Рабочая программа по русскому языку 10 класс
рабочая программа по русскому языку (10 класс) на тему

Рабочая программа составлена по учебнику« Русский язык . Грамматика. Текст. Стили речи.10-11 классы»Власенков А.И.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_yazyk_10_kl.doc263.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное

учреждение Солонецкая средняя общеобразовательная школа

 «Согласовано»

Зам.директора по УВР

_________Н.И.Кошенская

«____»________2013г

                               «Утверждено»

 Директор МБОУ Солонецкой СОШ

________Е.В.Григорьева

 Приказ № ____   от «____»_____2013 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

Саранцевой Валентины Николаевны

Базовый уровень

 Предмет                                              русский язык

 Учебный год                                     2013-2014                          

 Класс                                                        10

 Кол-во часов в неделю                          2

 Кол-во часов в год                                70

                                                                                     

                                                                                     

                                                                                   

                                                                                     Рассмотрено на заседании

                                                                                      педагогического совета школы

                                                                                      протокол № ____ от «__»_______2013г.

                                 

                                             

1. Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку для 10-11 класса составлена  на основе Федерального компонента государственного стандарта общего среднего  (полного)  образования, примерной программы по русскому языку для общего среднего (полного) образования  (Письмо Департамента государственной политики в образовании МОиН РФ от 07-06-2005 № 03-1263) и авторской программы Власенкова А.И. (Методические рекомендации к учебнику« Русский язык . Грамматика. Текст. Стили речи.10-11 классы»: Книга для учителя.- М.: Просвещение, 2010год ).

1.1. Нормативно- правовые документы

  • Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.
  •  Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013-2014 учебный год».
  • Федеральный базисный учебный план (приказ МО РФ 09.03.2004 г .№ 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ»).

  • Примерная программа по русскому языку для общего среднего (полного) образования.
  • Авторская программа Власенкова А.И. (Методические рекомендации к учебнику

  « Русский язык . Грамматика. Текст. Стили речи.10-11 классы»: Книга для учителя.- М.:            

   Просвещение,2010.

1.2. Общая характеристика учебного предмета

Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения выпускника школы практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

 Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей старшеклассника, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.

Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Содержание обучения русскому языку на базовом уровне, как и на предшествующем этапе, структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в старших классах развиваются и совершенствуются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – систематизация знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

В основу программы положена идея личностно ориентированного и когнитивно-коммуникативного (сознательно-коммуникативного) обучения русскому языку. Курс ориентирован на синтез языкового, речемыслительного и духовного развития учащихся старшей школы. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации углубления деятельностного подхода к изучению русского языка в старших классах.

На базовом уровне, прежде всего, решаются проблемы, связанные с формированием общей культуры, с развивающими и воспитательными задачами образования, с задачами социализации личности. Таким образом, базовая школа обеспечивает общекультурный уровень человека, способного к продолжению обучения в образовательных учреждениях высшей школы. В содержании программы предусматривается интегрированный подход к совершенствованию лингвистических и коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное овладение русским языком в разных сферах и ситуациях общения.

1.3. Обоснование выбора программы обучения. Перечень компонентов учебно-методического комплекса, обеспечивающего реализацию

рабочей программы

Выбор системы обучения и учебно-методического комплекса по предмету для реализации рабочей программы основан на анализе образовательных потребностей учащихся и их родителей (законных представителей); наличие учебно-методического, кадрового, материально- технического, информационного обеспечения, а так же миссии образовательного учреждения. В соответствии с Законом РФ « Об образовании» основной миссией МОУ СОШ № 45 является: осуществление целенаправленного процесса воспитания и обучения граждан РФ в интересах учащихся и их родителей, общества, государства, сопровождающегося достижением обучающимися установленных требований федерального компонента государственного образовательного стандарта. Обеспечение единства образовательного пространства, преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) образования. А так же:

  • соответствие УМК возрастным и психологическим особенностям учащихся;
  • соответствие УМК   государственному стандарту;
  • соотнесённость с содержанием государственной итоговой аттестации;
  • завершённость учебной линии;
  • обеспеченность образовательного учреждения учебниками.

Перечень компонентов учебно-методического комплекса, обеспечивающего реализацию

рабочей программы

  • Программа по русскому языку под редакцией А.И.Власенкова, Л.М. Рыбченковой- М.:

Просвещение, 2008 г.

  • Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: учебник для 10-11 класса общеобразовательных учреждений / А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова.- М. : Просвещение, 2010.

В учебнике основное внимание уделяется  важнейшей единице речи - тексту: его структуре, стилистическим особенностям, выразительным средствам. В книге даются теоретические сведения и разработана система упражнений. При анализе фрагментов произведений художественной литературы показана роль фонетических, лексических, словообразовательных, грамматических средств языка в создании художественного образа. Содержатся задания по составлению собственных текстов. В книге систематизируются важнейшие сведения по орфографии и пунктуации в виде повторительно – обобщающих упражнений.

  • Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы»: Кн. Для учителя/А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. – М.: Просвещение, 2010.

Издание содержит подробный развёрнутый план урока, дополнено справочными и тестовыми материалами, информацией и вариантами тем уроков.

1.4. Цели обучения русскому языку по данной программе

Курс русского языка в X-XI классах направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно  ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

  • воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
  • дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;
  • освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;

  • овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
  • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.

Требования к уровню подготовки учащихся, успешно освоивших рабочую программу

знать/понимать

  • связь языка и истории, культуры русского и других народов;
  • смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
  • основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
  • орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

уметь

  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
  • анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
  • проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

аудирование и чтение

  • использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
  • извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

говорение и письмо

  • создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
  • применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
  • соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
  • соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
  • использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;

использовать знания и умения в практической деятельности:

  • выявлять подтекст;
  • производить фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, речеведческий разбор, анализ художественного текста;
  • пользоваться языковыми средствами точной передачи мысли при построении научно-учебного, научно-популярного высказывания, правильно употребляя термины, обеспечивая простоту и ясность предложений, структурную четкость высказывания;
  • пользоваться общественно-политической лексикой, средствами публицистического стиля, эмоционального воздействия на слушателя, читателя;
  • писать очерк, эссе, строить устное высказывание очеркового типа;
  • писать отзыв о художественном произведении, научно-популярной, публицистической статье;
  • составлять реферат по нескольким источникам, выступать с ним, отвечать на вопросы по теме реферата, защищать развиваемые в нем положения;

Календарно - тематический план по русскому языку 10 класс

Дата

№ урока

Тема урока

Федеральный компонент государственного стандарта

Умения и навыки

Домашнее задание

1

Язык и общество. Язык и культура. Язык как знаковая система и общественное явление.

Русский язык в современном мире. Формы существования русского национального языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго). Нормы литературного языка, их

 соблюдение в речевой практике.

Умение передавать содержание лекции

Упр7

2

Язык и общество. Язык и культура. Язык как знаковая система и общественное явление.

Упр8

3

Три периода в истории русского языка.

Подбирать материал на

Упр10

4

Три периода в истории русского языка.

 заданную тему

Упр317

5

Языки естественные и искусственные

Упр14

6

Место и назначение русского языка в современном мире.

Упр17

7

Место и назначение русского языка в современном мире

Упр46

8

Функции русского языка как учебного предмета.

Упр350

9

Активные процессы в русском языке на современном этапе.

Материал лекции

10

Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов.

Упр10,с.13,14

11

Диктант

Орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и

 пунктуационные нормы современного русского литературного языка. Нормы речевого пове

дения в социально- культурной, учебно-

научной, официально-деловой сферах обще

ния. Орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка

Не задано

12

Обобщение, повторение фонетики, орфоэпии, орфографии.

Развитие навыка фонетического и орфоэпического разбора

Связный ответ по разделу

13

Обобщение, повторение фонетики, орфоэпии,

Выучить записи в тетради

14

Обобщение, повторение орфографии.

Повтор. правопис. корней с чередованием

15

Основные нормы современного литературного произношения, ударения в русском языке.

Умение соблюдать нормы произношения в русском языке.

Упр285

16

Культура учебно-научного и делового общения. Культура публицистической речи.

Упр231

17

Взаимосвязь языка и культуры. Принципы русской орфографии. Фонетический разбор.

Развить навык определения основных принципов орфографии, фонетического разбора.

Упр289

18

Взаимосвязь языка и культуры. Принципы русской орфографии. Фонетический разбор.

Упр20

19

Лексическая система русского языка. Многозначность слова.

Словари русского языка и лингвистические справочники; их использование. Развитие навыков монологической и диалогической речи. связь языка и истории, культуры русского и других народов. Смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи. Основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка.

Закрепить умение употребления терминов по теме.

Упр55(6-11 пр.)

20

Лексическая система русского языка. Многозначность слова.

Упр58

21

Территориальный диалект. Русская лексика с точки зрения сферы её происхождения и употребления.

Выработать умение различать исконно русскую и заимствованную лексику. Усовершенствовать навык написания непроверяемых и труднопроверяемых слов.

Сообщение по теме урока

22

Территориальный диалект. Русская лексика с точки зрения сферы её происхождения и употребления.

Выпис. из худож. литер.диалекты

23

Активный и пассивный словарный запас. Русская орфография. Подготовка к сочинению по пословице.

Закрепить навык употребления в речи фразеологизмов, крылатых выражений, пословиц, поговорок.

Сочинение по пословице

24

Активный и пассивный словарный запас. Русская орфография.

Связный рассказ об архаизмах и историзмах

25

Изобразительные возможности синонимов, антонимов, паронимов.

Развить умение определять и употреблять синонимы и другие лексические единицы в тексте

Подобрать примеры из худож. литер.

26

Изобразительные возможности синонимов, антонимов, паронимов.

Подгот. к контрольной работе

27

Контрольная работа по теме «Лексика и фразеология»

Повтор. по теме

28

Контрольная работа по теме «Лексика и фразеология» и её анализ.

Не задано

29

Обобщающее повторение ранее изученного.

Взаимосвязь различных единиц и уровней языка. Синонимия в системе русского языка. Словари русского языка и лингвистические справочники; их использование

Закрепить навыки правописания.

С51-67повт.

30

Обобщающее повторение  изученного.

Упр 69

31

 Изложение текста художественного стиля.

Закрепить навыки правописания, использования выразительных средств словообразования

Черновик.

32

Изложение текста художественного стиля.

Не задано

33

Лексическая система русского языка. Многозначность слова.

Умение употреблять заимствованные слова и видеть их роль в различных стилях речи.

Тесты ЕГЭ

34

 Многозначность слова.

Подобр. примеры мз худож. Литер.

35

Словообразовательный разбор.

Упр86

36

Словообразовательный разбор.

словообразовател. разбор

37

Обобщающее повторение морфологии.

Совершенствование орфографических и пунктуационных умений и навыков. Лингвистический анализ текстов различных функциональных разновидностей языка.

Закрепить умение выполнять морфологический разбор.

Морфолог. разбор именных частей речи

38

Обобщающее повторение морфологии.

Морфолог. разбор глагола

39

Общее грамматическое значение, грамматические формы и синтаксические функции частей речи.

Развитие орфографической и пунктуационной зоркости.

Морфолог. разбор служеб. частей речи

40

Общее грамматическое значение, грамматические формы и синтаксические функции частей речи.

В1-10,

А4-5,тесты ЕГЭ

41

Грамматические формы и синтаксические функции частей речи

Развитие навыка монологической речи, правописания н-нн в суффиксах разных частей речи.

В11-20,А4-5 тесты ЕГЭ

42

Нормативное употребление форм русского языка.

Тесты ЕГЭ А3,А4,А5

43

. Нормативное употребление форм русского языка.

Закрепить умение выделять изобразительно-выразительные возможности морфологических форм. Повторить, закрепить правописание различных частей речи.

Тесты ЕГЭ А3,А4,А5

44

Изобразительно-выразительные средства морфологических форм.

Тесты ЕГЭ В1-10,В8

45

Изобразительно-выразительные средства морфологических форм

Тесты ЕГЭ  В11-20,В8

46

Стилистические ресурсы грамматики

Запись в тетради

47-48

Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм.

Тесты ЕГЭ В8

Трудные случаи орфографии

Развитие орфографической зоркости.

Повт. правопис. не и ни,дефисное напис.

50

Лексический и грамматический разбор.

Письм. разбор

51

Лексический и грамматический разбор.

  Подгот. к контрольной работе

52

Контрольная работа по теме «Морфология и орфография».

Развитие навыка морфологического разбора.

Не задано

53

Анализ контрольной работы по теме «Морфология и орфография»  

Работа над ошибками

54

Словообразовательный разбор.

Письменный разбор

55

Словообразовательный разбор.

Тесты ЕГЭ

56

Язык и речь. Основные требования к речи

Сферы и ситуации речевого общения. Компоненты речевой ситуации. Оценка коммуникативных качеств и эффективности речи. Использование различных видов чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста.  Культура публичной речи. Культура разговорной речи. Учебно-научный, деловой, публицистический стили, разговорная речь, язык художественной литературы. Их особенности. Литературный язык и язык художественной литературы. увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. Совершенствование коммуникативных способностей; развитие готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству.

Формировать умение грамотно пользоваться речью.

С14-17,упр11

57

Язык и речь. Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств.

С16-17,упр15

58

Текст, его строение и виды его преобразования. Тезисы, конспекты, выписки.

Развитие навыка преобразования текста.

С93-99,упр132

59

Текст, его строение и виды его преобразования. Тезисы, конспекты, выписки

Упр137

60

Текст как единство неязыкового содержания и его языкового выражения.

Умение соблюдать требования, предъявляемые к тексту.

Речеведческий анализ текста «Чистые пруды»

61

Текст как единство неязыкового содержания и его языкового выражения

Монолог. высказ. по теме урока

62

Функциональные стили речи. Их общая характеристика.

Общая хар-ка стилей речи

63

Сочинение-рассуждение

Не задано

64

Назначение научного стиля речи, его признаки и разновидности.

Культура учебно-научного и делового общения (устная и письменная формы). Написание доклада, реферата, тезисов, рецензии.

.

Навык определения научного стиля речи.

С117-120,упр158

65

Назначение научного стиля речи, его признаки и разновидности.

Упр164

66

Контрольный диктант с дополнительным заданием.

Повт. общую хар-ку стилей речи

67

 Анализ диктанта с дополнительным заданием

Работа над ошибками

68

Лексические и синтаксические особенности научного стиля речи

Умение определять особенности научного стиля и грамотно им пользоваться.

Упр169

69

Лексические и синтаксические особенности научного стиля речи

Монолог. высказ. по теме урока

70

Заключительный урок

Не задано

Учебно-методическое сопровождение.

Основная литература 1. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. - М., «Просвещение»,2010-2012. 2. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах.В.Ф.Греков, С.Е.Крючков, Л.А.Чешко

Дополнительная литература 1. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Методические рекомендации к учебнику « Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи» для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. - М., «Просвещение»,2010 2. Н.Г. Гольцова, М.А. Мищерина. Русский язык. 10-11 классы: Книга для учителя. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008 3. Н.Н. Будникова, Н.И. Дмитриева, Т.Г. Холявина. Поурочные разработки по русскому языку. 10-11 классы: к учебнику Н.Г. Гольцовой, И.В. Шамшина.- М.: Вако, 2010 4. Сборник диктантов 10-11 класс. Москва. «ВАКО», 2009 5. Тесты по всем разделам лингвистики. Москва. «ВАКО», 2009 6. Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин. Контрольные тесты: орфография и пунктуация, 10-11 класс.- М.: «Русское слово», 2005. 7. Сенина Н.А. Русский язык: Подготовка к ЕГЭ-2010. Вступительные испытания: Учебно – методическое пособие.- Ростов н/Д: Легион, 2008.

Диктант в 10 классе  

Знаете ли вы, какое наслаждение выехать весной до зари? На тёмно-сером небе кое-где мигают звёзды. Влажный ветерок изредка набегает лёгкой волной… Вот кладут ковёр на телегу, ставят в ноги ящик с самоваром… Пара только что проснувшихся белых гусей молча и медленно перебирается через дорогу… Край неба алеет, в берёзах просыпаются, неловко перелётывают галки, воробьи чирикают около тёмных скирд. Светлеет воздух, видней дорога, яснеет небо, белеют тучки, зеленеют поля. В избах красным огнём горят лучины, за воротами слышны заспанные голоса. А между тем заря разгорается.

Кто, кроме охотника, испытал, как отрадно бродить на заре по кустам? Зелёной чертой ложится след ваших ног по росистой, побелевшей траве… Солнце всё выше и выше. Быстро сохнет трава… Небо темнеет по краям, колючим зноем пышет неподвижный воздух…

Но вот слабо сверкнула молния… Да это гроза! Кругом ещё ярко светит солнце, но туча растёт. Передний её край вытягивается рукавом, наклоняется сводом. Трава, кусты – всё вдруг потемнело…

А то велишь заложить беговые дрожки и поедешь в лес на рябчиков. Весело пробираться по узкой дорожке, между двумя стенами высокой ржи. Колосья тихо бьют вас по лицу, васильки цепляются за ноги, перепела кричат кругом, лошадь бежит ленивой рысью…

(По И. С. Тургеневу.)

Грамматическое задание:

  1. Фонетический разбор слова:

1 вариант – зноем

2 вариант – ярко

  1. Морфемный и словообразовательный разбор:

1 вариант – неподвижный

2 вариант – потемнело

  1. Выписать по 2 слова с проверяемой, непроверяемой, чередующейся гласными в корне, орфограмму обозначить.

Тест по русскому языку. 10 класс. Лексика. Фразеология/


1. Что изучает лексика?
А) историю слова;
Б) части речи и их формы;
В) правила написания слов;
Г) звуковую сторону слова;
Д) слова и их значения.


2. В каких вариантах все прилагательные употреблены в прямом значении?
А) золотые руки, железный характер, заячья душа, лисья нора;
Б) глухая деревня, жаркие дебаты, железная логика, прямой человек;
В) глухая улица, жаркий бой, железная воля, прямой вопрос;
Г) глухой старик, жаркий день, железная дорога, прямая линия;
Д) каменный дом, медвежья услуга, серебряные брызги, стеклянная ваза.


3. Укажите ряд многозначных слов:
А) съедобный, утомление;
Б) хохот, шезлонг;
В) съемка, ручка;
Г) компьютер, ландыш;
Д) самолет, дискуссия.


4. В каком ряду все слова – синонимы?
А) время, период, эпоха, эра;
Б) лингвист, историк, литературовед;
В) фрукты, овощи, вишня;
Г) сосна, тополь, ясень;
Д) тарелка, вилка, ложка.


5. Укажите группу слов, которые являются омонимами:
А) метель, пурга;
Б) письменный стол, обеденный стол;
В) капитанская рубка, рубка леса;
Г) ручка чемодана, ручка малыша;
Д) шить иглой, игла ежа.


6. Назовите антоним фразеологизма «спустя рукава»:
А) бить баклуши,
Б) положа руку на сердце,
В) сложа руки,
Г) не покладая рук,
Д) море по колено.


7. Укажите слова, не являющиеся паронимами:
А) эффектный, эффективный;
Б) представить, предоставить;
В) фарш, фарс;
Г) командировочные, командированные;
Д) подпись, роспись.


8. Определите, в каком варианте профессиональные слова:
А) учитель, наставник, педагог;
Б) отечество, родина, отчизна;
В) метель, пурга, буран;
Г) аккорд, вокализ, мольберт;
Д) овощи, ягоды, фрукты.


9. Какому словосочетанию синонимичен фразеологизм «хранить молчание»? 
А) как в воду глядел;
Б) набрать в рот воды; 
В) выйти сухим из воды;
Г) как рыба в воде;
Д) не разлить водой.


10. Определите, в каком варианте даны неологизмы:
А) бартер, кастинг, конфессия;
Б) псалтырь, светлица, кафтан;
В) курень, полуночник, шелоник;
Г) опосля, прислухаться, не серчай;
Д) кардиолог, инфаркт, универсам.


11. Определите, в каком варианте даны слова общеупотребительные:
А) десница, работа, слеза;
Б) акварель, гуашь, палитра;
В) нечто, выкаблучиваться, ступай;
Г) нижеподписавшийся, горенка, изрядно;
Д) кирпич, свекла, идти.


12. Определите, в каком варианте даны заимствованные слова:
А) место, история, тетрадь;
Б) берег, город, молоко;
В) аббат, атака, жюри;
Г) ладонь, корова, дочь,
Д) поле, береза, сосед.


13. Укажите стилистически нейтральный фразеологизм:
А) закадычный друг;
Б) во веки веков;
В) вступить в брак;
Г) сдержать слово;
Д) втирать очки.


14. Выберите вариант, в котором определение является эпитетом:
А) бродяга-ветер;
Б) звездная ночь;
В) розовая шляпка;
Г) серебряное кольцо;
Д) старик-мудрец.


15. В каком предложении слово употреблено в переносном значении?
А) На стенах висели два пейзажа хорошей кисти.
Б) Желтые листья медленно падали на землю.
В) Утром бухта наполнилась плавучим льдом.
Г) Громады утесов на берегу создавали величественную картину.
Д) Яркое солнце быстро съело тонкий ледок.

 

 

НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

«Нормы оценки...» призваны обеспечить одинаковые требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку. В них устанавливаются:
1) единые критерии оценки различных сторон владения устной и письменной формами русского языка (критерии оценки орфографической и пунктуационной грамотности, языкового оформления связного высказывания, содержания высказывания);
2) единые нормативы оценки знаний, умений и навыков;
3) объем различных видов контрольных работ;
4)количество отметок за различные виды контрольных работ.
Ученикам предъявляются требования только к таким умениям и навыкам, над которыми они работали или работают к моменту проверки. На уроках русского языка проверяются:
1) знание полученных сведений о языке;
2) орфографические и пунктуационные навыки;
3) речевые умения.

1. ОЦЕНКА УСТНЫХ ОТВЕТОВ УЧАЩИХСЯ
Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.
При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями: 
1) полнота и правильность ответа; 
2) степень осознанности, понимания изученного; 
3) языковое оформление ответа.
Оценка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1—2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1—2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.
Оценка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, то есть за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.
2. ОЦЕНКА ДИКТАНТОВ
Диктант - одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности.
Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса.
Объем диктанта устанавливается: для V класса - 90—100 слов, для VI класса - 100—110, для VII - 110—120, для VIII -120—150, для IX класса-150—170 слов. (При подсчете слов учи¬тываются как самостоятельные, так и служебные слова.)
Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с неповторяемыми и трудно проверяемыми орфограммами. Он может состоять из следующего количества слов: для класса V - 15—20, для VI класса - 20—25, для VII класса - 25— 30, для VIII класса - 30—35, для IX класса - 35—40.
Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретенных навыков. Итоговые диктанты, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку уча¬щихся, как правило, по всем изученным темам.
Для контрольных диктантов следует подбирать такие тексты, в которых изучаемые в данной теме орфограммы и пунктограммы были бы представлены не менее 2—3 случаями. Из изученных ранее орфограмм и пунктограмм включаются основ¬ные: они должны быть представлены 1—3 случаями. В целом количество проверяемых орфограмм и пунктограмм не должно превышать в V классе — 12 различных орфограмм и 2—3 пунктограмм, в VI классе — 16 различных орфограмм и 3—4 пунк¬тограмм, в VII классе — 20 различных орфограмм и 4—5 пунк¬тограмм, в VIII классе — 24 различных орфограмм и 10 пунктог¬рамм, в IX классе — 24 различных орфограмм и 15 пунктограмм.
В текст контрольных диктантов могут включаться только те вновь изученные орфограммы, которые в достаточной мере зак¬реплялись (не менее чем на двух-трех предыдущих уроках).
В диктантах должно быть в V классе – не более 5 слов, в VI VII классах - не более 7 слов, в VIII—IX классах - не более 10 различных слов с непроверяемыми и трудно проверяемыми написаниями, правописанию которых ученики специально обучились.
До конца первой четверти (а в V классе - до конца первое полугодия) сохраняется объем текста, рекомендованный для предыдущего класса.
При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:
1) в переносе слов;
2) на правила, которые не включены в школьную программу
3) на еще не изученные правила;
4) в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;
5)в передаче авторской пунктуации.
Исправляются, но не учитываются описки, неправильны написания, искажающие звуковой облик слова, например: «рапотает» (вместо работает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля).
При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять не грубые, то есть не имеющие существенного значения для характеристики грамот¬ности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну. К негрубым относятся ошибки:
1) в исключениях из правил;
2) в написании большой буквы в составных собственных наи¬менованиях;
3) в случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, пра¬вописание которых не регулируется правилами;
4) в случаях раздельного и слитного написания не с прилага¬тельными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;
5) в написании ы и и после приставок;
6) в случаях трудного различия не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не...; не кто иной как; ничто иное не...; не что иное, как и др.);
7) в собственных именах нерусского происхождения;
8) в случаях, когда вместо одного знака препинания постав¬лен другой;
9) в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или нарушении их последовательности. Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку. Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) и фонетических (пи¬рожок, сверчок) особенностях данного слова.
Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в ко¬тором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода - воды, рот -ротик, грустный - грустить, резкий -резок).
Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самосто¬ятельная.
Диктант оценивается одной отметкой.
Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней 1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.
Оценка «4» выставляется при наличии в диктанте 2 орфог¬рафических и 2 пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «4» может выстав-ляться при 3 орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.
Оценка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуацион¬ных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В V классе допускается выставление оценки «3» за диктант при 5 орфографических и 4 пунктуационных ошибках. Оценка «3» может быть поставлена также при наличии б орфографических и 6 пунктуационных, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.
Примечание.
Если в непроверяемом слове допущены 2 и более ошибок, то все они считаются за одну ошибку.

При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного написания на верное) оценка снижается на один балл. Отличная оценка не выставляется при наличии трех и более исправлений.
Оценка «2» выставляется за диктант, в котором допустили " до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.
При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом <« I При некоторой вариативности количества ошибок, учитываемых при выставлении оценки за диктант, следует принимать во внимание предел, превышение которого не позволяет выставлять данную оценку. Таким пределом является для оценки «4» 2 орфографические ошибки, для оценки «3» -4 орфографические ошибки (для V класса - 5 орфографических ошибся для оценки «2»-7 орфографических ошибок.
В комплексной контрольной работе, состояпп i из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического орфографического, грамматического) задания, выставляются две оценки за каждый вид работы.
При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:
Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно. 
Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно  менее 3/4 заданий.
Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно вы полнено не менее половины заданий.
Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.
Оценка «1» ставится, если ученик не выполнил ни одного задания.
Примечание.
Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.
При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:
Оценка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок.
Оценка «4» ставится за диктант, в котором ученик допустил 1—2 ошибки.
Оценка «3» ставится за диктант, в котором допущено 3—4 ошибки.
Оценка «2» ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок. При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».


3. ОЦЕНКА СОЧИНЕНИЙ И ИЗЛОЖЕНИЙ

Сочинения и изложения- основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.
Сочинения и изложения в 5—9 классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы «Развитие навыков связной речи».
Примерный объем текста для подробного изложения: в V классе-100—150 слов, в VI классе - 150—200, в VII классе - 200— 250, в VIII классе - 250—350, в IX классе - 350—450 слов.
Объем текстов итоговых контрольных подробных изложений в 8 и 9 классах может быть увеличен на 50 слов в связи с тем, что на таких уроках не проводится подготовительная работа. 
Рекомендуется следующий примерный объем классных сочинений: в V классе-0,5—1,0страницы, в V! классе- 1,0—1,5, в VII классе - 1,5—2,0, в VIII классе - 2,0—3,0, в IX классе - 3,0—4,0. 
К указанному объему сочинений учитель должен относиться как к примерному, так как объем ученического сочинения зависит от обстоятельств, в частности, от стиля и жанра сочинения, характера темы замысла, темпа письма учащихся, их общего развития. 
С помощью сочинений и изложений проверяются: 1) умение раскрывать тему; 2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания; 3) соблюдение языковых норм и правил правописания.
Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая - за грамотность, т. е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.
Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:
— соответствие работы ученика теме и основной мысли;
— полнота раскрытия темы;
— правильность фактического материала;
— последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:
— разнообразие словаря и грамматического строя речи;
— стилевое единство и выразительность речи;
— число речевых недочетов.
Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок - орфографических, пунктуационных и грамматических.


ОСНОВНЫЕ КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

Оценка Содержание и речь Грамотность
«5» 1. Содержание работы полностью соответствует теме
2. Фактические ошибки отсутствуют
3. Содержание излагается последовательно
4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления
5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста
В целом в работе допускается
1 недочет в содержании
и 1—2речевых недочета Допускается:
1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка
«4» 1. Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы)
2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности
3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей
4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен, отличается единством и достаточной выразительностью
5. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью
В целом в работе допускается
не более 2 недочетов в содержании и не более 3—4 речевых недочетов Допускается:
2 орфографические и 2 пунктуационные, или 1 орфографическая и 3 пунктуационных ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки
3 1. В работе допущены существенные отклонения от темы
2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности
3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения
4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление
5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна
В целом в работе
допускается не более
4 недочетов в содержании
и не более 5 речевых
недочетов Допускается:
4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок (в V классе -5 орфографических и 4 пунктуационные ошибки), а также 4 грамматические ошибки
«2» 1. Работа не соответствует теме
2. Допущено много фактических неточностей
3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану
4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабовыраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления 5. Нарушено стилевое единство текста.
В целом в работе допущено более 6 недочетов в содержании  и до 7речевых недочетов Допускается:
7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических
«1» В работе допущено более 6 недочетов в содержании и более 7 речевых недочетов.
 Имеется более 7 орфографических,
7 пунктуационных
и 7 грамматических ошибок
Примечания.
1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельное оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.
2. Если объем сочинения в полтора-два раза больше указанного настоящих нормах, то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на д. единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках ил при соотношениях: 2—3—2, 2—2—3; «3» ставится при соотношения; 6—4—4, 4—6—4, 4—4—6. При выставлении оценки «5» превышена объема сочинения не принимается во внимание.
3. Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.
4. На оценку сочинения и изложения распространяются положение об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях, приведенные в разделе «Оценка диктантов».
4. ОЦЕНКА ОБУЧАЮЩИХ РАБОТ
Обучающие работы (различные упражнения и диктанты не¬контрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.
При оценке обучающих работ учитываются: 1) степень само¬стоятельности учащегося; 2) этап обучения; 3) объем работы; 4) четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.
Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объем диктантов для данного класса, для оценки «4» допустимо и 2 исправления ошибок.
Первая и вторая работа как классная, так и домашняя при закреплении определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться.
Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.
5. ВЫВЕДЕНИЕ ИТОГОВЫХ ОЦЕНОК
За учебную четверть и учебный год ставятся итоговые оценки. Она является единой и отражает в обобщенном виде все стороны подготовки ученика по русскому языку: усвоение теорети¬ческого материала, овладение умениями, речевое развитие, уроков орфографической и пунктуационной грамотности.
Итоговая оценка не должна выводиться механически, как среднее арифметическое предшествующих оценок. Решающим при ее определении следует считать фактическую подготовку ученика по всем показателям ко времени выведения этой оценки. Однако, для того чтобы стимулировать серьезное отношение учащихся к занятиям на протяжении всего учебного года, при выведении итоговых оценок необходимо учитывать результаты их текущей успеваемости.
При выведении итоговой оценки преимущественное значение придается оценкам, отражающим степень владения навыками (орфографическими, пунктуационными, речевыми). Поэтому итоговая оценка за грамотность не может быть положительной, если на протяжении четверти (года) большинство контрольных диктантов, сочинений, изложений за орфографическую, пунктуационную, речевую грамотность оценивались баллом «2» или «1».
В старших классах обе оценки за сочинение, характеризующие знания учащихся по литературе и их грамотность, выставляются в виде дроби в классном журнале на страницах по литературе.
Нормативы оценок за устные ответы и письменные работы учащихся 5—9 классов нерусской национальности, обучающихся в массовых школах по программам и учебникам для русских школ, могут увеличиваться на 1—2 ошибки, допустимые для соответствующей оценки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида

Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е (  естественнонаучный профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...

Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка

Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....

Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.

класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской.  и К.Т.П....

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.

Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....