Рабочая программа по русскому языку. 6 класс
рабочая программа по русскому языку (6 класс) на тему

Иванникова Елена Геннадьевна

Рабочая прграмма составлена на основе авторской программы для 5-9 классов М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской,Н.М.Шанского...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rprusskiy_yazyk6_no3.docx114.3 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

6  КЛАСС

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе  авторской программы для 5 – 9 классов М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского, рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации, которая полностью соответствует новым образовательным стандартам по русскому языку и входит в состав УМК и  примерной программы основного общего образования по русскому языку.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом для базового уровня.

Структура документа

Рабочая  программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения.

Содержание курса русского языка представлено в программе в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной, лингвистической (языковедческой), языковой и культуроведческой компетенций.

Цели обучения

Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

              Общая характеристика учебного предмета

 В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в VI классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Курс русского языка для VI класса  направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая  программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.

        Место предмета «Русский язык » в базисном учебном плане

МОУ «СОШ № 32»

 Рабочая программа разработана на основе федерального базисного учебного плана  (приказ МО РФ от 09.03.04. года № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для  образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программу общего образования»).

Рабочая программа  рассчитана на 210 часа (6 часов в неделю).

Результаты обучения

Личностными результатами являются:

1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами являются:

1) владение всеми видами речевой деятельности:

• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);

• владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;

• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

• способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;

• свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;

• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;

• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);

• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;

• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

• владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);

• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;

• способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;

2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);

3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
                             Предметными результатами являются:

1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;

2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к
определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;

8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

Содержание курса русского (родного) языка в основной школе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.

Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения. Коммуникативная компетентность проявляется в умении определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; освоения основных норм русского литературного языка; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирования способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке, ее основных разделах и базовых понятиях; умения пользоваться различными видами лингвистических словарей.

Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, освоение норм русского речевого этикета, культуры межнационального общения; способность объяснять значения слов с национально-культурным компонентом.

В программе реализован коммуникативно-деятельностный подход, предполагающий предъявление материала не только в знаниевой, но и в деятельностной форме.

           Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

   Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русской язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:

  • коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения);
  • интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация);
  • информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом);
  • организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

Формы организации учебного процесса в 6 кл :

  • уровневая дифференциация;
  • проблемное обучение;
  • информационно-коммуникационные технологии;
  • здоровьесберегающие технологии;
  • коллективный способ обучения (работа в парах постоянного и сменного состава)

Формы контроля: 

          тестирование, сочинение, изложение, диктант

                                     

                  Тематическое планирование

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Из них

Д

Р/Р

Изл

Соч

1.

Язык. Речь. Общение .

3

1

2.

Повторение изученного в V классе.

14

1

1

3.

Текст

10

1

1

4.

Лексика. Культура речи.

13

1

1

1

5.

Фразеология. Культура речи.

3

6.

Словообразование. Орфография. Культура речи.

30

1

4

2

7.

Морфология. Орфография. Культура речи.

Имя существительное.

25

1

3

1

8.

Имя прилагательное.

27

1

3

1

1

9.

Имя числительное.

18

1

1

1

10.

Местоимение.

26

1

3

1

11.

Глагол.

30

1

2

1

1

12.

Повторение и систематизация изученного в VI классе

11

1

Итого

210

8

21

4

8

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО  КУРСА

                                      (210 ч)

ЯЗЫК. РЕЧЬ. ОБЩЕНИЕ. 2+1РР

ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В V КЛАССЕ 13+1РР

ТЕКСТ 8+2РР

 Лексика. Культура речи (10 +3РР)

I. Повторение пройденного по лексике в V классе.

   Исконно русские слова. Заимствованные слова. Общеупотребительные слова. Профессионализмы, диалектизмы, жаргонизмы. Нейтральные и стилистические окрашенные слова. Устаревшие слова. Неологизмы.

   Основные пути пополнения словарного состава русского языка.

   Толковые словари иностранных слов, устаревших слов.

   Фразеология как раздел науки о языке. Свободные сочетания слов и фразеологические обороты. Основные признаки фразеологизмов. Стилистически нейтральные и окрашенные фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Использование фразеологизмов в речи. Фразеологический словарь.

II. Умение определять по толковому словарю, из какого языка заимствовано слово, относится ли оно к устаревшим, диалектным или профессиональным словам.

   Умение пользоваться словарями иностранных слов, устаревших слов, фразеологизмов.

Сбор и анализ материалов к сочинению: рабочие материалы. Сжатый пересказ исходного текста.

ФРАЗЕОЛОГИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ – 3 Ч

 Словообразование. Орфография. Культура речи (24 +6РР)

I. Повторение пройденного по морфемике в V классе.

   Основные способы образования слов в русском языке: с помощью морфем (морфологический) – приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуфиксный; осново- и словосложение, сложение полных и сокращенных слов, аббревиация (сокращение слов и словосочетаний). Образование слов в результате слияния сочетаний слов в слово.

   Понятие об этимологии и этимологическом разборе слов. Этимологические словари.

   Правописание чередующихся гласных о и а в корнях –гор- - -гар-, -кос-  - -кас-. Правописание гласных в приставках пре- и при-, буквы ы и и после приставок на согласные. Правописание соединительных гласных о и е.

II. Умение согласовывать со сложносокращенными словами прилагательные и глаголы в прошедшем времени.

III. Описание помещения, структура этого текста, языковые особенности. Систематизация материала к сочинению; сложный план. Выборочный пересказ исходного текста.

Морфология. Орфография. Культура речи

  Имя существительное (21 +4РР)

I. Повторение сведений об имени существительном, полученных в в V классе.

   Склонение существительных на –мя. Несклоняемые существительные. Текстообразующая роль существительных. Словообразование имен существительных.

   Не с существительными. Правописание гласных в суффиксах –ек, -ик; буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах –ок (-ек), -онк, -онок. Согласные ч и щ в суффиксе –чик (-щик).

II. Умение правильно образовывать формы косвенных падежей существительных на –мя, правильно употреблять в речи несклоняемые существительные, согласовывать прилагательные и глаголы в форме прошедшего времени с существительными общего рода (например, белоручка, сирота и др.).

   Умение определять значения суффиксов имен существительных (увеличительное, пренебрежительное и уменьшительно-ласкательное).

III. Различные сферы употребления устной публичной речи.

Имя прилагательное (22 +5РР)

I. Повторение пройденного об имени прилагательном в V классе.

   Качественные, относительные и притяжательные прилагательные. Степени сравнения прилагательных; образование степеней сравнения. Словообразование имен прилагательных.

   Не с именами прилагательными. Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных; правописание гласных и согласных в суффиксах –ан-(-ян-), -ин-, -онн- (-енн-) в именах прилагательных; различение на письме суффиксов –к- и –ск-. Слитное и дефисное написание сложных прилагательных.

II. Умение правильно образовывать степени сравнения прилагательных, соблюдать правильное ударение при образовании степеней сравнения, определять значение суффиксов в именах прилагательных (уменьшительно-ласкательное и неполноты качества).

   Умение употреблять в речи прилагательные в переносном значении.

III. Описание природы, структуры данного текста, его языковые особенности; описание предметов, находящихся вблизи и вдали. Выборочный пересказ исходного текста с описанием природы. Описание пейзажа по картине.

   Публичное выступление о произведении народного промысла.

Имя числительное (16+2РР)

I. Имя числительное как часть речи. Синтаксическая роль имен числительных в предложении. Числительные количественные и порядковые. Числительные простые и составные. Текстообразующая роль числительных.

   Склонение количественных числительных. Правописание гласных в падежных окончаниях; буква ь в середине и на конце числительных. Слитное и раздельное написание числительных.

   Склонение порядковых числительных. Правописание гласных в падежных окончаниях порядковых числительных.

II. Умение употреблять числительные для обозначения дат, правильно употреблять числительные двое, трое и др., числительные оба, обе в сочетании с существительными.

   Умение выражать приблизительное количество с помощью сочетания количественного числительного и существительного (например, минут пять, километров десять).

III. Публичное выступление – призыв, его структура, языковые особенности. Пересказ исходного текста с цифровым материалом.

Местоимение (22+4РР)

I. Местоимение как часть речи. Синтаксическая роль местоимений в предложении. Разряды местоимений. Склонение местоимений. Текстообразующая роль местоимений.

   Раздельное написание предлогов с местоимениями. Буква н в личных местоимениях 3-го лица после предлогов. Образование неопределенных местоимений. Дефис в неопределенных местоимениях перед суффиксами –то, -либо, -нибудь и после приставки кое-.

   Не в неопределенных местоимениях. Слитное и раздельное написание не и ни в отрицательных местоимениях.

II. Умение употреблять личные местоимения 3-го лица в соответствии со смыслом предшествующего предложения. Умение правильно использовать местоимения как средство связи предложений и частей текста.

III. Рассказ по воображению, по сюжетным рисункам; строение, языковые особенности данных текстов.

   Рассуждение как тип текста, его строение (тезис, аргумент, вывод), языковые особенности.

Глагол (25+5РР)

I. Повторение пройденного о глаголе в V классе.

   Переходные и непереходные глаголы. Изъявительное, условное и повелительное наклонения. Раздельное написание частицы бы (б) с глаголами в условном наклонении. Буквы ь и и в глаголах в повелительном наклонении. Разноспрягаемые глаголы. Безличные глаголы. Текстообразующая роль глаголов. Словообразование глаголов.

   Правописание гласных в суффиксах –ова(ть), -ева ть) и –ыва(ть), -ива(ть).

II. Умение употреблять формы одних наклонений в значении других и неопределенную форму (инфинитив) в значении разных наклонений.

III. Рассказ на основе услышанного, его строение, языковые особенности. Пересказ исходного текста от лица кого-либо из его героев. Рассказ по сюжетным картинкам с включением части готового текста.

Повторение и систематизация пройденного в VI классе (11ч.)

   Сочинение на выбранную тему.


Календарно-тематическое планирование уроков русского языка

п/п

Наименование разделов

 и тем

Количество часов

Вид

занятия

Вид

контроля

Виды

cамостоятельной

 работы

Дата проведения занятия

Планируемая

Фактическая

ЯЗЫК. РЕЧЬ. ОБЩЕНИЕ.

2+1РР

1.

Русский язык - один из развитых языков мира

1

Усвоение новых знаний

текущий

составление простого плана статьи

2.

Язык, речь, общение

1

Урок развития

речи

тематический

Определение средств выразительности языка в тексте

3.

Ситуация общения

1

Усвоение новых знаний

текущий

Построение компонентов  речевых ситуаций

ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕН-

НОГО В V КЛАССЕ

13+1РР

1.

Фонетика. Орфоэпия. Графика.

1

Повторение

текущий

Фонетический разбор

2.

Фонетика. Орфоэпия

1

Закрепление

текущий

Характеристика  звукового  строя языка

3.

Морфемика. Орфограммы в корнях слов

1

Повторение

текущий

Графическое обозначение  орфограмм-букв в корнях слов

4.

Морфемика. Орфограммы в приставках

1

Закрепление

текущий

 правописание орфограмм-букв в приставках и корнях,морфемный разбор

5.

Части речи

1

Повторение

текущий

Определение частей  речи по  грамматическим  признакам

6.

Орфограммы в окончаниях слов

1

Повторение

текущий

Графическое обозначение  орфограмм в окончаниях слов

7.

Рассказ «Интересная встреча»

1

Урок развития

речи

Составить рассказ

Развитие монологической речи, работа с текстом

8.

Синтаксис и пунктуация. Словосочетание.

1

Повторение

текущий

Разбор словосочетаний,  определение знаков  препинания в конце и внутри простого предложения.

9.

Простое  предложение

1

Повторение

текущий

 Построение  схем простого  предложения

10.

Сложное предложение

1

Закрепление

тематический

 Построение  схем сложных предложений

11.

Синтаксический разбор предложений

1

Закрепление

тематический

Синтаксический разбор  предложений

12.

Прямая речь. Диалог

1

Повторение

текущий

Расстановка знаков  препинания в предложениях с прямой речью

13.

Входной контрольный диктант

1

Контроль знаний

тематический

Оформление работы

14.

Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками

1

Обобщение и систематизация ЗУНов

текущий

Работа над ошибками

ТЕКСТ

8+2РР

1.

Текст, его особенности

1

Изучение нового

материала

текущий

Определение  вида и типа текста

2.

Тема и основная мысль текста. Заглавие текста

1

Закрепление

текущий

Определение  темы и основной мысли текста.  Определение заглавия текста

3.

Рассказ  поданному началу.

1

Урок развития речи

Составить рассказ

Развитие монологической речи, работа с текстом

4.

Начальные и конечные  предложения текста

1

Закрепление

тематический

Выстраивание последовательности текста

5.

Сочинение сказки по данным начальным и конечным предложениям.

1

Урок развития речи

Сочинение

Оформление работы

6.

Ключевые слова

1

Изучение нового

текущий

Определение ключевых слов текста

7.

Основные признаки текста

1

Изучение нового

текущий

Определение текста по признакам

8.

Текст и его стили

1

Закрепление

тематический

Определение стиля текста

9.

Официально-деловой стиль

1

Изучение нового

текущий

Нахождение  текс та по признакам

10.

Контрольная работа.

Анализ текста

1

Контроль

знаний

тематический

Определение вида , типа, стиля текста

ЛЕКСИКА. КУЛЬТУРА РЕЧИ

10+3РР

1.

Слово и его лексическое значение

1

Закрепление

тематический

Работа со словарём

2-3.

Сочинение по картине А.М.Герасимова «После дождя»

2

Урок развития речи

Сочинение

Оформление работы

4.

Общеупотребительные слова

1

Усвоение новых знаний

текущий

Различие лексических пластов

5.

Профессионализмы.

1

Усвоение новых знаний

текущий

Отличие профессионализмов от других слов языка

6.

Диалектизмы

1

Усвоение новых знаний

текущий

Отличие диалектизмов от других слов языка

7.

Сжатое изложение.

1

Урок развития речи

изложение

Оформление работы

8.

Исконно русские и заимствованные слова

1

Усвоение новых знаний

текущий

Различать исконно русские и заимствованные слова  с точки зрения происхождения, нахождение  их в словарях

9.

Новые слова

1

Усвоение новых знаний

текущий

Нахождение  в словарях новых слов

10.

Устаревшие слова

1

Усвоение новых знаний

текущий

Различать изменения языка с течением времени,  находить данные слова в словарях и текстах

11.

Словари

1

Усвоение новых знаний

текущий

Различие  видов словарей, развитие умения пользоваться словарем

12.

Повторение

1

Повторение

тематический

Работа с текстом

13.

Контрольная тестовая работа по лексике

1

Контроль

знаний

тематический

Оформление работы

ФРАЗЕОЛОГИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ.

3

1.

Фразеологизмы

1

Усвоение новых знаний

текущий

различать  фразеологизмы

со свободным сочетанием слов.

2.

Источники фразеологизмов. Употребление фразеологизмов в речи

1

Усвоение новых знаний

текущий

 употребление фразеологизмов в речи

3.

Повторение изученного материала. Тест.

1

Контроль знаний

тематический

 ответы на вопросы учебника по теме,  анализ текст.

СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ.

24+6РР

1.

Морфемика словообразование

1

Закрепление.

тематический

Морфемный разбор

2.

Морфемика словообразование

1

Закрепление

тематический

Морфемный разбор

3.

Описание помещения

1

Урок развития речи

тематический

Лексическая работа со словарём

4.

Основные способы образования слов в русском языке.

 

1

Усвоение новых знаний

текущий

Различать способы образования слов

5

Основные способы образования слов в русском языке: морфологические и неморфологические

1

Усвоение новых знаний

текущий

Различать способы образования слов

6.

Этимология слов.

1

Усвоение новых знаний

текущий

Работа с этимологическим словарём

7.

Систематизация материалов к сочинению. Сложный план.

1

Урок развития речи

тематический

Составление сложного плана

8-9.

Сочинение-описание помещения

2

 Урок развития речи

Сочинение

Оформление работы

10.

Буквы о и а в корне –кос---кас-

 

1

Усвоение новых знаний

текущий

Графическое оформление орфограммы

11.

Буквы о и а в корне –кос---кас-

1

Закрепление

тематический

Графическое оформление орфограммы

12.

Буквы О-А в корнях с чередованием

1

Усвоение новых знаний

текущий

Графическое оформление орфограммы

13.

Буквы о и а  в корне –гор---гар-

1

Закрепление

тематический

Графическое оформление орфограммы

14.

Буквы о - а в корне –зар----зор

1

Закрепление

тематический

Графическое оформление орфограммы

15.

Буквы Ы-И после приставок.

 

1

Усвоение новых знаний

текущий

Графическое оформление орфограммы

16.

Гласные в приставках ПРЕ, ПРИ.

 

1

Усвоение новых знаний

текущий

Графическое оформление орфограммы

17.

Значение приставки ПРИ-

1

Усвоение новых знаний

текущий

Графическое оформление орфограммы

18.

Значение приставки ПРЕ-

1

Усвоение новых знаний

текущий

Графическое оформление орфограммы

19.

Трудные случаи правописания приставок ПРИ- и  ПРЕ-

1

Закрепление

тематический

Графическое оформление орфограммы

20.

Контрольный диктант

1

Контроль знаний

тематический

Оформление работы

21.

Анализ  контрольного диктанта. Работа над ошибками

1

Обобщение и систематизация ЗУНов

тематический

Работа над ошибками

22.

Соединительные О-Е в сложных словах

 

1

Усвоение новых знаний

текущий

Графическое оформление орфограммы

23.

Сложносокращенные слова

1

Усвоение новых знаний

текущий

Графическое оформление орфограммы

24-25.

Сочинение по картине Т.Н. Яблонской «Утро»

2

Урок развития речи

Сочинение

Оформление работы

26.

Морфемный и словообразовательный разбор слов

1

Усвоение новых знаний

текущий

Работа по плану морфемного и словообразовательного разбор слов

27-28.

Повторение изученного по теме: «Словообразование». Подготовка к контрольному диктанту

2

Закрепление.

тематический

Закрепление разбора всех орфограмм раздела

29.

Контрольный  тест

 по теме: «Словообразование».

1

Контроль знаний

тематический

Оформление работы

30.

Анализ  теста. Работа над ошибками

1

Обобщение и систематизация ЗУНов

тематический

Работа над ошибками

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

21+4РР

1.

Повторение изученного об имени существительном.

1

Повторение

тематический

Ответы на вопросы параграфа

2.

Имя существительное как часть речи

1

Повторение

тематический

Определение имени существительного по грамматическим признакам

3.

Падежные окончания имени существительного

1

Закрепление

тематический

Различие существительных по падежным окончаниям

4.

Сочинение по картине Т.Н. Яблонской «Утро»

1

Урок развития речи

тематический

Оформление работы

5.

Разносклоняемые имена существительные

1

Усвоение новых знаний

текущий

Определения склонений существительных

6.

Буква е в суффиксе –ен- существительных на –мя

1

Закрепление

тематический

Отработка навыков правописания окончаний и суффиксов разносклоняемых существительных

7.

Как тебя зовут? Происхождение имен

1

Урок развития речи

Защита проекта

Лексическая работа со словарём, история происхождения имени

8.

Несклоняемые имена существительные.

1

Усвоение новых знаний

текущий

Определение в предложении несклоняемых существительных и употребление в устной речи

9.

Род несклоняемых имен существительных

1

Усвоение новых знаний

текущий

Определение в предложении несклоняемых существительных и употребление в устной речи

10

Род несклоняемых имен существительных

1

Закрепление

тематический

Определение в предложении несклоняемых существительных и употребление в устной речи

11.

Имена существительные общего рода

1

Усвоение новых знаний

текущий

Определение в предложении существительных общего рода и употребление в устной речи

12.

Морфологический разбор существительных.

1

Усвоение новых знаний

текущий

Морфологический разбор существительных.

13-14.

Сочинение-описание по личным наблюдениям

2

Урок развития речи

Сочинение

Оформление работы

15.

НЕ    с существительными.

 

1

Усвоение новых знаний

текущий

Знакомство с правилом правописания НЕ    с существительными.

16.

НЕ    с существительными.

1

Закрепление

тематический

Отработка навыков правописания НЕ    с существительными.

17.

Буквы Ч и Щ в суффиксах -ЧИК и  -ЩИК.  

1

Усвоение новых знаний

тематический

Графическое оформление орфограммы

18.

Буквы Ч и Щ в суффиксах ЧИК и  ЩИК

1

Закрепление

тематический

Графическое оформление орфограммы

19.

Гласные в суффиксах - ЕК и -ИК

 

1

Усвоение новых знаний

текущий

Графическое оформление орфограммы

20.

Гласные О-Е после шипящих.

 

1

Усвоение новых знаний

текущий

Графическое оформление орфограммы

21.

Повторение изученного материала.  

1

Закрепление.

тематический

Работа с учебником

22-23.

Повторение изученного материала. Подготовка к контрольному диктанту

2

Закрепление

тематический

Работа с учебником

24.

Контрольный диктант

1

Контроль знаний

тематический

Оформление работы

25.

Анализ  контрольного  диктанта. Работа над ошибками

1

Обобщение и систематизация ЗУНов

тематический

Работа над ошибками

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

22+ 5РР

1.

Повторение изученного в 5 классе.  

1

Повторение

тематический

Ответы на вопросы раздела, работа с учебником

2.

Прилагательное как часть речи

1

Усвоение новых знаний

текущий

Определение имени прилагательное по грамматическим признакам , употребление в устой и письменной речи

3.

Сочинение-описание природы

1

Урок развития речи

Защита проекта

Оформление работы

4.

Степени сравнения имен прилагательных.  

1

Усвоение новых знаний

текущий

Упражнения по отработке навыков определения степеней сравнения имен прилагательных.  

5.

Степени сравнения имен прилагательных

1

Закрепление

тематический

Упражнения по отработке навыков определения степеней сравнения имен прилагательных.  

6.

Разряды имен прилагательных.

Качественные прилагательные

1

Усвоение новых знаний

текущий

Отработка навыков определения и употребления  качественных прилагательных в устной и письменной речи

7.

Относительные прилагательные

1

Усвоение новых знаний

текущий

Отработка навыков определения и употребления  относительных прилагательных в устной и письменной речи

8.

Притяжательные прилагательные

1

Усвоение новых знаний

текущий

Отработка навыков определения и употребления притяжательных прилагательных в устной и письменной речи

9.

Морфологический разбор имени прилагательного

1

Усвоение новых знаний

текущий

Морфологический разбор имени прилагательного

10-11.

Выборочное изложение по повести А.С.Пушкина

2

Урок развития речи

изложение

Оформление работы

12.

Не с прилагательными.

1

Усвоение новых знаний

текущий

Графическое оформление орфограммы

13.

Слитное и раздельное написание НЕ с прилагательными

1

Закрепление

тематический

Графическое оформление орфограммы

14.

Слитное и раздельное написание НЕ с прилагательными

1

Закрепление

тематический

Графическое оформление орфограммы

15.

Буквы О-Е после шипящих в суффиксах прилагательных

1

Усвоение новых знаний

текущий

Графическое оформление орфограммы

16-17.

Сочинение по картине Н.П. Крымова «Зимний вечер»

2

Урок развития речи

Сочинение

Оформление работы

18.

Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных.  

1

Усвоение новых знаний

текущий

Графическое оформление орфограммы

19.

Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных

1

Закрепление

тематический

Графическое оформление орфограммы

20.

Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных

1

Закрепление

тематический

Графическое оформление орфограммы

21.

Различение на письме суффиксов прилагательных К и СК

1

Усвоение новых знаний

текущий

Графическое оформление орфограммы

22.

Дефисное и слитное написание сложных прилагательных

1

Усвоение новых знаний

текущий

Графическое оформление орфограммы

23.

Повторение изученного по теме «Имя прилагательное»

1

Закрепление.

тематический

Работа с учебником

24-25.

Проверочная работа по теме : «Имя прилагательное». Подготовка к контрольному диктанту

2

Закрепление, повторение

тематический

Работа с учебником

26.

Контрольный диктант по теме: «Имя прилагательное»

1

Контроль знаний

тематический

Оформление работы

27.

Анализ  контрольного  диктанта. Работа над ошибками

1

Обобщение и систематизация ЗУНов

тематический

Работа над ошибками

ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ

16+2РР

1.

Имя числительное как часть речи.  

1

Усвоение новых знаний

текущий

Определение имени числительного по грамматическим признакам, определение в предложении, употребление в устной и письменной речи

2.

Простые и составные числительные

1

Усвоение новых знаний

текущий

Отработка навыков определения и употребления простых и составных числительных.

3.

Мягкий знак на конце и в середине числительных.  

1

Усвоение новых знаний

текущий

Работа с учебником

4.

Порядковые числительные

1

Усвоение новых знаний

текущий

Отработка навыков определения и употребления порядковых числительных.

5.

Разряды количественных числительных

1

Усвоение новых знаний

текущий

Выполнение упражнений с определением разряда числительных

6.

Числительные, обозначающие целые числа

1

Усвоение новых знаний

текущий

Выполнение упражнений с определением числительных , обозначающие целые числа

7.

Числительные, обозначающие целые числа

1

Закрепление

тематический

Выполнение упражнений с определением числительных , обозначающие целые числа

8.

Дробные числительные

1

Усвоение новых знаний

текущий

Выполнение упражнений с определением разряда числительных

9.

Склонение дробных числительных

1

Закрепление

тематический

Склонение дробных числительных

10.

Собирательные числительные.  

1

Усвоение новых знаний

текущий

Выполнение упражнений с определением разряда числительных

11.

Морфологический разбор имени числительного

1

Усвоение новых знаний

текущий

Морфологический разбор имени числительного

12.

Выборочное изложение по повести

М.М.Пришвина «Кладовая солнца».

1

Урок развития речи

Изложение

Оформление работы

13

Повторение изученного материала по теме «Имя числительное».  

1

Закрепление

тематический

Работа с учебником

14.

Публичное выступление

1

Урок развития речи

тематический

Работа с учебником

15-16.

Проверочная работа по теме: «Имя числительное». Подготовка к контрольному диктанту

2

Закрепление

тематический

Работа с учебником

Подготовка к контрольному диктанту

17.

Контрольный диктант по теме «Имя числительное».

1

Контроль знаний

тематический

Оформление работы

18.

Анализ  контрольного  диктанта. Работа над ошибками

1

Обобщение и систематизация ЗУНов

тематический

Работа над ошибками

МЕСТОИМЕНИЕ

22+4РР

1.

Местоимение как часть речи.  

1

Усвоение новых знаний

текущий

Выполнение упражнений с определением местоимений по грамматическим признакам

2.

Личные местоимения.

 

1

Усвоение новых знаний

текущий

Склонение личных местоимений

3.

Особенности склонения личных местоимений

1

Усвоение новых знаний

текущий

Склонение личных местоимений

4.

Возвратное местоимение

1

Усвоение новых знаний

текущий

Употребление в устной и письменной речи возвратного местоимения

5.

Рассказ по сюжетным картинкам

1

Урок

развития речи

тематический

Работа с учебником

6.

Вопросительные, относительные местоимения

1

Усвоение новых знаний

текущий

Употребление в устной и письменной речи вопросительных местоимений

7.

Относительные местоимения

1

Закрепление

тематический

Употребление в устной и письменной речи возвратного местоимения

8.

Неопределенные местоимения

1

Усвоение новых знаний

текущий

Употребление в устной и письменной речи  относительных местоимений

9.

Дефис в неопределенных местоимениях

1

Закрепление

тематический

Графическое оформление орфограммы

10.

Отрицательные местоимения

1

Усвоение новых знаний

текущий

Употребление в устной и письменной речи отрицательных местоимений

11.

Отрицательные местоимения

1

Закрепление

тематический

Употребление в устной и письменной речи отрицательных местоимений

12.

Отрицательные местоимения

1

Закрепление

тематический

Употребление в устной и письменной речи отрицательных местоимений

13.

Притяжательные местоимения.

1

Усвоение новых знаний

текущий

Употребление в устной и письменной речи притяжательных местоимений

14.

Притяжательные местоимения

1

Закрепление

тематический

Употребление в устной и письменной речи притяжательных местоимений

15.

Рассуждение

1

Урок развития речи

тематический

Работа с учебником

16.

Сочинение-рассуждение

1

Урок развития речи

Сочинение

Оформление работы

17.

Указательные местоимения

1

Усвоение новых знаний

текущий

Употребление в устной и письменной речи указательных местоимений

18.

Указательные местоимения

1

Закрепление

тематический

Употребление в устной и письменной речи указательных местоимений

19.

Определительные местоимения

1

Усвоение новых знаний

текущий

Употребление в устной и письменной речи определительных местоимений

20.

Рассказ по воображению

1

Урок развития речи

Составить рассказ

Лексическая работа

21.

Местоимения и другие части речи. Морфологический разбор местоимений

1

Усвоение новых знаний

текущий

Морфологический разбор местоимений

22-23.

Повторение изученного по теме «Местоимение».  

2

Закрепление

тематический

Работа с учебником

24.

Тестовая  работа. Подготовка к контрольному диктанту

1

Закрепление

тематический

Подготовка к контрольному диктанту

25.

Контрольный диктант по теме: «Местоимение».

1

Контроль знаний

тематический

Оформление работы

26.

Анализ  контрольного  диктанта. Работа над ошибками

1

Обобщение и систематизация ЗУНов

тематический

Работа над ошибками

ГЛАГОЛ

25+5РР

1.

Повторение изученного о глаголе

1

Повторение

тематический

Ответы на вопросы раздела, работа с учебником

2.

Личные окончания глаголов

1

Закрепление

тематический

Отработка навыков по определению личных окончаний глаголов

3.

Рассказ по сюжетным картинкам с обрамлением

1

Урок развития речи

Составить рассказ

Лексическая работа

4.

Разноспрягаемые глаголы

 

1

Усвоение новых знаний

текущий

Отработка навыков по определению разноспрягаемых глаголов

5.

Глаголы переходные и непереходные

1

Усвоение новых знаний

текущий

Сочетание глаголов с существительными,  определение  переходности глаголов

6.

Наклонение глаголов. Изъявительное наклонение

1

Усвоение новых знаний

текущий

Знакомство с наклонениями глагола, развитие навыков определения и различия наклонения глагола

7.

Сжатое изложение

1

Урок развития речи

Изложение

Оформление работы

8.

Условное наклонение

1

Усвоение новых знаний

текущий

Знакомство с наклонениями глагола, развитие навыков определения и различия наклонения глагола

9.

Условное  наклонение

1

Закрепление

тематический

10..

Повелительное наклонение

 

1

Усвоение новых знаний

текущий

Знакомство с наклонениями глагола, развитие навыков определения и различия наклонения глагола

11.

Повелительное наклонение. Мягкий знак в глаголах повелительного наклонения

1

Закрепление

тематический

Знакомство с орфограммой, графическое оформление орфограммы

12.

Суффиксы глаголов повелительного наклонения

1

Усвоение новых знаний

текущий

Знакомство с орфограммой, графическое оформление орфограммы

13.

Рассказ по сюжетным картинкам

1

Урок развития речи

Составить рассказ

Лексическая работа

14.

Употребление наклонений глагола

 

1

Усвоение новых знаний

текущий

Выполнение упражнений на отработку навыков употребления наклонений глагола

15.

Употребление наклонений в речи

1

Закрепление

тематический

Выполнение упражнений на отработку навыков употребления наклонений глагола

16.

Безличные глаголы

1

Усвоение новых знаний

текущий

Выполнение упражнений на отработку навыков употребления безличных глаголов

17-18.

Безличные глаголы в текстах художественной литературы

2

Закрепление

тематический

Выполнение упражнений на отработку навыков употребления безличных глаголов в текстах художественной литературы

19.

Морфологический разбор глагола

1

Усвоение новых знаний

текущий

Морфологический разбор глагола

20-21.

Рассказ на основе услышанного

2

Урок развития речи

Сочинение

Оформление работы

22.

Правописание гласных в суффиксах глаголов

1

Усвоение новых знаний

текущий

Графическое оформление орфограммы

23..

Правописание гласных в глагольных суффиксах

1

Закрепление

тематический

Графическое оформление орфограммы

24.

Правописание гласных в глагольных суффиксах

1

Закрепление

тематический

Графическое оформление орфограммы

25.

Повторение изученного по теме «Глагол»

1

Повторение

тематический

Выполнение упражнений на отработку навыков употребления наклонений глаголов в устной и письменной речи

26-27.

Комплексный анализ текста. Тестовая работа по теме  «Глагол»

2

Повторение

тематический

Тестовая работа по теме  «Глагол»

28.

Повторение темы «Глагол». Подготовка к контрольному диктанту

1

Повторение

тематический

Выполнение упражнений на отработку навыков употребления наклонений глаголов в устной и письменной речи

29.

Контрольный диктант по теме : «Глагол».

1

Контроль знаний

тематический

Оформление работы

30.

Анализ  контрольного  диктанта. Работа над ошибками

1

Обобщение и систематизация ЗУНов

тематический

Работа над ошибками

ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В VI КЛАССЕ

11

1.

Разделы науки о языке. Орфография. Орфограммы в приставках

1

Повторение

тематический

Работа по закреплению  теоретических сведения по теме, графическое оформление орфограммы орфограммы на письме

2.

Орфограммы в корне слова.

1

Повторение

тематический

Работа по закреплению  теоретических сведения по теме, графическое оформление орфограммы орфограммы на письме

3.

Орфограммы в суффиксах и окончаниях

1

Повторение

тематический

Работа по закреплению  теоретических сведения по теме, графическое оформление орфограммы орфограммы на письме

4.

Синтаксис и пунктуация. Словосочетание и простое предложение

1

Повторение

тематический

Работа по закреплению  теоретических сведения по теме, графическое оформление орфограммы орфограммы на письме

5.

Лексика и фразеология.

1

Повторение

тематический

Работа по закреплению  теоретических сведения по теме, графическое оформление орфограммы орфограммы на письме

6.

Словообразование. Морфемный разбор.

1

Повторение

тематический

Работа по закреплению  теоретических сведения по теме, графическое оформление орфограммы орфограммы на письме

7.

Морфология. Имя существительное

1

Повторение

тематический

Работа по закреплению  теоретических сведения по теме, графическое оформление орфограммы орфограммы на письме

8.

Имя прилагательное. Местоимение

1

Повторение

тематический

Работа по закреплению  теоретических сведения по теме, графическое оформление орфограммы орфограммы на письме

9.

Имя числительное. Глагол

1

Повторение

тематический

Работа по закреплению  теоретических сведения по теме, графическое оформление орфограммы орфограммы на письме

10.

Итоговая контрольный диктант

1

Контроль знаний

тематический

Оформление работы

11.

Занимательный урок грамматики

1

Итоги года

Работа над ошибками

Итого:

Всего – 210 часов

Р/Р – 33                

  Сочинение – 8

Изложение -4

Диктант -8


Тематика контрольных и самостоятельных работ

Язык. Речь. Общение .

Входной контрольный диктант.

Р/Р Ситуация общения

Повторение изученного в V классе.

Р/Р Рассказ «Интересная встреча»

Текст

Р/Р Рассказ  поданному началу.

Р/Р Сочинение сказки по данным начальным и конечным предложениям.

Лексика. Культура речи.

Р/Р Сочинение по картине А.М.Герасимова «После дождя»

Р/Р Сжатое изложение.

Словообразование. Орфография. Культура речи.

Р/Р Описание помещения

Р/Р Лексическая работа по подготовке к сочинению. Сложный план.

Р/Р Сочинение-описание помещения.

Р/Р Сочинение по картине Т.Н. Яблонской «Утро».

Диктант по теме: «Словообразование.»

Имя существительное.

Диктант по теме: «Имя существительное.»

Р/Р Как писать письма.

Р/Р Как тебя зовут? Происхождение имен.

Защита проекта «История моего имени».

Р/Р Сочинение-описание по личным наблюдениям.

Имя прилагательное.

Диктант по теме: «Имя прилагательное.»

Р/Р Выборочное изложение по повести А.С.Пушкина.

Р/Р Сочинение по картине Н.П. Крымова «Зимний вечер»

Имя числительное.

Диктант по теме: «Имя числительное.»

Р/Р Выборочное изложение по повести М.М.Пришвина «Кладовая солнца».

Р/Р Публичное выступление.

Местоимение.

Диктант по теме: «Местоимение.»

Р/Р Рассказ по сюжетным картинкам.

Р/Р Рассуждение.

Р/Р Сочинение-рассуждение.

Р/Р Рассказ по воображению.

Глагол.

Диктант по теме: «Глагол.»

Р/Р Рассказ по сюжетным картинкам с обрамлением.

Р/Р Сжатое изложение.

Р/Р Сочинение -рассказ на основе услышанного.

Повторение и систематизация изученного в VI классе

Итоговый контрольный диктант


Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся

по русскому языку за курс VI класса

I. Учащиеся должны знать определения основных изучаемых в VI классе языковых единиц, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.

II. К концу VI класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

  • производить словообразовательный разбор слов с ясной структурой, морфологический разбор изученных в VI классе частей речи, синтаксический разбор предложений с двумя главными членами и с одним главным членом, выраженным безличным глаголом;
  • с помощью толкового словаря выяснять нормы употребления слов;
  • соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.

   По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки.

   Правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в VI классе.

   По пунктуации. Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в соответствии с изученными правилами.

   По связной речи. Составлять сложный план. Подробно, сжато и выборочно излагать повествовательные тексты с элементами описания помещения и пейзажа. Собирать и систематизировать материал к сочинению с учетом темы и основной мысли. Описывать помещение, пейзаж, составлять рассказ на основе услышанного и по воображению. Совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным языковым материалом).

   Уметь грамотно и четко отвечать на вопросы по пройденному материалу; выступать по заданной теме.

   Уметь выразительно читать письменный (прозаический и поэтический) текст.

Учебное и учебно-методическое обеспечение

Для учащихся:

1. Баранов М.Т. Русский язык: Справочные материалы/М.Т.Баранов,

   Т.А.Костяева, А.В.Прудникова; под ред. Н.М.Шанского.-8-е изд.,

   перераб.- М.: Русский язык, 2005.

2. Баранов М.Т. Школьный орфографический словарь русского языка/

   М.Т.Баранов.- 10-е изд.- М.: Русский язык, 2005.

3. Баранов М.Т. Школьный словарь образования слов русского

   языка/М.Т.Баранов.- 4-е изд.- М.: Русский язык, 2006.

4. Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка/5-е

   изд., перераб. и доп.- М.: Русский язык, 2005.

5. Лапатухин М.С. Школьный толковый словарь русского языка/ Под ред.

   Ф.П.Филина.- 2-е изд., дораб.- М.: Русский язык, 1998.

6. Лекант П.А. Школьный орфоэпический словарь русского

   языка/П.А.Лекант, В.В.Леденева.- 2-е изд.- М.: Русское слово, 2006.

7. Одинцов В.В. Школьный словарь иностранных слов/Под ред.

   В.В.Иванова.- 8-е изд.- М.: Русский язык, 2006.

8. Рогожникова Р.П. Школьный словарь устаревших слов русского

   языка/М.: Русский язык, 1997.

9. Русский язык. 6 класс./Под ред. М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской

   Л.А.Тростенцовой.- М.: Просвещение, 2008.

10.Семенюк А.А. Школьный толковый словарь русского языка/

   А.А.Семенюк, М.А.Матюшина.- 3-е изд.- М.: Русский язык, 2006.

11.Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского

   языка/А.Н.Тихонов.- 2-е изд., перераб.- М.: Русский язык, 1991.

Для учителя:

1. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 6 классе: 3-е изд.- М.:

   Просвещение, 2003.

2. Граник.Г.Г. Дидактические карточки-задания по русскому языку. 5-9-

   кл./М.: АСТ: Астрель, 2003.

3. Мордес Е.М. Искать, пробовать, обучать: нетрадиционные уроки по

   русскомй языку и литературе: 5-11 классы/Волгоград: Учитель-АСТ,

   2002.

4. Обучение русскому языку в 6 классе: Метод. рекомендации к учеб. для

   6 кл. общеобразоват. учреждений/ М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская,

   Л.А.Тростенцова.- 3-е изд.- М.: Просвещение, 2003.

5. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка/Под ред. Н.Ю.Шведовой.-

   М.: Русский язык, 2003.

6. Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 классы:

   Учебное издание/Под ред. Баранова М.Т., Ладыженской Т.А., Шанского

   Н.М.- 8-е изд.- М.: Просвещение, 2007.

7. Розенталь Д.Э. Справочник по орфографии и пунктуации/Челябинск:

   Юж.-Урал.кн.изд., 1994.

8. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка

   /4-е изд.,- стереотип.- М.: Русский язык, 1985.

9. Русский язык. Тесты для промежуточного контроля. 6 кл./Под ред.

   Н.А.Сениной. Ростов-на-Дону: изд. «Легион», 2009.

10.Текучева И.В. Тесты по русскому языку: 6 класс/М.: изд. Экзамен,

   2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида

Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е (  естественнонаучный профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...

Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка

Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....

Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.

класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской.  и К.Т.П....

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.

Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....