Буквы е, ё после букв шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Урок открытия новых знанаий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon e-yo_posle_ship.v_suf.prichastiy.doc132 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  Буквы  е, ё после букв шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.

Класс:  7 (учебник М.Т.Баранова и Т.А.Ладыженской).

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.

Учитель: Шполтакова Оксана Николаевна.

Цели как деятельность учеников.

Метапредметные:

М/п: пользоваться  различными приёмами аудирования, анализировать, сравнивать, рассуждать, делать выводы.

Предметные:

4ЛР:  опознавать новую орфограмму в суффиксах причастий, писать буквы гласных е, ё после букв шипящих  в  суффиксах страдательных причастий прошедшего времени, устно и графически объяснять выбор написаний, употреблять слова с изученными орфограммами в предложении.

 

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

I. Оргмомент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

II. Цифро-буквенный  диктант.

Задание: учитель читает словосочетания, обучающиеся под соответствующей цифрой должны указать, сколько букв Н пишется в причастии.

Намагниченный предмет, раненый солдат, варёный картофель, люди сосредоточенны, сеянная через сито мука, работа не написана, рассказанная повесть, растрёпанный бурей город, крашеные полы, раненный в ногу солдат.

Взаимопроверка (обучающиеся обмениваются тетрадями) по слайду № 2 презентации к уроку.

Познавательные УУД

Владеть разными видами аудирования (ознакомительного, выборочного).

III. Актуализация изученного с подведением к теме урока.

Учитель представляет обучающимся  на слайде № 3 записанные группами слова и предлагает ответить на вопросы:

– Какая орфограмма объединяет слова в каждой группе?(Ответы обучающихся и слайд № 4).

– Объясните условия выбора написаний. (Показать слайды № 5 и 6 со схемами).

– Какой общий опознавательный признак у этих орфограмм?

– Допишите по два-три  слова в каждый столбик.

– Прочитайте название темы урока (§ 27) или на слайде № 7 в презентации  и определите общий с записанными словами опознавательный признак новой орфограммы. (Шипящие согласные звуки.)

– Назовите ключевые слова темы.

Регулятивные УУД

1.  Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать тему и цель урока.

IV. Открытие новых знаний.

1.Ученики  сравнивают  пары причастий (в полных и кратких формах). Слайд № 8:

Огорчённый(огорчён) – ограниченный( ограничен)

Приглушённый(приглушён) – раскрашенный (раскрашен)

Просвещённый(просвещён) – очищенный(очищен)

-Произнесите написанные на слайде причастия.

-Какой опознавательный признак сигнализирует о наличии орфограммы-буквы гласного в суффиксе?

-Сравни произношение и написание букв гласных в суффиксах полных и кратких причастий.

Сделайте  вывод: в каком случае пишется буква ё, а в каком е.

2. Чтение текста правила в учебнике на стр.71.

Работа в парах (перескажите правило друг другу).

– Какое основное  условие выбора буквы е или ё в суффиксе причастий?

– В  каких  ещё случаях  гласный  под ударением  после  букв шипящих  также обозначается буквой ё? (В корне слова.)

– Представьте правило в виде схемы.  После версий  схем обучающихся:

         ШИП.  ЁНН    (ЁН)                                    ШИП.  ЕНН   (ЕН)     

учитель представляет правило-схему  на слайде № 9 презентации:

                         

Регулятивные УУД

1. Искать пути решения проблемы.

2. Прогнозировать, корректировать свою деятельность.

3. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные УУД

1. Владеть разными видами чтения (ознакомительным, изучающим).

2. Извлекать информацию, преобразовывать её и передавать  в других формах (графическая модель, схема).

V. Развитие правописных умений.

1. Упр.  160 –  развивается  умение  образовывать  полную  и  краткую форму  страдательных  причастий  прошедшего  времени,  писать  орфограмму-букву в суффиксах после букв шипящих, графически обозначать условия выбора орфограммы.

Выполняется письменно в тетрадях с комментированием

 (2–3 слова у доски).

2. Упр. 162– развивается умение употреблять в предложениях страдательные  причастия  прошедшего  времени,  правильно  писать  суффиксы  этих  причастий,  обозначать  условия  выбора  изученной  орфограммы.

3.Твоческое задание. Работа в группах. Задание: составить небольшой текст  на тему «Наступление зимы в нашем городе» с использованием изученной орфограммы.

4. Дополнительно.

Распределительный диктант (работают самостоятельно).

–  Запишите  причастия  в  два  столбика  в  зависимости  от  выбора буквы в суффиксе причастия:

Укушенный,  поглощённый,  завершённый,  разрушенный,  оплаченный, скошенный, возмущённый, решённый, вылеченный, упущенный, увлечённый, поражённый.

Самопроверка по слайду № 10 презентации к уроку. Оценка своей работы.

Познавательные УУД

1. Анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы.

2. Владеть навыками отбора и систематизации материала.

3. Конструировать по заданным параметрам.

VI. Итог урока.

– Назовите лишнюю букву в соответствии с темой урока:

                                             ё, о, е.

– Оцените свою работу на уроке:

                               

  ( См. на слайде №11)   http://ppt4web.ru/images/150/9424/640/img21.jpg

Учитель выставляет оценки за конкретные виды работы отдельным ученикам на основе их самооценки.

Регулятивные УУД

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

VII. Домашнее задание.

Упр. 165 или  написать  сочинение на тему «Успешный телеведущий» (описать   внешность телеведущего так, чтобы в классе его легко узнали.  Использовать  для этого изученный на уроке материал).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 7 классе "Буквы е-ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени"

Конспект урока русского языка по учебнику Русский язык: учеб. для 7 класса общеобразоват. учреждений / [ М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.; науч.ред. Н.М. Шанский ]. – 30-е и...

Урок русского языка в 7 классе по теме "Буквы е-ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени "

Урок русского языка в 7 классе по теме "Буквы е-ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени". Цель: повторить написание е-ё после шипящих в различных частях речи, показать у...

Буквы е-ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени

Буквы е-ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени...

Буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.

Повторительно-обобщающий урок с выходом на получение новых знаний....

Конспект урока по русскому языку в 7 классе школы II вида "Буквы е - ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени"

Конспект урока по русскому языку "Буквы е-ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени" состоит из разнообразных образовательных, коррекционных и воспитательных моментов....

Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени

Урок русского языка в 7 классе по теме "Буквы е-ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени". Цель: познакомить воспитанников с условиями выбора букв после ш...