Буквы е, ё после букв шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема: Буквы е, ё после букв шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.
Класс: 7 (учебник М.Т.Баранова и Т.А.Ладыженской).
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.
Учитель: Шполтакова Оксана Николаевна.
Цели как деятельность учеников.
Метапредметные:
М/п: пользоваться различными приёмами аудирования, анализировать, сравнивать, рассуждать, делать выводы.
Предметные:
4ЛР: опознавать новую орфограмму в суффиксах причастий, писать буквы гласных е, ё после букв шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени, устно и графически объяснять выбор написаний, употреблять слова с изученными орфограммами в предложении.
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД |
I. Оргмомент. | Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих. | |
II. Цифро-буквенный диктант. | Задание: учитель читает словосочетания, обучающиеся под соответствующей цифрой должны указать, сколько букв Н пишется в причастии. Намагниченный предмет, раненый солдат, варёный картофель, люди сосредоточенны, сеянная через сито мука, работа не написана, рассказанная повесть, растрёпанный бурей город, крашеные полы, раненный в ногу солдат. Взаимопроверка (обучающиеся обмениваются тетрадями) по слайду № 2 презентации к уроку. | Познавательные УУД Владеть разными видами аудирования (ознакомительного, выборочного). |
III. Актуализация изученного с подведением к теме урока. | Учитель представляет обучающимся на слайде № 3 записанные группами слова и предлагает ответить на вопросы: – Какая орфограмма объединяет слова в каждой группе?(Ответы обучающихся и слайд № 4). – Объясните условия выбора написаний. (Показать слайды № 5 и 6 со схемами). – Какой общий опознавательный признак у этих орфограмм? – Допишите по два-три слова в каждый столбик. – Прочитайте название темы урока (§ 27) или на слайде № 7 в презентации и определите общий с записанными словами опознавательный признак новой орфограммы. (Шипящие согласные звуки.) – Назовите ключевые слова темы. | Регулятивные УУД 1. Высказывать предположения на основе наблюдений. 2. Формулировать тему и цель урока. |
IV. Открытие новых знаний. | 1.Ученики сравнивают пары причастий (в полных и кратких формах). Слайд № 8: Огорчённый(огорчён) – ограниченный( ограничен) Приглушённый(приглушён) – раскрашенный (раскрашен) Просвещённый(просвещён) – очищенный(очищен) -Произнесите написанные на слайде причастия. -Какой опознавательный признак сигнализирует о наличии орфограммы-буквы гласного в суффиксе? -Сравни произношение и написание букв гласных в суффиксах полных и кратких причастий. Сделайте вывод: в каком случае пишется буква ё, а в каком е. 2. Чтение текста правила в учебнике на стр.71. Работа в парах (перескажите правило друг другу). – Какое основное условие выбора буквы е или ё в суффиксе причастий? – В каких ещё случаях гласный под ударением после букв шипящих также обозначается буквой ё? (В корне слова.) – Представьте правило в виде схемы. После версий схем обучающихся: ШИП. ЁНН (ЁН) ШИП. ЕНН (ЕН) учитель представляет правило-схему на слайде № 9 презентации:
| Регулятивные УУД 1. Искать пути решения проблемы. 2. Прогнозировать, корректировать свою деятельность. 3. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Познавательные УУД 1. Владеть разными видами чтения (ознакомительным, изучающим). 2. Извлекать информацию, преобразовывать её и передавать в других формах (графическая модель, схема). |
V. Развитие правописных умений. | 1. Упр. 160 – развивается умение образовывать полную и краткую форму страдательных причастий прошедшего времени, писать орфограмму-букву в суффиксах после букв шипящих, графически обозначать условия выбора орфограммы. Выполняется письменно в тетрадях с комментированием (2–3 слова у доски). 2. Упр. 162– развивается умение употреблять в предложениях страдательные причастия прошедшего времени, правильно писать суффиксы этих причастий, обозначать условия выбора изученной орфограммы. 3.Твоческое задание. Работа в группах. Задание: составить небольшой текст на тему «Наступление зимы в нашем городе» с использованием изученной орфограммы. 4. Дополнительно. Распределительный диктант (работают самостоятельно). – Запишите причастия в два столбика в зависимости от выбора буквы в суффиксе причастия: Укушенный, поглощённый, завершённый, разрушенный, оплаченный, скошенный, возмущённый, решённый, вылеченный, упущенный, увлечённый, поражённый. Самопроверка по слайду № 10 презентации к уроку. Оценка своей работы. | Познавательные УУД 1. Анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы. 2. Владеть навыками отбора и систематизации материала. 3. Конструировать по заданным параметрам. |
VI. Итог урока. | – Назовите лишнюю букву в соответствии с темой урока: ё, о, е. – Оцените свою работу на уроке:
( См. на слайде №11) Учитель выставляет оценки за конкретные виды работы отдельным ученикам на основе их самооценки. | Регулятивные УУД 1. Соотносить цели и результаты своей деятельности. 2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы. |
VII. Домашнее задание. | Упр. 165 или написать сочинение на тему «Успешный телеведущий» (описать внешность телеведущего так, чтобы в классе его легко узнали. Использовать для этого изученный на уроке материал). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка в 7 классе "Буквы е-ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени"
Конспект урока русского языка по учебнику Русский язык: учеб. для 7 класса общеобразоват. учреждений / [ М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.; науч.ред. Н.М. Шанский ]. – 30-е и...
Урок русского языка в 7 классе по теме "Буквы е-ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени "
Урок русского языка в 7 классе по теме "Буквы е-ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени". Цель: повторить написание е-ё после шипящих в различных частях речи, показать у...
Буквы Е-Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени (поФГОС).
Урок русского языка в 7 классе по ФГОС...
Буквы е-ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени
Буквы е-ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени...
Буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.
Повторительно-обобщающий урок с выходом на получение новых знаний....
Конспект урока по русскому языку в 7 классе школы II вида "Буквы е - ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени"
Конспект урока по русскому языку "Буквы е-ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени" состоит из разнообразных образовательных, коррекционных и воспитательных моментов....
Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени
Урок русского языка в 7 классе по теме "Буквы е-ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени". Цель: познакомить воспитанников с условиями выбора букв после ш...