рабочая программа по русскому языку 6-9 классы по программе М.Т.Баранова и Т.А.Ладыженской
рабочая программа по русскому языку на тему

Дубоносова Жанна Владимировна

Это рабочая программа по русскому языку по ФКГОС-2004г, рассчитанная для 6-9 классов, по программе М.Т.Баранова и Т.А.Ладыженской.В программе есть пояснительная записка, содержание курса русского языка на 6-9 класс, перечень практических работ, список литературы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОД  КРАСНОДАР

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД КРАСНОДАР

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 46

                                                                               УТВЕРЖДЕНО:

                                                                               решение педагогического совета

                                                                               от 27августа2015  года протокол №1

                                                                               Председатель   _________ И.В. Емельянова

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

    По русскому языку

(указать предмет, курс, модуль)

Уровень образования(класс)  основное общее образование ( 6-9 классы)  

                     (начальное общее, основное общее образование с указанием классов)

Количество часов          578             

Учитель   Дубоносова Жанна Владимировна

Программа разработана на основе Примерной программы по учебным предметам. Русский язык.5-9 классы. – 3-е изд., дораб. –  М.: Просвещение, 2011 и авторской программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений(5-9кл.) авт. М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.Н.Шанский-М, «Просвещение»,2010

(указать программу/программы, издательство, год издания )


Пояснительная записка

Рабочая программа  составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования(2004), Примерной программы по учебным предметам. Русский язык.5-9 классы. – 3-е изд., дораб. –  М.: Просвещение, 2011 и авторской программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений(5-9кл.) авт.М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.Н.Шанский-М, «Просвещение»,2010

Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

 воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

 совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

 освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

 формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

  • Применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.  

Общая характеристика учебного предмета.

Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы. Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения  и консолидации народов России.

Свободное владение родным русским языком – надежная основа каждого русского человека в его жизни, труде, творческой деятельности. Для реализации этой цели необходимо поднять преподавание русского языка на новый качественный уровень, соответствующий условиям и потребностям современного общества, усилить практическую направленность обучения русскому языку, повысить эффективность каждого урока.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. Специальной целью преподавания русского языка в школе является формирование коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.

Коммуникативная компетенция (в рамках программы) предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции предполагают освоение необходимых знаний о языке как языковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формировании способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведчесая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Место предмета в учебном плане.

Согласно учебному плану школы на изучение русского языка в 6-9 классах отводится 578 часов:

- в 6 классе-204 часа ( по  программе   на изучение предмета в 6 классе отводится 170 часов, по школьному базисному плану 204 часа.  Увеличение часов направленно на отработку навыков по орфографии, пунктуации и грамматике, а также расширение знаний по основным разделам курса русского языка в 6 классе);

-в 7 классе-136 часов(по  программе   на изучение предмета в 7 классе отводится 170 часов, по школьному базисному плану 136 часа. Уменьшение часов связано с отсутствием возможности преподавать русский язык в  полном объеме ( по 5 часа в неделю), так как отведено на курс 4 часа в неделю);

 -в 8 классе-136 часов(по  программе   на изучение предмета в 8  классе отводится 102 часа, по школьному базисному плану 136 часа. Увеличение часов направлено на отработку навыков по орфографии, пунктуации и грамматике, а также расширение знаний по основным разделам курса русского языка в 8 классе);

-в 9 классе-102 часа(по  программе   на изучение предмета в 9  классе отводится 68 часа, по школьному базисному плану 102 часа.  Увеличение часов направлено на отработку навыков по орфографии, пунктуации и грамматике, а также расширение знаний по основным разделам курса русского языка в 9 классе, необходимых для подготовки обучающихся к ОГЭ по русскому языку).

Содержание учебного предмета.

6 класс.

Русский язык — один из развитых языков мира(1 ч)

ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО В V КЛАССЕ(8 ч + 2 ч)

Деление текста на части; официально-деловой стиль, его языковые особенности.

ЛЕКСИКА И ФРАЗЕОЛОГИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ(13 ч + 3 ч)

I .Повторение пройденного по лексике в V классе. Исконно русские слова. Заимствованные слова. Общеупотребительные слова. Профессионализмы, диалектизмы, жаргонизмы. Нейтральные и стилистически окрашенные слова. Устаревшие слова. Неологизмы. Основные пути пополнения словарного состава русского языка. Толковые словари иностранных слов, устаревших слов.

Фразеология как раздел науки о языке. Свободные сочетания слов и фразеологические обороты. Основные признаки фразеологизмов. Стилистически нейтральные и окрашенные фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Использование фразеологизмов в речи. Фразеологический словарь.

2. Сбор и анализ материалов к сочинению: рабочие материалы. Сжатый пересказ исходного текста.

СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ(28 ч + 4 ч)

I. Повторение пройденного по морфемике в V классе .Основные способы образования слов в русском языке: с помощью морфем (морфологический)--приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный; осново-и словосложение, сложение полных и сокращенных слов, аббревиация (сокращение слов и словосочетаний). Образование слов в результате слияния сочетаний слов в слово .Понятие об этимологии и этимологическом разборе слов. Этимологические словари. Правописание чередующихся гласных о и а в корнях -гор- —-гар-, -кос        кое-. Правописание гласных в приставках пре- и при-, буквы ы ии после приставок на согласные. Правописание соединительных гласных о и е.

II.        Описание помещения, структура этого текста, языковые
особенности. Систематизация материала к сочинению; сложный
план. Выборочный пересказ исходного текста.

МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Имя существительное(21 ч + 3 ч)

I.        Повторение сведений об имени существительном, получен-
ных в V классе.

Склонение существительных на -мя. Несклоняемые существительные. Текстообразующая роль существительных. Словообразование имен существительных.

Не с существительными. Правописание гласных в суффиксах -ек, -ик, буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах -ок (-ек), -онк, -онок. Согласные ч и щ в суффиксе -чик (-щик).

II.        Различные сферы употребления устной публичной речи.

Имя прилагательное(24 ч + 3 ч)

I. Повторение пройденного об имени прилагательном в V классе.

Качественные, относительные и притяжательные прилагательные. Степени сравнения прилагательных; образование степеней сравнения. Словообразование имен прилагательных.

Не с именами прилагательными. Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных; правописание гласных и согласных в суффиксах -ан- (-ян-), -ин-, -онн- (-енн-) в именах прилагательных; различение на письме суффиксов -к- и ~ск-. Слитное и дефисное написание сложных прилагательных.

II.        Описание природы, структуры данного текста, его языко-
вые особенности; описание предметов, находящихся вблизи и
вдали. Выборочный пересказ исходного текста с описанием при-
роды. Описание пейзажа по картине.

Публичное выступление о произведении народного промысла.

Имя числительное(17 ч +2 ч)

I.        Имя числительное как часть речи. Синтаксическая роль
имен числительных в предложении. Числительные количествен-
ные и порядковые. Числительные простые и составные. Тексто-
образующая роль числительных.

Склонение количественных числительных. Правописание гласных в падежных окончаниях; буква ь в середине и на конце числительных. Слитное и раздельное написание числительных.

Склонение порядковых числительных. Правописание гласных в падежных окончаниях порядковых числительных.

II.        Публичное выступление — призыв, его структура, языко-
вые особенности. Пересказ исходного текстах цифровым мате-
риалом.

Местоимение (27 ч + 3 ч)

I. Местоимение как часть речи. Синтаксическая роль местоимений в предложении. Разряды местоимений. Склонение местоимений. Текстообразующая роль местоимений.

Раздельное написание предлогов с местоимениями. Буква н в личных местоимениях 3-го лица после предлогов. Образование неопределенных местоимений. Дефис в неопределенных местоимениях перед суффиксами -то, -либо, -нибудь и после приставки кое-.

Не в неопределенных местоимениях. Слитное и раздельное написание не и ни в отрицательных местоимениях:

2. Рассказ по воображению, по сюжетным рисункам; строение, языковые особенности данных текстов .Рассуждение как тип текста, его строение (тезис, аргумент, вывод), языковые особенности.

Глагол(29 ч + 6 ч)

I.Повторение пройденного о глаголе в V классе.

Переходные и непереходные глаголы. Изъявительное, условное и повелительное наклонения. Раздельное написание частицы бы (б) с глаголами в условном наклонении. Буквы ь и и в глаголах в повелительном наклонении. Разноспрягаемые глаголы. Безличные глаголы; Текстообразующая роль глаголов. Словообразование глаголов. Правописание гласных в суффиксах -ова(ть), -ева(ть) и -ыва(ть), -ива(ть).

II.Рассказ на основе услышанного, его строение, языковые особенности. Пересказ исходного текста от лица кого-либо из его героев. Рассказ по сюжетным картинкам с включением части готового текста.

ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ПРОЙДЕННОГО

В VI КЛАССЕ (8 ч + 2 ч)

Сочинение на выбранную тему.

7 класс.

Русский язык как развивающееся явление (1 ч)

ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО В V—VI КЛАССАХ (7 ч + 2 ч)

Публицистический стиль, его жанры, языковые особенности.

МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

                                                   Причастие  (22 ч + 6 ч)

1. Повторение пройденного о глаголе в V и VI классах. Причастие. Свойства прилагательных и глаголов у причастия. Синтаксическая роль причастий в предложении. Действительные и страдательные причастия. Полные и краткие страдательные причастия. Причастный оборот; выделение запятыми причастного оборота. Текстообразующая роль причастий.

Склонение полных причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени (ознакомление).

Не с причастиями. Правописание гласных в суффиксах действительных и страдательных причастий. Одна и две буквы н в суффиксах полных причастий и прилагательных, образованных от глаголов. Одна буква н в кратких причастиях.

.2. Умение правильно ставить ударение в полных и кратких страда
тельных причастиях
(принесённый, принесён, принесена, принесено, при
несены),
правильно употреблять причастия с суффиксом -ся, согласовы
вать причастия с определяемыми существительными, строить предложе
ния с причастным оборотом.

3.  Описание внешности человека: структура текста, языковые особенности (в том числе специальные «портретные» слова).
Устный пересказ исходного текста с описанием внешности.

4. Выборочное изложение текста с описанием внешности. Описание
внешности знакомого по личным впечатлениям, по фотографии.

Виды публичных общественно-политических выступлений. Их структура.

                                                                Деепричастие  (9 ч + 2 ч)

1.  Повторение пройденного о глаголе в V и VI классах.

Деепричастие. Глагольные и наречные свойства деепричастия. Синтаксическая роль деепричастий в предложении. Текстообразующая роль деепричастий. Деепричастный оборот; знаки препинания при деепричастном обороте. Выделение одиночного деепричастия запятыми (ознакомление). Деепричастия совершенного и несовершенного вида и их образование.

Не с деепричастиями.

2. Умение правильно строить предложение с деепричастным оборотом.

3.    Рассказ по картине.

Наречие  (20 ч + 6 ч)

1.  Наречие как часть речи. Синтаксическая роль наречий в предложении. Степени сравнения наречий и их образование. Текстообразующая роль наречий. Словообразование наречий.

Правописание не с наречиями на и –е,  не- и ни- в наречиях. Одна и две буквы и в наречиях на и -е.

Буквы о и е после шипящих на конце наречий. Суффиксы и на конце наречий. Дефис между частями слова в наречиях. Слитные и раздельные написания наречий. Буква ь после шипящих на конце наречий.

2.    Умение правильно ставить ударение в наречиях. Умение использовать в речи наречия-синонимы и антонимы.

3.    Описание действий как вид текста: структура текста, его языковые особенности. Пересказ исходного текста с описанием   действий.

Категория состояния  (3 ч + 2 ч)

1.Категория состояния как часть речи. Ее отличие от наречий. Синтаксическая роль слов категории состояния.

2.. Выборочное изложение текста с описанием состояния человека или природы.

СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (1 ч)

Предлог  (8 ч+ 2 ч)

1.  Предлог как служебная часть речи. Синтаксическая роль предлогов в предложении. Непроизводные и производные предлоги.   Простые   и   составные   предлоги.   Текстообразующая   роль  предлогов. 

Слитные и раздельные написания предлогов (в течение, ввиду, вследствие и др.). Дефис в предлогах из-за, из-под.

2.. Умение правильно употреблять предлоги в и на, с и из. Умение правильно употреблять существительные с предлогами по, благодаря, согласно, вопреки.

Умение пользоваться в речи предлогами-синонимами.

3. Рассказ от своего имени на основе прочитанного. Рассказ на основе увиденного на картине.

                                                            Союз  (12ч. + 2ч.)

 1. Союз   как   служебная   часть   речи.   Синтаксическая   роль союзов  в  предложении.   Простые   и   составные  союзы.   Союзы   сочинительные и подчинительные; сочинительные союзы — соединительные,   разделительные   и   противительные.   Употребление сочинительных союзов в простом и сложном предложениях; употребление подчинительных союзов в сложном предложении. Текстообразующая роль союзов.

Слитные и раздельные написания союзов. Отличие на письме союзов зато, тоже, чтобы от местоимений с предлогом и частицами и союза также от наречия так с частицей же.

2. Умение пользоваться в речи союзами-синонимами.

3. Устное рассуждение на дискуссионную тему; его языковые особенности.

Частица  (12 ч + 4 ч)

1.  Частица как служебная часть речи. Синтаксическая роль частиц в предложении. Формообразующие и смысловые частицы. Текстообразующая роль частиц.

Различение на письме частиц не и ни. Правописание не и ни с различными частями речи.

2. Умение выразительно читать предложения с модальными частицами.

3. Рассказ по данному сюжету.

Междометие. Звукоподражательные слова (4 ч)

1  Междометие как часть речи.  Синтаксическая роль междометий в предложении.

Звукоподражательные  слова  и  их отличие от  междометий. Дефис в междометиях. Интонационное выделение междометий. Запятая и восклицательный знак при междометиях.

2. Умение   выразительно   читать   предложения   с   междометиями.

ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ПРОЙДЕННОГО В VII КЛАССЕ

(9ч + 2 ч)

 

 Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему или публичное выступление на эту тему.

8 класс.

Функции русского языка в современном мире.(1)

ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО  в V - VII КЛАССАХ.(6+2)

СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ.

Словосочетание (4)

I. Повторение пройденного о словосочетании  в V классе

Связь слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова (глагольные, именные, наречные).

II. Умение правильно употреблять форму зависимого слова при согласовании и управлении.

Умение использовать в речи синонимические по значению словосочетания.

Простое предложение (4+1)

I. Повторение пройденного о предложении. Грамматическая (предикативная) основа предложения.

Особенности связи подлежащего и сказуемого.

Порядок слов в предложении. Интонация простого предложения. Логическое ударение.

II. Умение выделять с помощью логического ударения и порядка слов наиболее важное слово в предложении, выразительно читать предложение.

III. Описание архитектурных памятников  как вид текста. Структура текста, его языковые особенности.

Простые двусоставные предложения

Главные члены предложения (10+2)

I. Подлежащее. Повторение пройденного о подлежащем. Способы выражения подлежащего.

Сказуемое. Повторение пройденного о сказуемом. Способы выражения сказуемого. Простое глагольное сказуемое. Составное глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое.

Тире между подлежащим и сказуемым.

Синтаксические синонимы главных членов предложения, их текстообразующая  роль.

II. Умение интонационно правильно произносить предложения с отсутствующей связкой; согласовывать глагол-сказуемое с подлежащим, выраженным словосочетанием.

III. Публицистическое сочинение о памятнике культуры (истории) своей местности..

Второстепенные члены предложения (9+2)

I. Повторение изученного о второстепенных членах предложения.

Дополнение. Прямое и косвенное дополнение (ознакомление).

Определение. Согласованное и несогласованное определение.

Приложение как разновидность определения: знаки препинания при приложении.

Обстоятельство. Виды обстоятельств по значению (времени, места, причины, цели, образа действия, условия,  уступительное).

Сравнительный оборот, знаки препинания при нём.

II. Умение использовать в речи согласованные и несогласованные определения как синонимы.

III. Ораторская речь, её особенности. Публичное выступление об истории своего края.

Простые односоставные предложения (15+2)

I. Группы односоставных предложений. Односоставные предложения с одним главным членом сказуемым (определённо–личные, неопределённо–личные, безличные) и подлежащим (назывные).

Синонимия односоставных и двусоставных предложений, их текстообразующая роль.

II. Умение пользоваться   двусоставными и односоставными предложениями как синтаксическими синонимами.

III. Рассказ на свободную тему.

Неполные предложения (3)

I. Понятие о неполных предложениях.

Неполные предложения в диалоге и в сложном предложении.

Однородные члены предложения (16+2)

I. Повторение изученного об однородных членах предложения.  

Однородные члены, связанные сочинительными союзами (соединительными, противительными, разделительными) и интонацией.

Однородные и неоднородные определения.  Ряды однородных членов предложения.  Разделительные знаки препинания между однородными членами.

Обобщающие слова при однородных  членах. Двоеточие и тире при обобщающих словах в предложениях.

Вариативность постановки знаков препинания.

II. Умение интонационно правильно произносить предложения с обобщающими словами при однородных членов предложения.  

III. Рассуждение на основе литературного произведения (в том числе дискуссионного характера)

.

Обращения, вводные слова и междометия  (13+2)

I. Обращение. Повторение изученного об обращении. Распространённое обращение. Выделительные знаки при обращениях.

Вводные слова. Вводные предложения.  Вставные конструкции.

Междометия в предложении.

Выделительные знаки препинания при вводных словах и предложениях, при междометиях.

Текстообразующая роль обращений, вводных слов и междометий.

II. Умение интонационно правильно произносить предложения с обращениями, вводными словами и вводными предложениями, междометиями. Умение пользоваться  в речи синонимическими вводными словами; употреблять вводные слова как средство связи предложений и частей текста.

III. Публичное выступление на общественно значимую тему.

Обособленные члены предложения (22+2)

I. Понятие об обособлении.

Обособленные определения и обособленные приложения.

Обособленные обстоятельства.

Уточнение как вид обособленного члена предложения.

Выделительные знаки препинания при обособленных второстепенных и уточняющих  членах предложения.

Синтаксические синонимы обособленных членов предложения, их текстообразующая роль.

II. Умение интонационно правильно произносить предложения с обособленными и уточняющими членами. Умение использовать предложения с обособленными членами и их синтаксические синонимы.

III. Характеристика человека как вид текста; строение данного текста, его языковые особенности.

Прямая и косвенная речь (9+1)

I. Повторение изученного о прямой речи и диалоге.

Способы передачи чужой речи

Слова автора внутри прямой речи. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью.

Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью.

Цитата. Знаки препинания при цитировании.

Синтаксические синонимы предложений с прямой речью, их текстообразующая роль.

II. Умение выделять в произношении слова автора. Умение заменять  прямую речь косвенной. 

III. Сравнительная характеристика двух знакомых лиц; особенности строения данного текста.

ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ПРОЙДЕННОГО В VIII КЛАССЕ (9+1)

9 класс.

Международное значение русского языка (1 ч)

ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО В V—VIII КЛАССАХ  (8ч + 2 ч)

Анализ текста, его стиля, средств связи его частей.

СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ, КУЛЬТУРАРЕЧИ

Сложные предложения  (4 ч+2ч)

СЛОЖНОСОЧИНЕННЫЕ  ПРЕДЛОЖЕНИЯ (10 ч + 2 ч)

I. Сложносочиненное предложение и его особенности. Сложносочиненные предложения с союзами (соединительными, противительными, разделительными). Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения.

Синтаксические синонимы сложносочиненных предложений, их текстообразующая роль.

Авторское употребление знаков препинания.

II.        Умение интонационно правильно произносить сложносочиненные
предложения.

III.        Рецензия на литературное произведение, спектакль, кинофильм.

СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ  ПРЕДЛОЖЕНИЯ  (26ч + 5 ч)

I.        Сложноподчиненное предложение и его особенности. Главное и придаточные предложения. Союзы и союзные слова как средство связи придаточного с главным. Указательные слова в
главном предложении. Место придаточного предложения по отношению к главному. Разделительные знаки препинания между главным и придаточным предложениями. Виды придаточных предложений.

Типичные речевые сферы применения сложноподчиненных предложений.

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными; знаки препинания в них.

Синтаксические синонимы сложноподчиненных предложений, их текстообразующая роль.

II.        Умение использовать в речи сложноподчиненные предложения и
простые с обособленными второстепенными членами как синтаксические синонимы.

III.        Академическое красноречие и его виды, строение и языковые особенности. Сообщение на лингвистическую тему.

Деловые документы (автобиография, заявление).

БЕССОЮЗНЫЕ  СЛОЖНЫЕ  ПРЕДЛОЖЕНИЯ (9 ч + 3 ч)

I.        Бессоюзное сложное предложение и его особенности.
Смысловые взаимоотношения между частями бессоюзного сложного предложения. Разделительные знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

Синтаксические синонимы бессоюзных сложных предложений, их текстообразующая  роль.

II.        Умение передавать с помощью интонации различные смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения. Умение пользоваться синонимическими союзными и бессоюзными сложными предложениями.

III.        Реферат небольшой статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему.

СЛОЖНЫЕ  ПРЕДЛОЖЕНИЯ  С  РАЗЛИЧНЫМИ  ВИДАМИ  СВЯЗИ (8 ч +2 ч)

  1. Различные виды сложных предложений с союзной и бессоюзное связью; разделительные знаки препинания в них. Сочетание знаков препинания.
  2. Умение правильно употреблять в речи сложные предложения с различными видами связи.

III.        Конспект статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую
тему.

ОБЩИ Е СВЕДЕНИЯ О ЯЗЫКЕ (3ч +1ч)

Роль языка в жизни общества. Язык как развивающееся явление. Языковые контакты русского языка.

Русский язык — первоэлемент великой русской литературы. Русский литературный язык и его стили. Богатство, красота, выразительность русского языка.

Русский язык как национальный язык русского народа, государственный язык РФ и язык межнационального общения. Место русского языка среди языков мира. Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык среди славянских языков. Роль старославянского языка в развитии русского языка. Значение письменности; русская письменность. Наука о русском языке и ее разделы. Видные ученые-русисты, исследовавшие русский язык.

СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО ПО ФОНЕТИКЕ,ЛЕКСИКЕ, ГРАММАТИКЕ И ПРАВОПИСАНИЮ,КУЛЬТУРЕ РЕЧИ (12 ч +3 ч)

Систематизация сведений о признаках текста, теме и основной мысли связного высказывания, средствах связи частей текста, о повествовании, описании, рассуждении; о стилях речи.

Сочинение публицистического характера на общественные, морально-этические и историко-литературные темы.

Доклад или реферат на историко-литературную тему (по одному источнику).

Тезисы статьи (главы книги) на лингвистическую тему.

Конспект и тезисный план литературно-критической статьи.

Тематическое планирование.

6 класс.

Разделы, темы

Количество часов в программе по русскому языку авт.М.Т.Баранова,Т.А. Ладыженской,Н.Н.Шанского

Количество часов в рабочей программе

1

Русский язык- один из развитых языков мира

1

1

2

Повторение пройденного в 5 классе

8+2

8+2

3

Лексика и фразеология . Культура речи.

10+3

13+3

4

Словообразование. Орфография. Культура речи.

24+4

28+4

5

Морфология.   Орфография. Культура речи.

Имя существительное.

18+3

21+3

6

Имя прилагательное.

18+3

24+3

7

Имя числительное.

12+2

17+2

8

Местоимение.

19+3

27+3

9

Глагол.

24+6

29+6

10

Повторение и систематизация пройденного в 6 классе

8+2

8+2

Итого

170+28

204+28

Перечень практических работ.

1.Диктантов- 9.

2.Изложений- 6(2 контрольных).

3.Сочинений- 9 (2 контрольных).

4.Тестов- 2.

7 класс.

Разделы, темы

Количество часов в программе по русскому языку авт.М.Т.Баранова,Т.А. Ладыженской,Н.Н.Шанского

Количество часов в рабочей программе

1

Русский язык как развивающееся явление.

1

1

2

Повторение пройденного в 5-6 классах.

12+2

7+2

3

Морфология.   Орфография. Культура речи.

Причастие.

25+6

22+6

4

Деепричастие.

10+2

9+2

5

Наречие.

28+6

22+4

6

Категория состояния.

4+2

3+2

7

Служебные части речи .Культура речи.

1

1

8

Предлог.

11+2

8+2

9

Союз.

16+2

12+2

10

Частица.

18+4

12+4

11

Междометие. Звукоподражательные слова.

4

4

12

Повторение и систематизация пройденного в 7 классе

12+2

9+2

Итого

170(28 р.р.)

136(26 р.р.)

 Перечень практических работ.

1.Диктантов- 5.

2.Изложений- 5(2 контрольных).

3.Сочинений- 6 (2 контрольных).

4.Тестов- 2.

8 класс.

Разделы, темы

Количество часов  в авторской программе

Количество часов в рабочей программе

1

Функции русского языка в современном мире

1

1

2

Повторение пройденного в 5-7 классах

6+2

6+2

3

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.

Словосочетание.

2

4

4

Простое предложение

3+1

4+1

5

Простые двусоставные предложения.

Главные члены предложения.

6+2

10+2

6

Второстепенные члены предложения

6+2

9+2

7

Простые односоставные предложения

9+2

15+2

8

Неполные предложения

2

3

9

Однородные члены предложения

12+2

16+2

10

Обращения, вводные слова и междометия

9+2

13+2

11

Обособленные члены предложения

18+2

22+2

12

Прямая и косвенная речь

6+1

9+1

13

Повторение и систематизация пройденного в 8 классе

5+1

9+1

итого

102

136

Перечень практических работ.

1.Диктанты-5+2.

2.Изложения- 5(3).

3.Сочинения-6(2).

4.Тесты-1.

9 класс.

Разделы, темы

Количество часов

 в программе

 по русскому языку авт.М.Т.Баранова,

Т.А.Ладыженской,

Н.Н.Шанского

Количество часов в рабочей программе

1

Международное значение русского языка

1

2

Повторение пройденного в 5 - 8 классах

8+2

3

Сложное предложение. Культура речи. Сложные предложения

4+2

5

Сложносочиненные предложения

10+2

6

Сложноподчиненные предложения

26+5

7

Бессоюзные сложные предложения

9+3

8

Сложные предложения с различными видами связи

8+2

9

Общие сведения о языке

3+1

10

Систематизация изученного по фонетике, лексике, грамматике и правописанию, культуре речи

12+3

ИТОГО

68

102(82+20)

Перечень практических работ.

1.Диктанты-5+2.

2.Изложения- 5(3).

3.Сочинения-6(2).

4.Тесты-1.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательной деятельности.

1.Русский язык.6-7 класс: учебник для общеобразоват. Учреждений/ М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; науч. Ред. Н.М.Шанский/.-М.: Просвещение, 2009.

 2.Баранов М.Т.,Ладыженская Т.А.,Шанский Н.Н Программы общеобразовательных учреждений.Русский язык 5-9 классы.-М.:Просвещение,2007

3.Русский язык 6-9 класс.Тематические тесты по программе Т.А.Ладыженской,М.Т.Баранова и др.-Ростовн/Д:Издатель Мальцев Д.А.;М.:НИИ школьных технологий,2012.

4.Баранов М.Т.Школьный орфографический словарь русского языка.-М,2005

5.Тростенцова А. А. Русский язык 8-9 кл. / А. А. Тростенцова. - М.: Просвещение, 2013.

6.Малюшкин А. Б. Комплексный анализ текста: Рабочая тетрадь: 9 класс А. Б. Малюшкин. - М.: ТЦ «Сфера», 2011

7.УМК «Русский язык. Подготовка к ОГЭ». Автор: Н.А.Сенина – Ростов-на-Дону: Легион, 2015

8.Интернет- ресурсы:

-www.posobie.ru(содержит каталог учебного оборудования, перечень учебного оборудования РАО с комментариями, минимальный перечень учебного оборудования);

-www.uroki.ru(содержит тематические планы, поурочные планы, также разделы: методическая копилка, информационные технологии в школе);

-www.metodiki.ru(содержит разделы психологии, дошкольного воспитания, дополнительного образования, управления образованием, внеклассной работы).

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания методического объединения учителей

______________________МБОУ СОШ № 46

От  «___» августа 2015 г. № 1

_____________________  ________________

Подпись руководителя МО    Ф.И.О.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по_________________

______________   ____________________

Подпись                      Ф.И.О.

31 августа 2015 года



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОД  КРАСНОДАР

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД КРАСНОДАР

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 46

                                                                               УТВЕРЖДЕНО:

                                                                               решение педагогического совета

                                                                               от 27августа2015  года протокол №1

                                                                               Председатель   _________ И.В. Емельянова

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

    По русскому языку

(указать предмет, курс, модуль)

Уровень образования(класс)  основное общее образование ( 6-9 классы)  

                     (начальное общее, основное общее образование с указанием классов)

Количество часов          578             

Учитель   Дубоносова Жанна Владимировна

Программа разработана на основе Примерной программы по учебным предметам. Русский язык.5-9 классы. – 3-е изд., дораб. –  М.: Просвещение, 2011 и авторской программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений(5-9кл.) авт. М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.Н.Шанский-М, «Просвещение»,2010

(указать программу/программы, издательство, год издания )


Пояснительная записка

Рабочая программа  составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования(2004), Примерной программы по учебным предметам. Русский язык.5-9 классы. – 3-е изд., дораб. –  М.: Просвещение, 2011 и авторской программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений(5-9кл.) авт.М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.Н.Шанский-М, «Просвещение»,2010

Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

 воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

 совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

 освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

 формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

  • Применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.  

Общая характеристика учебного предмета.

Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы. Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения  и консолидации народов России.

Свободное владение родным русским языком – надежная основа каждого русского человека в его жизни, труде, творческой деятельности. Для реализации этой цели необходимо поднять преподавание русского языка на новый качественный уровень, соответствующий условиям и потребностям современного общества, усилить практическую направленность обучения русскому языку, повысить эффективность каждого урока.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. Специальной целью преподавания русского языка в школе является формирование коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.

Коммуникативная компетенция (в рамках программы) предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции предполагают освоение необходимых знаний о языке как языковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формировании способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведчесая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Место предмета в учебном плане.

Согласно учебному плану школы на изучение русского языка в 6-9 классах отводится 578 часов:

- в 6 классе-204 часа ( по  программе   на изучение предмета в 6 классе отводится 170 часов, по школьному базисному плану 204 часа.  Увеличение часов направленно на отработку навыков по орфографии, пунктуации и грамматике, а также расширение знаний по основным разделам курса русского языка в 6 классе);

-в 7 классе-136 часов(по  программе   на изучение предмета в 7 классе отводится 170 часов, по школьному базисному плану 136 часа. Уменьшение часов связано с отсутствием возможности преподавать русский язык в  полном объеме ( по 5 часа в неделю), так как отведено на курс 4 часа в неделю);

 -в 8 классе-136 часов(по  программе   на изучение предмета в 8  классе отводится 102 часа, по школьному базисному плану 136 часа. Увеличение часов направлено на отработку навыков по орфографии, пунктуации и грамматике, а также расширение знаний по основным разделам курса русского языка в 8 классе);

-в 9 классе-102 часа(по  программе   на изучение предмета в 9  классе отводится 68 часа, по школьному базисному плану 102 часа.  Увеличение часов направлено на отработку навыков по орфографии, пунктуации и грамматике, а также расширение знаний по основным разделам курса русского языка в 9 классе, необходимых для подготовки обучающихся к ОГЭ по русскому языку).

Содержание учебного предмета.

6 класс.

Русский язык — один из развитых языков мира(1 ч)

ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО В V КЛАССЕ(8 ч + 2 ч)

Деление текста на части; официально-деловой стиль, его языковые особенности.

ЛЕКСИКА И ФРАЗЕОЛОГИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ(13 ч + 3 ч)

I .Повторение пройденного по лексике в V классе. Исконно русские слова. Заимствованные слова. Общеупотребительные слова. Профессионализмы, диалектизмы, жаргонизмы. Нейтральные и стилистически окрашенные слова. Устаревшие слова. Неологизмы. Основные пути пополнения словарного состава русского языка. Толковые словари иностранных слов, устаревших слов.

Фразеология как раздел науки о языке. Свободные сочетания слов и фразеологические обороты. Основные признаки фразеологизмов. Стилистически нейтральные и окрашенные фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Использование фразеологизмов в речи. Фразеологический словарь.

2. Сбор и анализ материалов к сочинению: рабочие материалы. Сжатый пересказ исходного текста.

СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ(28 ч + 4 ч)

I. Повторение пройденного по морфемике в V классе .Основные способы образования слов в русском языке: с помощью морфем (морфологический)--приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный; осново-и словосложение, сложение полных и сокращенных слов, аббревиация (сокращение слов и словосочетаний). Образование слов в результате слияния сочетаний слов в слово .Понятие об этимологии и этимологическом разборе слов. Этимологические словари. Правописание чередующихся гласных о и а в корнях -гор- —-гар-, -кос        кое-. Правописание гласных в приставках пре- и при-, буквы ы ии после приставок на согласные. Правописание соединительных гласных о и е.

II.        Описание помещения, структура этого текста, языковые
особенности. Систематизация материала к сочинению; сложный
план. Выборочный пересказ исходного текста.

МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Имя существительное(21 ч + 3 ч)

I.        Повторение сведений об имени существительном, получен-
ных в V классе.

Склонение существительных на -мя. Несклоняемые существительные. Текстообразующая роль существительных. Словообразование имен существительных.

Не с существительными. Правописание гласных в суффиксах -ек, -ик, буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах -ок (-ек), -онк, -онок. Согласные ч и щ в суффиксе -чик (-щик).

II.        Различные сферы употребления устной публичной речи.

Имя прилагательное(24 ч + 3 ч)

I. Повторение пройденного об имени прилагательном в V классе.

Качественные, относительные и притяжательные прилагательные. Степени сравнения прилагательных; образование степеней сравнения. Словообразование имен прилагательных.

Не с именами прилагательными. Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных; правописание гласных и согласных в суффиксах -ан- (-ян-), -ин-, -онн- (-енн-) в именах прилагательных; различение на письме суффиксов -к- и ~ск-. Слитное и дефисное написание сложных прилагательных.

II.        Описание природы, структуры данного текста, его языко-
вые особенности; описание предметов, находящихся вблизи и
вдали. Выборочный пересказ исходного текста с описанием при-
роды. Описание пейзажа по картине.

Публичное выступление о произведении народного промысла.

Имя числительное(17 ч +2 ч)

I.        Имя числительное как часть речи. Синтаксическая роль
имен числительных в предложении. Числительные количествен-
ные и порядковые. Числительные простые и составные. Тексто-
образующая роль числительных.

Склонение количественных числительных. Правописание гласных в падежных окончаниях; буква ь в середине и на конце числительных. Слитное и раздельное написание числительных.

Склонение порядковых числительных. Правописание гласных в падежных окончаниях порядковых числительных.

II.        Публичное выступление — призыв, его структура, языко-
вые особенности. Пересказ исходного текстах цифровым мате-
риалом.

Местоимение (27 ч + 3 ч)

I. Местоимение как часть речи. Синтаксическая роль местоимений в предложении. Разряды местоимений. Склонение местоимений. Текстообразующая роль местоимений.

Раздельное написание предлогов с местоимениями. Буква н в личных местоимениях 3-го лица после предлогов. Образование неопределенных местоимений. Дефис в неопределенных местоимениях перед суффиксами -то, -либо, -нибудь и после приставки кое-.

Не в неопределенных местоимениях. Слитное и раздельное написание не и ни в отрицательных местоимениях:

2. Рассказ по воображению, по сюжетным рисункам; строение, языковые особенности данных текстов .Рассуждение как тип текста, его строение (тезис, аргумент, вывод), языковые особенности.

Глагол(29 ч + 6 ч)

I.Повторение пройденного о глаголе в V классе.

Переходные и непереходные глаголы. Изъявительное, условное и повелительное наклонения. Раздельное написание частицы бы (б) с глаголами в условном наклонении. Буквы ь и и в глаголах в повелительном наклонении. Разноспрягаемые глаголы. Безличные глаголы; Текстообразующая роль глаголов. Словообразование глаголов. Правописание гласных в суффиксах -ова(ть), -ева(ть) и -ыва(ть), -ива(ть).

II.Рассказ на основе услышанного, его строение, языковые особенности. Пересказ исходного текста от лица кого-либо из его героев. Рассказ по сюжетным картинкам с включением части готового текста.

ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ПРОЙДЕННОГО

В VI КЛАССЕ (8 ч + 2 ч)

Сочинение на выбранную тему.

7 класс.

Русский язык как развивающееся явление (1 ч)

ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО В V—VI КЛАССАХ (7 ч + 2 ч)

Публицистический стиль, его жанры, языковые особенности.

МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

                                                   Причастие  (22 ч + 6 ч)

1. Повторение пройденного о глаголе в V и VI классах. Причастие. Свойства прилагательных и глаголов у причастия. Синтаксическая роль причастий в предложении. Действительные и страдательные причастия. Полные и краткие страдательные причастия. Причастный оборот; выделение запятыми причастного оборота. Текстообразующая роль причастий.

Склонение полных причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени (ознакомление).

Не с причастиями. Правописание гласных в суффиксах действительных и страдательных причастий. Одна и две буквы н в суффиксах полных причастий и прилагательных, образованных от глаголов. Одна буква н в кратких причастиях.

.2. Умение правильно ставить ударение в полных и кратких страда
тельных причастиях
(принесённый, принесён, принесена, принесено, при
несены),
правильно употреблять причастия с суффиксом -ся, согласовы
вать причастия с определяемыми существительными, строить предложе
ния с причастным оборотом.

3.  Описание внешности человека: структура текста, языковые особенности (в том числе специальные «портретные» слова).
Устный пересказ исходного текста с описанием внешности.

4. Выборочное изложение текста с описанием внешности. Описание
внешности знакомого по личным впечатлениям, по фотографии.

Виды публичных общественно-политических выступлений. Их структура.

                                                                Деепричастие  (9 ч + 2 ч)

1.  Повторение пройденного о глаголе в V и VI классах.

Деепричастие. Глагольные и наречные свойства деепричастия. Синтаксическая роль деепричастий в предложении. Текстообразующая роль деепричастий. Деепричастный оборот; знаки препинания при деепричастном обороте. Выделение одиночного деепричастия запятыми (ознакомление). Деепричастия совершенного и несовершенного вида и их образование.

Не с деепричастиями.

2. Умение правильно строить предложение с деепричастным оборотом.

3.    Рассказ по картине.

Наречие  (20 ч + 6 ч)

1.  Наречие как часть речи. Синтаксическая роль наречий в предложении. Степени сравнения наречий и их образование. Текстообразующая роль наречий. Словообразование наречий.

Правописание не с наречиями на и –е,  не- и ни- в наречиях. Одна и две буквы и в наречиях на и -е.

Буквы о и е после шипящих на конце наречий. Суффиксы и на конце наречий. Дефис между частями слова в наречиях. Слитные и раздельные написания наречий. Буква ь после шипящих на конце наречий.

2.    Умение правильно ставить ударение в наречиях. Умение использовать в речи наречия-синонимы и антонимы.

3.    Описание действий как вид текста: структура текста, его языковые особенности. Пересказ исходного текста с описанием   действий.

Категория состояния  (3 ч + 2 ч)

1.Категория состояния как часть речи. Ее отличие от наречий. Синтаксическая роль слов категории состояния.

2.. Выборочное изложение текста с описанием состояния человека или природы.

СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (1 ч)

Предлог  (8 ч+ 2 ч)

1.  Предлог как служебная часть речи. Синтаксическая роль предлогов в предложении. Непроизводные и производные предлоги.   Простые   и   составные   предлоги.   Текстообразующая   роль  предлогов. 

Слитные и раздельные написания предлогов (в течение, ввиду, вследствие и др.). Дефис в предлогах из-за, из-под.

2.. Умение правильно употреблять предлоги в и на, с и из. Умение правильно употреблять существительные с предлогами по, благодаря, согласно, вопреки.

Умение пользоваться в речи предлогами-синонимами.

3. Рассказ от своего имени на основе прочитанного. Рассказ на основе увиденного на картине.

                                                            Союз  (12ч. + 2ч.)

 1. Союз   как   служебная   часть   речи.   Синтаксическая   роль союзов  в  предложении.   Простые   и   составные  союзы.   Союзы   сочинительные и подчинительные; сочинительные союзы — соединительные,   разделительные   и   противительные.   Употребление сочинительных союзов в простом и сложном предложениях; употребление подчинительных союзов в сложном предложении. Текстообразующая роль союзов.

Слитные и раздельные написания союзов. Отличие на письме союзов зато, тоже, чтобы от местоимений с предлогом и частицами и союза также от наречия так с частицей же.

2. Умение пользоваться в речи союзами-синонимами.

3. Устное рассуждение на дискуссионную тему; его языковые особенности.

Частица  (12 ч + 4 ч)

1.  Частица как служебная часть речи. Синтаксическая роль частиц в предложении. Формообразующие и смысловые частицы. Текстообразующая роль частиц.

Различение на письме частиц не и ни. Правописание не и ни с различными частями речи.

2. Умение выразительно читать предложения с модальными частицами.

3. Рассказ по данному сюжету.

Междометие. Звукоподражательные слова (4 ч)

1  Междометие как часть речи.  Синтаксическая роль междометий в предложении.

Звукоподражательные  слова  и  их отличие от  междометий. Дефис в междометиях. Интонационное выделение междометий. Запятая и восклицательный знак при междометиях.

2. Умение   выразительно   читать   предложения   с   междометиями.

ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ПРОЙДЕННОГО В VII КЛАССЕ

(9ч + 2 ч)

 

 Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему или публичное выступление на эту тему.

8 класс.

Функции русского языка в современном мире.(1)

ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО  в V - VII КЛАССАХ.(6+2)

СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ.

Словосочетание (4)

I. Повторение пройденного о словосочетании  в V классе

Связь слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова (глагольные, именные, наречные).

II. Умение правильно употреблять форму зависимого слова при согласовании и управлении.

Умение использовать в речи синонимические по значению словосочетания.

Простое предложение (4+1)

I. Повторение пройденного о предложении. Грамматическая (предикативная) основа предложения.

Особенности связи подлежащего и сказуемого.

Порядок слов в предложении. Интонация простого предложения. Логическое ударение.

II. Умение выделять с помощью логического ударения и порядка слов наиболее важное слово в предложении, выразительно читать предложение.

III. Описание архитектурных памятников  как вид текста. Структура текста, его языковые особенности.

Простые двусоставные предложения

Главные члены предложения (10+2)

I. Подлежащее. Повторение пройденного о подлежащем. Способы выражения подлежащего.

Сказуемое. Повторение пройденного о сказуемом. Способы выражения сказуемого. Простое глагольное сказуемое. Составное глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое.

Тире между подлежащим и сказуемым.

Синтаксические синонимы главных членов предложения, их текстообразующая  роль.

II. Умение интонационно правильно произносить предложения с отсутствующей связкой; согласовывать глагол-сказуемое с подлежащим, выраженным словосочетанием.

III. Публицистическое сочинение о памятнике культуры (истории) своей местности..

Второстепенные члены предложения (9+2)

I. Повторение изученного о второстепенных членах предложения.

Дополнение. Прямое и косвенное дополнение (ознакомление).

Определение. Согласованное и несогласованное определение.

Приложение как разновидность определения: знаки препинания при приложении.

Обстоятельство. Виды обстоятельств по значению (времени, места, причины, цели, образа действия, условия,  уступительное).

Сравнительный оборот, знаки препинания при нём.

II. Умение использовать в речи согласованные и несогласованные определения как синонимы.

III. Ораторская речь, её особенности. Публичное выступление об истории своего края.

Простые односоставные предложения (15+2)

I. Группы односоставных предложений. Односоставные предложения с одним главным членом сказуемым (определённо–личные, неопределённо–личные, безличные) и подлежащим (назывные).

Синонимия односоставных и двусоставных предложений, их текстообразующая роль.

II. Умение пользоваться   двусоставными и односоставными предложениями как синтаксическими синонимами.

III. Рассказ на свободную тему.

Неполные предложения (3)

I. Понятие о неполных предложениях.

Неполные предложения в диалоге и в сложном предложении.

Однородные члены предложения (16+2)

I. Повторение изученного об однородных членах предложения.  

Однородные члены, связанные сочинительными союзами (соединительными, противительными, разделительными) и интонацией.

Однородные и неоднородные определения.  Ряды однородных членов предложения.  Разделительные знаки препинания между однородными членами.

Обобщающие слова при однородных  членах. Двоеточие и тире при обобщающих словах в предложениях.

Вариативность постановки знаков препинания.

II. Умение интонационно правильно произносить предложения с обобщающими словами при однородных членов предложения.  

III. Рассуждение на основе литературного произведения (в том числе дискуссионного характера)

.

Обращения, вводные слова и междометия  (13+2)

I. Обращение. Повторение изученного об обращении. Распространённое обращение. Выделительные знаки при обращениях.

Вводные слова. Вводные предложения.  Вставные конструкции.

Междометия в предложении.

Выделительные знаки препинания при вводных словах и предложениях, при междометиях.

Текстообразующая роль обращений, вводных слов и междометий.

II. Умение интонационно правильно произносить предложения с обращениями, вводными словами и вводными предложениями, междометиями. Умение пользоваться  в речи синонимическими вводными словами; употреблять вводные слова как средство связи предложений и частей текста.

III. Публичное выступление на общественно значимую тему.

Обособленные члены предложения (22+2)

I. Понятие об обособлении.

Обособленные определения и обособленные приложения.

Обособленные обстоятельства.

Уточнение как вид обособленного члена предложения.

Выделительные знаки препинания при обособленных второстепенных и уточняющих  членах предложения.

Синтаксические синонимы обособленных членов предложения, их текстообразующая роль.

II. Умение интонационно правильно произносить предложения с обособленными и уточняющими членами. Умение использовать предложения с обособленными членами и их синтаксические синонимы.

III. Характеристика человека как вид текста; строение данного текста, его языковые особенности.

Прямая и косвенная речь (9+1)

I. Повторение изученного о прямой речи и диалоге.

Способы передачи чужой речи

Слова автора внутри прямой речи. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью.

Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью.

Цитата. Знаки препинания при цитировании.

Синтаксические синонимы предложений с прямой речью, их текстообразующая роль.

II. Умение выделять в произношении слова автора. Умение заменять  прямую речь косвенной. 

III. Сравнительная характеристика двух знакомых лиц; особенности строения данного текста.

ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ПРОЙДЕННОГО В VIII КЛАССЕ (9+1)

9 класс.

Международное значение русского языка (1 ч)

ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО В V—VIII КЛАССАХ  (8ч + 2 ч)

Анализ текста, его стиля, средств связи его частей.

СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ, КУЛЬТУРАРЕЧИ

Сложные предложения  (4 ч+2ч)

СЛОЖНОСОЧИНЕННЫЕ  ПРЕДЛОЖЕНИЯ (10 ч + 2 ч)

I. Сложносочиненное предложение и его особенности. Сложносочиненные предложения с союзами (соединительными, противительными, разделительными). Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения.

Синтаксические синонимы сложносочиненных предложений, их текстообразующая роль.

Авторское употребление знаков препинания.

II.        Умение интонационно правильно произносить сложносочиненные
предложения.

III.        Рецензия на литературное произведение, спектакль, кинофильм.

СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ  ПРЕДЛОЖЕНИЯ  (26ч + 5 ч)

I.        Сложноподчиненное предложение и его особенности. Главное и придаточные предложения. Союзы и союзные слова как средство связи придаточного с главным. Указательные слова в
главном предложении. Место придаточного предложения по отношению к главному. Разделительные знаки препинания между главным и придаточным предложениями. Виды придаточных предложений.

Типичные речевые сферы применения сложноподчиненных предложений.

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными; знаки препинания в них.

Синтаксические синонимы сложноподчиненных предложений, их текстообразующая роль.

II.        Умение использовать в речи сложноподчиненные предложения и
простые с обособленными второстепенными членами как синтаксические синонимы.

III.        Академическое красноречие и его виды, строение и языковые особенности. Сообщение на лингвистическую тему.

Деловые документы (автобиография, заявление).

БЕССОЮЗНЫЕ  СЛОЖНЫЕ  ПРЕДЛОЖЕНИЯ (9 ч + 3 ч)

I.        Бессоюзное сложное предложение и его особенности.
Смысловые взаимоотношения между частями бессоюзного сложного предложения. Разделительные знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

Синтаксические синонимы бессоюзных сложных предложений, их текстообразующая  роль.

II.        Умение передавать с помощью интонации различные смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения. Умение пользоваться синонимическими союзными и бессоюзными сложными предложениями.

III.        Реферат небольшой статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему.

СЛОЖНЫЕ  ПРЕДЛОЖЕНИЯ  С  РАЗЛИЧНЫМИ  ВИДАМИ  СВЯЗИ (8 ч +2 ч)

  1. Различные виды сложных предложений с союзной и бессоюзное связью; разделительные знаки препинания в них. Сочетание знаков препинания.
  2. Умение правильно употреблять в речи сложные предложения с различными видами связи.

III.        Конспект статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую
тему.

ОБЩИ Е СВЕДЕНИЯ О ЯЗЫКЕ (3ч +1ч)

Роль языка в жизни общества. Язык как развивающееся явление. Языковые контакты русского языка.

Русский язык — первоэлемент великой русской литературы. Русский литературный язык и его стили. Богатство, красота, выразительность русского языка.

Русский язык как национальный язык русского народа, государственный язык РФ и язык межнационального общения. Место русского языка среди языков мира. Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык среди славянских языков. Роль старославянского языка в развитии русского языка. Значение письменности; русская письменность. Наука о русском языке и ее разделы. Видные ученые-русисты, исследовавшие русский язык.

СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО ПО ФОНЕТИКЕ,ЛЕКСИКЕ, ГРАММАТИКЕ И ПРАВОПИСАНИЮ,КУЛЬТУРЕ РЕЧИ (12 ч +3 ч)

Систематизация сведений о признаках текста, теме и основной мысли связного высказывания, средствах связи частей текста, о повествовании, описании, рассуждении; о стилях речи.

Сочинение публицистического характера на общественные, морально-этические и историко-литературные темы.

Доклад или реферат на историко-литературную тему (по одному источнику).

Тезисы статьи (главы книги) на лингвистическую тему.

Конспект и тезисный план литературно-критической статьи.

Тематическое планирование.

6 класс.

Разделы, темы

Количество часов в программе по русскому языку авт.М.Т.Баранова,Т.А. Ладыженской,Н.Н.Шанского

Количество часов в рабочей программе

1

Русский язык- один из развитых языков мира

1

1

2

Повторение пройденного в 5 классе

8+2

8+2

3

Лексика и фразеология . Культура речи.

10+3

13+3

4

Словообразование. Орфография. Культура речи.

24+4

28+4

5

Морфология.   Орфография. Культура речи.

Имя существительное.

18+3

21+3

6

Имя прилагательное.

18+3

24+3

7

Имя числительное.

12+2

17+2

8

Местоимение.

19+3

27+3

9

Глагол.

24+6

29+6

10

Повторение и систематизация пройденного в 6 классе

8+2

8+2

Итого

170+28

204+28

Перечень практических работ.

1.Диктантов- 9.

2.Изложений- 6(2 контрольных).

3.Сочинений- 9 (2 контрольных).

4.Тестов- 2.

7 класс.

Разделы, темы

Количество часов в программе по русскому языку авт.М.Т.Баранова,Т.А. Ладыженской,Н.Н.Шанского

Количество часов в рабочей программе

1

Русский язык как развивающееся явление.

1

1

2

Повторение пройденного в 5-6 классах.

12+2

7+2

3

Морфология.   Орфография. Культура речи.

Причастие.

25+6

22+6

4

Деепричастие.

10+2

9+2

5

Наречие.

28+6

22+4

6

Категория состояния.

4+2

3+2

7

Служебные части речи .Культура речи.

1

1

8

Предлог.

11+2

8+2

9

Союз.

16+2

12+2

10

Частица.

18+4

12+4

11

Междометие. Звукоподражательные слова.

4

4

12

Повторение и систематизация пройденного в 7 классе

12+2

9+2

Итого

170(28 р.р.)

136(26 р.р.)

 Перечень практических работ.

1.Диктантов- 5.

2.Изложений- 5(2 контрольных).

3.Сочинений- 6 (2 контрольных).

4.Тестов- 2.

8 класс.

Разделы, темы

Количество часов  в авторской программе

Количество часов в рабочей программе

1

Функции русского языка в современном мире

1

1

2

Повторение пройденного в 5-7 классах

6+2

6+2

3

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.

Словосочетание.

2

4

4

Простое предложение

3+1

4+1

5

Простые двусоставные предложения.

Главные члены предложения.

6+2

10+2

6

Второстепенные члены предложения

6+2

9+2

7

Простые односоставные предложения

9+2

15+2

8

Неполные предложения

2

3

9

Однородные члены предложения

12+2

16+2

10

Обращения, вводные слова и междометия

9+2

13+2

11

Обособленные члены предложения

18+2

22+2

12

Прямая и косвенная речь

6+1

9+1

13

Повторение и систематизация пройденного в 8 классе

5+1

9+1

итого

102

136

Перечень практических работ.

1.Диктанты-5+2.

2.Изложения- 5(3).

3.Сочинения-6(2).

4.Тесты-1.

9 класс.

Разделы, темы

Количество часов

 в программе

 по русскому языку авт.М.Т.Баранова,

Т.А.Ладыженской,

Н.Н.Шанского

Количество часов в рабочей программе

1

Международное значение русского языка

1

2

Повторение пройденного в 5 - 8 классах

8+2

3

Сложное предложение. Культура речи. Сложные предложения

4+2

5

Сложносочиненные предложения

10+2

6

Сложноподчиненные предложения

26+5

7

Бессоюзные сложные предложения

9+3

8

Сложные предложения с различными видами связи

8+2

9

Общие сведения о языке

3+1

10

Систематизация изученного по фонетике, лексике, грамматике и правописанию, культуре речи

12+3

ИТОГО

68

102(82+20)

Перечень практических работ.

1.Диктанты-5+2.

2.Изложения- 5(3).

3.Сочинения-6(2).

4.Тесты-1.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательной деятельности.

1.Русский язык.6-7 класс: учебник для общеобразоват. Учреждений/ М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; науч. Ред. Н.М.Шанский/.-М.: Просвещение, 2009.

 2.Баранов М.Т.,Ладыженская Т.А.,Шанский Н.Н Программы общеобразовательных учреждений.Русский язык 5-9 классы.-М.:Просвещение,2007

3.Русский язык 6-9 класс.Тематические тесты по программе Т.А.Ладыженской,М.Т.Баранова и др.-Ростовн/Д:Издатель Мальцев Д.А.;М.:НИИ школьных технологий,2012.

4.Баранов М.Т.Школьный орфографический словарь русского языка.-М,2005

5.Тростенцова А. А. Русский язык 8-9 кл. / А. А. Тростенцова. - М.: Просвещение, 2013.

6.Малюшкин А. Б. Комплексный анализ текста: Рабочая тетрадь: 9 класс А. Б. Малюшкин. - М.: ТЦ «Сфера», 2011

7.УМК «Русский язык. Подготовка к ОГЭ». Автор: Н.А.Сенина – Ростов-на-Дону: Легион, 2015

8.Интернет- ресурсы:

-www.posobie.ru(содержит каталог учебного оборудования, перечень учебного оборудования РАО с комментариями, минимальный перечень учебного оборудования);

-www.uroki.ru(содержит тематические планы, поурочные планы, также разделы: методическая копилка, информационные технологии в школе);

-www.metodiki.ru(содержит разделы психологии, дошкольного воспитания, дополнительного образования, управления образованием, внеклассной работы).

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания методического объединения учителей

______________________МБОУ СОШ № 46

От  «___» августа 2015 г. № 1

_____________________  ________________

Подпись руководителя МО    Ф.И.О.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по_________________

______________   ____________________

Подпись                      Ф.И.О.

31 августа 2015 года


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса к учебнику М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской и др.

Настоящая программа по русскому языку для V класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и авторской программы для 5 – 9 классов М.Т.Б...

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса по программе М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской.

Данная рабочая программа по русскому языку для 5 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и  Программы основного общего образования...

Рабочая программа по русскому языку для 6 класса по программе М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского и др. ФГОС

Материал содержит рабочую программу по русскому языку для 6 класса к УМК М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского и др., составленную с опорой на материал учебника и требованиям ФГОС. В п...

Рабочая программа по русскому языку для 6 класса по программе М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта, в соответствии с примерной программой основного общего образования по русскому языку, рабочей программой М. Т. Баранова,...

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса ( по учебнику М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской и др.)

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса ( по учебнику М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской и др.) разработана для обучения учащихся с ОВЗ и детей-инвалидов.Количество учебных часов скорректировано...

Рабочая программа по русскому языку для 8 класса к учебнику М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Л.А.Тростенцовой

Рабочая программа по русскому языку для 8 класса к учебнику М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой...