Элективные курсы по русскому языку "Введение в языкознание"
элективный курс по русскому языку (9 класс) на тему

Элективные курсы по русскому языку "Введение в языкознание" для 9 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gotovye_elektivnye_kursy_2015.doc133.5 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОМИТЕТА

НИЖНЕКАМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

УТВЕРЖДАЮ

Председатель муниципального

методического совета, заместитель

начальника управления образования

НМР РТ

__________________ Офицерова  А.М.

«___»__________2015г.

Авторская программа

«Введение в языкознание»

(элективный курс для 9 класса)

учителя русского языка и литературы

первой квалификационной категории

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2»

Шабалиной Натальи Сергеевны

Рассмотрено на заседании                                 Согласовано

муниципального методического                         методист управления образования

совета                                                        ________ /_______________/

Протокол № __ от «__»______2015года                «__» __________ 2015 года

2015 год

ОГЛАВЛЕНИЕ

  1. Пояснительная записка                                                                        3
  2. Содержание                                                                                        5
  3. Тематическое планирование                                                                7
  4. Перечень практических  заданий                                                                8
  5. Список литературы                                                                                24

I .Пояснительная записка.

       В настоящее время все более актуальной становится проблема формирования у школьников представлений о сущности, назначении и функции языка, об организующей его роли. Язык есть мир, который окружает человека, без языка не возможны ни жизнь, ни сознание, ни мышление, ни история, ни общество. Знание основных положений языкознания не только полезно для общего развития каждого культурного человека, оно необходимо специалистам многих областей гуманитарных знаний. Элективный курс «Введение в языкознание»  предназначен для учащихся 9 классов, носит ознакомительный характер  и рассчитан на 34 часа аудиторных занятий.

       Цель курса: знакомство с объектом языкознания, его терминологическим аппаратом и повышение интереса к языку, освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании; расширение круга используемых грамматических средств; обогащение словарного запаса; развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений.

       Задачи курса:

 - ознакомление с базовой терминологией языкознания, с важнейшими сведениями о сущности языка и особенностями его организации;

  - формирование целостного представления о языке на основе начальных лингвистических знаний.

  - формирование умений сравнивать и сопоставлять языковые факты и факты мира, закономерности в системе языка и в системе природного или общественного мира.

Факультативный курс непосредственно связан с программой по русскому языку для 5-11 классов. Он расширяет и систематизирует теоретические сведения, полученные учащимися, закрепляет практические умения и навыки, позволяет восполнить пробелы в знаниях, нацелен на подготовку выпускников к сдаче ОГЭ. Предполагается попутное повторение важных пунктуационных правил при рассмотрении орфографической системы, а в процессе обучения пунктуации – совершенствование орфографических  умений. 

Изучение курса предполагается построить в форме уроков-практикумов, лекций, уроков-поисков. Содержание курса включает в себя самостоятельную (индивидуальную, коллективную) работу учащихся. Рекомендуется зачетная тестовая работа. На факультативном курсе предполагается уделять большое внимание развитию речи  учащихся, развитию навыков и умений самостоятельного анализа предложенного текста. Эта работа предусматривает и систематическую индивидуальную домашнюю работу учащихся с полными тестами с последующей проверкой учителя и организацией работы над ошибками.

Таким образом, учёт опыта учащихся и опора на их познавательные способности, применение современных технологий и ИКТ становятся необходимым условием для эффективного формирования знаний, умений, навыков учащихся и делают процесс обучения полезным и увлекательным.

       Главные принципы, на которых строится курс, научность, системность и доступность. Это позволит школьникам приобрести ключевые языковые компетенции. Содержание курса предполагает разнообразие видов деятельности учащихся, работу с различными источниками информации, включая Интернет-ресурсы.  

          Требования к результатам усвоения материала элективного курса

       Ожидаемые результаты:

- знать основы науки о языке;

- знать основные лингвистические термины;

- уметь работать со словарями и справочной литературой;

- уметь систематизировать полученные знания;

- уметь применять на практике теоретические знания. 

Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения элективного курса русского языка обучающийся должен:

знать/понимать

  • роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;

уметь

  • опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;

аудирование и чтение

  • адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную, дополнительную, явную и скрытую информацию);
  • читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);
  • извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;

говорение и письмо

  • владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);
  • свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: 

  • для осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;
  • для развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
  • для удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
  • для увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
  • для использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.

II. Содержание курса.

Раздел 1. Введение (1 час).

       Лингвистика как наука. Разделы лингвистики. Связь лингвистики с другими науками. Предмет общего языкознания. Основные проблемы общего языкознания.

Раздел 2. Язык и речь (14 часов).

       Происхождение языка. Биологические и социальные предпосылки возникновения языка. Гипотезы происхождения языка.

       Природа и сущность языка. Взгляды на природу языка. Язык и мышление. Учение И. П. Павлова о двух сигнальных системах.

       Язык как система знаков. Знаки – единицы языка. Структура знака. Основные типы знаков. Безусловные и условные знаки. Система знаков. Типы систем. Дифференциальные и интегральные признаки знака. Система языка.

       Функции языка. Основные функции языка: коммуникативная и когнитивная.

       Разграничение понятий «язык» и «речь»

       Социально-функциональная структура языка. Внутреннее строение языка. Литературный язык и территориальные диалекты. Признаки литературного языка. Территориальные и социальные диалекты. Просторечие.

       Классификация языков. Языковая семья. Генеалогическая классификация языков. Индоевропейские языки. Другие языковые семьи. Понятие о мировых языках.

       Происхождение и развитие письма. Стадии развития письма. Пиктографическое письмо. Идеографическое письмо. Фонографическое письмо.

Раздел 3. Фонетика (6 часов)

       Артикуляционная база языка. Фонетика. Речевой аппарат человека. Комбинаторные изменения: ассимиляция, диссимиляция, аккомодация. Редукция.

       Слог. Ударение и интонация. Виды слогов. Строение слога. Дифтонги. Деление слова на слоги и членение слова на морфемы. Ударение. Типы ударения. Функции ударения. Энклитики и проклитики. Интонационные схемы.

       Понятие о фонеме. Фонема и ее основная функция. Дифференциальные признаки фонем. Парные фонемы. Слабая и сильная позиция фонем. Варианты фонем. Классификация гласных звуков. Классификация согласных звуков.

Раздел 4. Лексикология (5 часов).

       Слово как  предмет лексикологии. Лексика. Слово как фонетическая, лексическая и грамматическая единица. Двусторонняя природа слова. Основные функции слова. Классификация лексики. Пути пополнения словарного состава языка.

       Лексическое значение и его типы. Классификация лексических значений. Явление многозначности. Прямое и переносное значение слова. Виды переносных значений.

       Фразеологические единицы. Особенности фразеологизмов. Классификация фразеологизмов. Источники фразеологии.

Раздел 5. Морфемика и словообразование (3 часа).

       Понятие о морфеме. Типы морфем. Основа слова. Функции аффиксов. Исторические изменения морфемного состава слова: опрощение, переразложение, осложнение.

       Основные способы словообразования. Словообразовательный тип. Словообразовательная цепочка. Словообразовательное гнездо.

Раздел 6. Грамматика (5 часов).

       Грамматический строй языка. Грамматическое значение. Грамматическая форма. Грамматическая категория. Разделы грамматики.

       Морфология. Части речи. Парадигма. Самостоятельные части речи. Служебные части речи. Междометия.

       Синтаксис. Словосочетание: структура, классификация, функция. Предложение: структура, классификация, функция. Понятие предикативности. Члены предложения. Актуальное членение предложения.

III.   Календарно-тематическое планирование

Тема занятия

часы

Виды деятельности учащихся

Введение.

Конспектирование лекции учителя. Составление понятийного словаря. Составление обобщающих тематических таблиц «Основные разделы языкознания», «Связь лингвистики с другими науками»

1

Лингвистика как наука.

1

Язык и речь

Конспектирование лекции учителя. Работа со справочной литературой. Составление понятийного словаря. Составление обобщающих тематических таблиц. Оформление плакатов с различными знаками. Создание древа языков. Подготовка сообщений и их обсуждение. Участие в дискуссии.

2

Происхождение языка.

2

3

Природа и сущность языка.

2

4

Язык – система знаков.

2

5

Функции языка.

1

6

Язык и речь.

2

7

Социально-функциональная структура языка.

1

8

Классификация языков.

2

9

Происхождение и развитие письма.

2

Фонетика

Конспектирование лекции учителя. Составление понятийного словаря. Составление обобщающих таблиц. Работа со справочной литературой. Лингвистические игры. Орфоэпические упражнения.

10

Артикуляционная база языка.

2

11

Слог. Ударение и интонация.

2

12

Фонема. Сильная и слабая позиции фонем. Система фонем.

2

Лексикология

Составление понятийного словаря. Составление тематических таблиц и схем. Работа с лингвистическим текстом. Работа со словарем. Лингвистические игры.  Работа со справочной литературой. Подготовка сообщений и составление словарей (профессионализмов, диалектизмов, арготизмов и др.) Исследовательские задания: «Из истории слова», «Из истории фразеологизма». Подготовка проектных работ по одной из тем по лексикологии.

13

Слово как предмет лексикологии.

1

14

Лексическое значение и его типы.

2

15

Фразеологические единицы.

2

Морфемика и словообразование

Конспектирование лекции учителя. Составление понятийного словаря. Составление словообразовательных цепочек. Составление словообразовательных гнезд.

16

Понятие о морфеме.

1

17

Основные способы словообразования.

2

Грамматика

Конспектирование лекции учителя. Работа со справочной литературой. Составление понятийного словаря. Составление обобщающих тематических таблиц и схем. Работа с текстами. Выполнение различных видов разборов.

18

Грамматический строй языка.

1

19

Морфология. Классификация частей речи. Парадигма.

2

20

Синтаксис. Основные единицы синтаксиса: структура, классификация, функция.

2

IV.  Перечень практических занятий

1.Фонетика

1. Охарактеризуйте все звуки в следующих словах.

 Русск.: яд, жизнь, ошибка, ропот, сдоба, фильм, ёж, щука.

2. Какие получатся слова, если звуки, из которых они состоят,

произнести в обратном порядке?

Ель, лен, куль, толь, ноль, лед, лоб, ток, яр, ешь, тля.

2.Классификация звуков речи

1. Назовите три аспекта изучения звуков речи.

2. Какие звуковые признаки составляют акустический аспект

изучения звуков речи?

3. Какие звуковые признаки составляют артикуляционный аспект

изучения звуков речи?

4. Что такое артикуляция? Из каких элементов она складывается?

5. Что такое артикуляционная база?

6. По каким признакам различаются гласные и согласные звуки?

7. На основании каких признаков классифицируются согласные

звуки?

8. Чем отличаются сонорные и шумные согласные?

9. Как делятся согласные по способу образования и по месту

образования?

10.Что такое аффриката?

11.На основании каких признаков классифицируются гласные звуки?

12.Какую роль при произнесении гласных звуков играет небная

занавеска?

15.Что такое дифтонги? Какие выделяются типы дифтонгов?

3. Фонетическая транскрипция

1. Определите, сколько звуков и сколько букв в следующих словах,

затранскрибируйте.

Ель, юрта, её, лёд, пью, шью, вялый, умоляю, щёлк, шелк, съезд,

жую, синь, жизнь, цирк, мышь, боец, вьюга, изъять, пьеса, мять, съёмка,

счетчик, сшитый.

2. Определите, какими звуками различаются в русском языке

следующие слова.

Гостя – гостья, судя – судья, сел – съел, налёт – нальёт, семи –

семьи, груздь – грусть, завал – завял, занос – занёс, сток – стёк, пот –

пьёт, лёд – льёт.

3. На каком принципе – буквенном или звуковом – основаны

следующие палиндромы, т.е. слова и предложения, читающиеся

одинаково как слева направо, так и справа налево.

А роза упала на лапу Азора.

Огонь – лоб больного!

Отчаян я, а что?

4. Обозначьте позиции гласных в словах.

Лаборатория, раскормленный, инвентаризация, ассоциация,

небывалый, заинтересованность, произношение.

5. Затранскрибируйте слова.

Волос – волосок – простоволосый, желтый – желтизна –

желтоватый, шёпот – шептать – шепоток, ряд – ряды – рядовой, перепись

– переписать – переписчик, речка – река, рябь – рябой – рябоватый, поле

– поляна – полевой, щека – щёчки – щекотать.

6. Затранскрибируйте словосочетания.

Стонут под игом, шьет иголкой, говорит с жаром, смеется над

собой, вышел из-за стола, достал из стола, вошел без шума, делать из-

под палки, изнемог от жары, письмо от брата, дочь больна, ночь длинная,

нож тупой, пёс болен, нас двое, плащ был сырой, отец дома, весь день,

сжечь бумагу, плач громкий, помочь бы ему, от топота копыт, лиса – в

леса, из сжатого кулака, погуляй с Шариком, свинья под дубом, в тех

баснях, от самого дома.

7. Затранскрибируйте следующие пословицы.

Во снах счастье, а в быль напастье. Счастье с бессчастьем на одних

санях ездят. Удастся лен, так шёлк; не удастся, так щёлк. Богат

Мирошка, а животов – собака да кошка. Разорви тому живот, кто

неправдой живёт. Не красна изба углами, красна пирогами. Воровством

каменных палат не наживёшь. И не так подъезжали, да ни с чем

отъезжали. Своего не наживу, а на чужое не гляжу. Рассказчики не

годятся в приказчики.

8. Затранскрибируйте текст.

Бьется в тесной печурке огонь.

На поленьях смола, как слеза,

И поет мне в землянке гармонь

Про улыбку твою и глаза.

Про тебя мне шептали кусты

В белоснежных полях под Москвой.

Я хочу, чтобы слышала ты,

Как тоскует мой голос живой. (Сурк.)

10. Затранскрибируйте  текст.

Натуральное богатство русского языка и речи так велико, что не

мудрствуя лукаво, сердцем слушая время, в тесном общении с простым

человеком и с томиком Пушкина в кармане можно сделаться отличным

писателем. (Пр.)

4. Чередование звуков

Определите, какие фонетические и какие исторические

чередования звуков представлены в следующих примерах.

Вырастить – выращивать, дом – дома – домовитый, смутить –

смущать, грозить – угрожать, водный – водичка – водянистый, пять –

пятак – пятачок, лес – лесок, верх – вершина – верховой, свет – светлеть

– засветло, грубый – груб, ножи – нож, бечева – бечёвка, лодочка –

лодка, сказочный – сказка, женить – женитьба, игра – сыграть, сон – сна,

свет – свечу – освещение, водить – вожу – вождение, резать – нарезка –

режу – резчик, область – областной, сердце – сердечко.

5.Фонетическое членение речи

1. Разделите слова на слоги.

Русск.: яблоко, молодой, объявление, женщина, отпуск,

наездница.

Англ.: captain, into, before, make, contact, summer, about, easy.

Нем.: die Familie, der Finger, heute, lachen, die Mauer, der Leser.

2. В следующем тексте разделите слова на слоги.

Расстояние, отделяющее литературу от других искусств, было

короче в древнеславянских культурах, чем в новое время. Вместе с тем и

границы между отдельными искусствами не были так четко определены,

как они определяются в более поздние эпохи.

3. Определите, подвижное или неподвижное ударение в

следующих словах. Какая морфема является ударной в словах с

неподвижным ударением?

Гора, звонить, бык, бок, сосна, вода, земля, крыша, книга, делать,

вымыть, статья, молодой, красный, карта, стол, город.

6.Лексикология

1. Определите, к активному или пассивному словарю относятся

следующие слова. Охарактеризуйте слова, относящиеся к пассивному

словарю (устаревшие слова, неологизмы, специальная лексика).

Дискотека, целинник, макияж, велеречивый, флорист, ранец,

видеомагнитофон, политбюро, спонсор, мэр, плейер, инфляция, купец,

литавры, орфоэпия, мимикрия, стереофония, предприниматель, лицей,

коммуна, стройотряд, брифинг, джинсы, информатика, верлибр,

менеджер, блюминг, перестройка, милосердие, президент, компьютер.

2. К следующим архаизмам подберите современные синонимы.

Определите тип архаизмов.

Выя, чело, глаголить, паки, зело, уста, старец, вояж, чужестранец,

рачительный, тщетный, сей, особливо, ответствовать, токмо, нощь,

глагол «слово», оне, златой, нервический, рыбарь, нумер, аглицкий,

млеко, содейство, зала, санатория, роги, цыганы, колена, гость «купец»,

язык «народ».

3. Укажите различия в значении следующих синонимов.

Мемуары – воспоминания, реставрация – восстановление, копия –

снимок, афиша – объявление, лакей - слуга, игнорировать –

пренебрегать, орфография – правописание, позитивный –

положительный, эмоции – чувства.

4. Подберите русские эквиваленты к следующим заимствованным

словам.

Индустрия, приоритет, апробировать, интеллектуальный,

интенсивный, метаморфоза, редукция, рефлексия, референдум,

абстрактный, полемика.

7.Слово и значение. Многозначность слова

Различают несколько типов переноса наименования.

Метафора – перенос названия с одного предмета (явления,

действия, признака) на другой на основе их сходства. Объекты

действительности обнаруживают сходство в самых разнообразных

аспектах: по форме (кольцо колбасы, ствол орудия); расположению

(хвост поезда, плечи рычага); цвету (коралловые губы, пшеничные усы);

размеру (гора вещей, туча комаров); характеру звучания (дождь

барабанит, визг пилы); степени ценности (цвет общества, жемчужина

поэзии); функции (цепи рабства, ключ проблемы) и др.

Метонимия – перенос названия с одного предмета (явления,

действия) на другой на основе их смежности, соотнесенности. В основе

метонимии лежат пространственные, временные, ситуативные,

логические и другие отношения.

При метонимии название может быть перенесено: 1) с сосуда,

вместилища на его содержимое: чайник закипел, сковорода шипит и др.;

2) с социальной организации, учреждения, помещения на людей,

работающих, живущих в этом учреждении, помещении: институт

объявляет прием студентов, весь дом вышел на субботник и др.; 3) с

места, населенного пункта на совокупность его жителей: город

оборонялся от врагов, Москва вышла на митинг и др.; 4) с социального

события, мероприятия на его участников: суд начался, съезд постановил

и др.; 5) с материала на изделие из него: музей фарфора, выиграть

золото и др.; 6) с животного на мех или мясо животного: теплая лиса,

нежная куропатка и др.; 7) с действия на его результат: ср. издание

книги – подарочное издание, набор студентов закончился – студенты

нового набора и др.; 8) с действия на время или место действия: вход,

остановка и др.; 9) с действия на предмет, с помощью которого

совершается действие: замазка, пропитка и др.; 10) с предмета на

процесс и время этого процесса: вкусный обед – пригласить на обед – в

обед пошли в магазин и др.; 11) с имени автора на его произведение:

читать Пушкина, пользоваться Ушаковым и др.; 12) с названия

свойства, качества на то или того, что или кто обнаруживает, имеет это

свойство, качество: бестактность слов – совершить бестактность,

глупость человека – говорить глупости и др.

Разновидностью метонимии является синекдоха – перенос

названия с части предмета на весь предмет или с целого на часть этого

целого: груша «фруктовое дерево» - груша «плод этого дерева», пять

голов скота, не хватает рабочих рук и др.

1. Определите тип переносного значения в следующих примерах.

Холодный - «равнодушный, сдержанный», сирена – «сигнал

тревоги», шапка – «газетный заголовок», переварить – «усвоить», мотор

- «автомобиль, такси», шпильки – «туфли на тонком высоком каблуке»,

цвести - «хорошо выглядеть», испариться – «исчезнуть, уйти», резина -

«шины», зебра – «пешеходный переход», корочки – «диплом,

удостоверение», окно – «свободное время между занятиями», штопор –

«фигура высшего пилотажа», фонарь - «синяк под глазом».

2. Определите значения слов в следующих словосочетаниях.

Установите, где слова употреблены в переносных значениях.

а) Яркое солнце – яркие краски – яркий талант, ржаное зерно –

зерно истины, посуда из фарфора – отдел фарфора и фаянса, злой умысел

– злая тоска, хвост собаки – хвост поезда, бронзовая монета – бронзовый

загар, разбить стакан – выпить стакан воды, идет диктант – сдать

диктант, собирать чай – выпить чай;

б) крутой обрыв – крутой нрав – крутая брань, картины Левитана –

любить Левитана, светлая аудитория – аудитория волновалась, перевод

книги – сделать перевод, лапы медведя – еловые лапы, умственная

работа – печатные работы, снег тает – звуки тают вдали.

8.Омонимия

Омонимия – это звуковое совпадение разных языковых единиц,

которые семантически не связаны друг с другом.

Наряду с омонимией выделяются смежные с ней явления,

относящиеся к фонетическому, грамматическому и графическому

уровням языка.

1. Омофоны – слова, которые звучат одинаково, но пишутся по-

разному: столп – столб, вести – везти, полоскать – поласкать и др.

2. Омоформы – слова, совпадающие в одной (реже - в

нескольких) грамматических формах: три (числительное) - три (глагол в

повелительном наклонении), вина («провинность») – вина (род.п. ед.ч.

существительного вино).

3. Омографы – слова, которые пишутся одинаково, но

произносятся по-разному. Это слова как с одним грамматическим

значением: áтлас – атлáс, гвóздики – гвоздúки, парúть (в небесах) –

пáрить (в кастрюле); так и с разными грамматическими значениями:

вóлос – волóс, выхóдите – выходúте.

К омонимам примыкают паронимы – слова, близкие по звучанию,

но различные по лексическому значению, например: скрытый

«спрятанный» - скрытный «сдержанный, не выдающий замыслов,

мыслей» и др.

1. Определите, какой тип омонимии представляют следующие

слова.

Высокие ели – ели картошку, рой пчел – рой яму, голосовые связки

– связки сушек, посмотреть зло – причинить зло, парить в небесах –

парить в кастрюле, заросший пруд – прут ивы, географический атлас –

атлас для платья, кусок мыла – мыла голову, соленый груздь – его

охватила грусть, большой рот – род червей, глубокая пропасть –

пропасть из виду, пустынная дорога – ткань дорога, широкий луг –

репчатый лук, колода карт – колода для воды, вступить в брак –

изготовлять брак, выпускной бал – высокий балл, красные щеки –

красные девицы.

2. К какому виду омонимии относятся следующие пары слов, как

они образовались?

Браться – братца, залив (сущ.) – залив (дееприч.), компания –

кампания, косой (сущ.) – косой (прилаг.), ласка, марш, лук, нагой (прил.)

– ногой (сущ.), падали, леса, печь (сущ.) – печь (глаг.), спится – спица,

Роза – роза, знать (сущ.) – знать (глаг.).

3. Определите лексическое значение следующих слов. Как

называются подобные пары слов? Составьте словосочетания с каждым из

слов.

Абонемент – абонент, генеральный – генеральский, гарантийный –

гарантированный, действенный – действительный, лирический –

лиричный, невежа – невежда, нестерпимый – нетерпимый, обидный –

обидчивый, поступок – проступок, признание – признательность.

16. Подберите к каждому из паронимов синонимы и антонимы.

Непонятный – непонятливый, скрытый – скрытный, желанный –

желательный, злой – злостный, высокий – высотный, целый – цельный.

9.Синонимия и антонимия.

1. Составьте синонимические ряды с каждым из приведенных слов.

Выделите стилистически сниженную и стилистически возвышенную

лексику.

Сильный, жилище, толстый, мудрый, грустить, повторять, думать,

лицо, глупый, хорошо, умереть, ловкий, дикий.

2. Найдите синонимы в следующих предложениях. Укажите, чем

они различаются.

1. Договор на закупку леса заключили быстро, тишком, без

огласки. (Ч.) Было ей восемнадцать лет, когда обвинялась она в

государственной измене, в сговоре с Пруссией. (О.Форш) 2. Ни угрозы,

ни обещания не сделают нас наемными братоубийцами или их

пособниками. (Купр.) Николай Николаевич добровольно вызвался

помогать ему. Помощник он старательный и толковый. (Купр.) 3.

Лошадь, старая разбитая кляча, вся в мыле, стояла как вкопанная. (М.Г.)

4. Да ты чего лаешься? Никто тебя не тянул, сам пришел. (Сераф.) Ганя,

раз начав ругаться и не встречая отпора, мало-помалу потерял всякую

сдержанность. (Д.) 5. Картошки было много, копали ее почти до

середины октября. На кустах позднего картофеля кое-где виднелись еще

бледно-лиловые маленькие цветы с желтыми тычинками. (Дуд.)

 3. Замените следующие фразеологизмы словами-синонимами.

Втирать очки, выводить на чистую воду, колоть глаза, повесить

нос, зарубить на носу, плевать в потолок, обвести вокруг пальца, держать

нос по ветру, задеть за живое, камень преткновения, кануть в лету,

медвежий угол, мутить воду, не находить себе места, клевать носом, в

костюме Адама, обвести вокруг пальца.

10. Словообразование

1. Распределите слова с омонимичными корнями по группам.

1. Вода, водить, подводник, проводник, водный, провод, водица,

водянка, заводила, водитель, наводнение, вводить, проводы,

половодье, подводить, провожатый, уводить, водянистый,

проводниковый.

2. Переносица, поднос, переноска, носоглотка, наносной, выносить,

занос, носовой.

3. Известие, вестник, навести, провести, повести, возвестить,

предвестник.

4. Потоп, растопить, потопить, топка, топливо, утопленник.

2. Одинаковы ли суффиксы в словах?

а) Косточка, ласточка, пробочка, проволочка, строчка;

б) долинка, крупинка, овчинка, снежинка;

в) глубина, жемчужина, родина, домина, долина, скотина, свинина,

осетрина, горошина, орешина, кручина, голосина.

3. Сгруппируйте сложносокращенные слова по их формальной

структуре.

ГЭС, ЗАГС, МИД, ООН, совхоз, собес, хозрасчет, МХАТ,

химкомбинат, детсад, ПТУ, МГУ, профорг, вуз, ЦУМ, ТЮЗ,

завкафедрой, завуч, универмаг.

11. Грамматика. Морфология и синтаксис

1. Сгруппируйте следующие слова по сходству их морфемного

состава: а) слова, состоящие только из корня; б) слова, состоящие из

корня и флексии; в) слова, состоящие из корня и суффикса; г) слова,

состоящие из корня, суффикса, флексии; д) слова, состоящие из четырех

морфем (включая приставку).

 Дом, безбожник, молочница, мечтатель, чернильница,

покос, обложка, здесь, завязка, восхищение, беспечный, вот, забота,

восторг, обед, выслуга, крот, замазка, вопль, ещё, смятение, печь, закон,

новшество, иначе, порок, мягкий, вскормить, милый, лебедь, как, смена,

обойти, пожарище, телятник, нельзя, одышка, баранина, вводный.

2. Укажите пары, содержащие однокорневые слова.

Подлить – продлить, затрубить – отрубить, виноватый –

извиняться, проданный – преданный, парный – паровой, конец –

кончаться, смешить – смешать, безоблачный – разоблачить, носатый –

носильщик, учитель – учитывать, слеза – слезать, сокровище –

сокровенный, левый – львиный, нервный – неровный, старожил –

сторожиха, взять – приятель, около – колесо.

3. Определите корневую морфему для каждой из приведенных

ниже форм.

Дали (сущ.), дали (глагол), пила (сущ.), пила (глагол), пришли,

пришлый, простой (сущ.), простой (прил.), стекло (сущ.), стекло (глагол).

12. Части речи

1. Сколько разных частей речи представлено в следующем ряду

форм? Мотивируйте свой ответ.

 а) хитрый, являться, переехал, проще, понятный, изречь,

сухому, трансатлантические, лисий, расскажет, кравчий, сушить; б)

голый, высочайший, легок, понят, наивный, традиционен, лучший,

шедший; в) смешно, нарочно, зло, критически, невпопад, водопад,

внутрь, топь.

2. Определите, к каким частям речи относятся выделенные формы:

 а) Человек! – это великолепно, это звучит гордо. б) В

комнате накурено и сыро. в) Вновь в ожидании набега хоронят по лесам

добро. г) Мал, да умел не по летам: с пятилеток умел куропатку камнем

сшибить.

13. Синтаксис

1. Сколько разных словосочетаний можно образовать с

выделенными словами в пределах предложения?

1. Мне приснилось небо Лондона. 2. Часто наблюдаемые факты не

объясняются. 3. Молодые ссорятся часто и не всегда по делу. 4. Мой

товарищ встречал брата с сестрой. 5. Румяной зарею покрылся восток.

2. Данные словосочетания разбейте на три группы в зависимости

от вида синтаксических отношений между компонентами: а)

согласование; б) управление; в) примыкание. Укажите, какими средствами

осуществляются в них эти связи.

 Упасть навзничь; совет отца; вчера утром; девочка из

легенды; вернуться домой; дело чести; горные вершины; построить дом;

прийти на праздник; вечерний звон; мчаться стремглав; любить человека;

достояние народа; лелеять мечту; безмерно счастливый.

3. Найдите в тексте и охарактеризуйте простые предложения

Полк князя Андрея был в резервах. Не сходя с места и не выпустив

ни одного заряда, полк потерял третью часть своих людей.

Князь Андрей, точно так же как и все люди полка, нахмуренный и

бледный, ходил взад и вперед по лугу подле овсяного поля от одной

межи до другой, заложив назад руки и опустив голову. Делать и

приказывать ему нечего было. Все делалось само собою. Убитых

оттаскивали за фронт, раненых относили, ряды смыкались. Ежели

отбегали солдаты, то они тотчас же поспешно возвращались. Сначала

князь Андрей, считая своей обязанностью возбуждать мужество солдат и

показывать им пример, прохаживался по рядам; но потом он убедился,

что ему нечему и нечем учить их. Все силы его души, точно так же как и

каждого солдата, были бессознательно направлены на то, чтобы

удержаться только от созерцания ужаса того положения, в котором они

были. Он ходил по лугу, волоча ноги, шаршавя траву и наблюдая пыль,

которая покрывала его сапоги; то он шагал большими шагами, стараясь

попадать в следы, оставленные косцами на лугу, то он , считая свои

шаги, делал расчеты, сколько раз он должен пройти от межи до межи,

чтобы сделать версту. Изо всей вчерашней работы мысли не оставалось

ничего. Он ни о чем не думал.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Литература для учителя

  1. Головин Б. Н. «Введение в языкознание». – М., 1976.
  2.  Зиндер Л.Р. « Введение в языкознание. Сборник задач». – М., 1998.
  3.         Кожевников В. М., др. Литературный энциклопедический словарь. – М., 1987
  4. Костомаров В. Г. « Языковой вкус эпохи». – М., 1994
  5. Леонтьев  А. А. «Что такое язык». – М., 1984.
  6. Реформатский А. А. « Введение в языкознание». – М., 1998.
  7. Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. Словарь-справочник лингвистических терминов. – М., 1985.
  8. Шанский Н. М. « В мире слов». – М., 1985.
  9. Шанский Н. М. « Занимательный русский язык». – М., 1996.
  10. Шанский Н. М. « Очерки по русскому словообразованию и лексикологии». – М., 1959.

Литература для учащихся

  1. Дроздова О. Е. « Уроки языкознания для школьников». – М., 2001
  2. Панов М. В. Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание). – М., 2001
  3. Фолсом У. « Книга о языке». – М., 1980.
  4. Энциклопедия для детей. Языкознание. Русский язык. Т. 10/отв. ред.

 Л. Петрановская. – М., 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса по русскому языку «ГИА: курс подготовки к экзамену по русскому языку в новой форме. 9 класс»

Программа элективного курса по русскому языку позволяет эффективно подготовить учащихся 9 класса к экзамену по русскому языку в новой форме....

Элективный курс по русскому языку "ГИА: курс подготовки к написанию сжатого изложения и "

Итоговая аттестация в IX классе является важнейшим этапом в подготовке обучающихся к единому государственному экзамену в XI классе. Предлагаемый элективный курс предназначен для учащихся 9 классов и р...

Элективный курс по русскому языку "Практическая стилистика в курсе русского языка"

Материал - Элективный курс по русскому в 9 классе "Практическая стилистика в курсе русского языка" содержит рабочую программу по курсу и календарно - тематическое планирование. Курс содержит 34 урока....

Программа элективного курса по русскому языку "Практический курс речеведенья" 9 класс.

Программа элективного курса по русскому языку "Практический курс речеведенья" 9 класс.       ...

Элективный курс по русскому языку «ТРУДНЫЕ СЛУЧАИ ОРФОГОРАФИИ» Учебный курс подготовки учащихся 10 класса к ЕГЭ.

Программа элективного курса подготовки «Трудные случаи  орфографии» предназначена для учащихся 10-х классов общеобразовательных учреждений.Курс ориентирован на всех учащихся, желающих повысить ур...

Программа элективного курса по русскому языку в 9 классе «Введение в языкознание»

Программа элективного курса по русскому языку в 9 классе «Введение в языкознание»...