ан-, -ян-, -к-, -ск-, -ческ-,

-чив-, -ов-, -ев-, -оват-, -еват-, -еньк-, -ок-, -ив-, -л-, -енн-, -онн- и другие.

2.Имеют свойственные причастиям суффиксы: -ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ-,

-ем-, -ом-, -им-, -нн-, -енн-, -т-, -вш-,

-ш-.

3.Имеет настоящее и прошедшее время (будущее отсутствует).

4.Имеет совершенный и несовершенный вид.

5.Может быть возвратным.

Употребление причастий

   Причастие используется во многих индоевропейских языках, арабском, венгерском, а также во многих эскимосских языках.

   В русском языке причастие употребляется преимущественно в книжной речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта к уроку русского языка в 6 классе на тему "Прилагательное как часть речи" учитель русского языка и литературы Малина Е.В.

Подробная технологическая карта крока русского языка в 6 классе на тему "Прилигательное как часть речи" в рамках требований новых ФГОС...

Урок русского языка в 6 классе на тему"Глагол необыкновенная часть речи" учитель русского языка Михеева Ю.В.

Урок русского языка в 6 классе на тему"Глагол необыкновенная часть речи" учитель русского языка Михеева Ю.В....

Технологическая карта урока в контексте технологии деятельностного метода обучения учителя русского языка и литературы

Технологическая карта урока  в контексте технологии деятельностного метода обучения учителя русского языка и литературы...

Урок разработала учитель русского языка и литературы Яушева О.В. Предмет: литература Класс: 8 Тема урока: «Формирование характера Петра Гринева» (по роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка»).

На данном уроке литературы используется педагогическая технология « Развитие критического мышления через чтение и письмо»....

Методическая разработка теста по русскому языку для 7 класса по теме «Причастие как самостоятельная часть речи»

Методическая разработка теста по русскому языку для 7 класса по теме«Причастие как самостоятельная часть речи»...

Творческий портрет кинорежиссера в профессиональной речи учителя русского языка и литературы

В статье рассматриваются основы обучения созданию творческого портрера кинорежиссера-экранизатора. Изучение данной темы, на наш взгляд, повысит профессиональную компетенцию будущих учителей словесност...