Программа углубленного изучения русского языка в 9 классе
элективный курс по русскому языку (9 класс) на тему

Нигманова Ирина Амировна

Паспорт программы:

 

 

·        Дополнительная образовательная программа с углубленным изучением русского языка  для учащихся 9-х классов МБОУ СОШ № 9.

 

·        Руководитель: Нигманова И. А., учитель русского языка  высшей категории.

 

·        Адрес организации исполнителя, телефон: г. Уфа, ул. Мубарякова,14. Тел. 255-44-57.

 

·        Целевая группа: состоит из 15 учащихся 9-х классов, в возрасте 15-16 лет.

 

·        Цель программы, направленность: программа разработана для углубленного изучение курса русского языка, развития творческого мышления учащихся по желанию родителей; гуманитарной направленности.

 

·        Срок реализации программы, вид: программа рассчитана на учебный год (профильная).

 

·        Уровень реализации: основное общее образование.

 

·        Уровень освоения: углубленный.

 

·        Способ освоения содержания образования: креативный.

 

·        Краткое содержание программы: тематический план.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Пояснительная записка.

 

     Дополнительная образовательная программа с углубленным изучением русского языка  для 9-х классов разработана в соответствии с пожеланиями родителей. Программа важна и актуальна в настоящее время, так как содержит разделы русского языка, выходящие за рамки учебной программы, но в то же время встречающиеся в заданиях ОГЭ, централизованного тестирования. Главная идея программы заключается в том, чтобы, используя уровневую дифференциацию, обеспечить достижение всеми учащимися уровня  обязательной подготовки и одновременно создать условия для углубления и расширения знаний тех учеников, которые имеют для этого способности, возможности и желание. Данный курс предусматривает работу с текстом, его анализ  с точки зрения структуры,  стилевой принадлежности и типа речи, средствам речевой выразительности и роли лексических и грамматических явлений в тексте.

 Программа составлена с учетом возрастных  особенностей и уровня подготовленности учащихся, она ориентирована на развитие логического мышления, предметных умений и творческих способностей  учащихся. Использование тестовой системы проверки знаний позволяет каждому ученику проявить свои знания на более высоком уровне.

       Группа состоит из 15 учащихся, в возрасте 15-16 лет, с разным уровнем  подготовки. Состав группы постоянный.

Набор группы осуществлен по желанию родителей и детей на свободной основе. Форма занятий – групповая. Общее количество часов по программе составляет 30 часов (1 час в неделю). Программа рассчитана на полный учебный год.

     Для жизни в современном обществе важным является формирование речевой и мыслительной активности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах общения,   потребности в речевом самосовершенствовании; воспитание гражданственности и сознательного отношения к языку как духовной ценности.

     2.Цель.

     Углубленно изучать русский язык с учетом желания родителей; формировать у девятиклассников умения опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, извлекать и преобразовывать необходимую информацию; развивать  интерес к предмету, творческое мышление; овладевать навыками  работы с тестами; подготовиться к ОГЭ.

 

     3.Задачи.

·        овладеть комплексом умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции 9-классников;

 

·         овладеть формами обработки информации исходного текста;

 

·        через систему практических заданий и тренингов повторить, расширить и  систематизировать знания учащихся по грамматике, орфографии, пунктуации и текстологии,  проверяемых в ходе проведения экзамена в новой форме;

 

·        выработать умение решать  тестовые задания;

 

·        определять роль лексических и грамматических явлений в тексте;

 

·        уметь правильно подбирать примеры-аргументы при написании лингвистического сочинения;

 

 

4.Содержание программы.

1. Введение. Значение курса, его задачи (1 час).

Структура экзаменационной работы в формате ОГЭ. Число и виды заданий. Знакомство с демонстрационным вариантом 2015 г. Особенности заполнения бланков экзаменационной работы. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий.

2. Текст. Сжатое изложение (8 часов).

Тема, идея, авторская позиция текста. Сжатое изложение. Что такое микротема. Микротемы исходного текста. Абзацное членение текста. Разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной и второстепенной информации. Приемы сжатия текста: исключение, обобщение, упрощение. 

3. Текст. Сочинение на лингвистическую тему (9 часов).

Структура сочинения на лингвистическую тему. Формулировка  тезиса сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. Аргументы в сочинении на лингвистическую тему. Приемы ввода примеров из исходного текста. Вывод сочинения-рассуждения. Композиционное оформление сочинения-рассуждения. Создание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему по цитате о языковом явлении.

4. Комплексный анализ текста. Выполнение тестовых заданий(11 часов).

Понимание текста. Целостность текста. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Лексическое, грамматические, синтаксические нормы. Изобразительно-выразительные средства языка. Стили речи. Правописание корней. Правописание приставок. Правописание суффиксов. Простое осложненное предложение. Знаки препинания в простом осложненном предложении. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Словосочетание. Грамматическая основа предложения. Сложные бессоюзные предложения. Сложные предложения с различными видами связи. Синтаксический анализ сложного предложения.

5. Заключение. Итоговый контроль (1 час).    Анализ типичных ошибок.

5. Тематический план.

п/п

Тема занятия

Колич.

занятий

1.

Значение курса, его задачи.

1

2.

Текст. Тема и идея текста. Авторская позиция.

1

3.

Понятие «микротема». Микротемы исходного текста.

1

4.

Способы сжатия исходного текста. Исключение.

1

5.

Способы сжатия исходного текста. Обобщение.

1

6.

Способы сжатия исходного текста. Замена.

1

7.

Контроль усвоения материала. Написание сжатого изложения.

3

7.

Структура сочинения на лингвистическую тему. Формулировка  тезиса сочинения-рассуждения.

1

8.

Аргументация в сочинении на лингвистическую тему.

1

9.

Приемы ввода примеров из исходного текста.

1

10.

Вывод сочинения-рассуждения.

1

11.

Контроль усвоения материала. Написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.

5

12.

Комплексный анализ текста. Выполнение тестовых заданий.

Орфография в приставках, корнях, суффиксах. Тестирование.

2

13.

Синтаксис словосочетания. Тестирование.

1

14.

Синтаксис простого предложения. Тестирование.

1

15.

Синтаксис сложного предложения. Тестирование.

1

16.

Лексика. Изобразительно-выразительные средства языка. Тестирование.

3

17.

Соблюдение лексических, грамматических, синтаксических норм русского языка. Тестирование.

3

18.

Итоговый контроль. Написание пробного ОГЭ.

1

 

6.Методики и технологии обучения и воспитания.

 

Основным методом обучения русскому языку данного курса является комплексный анализ текста.  Данный способ обучения учащихся дает сознательные и прочные знания, а также обеспечивает уровень языковой и лингвистической компетенции. Усвоение материала курса через последовательное решение учебных задач происходит в едином процессе приобретения новых знаний и их немедленного применения, что способствует развитию познавательной самостоятельности  и творческой активности учащихся.

Тексты подобраны средней степени трудности, чтобы быть доступными всем ученикам. В ходе коллективного диалога  анализируются различные аспекты исходного текста, проводится обобщение полученных результатов, формулируется учебная проблема и намечается способ ее решения. Поощряется самостоятельность суждений, отстаивание учащимися собственного мнения. Постепенное осложнение текстов стимулирует развитие самостоятельности учеников.

      В программе немаловажная роль отводится тематическим тестам, применяется трехуровневый дидактический материал; дифференцированный подход в организации учебно-воспитательного процесса является его неотъемлемой частью, позволяющей обеспечить достижение всеми учащимися обязательного уровня лингвистической подготовки и создать условия для углубления и расширения знаний тех учеников, которые имеют для этого способности и желание.

 

7.Условия реализации программы.

 

 

·        1 группа.

 

·        Состав группы: постоянный.

 

·        Особенности набора:  свободный, по желанию родителей.

 

·        Формы занятий: групповая и индивидуальная.

 

·        Год обучения: 2015 – 2016 учебный год, 15 человек.

 

·        Учащиеся 15-16 лет, среднего уровня.

 

·        1 занятие в неделю, 30 занятий в год ( на группу ).

 

·        МБОУ СОШ №9, кабинет  № 107.

 

·        Материально-технические условия: помещение хорошо освещенное,

Проветриваемое; оборудование – доска, парты, стулья, необходимые  

инструменты.

 

·        Мотивационные условия – использование заданий  занимательного характера; наличие системы поощрения.

 

·        Научно-методические условия: учебно-дидактические материалы,

Программа, сопроводительный материал для учителя и учащихся.

 

 

8.Предполагаемые результаты, критерии их оценки.

 

В результате изучения данного курса учащиеся должны знать

  • содержание используемых в задании экзаменационной работы понятий и терминов: «тема текста», «основное содержание прослушанного текста», «микротема», «приёмы сжатия (компрессии) текста»;
  • лексические явления в языке;
  • грамматические явления в языке.

 

В результате изучения данного курса учащиеся должны

  • создавать собственное связное высказывание на заданную (лингвистическую) тему на основе прочитанного текста,
  • аргументировать положения своей работы, указывая разные функции в области фонетики, морфемики, морфологии, синтаксиса;
  • последовательно излагать материал, оформлять текст сочинения-рассуждения в соответствии с критериями оценивания новой формы итоговой аттестации по русскому языку в 9 классе.
  • уметь осознанно выбирать вариант ответа в тестовых заданиях

Для тематического контроля за усвоением материала используются форма сжатого изложения, сочинения – рассуждения на лингвистическую тему, тестовых заданий.

       К  заданиям теста приведены четыре ответа : А, Б, В, Г. Только один из этих ответов верный. Учащийся должен отметить тот из них, который он считает правильным. Если к заданию не даны ответы, то свой ответ учащийся записывает в отведенном для этого месте.

9.Литература.

Список литературы для учителя.

1.     Гостева Ю.Н., Васильевых И.П., Хаустова Д.А.ГИА. Русский язык: сборник заданий – М., «Экзамен», 2014

2.     Егораева Г.Т. ГИА. Русский язык. Выполнение заданий части С – М., «Экзамен», 2014

3.     Егораева Г.Т. ГИА. 9 кл. Русский язык. Тренировочные тестовые задания – М., «Экзамен», 2014

4.     Козлова Т.И. Практикум по русскому языку: подготовка к выполнению заданий по культуре речи – М., «Экзамен», 2014

5.     Козлова Р.П, Чеснокова Тесты по русскому языку: 8-9 кл. – М., 2008

 

 

 Список литературы для учащихся.

1.Богданова Г.А. Тестовые задания по русскому языку: 9 кл.: пособие для учащихся – М., Просвещение, 2009

2.Влодавская Е.А. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь по русскому языку: 9 кл. – М., «Экзамен», 2014

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_pdou.doc76 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки РФ 

 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 средняя общеобразовательная школа №9

Кировского района городского округа город Уфа РБ

Рассмотрено на заседании МО

протокол № 1

от  27 августа 2015 г.

Принято        «Утверждаю»

на заседании научно-методического        директор МБОУСОШ №9

совета        __________А.З. Мулюков

протокол №1        приказ № 292

от 28 августа 2015 г.        от 28.08.2015 г.

Образовательная программа

 с углубленным изучением русского языка

для учащихся 9-х классов.

Разработана

Нигмановой Ириной Амировной,

учителем русского языка

высшей квалификационной категории

г.Уфа 2015г.


Паспорт программы:

  • Дополнительная образовательная программа с углубленным изучением русского языка  для учащихся 9-х классов МБОУ СОШ № 9.

  • Руководитель: Нигманова И. А., учитель русского языка  высшей категории.

  • Адрес организации исполнителя, телефон: г. Уфа, ул. Мубарякова,14. Тел. 255-44-57.

  • Целевая группа: состоит из 15 учащихся 9-х классов, в возрасте 15-16 лет.

  • Цель программы, направленность: программа разработана для углубленного изучение курса русского языка, развития творческого мышления учащихся по желанию родителей; гуманитарной направленности.

  • Срок реализации программы, вид: программа рассчитана на учебный год (профильная).

  • Уровень реализации: основное общее образование.

  • Уровень освоения: углубленный.

  • Способ освоения содержания образования: креативный.

  • Краткое содержание программы: тематический план.

1.Пояснительная записка.

     Дополнительная образовательная программа с углубленным изучением русского языка  для 9-х классов разработана в соответствии с пожеланиями родителей. Программа важна и актуальна в настоящее время, так как содержит разделы русского языка, выходящие за рамки учебной программы, но в то же время встречающиеся в заданиях ОГЭ, централизованного тестирования. Главная идея программы заключается в том, чтобы, используя уровневую дифференциацию, обеспечить достижение всеми учащимися уровня  обязательной подготовки и одновременно создать условия для углубления и расширения знаний тех учеников, которые имеют для этого способности, возможности и желание. Данный курс предусматривает работу с текстом, его анализ  с точки зрения структуры,  стилевой принадлежности и типа речи, средствам речевой выразительности и роли лексических и грамматических явлений в тексте.

 Программа составлена с учетом возрастных  особенностей и уровня подготовленности учащихся, она ориентирована на развитие логического мышления, предметных умений и творческих способностей  учащихся. Использование тестовой системы проверки знаний позволяет каждому ученику проявить свои знания на более высоком уровне.

       Группа состоит из 15 учащихся, в возрасте 15-16 лет, с разным уровнем  подготовки. Состав группы постоянный.

Набор группы осуществлен по желанию родителей и детей на свободной основе. Форма занятий – групповая. Общее количество часов по программе составляет 30 часов (1 час в неделю). Программа рассчитана на полный учебный год.

     Для жизни в современном обществе важным является формирование речевой и мыслительной активности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах общения,   потребности в речевом самосовершенствовании; воспитание гражданственности и сознательного отношения к языку как духовной ценности.

     2.Цель.

     Углубленно изучать русский язык с учетом желания родителей; формировать у девятиклассников умения опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, извлекать и преобразовывать необходимую информацию; развивать  интерес к предмету, творческое мышление; овладевать навыками  работы с тестами; подготовиться к ОГЭ.

     3.Задачи.

  • овладеть комплексом умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции 9-классников;

  •  овладеть формами обработки информации исходного текста;

  • через систему практических заданий и тренингов повторить, расширить и  систематизировать знания учащихся по грамматике, орфографии, пунктуации и текстологии,  проверяемых в ходе проведения экзамена в новой форме;

  • выработать умение решать  тестовые задания;

  • определять роль лексических и грамматических явлений в тексте;

  • уметь правильно подбирать примеры-аргументы при написании лингвистического сочинения;

4.Содержание программы.

1. Введение. Значение курса, его задачи (1 час).

Структура экзаменационной работы в формате ОГЭ. Число и виды заданий. Знакомство с демонстрационным вариантом 2015 г. Особенности заполнения бланков экзаменационной работы. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий.

2. Текст. Сжатое изложение (8 часов).

Тема, идея, авторская позиция текста. Сжатое изложение. Что такое микротема. Микротемы исходного текста. Абзацное членение текста. Разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной и второстепенной информации. Приемы сжатия текста: исключение, обобщение, упрощение.  

3. Текст. Сочинение на лингвистическую тему (9 часов).

Структура сочинения на лингвистическую тему. Формулировка  тезиса сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. Аргументы в сочинении на лингвистическую тему. Приемы ввода примеров из исходного текста. Вывод сочинения-рассуждения. Композиционное оформление сочинения-рассуждения. Создание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему по цитате о языковом явлении.

4. Комплексный анализ текста. Выполнение тестовых заданий(11 часов).

Понимание текста. Целостность текста. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Лексическое, грамматические, синтаксические нормы. Изобразительно-выразительные средства языка. Стили речи. Правописание корней. Правописание приставок. Правописание суффиксов. Простое осложненное предложение. Знаки препинания в простом осложненном предложении. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Словосочетание. Грамматическая основа предложения. Сложные бессоюзные предложения. Сложные предложения с различными видами связи. Синтаксический анализ сложного предложения.

5. Заключение. Итоговый контроль (1 час).    Анализ типичных ошибок.

5. Тематический план.

п/п

Тема занятия

Колич.

занятий

1.

Значение курса, его задачи.

1

2.

Текст. Тема и идея текста. Авторская позиция.

1

3.

Понятие «микротема». Микротемы исходного текста.

1

4.

Способы сжатия исходного текста. Исключение.

1

5.

Способы сжатия исходного текста. Обобщение.

1

6.

Способы сжатия исходного текста. Замена.

1

7.

Контроль усвоения материала. Написание сжатого изложения.

3

7.

Структура сочинения на лингвистическую тему. Формулировка  тезиса сочинения-рассуждения.

1

8.

Аргументация в сочинении на лингвистическую тему.

1

9.

Приемы ввода примеров из исходного текста.

1

10.

Вывод сочинения-рассуждения.

1

11.

Контроль усвоения материала. Написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.

5

12.

Комплексный анализ текста. Выполнение тестовых заданий.

Орфография в приставках, корнях, суффиксах. Тестирование.

2

13.

Синтаксис словосочетания. Тестирование.

1

14.

Синтаксис простого предложения. Тестирование.

1

15.

Синтаксис сложного предложения. Тестирование.

1

16.

Лексика. Изобразительно-выразительные средства языка. Тестирование.

3

17.

Соблюдение лексических, грамматических, синтаксических норм русского языка. Тестирование.

3

18.

Итоговый контроль. Написание пробного ОГЭ.

1

6.Методики и технологии обучения и воспитания.

Основным методом обучения русскому языку данного курса является комплексный анализ текста.  Данный способ обучения учащихся дает сознательные и прочные знания, а также обеспечивает уровень языковой и лингвистической компетенции. Усвоение материала курса через последовательное решение учебных задач происходит в едином процессе приобретения новых знаний и их немедленного применения, что способствует развитию познавательной самостоятельности  и творческой активности учащихся.

Тексты подобраны средней степени трудности, чтобы быть доступными всем ученикам. В ходе коллективного диалога  анализируются различные аспекты исходного текста, проводится обобщение полученных результатов, формулируется учебная проблема и намечается способ ее решения. Поощряется самостоятельность суждений, отстаивание учащимися собственного мнения. Постепенное осложнение текстов стимулирует развитие самостоятельности учеников.

      В программе немаловажная роль отводится тематическим тестам, применяется трехуровневый дидактический материал; дифференцированный подход в организации учебно-воспитательного процесса является его неотъемлемой частью, позволяющей обеспечить достижение всеми учащимися обязательного уровня лингвистической подготовки и создать условия для углубления и расширения знаний тех учеников, которые имеют для этого способности и желание.

 


7.Условия реализации программы. 

  • 1 группа.

  • Состав группы: постоянный.

  • Особенности набора:  свободный, по желанию родителей.

  • Формы занятий: групповая и индивидуальная.

  • Год обучения: 2015 – 2016 учебный год, 15 человек.

  • Учащиеся 15-16 лет, среднего уровня.

  • 1 занятие в неделю, 30 занятий в год ( на группу ).

  • МБОУ СОШ №9, кабинет  № 107.

  • Материально-технические условия: помещение хорошо освещенное,

Проветриваемое; оборудование – доска, парты, стулья, необходимые  

инструменты.

  • Мотивационные условия – использование заданий  занимательного характера; наличие системы поощрения.

  • Научно-методические условия: учебно-дидактические материалы,

Программа, сопроводительный материал для учителя и учащихся.


8.Предполагаемые результаты, критерии их оценки.

В результате изучения данного курса учащиеся должны знать

  • содержание используемых в задании экзаменационной работы понятий и терминов: «тема текста», «основное содержание прослушанного текста», «микротема», «приёмы сжатия (компрессии) текста»;
  • лексические явления в языке;
  • грамматические явления в языке.

В результате изучения данного курса учащиеся должны

  • создавать собственное связное высказывание на заданную (лингвистическую) тему на основе прочитанного текста,
  • аргументировать положения своей работы, указывая разные функции в области фонетики, морфемики, морфологии, синтаксиса;
  • последовательно излагать материал, оформлять текст сочинения-рассуждения в соответствии с критериями оценивания новой формы итоговой аттестации по русскому языку в 9 классе. 
  • уметь осознанно выбирать вариант ответа в тестовых заданиях

Для тематического контроля за усвоением материала используются форма сжатого изложения, сочинения – рассуждения на лингвистическую тему, тестовых заданий.

       К  заданиям теста приведены четыре ответа : А, Б, В, Г. Только один из этих ответов верный. Учащийся должен отметить тот из них, который он считает правильным. Если к заданию не даны ответы, то свой ответ учащийся записывает в отведенном для этого месте.


9.Литература.

Список литературы для учителя.

  1. Гостева Ю.Н., Васильевых И.П., Хаустова Д.А.ГИА. Русский язык: сборник заданий – М., «Экзамен», 2014
  2. Егораева Г.Т. ГИА. Русский язык. Выполнение заданий части С – М., «Экзамен», 2014
  3. Егораева Г.Т. ГИА. 9 кл. Русский язык. Тренировочные тестовые задания – М., «Экзамен», 2014
  4. Козлова Т.И. Практикум по русскому языку: подготовка к выполнению заданий по культуре речи – М., «Экзамен», 2014
  5. Козлова Р.П, Чеснокова Тесты по русскому языку: 8-9 кл. – М., 2008

 Список литературы для учащихся.

1.Богданова Г.А. Тестовые задания по русскому языку: 9 кл.: пособие для учащихся – М., Просвещение, 2009

2.Влодавская Е.А. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь по русскому языку: 9 кл. – М., «Экзамен», 2014


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку (расширенное изучение) по программе В.В. Бабайцевой для углубленного изучения русского языка. 5 класс

Данная рабочая программа составлена по программе В.В. Бабйцевой для углубленного изучения русского языка, начиная с 5 класса. Используемый методический комплекс: авторская программа Бабайцевой В.В. по...

ПРОГРАММА углубленного изучения русского языка

Программа углубленного изучения русского языка. Развитие  орфографической зоркости в 5-6 классах...

Программа "Углубленное изучение английского языка" 2 класс

Программа по английскому языку 2 класс(углубленное изучение)...

Рабочая программа «Углубленное изучение английского языка» 5 класс

laquo;Углубленное изучение английского языка» 5  класс...

Рабочая программа "Углубленное изучение русского языка"

Программа русского языка для 10 класса направлена на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями обустройстве русского языка и особенностях его употребления в разных у...

Рабочая программа углубленного изучения русского языка 9 класс, 136 часов

Рабочая программа по русскому языку для 9 класса по авторской программе  к учебнику для 9 класса общеобразовательной школы авторов Бархударова С. Г., Крючкова С. Е., Максимова Л. Ю. (М.: Про...

Программа углубленного изучения русского языка

Рабочая программа по русскому языку для основной школы составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных ...