День славянской письменности
методическая разработка по русскому языку (6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Исаева Лиана Вахтанговна

Разработка внеклассного мероприятия, посвящённого Дню славянской письменности, поможет  при подготовке к этому замечательному празднику.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon den_slavyanskoy.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

   

       ДЕНЬ  СЛАВЯНСКОЙ

          ПИСЬМЕННОСТИ

           «Мы  славяне»

    (общешкольный праздник)

                                               

                                             Учитель - Исаева Л.В.

   

                                                                 -1-

               Звучит песня «С чего начинается Родина?» (слова М. Матусовского,

                                               музыка  В.Баснера)                                  

1-й ведущий.  Здравствуйте, люди добрые!   Мы рады вас приветствовать на нашем празднике! А как вы думаете, чему он будет посвящён?

2-й ведущий. Правильно – Родине. Родина наша – это страна, в которой мы живём. И зовётся она (все вместе) …Россия!

1-ведущий. Россия, русские, русичи…

 

2-й ведущий. Своею статью все пригожие,

                       Все разные и все похожие,

                       Зовёмся мы – россияне,

                       Издревле, кто мы? (показывает на название праздника)

1-й ведущий. Оглянись на предков наших,

                        На героев прошлых дней,

                        Вспоминай их добрым словом,

                        Слава им,  борцам суровым!

                        Слава русской старине!

2-й ведущий. Сегодня мы ещё раз окунёмся в русскую старину, жизнь и культуру  наших предков.

1-й ведущий. Нынче к нам на огонёк

                       Поутру невесть откуда,

                        Глянь, прислали сундучок.

                        Может, в нём таится клад

                        И сокровища лежат?

                        Гляньте: грамотка  на нём!

                        Мы сейчас её прочтём.

2-й ведущий. Здесь, друзья, таится клад,

                        И сокровища лежат.

                        А какие – угадайте,

                        Но сундук не открывайте,

                        А взгляните лишь на крышку:

                        Коли есть чуть- чуть умишко

                        И смекалки хоть на грош,

                        Надпись здесь вы разберёте!

                        Надпись хитрая гласит,

                        Что сундук в себе таит.

                                                                -2-

(сундучок поворачивается так, чтобы была видна надпись в сплетениях узора—«ПИСЬМЕННОСТЬ»)

1-й ведущий. Письменность –это величайшее сокровище из всех, которыми сумел овладеть человек.

2-й ведущий. Письменность появилась не сразу. А сундучок-то не простой! Как бы нам его открыть?

1-й ведущий. Наверное, надо загадку загадать. Тогда он и откроется.

2-й ведущий. Чёрные, прямые, от рождения немые,

                        Встанут в ряд – заговорят.

                              (обращается к ребятам)

1-й ведущий. Ребята, посмотрите – на конверте написано:

                       «Эти буковки для тех,

                        Кто играет лучше всех!»

2-й ведущий.  На каждой карточке  спрятано по одному слову: «Кирилл», «Мефодий».

1-й ведущий. Почему, как вы думаете, имена именно этих святых спрятаны в сундучке  с названием «письменность»?

2-й ведущий. Славяне знают имена двух великих предков Кирилла и Мефодия  -- создателей славянской азбуки.

1-й ведущий. Русский народ отдаёт дань памяти и благодарности  «славянских стран учителям…»

2-й ведущий. (на фоне колокольного звона)

                        По широкой Руси – нашей  матушке

                        Колокольный звон разливается.

                        Ныне братья святые  Кирилл и Мефодий

                        За труды свои прославляются.

1-й ведущий. Кто такие  братья  Кирилл и Мефодий?  Почему они  решили взяться  за такое кропотливое  и трудоёмкое дело, как создание славянской письменности? Какую цель они при этом преследовали?  Об этом нам расскажут ученики  6 и 7 классов.

                                                       

                                                               -3-

1-й ученик. Родились Константин и Мефодий  давным –давно, больше тысячи лет назад, в греческом  городе Солуни (теперь Солоники).  В детстве  оба ни в чём не знали нужды. Их отец был богат и знатен. Мальчики жили в  огромном  доме, где их окружала роскошь,  а слуги спешили исполнить  

любое желание.

2-й ученик. Старший из братьев, Мефодий, с ранних лет проявлял интерес к знаниям. Его наставляли в науках  приглашённые отцом  домашние учителя. Потом он  поступил   на военную службу   и так хорошо справлялся  со своими обязанностями, что скоро, несмотря на молодость, занял очень высокое положение.  Сам  византийский император  покровительствовал способному юноше   и назначил его правителем  Македонии, основным населением которой были  славяне.

 

1-й ученик. Не отставал от Мефодия и  младший  брат  Константин. Он тоже получил  домашнее образование,  и учителя нарадоваться не могли  тому, как

Он быстро постигает  научные премудрости, легко разбирается в книгах, которые не всякому взрослому грамотею по плечу. Константину не было  ещё и пятнадцати лет, когда его с согласия отца пригласили жить в императорский дворец, где он воспитывался  вместе с малолетним  сыном императора  Михаила.

2-й ученик. Жизнь обоих братьев складывалась так, что они могли бы стать более богатыми, чем их отец. Как люди, приближённые к императорскому дому,  они бы  ни в чём не нуждались.

1-й ученик. Однако оба брата выбрали другой путь. Они увенчали себя великой славой, но не как  царедворцы или военачальники, а как проводники христианской веры и сеятели книжных знаний среди славянских народов.

3-й ученик. Однажды Константин  сказал: «Живут на огромных территориях славянские племена,  а письменности своей не имеют. Почему? Ведь их же просвещать надобно! Надо донести до них силу слова Божьего на их родном языке.»

4-й ученик. Старший брат его Мефодий ответил:  «Да, у каждого народа  должна быть своя письменность и Священное  Писание  на родном языке. Но всё это не так просто. Тот, кто возьмётся за столь великое дело, для начала должен создать письменность.  Если позволишь, я помогу тебе.»

3-й ученик. Кирилл и Мефодий принялись за дело. «Буквы должны быть красивыми  и простыми,  чтобы рука писала легко, без задержки, словно пела», -- сразу решили братья.

                                                               -4-

4-й ученик. Потрудиться им пришлось немало. В славянских говорах есть звуки, которые отсутствуют  в греческом языке и в латыни. Для таких    звуков Кирилл                                                              

и Мефодий  придумали новые буквы.  День за днём стояли братья бок о бок  и длинными палками чертили на песке различные знаки. Стирали их, писали новые.

3-й ученик.   Наконец все сорок три буквы  славянской азбуки были созданы.

В этой  азбуке были  уникальные буквы для обозначения  звуков «Б», «Ж», «Ю», «Ш», «З», «У», «Ц»,»Ч». Таких букв нет ни в латыни, ни в греческом языке.

4-й ученик. После создания славянской азбуки Кирилл и Мефодий  перевели на славянский язык  Библию.   Таким образом, письменность на земле Русской началась священным  Писанием.

3-й ученик.  Библия стала воистину  Первой книгой, Книгой книг: по ней наши далёкие предки  постигали грамоту, веру, жизненные нормы.

1-й ученик. По разным славянским землям  прошли неутомимые братья. И всюду они несли  людям слово Божье, проповедовали и прославляли  Христову  веру. Там, где побывали  Константин и Мефодий, славяне изъявляли желание креститься. В разных славянских странах  получила распространение  изобретённая Константином  азбука – кириллица. При князе Игоре в X веке  дошла она и до Руси.

2-й ученик. Как умер Константин, в точности неизвестно, но, вероятнее всего,  он был отравлен противниками, которые были не согласны с проведением богослужений на славянском  языке. Перед кончиной  Константин «облекся  в святой  иноческий образ» и принял  новое имя – Кирилл.

   

1-й  ученик. Мефодий  прожил более  долгую жизнь, чем брат, всецело посвятив её  служению Богу. Он счастливо избежал  смерти в Баварии, где  его пытались убить. Только смерть помешала Мефодию  продолжить отстаивать  интересы  славянской  книжности.

2-й ученик. За свою  подвижническую деятельность  великие братья были причислены  к лику святых.

2-й ведущий. Новый язык был выразителен, красив и музыкален. На этом удивительно добром, певучем языке наши предки молились Богу и  Пресвятой Богородице, просили помощи  в своей  нелёгкой жизни и избавлении Руси  от диких, жестоких врагов.

                                                              -5-

1-й ведущий. Славянская азбука –память о нашей славной истории, наша святыня и  сокровище,  которое  надо беречь  и обязательно сохранить.

                                  Родной язык, родные звуки –

                                 Отца и матери язык,

                                  Которым с детства радость, муки

                                  И мысль я выражать привык.

2-й ведущий. Но самая большая тайна  уникальной славянской азбуки заключается в том,  что каждая её буква  -- это не только звук,  но и слово. Эту тайну  мы обязательно откроем вам чуть позже.

1-й ведущий. «Быть русским – значит не только  говорить по- русски,  но воспринимать  Россию сердцем, видеть её драгоценную самобытность и неповторимое своеобразие…»

 

                         (звучит песня «Вижу чудное приволье…»)

2-й ведущий.  Русский народ преподносит в знак благодарности  создателям  славянской письменности Кириллу и Мефодию  сокровища земли Русской  и творения рук своих.

1-й ведущий.  Велика Россия наша,

                         И талантлив наш народ.

                        О Руси родной, умельцах

                        На весь мир молва идёт.

                  (выходят дети, представляющие  гжельскую керамику)

-- Мы  посланцы  небольшой подмосковной деревни Гжель, прибыли к вам на поклон.

             

А деревня наша Гжель                        Небо  гжельское такое

Не за тридевять земель.                       Лучезарно-голубое

Под Москвою мы живём,                    В речке синяя водица,

Глину месим и поём.                           Так и хочется напиться.

И игрушки, и посуду                            Ну а только  лето будет

Прославлять и вам здесь будем.          Голубица там и  тут.

Очень любим синий цвет,                    Вот поэтому нас люди

Потому что краше нет.                         Гжелью синею зовут.

                                                            -6-

                (выходят дети, представляющие  дымковские игрушки)

Много сказочных мест в России,         Возле речки Вятки есть один посёлок,

Городов у России не счесть,                Окаймлён  лесами  уголок весёлый,

Может, где-то бывает красивей,           Мужики там сдревле печи мастерили,

Но не будет роднее, чем здесь.             На забаву деткам  петушков лепили.

                               Слобода та в дымке  поутру купалась,

                                И за это Дымковской  сстари называлась.

                                Люди работящие в той слободке жили,

                                С удалью лихие пляски заводили.

                           

            ( под мелодию песни «Сапожки русские»  выходит группа детей,  

                            представляющих хохломскую посуду)

 Стоит  студёная зима,                                              Ладья – цветущий  хвост, корма,

 Снежинки крутит буйный ветер,                            Нос – петушиная  головка.

 А солнечная Хохлома                                              Плывёт по лету Хохлома,

 Напоминает нам о лете.                                           Расписанная очень ловко.                                                            

                                                         

Грустят деревья и дома,                                           Бочонок солнечен весьма,

Невесел минусовый градус,                                     На нём цветы и земляника.

Но сохраняет Хохлома                                             Семёновская  Хохлома

В ромашках, в ложках, в плошках – Радость!        Вся золотисто- краснолика.

                                  В тарелочках не полутьма.

                                  Не сумрак в вазах и солонках,

                                  Напоминает Хохлома

                                  Родную, милую сторонку.

2-й ведущий. Люди добрые! Собрались мы здесь и поведали вам мысли мудрые народные, чтобы знали вы о русичах   и сокровищах, в их руках хранимые, и гордилися  Русью-  матушкой!  А сейчас мы вам откроем великую тайну славянской азбуки.

Если все буквы славянской азбуки поставить в алфавитном порядке, то получится не просто современная  азбука, а таинственное зашифрованное послание наших предков. Вот как оно звучит:

«Я познал буквы: письмо – это достояние. Трудитесь усердно, земляне, как подобает разумным людям – постигайте мироздание! Несите слово убеждённо: знание – дар Божий! Дерзайте, вникайте, чтобы сущего свет постичь».

                 (праздник заканчивается  песней  «Гляжу в озёра синие»  на муз .

                                       Л.Афанасьева,  сл. И. Шафрана)      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"День славянской письменности и культуры"

Внеклассная работа по предмету. Устный журнал «День славянской письменности и культуры» знакомит с историей создания славянской азбуки, её основоположниками. Дается в двух папках: №1 - основной м...

День славянской письменности урок русского языка в 5 классе на тему «Глагол. И зазвучало слово…»

День славянской письменностиурок русского языка в 5 классе на тему «Глагол.  И зазвучало слово…»Эпиграф к уроку:Восстань, пророк, и виждь , и внемли,Исполнись волею моей.И, обходя моря и зе...

Презентация: 24 мая День славянской письменности и культуры

презентация к интеллектуальной игре«Вопросы древности-ответы современности»...

ДЕНЬ СЛАВЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ

Материал для оформления тематического стенда к Дню Славянской Письменности; можно использовать как раздаточный материал при подготовке классного часа, информационной линейки и т.п....

Урок - экскурсия День славянской письменности и культуры.

В материале урока содержится демонстрация  учащимся историко-культурной взаимосвязи народов, проживающих на территории Российской Федерации,  знакомство учащихся с миссией просветителе...

День славянской письменности и культуры в России

«Великое чудо: маленькие буквы – и громада многовековой культуры русского народа». Значение письма в истории развития цивилизации трудно переоценить. В языке, как в зеркале, отражен весь мир, вся наша...

День славянской письменности и культуры. Великие просветители

Работа представляет собой подборку материалов к классному часу или внекласному мероприятию по литературе. В ней можно узнать о Кирилле и Мефодии,создавших славянскую азбуку....