Конспект урока "СПП с придаточными обстоятельственными" 9 класс
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему

Дьяченко Марина Гаврииловна

____________________________________________

 

СПП с придаточными обстоятельственными

Цели: закрепить умение определять структуру СПП; учить рас­ставлять знаки препинания; закреплять навыки правописания.

Оборудование: таблица «Придаточные обстоятельственные».

Ход урока

Проверка домашнего задания

Рассказать, в чем разница между придаточными изъяснитель­ными и придаточными определительными.

Зачитать предложения, составленные по схемам.

Повторение ранее изученного материала Осложненное списывание

Списать, расставить знаки препинания, определить вид при­даточных.

Первая мысль которая пришла ему в голову была мысль о том нельзя ли уйти. (А. Фадеев) Нужно было отыскать коменданта города и узнать у него где находится дивизия в которую его назначили. (Н. Чу­ковский) Я оказался в том положении когда не знаешь нужно уйти или остаться. Я чувствовал что он единственный человек который в этом положении может подсказать мне как я должен поступить.

- Какого вида придаточных вы не встретили в данном упраж­нении? (Обстоятельственных.)

- Что обозначают придаточные обстоятельственные? (Обстоя­тельственные придаточные означают место, время, цель, причину, образ действия, условие и т. д. того, о чем сооб­щается в главной части СПП. Они отвечают на вопросы обстоятел ьств.)

Распределительный диктант

Чтобы не заблудиться, я решил вернуться на тропинку. (В. Арсень- ев) Хотя королек небольшая птичка, но летает он быстро и достаточно высоко. (Т. Скрибецкий) Куда мать, туда и дитя. (Пословица) По синим волнам океана, лишь звезды блеснут в небесах, корабль одинокий несется... (М. Лермонтов) Пьер замахал руками и головой, как будто комары или пчелы напали на него. (Л. Толстой) Раз дождя нет, значит, можно идти дальше. (В. Арсеньев) На другой день князь Андрей поехал к Ростовым обедать, т. к. его звал граф Илья Андреич, и провел у них Целый день. (Л. Толстой) Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому как драгоценный камень излучает таинственный блеск. (К. Паустовский) За крестьянскими усальбами начинался спуск к реке, крутой и обрывистый, так что в глине, там и сям, обнажались громадные камни. (А. Чехов)

Ключи к диктанту:

- с придаточным цели;

- уступки;

- места;

- времени;

- образа действия и степени;

- условия;

- причины;

- сравнительные;

- следствия.

Самостоятельная работа

Вариант I

Составьте и запишите СПП, используя данные схемы. Опреде­лите вид придаточного в каждом случае.

[...], (когда ...).

(Пока...), [...].

[..., (когда ...),...].

[... сущ.], (когда ...).

[..„(куда...), ...].

[... глаг.], (когда ...).

Вариант II

Составьте и запишите СПП, соответствующие данной синтак­сической модели. Что является общим для всех этих предложении? Сделайте вывод.

[Там, туда, оттуда], (союзные слова: где, куда, откуда). Вариант III

Закончите каждое предложение, определите вид придаточного. Собравшимся сказали, что... Собравшимся сказали, чтобы... Собравшимся сказали, будто... Собравшимся сказали, где... Собравшимся сказали, куда... Собравшимся сказали, почему... Собравшимся сказали, сколько...

Самостоятельная работа проверяется в классе. Графический диктант

Составить схемы предложений, в которых, кроме придаточных, следует выделить обособленные определения и обстоятельства.

Пока я еще соображал, в какую сторону пойти, глазам моим вне­запно представился низкий шалаш возле поля, засеянного горохом. (И. Тургенев) Пошевеливая ушами, животные чутко улавливали изредка доносившиеся до них голоса и, вздрогнув кожей, замерли, когда на том берегу появилась машина. (Ч. Айтматов) После экзаменов мы по­дождали, пока инспектор объявил нам отметки, и, обрадованные тем, что никто не провалился, шумно вырвались на улицу. (К. Паустовский) Слезы у него были на глазах, когда он сказал это, и рука, которую он протянул Володе, бывшему в это время в другом конце комнаты, я заме­тил немного дрожала. (J1. Толстой) Я никогда не забуду того ужаса и вос­торга, какие я испытывал, когда парус, надувшись, накренил шлюпку так низко, что вода поднялась до уровня борта. (К. Паустовский)

IV. Итоги урока

Домашнее задание

Используя данную схему, составьте и запишите предложения. Докажите, что они иллюстрируют один вид СПП. Какой? [Там, туда, оттуда], (союзные слова: где, куда, откуда).

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл spp_s_pridatochnymi_obstoyatelstvennymi.docx15.81 КБ

Предварительный просмотр:

____________________________________________

СПП с придаточными обстоятельственными

Цели: закрепить умение определять структуру СПП; учить расставлять знаки препинания; закреплять навыки правописания.

Оборудование: таблица «Придаточные обстоятельственные».

Ход урока

Проверка домашнего задания

Рассказать, в чем разница между придаточными изъяснительными и придаточными определительными.

Зачитать предложения, составленные по схемам.

Повторение ранее изученного материала Осложненное списывание

Списать, расставить знаки препинания, определить вид придаточных.

Первая мысль которая пришла ему в голову была мысль о том нельзя ли уйти. (А. Фадеев) Нужно было отыскать коменданта города и узнать у него где находится дивизия в которую его назначили. (Н. Чуковский) Я оказался в том положении когда не знаешь нужно уйти или остаться. Я чувствовал что он единственный человек который в этом положении может подсказать мне как я должен поступить.

- Какого вида придаточных вы не встретили в данном упражнении? (Обстоятельственных.)

- Что обозначают придаточные обстоятельственные? (Обстоятельственные придаточные означают место, время, цель, причину, образ действия, условие и т. д. того, о чем сообщается в главной части СПП. Они отвечают на вопросы обстоятел ьств.)

Распределительный диктант

Чтобы не заблудиться, я решил вернуться на тропинку. (В. Арсень- ев) Хотя королек небольшая птичка, но летает он быстро и достаточно высоко. (Т. Скрибецкий) Куда мать, туда и дитя. (Пословица) По синим волнам океана, лишь звезды блеснут в небесах, корабль одинокий несется... (М. Лермонтов) Пьер замахал руками и головой, как будто комары или пчелы напали на него. (Л. Толстой) Раз дождя нет, значит, можно идти дальше. (В. Арсеньев) На другой день князь Андрей поехал к Ростовым обедать, т. к. его звал граф Илья Андреич, и провел у них Целый день. (Л. Толстой) Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому как драгоценный камень излучает таинственный блеск. (К. Паустовский) За крестьянскими усальбами начинался спуск к реке, крутой и обрывистый, так что в глине, там и сям, обнажались громадные камни. (А. Чехов)

Ключи к диктанту:

- с придаточным цели;

- уступки;

- места;

- времени;

- образа действия и степени;

- условия;

- причины;

- сравнительные;

- следствия.

Самостоятельная работа

Вариант I

Составьте и запишите СПП, используя данные схемы. Определите вид придаточного в каждом случае.

[...], (когда ...).

(Пока...), [...].

[..., (когда ...),...].

[... сущ.], (когда ...).

[..„(куда...), ...].

[... глаг.], (когда ...).

Вариант II

Составьте и запишите СПП, соответствующие данной синтаксической модели. Что является общим для всех этих предложении? Сделайте вывод.

[Там, туда, оттуда], (союзные слова: где, куда, откуда). Вариант III

Закончите каждое предложение, определите вид придаточного. Собравшимся сказали, что... Собравшимся сказали, чтобы... Собравшимся сказали, будто... Собравшимся сказали, где... Собравшимся сказали, куда... Собравшимся сказали, почему... Собравшимся сказали, сколько...

Самостоятельная работа проверяется в классе. Графический диктант

Составить схемы предложений, в которых, кроме придаточных, следует выделить обособленные определения и обстоятельства.

Пока я еще соображал, в какую сторону пойти, глазам моим внезапно представился низкий шалаш возле поля, засеянного горохом. (И. Тургенев) Пошевеливая ушами, животные чутко улавливали изредка доносившиеся до них голоса и, вздрогнув кожей, замерли, когда на том берегу появилась машина. (Ч. Айтматов) После экзаменов мы подождали, пока инспектор объявил нам отметки, и, обрадованные тем, что никто не провалился, шумно вырвались на улицу. (К. Паустовский) Слезы у него были на глазах, когда он сказал это, и рука, которую он протянул Володе, бывшему в это время в другом конце комнаты, я заметил немного дрожала. (J1. Толстой) Я никогда не забуду того ужаса и восторга, какие я испытывал, когда парус, надувшись, накренил шлюпку так низко, что вода поднялась до уровня борта. (К. Паустовский)

IV. Итоги урока

Домашнее задание

Используя данную схему, составьте и запишите предложения. Докажите, что они иллюстрируют один вид СПП. Какой? [Там, туда, оттуда], (союзные слова: где, куда, откуда).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Первые уроки по теме "Сложноподчиненные предложения с обстоятельственными придаточными" 9 класс

Уроки разработаны по  учебнику С.Г.Бархударова, С.Е.крючкова " Русский язык 9 класс". Используется работа в парах, групповая работа, ролевая игра....

Урок по теме «Сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными». 9 класс

На данном уроке систематизируются знания и отрабатываются умения учащихся по определению вида придаточного предложения. Использование тестовой программы и мультимедийной презентации позволили сделать ...

Конспект урока русского языка. 11 класс. "«Знаки препинания в СПП с несколькими придаточными»"

Данный урок позволит   углубить знания учащихся 11 класса о сложноподчиненном предложении - конструкции с несколькими видами придаточных; отработать умение правильно ставить знаки препинания в СП...

Конспект урока и технологическая карта по теме "СПП с несколькими придаточными". 9 класс

Открытый урок по русскому языку. 9 класс  СПП с несколькими придаточными...