методическая разработка урока по русскому языку "Загадки грамматического рода имен существительных"
методическая разработка по русскому языку (5 класс)

технологическая карта урока  по ФГОС с применением технологии проблемного обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл karta_uroka_soloveva.docx25.49 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по русскому языку  с применением технологии проблемного  обучения

Тема:

        «Загадки грамматического рода имен существительных» (5 класс), русский язык

Тип:

Урок «открытия» нового знания;

Цель урока : формирование представления о грамматическом роде имен существительных

Планируемые результаты

Предметные

1.владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;

2.владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;

3.участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;

4.соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;

Метапредметные

1. систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;

2.выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свертывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);

3.заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.

4.выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;

5.ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;

6.осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:

7.определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;

8.определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;

9.определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;

Личностные

1. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.

2. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

3. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания 6.

Ресурсы урока:

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Этапы урока, например,

1 этап-

мотивационно-целевой

Содержание деятельности учителя

Учитель предлагает 5 утверждений:

  1. Верите ли вы, что в русском языке, кроме женского, мужского и среднего  существует еще какой-то род?
  2. Верите ли вы, что существительные  не могут поменять  род?
  3. Верите ли вы, что у некоторых имен существительных в русском языке  нельзя определить род?
  4. Верите ли вы, что суффиксы и окончания могут помочь в определении рода имен существительных?
  5. Верите ли вы, что у существительных непросто определить род?

Учитель организует работу  в группах  

Содержание деятельности обучающихся

Ученики выражают свое согласие или несогласие с данными утверждениями

2 этап- 

        операционно-деятельностный этап урока.

Содержание деятельности учителя

  1. Учитель предлагает учащимся несколько учебных текстов, которые помогут им разобраться с  их предположениями.
  2. Учитель корректирует точку зрения учащихся в случае затруднения.
  3.  Учитель предлагает создать памятку по определению грамматического рода имен существительных

Содержание деятельности обучающихся

  1. Ученики работают в группах с учебными текстами, разбираются с верными или неверными утверждениями.
  2. Ребята выступают  о верности или неверности утверждений по группам, остальные группы либо добавляют информацию, либо опровергают точку зрения выступающих.
  3. Ученики  совместно создают памятку по определению грамматического рода, добавляя информацию каждой группы.

3 этап-         

        оценочный этап

Содержание деятельности учителя

Учитель предлагает учащимся тестовые задания

Содержание деятельности обучающихся

Ученики оценивают результаты

4 этап-   

         рефлексивный этап урока

Содержание деятельности учителя

Учитель предлагает учащимся  ответить на вопросы в опросном листе «Критерии оценки работы на уроке»:

  1. Были ли активен на уроке?
  2. Участвовал в работе группы?
  3. Отвечал на уроке?
  4. Решил тест без ошибок.
  5. Решил тест с ошибкой.

Содержание деятельности обучающихся

Учащиеся оценивают работу на уроке

Дополнительный материал к уроку

ТЕКСТ 1

Сколько родов имен существительных в русском языке? Оказывается, на этот вопрос ответить непросто.

Дело  в  том, что есть языки (английский, венгерский, эстонский, турецкий, узбекский, татарский), которые не знают грамматического  рода.

Немало на Земле языков, в которых только два рода. Например, в датском языке все существительные относятся либо к среднему, либо к общему роду.

Есть языки, в которых насчитывается 15, 20 и даже больше 40 родов!

Ну а в русском языке? Кажется, все просто: каждый хорошо знает, что существительные делятся на три рода. Можно даже догадаться, почему они так называются. Женский так назван потому, что в эту группу обязательно входят слова, обозначающие существ, лиц женского пола. Мужской обязательно включает слова, обозначающие существ, лиц мужского пола. На долю среднего осталось все то, что не вошло ни  в тот, ни в другой род и имеет в форме именительного падежа единственного числа окончание –о, -е.

Но в русском языке выделяется и еще одна группа – слова общего рода. Это имена существительные (обычно они употребляются в разговорной речи) с окончанием –а (-я), которые можно соотнести как с лицом женского, так и с лицом мужского пола: сирота,забияка, Саша, Валя, умница, простофиля, соня, неряха, молодчина.

ТЕКСТ 2

Определите род выделенного существительного.

И тихая луна, как лебедь величавый,

Плывет в сребристых облаках.

(А.С.Пушкин «Воспоминания в Царском Селе»)

Глядь – поверх текучих вод

Лебедь белая плывёт.

(А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»)

В «Словаре языка Пушкина» можно узнать, что слово ЛЕБЕДЬ Пушкин употреблял  как в женском, так и в мужском роде, и количественно почти равномерно: в женском – 20 раз, в мужском – 18. Следовательно, во времена Пушкина это существителььное не имело устойчивого рода.

О слове ЛЕБЕДЬ и его роде пишет известный издатель «Русских народных сказок» А.Н.Афанасьев: «Имя ЛЕБЕДЬ , употребляемое в народной речи большею частью в женском роде, означает собственно «белая» (светлая, блестящая).

В современном русском языке победила форма мужского рода, которая была преобладающей уже в 19 веке. Дело в том, что слово как существительное одушевленное изначально входило в ряд слов – названий птиц, относящихся к мужскому роду, отсюда и появление слов, обозначающих особей женского пола – лебедка, лебедушка. Но употребление слова ЛЕБЕДЬ в женском роде не исчезло, оно сохраняется в народно-поэтической речи и в поэзии. Например:

Снова надеждой сердца их полны.

И не зима в просторах наших, -

То в небесах крылами машет

Белая лебедь – подруга весны.

 (Д.Дербенев)

Проследите  переход из одного рода в другой с течением времени:

Занавес – занавесь;                           зал – зала;      санаторий – санатория;    метод – метода.    

ТЕКСТ 3

С родом существительного не все так просто. В языке всегда находятся слова, которые не хотят подчиняться общим правилам. Род можно определить только по форме единственного числа существительного. Поэтому рода не имеют те немногие существительные, которые не употребляются в единственном числе.

ТЕКСТ 4

Всем известно, что в русском языке существительные в единственном числе принадлежат к одному из трех родов. Это его яркая и важнейшая особенность. Что же положено в основу распределения существительных по родам?  В русском языке в подавляющем большинстве случаев род определяется по окончанию: если существительное заканчивается на твердый согласный, (школьник, учебник, ученик), то перед нами слова мужского рода; если существительное оканчивается  на –а,-я (школа, ученица, земля), то они женского  рода; если на –о(-е) (дерево, перо, поле), то эти слова среднего рода.

Для  определения рода часто применяют прием подстановки местоимений моя, мой, моё или он, она, оно.

Род имени существительного можно определить по контексту. Часто окончания имени прилагательного может  помочь в определении рода, например, СОЛНЕЧНЫЙ ДЕНЬ, ДЛИННАЯ ТЕНЬ, ЧЁРНЫЙ РОЯЛЬ, БЕЛАЯ ВУАЛЬ, ЛЁГКИЙ ТЮЛЬ.

Однако среди  существительных есть слова, к которым, если точно не знаешь, какого они рода, этот прием применить нельзя. Например, слова ТЮЛЬ, КАРТОФЕЛЬ, МОЗОЛЬ, ТАБЕЛЬ, ШАМПУНЬ, ЛЕБЕДЬ. В этом случае нам не обойтись без словаря.

ТЕКСТ 5

СТРОИТЕЛЬ, ЖИЗНЬ, ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, РАДОСТЬ, ЗАПИСЬ, ВРАТАРЬ, РУКОВОДИТЕЛЬ, СПОСОБНОСТЬ, БОЯЗНЬ, НАБЛЮДАТЕЛЬ, НАКИПЬ.

Слова с суффиксами ТЕЛЬ, АРЬ – слова мужского рода;

Слова с суффиксами ОСТЬ, ЗНЬ или без суффикса – женского рода.

ТЕКСТ 6

Чёрный кофе или чёрное кофе?

Вопрос может показаться странным, так как достаточно взглянуть на банки с кофе, чтобы увидеть надпись: натуральный, растворимый. Следовательно, кофе – существительное мужского рода. Не торопитесь с ответом.

Замечательный русский лингвист, создатель первой стилистической грамматики русского языка В.И.Чернышев ещё в 1914 году писал: «Иностранные, не склоняющиеся слова на –а, -е, -и, -о, -у, означающие предметы неодушевленные единственного числа, употребляются обыкновенно в среднем роде». Среди многочисленных приведенных им примеров есть и тёплое кофе.  В «Толковом словаре русского языка» под редакцией Д.Н.Ушакова слово кофе относилось к мужскому роду, но не исключался и средний род, который оценивался как разговорный.  В последующих словарях русского языка слово кофе рекомендовалось употреблять только в мужском роде. Между тем форма среднего рода не была забыта, она пробивала себе дорогу, поэтому в Словаре-справочнике «Трудности словоупотребления и варианты норм русского литературного языка» под редакцией К.С.Горбачевича отмечено: «В современной разговорной речи широко встречается употребление слова кофе и в среднем роде, например, в «Повести о жизни» К.Г.Паустовского: «Я обменял на это кофе коробку табаку». В «Русской грамматике» вновь подтверждён мужской род слова кофе, но отмечено: «допустимо употребление этого слова и в среднем роде: сгущённое кофе с молоком».

Так какого же рода слова кофе? Мужского, но кто говорит чёрное кофе, молотое кофе, то  не делает ошибку.

ТЕКСТ 7

Род неизменяемых существительных определить, пожалуй, труднее всего. Эти слова  часто иноязычного происхождения и требует к себе особого внимания. Следует запомнить несколько правил:

  1. К мужскому роду обычно относятся  существительные одушевленные, обозначающие лиц мужского пола или животных (маэстро, какаду).
  2. К женскому роду принадлежат одушевленные существительные, обозначающие лиц женского пола (травести – актриса, исполняющая роли мальчиков);
  3. К среднему роду относятся неодушевленные существительные (бюро, жюри)
  4. Род иноязычных географических наименований, а также названий газет и журналов определяется родом тех имен нарицательных, которыми эти названия могут быть заменены: Тарту – город (мужской род), Онтарио – озеро (средний род); «Юманите» - газета (женский род)
  5. Род аббревиатур определяется по опорному слову, например: ООН  -  организация объединенных наций  (женский род), РФ – Российская Федерация (женский род), ТЮЗ – театр юного зрителя (мужской род)

Но существуют также  неизменяемые существительные, у которых  правильными считаются употребления в двух родах, и даже в трёх, например, СОПРАНО -  в среднем и мужском роде голос, в женском -  о певице; БОРЖОМИ употребляется и в мужском, и в среднем роде;  СЕКЬЮРИТИ -  в женском и среднем роде.

Диагностика достижения планируемых результатов (диагностический инструментарий к уроку или ссылка на источник)

ТЕСТ

1. Найдите существительные мужского рода.

Кенгуру, шимпанзе, леди, шоссе, портье, радио, атташе, какаду, маэстро, кафе.

2. Найдите существительные среднего рода

Большой кенгуру, седьмая авеню, металлическое шасси, пожарное депо, интересное интервью, хохлатый какаду, известное кафе, крепкий кофе, сладкое какао, фруктовое желе.

3. Найдите существительные, лишенные рода.

Доски, ворота, вёсла, ставни, зеркало, щипцы, окна, белила, руки, каникулы, консервы, сумерки, очки.

4. Найдите третье лишнее

А) Чернила, крылья, листья;    

Б) Сутки, масло, молодость;              

В) Курилы, Альпы, Алтай.    

Г) Усы, перья, щетина;                  

Д) Носки, чулки, шорты.            

5. Из списка слов выберите существительные общего рода.

Дядя, зевака, тётя, долина, недоучка, мужчина, старушка, плакса, зубрила, сластена, прабабушка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока во 2 классе - множественное число имен существительных

Конспект урока английского языка во 2 классе Lesson 39 Тема: «Plural forms of nouns»Цели:Образовательные:Ø учить описывать людей и животных, используя фразы: He(She) is… . He(She) is not….;Ø учить вес...

Методическая разработка урока по русскому языку в 5 классе «Род имен существительных».

повторение изученного в начальной школе о роде  имени существительного...

Методическая разработка урока по русскому языку с элементами исследовательской деятельности .Тема:"Изменение глаголов прошедшего времени по родам".

Данная разработка предназначена для учащихся 7 класса специальной (коррекционной )школы 8 вида..Содержит конспект урока  с презентацией....

Методическая разработка урока по русскому языку с элементами исследовательской деятельности .Тема:"Несклоняемые имена существительные".

Данная разработка предназначена для учащихся 8 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната....

Методическая разработка урока по русскому языку в 5 классе по теме «Хочу всё знать об имени существительном» (в форме устного журнала)

Целью данного урока является обобщение  и систематизация знаний учащихся  5 класса по теме  «Имя    существительное».  Материал занятия расширит представления учащих...

Методическая разработка урока по русскому языку в 6 классе по теме "Разряды имен прилагательных по значению"

laquo;Русский язык», 6 класс.  Авторы Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А.  Учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях. Москва, «Просвещение&raqu...