Методическая разработка урока по русскому языку на тему "Собственные и нарицательные имена существительные", 5 класс
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

Хачатрян Юлия Ивановна

урок в 5 классе по ФГОСам

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_russkomu_yazyku_v_5_klasse.rar2.83 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

Предмет: русский язык.

Автор: учитель русского языка и литературы  Хачатрян Юлия Ивановна

Класс: 5.

Учебник:   «Русский язык  5» под редакцией Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой

Тема: Собственные и нарицательные имена существительные.

Тип урока:  урок  первичного предъявления новых знаний.

Цель урока: формирование умения распознавать и употреблять в речи  категории собственных и нарицательных существительных по признакам значения и написания.

Метапредметные УУД: 

личностные: способствовать формированию интереса к урокам русского языка, готовности преодолевать школьные затруднения;

регулятивные: формирование умения определять и формулировать цели урока,  планировать свою деятельность, содействовать развитию умения осуществлять самоконтроль, вносить коррективы с учетом допущенных ошибок, давать самооценку  учебной деятельности;

познавательные: создать условия для развития умения анализировать и разграничивать собственные и нарицательные имена существительные с целью грамотного орфографического и пунктуационного оформления записи данных слов; развивать умение соотносить значение слова и его принадлежность к определенной группе; переводить информацию изобразительную в словесную;

коммуникативные: помочь осознать практическую, социальную, личностную значимость учебного материала, учиться  планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; формирование речевой компетенции учащихся, умения классифицировать слова, решать проблемные задачи; обеспечить  развитие монологической и диалогической речи, воспитывать интерес к истории родной страны и края.

Межпредметные связи: литература, искусство.

Предполагаемый результат: 

Научиться определять принадлежность имени существительного к той или иной категории (собственное или нарицательное), развивать орфографическую зоркость и навыки пунктуационного оформления записи имен собственных (использование кавычек), активно включать данные категории слов в устную и письменную речь.

Оборудование:  мультимедиапроектор, экран, компьютер, презентация, учебник русского языка для 5 класса, рабочие листы.

                                                                                    Технологическая карта  урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

  1. Самоопределение к учебной деятельности.

 

 Организация начала урока. Установление дисциплины. Создание благоприятной эмоциональной обстановки.

Формула удачи:

 Осанка  - улыбка - настроение - вера в себя -результат

 Организация внимания.

Л

  1. Этап проверки домашнего задания.

1.Ребята, разгадайте загадку, чтобы узнать над какой частью речи мы будем работать:

Все что существует, оно обозначает,
На вопросы кто? и что? верно отвечает.
А чтоб не обижался весь честной народ,
Оно всегда имеет и число, и род.
У него к тому же три склонения есть,
Падежей различный сразу целых шесть.
(имя существительное)

2. Проверим изученный на прошлом уроке материал с помощью небольшого словарного диктанта(Приложение №2). Подпишите свои рабочие листы  (Приложение №1), 2 человека пойдут к доске.

1.Ответы детей.

2.Учащиеся  пишут объяснительный словарный диктант, состоящий из имен собственных и нарицательных,   проводят его орфографический разбор, определяют одушевленность-неодушевленность существительных. 2 человека работают у доски, остальные  - в рабочих листах.

2.Самопроверка (подсчет количества правильных ответов и ошибок).

 

 

П

Л

Р

III. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала. Целеполагание.

 

1.Выход на тему урока учащимися.

Создание проблемной ситуации.

Клава Ошибкина тоже  выполнила домашнее задание. Ей так хочется получить "пятерку". Давайте ей поможем, ребята.

Каких знаний не хватает Клаве?

Как вы думаете, над чем мы сегодня будем работать на уроке?

На какие вопросы нам нужно будет найти ответы?

Запишите тему   урока (запись на слайде) 

Сегодня мы будем работать над  собственными и  нарицательными именами существительными.

 Как вы думаете, с какой целью? Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему и используя опорные слова, записанные на доске:

- Научиться различать..

– Углубить и расширить знания об  …

– Учиться правильно...  

Как вы думаете, с какой целью имена существительные разделили на  две группы? Разве не всё равно, с какой буквы писать слова?

 

Учащиеся называют ошибки, допущенные Клавой, пытаются их объяснить.

Предполагаемые ответы.

Что обозначают имена собственные и нарицательные?

Какие слова относятся к  каждой группе?

В каких случаях ставятся кавычки в именах собственных?

Данный  признак  у имен существительных постоянный или непостоянный?

Формулирование темы и целей  урока и запись в рабочий лист.

Учащиеся строят предположения:

научиться различать имена существительные собственные и нарицательные;  

углубить и расширить знания об именах   существительных собственных и нарицательных; учиться правильно писать имена существительные собственные и нарицательные

П

П

Р

 

IV.    Этап усвоения новых знаний.

 

 

Проведем наблюдения:

1.Скажите, предметов  с каким названием больше?

Город или Москва?

Река или Волга?

Гора или Эльбрус?

2.Зачем  Москве, Волге, Эльбрусу дали названия?

3. Сделайте вывод, запишите его в рабочий лист.

4.Ребята, как вы думаете, почему данные виды существительных получили такие названия? Подумайте и предположите.

Давайте проверим насколько правильны  ваши  предположения. Что нам в этом может помочь?

Какой словарь?

В этимологический словарь заглянула Богачкова Вика. Она нам сейчас расскажет об   историческом  происхождении  слов "нарицательный" и "собственный".

5.А теперь давайте поработаем с теоретическим материалом учебника  на странице    238.

Прочитайте правило и промаркируйте информацию в соответствии с условными обозначениями:

!-знаю

+-новая информация

?-есть вопрос

6. Составление кластера   (Приложение №4)

 Ребята, давайте обобщим изученный материал в виде кластера. 

                       

        Ответы учащихся.

Города, реки, горы - названия предметов однородных (нарицательные существительные). Имена собственные выделяют единичные предметы из множества однородных.

Ответы учащихся.

Словарь.

Сообщение учащегося

(Приложение №3)

 

  Работают в парах с теоретическим материалом учебника, маркируют текст, если возникают вопросы, задают их друг другу или учителю.

Учащиеся вместе с учителем составляют  кластер  (Приложение №4)

   

П

П

Л

П, К

П, К

V.Первичное закрепление Включение в систему знаний.

 

 

 

VI.Физкультминутка

VII. Этап проверки понимания учащимися нового материала.

 

VIII.Итог урока.

 

 

 

IX.  Объяснение домашнего задания.

1. Выполнение упражнения по учебнику (работа с текстом О.Берггольц о Бородинском поле, приложение № 5)

Чтение текста, краткая беседа о том, что дети знают об этих исторических событиях, опора на иллюстративный материал (панорама художника Франца Рубо "Бородинская битва"на слайде).

Задание:

1.Определите  тему и основную мысль  текста.

2.Выпишите имена собственные , объясните, почему они таковыми являются.

3. Выполните пунктуационный разбор последнего предложения (знаки препинания не расставлены)

2.Словарная  работа

3.*Работа со словарями (сильные учащиеся)

Объяснить значение выписанных слов с помощью толковых и энциклопедических словарей (*задание для сильных учащихся, которые быстро справятся с предыдущим заданием).

Учитель называет имена существительные. Если слово  обозначает собственное существительное- встаем, нарицательное - сидим или садимся. (Приложение № 6)

1.Зрительный  иллюстрированный диктант с последующей самопроверкой. (Презентация. Приложение № 7)

Учитель листает слайды с изображениями,

 последний слайд для самопроверки.

2.Редактирование текста

 

Внимание на доску. Перед вами текст.  (Приложение № 8) Давайте его прочитаем.

Вам понятно, о чем идет речь в тексте?  

 А чего на ваш взгляд не хватает?

Можем мы определить о какой Родине идет речь?   Давайте дополним текст, вставим подходящие по смыслу слова.

 Учащиеся должны вписать подходящие по смыслу собственные существительные.

Вызываю к доске 7  человек по очереди (слабые учащиеся)     

Лингвистическая задача (Приложение №9).

Одному ученику дали задание выписать из текста имена существительные собственные, а другому – выписать имена существительные, которые являются названиями единичных предметов.

Одинаковое или разное задание получили ребята? Почему? ( Ученики получили одинаковое задание, так как существительные собственные и являются названиями единичных предметов)

  

 Подводит итоги урока.

 Что вы узнали об особенностях собственных и нарицательных именах существительных?

Какие существительные всегда пишутся с заглавной буквы?

Какие существительные пишутся в кавычках?

Где нам может пригодится знание данной темы?

Имена собственные – это наша история, история народа. Узнавать  историю слов очень интересно.  

 

Объясняет домашнее задание:  

1.Выучить правило.

2.Составить  кроссворд из 10 существительных (5 собственных, 5 нарицательных), можно воспользоваться словарями.

 

Читают текст О. Берггольц о Бородинском поле (Приложение № 5),

рассматривают панораму, формулируют тему и основную мысль текста.

Выписывают имена собственные.

 Словарная работа:

Бородино, Бородинское поле, Великая Отечественная война.

1 человек у доски выполняет пунктуационный разбор предложения.

Работают со словарями Ожегова, Брокгауза и Эфрона), объясняют значение нарицательных существительных с помощью толкового словаря, собственных - энциклопедического.

Учащиеся встают или сидят (садятся)

Учащиеся записывают слова, давая названия тому, что видят на картинках.

Самопроверка.

 

 

Учителю сигналят карточкой, соответствующей его оценке.

Ответы детей.

 

 

7 человек (слабые учащиеся) по очереди выходят к доске и дописывают имена собственные, подходящие по смыслу, остальные работают на листе.

 Ответы детей.

( Ученики получили одинаковое задание, так как существительные собственные и являются названиями единичных предметов)

 

Ответы детей.

Записывают домашнее задание.

П

К, Р

П

П

Р

Л-3

К

П

П

X.  Рефлексия.

Сосчитайте количество ошибок в течение урока и оцените свою работу:

0-1 ошибка - "5"

2-3 ошибки - "4"

4-5 ошибок - "3"

Более 5 - "2"

Попробуйте сформулировать, каков ваш результат работы на уроке.  Допишите предложение:

 На уроке сегодня я научился (ась).........

Я доволен (а) (не доволен(а) своей работой, потому что.....

и  сдайте рабочий лист.

  Спасибо за урок!

Выставляют отметку за урок и сигнализируют учителю карточкой.

 

Записывают предложение.

.

Р

Л

Р


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по русскому языку в 5 классе «Род имен существительных».

повторение изученного в начальной школе о роде  имени существительного...

Методическая разработка урока по русскому языку с элементами исследовательской деятельности .Тема:"Несклоняемые имена существительные".

Данная разработка предназначена для учащихся 8 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната....

Методическая разработка урока по русскому языку в 5 классе по теме «Хочу всё знать об имени существительном» (в форме устного журнала)

Целью данного урока является обобщение  и систематизация знаний учащихся  5 класса по теме  «Имя    существительное».  Материал занятия расширит представления учащих...

Методическая разработка урока по русскому языку Происхождение и употребление лексики современного русского языка

Методическая разработка урока по русскому языку предназначена для проведения занятия у студентов первого курса, обучающихся специальностям СПО при повторении раздела «Лексика и фразеология&raqu...

методическая разработка урока по русскому языку "Загадки грамматического рода имен существительных"

технологическая карта урока  по ФГОС с применением технологии проблемного обучения...

Методическая разработка урока по русскому языку «Буквы Е//И в падежных окончаниях имён существительных единственного числа»

Класс: 5г.Тема: «Буквы Е//И в падежных окончаниях имён существительных единственного числа»Цель урока: повторить склонения имён существительных; тренировать навык правильного написания &nd...